Дневник Ала-Арчи. Май 2019

Пишет Olga Novoselova, 29.05.2019 15:58

Дневник Ала-Арчи. Май 2019 (Альпинизм, алаарча, арча, киргизия, горы, учитель, пикучитель, корона, байчечекей, перваябашнякороны, аксай)

Почти две недели мая я жила в горах Киргизии в альплагере Ала-Арча. Ежедневно делала маленькие заметки. Сначала писала для себя, потом решила опубликовать #дневникалаарчи в Инстаграме. А здесь хочу собрать свою маленькую историю воедино. Итак, погнали:

1 день. Заброска в высотный лагерь Ала-Арча на высоте 3300 метров.
Впервые я здесь была в 2014 году, совершенно неподготовленный к горам новичок со слабой «физухой». Тогда эта заброска показалась для меня сущим адом! К тому же за плечами был очень тяжелый рюкзак. С тех пор, я боюсь этого пути. Мне кажется, я снова сяду на камень поздним вечером и буду ждать помощи. Так было тогда, в первый раз.
Но вернемся к этим сборам. Вышли в 13:36, шли медленно. Итоговое время составило около 4:45. Это небыстро. Но цели зайти быстрее не было. Бережём силы, акклиматизируемся. Крутим головами по сторонам, успеваем сделать несколько снимков на память. Красиво. Идём вместе, не растягиваемся.
Удивляюсь большому количеству снега на подходе. Верхняя скальная часть подхода была забита снегом, так что идём по снежной тропе. А не прыгаем и карабкаемся по камням, как раньше. Дошли по светлу, заселились в каменную хижину и пьём чай. Много чая. Кто-то угощает нас гречневой кашей.
Для себя отмечаю, что в этот раз заброска была для меня не сложна. Все-таки увлечение бегом даёт свои плоды. Единственное бесит тяжелый рюкзак. Не люблю ходить под тяжестью, чувствую себя груженной лошадью... Не быть мне туристом.
Мы на высоте 3300 м. Горняжку поймали все, это нормально. Кружится голова, аппетита нет, кого-то тошнит... Напились чаю и ложимся спать пораньше. Такое ощущение, что я заснула лишь под утро. Голова трещала, было жарко и одновременно холодно. Хотелось спать и одновременно не хотелось. А ещё два раза была короткая, но такая сильная и больная судорога в левой икре. Странно. Такого у меня раньше не было. Надеюсь, больше не будет.
В самом лагере пока мало народа, люди ещё вялые, немного заторможенные. Недостаточная акклиматизация и прохладная погода сказывается. Завтра сюда поднимется около 50 альпинистов и лагерь оживет. Ждём.

2 день. Ожидание первой горы.
С утра переехали в новую хижину, метров на 200 дальше «каменной». Мне здесь нравится больше: за дверью столовая, больше света, места и тепла. Выпускаться на восхождение все будут здесь же, в столовой в 20:00. Так что все стратегические объекты у нас под боком. Да и ходить на восхождения ближе, на 200 метров, но ближе. Общая комната представляет собой нары в три этажа с матрасами. Я сплю на второй полке в спальнике.
Цель этого дня - акклиматизация. Не насилуем организм большими нагрузками, даём возможность адаптироваться к высоте. Самочувствие с утра было так себе - голова болит, аппетита снова не было. Днем после обеда сходили погулять часок по тропинке вверх, полюбовались горами, рассмотрели подходы к последующим восхождениям. На улице тепло, но идёт снег, к вечеру появился туман. Видимость плохая, иногда становится ясно и можно успеть выловить хорошие виды и запечатлеть их. Слушаю разговоры других альпинистов: строят планы, ждут ясную породу и удивляются большому количеству снега. Тропить мало кто любит.
После прогулки - дневной сон, вкусный ужин, выпуск на маршрут. Доктор замерил показатели организма: давление 110 на 80 (обычно 120 - 80), пульс 90, сатурация 89 (содержание кислорода в крови). Интересно будет проследить динамику. В целом, это хорошие показатели для первых дней на высоте.
Завтра идём на пик Учитель, маршрут 1Б. Поднимемся на 4500. м. Это очень хорошая высота для акклиматизации перед сложными маршрутами. Настроение в нашей команде боевое, все рвутся на гору. Я начинаю входить во вкус и ритм альпинистской жизни.

