Ледолазание в Магнитском руднике

Пишет Дмитрий Жученко, 10.01.2019 14:00

О том как альпинисты в пещеру ездили

Ледолазание в Магнитском руднике (Ледолазание/drytoolling)

Уже в прошлом году на ноябрьские праздники удалось съездить в интересное место - титаномагнетитовые рудники, расположенные вблизи города Златоуст. По первоначально имеющейся информации, это огромные многоуровневые выработки, в которых, по рассказам, должен был быть вертикальный лед. Основная цель, которую мы перед собой поставили - найти и полазать лёд в Магнитских Рудника, мы же альпинисты.

В Магнитку наш путь пролегал из Самары

Компания подобралась интересная: 1 спелеолог(Женёк), 2 спасателя (Лёша и Володя), 4 альпиниста(Дима, Лёня, Саня, и Дима).
Собирали информацию у диггеров, спелеологов и по форумам. Однозначно было только одно - лёд там есть, а вот сколько его, и какое снаряжение брать - оставалась непонятно.

Отпросившись с работы и забив на учебу, колонна из двух машин и семи человек выехала из Самары в 22:00 в сторону Златоуста. Впереди было 750 км дороги и 3,5 суток жизни.

Дорога шла спокойно. Ветер, ледяной дождь, грузовики, тормозящие отвалами, и фура в кювете.

Остановились на окраине поселка с одноименным названием, одной машиной оперативно устроили разведку, нашли вход. Ну как вход, неприметные развалины в неприметных кустах с очень приметной, залитой льдом лестницей, уходящей куда-то вниз и в темноту…

Ледолазание в Магнитском руднике (Ледолазание/drytoolling)
Нашли стоянку для машин и начали выгружать снаряжение: 450м верёвки концами по 50-100м, штук 30 буров, 3 палатки, генератор, кучу еды, 7 комплектов альп и столько же спелео снаряжения, каски, кошки, 3 пары инструментов, мешок карабинов (и прочее, что уже шло без счёта, но добавляло объем и вес)
От стоянки до входа надо пешком минут 10, через ж/д пути, по дороге, а дальше тропа. Она подходит к ряду полуразрушенных построек. Последняя полуразрушенная постройка и есть вход с той самой лестницей.

Путь от стоянки до входа

55.341936, 59.702803, координаты места стоянки.

С шутками и прибаутками спустили снаряжение по ледяной лестнице, протащили по штольне, перекинули через завал, ещё 50 метров прошли и попали в уютный ПБЛ (от машин вся процедура заняла часа 1.5-2).

Ледолазание в Магнитском руднике (Ледолазание/drytoolling)

Поставив лагерь и немного сориентировавшись в местных достопримечательностях, нормально пообедав (или поужинав) легли спать. (выехали в 22:00, приехали к Магнитке около 11:00, спать легли около 16:00)

Три часа на сон, и под вопли "Доброе утро, Вьетнам..." свершился первый подъём.

Оделись, взяли верьё 3х50м и пошли в ДСК. Нашли справа два спита (перед первым спуском сразу после деревянного “заслона”), вкрутили уши, повесили первую веревку сразу в пол (по факту спуск метров 15).
Ледолазание в Магнитском руднике (Ледолазание/drytoolling)

Картина с балкона была странной. Всюду лёд, его много, и он разный и красивый. После спуска Женька (без кошек) стало понятно, что по ледяной шторе лучше спускаться в кошках. Обулись и спустились. Ледяной зал, ледяные шторы, сталактиты, сталагмиты, чего там только не наросло. Высота зала метров 30 навскидку. Метров через 50, пройдя по ровному ледяному полу, упёрлись в ледяной "перепрыг", который раньше был значительно меньше, а лёд пола поднялся за последние 6 лет метров на пять.

Решено, штурмуем. Забравшись наверх, увидели 2 варианта движения: вниз и наверх. Вверху были остатки рельс и рудосбросы, вниз шёл ледовый спуск. Для продолжения движения изначально взятой верёвки не хватало, сходили принесли ещё.

Команда поделилась. Диман, Саня и Женёк остались ИТОшить в сторону интересных проходов в районе потолка, а мы (Дима, Вова, Лёха и Лёня) спустились по 20-25 метровому склону льда для продолжения поисков.

Следующим интересным этапом стал деревянный колодец, на дно которого мы попали через узкий портал. Ему, наверное, лет 50, а брёвнам - и того больше. С деревянными лестницами, за которые лучше не браться, и деревянными полками, на которые лучше не вставать.
Ледолазание в Магнитском руднике (Ледолазание/drytoolling)
Конечно же, залезли. В верхней части колодца оказался лёд. Высота колодца метров 10-15.
За ним лестница два метра. Вышли на "второй этаж". Зашли в зал (как ни странно, полный льда), поднялись на "перевал". За перевалом находится ледяной спуск. Кинули камень. Несколько секунд он там бился об стены. Единогласно решили, что падать мы туда не будем и по перевалу вышли через разлом на улицу. Была идея выйти совсем к машинам, благо там недалеко, и вернуться через основной вход, но, посмотрев на стены разлома, учли, что верёвки, принесённые из лагеря, уже все висят (к тому моменту 3 конца), что время два часа ночи, и за двое суток мы спали три часа, решили вернуться.

