В память о Валентине Ивановиче Лицкевиче

Пишет kashtanberg, 23.12.2018 00:24

В этом году известному многим людям альпинисту из Белоруссии, инструктору и многолетнему сотруднику ряда альплагерей/баз, Валентину Ивановичу Лицкевичу исполнилось бы 75 лет.
Хотелось бы поздравлять его с юбилеем, но - увы: приходится писать в память об этом человеке.
На "Риске" уже есть пост о Лицкевиче -
Из комментариев к этому посту и стало известно, что Валентин Иванович ушёл в этот день, 22 декабря, в 2015 году.
Автор поста (proklovvalera) представлял весьма интересные фотографии и материал по относительно раннему периоду жизни Валентина Ивановича, я же хочу сказать о своих впечатлениях от встречи с этим человеком и в более поздний период.

Так получилось, что в собственной жизни мне впервые попасть в горы Осетии довелось только в 2010 году.
Приехал в Цей, по сложившимся тогда обстоятельствам компании не было.
Как же лучше знакомиться с этим горным районом?
Решил начать с маршрутов попроще - с "единичек" на пик Николаева и Хицан.
Классика района, так сказать.
По сложности выбранные маршруты казались мне "по зубам", даже если пойду один.

Осуществляя намерение, в качестве "базового лагеря" избрал Цейскую хижину (дело было в начале июля).
Сходил сначала на Хицан.
Горы впечатлили, район понравился, с пиететом самолично взирал на вершины, знакомые прежде лишь теоретически по книгам, фотографиям и отчётам.
Спустился обратно к хижине.
Тут и познакомился с Валентином Ивановичем, который почти одновременно подтянулся сюда снизу, с ледника.
Лицкевич незадолго перед этим приехал из дому, на каких-то условиях являлся начспасом в АУСБ "Цей", а в хижину пришёл с целью акклиматизации:
В память о Валентине Ивановиче Лицкевиче (Альпинизм)

Любопытно, конечно, впоследствии было сравнить с фотографией, сделанной за много лет перед этим здесь же - у Цейской хижины, и представленной в упомянутом выше предыдущем посте:

Как и подобает начспасу, Валентин Иванович первым делом слегка попенял, что хожу один, да ещё впервые на данный маршрут. пусть хоть и на !Б.
Ну оно и понятно - начинающему ходить в горы новичку это действительно делать не стоит, а у меня на лбу не написано, какая имеется альпинистская квалификация и каким горным опытом обладаю.
Так что я обижаться и пикироваться особо на эту тему не стал.
Тем более что Валентин Иванович по данному поводу не шибко ворчал, я бы даже сказал - слегка пожурил только.

Несколько позже, когда на ночёвку в хижине подошли ещё люди и подобралась хорошая компания, состоялись добрые посиделки "за рюмкой чая" - тогда и стало ясно, почему Лицкевич так довольно либерально отнёсся в мой адрес, что не совсем обычно для рисующегося в воображении "классического" альплагерного сотрудника-начспаса.
Оказалось, что Валентин Иванович и сам был не чужд одиночных альпинистских восхождений.
Причём хаживал соло в своё время не простые "единички", а маршруты гораздо сложнее - например, 4Б на Уилпату.
(что и подтверждает proklovvalera в предыдущем посте о Лицкевиче).

Ну вообще это дело такое - обладая определённым опытом, важно чётко для себя осознавать, на какой сложности альпинистские маршруты можно ходить самому в одиночку.
Хотя кто-то может вполне и "пятёрки-шестёрки" одолеть соло,
и на "Риске" есть такие ребята.
А кому-то и на "единичку" соваться одному не стоит...

Тогда же, на вечерних посиделках в Цейской хижине, мы и выяснили дальнейшие намерения.
Валентин Иванович планировал и для себя восхождение попроще для акклиматизации - и сам предложил сходить вместе на п.Николаева, куда я собирался на следующий день.
Конечно, я артачиться не стал - очень кстати и весьма здорово, что намерения совпали.
Ну и вышли вместе на следующее утро на Николаева по 1Б.

Валентин Иванович всю дорогу шёл первым.
Я даже и не думал что-то своё предлагать и идти по-другому.
Ну а как иначе?
Человек уже в 23-й раз, в своей долгой инструкторской деятельности, идёт на эту гору - чего ради я там буду умничать или перечить?
Попутно столько историй Валентин Иванович поведал о случаях и моментах на этой и других окрестных горах - не описать!
Несмотря на то, что мы были знакомы всего менее суток, я не просто проникся уважением к этому человеку, а возникло ощущение, что мы уже знаем друг друга уже много-много лет, чуть ли не со времён молодости и расцвета сил!

Валентин Иванович демонстрировал выверенную технику, набивал ступени, подрабатывал ледорубом.
В хижине нас снабдили верёвочкой, я нес её и ждал, когда Лицкевич даст команду доставать.
Но команды не последовало.
Хотя при выходе на "ледорубную площадку" снег значительно подтаял, рантклюфт образовался, да и вообще крутенько стало -
Валентин иванович ещё посетовал на это возникшее обстоятельство:
В память о Валентине Ивановиче Лицкевиче (Альпинизм)

Или вот демонстрирует прохождение некоего скального элемента, уже на предвершинном гребне, который называется "лягушка":

Я же шёл следом, и меня посещали следующие размышления философского плана:
Ну да, маршрут не высококатегорийный (хотя для "единичек" очень даже хороший) - но ведь иду с человеком, которому уже 67 лет!
Конечно, есть люди, которые ходят в горы и в более солидном возрасте, но таких немного.
Гораздо больше тех, кто к этому возрасту даже и на "единички" ходить давно перестал.
На тот момент Валентин Иванович являлся самым возрастным человеком, с кем лично мне до того доводилось ходить вместе какой-либо сложности альпинистские маршруты.
Для меня - это показатель!
Прежде всего в плане горовосходительского долголетия, и стоит, безусловно, это брать для себя в пример!

Спустились мы нормально, благополучно вернулись в АУСБ "Цей".
К сожалению, сходить вместе с Валентином Ивановичем больше не довелось, по разным причинам.
Хотя планировали - на пик Визбора, например.
Однако в этом и последующих годах я навещал Валентина Ивановича всегда в АУСБ "Цей", где он обитал в административном корпусе "в каморке, что за актовым залом..."
Сиживали иногда опять же "за рюмкой чая", и с осетинскими пирогами порою тоже:
В память о Валентине Ивановиче Лицкевиче (Альпинизм)

Ещё у меня при этом было захватывающее занятие - листать и просматривать альпинистскую книжку Валентина Ивановича.
Лицкевич дозволял это, и потом даже разрешил перефотграфировать все странички.
Храню теперь на память - поскольку и сам горовосходителем тоже себя считаю.
В память о Валентине Ивановиче Лицкевиче (Альпинизм)

Мы с ним, кстати, в одном альплагере "значок" делали, только я позже, разумеется.
Валентин Иванович педантично вносил в книжку пройденные бесчисленные "двойки - тройки", когда инструкторил в разных альплагерях, ну и маршруты повыше тоже, вплоть до 5Б.
(нашу "единичку" тоже внёс, и в мою альп.книжку записал тоже и печать поставил).
На некоторых и мне самому в разное время также побывать.
И практически по каждому маршруту помнил многие интересные моменты.
Какие-то я запомнил, но это - уже другая история.

Последние фото, которые я сделал в 2013 году в любимом им бывшем а/л "Торпедо" и высылал потом домой в Гомель: