Хрустальный пик-2018. «Восхождение года». Нахар

Пишет Редакция сайта, 28.11.2018 06:17

Хрустальный пик-2018. «Восхождение года». Нахар (Альпинизм, премия, горы, номинация, мы в обществе, crystal peak)

Продолжаем представлять номинантов нашей премии в категории "Восхождение года". С Памира переместимся на Кавказ, где всё ещё осталось пространство для новых линий.

Группа Игоря Вискова этим летом совершила несколько восхождений, в том числе первопроход по стене Нахара. Публикуем материалы отчёта команды.

Информация о маршруте
Большой Нахар (3784 м) по правой части Юго-Восточной стены, Западный Кавказ, Старо-Карачаевский район, ущелье Учкулан, между реками Махар и Гондарай.
Характер рельефа – скальный; перепад высот маршрута – 640 м; протяженность маршрута – 800 м. Технические элементы маршрута: скалы III к. сл. – 300 м.; скалы IV к. сл. – 100 м; скалы V к. сл. – 370 м; скалы VI к. сл. – 30 м.
Средняя крутизна маршрута – 70°; средняя крутизна основной части маршрута – около 85°. Ходовых часов команды (до вершины): 12. Ходовых дней: 2.
Число ночёвок на маршруте: одна.
Спуск с вершины: вдоль разрушенного Западного гребня, далее 6 дюльферов на южную сторону, спуск в ущелье Махар.
Выход на маршрут: 7 августа 2018 в 06.00.
Вершина: 8 августа 2018 в 07.00.
Спуск: 8 августа 2018 в 13.00.

Команда Санкт-Петербурга:
Игорь Висков
Елена Агамова
Игорь Кананыхин
Андрей Керов

О восхождении на Риск.ру:
Альпинистский поход

Обзор района восхождения (Из материалов отчёта)
Вершина Большой Нахар находится в небольшом хребте – ответвлении от Главного Кавказского хребта к северу – северо-востоку, между перевалами Нахарская щель (3Б?) и Киевский (2А). Эта скальная гряда отделяет гидросистему реки Гондарай от системы реки Нахар (Махар-Су), Ближайший к объекту населенный пункт – пос. Учкулан. От Учкулана идёт грунтовая дорога, доходящая до КПП погранзоны, расположенного на правом берегу реки Нахар на расстоянии около 5 км от места слияния рек Гондарай и Нахар. От КПП машина может проехать немного дальше в сторону взлета на Нахарские ночёвки. Далее двигаться вверх по ручью до ночевок, расположенных на левой боковой морене Нахарского ледника. Ночёвки обустроены в самой верхней части морены, где она имеет расширение. Сейчас там стоит камень с табличками в память о погибших зимой 2006 г. альпинистах. Место удобное, но зимой возможен сход лавин. От ночёвок через перевал Нахарская Щель (3Б?) нужно спуститься в южный цирк Большого Нахара. Удобное место для ночёвок находится на верхней ступени цирка, на морене у подножия ледника. Силами нашей группы там оборудованы 2 хороших места под палатки. Рядом есть вода.

