Доломит Северный по центру бастиона Западной стены, 5А

Пишет Сергей Климов, 21.08.2019 13:15

Доломит Северный по центру бастиона Западной стены, 5А (Альпинизм)

В этом угоду в Узунколе удалось сходить один из самых популярных маршрутов района, а именно - 5А Рыбакова на Северный Доломит.

Маршрут действительно заслуживает внимания: интересное и монолитное лазание, логичная линия, красивые виды! :) Кроме того, короткий подход и возможность относительно безопасного отступления с любой точки маршрута делают его практически идеальным для первой пятёрки.

Единственный, как мне показалось, значительный минус - это отсутствие более или менее подробного и свежего описания. Поэтому, пока воспоминания ещё свежи в памяти, я решил поделится своим опытом и фотографиями с этого маршрута. Буду рад, если кому-то это окажется полезным! :)

Сразу оговорюсь, что, судя по количеству железа на маршруте, лазают по нему в достаточно широком коридоре. Поэтому в этой статье я буду рисовать и описывать тот вариант, который показался мне наиболее логичным и который был пройден лично мной.

Итак, основная часть маршрута проходит до большой полки, идущей под всей стеной Доломита Северного. Здесь же сложен второй контрольный тур. Далее линия объединяется с маршрутом "по правому контрфорсу Западной стены" 4А и идёт по нему до вершины. От основания стены до большой полки шесть верёвок.
Доломит Северный по центру бастиона Западной стены, 5А (Альпинизм)
Линия маршрута до большой полки

R0-R1 (50м III-IV). Начинать лучше всего по заросшему камину, классический старт по полке левее, но так вы сможете спрямить участок. По камину вверх и вправо на ребро, затем на большую полку с травой. С полки обойти отдельный камень справа и дальше по плитам с травой выйти в левую часть большой полки-плиты, которая хорошо просматривается с подхода. По ней вправо и немного вверх к станции. Забито несколько крючьев, можно усилить своими точками. Верёвка, в целом, простая, но на полках и в щелях встречается много травы, поэтому может быть скользко.
Участок R0-R1

R1-R2 (15м VI(A1), 35м V). КЛЮЧЕВОЙ УЧАСТОК. От станции вернуться к началу полки. Здесь слева, на самом краю, проходит нависающая довольно широкая щель, которая в верхней части пересекает серию небольших карнизов. Из щели местами торчит трава и мелкие камни, в верхней части забиты два крюка. Вверх по трудной щели на ИТО или сложным лазанием. После карнизов вправо вверх по внутреннему углу с травой (около 10м). Затем, через небольшое нависание и полку с петлёй на отколе, выйти в следующий внутренний угол и по нему лезть до серии больших полок. Мы сделали станцию на отколе на второй полке, но, если хватает верёвки, можно выйти на следующую полку к контрольному туру, здесь забито несколько крючьев и морковка.

Примечание: Первые 15 метров я проходил с использованием ИТО, но их можно пройти и свободным лазанием. Точную категорию мне определить сложно, но, думаю, это что-то около 6С.
Участок R1-R2

R2-R3 (10м III-IV, 40м V). От станции R2 лезть вверх и вправо по полкам (10м). Затем траверс вправо до широкой щели. Попадаются крючья. Вверх до места, где щель упирается в карниз, тут забит очередной крюк. Траверсом уйти влево на полочку. (ВНИМАНИЕ! Справа будет забито несколько крючьев - ТУДА НЕ НАДО!) С полочки вверх выйти на плиту под нависающую нашлёпку, обойти её слева, и, по внутреннему углу, образованному плитой и нашлёпкой, подлезть около 7м до двух маленьких полочек (каждая размером с табуретку). Здесь станция R3. Забит крюк и морковка, нужно усиливать своими точками.

R3-R4 (25м IV, 15м II). От станции продолжать лезть по внутреннему углу, ещё около 10м, до места, где он упирается в нависание. Отсюда влево и вверх выйти на узкую длинную полку с травой. (ВНИМАНИЕ! Аккуратно при выходе на полку, много живого!) По полке траверс 3 метра влево (на стенке есть крюк) и потом вверх по внутреннему углу, у которого левая стенка представляет собой нависающий лоб. Из-под нависания выйти в широкий внутренний угол, который упирается в большой карниз. Вверх по широкой щели-камину 8 метров под карниз и, обойдя его справа, по простым скалам выйти на широкую полку. Тут станция. Слева в щели рядом забито два крюка + свои точки.
Участок R2-R3 и R3-R4

R4-R5 (20м IV-V, 30м III-IV). От станции траверс вправо по полке к основанию камина с заклиненными в нём большими блоками. По камину вверх, выйти в большой пологий внутренний угол. На выходе из камина несколько метров неприятного лазания. По простому внутреннему углу влево вверх, затем по плите влево за угол. Отсюда по кулуару с травой вверх до станции. Станция справа на стенке, забито несколько крючьев.

R5-R6 (35м III-IV). Влево (если смотреть на станцию) по большой полке с травой и вправо вверх, в скальные ворота, выйти на большую полку ко второму контрольному туру.
Участок R4-R5 и R5-R6

Дальнейшая часть маршрута, как уже упоминалось выше, совпадает с маршрутом 4А на Северный Доломит. В этой статье описывать я его не буду, потому что считаю, что того описания, которое присутствует в гайде, вполне достаточно для его прохождения. Это описание можно посмотреть, например, здесь.

Спуск.
Спуск с вершины осуществляется по осыпям вдоль западного гребня. От тура пройти около 80м по вершинному гребню влево (если стоять спиной к озёрам), затем приспуститься на его левую сторону и, по крупноблочной сыпухе, продолжать движение в том же направлении до упора в западный гребень. Вдоль него двигаться по осыпям вниз и вправо. Есть туры. От вершины 1 – 1.5 часа.

Рекомендации восходителям:
- Поскольку на маршруте присутствует довольно большое количество разнообразного свободного лазания, категорически не рекомендуется ходить его по плохой погоде и после плохой погоды.
- Рекомендуемое снаряжение: 20 оттяжек, комплект фрэндов, комплект закладок, якоря, молотки, 6 станционных петель (не короче 150 см), также можно взять пару лепестковых крючьев. При желании в начале второй верёвки могут пригодиться крюконоги и лесенки, но мне хватило педали из обычной станционной петли.
- Группа не более 3х человек. Если группа больше либо не уверена в своих силах, рекомендуется обработать две-три верёвки заранее. Это значительно повысит ваши шансы на успех.
- При необходимости, с большой полки, от второго контрольного тура, можно уйти с маршрута пешком. Для этого нужно пройти по полке влево до упора (150-200м) и выйти на спусковую тропу.
- Будьте осторожны после выхода на маршрут 4А. Несмотря на относительно простое лазание, верхняя часть маршрута сильно разрушена.
- На спуске старайтесь двигаться не только вниз, но и забирать как можно правее до тех пор, пока спуск до ночёвок не будет просматриваться полностью, иначе есть вероятность выйти на скальные сбросы.
- Необходимо учитывать, что, в сухую погоду, вода на маршруте отсутствует.