Одиночное спонтанное восхождение на Казбек за 2 дня

Пишет Александра Базарова, 16.12.2019 17:55

Как это было. Середина октября, 2019 год.

Мы поехали втроем (я, муж, щенок) на машине путешествовать по Грузии-Турции-Армении. Пересекли грузинскую границу в районе Верхнего Ларса. И вдруг так Паша говорит - а пошли на Казбек, прям сейчас.

Ой. Вроде б я хотела подняться на Казбек, но у меня был щенок с собой – куда ее девать на восхождение?

Въехали в Степанцмиду, там поменяли доллары на лари, Паша в аренду взял пару кошек, чтоб типа я точно не соскочила. Причем мы по-разному думали, что делать с собакой, одной из рабочих версий было, что она оставит меня с собакой в лагере, а сам поднимется. Ну вообще-то нечестно, я ж на Казбек все рвалась….

Машину поставили на стоянке перед началом тропы. Быстро собрали рюкзаки и пошли на верх. Мы стартовали примерно с 2100, метеостанция на которую мы шли была на 3650. Если честно, у меня сразу забились колени и прилегающие к ним мышцы, но в целом, шлось легко.

Одиночное спонтанное восхождение на Казбек за 2 дня (Горный туризм)

Пашка бежал как конь. Ну а я плелась, бесконечно останавливаясь на отдых.

Вышли мы в 11.20 по Москве. В идеале до темноты добежать до станции.

Сначала тропа была несложная, она просто постепенно набирала высоту.

Одиночное спонтанное восхождение на Казбек за 2 дня (Горный туризм)

Несколько раз мы переходили ручей, один раз по доске нам пришлось с Саоной идти, ей сначала было очень страшно, но она все-таки преодолела свой страх и перешла речку. Потом начался ледник. Он был подтаявший и идти по нему было, в принципе, не скользко. Правда день катился к вечеру, и Саошка стала подмерзать, все-таки ноль, плюс она шла по льду лапками.

Надела на нее кофточку с курткой. Она начала путаться в вещах и в итоге, Пашке ничего не оставалось, как взвалить ее себе по рюкзак и нести, придерживая на рукава ее куртки.

Собака уже клевала носом и отрубалась. Все-таки она прошла большое расстояние и тупо устала, а тут пригрелась и ее несут.

Одиночное спонтанное восхождение на Казбек за 2 дня (Горный туризм)

Иногда мы делали остановки, Паша стряхивал Саону с себя, но она опять наивно к нему тянулась как кошка, стараясь залезть по его руке ему на плечи. Паше уже тоже было сложно идти, видать горняшка начинала накрывать. В какой-то момент, он оторвался от меня метров на 50…. И провалился по пояс во внезапно возникший ручей. Хорошо, что, проваливаясь, он успел выкинуть Саону на противоположный берег. В этот момент нас нагнал молодой парень. Он шел с городским рюкзаком, в шортах, на ногах были какие-то кроссовки, по типу спортивных тапочек. Он тоже озадачился как ручей переходить.

Пашка меня отправил чуть ниже по руслу, чтоб я палкой глубину промеряла, но подойдя к белой шапке снега, которая обрамляла берег – я прям в снег провалилась, ну и по колено в ледяную воду, хорошо, парень был рядом, он помог мне выбраться. Пашка тем временем начал быстро переодеваться. Надел теплые штаны, теплую куртку и мои зимние сапоги.

Саона, тем временем смирно сидела на рюкзаке и никуда не рыпалась.

Одиночное спонтанное восхождение на Казбек за 2 дня (Горный туризм)

Парень подумал-подумал, сначала швырнул рюкзак, затем сам перепрыгнул с разбегу через ручей, да воды зачерпнул, но он все равно был в каких-то тапках и с голыми ногами, поэтому не сильно пострадал. Он тоже бежал на метеостанцию. Да, если у нас был хоть какой-то шанс выжить на случай, если приют будет закрыт, у нас была палатки, пенки и спальники, то парень бежал вообще налегке.

Дальше Пашка мне соорудил переправу, он пошел к истоку ручья и стал кидать камни. В конце концов, камни перестали падать на дно с концами, а оставались на поверхности, что по ним можно было перепрыгнуть. Ну и по фиг, что один камень был под водой на 5 см, у меня все равно был безнадежно мокрый ботинок, которому уже ничего не было страшно. Все, мы на том берегу. Мокрые, усталые, но нам еще немного осталось пройти, буквально метров 70 вертикали набрать.

Дошли до станции. Она работала, там даже светился телек в гостиной. Мы ввалились в гостиную. Смотритель окинул нас взором, сказал, что мы рюкзаки оставили в прихожей, а сами проходили к столу, она нам чай нальет. Я тем временем, увидела печку, начала разуваться, чтоб посушить ботинки. Смотритель- его звали Давид, принес мне вьетнамки, чтоб мне было в чем ходить. Собака, увидев печку тоже приободрилась, решила, что она жидкость и плавно стекала со скамейки в сторону печурки.

Одиночное спонтанное восхождение на Казбек за 2 дня (Горный туризм)

Стоимость ночи в приюте была- 45 лари, на русские рубли- 1000 с человека. Это была отдельная комнатушка с нарами в два ряда, человек 8 там могло спокойно разместиться

В гостиной кроме Давида была пара с самоедом и тот парень, которого мы увидели на переправе – его звали Сергей. Потом еще возник один житель метеостанции – его тоже звали Сергей.

Чай был горячий и очень в тему, я стала потихоньку приходить в себя.

Обитатели метеостанции собирались на восхождение в 2 часа ночи. Да ну, надо двигать на рассвете, по-любому, за световой день можно обернуться. Пытались обратить Сергея с переправы в свою веру, взять его третьим. Паша даже почти с кем-то договорился на станции, что с собакой погуляют, пока мы будем ходить на вершину.

Но Сергей решил пойти с той парой с собакой и вторым Сергеем.

Спалось, мне как ни странно, очень хорошо, в отличии от Пашки, который всю ночь не спал, вертелся как медведь в берлоге. Под утро я не выдержала и расстегнула спальники и легла на другой конец нар, и уже заснула крепко-крепко.

В 4.49 по Москве я проснулась и начала шебуршить Пашку, чтоб он включал горелку и делал гречку на завтрак.

