ЕМЕЛИ, МОСКВИЧИ, УРАЛЕЦ
В Екатеринбурге, в старейшей уралмашевской библиотеке им. А.М.Горького, Василий Елагин выступал накануне открытия традиционного осеннего фестиваля документальных фильмов «Россия». Елагин и сам снимает фильмы, красивые и захватывающие – об Арктике, например. И сам вписывается в востребованный у талантливых документалистов образ: он – из тех наших соотечественников, особенно понимающих, что надо делать то, что считаешь самым важным: жизнь одна!
Столичный бизнесмен Елагин больше десяти лет назад сделал чертежи и встал к станку, чтобы сделать проходимую по льду чудо-машину. Сделал две. Испытал. Усовершенствовал. И дважды доехал на шестиколесных вездеходах Емелях до Северного полюса, а потом еще и до Канады.
Серьезное достижение – впервые на автомобиле до полюса – внесено в Книгу рекордов России в 2009 году. Но долго Емели и Елагин не отдыхали. Российская экспедиция, посвященная 200-летию открытия Антарктиды, стартовавшая прошлой осенью и завершившаяся на станции «Прогресс» под самый новый 2019 год, прошла свой путь на машинах Елагина.
Емели сейчас в Екатеринбурге. Прибыли сюда осенью из Большого порта Санкт-Петербурга, куда их из антарктических широт доставил легендарный «Академик Трешников».
Обратный путь был таким долгим, потому что судно, в трюм которого автомобили были загружены вертолётом на станции Прогресс, ходило по разным станциям в Антарктике, разгружая полезные грузы и забирая отходы …
Славы той экспедиции было не занимать: известный журналист Валдис Пельш каждый день на 1 канале вел репортажи из самой глубины ледового континента. Однако самое интересное - благодаря чему и кому так легко и быстро передвигалась экспедиция, оставалось за кадром. Два автомобиля с большими колесами, лица людей за рулем просто несколько раз промелькнули на экране.
Поэтому и рады были екатеринбуржцы встрече с главой экипажа.
- Вася рассказывал о своих приключениях два часа без перерыва,- говорит Валерий Першин,- а мог бы - бесконечно.
А они , альпинисты, бесконечно бы его слушали. Как это много раз было в совместных экспедициях – и на крутые семитысячники страны, и на гималайские гиганты. На встречу с Елагиным, известным альпинистом (Эверест, Канченджанга, Чо-Ойю), в библиотеку пришли Юрий Ермачек, Николай Жилин, Валерий Першин, болельщики всех его проектов..
Шестой континент открывали нескольких веков. Америго Веспуччи, Джеймс Кук, наши посланцы Российского географического общества Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен, другие исследователи. Лишь в конце девятнадцатого столетия австралиец Иоганн Булль ступил на берег Антарктиды. Ее осваивали, делили на «сферы влияния», рвались к Южному полюсу, существующему в виде условной математической точки. Кто на чем, а мы - на тракторах Челябинского тракторного заводы, ЗИЛах , тягачах, номерных «изделиях» оборонных заводов, и, наконец, на «хохлушках»: в 1959 году колонна гусеничных вездеходов, изготовленных в Харькове, преодолела 2700 км и вышла к Южной макушке Земли.
А через шесть десятков лет экспедицию Валдиса Пельша в те края доставили машины-вездеходы Емеля.
Больших тружеников, молодцов и красавцев до Кейптауна везли в линейном судне-контейнеровозе, потом они летели в транспортном самолёте до станции Новолазаревская, аэродром Ново. А дальше, почти 6000 км по ледяному куполу, они проделали своим ходом. И это – тоже рекорд.
Шли, как летели, хотя везли за собой пять прицепов и две волокуши: топливо, еда и проч. Вес допгруза почти в три раза превышал их собственный…
И ни разу не подвели, не сломались. Факт одушевленности колесных железных существ автолюбителям давно известен. Эти были явно благодарны за свое появление на свет и за такую востребованность!
Василий Елагин стал автомобильным полярником не сразу - подъем на Эльбрус на «Лендровере», автопутешествие по пустыням мира, Америка на автомобиле, участие в гонках Париж-Дакар, штурм ледовых границ страны в составе экспедиций известного полярника-путешественника Владимира Чукова…
Емели действительно чудо-машины: рожденные в Москве, крещенные под северной столицей, прошли 30000 км льда!
Три листа замечаний получили они после первых испытаний. Потом их все меньше, и к первому героическому походу к Северному полюсу автомобили полностью готовы: двумя самолётами АН-72 (Чебурашка) их забросили из Шереметьева-1 через Воркуту на о. Средний архипелага Северная Земля.
Снежные надувы, торосы и айсберги, трещины и полыньи… Твердый лед искали по наитию, когда не угадывали – в ход шли пешни и веревки. Веревки и нешуточные форс-мажоры - родная стихия альпинистов, которых в команде у Елагина было большинство.
Огромное сообщество болельщиков Морской автомобильно-ледовой экспедиции разделяет и радость большой победы и не меньших масштабов трагедию – потерю Емель. Они (добрые морды!) так и остались во льдах: вернуться назад и горючего нет, и тепло (условное) стремительно надвигается на эти края. Путешественников забрал самым последним рейсом вертолет…
Елагин начинает все сначала. Братья первых Емель имеют разные цвета Красная – первая машина, загрунтованная перед покраской. Потом грунтовали серым цветом другую, покрасив в ярко-зелёный. А потом у трудового коллектива силы кончились, такой она и осталась …
- Они и правда разные, - рассказывает Елагин. - Самое мистическое, что экипаж красной укладывался спать вдоль кузова, а зеленой – поперек.