День 3. Восхождение на Пик Учитель. 4500 м.
Подъём в 4:40, завтрак в 5:00, выход в 5:45.
Маршрут простой. 1Б категории сложности, выбрали его для акклиматизации, и чтобы «разгуляться». Казалось бы, ничего удивительного и сложного случится не может. Может! Как часто бывает в горах, вмешалась погода.
Накануне выпало много снега и нам приходится тропить (прокладывать тропу по свежему глубокому снегу). Но самый «изюм» добавил порывистый шквальный ветер. Выходим на гребень, а там дует так, что чуть не сдувает нас. К этому моменту надели на себя все тёплые вещи, которые с собой взяли. Но все равно - продувает. На предвершинном участке гребня встречаем парня из Омска с обмороженной щекой - белое, как бумага, пятно. Жуть. Спрашиваю у своих, нет ли у меня такой «бумаги» на лице, обсматриваю других. Слава богу, все хорошо.
Во время вот этой жести улавливаю красоту момента. Когда бушует стихия - это всегда страшно красиво! В памяти у меня остаётся картина с этого гребня: метель, штормовой ветер, узкий гребень, пропасть, альпинисты, идущие вперёд и сквозь эту бурю, проглядывает солнце... Удивительно! Когда мы уже внизу обсуждали эту погоду, я сказала, что именно такие моменты и запоминаются. И это действительно так.
На вершину поднимаемся в 10:40, наспех делаем фото и вниз. Находится долго на высоте 4500 в такой шторм - невозможно. И самое удивительное, через какие-то 20-30 минут погода налаживается - выходит солнце, небо расчищается, ветер стихает... Да уж, погода в горах непредсказуема.
В лагерь приходим в 13:30. Ещё и на обед успеваем. Класс! В этот момент для полного счастья нам больше ничего и не нужно. Отсавшийся день проводим ленно и сонно. Сушим вещи, обсуждаем гору, спим. Неугомонный Данька не устаёт сокрушаться, как мы можем спать днём!? Как в нас лезет столько сна. Мне кажется, у него встроен какой-то дополнительный источник энергии. Не иначе.

День 4. Отдых после восхождения на пик Учитель.
Спим до упора, до завтрака в 9:00. После этого стираем вещи в горном ручье. Технология такая: сначала нужно найти лунку, разбить и вытащить из неё лёд и только потом приступить к стирке. Проклятое мыло неохотно мылится в такой воде, а руки моментально замерзают. Тем не менее, кидаешь вещи в воду, намыливаешь. Греешь руки за пазухой. Стираешь. Греешь руки. Полощешь. Греешь руки. Выжимаешь и кидаешь на камень. И так каждую вещь. Весь день вещи сушились на веревке на солнце, и вечером у нас были чистые, свежие, вкусно пахнущие вещи. В горах в какой-то момент это становится особой радостью.
Днем Даня и Тема отрабатывали «спасы» в двойке. Тема делал полиспаст и вытягивал Даню из «пропасти». Я его утяжеляла и тем самым усложняла задачу Теме. Тяжело в учении, легко в бою.
Перед обедом - тактический разбор грядущего восхождения на Корону по маршруту 4А. Для наглядности колпачки от буров (это мы) и кусочки репшнуров (наши веревки). Определили тактику, не разбиваемся на связки, идём все вместе, но стараемся делать быстро и без простоя. Завтра увидим, что из этого получится.
Обед. Вкусный сырный суп с ветчиной и курица с рисом. Едим двумя партиями, потому что много участников. С каждым разом у нас получается есть все быстрее. И из максимальных 30 минут уже хватает 15.
После обеда готовимся к восхождению: точим кошки, чиним снаряжение, подбираем железо, собираем рюкзаки... с Катей и Славой идём на «сеанс связи» - место ниже лагеря метров на 500. Делаю два звонка, только самым близким. Сказать, что все хорошо.
Ещё немного читаем, пьём чай с видом на горы, болтаем о сложных стенных маршрутах. Оказывается, Славка и Данька пока не представляют себя на них. Как и я.
Вечером ужин и выпуск на маршрут. Заполняем маршрутный лист, проходим доктора. У меня давление 110 на 80. Почему-то на высоте ниже (обычно 120|80)... Пульс 82, сатурация 92. Акклиматизация идёт успешно, показатели выравниваются. Идём спать, завтра ранний подъем и сложный день.

