Непокоренная Орисаба

Пишет Stantin, 02.01.2019 12:23

Решили мы с друзьями в рождество сгонять в Мексику, чтобы забежать на Орисабу.
Времени было мало, поэтому именно забежать.

Непокоренная Орисаба (Альпинизм, мексика)

Теоретическая подготовка заключалась в чтении отчетов:

По их прочтению, сложилось впечатление, что гора не сильно сложная, полегче чем Эльбрус.

Программа восхождения обычно такая - сначала идется гора Малинче (4400+), потом разминочный поход на самой Орисабе (под 5000) и затем собственно штурм. Мы не стали оригинальничать и решили придерживаться такого же плана.
Метаний добавила гора Истаксиуатль (5200+), но она была в стороне и нарушала нашу блиц-логистику.

Немного о самой логистике - прилетели в Мехико, взяли в аэропорту две машины на 5 человек, поехали оттуда под Малинче.
В Мексике интересный рельеф - отдельно стоящие вулканы доминируют над местностью, при выезде из Мехико видно Попокатепетль и Истаксиуатль, около Пуэблы видно Малинче, дальше - Орисабу.

Прямо на начале тропы под Малинче есть нечто вроде турбазы, очень все цивильно (не по-мексикански), у нас был каменный домик на 6 человек за очень умеренные деньги.
База расположена на 3100, уже достаточно, чтобы размять легкие.

Наутро двинулись на гору, сначала поехали на машине (увидели дорогу на карте), но дорога была закрыта шлагбаумом, пришлось бросить машину на базе и идти пешком (тропа долгое время пересекается с зигзагами дороги).

Идти на Малинче одно удовольствие - хвойный лес внизу, земляные холмы повыше, немного сыпухи, которую можно обойти, немного скал на самом верху.
Путь наверх занял около 5 часов.
Направа видно Истаксиуатль и Попокатепетль.

Налево - Орисабу.

Погода была супер, даже не верится что тут 4400.

Спустились и поехали в Тлачичуку - это деревенька, откуда начинаются все выходы на Орисабу. У нас был забронирован хостел Кончело Лимон - его держит бывший гид со своей дочерью, они продают не просто ночь в хостеле - а первую ночь, ужин, завтрак, заброску туда-обратно, ужин, ночь, завтрак.
У них же можно купить газ и взять в аренду недостающее снаряжение.
Мы были не уверены, нужна ли будет нам заброска - оказалось очень, это лезть с 2500 на 4200 два часа на внедорожнике по адской грунтовке, т.е без заброски пришлось бы терять день (и еще один на спуск).

Заехав к обеду в приют (Пьедра-Гранде, 4200) мы тут же собрались на тренировочный выход.
План был подняться на 4900-5000.
Первые два часа пришлось идти по противной сыпухе. Ближе к концу там есть два известных места под палатку - гнездо (el nido) 1 и 2.
Вот схема из интернета:
Непокоренная Орисаба (Альпинизм, мексика)

На 4750 начинается скально-ледовый микст, также известный как Лабиринт.
Вот-тут то и начались наши приключения.
Из отчетов у нас не сложилось впечатления, что тут будет сложно - обещали порядка часа по миксту.
Несмотря на то, что у нас был GPS-трек (скачанный, на всякий случай, здесь: https://www.hikingproject.com/trail/7039429/pico-de-orizaba), на миксте мы стали отклоняться влево, потому как там тропы казались более пологими, и везде было видно туры. Как-то незаметно, следуя турам, мы сильно отклонились от маршрута и потом долго выходили к цели.
В итоге, под вечер мы остановились на 4900 и решили поворачивать, так и не дойдя до ледника. По дороге вниз встретились с другими альпинистами, которые рассказали нам секрет кратчайшего маршрута через Лабиринт - все время держаться правее.
Возвращались по темноте, времени и сил на этот выход было потрачено гораздо больше, чем ожидалось.

Как-то так выглядит Лабиринт - нагромождения мелких скал, с ледовыми тропами между ними:
Непокоренная Орисаба (Альпинизм, мексика)

Спать легли поздно, планировали отдохнуть и выйти часа в 3.
Толком поспать не получилось, здесь принято выходить рано - с 11 до часу ночи. В приюте стоял гвалт, даже когда все стихло после часа, заснуть уже не удалось.
Встали мы тоже не сразу, так как не отдохнули от вчерашнего.
В итоге, часа в 3 мы сели решать.
Разумный вариант был сегодня отдохнуть и назавтра идти, благо время у нас было и погода была не сильно хуже сегодняшней.
Однако амбиции и самоуверенность не позволили нам действовать разумно, ибо одним еще хотелось на пляж, другим - посмотреть на Иксту, и никому не хотелось тухнуть еще день в приюте (а заняться тут и правда особо нечем).

В итоге, мы стали собираться на выход, в 6 утра вышли вчетвером. После вчерашней тренировки и бессонной ночи сил особо не было, шли медленно и перед лабиринтом один решил повернуть назад.

Используя вчерашние уроки, Лабиринт мы прошли без блужданий, но все равно это заняло пару часов. В 10+ утра мы были на леднике под куполом, отдохнули до 11 и полезли вверх.
Сейчас понятно, что это все это было довольно безнадежно, ибо развернуться нам надо было в два часа дня, а купол Орисабы почти 700 метров в высоту (в два раза больше чем на Эльбрусе).
Но мы решили идти до конца и честно ковыляли по куполу следующие 3 часа. Купол состоит из жесткого снега-мягкого фирна. Без кошек делать нечего (один из авторов оказался в других условиях и полпути прошел в кроссовках), но ничего такого страшного. Основная тропа идет зигзагом, но можно срезать, многие так и делали. Мы тащили веревку и обвязки, ничего из этого не пригодилось.
В итоге, контрольное время застало нас посреди купола. Делать было нечего и на 5350 мы развернулись. До вершины оставалось еще 2-2.5 часа.

