Любимые кости 66-го градуса северной широты. Husavik, Iceland

Пишет Коллайдер, 04.07.2019 12:39

Husavik, Iceland, 2016.

Моросящий дождь накрыл все побережье. Исландцы говорят, что зима уже пришла сюда. Что же, охотно верю. Как минимум, сегодня температура опустилась ночью до +1. А для севера это уже бррр! Попав домой из соседнего города, где я забирала горелку на предстоящий трек Landmannalaugur, как-то совсем не хотелось спать...

Город пустой и к ночи на улице не встретишь ни души. Нормальный человек в такую мокрую и холодную погоду собаку из дому не выгонит. Что же, собаки собаками, а мне надо нырнуть в эту мглу.
Я беру в руки синий ключик с брелком китового хвоста и допиваю свой чай. Одеваю виндпруф и выхожу на улицу. "- Действительно, тьма. Прям абус какой-то!"
Я почти не вижу даже тусклый свет фонарей. Город накрыла абсолютная мокрая мгла. Северный дождь рассеивает мелкие брызги, а ветер, на пару, бросает свое обрывочное дыхание на стекла скандинавских домиков, как будто пытается доказать всем, что он сильнее. Что ж, тут он прав!
К слову: я почти полторы недели собиралась сделать этот "поход" и именно ночью, когда весь город спит, но все не было времени. То в море допоздна, то надо поработать с картами и каталогами, разбросать хвосты по папкам, поискать по картотеке, и, если повезет, зарегистрировать нового визитера в гавани.
Иду. Море исчезло в сумерках и только напоминает о себе своим водорослевым запахом. Оно рядом и меня это успокаивает. Повидав в жизни разные моря и океаны, я как-то сильно полюбила именно северные воды. Они другие, особенные. Они олицетворяют свободу, ту холодную и очень дерзкую, которую мы ищем и находим в горах. Свобода стихии становится чем-то необъятным и очень желанным, к ней привыкаешь и не хочешь от нее уходить.
Продолжаю брести по мокрому асфальту, думаю о том, что если погода не изменится, завтра будет сложно выйти в море. Еще сложнее ребятам, которые встают на смену в 5 утра. У нас экспедиция. Французы ставят эксперимент на определение вкусовых рецепторов у горбатых китов. В таком формате мы проводим уже неделю. Сменились. Завтра их очередь находиться в открытом море 8 часов. На душе даже стало легче, вернувшись, я смогу немного дольше поспать.
И вот я дошла до нужного мне места. Вставляю ключ и поворачиваю 2 раза. Дверь скользит в сторону. Бегу вправо и быстро снимаю сигнализацию, нажав на ней год вылета Белки и Стрелки. Темнота, но свет включать не спешу. Снимаю промокшую куртку, бросаю рюкзак прямо на пол. В помещении стоит полная тишина, и из круглого палубного окошка тяжелой дубовой двери падает тонкий луч света и я медленно направляюсь к нему. Толкаю старую дверь изо всех сил. Со скрипом, попадаю в огромный темный зал. Тихо настолько, что слышно жужжание мухи, попавшей в паутину в дальнем углу помещения. "-Как же тут хорошо!" , думаю я про себя. Поднимаю рубильник вверх и по очереди включаю свет над экспонатами. Клик, клик, клик.
Испытываю какое-то облегчение, от чувства, что я наконец дошла "к ним".
"-Ну, привет!"
Сначала освещение упало на останки норвала и его единорог.
Я совершенно не специализируюсь на этих морских животных, но бросается в глаза наличие двух отверстий под два рога, а не под один. В природе они обладают только одним. Наверное вы догадаетесь, откуда вторая дыра в черепе.
Затем вижу детеныша горбатого кита, которая прожила всего 6 лет, родилась на Карибах, ни раз проделала с матерью путь к Исландии. Минуя район Больших Банок, достигла хорошей платформы для питания, но не смогла выжить. Ее скелет покоится тут. Он еще совсем гладкий, не пористый. Я провожу по костям пальцами и хорошо чувствую их. "-Сожалею, что ты не смогла увидеть все красоты океанов и морей. Тебе ждали Азоры и путь через Атлантический хребет, но ты осталась тут."
Далее показался кашалот. Я питаю слабость к кашалотам. Животные, живущее 80 лет, погружающееся на глубины до 2000 метров, знающие абус всего морского дна не могут не впечатлять! Огромная скелетная масса, громадные зубы и удивительно мощный череп. У этого парня челюсть распилена пополам. Для чего? Зубы кашалота ценятся, как бивни мамонта. У этого их было около 28 пар. Когда его нашли на берегу, скорее всего, ему отрезали челюсть, чтобы извлечь и продать зубы. В последующем останки нашел и забрал музей, выкупив при этом недостающую челюсть вместе с зубами. Только 2 зуба (самых больших, весом в 1 кг каждый) не удалось отыскать.