Но Пашка выглядел не очень живым, точнее совсем мертвым. Отекший, никакой, шатающийся. Ну вот. Я девочка, которая в этом году по сути вообще никуда не ходила – только 3 выезда было, и то, выше 2500 я не забиралась, и единственная активность которая мне была доступна с сентября – это 10 раз в день я выходила выгуливать собаку, спускаясь и поднимаясь на 5 этаж. Все. Никакого спорта, никаких регулярных восхождений, которые у меня были перед Эльбрусом – я там реально и железо месяц пропила, и витамины, и бегала каждый день вверх-вниз, на горки соседние залезала, чтоб у меня в день стабильно было 400 набора и 400 сброса, соответственно.

Дальше у нас начинаются разброд и шатания. Я настроилась идти сегодня! Точка! Я хорошо себя чувствую, у меня хороший аппетит! У меня нет гарантии, что завтра меня не накроет горняшка, или погода не испортится, у меня есть сегодня шанс забраться на вершину, которую я стала клянчить сразу после восхождения на Эльбрус.

В итоге, выхожу одна.

Время 6.20 по Москве. Поздновато, но может успею засветло вернуться. Отжимаю у Паши его телефон, чтоб использовать в качестве фонаря и фотика, т.к. мой телефон показывает 24% и он мне для трека нужен. Т.к. место достаточно раскрученное, трек был даже на мапс ми прописан. Хотя бы было видно куда идти.

Вышла из приюта, пошла по тропе. Правда тропа у меня почти сразу ушла из-под ноги.

Такое у меня часто бывает. И я всегда забираю вверх вправо, сколько раз замечала. Короче, час иду, бултыхаясь по камням, стараясь выйти на тропу, которая вроде как на мапс ми есть, только я ее не визуализирую.

Моя тень на фоне горы

Одиночное спонтанное восхождение на Казбек за 2 дня (Горный туризм)

Потом начинают ломаться мои треккинговые палки, наотрез отказываясь зафиксироваться в нужном для меня положении. В сердцах заматываю их лейкопластырем, вроде держатся.

Иду, периодически останавливаюсь. Идти умеренно тяжело. Вроде идешь, голова не сильно болит, не тошнит, но каждый шаг дается очень тяжело, сердцебиение сильное. Отдыхаешь, когда – все прекрасно, синее небо, безмолвные белые горы и ты один.

На самом деле, мне понравилось идти одной. Идешь наедине со своими мыслями, никто не подгоняет, никого ждать не надо. Просто идешь для себя в комфортном темпе, не стараясь на скорость взбежать на гору. До куда дойду, до туда дойду. Сделать первый шаг навстречу мечте – уже много. Как там говориться – путь в 10 тысяч лье начинается с первого шага. А я его уже сделала. Может дойду до страшного ледникового места, пойму, что не пройду, развернусь. Главное, что я попробовала хотя бы.

Одиночное спонтанное восхождение на Казбек за 2 дня (Горный туризм)

Иногда я опять выходила на тропу – следы были отчетливо видны только на снегу, на камнях тропу было легко потерять. Пошли ледники с трещинами. В итоге я поняла, что в любой непонятной ситуации – обходи ледник справа, если идешь к горе, и слева, если соответственно спускаешься с горы.

Под одним камнем увидела оранжевые санки- ледянку. Надо ж, кто-то спускался с горы на них?

Потом пошла каменная стенка с бесконечно падающими камнями. Никогда так близко не видела камнепад. Там были водопады, ледопады и огромные катящиеся булыжники, причем, каждый десятый камень долетал до тропы, и надо было отслеживать траекторию, чтоб в случае чего отпрыгивать, когда в тебя на приличной скорости летит камень. Ледник с трещинами преодолела благополучно. Стояла теплая сухая погода, новый снег не выпадал и трещины не заносил.

Потом уже пошел фирн. Я надела кошки и пошла.

Одиночное спонтанное восхождение на Казбек за 2 дня (Горный туризм)

Тут тропа прекрасно выделялась среди снега, и я приободрилась. Потому что мой телефон на холоде мгновенно скинул заряд с 24 до 15. Приходилось его выключать и включать по необходимости, но, когда я его включала – к сожалению, навигация его перестала работать. Я была одна на горе, с практически севшим телефоном. Зашибись.

Но, когда я вообще смотрела трек на гору, я его в принципе запомнила. Если грубо – то сначала ты идешь прямо, потом направо, а там уже начинаешь по спиралевидной тропе обходить горку, постепенно набирая высоту.

И все, я уже на снежной горе, тропа хорошо видна.

Одиночное спонтанное восхождение на Казбек за 2 дня (Горный туризм)

Шанс зайти на вершину есть. И тут у меня приключается потеря потерь. Из-за пазухи у меня вылетает литровая бутылочка с чаем, куда я периодически, согласно Пашкиным заветам кидаю топить снег, а чтоб он растаивал, бутылочку надо нести около тела, во внутреннем кармане или как-то в этом духе. Вот она и меня и проскочила под поясным ремнем рюкзака и быстро покатилась вниз по склону. Ловить и бежать за ней было бесполезно. Т.к. бутылочка пролетела 100 метров вертикали меньше, чем за минуту. Ну, что ж, мне оставалось только жрать снег. Да, говорят, это приводит еще к большему обезвоживанию, но по мне – это хоть какая-то влага, поступающая в организм из вне. Пусть и бедная солями.

И тут я позади себя вижу человека в красной флиске. Хм. Пашка, чтоль, выдвинулся за мной и нагнал меня. Ан, нет. Это вчерашний мужик с самоедом. Он оказывается, все-таки вышел в 04.00 утра, вместе с Сергеями, но его жене стало плохо, они вдвоем вернулись в лагерь, он поспал пару часов и тоже решил еще раз сбегать. Либо акклиматизационный выход, либо как пойдет. Ну как и я, в общем-то. Он сказал, оно идется и идется, смотрю, уже гора. Когда мы с ним встретились, до вершины надо было еще 500 метров вертикали набрать, ну и 1 км горизонтали, соответственно, т.е. жесткий подъем достаточно.