День 5. В любой истории есть переломный момент. Это он.

Завтрак в 3:00, выход в 4:00. Идем на 1ую Башню Короны по ледовому маршруту 4А. Забегая вперёд, скажу - вернулись в 22:00. 18 часов работы без отдыха. Устали зверски. Все.
На подходе под маршрут, это часа 4, я размышляю на тему «Зачем я здесь»? Дело не в спортивных разрядах, я не хочу доказать что-то кому-то. Да и себе я ничего не доказываю. И я поняла причину своего нахождения здесь - это люди! Те люди, с которыми я сейчас иду, они причина! Была возможность оказаться с ними в горах, прожить очередную маленькую альпинистскую жизнь. Конечно, я согласилась. Впереди у нас первая серьезная «четверка». Последние два года я хорошо подтянула общую физуху, но вот техника и спец подготовка альпиниста у меня просела. А ребята нехило прокачались на льду, технически подкованы. Поэтому я боялась задерживать их на маршруте и быть бесполезным звеном. При предварительном распределении ролей я взяла на себя страховку лидера, выкручивание за ним буров. Весь маршрут занимаюсь делом, не лажаю. Мне нравится.
Первые две трети маршрута (это около 8 верёвок по льду, примерно 400 метров) я кайфовала. Вокруг красивые горы, обрыв внизу добавляет адреналин, рядом те, ради которых я здесь. Выбранная роль мне нравится, я постоянно при деле, стараюсь быстрее работать и надежно страховать. Лидирует сначала Славка, потом Тёма, а заключительные веревки достаются Дане.
Ох уж эти заключительные 3 веревки. Мы устали. Стали психовать, всем хотелось быстрее вылезти и пойти ногами в лагерь. Но, как обычно, финишные метры тянутся бесконечно долго... В один момент я почувствовала страх: обсуждалось решение, которое потенциально было рискованным и опасным. Я уверена и сейчас, что это был именно смертельный риск! Благо, от этого решения мы отказались. Для меня этот момент на высоте 4200 метров - переломный. Я хочу прекратить участие в этих сборах. Нет желания дальше выходить на маршруты, и вообще, в ближайшие дни улечу домой. С этими мыслями проходит долгий спуск до лагеря... Ребятам своё решение я не говорю, оставляю новость до утра.

День 6. Отдых и разбор.
Спала как убитая. Проснулась около 8 утра, ощущаю себя отдохнувшей. В голове перебираю впечатления от вчерашнего восхождения. Они двояки: с одной стороны, было классно, сложный маршрут, интересная работа, друзья. А с другой, тот самый момент. Переломный.
Завтрак, разбор рюкзаков и разбор восхождения. Все по очереди высказывают свои мысли и ощущения. Я честно говорю все, что думаю, и становится легче. Становится хорошо и спокойно. Вместе мы понимаем, что та ситуация - это усталость. Так не должно было быть. Улетать домой уже не спешу.
Завтра ребята хотят маршрут 4Б на г.Байчечекей. Через три дня 3Б по Акимова на Корону. Озвучиваю мысли пропустить 4Б и выйти на 3Б. Ребята разубеждают. Беру паузу до послеобеда и точно уже скажу решение. Признаюсь, уже хочу идти. Силы есть, желание вернулось, а лидировать и без меня желающих много. Но посмотрим.
Кстати, помните я рассказывала про риск обморожения на восхождении на пик Учитель. Все-таки немного правую щеку у меня прихватило. Есть темное пятнышко размером с «барбариску». Но не страшно.

