ФАЛЕРИСТИКА ЦС ФиС и АЛЬПИНИСТСКОГО ЛАГЕРЯ "ДЖАЙЛЫК"

Пишет balabanoff, 16.09.2018 18:39

Из истории ущелья Адырсу
1938 г. – лагерь «Сталь» уже не просто палаточный лагерь, а настоящая база подготовки альпинистов ДСО «Сталь». За два года здесь построили электростанцию, хозяйственные блоки, организована радиосвязь. В лагере была организована школа инструкторов. Много лет спустя правопреемником лагеря «Сталь» стал альпинистский лагерь «Джайлык». А 1938 г. стал считаться годом основания «Джайлыка».

Полное название лагеря "Джайлык" - АГЛК "Джайлык" - альпинистско-горнолыжный комплекс "Джайлык".
Лагерь принадлежал ЦК профсоюза Министерства среднего машиностроения СССР, позже "Атомпрома". Центральный комитет министерства состоял из двух организаций: Центральный совет физкультуры и спорта и Управление курортов. Альпинистский лагерь «Джайлык» (ЦС ФиС) - это самый закрытый кавказский альпинистский лагерь из-за своей специфики. Путевки получали только альпинисты из системы Минсредмаша, куда входили урановые рудники, институты и предприятия по созданию советского ядерного оружия. Союзный министр Ефим Павлович Славский (трижды Герой Социалистического Труда), "атомный министр", правая рука Л. И. Брежнева. Он занимал пост министра в 1965-1986 гг.

Деревянный знак, репшнур.
Тяжелый металл, булавка, выпуск - конец 1960-х.
1966 г., игла
ФАЛЕРИСТИКА ЦС ФиС и АЛЬПИНИСТСКОГО ЛАГЕРЯ "ДЖАЙЛЫК" (Альпинизм, ущелье Адырсу)
Первый знак - легкий металл, булавка. Выпуск - 1970-е.
40 лет лагерю (1938-1978). Л.м., булавка.
60 лет - закатный знак.
50 лет - л.м., булавка (макет сделал москвич Вячеслав Ракицкий).

ФАЛЕРИСТИКА ЦС ФиС и АЛЬПИНИСТСКОГО ЛАГЕРЯ "ДЖАЙЛЫК" (Альпинизм, ущелье Адырсу)
На левом склоны (орограф.) ущелья Адырсу, ниже "Джайлыка", находился лагерный горнолыжный подъемник. Тяжелый металл, булавка.
Кататься на горных лыжах в "Джайлык" приезжал министр здравоохранения СССР академик Евгений Иванович Чазов, а до этого - начальник 4-го Главного управления (закрытого) Минздрава СССР, которое было связано с Минсредмашом.

Альпинизм. Легкий металл, накладка, булавка. 1, 2 и 3 места.

ФАЛЕРИСТИКА ЦС ФиС и АЛЬПИНИСТСКОГО ЛАГЕРЯ "ДЖАЙЛЫК" (Альпинизм, ущелье Адырсу)
Альпинизм. Легкий металл, накладка, булавка. Чемпион (два варианта), 2 и 3 места.
Альпинизм. Легкий металл, накладка, булавка. Чемпион и 2 место.
Скалолазание. Легкий металл, накладка, булавка. Чемпион и 2 место. Рекордсмен.

Редкий знак - МГС ФиС - туризм. Алюминий. Булавка.
ФАЛЕРИСТИКА ЦС ФиС и АЛЬПИНИСТСКОГО ЛАГЕРЯ "ДЖАЙЛЫК" (Альпинизм, ущелье Адырсу)
МГС ФиС, фрачные знаки. Алюминий, булавка.
ЦС ФиС, 25 лет. Алюминий, булавка.

Куплю альпинистские знаки ЦС ФиС и лагеря "Джайлык".

А на знаке "60 лет" не Маттерхорн ли?

Да, Маттерхорн, гребень Хёрнли.

Не знаю, жив ли еще Поп, но, если жив - радуется. Какая история!