Мужчину звали Денис. Сначала он вроде шел за мной, потом я его пропустила, сказав, что я явно иду медленнее и буду у него мешаться под ногами. Уж лучше, чтоб он шел вперед, будучи для меня путеводной звездой. Вообще, у меня разные мысли были по поводу восхождения. Думала, может увидеть возвращающихся ребят и вернуться с ними, чтоб не так страшно и опасно, фиг с этой вершиной, жизнь дороже. Но тут вроде, я почти укладывалась по времени до темноты, если поломлюсь на гору. В какой-то момент я увидела двух Сергеев, они уже спускались с горы. Я у них спросила воды. Сергей1 отдал мне с концами свою бутылку с которой было на полглотка воды. Зато я могла в нее потом из ручья налить, или снег топить в ней. В общем, мои шансы на выживание стремительно росли. Наличие Дениса впереди меня сильно воодушевляло.

Одиночное спонтанное восхождение на Казбек за 2 дня (Горный туризм)

Я хотя бы видела точно, куда идти, где тропы раздваивались – а там влево уходила тропа вообще на другую гору, я хотя бы понимала куда идти, а Денис в свою очередь видел, как по той тропе ребята спускались. Тропа, опоясывающая гору, была очень узкая. В самом широком месте – ровно чтоб две ноги поставить рядом, в узком месте – только одна нога вставала.

Горизонт на фотке не завален. Но очень хорошо виден уклон горы.

Косая полка на Эльбрусе нервно курит. Там хоть ширина была в метр и уклон не такой резкий. Тут же уклон в некоторых местах достигал 70-80 градусов. Т.е. ты практически идешь по 20-ти сантиметровой тропинке вдоль отвесной стены. Перил нет. Ничего нет. Надежда только на кошки и треккинговые палки. На более пологих участках- бутылочный лед, не фирн, идти стремно и страшно, кошки в такой лед вбиваются очень неохотно, палки не вбиваются вообще. Я на седловине. Тут дует ветер, чувствуешь себя как в аэродинамической трубе.

Одиночное спонтанное восхождение на Казбек за 2 дня (Горный туризм)

Надо собраться и идти. В какой-то момент я подгрузила мапс ми на телефоне. По нему выходило, что мне идти 217 метров вертикали. Запоминаю значение на своих часах со встроенным альтиметром. Иду. Могу пройти по 25 шагов на одном дыхании, потом начинает колотиться сердце, приходится передыхать. Дениса сначала вижу на склоне горы, потом уже на вершине. Я все иду. 25 шагов – это 10 метров вертикали. Я дойду. Это вопрос времени. Я упрямая. Зато мне будет чем гордиться – я зашла в одиночку на вершину не самой легкой горы. И без навигатора по сути. Вижу, как Денис спускается ко мне. Сколько до вершины? Метров 40. Дойду. Прошу его сфоткать меня на телефон, пусть Пашке покажет, да и так на всякий.

Одиночное спонтанное восхождение на Казбек за 2 дня (Горный туризм)Одиночное спонтанное восхождение на Казбек за 2 дня (Горный туризм)

Адекватно оценивая ситуацию и наши скорости, говорю, что он по приходу в лагерь нашел Пашку и сказал, что я буду через час-полтора-два, чтоб он мне сделал чай и вышел встречать с фонариком, чтоб я хоть видела направление. На самом деле я имела в виду, чтоб Пашка фонарем помахивал недалеко от станции, чтоб мне было понятно куда идти. Вдруг свет не будет в окнах гореть, хотелось бы иметь ориентир лишний.

Все, последний рывок (ну в моем случае, последние 10 рывков) и я на вершине.

Одиночное спонтанное восхождение на Казбек за 2 дня (Горный туризм)

Видимость замечательная во все стороны. Делаю селфи и круговое видео.

Все, можно спускаться.

Надо пройти несколько сложных мест. Это лед и узкая тропа, в одном месте она совсем стремная, как я и говорила.

Лед обхожу по фирну. Уф.

Теперь стенка, иду, аккуратно. Но. Все равно срыв. То ли кошку неглубоко вбила, то ли еще что, но я падаю на правый бок и стремительно качусь вниз. Сознание и адекватность, слава богу меня не покидают, я отчаянно торможу левой кошкой, и зарубаюсь палкой (по классике, как Пашка учил пару лет назад на Эльбрусе). Был бы ледоруб, я б несла его в правой руке, и она бы меня точно не спас. А простая треккинговая палка остановила падение. Пролетела я метра 4. Лежу на боку. Правую палку я отбросила еще в процессе падения, она просто на ремешке висит на руке. Левая кошка плотно вбита в лед, положение устойчивое. Выдыхаю. Жую снег, успокаиваюсь. Через 5 минут взяла себя в руки и с гораздо бОльшим усилием, вбивая кошки в снег, продолжаю спуск вниз.

Вообще первые 600 метров вертикали я сбросила за 2.40. Даже был шанс вернуться засветло. У меня вообще была программа минимум – сначала засветло спуститься со снежной горы, потом в идеале пройти ледники с трещинами по-светлу. Ну а если я еще засветло в лагерь вернусь, то честь и хвала мне и фанфары в мою честь.

Денис исчез из моего поля зрения, еще когда я спускалась со снежной горы – он уже шел внизу, по плоскому месту, потом он скрылся за поворотом, и я его больше не видела. Спускалась в полном одиночестве.

Ну и ладно.

Ледники, я уже помню, что его обходить надо слева. Вечер, водопады, бьющие из скалы особенно полноводны. И с еще большей частотой вниз падают камни. Грохот как от канонады. Некоторые долетают практически до меня, уворачиваюсь.

Прошла ледники. По навигатору мне еще идти 2 км и сброс метров 300.

Но я опять теряю тропу и ловлю еще пару ледников с трещинами.