День 7. Epic Fail.
4:00 выход на «Бачу». Идём медленно. Такой темп в темноте, как медитация, - ноги переставляю автоматически, голова занята разными мыслями. Сегодня думаю о проекте «Атлет во Благо» @atlet_vo_blago, развитием которого занимаюсь в настоящее время. Прокручиваю в голове разные истории. Искренне хочу, чтобы проект стал массовым и популярным среди разных спортсменов. Хочу подтянуть в него и альпинистов. Их высокие цели прям просят дополнительную сверх-цель. Честно, уже немного хочу в Москву. Вернуться к делам, помочь атлетам достигнуть своих целей. Наверняка, есть и те, кто хочет стать атлетом, но ждёт ответы на вопросы. Ребят, я скоро буду!
Тем временем подходим. Перед нами г.Байчечекей и несколько кулуаров. Вспоминаем описание маршрута от Дмитрия Грекова и выбираем кулуар левее. Снежный, достаточно крутой и длинный. В самом начале я уверена, что это наш кулуар. Доходим до узкой ледяной речки. Фи, и это знаменитая Бача 4Б!?! Не верим! Идём выше. Забираемся почти на самый верх, но подходящего на наш взгляд маршрута нет. Славка убеждён - тонкая речка и есть маршрут! Увы, он не смог убедить в этом 4 человек, и мы спускаемся вниз. Изучаем ещё один кулуар. Время уходит. Понимаем, сегодня маршрут нам не светит. В 10:00 выходим на связь с базой. Конечно, нам говорят идти вниз.
В лагере узнаем, что та речка и есть маршрут! Надо было лезть. Слава был прав, но это уже не имеет никакого значения. Иногда важно не только быть правым, но и найти нужные аргументы и суметь убедить людей. Да, это непросто. Очень.
Больше всех расстроен Тёма. Он был руководителем этого выхода и, видимо, чувствует свою ответственность.
А я? Да, мне жаль. Но посыпать голову пеплом не стану. Сами виноваты, надо было хорошо изучить маршрут и подходы к нему. Хороший урок нам.
День после неудачи проходит вяло: идём на коллективную стирку в ручье, думаем над планами, обедаем, читаем... Много молчим.
Завтра повторить выход не сможем, туда уже записалась другая группа. Так что пойдём по маршруту Акимова 3Б на 1 Башню Короны, а послезавтра повторяем «Бачу». Надеюсь, все получится.

День 8. А пули летят, пули.
Именно эта песня актуальна для сегодняшнего восхождения. Только летят, конечно, не пули, а куски льда. Лезем ледовый маршрут Акимова 3Б на Корону. В верхней части лёд перемороженный и хрупкий. Когда над тобой кто-то лезет с ледовыми инструментами - вниз летят куски льда разного размера. Разгоняясь даже маленькие бьют с такой силой, что хочется всплакнуть... Ребята, вызывавшие такой обстрел, не виноваты - такая уж структура льда, а в руках у них тяжелые ледовые молотки. Мне (и не только мне) больно прилетает по рукам, коленям, голени. Ледовые «полкирпича» нехило врезаются в плечо. Стараюсь закрывать лицо от острых ледовых кусков, переживаю за ноги. Не хочется вернуться домой Франкенштейном и пропустить майские забеги.
Но зато финальная точка маршрута – прекрасна. Вылезаем на солнечную площадку среди скал на высоте 4300, пьем чай, едим шоколадки, делаем фото, шутим и просто наслаждаемся. Момент чистого счастья. Вот! Вот это я люблю в альпинизме! А не то, когда спасаешь лицо и конечности от ледового обстрела.
Кстати, спасибо Даньке, когда был рядом - мужественно прятал меня за своей спиной от пролетающих снарядов.
В целом, сам маршрут мне понравился. Подход не долгий, ледовая часть не длинная, а виды – огонь. В этот раз мы разбились на две связки: Катя со Славой и я с Даней и Темой. Шли рядом, скорость передвижения, конечно, увеличилась. Впятером ходить на маршруты - это весело, но так долгооо.
По пути в лагерь заходим в Коронскую хижину. Это приют для альпинистов на высоте около 4000 м. Очень атмосферное место, в июле 2015 г много тут времени проводили. Немного ностальгируем и дальше в путь. Нас ждём вкусный обед в лагере.
Вечером иду к доктору, беспокоит палец на руке (мизинец). Кусок льда попал прямо на сгиб. Он сильно опух, посинел и болит. Боюсь, не перелом ли. Доктор наложил повязку, мазь и сказал, дальше будет видно.

