Три девы на Ликийской тропе

Пишет poisonbrune, 13.12.2019 15:12

Путешествия потеряли бы половину своей прелести, если бы о них нельзя было бы рассказывать.
Н.М. Пржевальский

Было бы круто, если этот пост поможет тем, кто планирует своё путешествие по Ликийской тропе, или он вдохновит купить билеты и улететь (необязательно в Турцию). В меру несерьёзный отчёт о ноябрьских приключениях в Турции на знаменитом маршруте!

Идея поездки созрела в моей голове давно, поэтому с лета начала агитировать народ присоединиться к приключениям. В итоге штурмовать Ликийскую тропу согласились мои подруги, Наташа и Таня.
Нас на самом деле трое, просто Таня за кадром ( :

Купили дешёвые билеты до Анталии из Москвы за 3800+ RUB, составили список снаряжения, а вот планировку маршрута оставили на самый последний момент. За пару дней до отъезда мы ознакомились с замечательным и очень полным отчётом Павла Руденко о Ликийской тропе, а ночью в автобусе Минск-Москва я с Наташей сгенерировала план передвижения по маршруту.

У нас был какой-то план, и мы его не придерживались…

Мне кажется, поездка бы считалась успешной, если бы мы даже застряли в Анталии на две недели: девчонки полетали впервые на самолете, посидели у иллюминатора и истратили весь заряд батареи на фотографии с высоты, да и все мы оказались в месте, где на тротуаре валяются финики, с деревьев свисают спелые экзотические фрукты – то, что надо для авитаминозных славян!
Три девы на Ликийской тропе (Путешествия, ликийская тропа, треккинг, туризм)
Да, нас может впечатлить даже финиковая пальма!

Анталия, правда, меня придавила своей толпой, медлительностью. Очень хотелось сбежать в лес, но побег мы совершили только ночью, доехав на автобусе до посёлка Гёйнюк за 9 лир (≈1,5$). Здесь в ночи мы поставили палатку на берегу Средиземного моря, а я улеглась в гамак, который мне очень вовремя подарили друзья перед поездкой.

Качаясь в гамаке, размышляю о том, что вот сейчас жизнь прекрасна! Ни забот, ни проблем – сплошная Akuna Matata. Кайфую от того, что нет интернета и нет возможности листать полотна в инстаграме, постить глупости и оставлять комментарии, и о чатах можно позабыть!
Чилл
Наташа и Средиземное море

На рассвете подсматриваю, что происходит кругом: какой-то абориген собирает бутылки, на дереве перекрикиваются вороны, соседи вылезают из палатки, кто-то наяривает километры в море… Турецкая пастораль.

Скучала по морю, а тут сплошное раздолье на тропе: очень часто маршрут выносит путешественников на берег Средиземного моря. Я каждый раз пользуюсь моментом, несмотря на погоду, ныряю с маской и купаюсь до судорог и синих пальцев. Потому что ближайшее море, которое я увижу – Минское: оно чуть больше лужи, а если захотите туда нырнуть зимой, то лучше возьмите коньки и катайтесь по обледенелой поверхности моря.

Топовое место в Гёйнюке, конечно, – каньон. Павел в своем отчёте поделился, как сэкономить 9,5 лир (именно столько теперь стоит проходной билет) и обойти пост охраны. Специально сходим с тропы влево, к реке, но, оказывается, что для таких хитрых туристов поставили дополнительный пункт сбора денег.
Дорога к каньону

Мне кажется, что это хорошая затея вернуться немного назад и найти другой обход уже справа, как предложила Таня. Но что-то я забыла, кто такая Таня. Я в январе ходила с ней в машинный поход к Сурскому водохранилищу, обернувшийся в пеший с толканием машины в снегу по самую развилку... Да-да, в тот самый поход я прочувствовала суть русского народа: самим себе создать проблемы, а потом вместе их весело и задорно решать!

Мы час пробивались через колючки, склоны и скалы, чтобы проскочить пункт оплаты. Я размышляла о том, что Наташу муж больше не пустит никуда со мной, даже до ближайшего продуктового магазина. Это мы с Таней можем спать голыми в снегу, чистить зубы сосновой веткой и вальсировать по чигирям, а Наташу мы такими вещами ещё не испытывали… но в итоге она поняла, зачем это всё.