Одиночное спонтанное восхождение на Казбек за 2 дня (Горный туризм)

Включаю навигатор, понимаю, что я по своей старой привычке опять забрала сильно вправо от тропы. Меняю траекторию, но блин, иду без тропы, от более стремной трещины к менее стремной. Выбираюсь на ледник. Осталось сбросить 150 метров. Темнеет. Вдруг слышу крик позади себя и левее, там на каменной гряде, кто-то что-то не по-русски кричит и машет красным фонариком. Помахала в ответ палками, и посветила фонарем на мобильнике. Иду дальше вниз, стараясь идти влево, чтоб найти тропу. И вдруг слышу свист! Это может быть Пашка меня пошел встречать! Так и есть. Я выбираюсь на гряду и встречаю нерусского товарища (чех?) и Пашку. Чех предлагает мне воду, но у меня есть талая вода в бутылке – я ее в речке на обратном пути набрала. Поэтому водой меня не удивить. Зато у Пашки еще теплый чай в бутылке. Все ура, можно расслабиться. Триумфа возвращения, конечно не получилось, но все равно 90% восхождения я совершила сама. Ну поблукала б по камням, ну на час позже бы пришла в лагерь. Погибнуть на этих камнях было невозможно, ледников-ручьев не было. Просто сверяйся с направлением и иди себе. Тем более по сути ты идет по одному ущелью, просто оно очень широкое, с несколькими ручьями и каменными гребням.

Чех мне предлагает энергетический батончик. А я ж ничего не ела, считай, за эти 12 часов. Только в себя насильно козинашку засунула на обратной дороге, когда воды в ручье в бутылку набрала.

Пашка на меня не ругается. Просто ведет к лагерю. Ему навигатор не нужен, он тропу и так видит. Подходим к стоянке чехов, там уже и девушка есть. Они мне предлагают чай выпить, спрашивают как оно. На что я по-английски отвечаю, что шла, никуда не спешила, зависала часто, отдыхала.

Лагерь. Вваливаюсь в гостиную, там много народу. Здороваюсь, общаюсь с людьми. Меня поздравляют с горой. Думаю, что редко из лагеря стартует девушка, чтоб соло взойти на гору. Хотя, в 2015 году пропала полячка, до сих пор висит объявление. Людей в гостиной много, появились чехи (другие) с чачей. Вежливо прошу у них тоже рюмку выпить. Кушать не очень хочется, я на эмоциях и впечатлениях.

Утро. Я мертвая. Выплевываю легкие, астма, мать ее, все время почти после сброса высоты начинаю дико кашлять. Паше все-таки решил зайти на вершину и стартует тоже в одиночку.

Я же решаю спокойно и не торопясь спуститься к машине с собакой. Давид очень недоволен, что Паша так поздно (9.00) решает стартануть на гору, тем более один. Что типа сначала я сходила, теперь он один, да еще Денис тоже один ушел, вообще бардак и типа кому звонить, все умрут, все погибнут.

Я прибираюсь в комнате, по максимуму забираю себе в рюкзак все вещи – продукты, баллон c газом. Фотик, спальник себе. Паше по сути оставляю только палатку, пенки, спальник, горелку-баллон. Еду найдет на кухне, если что. Хорошо б, чтоб он спустился вечером к стоянке, но там уж как получится. Пашка мне на всякий случай отдает мой паспорт и доллары, чтоб я если что-то пойдет не так- хоть могла уехать.

Паша ушел, а крик Давида только нарастал. Смотрю, там и Сергей2 ходит. Я его спрашиваю – ты вниз?

Да.

Сергей сказал, что он будет идти медленно. Прекрасно! Мне вообще спешить некуда.

Самым стремным местом мне показался ручей у ледника, в который мы провалились двумя днями ранее, но было утро, и он слава Богу был еще замерзший, поэтому просто перешли, где тропа была. Ледник, кошки. Саона идет сама, правда иногда скользит по бутылочному льду. Лапки у нее подмерзают, и когда мы останавливаемся, она норовит встать всеми 4-мя лапами мне на ботинки.

Одиночное спонтанное восхождение на Казбек за 2 дня (Горный туризм)

Ледник кончился, ура, кошки в рюкзак. Обращаю внимание, что у меня одно крепление у кошки накрылось. Ну ладно, починить реально в принципе, да и пока вроде все горы прошли, хотя мне про Арарат рассказали…

Где ручьи – мне Сергей помогает Саону перенести. Идем медленно, никуда не торопимся. О чем-то незначительном трепемся. За 4 часа спустились. Он дальше ушел по ущелью, а мне на стоянку к машине. Все, мое восхождение на Казбек закончилось. Теперь на очереди Арарат.

Я подала заявку на участие в Хрустальном Пике- 2019, в номинации социальный проектhttps://www.risk.ru/blog/217329 . Не знаю, может кому будет интересен мой рассказ, кто-то может пройдет мимо. Но цель, которую я преследовала, номинируясь на эту награду - показать, что на самом деле,горы ближе чем ты думаешь, и что дорогу осилит идущий.
Всем добра! И, спасибо, что дочитали сей опус до конца)

Что скажу, что скажу -- ПРЕКЛОНЯЮСЬ!

А я вот всё колеблюсь, не определюсь, кто более достоин хрустального пика, автор этого отчета или Анна Мальцева? Чей "проект" "социальнее" и делает горы безопаснее? Если в качестве критерия оценки взять то, чей пример убедительнее в том плане как делать точно не надо, пожалуй этот "проект" приоритетнее.

Блин, а я вот не смог вспомнить кто же ещё номинировался на социальный проект, помню что читал, но почему-то подумал, что это один и тот же человек. А оказывается это уже чуть ли ни тренд)

«Я такой наивный, такой доверчивый, меня так легко обмануть!». :)

Но, автор поста комментарием (от 18.12.2019 18:50) «раскрыла глаза» читателям, что её действительная подготовка – это ежедневные тренировки на кислородное голодание, 400-сотметровыми наборами высоты. И в целом, у неё подготовка – типа «волчары хоженой».

Вот только непонятным остался вопрос: Зачем она в прикиде девочки-одуванчика стала стяжать хрустальный пик?
«Хрусталь» можно накопать недалеко от Казбека -- в вулканических отложениях левого (восточного) берега реки, текущей с ледника Суатиси Восточный (над каньонным участком русла реки).

С горой конечно. Но как-то уж действительно спонтанно, не продуманно, без акклиматизации, местами на грани. Другими словами-«слабоумие и отвага». Пашка то сходил, вернулся?

Спасибо, да, вернулся). Он профессиональный походник, а я так, девочка-одуванчик, по сравнению с ним).