День 9. У кого-то Бача, а у меня отдых.
Теперь я знаю, как буду выглядеть, если увеличу губы. Вчера на маршруте в нижнюю губу прилетел кусок льда. Сегодня она распухла до неприличных размеров. Надеюсь, дальше «естественный ботокс» работать не будет и постепенно опухлость уйдёт.
Ребята пошли на Бачу. Тот ледовый маршрут, который мы пару дней назад не нашли и вернулись. Говорят, там сильно летит сверху: лёд и камни. Я так не хочу получить увечья от этого, что решила не идти с ними. С меня хватит перебитого пальца и губы.
Кстати, пальчик вроде приходит в норму. Да, он весь синий, но опухоль спала и болит меньше. Думаю, просто сильный ушиб.
9:00. Я завтракаю, а мои ребята уже 5,5 часов трудятся.
12:00. Специально подхожу к Грекову (старший по безопасности), чтобы послушать вести от ребят (связь с базой у них стоит в плане в 10:00, 12:00, 14:00 и т.д). Тема сообщил, что они в конце ледовой части маршрута. Сейчас выбираются в снежную чашу и продолжают движение. Голос уставший.
14:00. Снова «жмусь» к Грекову. Ребята идут по снежной чаше по следам вчерашних восходителей. Страхуются через ледовые инструменты, Греков строго говорит копать до льда и делать страховку на бурах. Есть риск, что этот снег съедет вниз вместе с ребятами. Тема соглашается, говорит, что будут буриться. Надеюсь, так и сделают. По интонации слышу, что сильно устали. Держитесь! Я вас жду здесь, вечером пойдём в бар отметим вашу Бачу.
Весь день сегодня так и посматриваю на гору, где ребята бодают 4Б. Маршрут отлично просматривается из лагеря. Делаю фото, приближаю, стараюсь увидеть своих героев. Не получается, все-таки сильно далеко. Пока жду их возвращения, читаю книгу, фотографирую, гуляю. А утром была маленькая радость - я помыла голову! Здесь это особенно приятно, потому что случается редко.
В начале пятого спрашиваю у Грекова, как там мои? Сказал, что уже возвращаются, скоро будут. Бегом встречать! Поднимаюсь на морену, выбираю камень повыше и жду. Всматриваюсь в каменные пейзажи и вижу яркие точки. Возвращаются! Машу им руками и громко кричу «С горой!»

День 10. Пора прощаться.
В Альп лагерь Ала-Арча пришла весна. Активно тает снег, повсюду журчат ручьи, склоны освобождаются от белого одеяла, ледник разделся и показал свой рельеф во всей красе.
Вдоль главного ручья расцветают фиолетовые примулы! Представляю, как тут будет красиво через дней пять.
А лагерь меж тем пустеет. Участники сборов потихоньку спускаются вниз, сегодня последние выходы на вершины. Одна двойка вернулась с маршрута, едва его начав. Мне кажется, мысленно все уже там, внизу. Наша команда сегодня отдыхает и наслаждается последним денёчком, завтра с утра вниз, в Бишкек.
Дмитрий Греков, руководитель сборов, остаётся здесь и провожает всех альпинистов. Завтра он крепко пожмёт нам руку и скажет: «До встречи в горах». Есть уверенность, что эта встреча обязательно состоится. На первом фото мы с ним. Он - яркий представитель советской школы альпинизмам. Мощной, сильной, командной. Заслуженный мастер спорта, инструктор, восходитель на Эверест. Дмитрий один из основателей компании Ak-Sai Travel. Помимо Ала-Арчи, он начальник базового лагеря Южный Иныльчек, откуда начинаются восхождения на пик Победа и Хан Тенгри.
Недавно я писала, что соскучилась по городу и хочу домой. А сегодня мне грустно. Грустно уходить из этого места, где было столько событий, эмоций и... как я часто говорю, это была маленькая альпинистская жизнь. Определенно точно я не смогу завязать с горами и с этой альпинистской жизнью. Это часть меня, без которой я уже не смогу чувствовать себя счастливым человеком. А вокруг меня люди, по которым я буду безумно скучать.