Описание маршрута
Подход под маршрут от места ночёвки по некрутому снежно-ледовому склону с выходом на скальную полку левее места старта.
R0 - R1 (50 м V\V+ 75-80°) Станция R0 под небольшим карнизом. От неё вертикально вверх по белым плитам, придерживаясь края плиты слева. Незначительные каменные блоки преодолеваются в лоб. Станция на большой удобной полке.
R1 - R2 (50 м V 75-80°) Двигаться вертикально вверх в направлении карниза. Карниз обходится справа по углу. Станция на полке.
R2 - R3 (40 м V, 10м IV 80°) Двигаться вверх в направлении большого темного потека «штрих-код». Он обходится правее: с полки по трудным скалам вверх. Станция в основании большого камина - справа, под прикрытием скального выступа.
R3 - R4 (10 м IV, 30м V, 10м IV 70-80°) Со станции вверх в камин. Пробка проходится в лоб. Трудное силовое лазанье, в ключевом месте неудобно организовывать страховку. На выходе из камина большая ровная полка. Чтобы сохранить словесный контакт с партнерами, разумно сделать промежуточную станцию здесь. Выше черная вертикальная 5-метровая щель, выводящая в большой осыпной кар. Станция справа от осыпи на маленькой полке.
R4 - R5 (50 м III 45-60°) Осторожно пересечь кар. Живые камни, движение затруднено. Станция на ступени в углу, под большой плитой, левее осыпного кулуара.
R5 - R6 (50 м V 75°) Двигаться вертикально вверх, в направлении больших карнизов, стараясь выбирать монолитный рельеф. Много живых камней. Станция на наклонной полке.
R6 - R7 (50 м V 75-80°) Продолжить движение вверх в направлении больших карнизов. Рельеф интересный, разнообразный. Много крупных выступающих плит. Станция на полке перед большой вертикальной плитой.
R7 - R8 (20 м III, 30м IV+ 70°) Двигаться 20м влево, обходя карнизы, затем вертикально вверх. Словесный контакт за углом теряется.
R8 - R9 (35 м IV-V 75°) Двигаться вверх по замшелым скалам, обходя большой нависающий камень справа по камину. Станция на широкой полке под стеной.
R9 - R10 (40 м V+ 80°) От полки вертикально вверх до гребня. Скалы монолитные, глухие трещины. Не всегда удается организовать страховку там, где хочется. Станция на гребне.
R10 - R11 (350 м III-IV 45-75°) Двигаться по гребню, стараясь, там, где есть выбор, держаться левой - монолитной - стороны. Вершина с гребня не видна - виден жандарм перед ней. Под ним, слева от гребня, есть площадка для ночевки. От нее до вершины 30 минут. Спуск с вершины начинать в направлении западного гребня.

Хронология восхождения
03.08.2018 К вечеру наша команда заехала в район. Промежуточный бивак был организован в районе пешеходного моста из сруба. Погода была облачной, моросящий дождик.

04.08.2018 Утром шёл мелкий дождь, горы были в тумане. Команда поднялась на Нахарские ночевки и установила лагерь, в районе большого камня с табличками. Вечером облака растянуло, осмотрели стену и варианты спуска.

05.08.2018 Сходили Двузубку по 6А (маршрут Непомнящего). Прямого отношения это к данному отчету не имеет, но это восхождение было в планах группы, которыми определялся путь подхода под восточную стену Б.Нахара. Погода стабилизировалась, и через перевал Нахарская Щель под восточную стену Нахара решили идти на следующий день.

06.08.2018 Цирк под восточной стеной маленький и закрытый, в него ведёт только один перевал – Нахарская Щель, но он не хоженый (по крайней мере, у туристов нет информации о его прохождении) и имеет максимальную категорию сложности 3Б (ор). Если кто-то и был под восточной стеной, то это было давно и никакой информации мы не нашли. В 7.00 вышли с ночёвок у камня. Лидирует Керов Андрей. В 10.00 преодолели трудный бергшрунд, 12.00 были в рантклюфте, в 14.00 на седловине (3300 м), в 17.00 спустились. На перевал вышли левее и выше седловины, так проще, чем пытаться идти прямо на седловину. На нее и не ходили – сразу стали спускаться. Если смотреть сверху вниз, то двигались по левой стороне кулуара, постоянно забирая левее. У нас получилось 6 почти вертикальных дюльферов. Скалы, в среднем, пятой категории. В плане камне-опасности спуск достаточно безопасен, кулуар постоянно забирает влево и есть возможность делать станции высоко от дна кулуара. Палатки поставили в конце ледника на сыпухе. Высота по альтиметру 3050 м. День получился трудный – наравне с первым. Тяжеленные рюкзаки доставляли больше всего неудобства. Для облегчения решили съесть всё, что сможем.

