Восхождение на Эльбрус (часть вторая)

Пишет GoodRover, 10.09.2018 15:09

Начало https://www.risk.ru/blog/214699

Путь в 1000 ли начинается с первого шага (Лао-Цзы).

20.07.18
С 19 на 20 переночевал в Терсколе, в отеле Релакс, куда и заселился изначально. Отличные там девчата администраторы: приветливые, спокойные, гостиприимные. Договорился и оставил у них часть вещей, что не сильно нужны были на горе. Про эту готиницу напишу отдельный отзыв на Отзывике)
Утром, послушав мауэдзина как обычно, выдвинулся в Азау. Решил прокатное брать там. В Альпиндустрии взял кошки (250 рэ) и рюкзак Лева альпайн (200 рэ). У Бийнегера в прокате взял очки Шерпа 3 (200 рэ, необходимая вещь), ледоруб (150 рэ), обвязка с 2 усами (200 рэ). В прокате напротив взял боты Миллет (500 рэ, в Альпиндастри предлагали другие норм за 650) и 2 карабина (по 50 рэ за шт). Прикупил еды, воды и в путь!
До Приюта 11 поднимались со Степаном, с которым познакомился при первом подъеме на Мир - ему как раз для акклимухи надо было на 4000+ сходить. Оставил в Приюте вещи, проводил Степана до 3700 (он ночевал внизу, в Азау), перекусил в кафе и решил до куда Бог даст подняться. Силы есть, да надо боты новые и кошки проверить.
Как пошел, разошелся - сложно остановиться) Боты на 4000+ просто прекрасные, кошки не спадают, не съезжают. Иду - радуюсь) Доскочил до 4400 и начало медленно смеркаться. Непроглядности добавил туман, точнее облако опустившееся на эту отметку. Видимость резко, в течение 3-5 минут стала около 5 м. Решил повернуть к Приюту, идти отдыхать. Расселил меня Алексей, админ Приюта, на 2 этаже в общей комнате. Ребята и девчата вокруг были адекватные, никто не шумел, все занимались своиии делами: кто готовил еду, кто чай пил, кто на штурм готовился, дрых, в общем))) Отличная атмосфера!
Погрузился и я в спальник. Завтра день перед восхождением. Ура!

21.07.18
Проснулся, позавтракал, поговорил с Алексеем. Он человек опытный, всяких восходителей повидал. И зря я к его словам не прислушался. А сказал он мне простую истину: "День перед штурмом необходимо передохнуть. Не бегай, максимум спустись до 3700, поешь горячей еды в кафе, подыши кислородом и иди отдыхать."
Я решил по-другому поступить. Не, ну а что, я ж не устал, да еще и боты-скороходы, чего лежать то. Прогуляюсь-ка я до верху, до куда не жалко, решил я и пошел. Дошел выше скал Пастухова, там, где стоят снегоходчики. Пообщался с ними. Про снегоходчиков-ратракщиков тема отдельная...
Ценник у них конский: 10000 рэ вверх если надо подсократить время в пути в гору и 6000 вниз, кому надо бодрее съехать. Изначально я полагал, что вниз 3000, однако как выяснилось потом, Степан после восхождения отдал как раз 6000 за спуск с Пастухова (4700) до канатки (3700). При этом туристов, кто просто поднимается на канатке поглазеть на Эльбрус с 3700 они возят до 4700-5000 совсем по другим ценам - что-то около 2000-3000 рэ туда-обратно. Т.е. весь "бизнес" этих барыг построен на том, что тем, кто идет на восхождение - тяжело и с них можно содрать втридорого. Кроме того, грызуться они там между собой тоже мама не горюй! Только попробуй живя в одних бочках заказать себе технику не у них напрямую - админ тут же хозяину позвонит и такой адище устроят тебе, что закачаешься. Мафия, передел сфер влияния. Вот оно, кауказзкое гастэприымства во всей красе((( Ну да Аллах им судья. В Приюте я ничего не заказывал, стартовал сам, поэтому вопросов у нас с Алексеем никаких не возникало) Да он вобще парень адекватный, поэтому более чем уверен, он бы палки в колеса не вставил)
Итак, сгонял я до 4700 или 4800 даже. Именно сгонял. Или слетал - шлось легко, бодро, непринужденно. Дышалось легко (нуууу, относительно, конечно))). Посидел, попил водички из термоса и пошагал вниз, до 3700, поесть супчика в кафе. Я почему это описываю: чтобы уважаемому читателю понять размер и порядок передвижений, и чтобы понять, как делать не надо. После кафе поднялся на 4100, в Приют 11. Ну, думаю, время 19-00, лягу сейчас спать и в 00-00 поднимусь и пойду. Однако ж.
1. Надо подготовить рюкзак - выложить все ненужное, положить все нужное, проверить фонарики, батарейки, и прочую лабаду.
2. Надо подготовить, что утром (ночью) брать с собой - термос, воду, подготовить все на завтрак, чтобы ночью не шарабориться по Приюту в поисках каши или консервов.
3. Надо немного поужинать или хотя бы попить чаю.
4. И надо было оценить изменившуюся обстановку и сделать на нее поправку.
Дело в том, что пока я бродил весь день в Приют 11 заехали новые люди: около 30 военных (по гражданке, конечно) и группы с бабьем. Вы меня, конечно, извините за столь неприглядное прозвище этим представителям женскогу полу, однако. До этого много было девчат, вели себя скромно, адекватно, все готовились к восхождению, понимали, что и вокруг народ тоже готовится, отдыхает. Было тихо, мирно и спокойно. Здесь же бабцы давай ржать, топают как слоны, дверями хлопают... Парней, хоть их было и больше, при этом слышно не было. А нас еще и заселили в отдельную комнату, тех, кто на подъем, чтобы за закрытыми дверьми выспались лучше. В комнате 9-10 м.кв., когда в ней 6 мужиков дрыхнут да еще и на такой высоте кислород заканчивается ооочень быстро и двери держать закрытыми - это пытка. Поэтому либо дверь открыта и конский ржач, либо дверь закрыта и досвиданья кислород. Уснул не раньше 23-00. В 00-00, конечно вставать тяжело было, поэтому решил еще прикорнуть до 01-00 - как раз основная волна из кухни схлынет и спокойно собирусь и выйду в 2. Так и сделал.