Подробности для тех, кто дочитал до конца:
Из альпинизма в бег.
В любительский бег я пришла из альпинизма. Сначала были просто беговые тренировки для развития выносливости, чтобы в горах было легче ходить. Бегать не любила жутко. За несколько лет увлечения альпинизмом нашла надежную команду в лице Тёмы, Даньки и Славки. Вместе с ними тренировались, ездили в горы, выполнили 2 разряд.
А в 2014 году решила пробежать свой первый полумарафон. Тогда эта дистанция мне казалась невероятной! Это надо же, за раз пробежать 21 км! Ещё и без остановки! Два месяца самостоятельной подготовки и «половинка» за 1:52 в кармане. И вот на этом первом забеге я влюбилась в бег. И пошло-поехало... Многочисленные забеги, ультры, тренировки, организация клуба и открытие школы бега в Новосибирске, проведение массовых забегов... Сейчас бег - это мой стиль и образ жизни. Работа, хобби, творческие проекты, ближний круг общения - всё связано с бегом. И мне это нравится! Жаль только, что альпинизм ушёл на второй план. Это сложный вид спорта, который требует много времени и усилий. Заниматься им по остаточному принципу не получится. Теперь свою тягу и «жажду» к горам я утоляю через горные забеги: трейлраннинг и скайраннинг. Но иногда, к счастью, удаётся вырваться в горы со своими друзьями-альпинистами. Не бегать, а ходить. На вершины, на маршруты, на скальные и ледовые занятия. Так случилось и в этом мае.

Немного расскажу о своей команде. О тех, с кем я провели эти дни в Ала-Арче С большинством мы познакомились несколько лет назад в горах. После этого вместе тренировались, ездили на сборы... Для себя я решила, если ходить на восхождения - то с ними.

Данька. Человек-позитив. Всегда сохраняет веселое расположение духа, щедро сеет вокруг себя шутки и оптимизм. Общение с Даней легкое, как пёрышко. С ним всегда можно поболтать, даже ни о чем. Если бы можно было клонировать Даньку и отправить по экземпляру в разные точки света - люди стали бы жить веселее. Это точно. А ещё у него какой-то невероятный запас энергии. В чем его секрет - не знаю.

Тёма - педант. Во всем! В работе, в хобби, в одежде, в снаряжении и в окружении. То, что я попала в его круг друзей, мне льстит. Стремление Артема к идеалу во всем иногда мешает ему отпустить ситуацию и просто наслаждаться моментом. Но если рядом Тема, значит вокруг порядок. Вместе с этим у Темы хорошее чувство юмора, он любит посмеяться, повалять дурака. А ещё обожает CocaCola Zero. Она у меня прочно ассоциируется с ним.

Слава - спокойный, скромный, умный, интеллигентный. Он невозмутим почти всегда (до этих сборов я бы сказала, что всегда). Со Славкой можно поговорить на глубокие темы, мне нравятся его взгляды, ценности и идеалы. А ещё с ним можно просто помолчать. И это не неловкое молчание, это другое. А ещё он очень фотогеничен, частенько хочется достать фотоаппарат чтобы сделать портретик Славы или поймать его за каким-либо занятием.

Катя @katusha_solnceva. С ней я познакомилась только на этих сборах. Катя одна из немногих альпинисток-разрядниц, которая сохраняет женственность и хрупкость в сложных, суровых условиях. Катя красивая. А фиолетовый цвет - её личный фетиш. Многие её вещи именно такого цвета. И вот с недавних пор, волосы тоже обрели фиолетовый оттенок. Хотя чистый блонд придавал её образу какую-то сказочность и чистоту.