Наш план-капкан срабатывает! Исцарапанные, в меру довольные приключениями выходим к каньону. Теперь у нас есть в запасе чудоковатая история и фотографии потрясающих видов.

Я впервые в каньоне, разглядываю скалы всякие разные: от супергладких до витиеватых рельефных, – и прикидываю: насколько интересно было бы тут полазать?
Виды каньона
Конечная точка. Дальше верботен

В этот день проходим всего лишь 7,5 км вместо задуманных 20. Но это особо не беспокоит. Главное в нашей поездке – получать удовольствие, а не бежать гонку на время, хотя иногда я об этом забывала, ведь из меня рвалась знаменитая мультигонщица.

Весь следующий день идём по лесу, а из ярких приключений нас ждала только встреча с крабиком. Что он делает тут – непонятно. Дали ему имя «краб-олень».

В целом, тропа в ноябре безопасна. Так и не удалось сесть задницей на скорпиона, нам встретилась лишь одна змея, и то только потому, что её заметила наблюдательная Таня. К сожалению, сезон черепах давно закончился, и эти пресмыкающиеся где-то бороздят водные просторы, а не маршируют перед туристами. Много бродячих собак, иногда они агрессивно лаяли, но за икры нас не кусали.

Дорога снова ведёт по каньону, где лазаем по белым камням и лестницам, которые, как потом выяснилось, сделал хозяин «Doga camping». Собственно в этом кемпинге мы застреваем на сутки. Пришли туда к сумеркам, угостились чаем, а потом понеслось: а давайте мы вас покормим, спать положим, душ дадим. Запах жареной рыбы покорил, и мы разбили палатку прямо на террасе кемпинга.
Три девы на Ликийской тропе (Путешествия, ликийская тропа, треккинг, туризм)
Тропа пролегает по таким живописным местам!
Краб-олень. Кажется, он знает приёмы кунг-фу!
Преодоление каньона
Три девы на Ликийской тропе (Путешествия, ликийская тропа, треккинг, туризм)
Наташа радуется среди каньона! А мы за кадром вместе с ней делаем тоже самое.

С моей повышенной тревожностью мне казалось, что вот-вот должен начаться сюжет из какого-нибудь ужастика, где сначала всё мирно-тихо, а потом заботливые хозяева расчленяют своих гостей.

Триллера не было, зато была мелодрама. Нас настойчиво не отпускали и на следующий день, одаривая фруктами из соседского сада, обедами, комплиментами и что вам там вообще делать на этой тропе? У меня, если честно, от местного «чок гюзель» (тур. «очень красивый/ая») закатывались глаза и слышался хруст костей. Это «чок гюзель» преследует повсюду, в какой бы точке Турции не оказалась славянская дама…
Три девы на Ликийской тропе (Путешествия, ликийская тропа, треккинг, туризм)
Для меня в этом кадре вся суть нашей поездки: контраст мягкости и колючести

Но как бы кто из нас не относился к этому чрезмерной заботе, нужно было собирать баулы и убегать в деревушку Гедельме. В ночи поставили палатку где-то около деревни. В выборе места под палатку ориентировались на заранее скачанную карту, где были нанесены тропа, места под палатку и отмечены источники воды. Почти всегда пункты питья совпадали с реальностью, но, несмотря на это, мы носили с собой три литра воды. Так, на всякий случай. Кстати, с кемпингами в диких условиях мы тоже не испытывали проблем: карта в этом очень помогала.
Наташу не остановить в её ликовании!

После установки лагеря под Гедельме традиционно разожгли костер и поужинали. У Тани, наверное, на уровне генов зашита функция на новом месте искать дрова, разводить костёр и поддерживать его параллельно колдуя над ужином. Я лишь скучала по гамаку, тут его негде было повесить. Спать в палатке я совсем отвыкла. Да и грех в теплой Турции зашиваться в палатке...
Три девы на Ликийской тропе (Путешествия, ликийская тропа, треккинг, туризм)
Наш четвёртый компаньон на тропе
Сфоткай меня типа я скалолаз

Утром бродим по Гедельме и тщетно пытаемся найти дешёвый транспорт до Кемера. В итоге ловим попутку, объясняя жестами водителю, что нам надо в Кемер.

Знаете, лучший автостоп в Турции на пикапе, который ведёт старый дед: все наши рюкзаки и тела могут поместиться в такую большую тачку, и водитель не будет повторять «чок гюзель», а молчаливо довезёт до конечного пункта.

В центре города как полоумные собирали финики, вдоволь насладившись охотой на экзотические плоды, закупились ништяками и направились на пляж разбивать лагерь.

Но тут не все так просто. Нас пытался выкурить с пляжа какой-то надушенный лакей в облегающей кофточке, талдыча, что «отеля бич, нельзя». Пришлось накрутить бессмысленные километры по пляжу и примоститься на общественном. Пожарили маршмелоу, запили гранатовым вином (это очередная достопримечательность Турции) и улеглись спать.

Утром в нас пальцами тычила полиция, полисмены фотографировали лагерь и его обитателей и улыбались. Они радостно сообщили, что тут нельзя ставить палатку. Хотя после совещания защитники спокойствия нам разрешили продолжить тусить на общественном пляже.
Лапки морских котиков
Нашли братишку нашего оленя в Кемере

Из Улюпинара каких-то 3 км по потрясающим фэнтезийным лесам, и мы уже глазеем на огни Химеры. По-моему, это чудо! Из земли вырываются языки пламени. Древние говорили, что огонь появился после того, как злобное чудовище Химеру какой-то древний супермен убил, а его конь Пегас втоптал тело в землю. Вот с тех пор чудовище лежит под землёй и извергает пламя. А в реальности всё прозаичнее: природный газ выделяется из рельефа и на воздухе воспламеняется.
Популярная поза для наших фото ( :
Всё идеально в этой цветовой схеме

Мы, конечно, за это удовольствие ни заплатили ни одной лиры, потому что пришли с обратной стороны: и там, где местные доят туристов, мы выходили.

На склоне горы повстречали девушку из Словакии и её парня из Чили, ребята жарили маршмелоу на языке пламени, угощали и нас. Вскоре подрулил Максим, который тоже путешествовал по тропе. Мы впервые встретили туристов на маршруте, поэтому, конечно, объединились с Максимом и вместе готовили обед прямо на легендарном пламени.
Те самые огни

Погода всё наше путешествие была к нам благосклонна, лишь на Химере облачка нас немного взбрызнули дождиком, а в заключительный день лило так, что никакие эпитеты не подойдут, чтобы описать этот ливень!

Спуск с Химеры ведёт в небольшой курортный городок Чиралы, который в ноябре уже дремлет. Ночуем недалеко от моря, а утром наслаждаемся волнами, кораблями, стаями рыбаков и дружелюбных псов, снующих по пляжу без дела. Турция кажется такой расслабленной, словно тут никто не работает… все пьют чай, курят и громко обсуждают что-то (и это явно не важные дела).
Вид с огней Химеры. Где-то внизу Чиралы
Чиралы
Чиралы - родина черепах

В туристический сезон из Чиралы можно уехать до трассы на рейсовом автобусе, который ходит один раз в час, но в ноябре, конечно, его не было. Конечной точкой нашего маршрута стал город Финике, до которого мы домчались из Чиралы автостопом. Снова на пикапе, а за рулём местный дед. Он пытался что-то нам рассказать на турецком, но его удивительным образом понимала только Таня. Тане, если эту деву выбросить в чужой стране, её навыков русского в сочетании с мимикой и жестами и цепким умом хватит, чтобы не только выжить, но ещё и грандиозно время провести!
Побережье в Чиралы

Когда водитель открыл бутылку пива, то я подумала, что в системе пошёл с бой, а потом махнула рукой. На половине бутылки водитель решил поинтересоваться: не против ли мы, что он пьёт? Нет, мы не против. В утешение протянул нам пачку сигарет…

В Финике долго плутали по улицам, которые вели вверх. Дома растут друг над другом, местные выглядывают из окон, чтобы посмотреть на трёх чудиков с баулами, а море плескается себе и плескается где-то внизу – ему нет дело ни до чего...

С ночёвкой в Финике было всё неясно: maps.me молчал о кемпингах, берег не подходил из-за того, что его изрезала трасса. Пришлось изобретать. Залезли на какой-то холм и расположились среди руин, фантазируя о том, какие битвы здесь могли происходить и как давно…
Утром меня спугнул из гамака дождь, и я перебралась к девчонкам в палатку, а вскоре нас уже всех вспугнула бешеная цыганка. Поднялись мы под ор этой дамы, которая решила к своему выступлению добавить метание камней в палатку. Что хотела эта сумасшедшая никто не понимал, даже Таня с её суперспособностями. Пришлось в ответ наорать на эту взлохмаченную бабу и собраться так быстро, как мы могли…
Три девы на Ликийской тропе (Путешествия, ликийская тропа, треккинг, туризм)
Где-то там на пупыре мы заночевали. Не надо так.
Наташа в Финике
Три девы на Ликийской тропе (Путешествия, ликийская тропа, треккинг, туризм)Три девы на Ликийской тропе (Путешествия, ликийская тропа, треккинг, туризм)
Серия фотографий "Коты-мотоциклисты"

Остудили свои мозги в забегаловке, где хозяин угостил чаем и посоветовал сгонять в Лимру – это античный город, который находится в семи километрах от Финике. Мы поплелись вдоль трассы до этих развалин.

За пару километров до цели нас подхватили то ли турки, то ли курды и довезли до Лимры, устроив ещё и экскурсию. Я ошалела от количества древностей, всяких колонн, гробниц, а последней каплей в моём безумии стал неплохо сохранившийся театр! Обожаю за это турецкую землю, которая дышит стариной, где на каждом повороте можно наткнуться на античную гробницу или врезаться лбом в древнюю оборонительную стену!
Лимра
Выступаю в античном театре

Если подняться по чужим огородам чуть выше от Лимры, то можно насладиться старыми комнатками, которые выдолблены прямо в скале. Настойчиво рекомендую! По дороге не забудьте сорвать огурец.
Три девы на Ликийской тропе (Путешествия, ликийская тропа, треккинг, туризм)
Девчонки выбирают себе летний домик в Турции
Дреееевние квартиры

На этом наши приключения на Ликийской тропе закончились. За неделю мы прошли наикрасивейшие 55 км и проехали столько же!

В Анталии нас ждал самолёт до Стамбула. Телепорт в Стамбул – в самый густонаселённый город Европы, стал контрастным душем после тропы. Я хотела прикинуться мёртвым опоссумом, лишь бы не быть среди толпы. Но, балык экмек (Balık ekmek, а нежно – «рыба между булок»), бесчисленные мечети, Босфор растопили мою неприязнь к легендарной столице. А если ещё взять чай, огромное безе и рассесться на подушках в кафе на берегу Босфорского пролива, то точно можно возродить мою страсть к Стамбулу.

Ещё находясь в Стамбуле, я ощущала, что наша турецкая поездка была так давно. Хоть события были очень яркими, многие воспоминания покрылись кракелюром… Дикий автостоп, побег от назойливых турков, битва с цыганкой среди старых развалин, ламповые вечера на берегу – всё тускнело.

Ночевки у моря, гамак на деревьях, соленый воздух и шум волн абсолютно разжижают мои мозги. Наконец-таки, в голове не роется тысяча и одна мысль, которые превращаются в дисгармоничный хор, доводящий до приступов депрессии. Всё отключилось. Кажется, что я так могу пролежать-просидеть вечность словно медитирующий Будда. Самое прекрасное, что я ловила в жизни!

Так что тропа рекомендуется всем, кто хочет отдохнуть среди экзотики, в меру поматрасничать и в меру попотеть. С неё легко уйти, променяв пешую прогулку на автостоп, план маршрута настолько гибкий, что не стоит переживать о времени и спешке. Всё здесь исполняется само собой…

Фото: Наталья Шлейко и Татьяна Романова

О всякой другой неугомонной своей деятельности пишу тут PatagoniaLab.