Но на самом деле у нас были пострашнее проекты. Типа как мы плавали по океану на дырявой резиновой лодке ( Раджа Ампат, Индонезия) среди акул, без воды, без связи. Если формат этого сайта позволяет выкладывать экваториальные приключения - я могу это выложить)))

Дело не в том, что страшно было или нет, а в оправданности такого риска. Когда все строится не на планировании и подготовке, а только на удаче и везении.
Ну и да, уже говорили, что социальности в этом проекте, как Вы его называете, и в помине нет. Видится совсем не то, что Вы хотели "...показать, что на самом деле,горы ближе чем ты думаешь, и что дорогу осилит идущий". Уж извините)

В нынешние времена проектом называют и поход за пивом в ближайший супермаркет. Еще жаль, что к такому мероприятию тулят социальную вывеску, девальвируя этим оное.

Это всё смешно, конечно, так как закончилось благополучно. Но, вы подали заявку в номинацию, где написано: «Социальный проект» – номинация, в которой мы вместе с пользователями портала Risk.ru отмечаем проекты людей, делающие горы и аутдор доступнее и безопаснее, а человека в них – счастливее.
Я специально выделил жирным это слово. А теперь попробуйте с позиции стороннего читателя прочитать свой пост и коменты....
И, да, у моей милой собачки тоже есть инстаграм).
А вот это дополнение, несомненно и безусловно, повышает социальность проекта! Вау! Мы здесь просто кипятком писать должны от умиления, как в каком-нить ВК, ФБ и Инсте, да?

В сериале "Штрафбат участник вылазки за "языком", напирая на своё бывшее звание капитана, выразил несогласие с назначением зэка-уголовника старшим группы. Комбат штрафников пояснил, что зэк имеет опыт двух побегов ...
Аналогично, если бы Александра в начале рассказа описала бы свой опыт путешествий и опыт своего мужа, который санкционировал её поступок, то dimeroff не проявил бы слабоумие в оценке её соло-восхождения. А насчет отваги dimeroff-а, то оная таковой не является, поелику была проявлена им в безопасном интернет-общении.

Хотя, конечно, есть основания пожелать Александре и её мужу, что "тщательнее" надо бы относиться к мероприятиям своего отдыха. :)

Если бы vlad2010 понимал значение выражения "Слабоумие и отвага", то наверное был бы более сдержан в переходе на личности в безопасном интернет-общении). По поводу сериала вообще мимо. Сомнительные параллели, тем более с вымышленным сюжетом. Равно как и сомнительный опыт для соло-восхождений, заключающий в "... мы плавали по океану на дырявой резиновой лодке ( Раджа Ампат, Индонезия) среди акул, без воды, без связи..." и "...Я не ношу рюкзаки тяжелее 12 кг, не хожу в долговременные автономки с 30-ти кг рюкзаком. Ну и не вижу смысла в многодневной акклиматизации, чтоб зайти на пятитысячник. Мы на Эльбрус зашли за 30 часов с группой, и всех подняли туда. Это когда утром одного дня ты поднимаешься на подъемнике, а на следующий день спускаешься уже обратно..." ну и конечно же, "...отчаянно торможу левой кошкой, и зарубаюсь палкой (по классике, как Пашка учил пару лет назад на Эльбрусе)..." Может этого опыта гораздо больше и мы просто не знаем. Но зачем позиционировать это все как, какой-то социальный проект, типа каждый может подняться и для этого совершенно не нужно заниматься ерундой в виде акклиматизации и прочей подготовки.
Никто же не говорит, что Александра плохая. Она умница, справилась с собой, сходила гору и вернулась. Но это не повод раздавать вредные советы.

70-80 градусов на Казбеке??? …

Чача!

видел на фото ледоруб. зачем, если только с палками?
налицо - не социальный а Асоциальный прожект, солидарен с Давидом со станции. да и собачку - жалко, её-то - почто?
такое выживание - не ваше достижение а пригляд чей-то. но ангелы-хранители - тоже устают, иногда.
удачи вам.

You are real Iron Maiden ))) В смысле, железная девушка! Откуда столько здоровья в людях?
Вот так, без акклимухи, на Казбек! Но Вы ещё и совершенно безбашенная девушка! Неужто
муж спокойно относится к таким отжигам? Удачи Вам!

А если бы это был парень, обсирались бы на тему того, что он подставляет спасателей и критиковали бы снаряжение и технику.

Еще одно подтверждение тому, что на любую гору может зайти любой человек в нормальной физической форме. Даже без акклиматизации.

Ну, вообще-то не каждый может зайти;
ещё и с обстоятельствами должно подфартить,
а не то даже и с акклиматизацией может не получиться.

Относительно конкретно Казбека - правда,
касаемо маршрута с северной стороны.
В июле этого года я там на горячих "верхних ваннах"
курортничал 10 дней.
Ну и заодно наблюдения некоторые делал,
о чём и поделился в своём посте здесь на Риске.
Так вот, за этот срок мимо на вершину проследовали человек 50.
Были там и знакомые, и вообще я "подмониторивал" статистику -
не все поднимались на Казбек, но большинство были там - примерно человек 40.
Какие-то причины неудачной попытки восхождения всё же случались,
и это, кстати, в более благоприятный летний период.

Максимальный "подвиг" установила одна группа из 2 человек -
пришли на горячие источники после полудня, переночевали,
на следующий день подтянулись на стоянки "3700", что рядом с "жандармом",
оттуда с утра стартанули на вершину, поднялись,
и в этот же день сразу спустились обратно к горячим источникам.
Но такую прыткость только 2 человек продемонстрировали,
и с погодой им повезло, прямо скажем.

В смысле, что шансы всегда есть и немалые. То есть, нет такого, что точно не сможет или обязательно убьется.
Наблюдения интересные.

Любой человек в нормальной физ. форме? :)) И в любую погоду? Или только в идеальную, как автор поста? Была здесь, на Риске, девушка. Молодая, симпатичная, спортивная. Успела взойти даже на восьмитысячник. Наверное, уверилась в то, что Эльбрус с юга - это ваще фигня для неё и её товарищей. Настигла их на пути непогода. Нет больше в живых этой всеми здесь любимой девушки и не только её... Как и сотен тех "любых человек в нормальной физ. форме", что погибли и исчезли без следа на Эльбрусе и Казбеке.

Ну там не так просто все было... непогода была только одним из факторов...