Продвигаюсь дальше по залу.
Пока я хожу по деревянному полу, скрип досок в полной тишине добавляет мистики, и я понимаю, что сейчас как будто ожили все эти громадины и плавают вокруг меня.
А за правой длинной стеной скрывается самый огромный из всех экспонатов - синий кит. Любимые кости 66-го градуса северной широты. Husavik, Iceland (Путешествия, исландия, киты, экспедиция, research, путешествия, музей, whalebones, творчество) Его система настолько огромна, что заняла почти всю правую сторону музея. Подхожу к нему и сажусь у стены на пол. Хребет такой мощный, что невозможно представить, как он мог прокормить себя. Ведь эта махина достигает 30 метров! В зале тихо. Я могу отключиться от реальности и видеть его. Рисую очертание его тела и добавляю ему цвет. Сейчас он лежит на берегу, уже не дышит, так и лежит плавниками вверх. Смотрю на него. Немного сконцентрировавшись, переворачиваю его в правильное положение и мысленно посылаю ему жизнь. И вот он снова в своей синей бездне, плывет, гонит планктон и набирает полную морду воды. Представляю его жизнь, путешествия, миграции в океане и то, что он успел увидеть. Представляю его глаза. Говорят, что человек, который встретился взглядом с китом, и тот посмотрел ему в глаза - уже никогда не будет прежним, и запомнит этот момент на всю жизнь. Может однажды я узнаю правда ли это.
На стене висят исторические фотографии. На них запечатлен небольшой период жизни кита после его смерти: находка тела, перевозка, захоронение, раскопка, сбор костей в единый скелет. Колоссальная работа была проделана простыми людьми и основателями музея! Этого кита нашли выброшенным на берег в Северной части Исландии. (Возможно он умер от старости). Перевозить такое огромное тело было непросто, но его смогли вывезти частями и захоронить в специально подготовленном месте. Чтобы гниение тела и очищение костей прошло правильным образом, к месту с захоронением обеспечили хорошую подачу воды и ее отток. Таким образом кость осталась целой. Красавца собирали долго, по каждой косточке, месяц за месяцем, пока не воссоздали его полный образ. Я музее он занимает почти 25 метров. Сейчас история этого синего кита покоиться тут, в тепле и сухости, и каждый день сотни людей приходят увидеть это удивительное детище природы.
Эту колоссальную работу проделали около 10 человек, которые и основали этот музей, единственный в Исландии, включивший в себя 15 экспонатов скелетных масс без искусственного восстановления. К слову, знаменитый музей в Рейкъявике, который славится висящими чучелами китов 1:1 в полный размер - не имеют ничего общего с настоящими костями млекопитающих. В музее нет ни одной настоящей кости! (Но это между нами). Место, в котором я нахожусь сейчас - это безумная подлинная история, записанная с тонкостью, душой и точной детализацией.
"-Как все таки здорово, что я попала сюда!"

Те две недели стали огромным опытом. Работать с командой исследователей, записывать данные, видеть китов, их реакции и поведение, работать в команде над экспериментом, который на второй неделе, после изнурительных попыток, увенчался успехом - это потрясающий опыт, который был получен благодаря поддержке университета The University of Iceland's Research. Приятно было стать частью команды, узнать людей, которые работают над очень важной проблемой нашего времени - негативные воздействие морского туризма на жизнь китов.

Домой я доплелась после полуночи. Все товарищи уже спали, а я еще полчаса сидела на кухне и просто смотрела в окно. Порывистый ветер раскачивал уличный фонарь, будто убаюкивал меня сонную, но погруженную в свой мир. Потом я по привычке надела термо и залезла в свой пуховой спальник. Скрутившись клубочком уснула, уставшая, но очень счастливая. Сон снова был цветным. Только в Хусавике мне снились самые красивые сны в моей жизни, и они всегда были цветными. Может потому, что киты были рядом? А может просто холодный, но милый север...

Завтра наступит новый день. Я все так же встану помятая и сонная, сварю кофе и довольно посмотрю в окно на порт.
"- Ну что, Крис, снова к китам?"