Ай-Петри по южному гребню, 3Б
Маршруты «По южному гребню» 3Б и «Перья» 5А
Ай-Петри по праву является одной из самых красивых и узнаваемых вершин Крыма. Думаю у многих людей, в той или иной мере увлекающихся альпинизмом, возникала мысль взойти на эту вершину по альпинистскому маршруту. Однако, почему-то, маршруты на Ай-Петри посещаются гораздо реже, чем, например, на Куш-Каю или Форосский Кант. В интернете довольно мало информации по этим маршрутам, а если описание всё уже удаётся найти, обычно оно оказывается не очень подробным.
Маршрут «По южному гребню» 3Б является одним из самых простых на Ай-Петри. Идея сходить этот маршрут появилась ещё несколько лет назад, когда мы впервые приехали в Крым. Однако, по тем или иным причинам, идея эта постоянно откладывалась, и только в этом году нам, наконец-то, всё же удалось её реализовать. При восхождении мы пользовались этим описанием. Но, поскольку, на мой взгляд, в нём присутствуют некоторые неточности, я решил на его основе написать свой вариант, также снабдив его фотографиями, сделанными во время восхождения.
Заранее прошу извинить за качество фотографий — почти все они сделаны на телефон, но всё же этого качества вполне достаточно чтобы определить направление движения.
Буду очень рад, если кому-то мой труд окажется полезным!:)
Подход. Подход под маршрут начинается с места, где канатная дорога пересекает трассу Ялта — Севастополь. Идти через лез, придерживаясь канатки, зелёный забор обойти справа походу. После этого забирать влево, ориентиром здесь служит хорошо различимый контрфорс маршрута «Перья». Начало вашего маршрута находится примерно на 50м левее, здесь влево вверх уходит широкая наклонная разрушенная полка с деревьями. От трассы 30-40 минут.
Начало маршрута
R0-R1 (120м II-III). От начала маршрута вверх по наклонной разрушенной полке выйти на большую полку, проходящую под бастионом западного контрфорса. Страховка, в основном, через рельеф. Лазание простое, можно идти одновременно с укороченной верёвкой, но также на этом участке имеются три оборудованные промежуточные станции (через каждые 30м) для попеременного движения и, при необходимости, дюльфера. R1 на дереве в начале большой полки.
На участке R0-R1
Стрелками на фото обозначены шлямбура для первой промежуточной станции.
R1-R2 (150м б/к, 30м I-II). По большой полке двигаться вдоль стены бастиона до первого в ней кулуара . Кулуар скальный и неявно выраженный. Внизу довольно широкий — представляет собой простые пологие скалы, в верхней части сужается и переходит в заросший камин. Хорошим ориентиром служат две большие сосны в нижней и средней частях кулуара. По пологим скалам подлезть к первой сосне, на ней станция.
Маршрут от станции R1
Участки R2-R3 и R3-R4
R2-R3 (40м III). От сосны сначала вверх, а потом траверс вправо к можжевельнику. Станция.
R3-R4 (20м IV). Влево в камин и по нему вверх ко второй сосне. Страховка затруднена. В камине заклинены большие плиты, лезть аккуратно. R4 на второй сосне, станция полувисячая.
Вид со станции R4
Примечание: В этом описании участки R3-R4 и R4-R5 объединены в один. Скорее всего 60м верёвки должно хватить впритык на два участка, но мы всё же решили их разделить. Одной из причин является то, что в камине, на участке R4-R5, довольно большое количество живых камней, и станция R4 находится в стороне от линии их падения, в то время как R3 полностью простреливается.
R4-R5 (35м V(5c-6a)). Ключевой участок маршрута. От станции вверх. Лезть лучше не по самому камину, а по стенке справа. Страховка — два дерева и закладные элементы. Выйти на гребень западного контрфорса. Станция на дереве справа.
Примечание: Внимание! На момент нашего восхождения (28.04.2019) дерево на гребне ещё достаточно прочное, но уже сухое! Проверяйте дерево перед тем, как делать станцию!
Ключевой участок маршрута
R5-R6 (250м б/к). С гребня западного контрфорса приспуститься на противоположную сторону и двигаться вдоль него траверсом, обходя скалы справа походу, в направлении кулуара между вершинной башней и зубцами Ай-Петри. Ориентиром служит подвесной мост, необходимо двигаться прямо под него. Движение одновременное, страховка на этом участке не требуется.
Маршрут от станции R5
На участке R5-R6
R6-R7 (80м I-II). Через небольшую (2м) стенку войти в узкий кулуар и двигаться по нему, местами с подлазами, до выхода на перемычку между вершинной башней и зубцами.
Начало участка R6-R7
Последний участок маршрута, в классическом варианте, совпадает с верёвкой мультипитча «7 вершин» и оборудован стационарными точками страховки. Насколько я знаю, этот участок должен начинаться где-то прямо с перемычки. Однако, раньше никто из нас на Ай-Петри не был, и найти шлямбура этого маршрута оказалось для нас непосильной задачей :) Поэтому был выбран альтернативный путь.
Итак, наш вариант:
R7-R8 (50м б/к, 40м II-III). С перемычки приспуститься на противоположную сторону и двигаться траверсом вдоль скал вершинной башни до характерного провала. Отсюда вверх по несложным скалам через несколько деревьев выйти на вершинное плато. Далее влево на вершину.
Наш путь от перемычки
Выход на вершину
Для двойки в летних условиях время восхождения, без учёта подхода и спуска, 4-6ч.
Спуск. Спускаться на канатной дороге или на такси. Также до трассы можно спуститься пешком по Мисхорской тропе. Возможен вариант спуска по пути подъёма, но для этого необходимо иметь верёвку не менее 60м.
Рекомендации:
1. На маршруте будет вполне достаточно комплекта стопперов, нескольких мелких и средних френдов, 7и-10и оттяжек и 4х-5и станционных петель. При желании, наверное, можно найти куда заколотить якорь, но, по-моему, тащить их ради этого, как и молотки, не стоит.
2.Если идёте с одной верёвкой, то она должна быть не менее 60м длинной, чтобы, при необходимости, была возможность вернуться с любой точки маршрута без лишних проблем.
3. В хорошую погоду ориентирование на маршруте не составит труда, однако при отсутствии видимости есть большая вероятность заблудиться.
4. Данный маршрут имеет довольно большую протяженность для Крыма, поэтому необходимо запастись достаточным количеством воды и перекусом.
Удачных восхождений! :)
А то всё К2 да Нанга-парбаты)
Отличное описание.
Наши еще не привыкли.