Ребятам тем временем тоже удалось вылезти по вертикальной стене Рудника в разлом, полюбоваться луной. Но верёвки они сбросили после спуска. Наша группа за потолок не попала. Отправились спать. Кажется, было около четырёх утра.

Встали в районе часа дня, за ночь набралось необходимое количество воды на водокапе. Поели, сходили в машины за тем верьём, что не донесли с первого захода, и часа в три пошли снова в ДСК.

В этот раз по колодцу поднялись только двое и завесили веревку с внешней стороны стены. Так быстрее. Попутно нашли "местные" анкера с ушами. Верхнюю часть навески сделали на бурах, которые вкрутили в ледяной столб.
Ледолазание в Магнитском руднике (Ледолазание/drytoolling)
Теперь вся команда была у перевала, на котором остановились в предыдущий день.

За перевалом оказался опять продолжительный ледовый склон длиной примерно метров 30-35 с наличием "зауженной части". Перестёжка на буре, дальше большой зал. Вот то, что мы искали. Большие колонны хорошего льда.
Очень большие и точно красивые. Но идём дальше, это же не конец ДСК. Ровные ледяные полы, обрывающиеся ступенями метра по два.

Немного растянулись по ходу движения, непроизвольно разбились на 2 двойки и тройку. В конце хода нас уже ждут Саня и Женёк. Снаряга у них кончилась. У нас с Вовой тоже нет. Ждём Лёху, Димана и Лёню. Собрались все. Полез Саня. Станция. Развилка. Уходит направо. Снежные цветы, наледь, иней, сверкает!
Ледолазание в Магнитском руднике (Ледолазание/drytoolling)
Но всё. Тупик. Дальше хода нет. Пробуем другой вариант - налево по льду. Тоже нет пути. С чувством выполненного долга уходим в лагерь. На обратной дороге занимаемся фото- и видеосъёмкой.
Третье пробуждение в Магнитке. Около 11 утра по Самаре. Договорились разделиться на группы.
Лёха и Вова уходят посмотреть Жуть, взяв оставшийся стометровый конец. Диман и Женёк идут проверить возможность попадания в другие части Магнитки, Дима и Саня идут лазать лёд, Лёня, как самый разумный, пошёл в Магазин.

Ребята завесили Жуть и погуляли по ней, нашли ещё больше льда, но над ним надо делать станцию на анкерах. Лёд в верхней части рыхлый. А мы с Саней полезли большую ледовую колонну. Лёд оказался прочным, околозимним, буры крутились с трудом. К этому времени подтянулись ребята. Полазали (часа 4-5) с нижней, верхней, устроили фотосет, и видеослалом , фотографируя красоты и собирая снаряжение.
Ледолазание в Магнитском руднике (Ледолазание/drytoolling)
Почти вся навеска в ДСК возможна на бурах. Спиты только первые 2 сразу после балкона справа. Для всей навеки ДСК достаточно 6 концов по 50 (можно короче). Местная порода сильно магнитится (весело крепить её на фонари с магнитом). Спиты бьются где-то легко, где-то с трудом. Интересный факт: клюва номиков побрало ржавчиной за 2 дня довольно сильно (из бронестали которые), кошки тоже.

Скинули снарягу в ПБЛ и пошли смотреть Жуть, тут нас уже осталось 4, трое остались спать. Жуть - зал кубической формы с отвесом метров 30-40, и натёчным льдом, по которому лазать уже не осталось сил. Место занятное, можно классно пофотографировать и интересно посмотреть.
К 12 ночи окончательно вернулись в ПБЛ, тем самым восстановив режим дня, и утром следующего дня поехали в Самару.

Итогом стало прохождение двух частей Магнитки - Жуть и ДСК. Героическая расчистка оттаявшего рудосброса. Проверили его на возможность прохода в другие части и обезопасились от внезапного выпадения руды.
Ледолазание в Магнитском руднике (Ледолазание/drytoolling)
Классно полазали по вертикальному льду в тепле и уюте, температура в ледовых залах около -5 градусов, а у ПБЛ небольшой “+”, и к тому же получились красивые фотографии. Интересное место и с эстетической точки зрения, и с ледолазной.

Если верить старым картам и планам, то в стволе, под водой находится продолжение рудников которое осталось нетронутым с момента затопления. Хорошо бы произвести разведку для технодайверов... Хотя бы дрон запустить
По приезду домой узнали, что рядом располагается ещё одна часть Магнитки, в которой, по рассказам, есть 3 верёвки классного льда. Значит, скоро туда вернёмся исключительно лазать лёд, прихватив с собой ещё больше буров и прожекторов.

Состав команды:

Лёд

4/7
Ледолазание в Магнитском руднике (Ледолазание/drytoolling)

В местах образование сосулек скорее всего есть выходы на поверхность

Ледолаз

Вид с балкона над колодцем

На “перепрыге”

Первый зал ДСК, вид с “перепрыга”.