Научите как зарубаться на ледовом склоне 70-80 градусов кошками и палками ?
"(по классике, как Пашка учил пару лет назад на Эльбрусе)."
Ну или хотя бы ссылку на того "классика", очень хочу освоить такую технику.

Учу - падаете прямо на тропе вдоль нее и зарубаетесь палками. 70-80 градусов перед этим приняты вовнутрь.

70-80 градусов уклона на склоне - это представляется как
утрированная оценка, на эмоциях.
При подъёме на Казбек по популярным маршрутам хоть с юга,
хоть с севера - такой уклон не встречается.

На самом деле, находясь на такой крутизне,
склон воспринимается почти как вертикальная стена.
Да и снег на крутизне выше 55 - 60 градусов
вроде как не держится,
в таких случаях там обнажаются или скалы или лёд.
Ни о каком задержании палками-кошками там не может быть и речи.
buxal, Ваша ирония понятна. Юра Я - тоже, насчёт приёма вовнутрь.

Очень много глупых ошибок в тексте ("она оставит меня с собакой, а сам поднимется") - я поначалу даже думал, что автор - лицо кавказской национальности :-). Как-то нехорошо по отношению к читателю. Но не смотря на это, было очень интересно!

Думал, только поляки в октябре-ноябре в шортах тусят на Казбеке, ан нет..... и Сереги встречаются...))))

Добрый день! Спасибо за ваш рассказ.

Я совершил одиночное восхождение на Казбек в начале осени 2017 года. Моя первая и единственная гора. Знаю, тут принято ругать новичков и одиночек с высоты своего опыта, да и Казбек для многих может восприниматься как прогулка. Поэтому, стараясь учесть все нюансы, собирая информацию из отчетов, я приложил усилия к снижению возможных рисков хотя бы в части того, что могу осознать. Судя по всему, вы путешественники с опытом, на порядки превосходящим мой. Скажите пожалуйста, чем вы руководствовались:

- выходя на маршрут с единственным и умирающим источником связи и навигации
- без запаса продуктов и воды
- с опозданием
- без акклиматизации
- пытаясь взять в связку парня в шортах

Не лучше ли осознанно минимализировать риски, находясь в локации, которая и без того ими полна?

отчёт у вас есть?
тоже планирую. готовлюсь. одиночкой. за день, от Гергети и обратно. разумеется - если свезёт во всех компонентах. не свезёт - развернусь.
что Казбек не любит ... - в курсе

Мне вот интересно, почему именно за день и почему от Гергети? От монастыря Вы во сколько планируете выйти?

To Shalam:

Моего отчёта нет, готовился по информации из сети.

Мои выкладки вам вряд ли будут полезны, поскольку я поднялся на вершину на 5-й день, сделав днёвку на метеостанции. Многим покажется чрезмерной перестраховкой, но в отсутствие опыта решил не лезть на рожон.

Ледоруб у нас был, но он Пашке предполагался, поэтому я ходила с палками, я и на Эльбрус ходила с палками, там, правда и тропа полегче).
А зачем запас продуктов? ну взяла я с собой козинаки и шоколадку, но я не ем на восхождениях, Чай был, но я его уронила. Телефон был- но разрядился на морозе и мапс ми сглючила. Кстати, когда ездили дальше по Грузии, вообще приложение накрылось медным тазом, хорошо, просто по дорогам ездили и был интернет, по гугл навигатору ездили.
Почему хотели в шортах взять парня, потому что если в связку вставать, то как минимум втроем, два человека в связке хуже, чем один человек без связки.
Зачем акклиматизация? Все норм, ради чего неделю уныло по горам скитаться, если можно за день зайти, если здоровье позволяет. Я была в хорошей форме, меня не колбасило. Плохо если б чувствовала себя - пошла б на другой день. Я один раз со скрежетом зашла на Пик Дуарте, мне моя астма сказала - стопе, куда ты лезешь. А тут все норм, просто технически посложнее гора, чем Эльбрус с юга, а по акклиматизации и физике - норм, у меня на последующие дни ни ноги не болели, ни чего, как будто никуда и не шла. Как после Арарата тоже)))

Александра, вы или разберетесь в альпинистской технике безопасности, или потеряетесь и ваше тело лет через 20-30 вытает из какого-нибудь ледника. Как вы делаете, так совсем нельзя. Это за гранью добра и зла. Вам именно повезло.

Поймите правильно, я сам сходил на Эльбрус самостоятельно, но уровень подготовки к маршруту был совершенно другим. Вас читаю и брови сами вверх ползут. Начинаю понимать спасателей с их пугалками.

3.14 3.14 3.14 3.14

Товарищи, я ж не совсем офисный плангтон. Я раньше полгода(!) из календарного года проводила в походах. Палатка, экстрим, все по-жесткому. Это в этот год я осела дома на административной работе + щенками занималась все лето. И, да, когда я поднималась пару лет назад на Эльбрус (я шла медиком, не клиент), я к этому восхождению готовилась прям сильно-сильно. Я статью написала по горняшке на своем сайте, ее всем рекомендую к прочтению, там реально квинтэссенция всех лайфхаков. Вдобавок, я себя гоняла каждый день 400 вверх вертикали, 400 вниз, соответственно. Я умею ходить, на любые расстояния, могу в день без забитых мышц и умирания набирать больше 2000 вертикали (если астма не подведет, но это редко бывает). Я живу недалеко от ГКХ, на минуточку. У меня ближайший двухтысячник в 15 км от квартиры. А в этом году случайно зашла на Казбек. У нас одновременно в багаже были маски для плавания и экшн-камера, и ледоруб с кошками. Как пойдет, в машину-то кучу всего напихать можно. До Средиземного моря не доехали, маска не понадобилась, а ледоруб пригодился)) Все говорили, куда ты пойдешь с щенком ( это было самое слабое звено в нашем проекте). Но, просто свободные от работы месяца были - октябрь, ноябрь. Выбрать другое время для восхождения - невозможно. Щенка оставить кому-то тоже невозможно. Вроде мы почти договорились тогда на приюте, что люди пару раз выгуляют нашу собаку,если б мы пошли вместе, как изначально планировалось. Но получилось - как получилось. Все живы, все здоровы. Щенок был под присмотром)) Что еще нужно-то?)))
И,да, по поводу безопасности прогулки.У меня тяжелая аллергия на насекомых. Укус осы заканчивается больницей для меня. Так что - зайти на Казбек в одиночку, всяко более безопасно для меня, чем погулять от души в саду)))).