В 2013 году красно-зеленая экспедиция снова пересекла Северный Ледовитый океан и добралась до Канады, побывав, таким образом, на Северном полюсе дважды. Емели прошли вдоль побережья Канады, Аляски, пересекли Берингов пролив и вернулись в порт Дудинка, завершив тем самым полярную кругосветку. Уникальный маршрут!
Чего еще желать Елагину? Однако - звонок из Екатеринбурга. Точку в автомобильном экстриме не дает поставить Алексей Макаров.
Если любовь к движущейся технике у Елагина – способ увидеть мир больше и быстрее (цель – дорога) практически на генетическом уровне - с детства в экспедициях с родителями-учеными, выпускниками биофака МГУ, потом школьные дальние походы на выживание, потом – горы, то у Макарова – все в другом порядке. Именитый автогонщик-спортсмен, организатор престижных уральских гонок по бездорожью работает над созданием совершенного вездехода. И вот у него есть «Бурлак» и «Макар», и нужны просторы….
Василий Игоревич Елагин на воем Емеле участвует в пробеге «Бурлака» по Приполярному и Полярному Уралу и по дрейфующим льдам Карского моря.
Подготовка перед Южным полюсом серьезная. В ОАО «Вездедеходы Макарова» Емелям чинят и меняют износившиеся в походах внутренности, приводят в порядок внешний вид. Елагин шутит, что живет то на Арбате, то в гараже на окраине уральской столицы…
Здесь много знакомых альпинистов.. Елагин вместе с Алексеем Болотовым, Евгением Виноградским. Николаем Жилиным, Сергеем Тимофеевым в начале нулевых «брал» непройденную Лхоцзе -Среднюю, восьмитысячник в Гималаях.
В фильме «Русский восьмитысячник», посвященный Лхоцзе-Средней, Василий говорит о том, что в любом походе самое ценное – когда все « просто мужики». Имеется ввиду статус – надежные и серьезные.
Экипаж экспедиции «Антарктида: 200 лет» - это мужики. Бессменный участник экспедиций Емель альпинист Владимир Обиход был вместе с Елагиным на штурме Аннапурны. Когда на сайте «Риск» появился материал о будущем путешествии полярников на Южный полюс, один из комментариев был такой: «С Обиходом дойдут везде».
…Теперь об экспедиции в Антарктиду москвичи и уральцы шутят. Ехали, говорят, меняя друг друга, в остальное время спали – чем не курорт? Но все было серьезно.
Василий Елагин сравнивает путешествия на противоположные макушки планеты:
- Дрейфующие льды Арктики по непредсказуемости поведения всё-таки трудно с чем-либо сравнить. В поисках безопасных переездов можно было ехать бесконечно, и мы ехали на полной скорости, на ходу решая задачи по выбору правильной траектории движения, особенно если впереди появлялась черная полоса открытой воды. Дело творческое и захватывающее, но крайне рискованное. Препятствия в Антарктиде - трещины. Если в Арктике мы использовали лестницы для переездов через неширокие разрывы, и это очень экономило время, то в Антарктиду я решил их не брать по одной простой причине. Падение в воду на вездеходе-амфибии грозит только потерей времени на его извлечение, а падение в трещину, скорее всего, окажется последним для вездехода и его экипажа.
Изматывающая качка по антарктическим застругам, белая мгла…
Василий Елагин:
- Наградой были встречи с людьми, для которых Антарктика - место работы, причём за интерес, а не за деньги. Здесь просто концентрация людей с позитивной энергетикой. Михаил, механик ДЭС на «Прогрессе», с удовольствием показал системы водоподготовки и отопления станции, огород на гидропонике. Узнали, что Антон, дизелист с «Востока», уступил свою комнату на станции девушке-гляциологу, приехавшей на летний сезон, а сам перебрался жить в старую «Харьковчанку». Он два с половиной года не был дома, должен был уехать ещё год назад, но его попросили, и он остался - надо, так надо, делов -то».
А вот механики «Новолазаревской», зазвав их троих к себе в домик, показывали свои фильмы про походы "харьковчанок» с «Мирного» на «Восток», подробно расспрашивали о деталях их пути, а на прощанье сказали: "Мужики, приезжайте к нам, здесь нужны правильные люди".
Говорим с Василием о том, что нынче не времена Чкалова-Громова-Нобиле-Водопьянова. И все же тема их последователей человечеству симпатична. Около ста человек помогали Емелям в их походах по разные стороны Атлантического и Южного океанов, за что им поклон от всех участников экспедиций. По степени полезности он затрудняется всех ранжировать, но генерал Николай Федорович Гаврилов, герой России, боевой офицер, предоставивший им 5(пять!) рейсов в 2009 году вполне может считаться главным патроном экспедиции. И Михаил Валентинович Иванков, отдавший производственную площадку для изготовления первой машины.
- Чуть меньшее количество людей, - рассказывает Елагин, - пыталось вставлять палки в колёса, но Добро победило Зло и Бюрократию.
… Что будут делать Емели дальше? Василий Елагин, Владимир Обиход и Алексей Макаров однозначно, говорят, не собираются по- пенсионерски «репу чесать» , они в поиске новых проектов. Совсем не маленький круг людей их ждет!