Нет уже, ни Попа ни Маркова. "Свободные" 90е.
Да и Руд - похоже что там уже тоже.
Увы.

Печально, Игорь... Хорошо, что хоть Петух жив. Вон, Лебедя нашел через сколько лет...

Попов с Рудом Ефимовым почти одновременно ушли в 93 году.

В.П.Попов уже после Джайлыка. Главный судья всех Всесоюзных и Всероссийских соревнований по скалолазанию в Кисловодске.

Лет 20 назад или 15 в московском метро была реклама контракта в погранвойска на фоне Скалистых гор. У нас в Дагестане иногда продают " дагестанские" сувениры с видом Эльбруса, Ужбы, Донгузоруна.

У ваших соседей всегда так было))

В свое время поразило футбольное поле в Джайлыке.Доски,из которого состояло поле,поставлены ребром с небольшим зазором и подняты над землей.Можно было играть в любую погоду,луж никогда не было.

Фирма (среднемаш) веников не вязала.

Это было не поле, а площадка - волейбольно-баскетбольная.

Это детали.
И Джайлык в этом плане был несомненно крутым лагерем.
Но у нас был настоящий Порохня и круче Уллу-Тау не было ничего.
Тем более, что и к самой Горе он был метров на 200 ближе.

Эх... Было б сейчас чем мерится, окромя...

Это был теннисный корт.

Точно, теннисный корт. Жаль. такой лагерь классный был. А сель предусмотреть не смогли в 1938 году.
Мы всегда помогали друг другу. Отличные маршруты, отличные инструкторы и в Уллутау и в Джайлыке. Помню шли в двойке "дамскую" 5А Джайлык. Уже выходили на гребень- с Французова крик страшный. На связи вскоре Володя Ли сообщил о срыве участника ( при выходе на перегибе забыл жюмар ниже колен, сорвался и жюмар перекусил веревку). У нас план был спускаться через "Монах". Но пришлось нырять в кулуар 3Б, тогда таять все только начинало, но все равно страшно было- после обеда солнце палило прямо в кулуар. Уходили спортивными по старым-старым петлям. Слиняли быстро- думали шансы какие-то у сорвавшегося есть. Нашли без признаков жизни. Транспортировка была организована моментально. Все порядка в спасах тогда было больше. И не потому что мы были молодые и много ходили. Была система. И она работала.

Чуть уточню, если позволите.
В новом Джайлыке Поп и Руд тоже делали и ЕМНИП сделали теннисный корт.
А про сель и 1938 - есть такое объяснение (слышал от старых инструкторов тогдашних, в 80-х), что при закладке капзданий лагеря оценка возможности селя проводилась, и она была названа 1 раз в 50 лет. То есть, по сути так оно и вышло: через полвека он и случился. Но, за это время много пользы было сделано там, поэтому старый Джайлык "окупился" многократно во всех отношениях.

В самом конце 70-х, будучи участником, или даже прямо в 80-м году, будучи стажером - точно уже не помню, я попал в "наряд" - таскать мотопомпу, приборы и аккумуляторы за гляциологами. Мы им это все впёрли как раз на травяной склон под самыми Тютюйскими ночевками. Что-то еще там копали, какие-то траншейки, втыкали электроды... Они долго поливали водой травяной крутяк, стреляли разрядами, измеряли дебет/кредит потока, провозились чуть не весь день. Спуская все это хозяйство вниз, мы стали приставать к ним с расспросами о результатах измерений. Они не очень-то были склонны к таким разговорам, но в конце концов сказали так:
- В течение ближайших пяти лет Джайлык будет снесён с вероятностью 100%.
Это я тогда слышал собственными ушами. Поверить в столь мрачный прогноз, глядя на роскошные корпуса внизу и растущие между ними столетние сосны, залитые ярким солнечным светом - было непросто. Тем не менее, именно так оно и случилось. Сель сошел с Тютюйской морены.

Когда этот сель был, мы спокойно спали на " немцах" после Чатына. Ну ночью сильный дождь со снегом и тепло было.