22.07.18
Проснулся в 01-00, закипятил воду в термос, перекусил, оделся-экипировался и в 02-00 пошел на штурм.
Ночь. Темень, только фонарик что освещает - то и видно. Заблудиться на этих отметках, конечно, сложно, я бы сказал - невозможно - там такой хайвэй. Время от времени проезжают ратраки и снегоходы с пассажирами. Часто слышал от тех, кто идет пешком, что у них возникают в этот момент негативные позывы в сторону пассажиров транспорта, мол, приехали на восхождение, а сами ногами работать не хотят. Честно признаюсь: у меня таких мыслей, слава Богу, не было. Кто как хочет - тот так и поступает в жизни. Я решил весь путь, пусть и отрезками, проделать собственными ногами. Это мое решение и мне не важно, кто как еще для себя решил. Другим это не надо, у них другая цель. Так что и им успехов в ее достижении)
Редко обгоняют организованные группы - сейчас самый сезон. Группы 2 точно обошли. Смотрю - обогнали меня и новые знакомые из Польши, я их сразу узнал. Шли они бодро, прямо в лоб, не галсами. Потом смотрю - парень упал, лежит, подруга стоит рядом. Отлежался, поднялся и снова пошли. И так несколько раз. Посмотрел на них - какие молодцы, что вот так вот вместе. Мысленно пожелал им силы и успеха в восхождении - им оно необходимо, подняться вместе)
Я не спешу. Да и вчерашняя беготня и отсутствие нормального сна организм вывели из колеи. Идти ужасно тяжко от скал Пастухова. Мышцы каменные, ноги не шевелятся. На кажлый шаг - 3 вдоха-выдоха. Желание одно: упасть на снег, обнять гору и так и остаться лежать. Понял, на сколько важен отдых перед восхождением, да что уж теперь. Дойти бы до ратрака (4900). Взмолился Всевышнему, чтобы хоть до него сил дал дойти, а то что такое: ни на йоту не поднялся выше, чем был ранее. И вот так, с Божьей помощью не знамо как дошел и до ратрака и до полки и потом и полку прошел)))
Солнце уже вышло, когда был на ратраке. Стало полегче психологически. Попил водички и снова в путь. Дойдя до косой - решил оставить рюкзак там. Воткнул одну палку и прикрепил рюкзак. Мне как раз нужна теперь только одна палка и ледоруб. Пошел по косой - вполне себе приличной ширины тропка. Да, внизу не айс, улететь туда не хотелось бы - ну на это есть адекватный мозг и ледоруб в руке). Касательно адекватности мозга: говорят, что горняшка накрывает внезапно для того, кто ее ловит. Самому отследить крайне сложно или невозможно даже. И у меня, конечно, были мысли, что это может случиться - я первый раз на таких высотах и неизвестно, как отреагирует организм. Хотя хорошая акклиматизация - это однозначно залог минимизации риска, однако ж. Поэтому всю дорогу, особенно по полке анализировал состояние и функции мозга. Цветовое восприятие, наличие головной боли, головокружения, сознательный анализ обстановки и правильности действий, проведение математических операций в уме. Как бы не казались забавны со стороны все эти пассы, когда один идешь - надеяться можно только на себя: никто не подойдет оперативно, когда начнешь превращаться в птичку или увидешь автобус до вершины, и не опустит с небес на землю.