Однако при этом в отчете вы пишете, что "цель, которую я преследовала, номинируясь на эту награду - показать, что на самом деле,горы ближе чем ты думаешь, и что дорогу осилит идущий." Так вы бы лучше уточнили, что горы близки, когда по полгода проводишь в походах, живешь недалеко от ГКХ и гоняешь себя по вертикали, сколько вы там гоняете. Иначе сам отчет выглядит примерно так "я девочка-одуванчик, ваще не тренировалась, приехала и сразу зашла, и вы так сможете". При этом о подготовке вообще ни слова. Упомянута только подготовка к Эльбрусу, но даже непонятно когда это было, может лет 10 назад. Это даже не асоциальный, а почти антисоциальный проект.

Александра Базарова, а на какой высоте находится ваш дом? Метров пятьсот-шестьсот?
Так этих пятисот метров плюс день на метеостанции может и хватить при хорошей физподготовке.

Что прям дельные советы основанные на личном многолетнем опыте или так солянка копипастов из интернета? Просто так пафосно прозвучало- квинтэссенция всех лайфхаков ))

Показать комментарий

Спускали мы как то "упрямого со старой подготовкой" с Рацека. Не пошло на малой высоте, а потом решил поупрямиться повыше. Куча мужиков тогда тоже упрямилось пока его в акье доставляла вниз. И даже спасибо не сказал... Я тогда еще BD перчатку потерял... Это было обидно...
Эх, я оказывается зря время свое тратил. к сборам готовился. И товарищи мои тоже. Пакую вещи на Коммунизма. я страх свой потерял! Прозрел!)

А по поводу социальности проекта - скажу честно. Я первый раз на природе заночевала в палатке - мне было 35 лет. До этого я просто лет с 32 начала бегать по Крымским горам, потом на Кавказ переключилась. И, о боже мой, первый в моей жизни ПВД с ночевкой в настоящей палатке! И вот как-то втянулась в походную жизнь, поменяла свою жизнь с офисной на походно-кочевую, что и привело в конечном итоге, что я случайно 2 месяца назад зашла на Казбек. Как я и говорила - дорогу осилит идущий. И, кстати, я так ни разу не ночевала в палатке в снегу, прикиньте?) Поэтому и думайте - насколько я девочка-одуванчик, а насколько железная леди, которая на раз горы покоряет)

Что вы не ночевали в палатке на снегу, это ни о чем не говорит. Сложного там нет ничего, лежишь себе да спишь

Уважаемая Александра Базарова
Дело в том как все это подается, если просто сходили и свезло, здорово.
Мы просто почитали.
Но не рекомендуйте другим.
Эльбрус вообще рукой подать, 99,9% кто поднимается с экскурсией уверены,
что он рядом, и сходить несколько часов. Я только радуюсь что он большинству
прощает такую наглость. И вам простила.
Вроде год назад мужчина шел на Эльбрус с Ириков один. Семья забеспокоилась что его долго нет, и в одном посте нашли его, и косвенных свидетелей. Последнее фото на склоне.
И вам просто ПОВЕЗЛО, что не сломали голенстоп, или просто ногу, типичная травма при падение в кошках. Тормозить ими как вы написали. И вы просто замерзли бы к утру.
Но я не против
Это только реклама для горы. И вообще на месяц лучше не убирать от тропы, круто...
Лет 5-7 назад спасатели спустил четверых с Эльбруса, положили в стороне, ниже приюта слева если вверх. Все они голосовали ЗА, замерзли с вытянутыми руками. ВЫ бы смотрелись наверное получше, клубком, но лучше спросить у родных.
Я бы их положил на тропе

Вы делайте фотографии и выкладывайте. С цензурой трупов, но компенсируя ее описанием обстоятельств. А то как-то без конкретики всегда.

Вот тут все есть, вся конкретика.... с вытянутыми руками

Щенок классный.

Каждый человек имеет полное право экспериментировать над собой, как хочет. Лично я люблю читать про всякие такие эксперименты, за этим и прихожу на Риск. Прочитаешь и думаешь, ага, так тоже бывает. Мысленно анализируешь, почему получилось то, что не должно было бы получиться.

Если бы Александра на этом остановилась, то все бы аплодировали и поддерживали.

Но подавать такое мероприятие на номинацию "Социальный проект" - это полное непонимание слова социальный. Дело не в том, что опасная практика, которую нельзя рекомендовать для широкого использования.

Дело в отсутствии какой -либо заботы или поддержки социально-ущемленных людей, чтобы помочь им прикоснуться к горам.
Уже второй раз наблюдаем на Риске эгоистичное, себялюбивое трактование Социального проекта.

Может, учредителям премии написать более четко ее критерии?

На самом деле социальный проект это "программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения." Геноцид например, тоже социальный проект. Поддержка социально-ущемленных людей это один из многих вариантов. Данный проект тоже имеет право на существование как направленный, с одной стороны, на сокращение, а с другой на улучшение человеческой популяции, пусть и в масштабах отдельно взятой семьи.

И теперь автор будет пребывать в сомнениях, кого предлагают "сократить", а кого "улучшить" в конкретном случае.
Пожалейте женщину.

P.S.
"Социальный" ХП ныне испытывает небывалый наплыв.
Любой сходивший в заведение питания, считает своим долгом сообщить, что он указал голодным путь к пище и готов принять награду за это.

Свят-свят-свят, не дай Бог такого участника в группе. С такими амбициями и мнениями о Горе

Спасибо за интересное чтиво. Я искренне рад, что автор сам описал это восхождение. Обычно приходится дождаться, пока это сделает КТК постфактум.

Явно надо расширить спектр номинаций - ХП "Соло новичка", ХП "Самое спонтанное восхождение", ХП ""Как я выжил" и т.д..
В конце концов, можно и ХП "Премия Дарвина" (по материалам работы КТК, как написал Никита Боярских...).
А ХП "Социальный проект" оставить тем, кто действительно делает что-то для людей, а не для себя.