Участок R0-R1

07.08.2018 В 05.15 собрали бивак и вышли с ночевок. В 06.00 были под стеной. Первые веревки маршрута проходят по светлым монолитным скалам средней и выше сложности. Лидирует Кананыхин Игорь. Лезется легко – богатый рельеф позволяет комфортно страховаться в нужных местах. В 09.00 подошли к ключевому участку маршрута R3-R4: темному нависающему камину с пробкой. В конце сезона – когда весь снег сошел – по теплой солнечной погоде он лезется легко.

Участок R3-R4

R4-R5 крайне разрушенный участок – также преодолевали медленно и аккуратно. Выше скалы вновь обретают монолитность, появляются крупные блоки. В 12.30 выходим на большую полку под гребнем. Пройдя по ней влево, можно просмотреть весь гребень до вершины. Можно двигаться по ней и выйти на гребень выше, но там скалы выглядят сильно разрушенными, и мы двигаемся вертикально вверх. В 13.30 вышли на гребень. Погода портится, солнца больше нет, вершину затягивает туманом.

Участок R8-R9

В 14.30 останавливаемся перекусить и, слегка, перераспределить снаряжение. В 16 часов начинается дождь, слышны раскаты грома: принимаем решение переждать. Сидим, укрывшись палаткой, до 17 часов: становится ясно, что это надолго, делаем площадку для палатки, готовимся ночевать. Из-за отсутствия видимости не можем оценить свое местоположение. Высота 3450 м. Настоящей грозы так и не случилось: погремело, посверкало, полило дождем, посыпало градом, и, ночью стихло.

Участок R10-R11

08.08.2018 Утром заметно холоднее, небо затянуто тяжелыми тучами, видно, что на солнце рассчитывать не приходится. Его диск лишь угадывается в свинцовом небе. Но скалы подсохли, можно идти. В 06.00 начинаем движение к вершине. Лидирует Керов Андрей. Оказалось, не дошли совсем чуть-чуть: на вершине в 07.00. Находим старую жестяную банку. Забираем с собой, оставив свою – пластиковую – с запиской. Фотографируемся, просматриваем направление и в 07.30 начинаем спуск.

Спуск

Спуск, как и планировали, начали по западному гребню, вернее, в направлении него. Сам гребень вставал острыми перьями – двигались по сыпухе справа от него. В начале даже нашли турик, потом все ориентиры пропали. Движение предельно аккуратное: все кругом сыпется и разваливается. Старались избегать кулуаров, поэтому, периодически приходилось преодолевать небольшие скальные стеночки. Потеряв примерно 300 метров высоты вышли на пологий скальный выступ. Время 10.30.

Отсюда пешком дороги нет – нужно вешать дюльфера. Вопрос – куда. Есть вариант продолжить движение, придерживаясь гребня, по развальне. Другой вариант – уйти за гребень на монолитную вертикальную стену и дюльферять по ней. Мы выбрали второй: стали дюльферять в направлении большой осыпи, выходящей к озерам. Первые два дюльфера получились непростые: стенка вертикальная, местами отвесная, на первой станции опоры для ног нет. Всего 6 дюльферов до осыпи. В 13.30 собрались внизу.

В 14.30 уже варим обед на большом озере. В 15.30 начали спуск вдоль ручья, вытекающего из озера. Двигались вдоль него до большой зеленой террасы. Дальше ручей набирает силу, превращаясь в бурный поток, обрывающийся водопадом среди крутых скал. Справа от русла находим чуть заметную тропинку – движемся по ней. Вскоре она, естественно, теряется и мы вынуждены спускаться вниз по влажным глиняным оползням – следам схода весеннего снега на травянистых склонах. Спускаться трудно: очень скользко, но прямо перед нами дорога – дорога домой. В 17 часов вышли на дорогу, ведущую вдоль реки Махар. По ней мы дойдем прямо до машины. В 18.30 уже пакуем вещи, готовимся к возвращению в Санкт-Петербург. Погода окончательно портится, льет дождь.