Так, размышляя, любуясь невообразимо очаровательным пейзажем - погода была исключительно прекрасной, солнечной и безветренной - я дошел до седла. Максимальная отметка (чуть выше седла, на полке) была 5300 м. И со мной ничего не случилось! С головой, всмысле) Даже без головной боли))) Однако физическое состояние организма, пробегавшего без передыха по горам неделю оставляло желать лучшего. И здесь возникла дилема, которая обещала возникнуть и к которой я был психологически готов: стоит ли идти до конца именно сейчас?
А что, погода шикарная, такая погода здесь - огромная редкость. И это очень важный фактор.
В то же время, организм уставший до изнеможения, погода к обеду портится по обыкновению, время уже 11 было и самое главное - для меня все же гора заканчивается внизу, а не на вершине - все это и здравый смысл победили.
Идя вниз и наблюдая за тем, что погода стоит себе отличная и портиться не собирается, был момент, когда я думал, что может и зря не пошел дальше. То же время попытки смоделировать ситуацию, где бы я пошел до вершины с бОльшей вероятностью могли окончится плачевно: дойти бы дошел, заполз, а вот далее
1. Сползти бы сил могло и не хватить.
2. Либо хватило, конечно, но заняло бы это время до вечера. С учетом того, что погода здесь такая же предсказуемая, как котировки акция сбера - сползать в тумане, граде или сумерках, да еще и без подстраховки и волшебного пенделя от гида - это сродни безумию. И вот даже сейчас, по прошествии времени, я считаю, что все сделал правильно.
Единственное, что меня тревожило, это отсутствие хорошего прогноза на сноу-форекаст на предстоящую неделю. На конец недели были планы устроить треккинг в более зеленых высотах и на восхождение оставалось несколько длижайших дней этой недели. Поэтому я понимал, что хоть и времени много, но возможности крайне ограничены. Более-менее был прогноз на 24.07 - температура менее -10, ветер 40-50 км/ч, без осадков. Далее - осадки и усиление ветра (а я видел последствия этого на лицах некоторых горе-восходителей). Времени оставалось 2 дня. Надо отдохнуть. Спустился до 3700, встретился со Степаном - он со своим гидом Бийнегером уже заселились в бочки на 3700. Они любезно предоставили мне возможность переночевать в номере у Степана в Азау, в гостинице, которую держит тетушка Бийнегера, за что им ОГРОМНОЕ СПАСИБО!!!
Я оставил основные вещи в Приюте 11, взял только то, что было на штурм и поехал вниз. Надо было подышать, поесть, помыться, постирать и поспать.
Как выяснилось, в Азау не предоставляют прачечных услуг((( Кое-как договорился с админом одной гостиницы (указывать не буду, т.к. она сказала, что это только в виде исключения мне дала добро и всем остальным они отказывают), где за 300 рэ взяли на стирку одежду.
Я же поел, помылся и сразу упал в кровать. Состояние было более чем странное - меня колотило. Не дрожь, а именно колотило! Температуры нет, пульс в норме, чувствую себя уставшим, но норм в целом - и все равно колотит. Выпил кардио-магнил, укрылся и вырубился на пару часов - надо было идти забирать вещи из прачечной. Через 2 часа кое-как дотянулся до будильника. На улице ливень стеной. Позвонил админу, где стирали - она любезно сообщила, что конечно нечего ходить в такой дождь и белье они уже развесили сушиться))) и утром я могу забрать его готовым. Ой, спасибо!)
Вырубился дальше. Так как самс гир с3 были на мне, была возможность посмотреть время сна - спал 14 часов!!! 14 часов, Карл! Я никогда в жизни столько не спал к ряду. Видимо все-таки притомился.