Ведь проводят Шнобелевские премии, и с большим успехом... Дарвиновская премия тоже пользуется медийным вниманием.

Будет меньше пафоса, больше понимания!
Больше наглядности в обучении тому, что может спонтанно получиться!

А может проще просто перестать давать деньги?...
Как давеча выяснил (одна из номинанток пояснила), там оказывается премия полагается.
Вот и прут косяком. И все, естественно, из "идейных" соображений.
Понятно, что "лучший поход" и т.д. не потянуть ни под каким соусом, а вот в расплывчато-скользких номинациях рыбку пытаются поймать.

А что, победа в номинации предусматривает материальную выгоду?) Я об этом даже не знала, совершенно случайно узнала о номинации, выложила со своего сайта отчет о восхождении. Я вообще часто путешествую, примерно 10 стран в год посещаю, соответственно, пишу на сайте отчетики с фотками,заодно в на яндекс-дзен заливаю тоже самое.
И, да, у моей милой собачки тоже есть инстаграм).

"А что, победа в номинации предусматривает материальную выгоду?)"

Нее.... Ясное дело , что не знали.
И: "Не корысти ради, а токмо во исполнение воли пославшей мя жены."
Классика вечна.

Пипл, правда, на сайте ужасно противный (по словам главреда, постоянно брызгает ядом) и повидал в жизни многое, включая многочисленных "отцов Фёдоров" и "Остапов Бендеров".

Ох, яман... Судя по заявкам "солистов-героев", что на Казбек, что на Эльбрус, нынешняя номинация "Социальный проект" в ХП будет самая весёлая и с максимальным числом претендентов! ;) Видимо, редакция Риска специально в этом году разрешила заявляться самостоятельно всем желающим, чтобы повеселить пользователей :))
Прикольно читать "комок противоречий", типа: "я такая спонтанная, без подготовки за день забежала на Казбек, так может каждый!", а потом "я живу в 15 минутах от ближайшего 2-х тысячника, постоянно набираю 400 м высоты, а иногда и легко 2 тыщи! Постоянно хожу в походы!", а потом "ходила в походы давно уже и не тренировалась тоже уже давно" и далее в том же духе...
Про "тормозить левой кошкой", "зарубаться палкой", "склон 70-80 градусов", "потеряла термос, телефон разрядился" и т.д. - это сильно! :))
Да, пора в ХП вводить новые номинации для таких "солопокорителей - героев", где подобные авторам постов про Эльбрус, Казбек и прочее, будут соревноваться между собой...

Вопрос к ТС.
Скажите, а имя собаки Саона - это в честь САО, специальная астрономическая обсерватория?

Не пойму, за что тут на Александру так накинулись.
Мне её рассказ понравился. Даже снова на Казбек захотелось (мне уже раньше хотелось несколько раз).

Да и особого вреда от её рассказа, при наличии таких критических комментариев на Риске, я не вижу.
Если у кого не хватает здравого смысла, так он на Казбеке/Эльбрусе сможет погибнуть и без этой статьи.

Вы удивляетесь, что накинулись, и сами тут же пишете, что критические комментарии снижают вред от статьи. Так потому видимо и накинулись. Ничего оскорбительного ведь не писали, в основном критика на тему безопасности

Yury, если пишут аргументированно, то это разве накинулись.
Согласен с вами, просто почитать занятно, но дальнейшее зависит от автора.
Когда он это позиционирует как "соц... проект", умиляет.
А если вдуматься, бесит. Делай как я, я ведь живая.
Последние несколько похорон где побывал это молодежь. Большенство не женаты,
без детей. У их родителей теперь началась другая жизнь. До и после. Даже занять себя будет нечем.
Я не писал до этого грубо. Сейчас напишу.
До "социального проекта" это был просто рассказ, а потом стала вредная статья.
Но что делать когда нет мозгов, только ЛАЙКи.
Но то что я пишу это тоже ЛАЙК, это же не похороны.
Просто обратил лишнее внимание. Улыбнитесь

Марат, поддерживаю. Никому не пожелаешь стоять у закрытого гроба и видеть родителей-твоих ровесников.

Уже ничего не собирался писать. Хотя и согласен со многим в последних коментах.
Но…
Мужики, опять вспоминается анекдот, который уже два раза приводил на РИСКе.
Ну, о китайце делающем зарядку в Булонском лесу, заканчивающийся словами:
«Месье, Ваша дама давно ушла!»

Не для того писался этот пост, чтобы выслушивать критику.
И занимаемся мы сейчас чистым отжиманием.
Хотя, читающим его неофитам (если таковы ещё есть, и в чём сильно сомневаюсь – пост в подвале), может она (критика) и была бы полезна.

bvn прошу прощения за минус, почему то нажался...
Пишу не для нее, а для всех кто начал ее поддерживать
Не было бы так много доброжелателей, не лез бы сюда вовсе

Да, ладно... (о минусе) - мелочи жизни.
Хотя, если бы не написали, то было бы непонятно.

критические коменты полезны, спору нет
но когда "критика" сводится к фантазиям на тему поз, в которых мог бы самоубиться ТС, не остаётся, увы, ничего кроме тупого желания съездить по щам автору фантазий

«не остаётся, увы, ничего кроме тупого желания съездить по щам автору фантазий»
УК РФ Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

А «фантазии на тему поз»?...
Так…

Кто муз от скуки призывает
И нежных граций, спутниц их;
Стихами, прозой забавляет,
Себя, домашних и чужих;
От сердца чистого смеется
(Смеяться, право, не грешно!)
Над всем, что кажется смешно, –

Тот в мире с миром уживется
И дней своих не прекратит
Железом острым или ядом...

Вот и стараемся, в меру сил и возможностей.

Shalam списываю на интернет вашу приписку -" съездить по щам автору фантазий"
По интернету это легко сказать. В жизни...
Приезжайте на Кавказ, прогуляемся там, посмотрите на это со стороны, с комментариями почему я так написал. Может передумаете
Если найдете что я написал в самом начале, ничего и близкого нет к тому что написал в конце.
Просто действительно достали защитники.
Барышню вряд ли исправить.

в принципе логично, что за такое тут же запишут в интернет-воины.
но я не случайно сформулировал "тупое желание". - т.е. осознание тупизны позыва + все желания, как известно, контролируются