Купол Орисабы:
Непокоренная Орисаба (Альпинизм, мексика)

В целом, Орисаба показалась нам ни разу не легче Эльбруса. Сыпуха, ледовый лабиринт и гигантский купол - на Эльбрусе было как-то попроще.

Был еще день, но мысли повторять восхождения уже не было - слишком были измотаны.
Резервный день потратили, чтобы посмотреть Истаксиуатль.
Расположен он в национальном парке, в который, судя по карте, заехать можно и с востока и с запада. Однако оказалось, что дорога с востока ..не заасфальтирована и представляет собой адскую грунтовку с камнями.
До перевала Кортеса все же удалось добраться, не оторвав колес.
От перевала дорога ведет в сторону еще 8 км и 40 минут по такой же грунтовке - до места Ла Хойа, с которого и начинается пусть на Иксту.
Ходят его также в два дня, на первый день поднимаясь до приюта на 4900 и во второй - переход вдоль хребта на вершину. На самой вершине, говорят, лежит снег, так что нужны будут кошки.
На фотке видно справа тропу, поднимающуюся на хребет, и в левой части - вершина.
Непокоренная Орисаба (Альпинизм, мексика)

В основном тропа идет по земле и камням, с нее открываются шикарные виды на Попокатепетль.

В общем в следующий раз, я бы сделал так:
- После Малинче поехал на Истаксиуатль
- Пропустил бы тренировочный выход на самой Орисабе
- В день заезда на Пьедра-Гранде взял бы палатку и поднялся бы по сыпухе под Лабиринт на El Nido2.

Понятно, что такой маршрут требует бОльших временных и финансовых затрат, но взамен дает гораздо более полную подготовку и впечатления.

А еще, я бы не стал бы примерять на себя оптимистичные отчеты. Надо было понимать, что один из них был написан инструктором клуба 7вершин, что как бы намекает на уровень. А второй автор сбегал туда-обратно за 7 часов, что для нас, планктонных альпинистов, два раз в год отрывающихся от офисных кресел, просто недостижимый результат.

Добрый день, ваш пост будет заметнее выглядеть в ленте, если вы поставите в начало фото и cut после первого абзаца. Спасибо за публикацию.

Спасибо, исправил.

Ходил это дело в 2012, в феврале снега конечно значительно побольше.
А путь через лабиринт, насколько я помню, краской на камнях отмечен, идти по зеленым отметкам, по красным не надо.
В хорошую погоду впрочем и так хорошо все просматривается.
Мы лагерь под гнездом ставили, из него и стартанули.

Впрочем не зашли, на куполе ветром сдуло.

Интересно, про цветные метки в первый раз слышу. Мы сначала ориентировались по турам, потом шли на любой развилке вправо, что совпало со скачанным GPS треком.

есть там метки и стрелки кое где!

Мне очень стыдно бахвалиться, но в 2014 было как-то так: нас должно было быть трое, но что-то у всех не задалось. В итоге я поехал на море, в Канкун, с женой вдвоем, а Орисаба получилась вот так:
Вся поездка заняла 44 часа от двери номера до двери номера.
Логистика получилась невероятная по удачности всех стыковок. Оглядываясь назад - сэкономить можно было разве-что час утром первого дня, приехав в аэропорт не за 2 часа до вылета, а за час.
Вообще ехать далеко. 1 час до аэропорта Канкун, 2 часа с хвостиком лету до Мехико, 3,5 часа езды (это по платной скоростной дороге) до Тиахукоса, потом еще 3 часа на внедорожнике до хижины - итого почти 10 часов только на движение.
Короче часам к 7 вечера я добрался до приюта на 4 км с хвостиком. Приют приличный - народа было оч много. Они поставили дополнительный шатер-павилион там и ночевали. Вечером прогулялся, как водится, на 200-300 метров вверх, продышался посмотрел начало маршрута. Потом практически моментально заснул. В 5 утра вышел, около 12 был на вершине. В середине маршрута немножко плутанул, потерял минут 40. А так все нормально. Маршрут длинный (в километрах), но простой и очевидный. Никаких неописуемых красот и видов. Пожалуй, что даже Демавенд поинтереснее и поживописнее, хотя бы своими фумаролами, маками и мумифицированными барашками (это относится к предыдущему нашему восхождению, есть на Риске).
Очень красивый кратер с вертикальными обрывистыми стенами. Видимые стенки кратера уходят метров на сто в глубину, а по ощущениям - куда-то в ценр земли.
Вот такий дела. Потом бегом вниз, тут же в машину и на последнем рейсе 22.53 в Канкун. в 2 часа ночи уже мылся в гостинице.

У вас наверное отличная физуха, чтобы без акклиматизации за 7 часов набрать 1.5 км на такой высоте. Мы шли гораздо медленнее.

Вам не хватило акклиматизации. Мы делали 3 вулкана перед этим - Невадо-де-Толука, Ла-Малинче и Истаксиуатль.
Добираться на Истаксиуатль легче из Мехико, чем из Пуэблы. Вот мой отчёт http://touristclub.com.ua/stati/voshozhdeniya-na-vulkany-meksiki-i-pik-orisaba.html

Акклиматизации много не бывает, но на ещё три горы времени в этот раз не было. Думаю все же, день отдыха в приюте нас бы выручил.

Честно сказать. Отвратительный приют, я там тоже не мог уснуть. Было много американцев всю ночь разговаривающих и запах мочи, они не выходили на улицу, а ходили в горшок. Видел палатки ставили там у начала ледника - там лучше.

Если интересно, тут
фотографии, снятые во время моей вылазки на Ситлалтепетл