23.07.18
Поднялся часов в 9. Позавтракал, забрал сухое белье. Утром отключили газ по всему приэльбрусью воизбежание аварии на трубе, которую размыло в одном месте, поэтому мыться пришлось в холодной воде - все лучше, чем вобще без душа)))
Решил заселиться на 3700 и стартовать оттуда. Так и сделал. Заселился в вагончик к Степану. Пока пил чай - подслушал гидов - ребята и девчата из Прохладного, очень профессиональные, вели большую группу, в том числе иностранцев. Так вот, они анализировали погоду и пришли к выводу, что на неделе лучше погоды, чем на завтра не будет. И я, еще больше укрепившись в мысли идти этой ночью, пошел отдыхать.
Хороший отдых перед восхождением - такой же залог успеха, как хорошая акклимуха. От многих опытных слышал, что ночевка на зеленке внизу перед восхождением, если можешь себе это позволить - это очень хорошо: организм насыщаеся кислородом, и акклимуха не пропадает. Так что при нормальной приемлемой погоде шансов зайти теперь было гораздо больше.

24.07
Дойдя до седла, рюкзак решил, что он не готов идти на гору и решил остаться ждать меня в седловине. Я спорить с ним не стал, попил воды - ожидал кипятка в своем супертермосе, а получил прохладную воду (да, нахождение в таких условиях долгое время даже кипятку на пользу не идет) - и пошел на финальный подъем, туда, где я еще не был.
Уклон в том месте, где устроен страховочный трос достаточно крут. Много слышал разного и противоречивого о страховочном троссе - вроде как он только может помешать и что если кто сверху сорвется - всех собирет, кто на троссе и крепления 100% не выдержат и все полетят на курумник и что гораздо безопаснее рядом ходить. Однако я все же решил четко следовать установленной системе безопасности, идти по троссу и перестегиваться последовательно обоими карабинами. При мне, чуть выше, пареньку стало плохо, ножки подкосились, обмяк весь - гид его, конечно, подошел, перецепил к себе, отцепил от тросса и повел вниз. И я прикинул, что не будь он прицеплен и чуть замешкайся гид - хз что могло произойти. Видя его, я конечно внутренне попросил его: только не падай вниз, на меня, однако был к этому готов - остановился, получше закрепился кошками и ледорубом, но все обошлось, слава Богу. И я пошагал дальше. После этой части с серьезным уклоном и страховочным вышел на достаточно пологую часть, которая ведет к вершине. Там все довольно безопасно. Но там многим становиться плохо, судя по отметкам на снегу вдоль тропы((( И там вот как раз самый пронизывающий ветер начинается! Ярко, ветеренно, дышать тяжело неимоверно. Где-то внизу облака. Такое можно увидеть с борта самолета. Очень непривычное ощущение: пейзаж как из самоелета и стоишь при этом на земле))) Кавказ как на ладони! С одной стороны видно весь Кавказ, смотришь далее по кругу - потом Восточная вершина закрывает часть гор и далее, со стороны северного склона видно, как горы превращаются в холмы и переходят в равнину Ставраполья. Вид впечатляющий!
Однако надо идти дальше, на макушку Западной вершины Эльбруса. Скоро она выплывает из-за поворота. До нее несколько сот метров. Дома на это расстояние у меня меньше минуты бы ушло. Здесь все иначе. Шел до нее долго. Медленно шел. Наверное самым медленным шагом в моей жизни. Перед самым подъемчиком на вершинку встретил Степана и Бийнегера - они поднялись чуть раньше. Обнялись со Степаном, поздравили друг друга - у него получилось, он стремился сюда уже не первый раз и все получилось. Я был рад за него!
Поднялся. Эмоции захлестывают.
Пробыл там недолго. При таком ветре там долго и не пробудешь))) Сдувает в прямом смысле слова! Несколько кадров, видео и пошел назад. Для фото даже стянул балаклаву вниз и снял очки - жесть как обдувает и ослепляет, но я ж недолго.
Вниз шлось бодрее, радость от сбывшейся мечты, достигнутой внутренней цели, того, что организм прошел эту проверку, добавляла сил. Расслабляться рано, расслабляться надо внизу. Поэтому внутренне был собран. Особенно на стенке перед спуском в седло. Уверенности придавало то, что с головой ничего не случилось, и теперь уже точно не случится. Забрал рюкзак, встретил в седле Степана с Бийнегером. Вместе зашагали по косой. На спуске еще раз прочувствовалась вся усталость организма от восхождения, особенно гудели ноги. 5 минут постоишь - вроде как все норм, 2 шага сделаешь - и понимаешь, что это только казалось) Я решил не задерживаться на горе, зайти в Приют за вещами, попрощаться с Алексеем и пойти на 3700, чтобы спуститься на канатке. Степан взял снегоход вниз и правильно сделал, ему было уже крайне тяжко идти. На 3700 мы с ним встретились, еще раз поздравили друг друга с восхождением. Чтобы моя голова не разлетелась на мелки осколки он угостил меня какой-то незамысловатой таблеткой, аспирин, что ли и это реально спасло, т.к. сил терпеть боль не было (особеннос с учетом того, что мне это не знакомо). Я его подождал и мы вместе поехали вниз. Поужинали в кафе и я поехал в Терскол, в Релакс, прихватив с собой конфет девчатам)
В этот раз я проспал 15 часов к ряду! Собрался, попрощался с приветливыми хозяйками Релакса и на этом мое путешествие на Эльбрус завершилось, положив начало новым, приключениям (интересно, что мой моск мне еще придумает..?))).