По Пиренеям

Пишет Андрей Юрков, 02.09.2018 08:05

По Пиренеям (Горный туризм)
По Пиренеям (Горный туризм)По Пиренеям (Горный туризм)По Пиренеям (Горный туризм)По Пиренеям (Горный туризм)Прошелся по Перинеям, в основном со стороны Испании, по маршруту по линейному маршруту «одиннадцать» с радиальным выходом на перевал Брешь Роланда со стороны Франции.
Двенадцать ходовых дней, около 180 км + этот радиальный выход на перевал Брешь Роланда, девять перевалов от 2000 м до 2750 м, из них три – «единички» (есть короткие участки с провешенными цепями и тросами), остальные – н\к.
Три раз ночевал в приютах, три раза – в палатке в кемпингах, остальные разы – в палатке на маршруте. Было интересно.
Всего GR-11 – это около 800 км (от Атлантики до Средиземного моря. Я прошел участок в высокой части Перинеев от Confranc до Benasque)
Итак, Пиренеи – хребет чуть более 800 км, естественная граница между Францией и Испанией.
Я за 12 ходовых дней дошел от Confrank до Benasque.
Прошел через три национальных парка – Ordessa, Torla и Benasque. Очень красиво! Но в национальных парках палатку ставить нельзя. Впрочем, испанцы (да и французы), относятся к запретам как-то очень по-нашему.
Да и путей обхода много: во-первых, в случае ненастья ставить палатку все же можно, во вторых, всюду (даже в национальных парках) разрешается ставить палатку выше 2000 м, в третьих, один испанец, шедший с палаткой и собакой (а собак в национальные парки тоже водить нельзя) на ломаном английском, смущаясь, мне ответил: «Ты понимаешь, самое главное, чтобы никто не заметил!»
Я прошел по достаточно высокой части Пиренеев, и там есть и альпинистская активность. В Пиренеях есть вершины выше 3000 м, и к ним отношение трепетное, так же как на Кавказе к пятитысячникам.
Есть трехтысячники на участке Торла – Бенаску. Высшая точка – пик Ането – 3400 м, на участке Benasque – Espot. Приближаясь и к Атлантике, и к Средиземному морю, хребет становится ниже.
Что за народ в Пиренеях? В основном испанцы, но много французов. Встречаются голландцы, немцы, датчане. Французом много, потому что Франция рядом, и тут очень много троп через перевалы главного хребта во Францию, в национальный парк Гаверни, который тоже очень красив. Я тоже, один раз перепутав разметку (и позор! Уставши, перепутал стороны света, пошел как-то раз на юг на перевал во Францию. Хорошо, что встретилась француженка, и выяснив, что мне не надо во Францию, укоризненно на меня посмотрела и сказала: «Так тебе же надо на Север! Ты знаешь, где Север?»)
Через эту естественную границу, естественно, во все времена пытались пробраться те, кому было надо чуть больше других. Это и Ганнибал, который шел покорять Рим, это Карл Великий, который шел покорять сарацинскую Испанию, это и Наполеон, который шел покорять Испанию. Это и контрабандисты, которые никого покорять не хотели, а а просто хотели заработать (рисковым, правда, способом).
Мне Пиренеи напомнили Саяны. Тоже относительно невысокие горы с узкими ущельями и большим количеством каньонов. Если говорить про военные действия, то характер рельефа таков, лучше мест для ловушек для противника не придумаешь. В сущности, именно в Пиренеях (в стране басков с испанской стороны) находится Ронсельванское ущелье в котором погиб ближайший сподвижник и племянник Карла Великого бретонский граф Ролланд. Мавры его отрезали от основных сил в узком ущелье, после чего последовала героическая гибель, воспетая в одной из самых известных и значительных героических старофранцузских поэм.
В целом и сейчас Пиренеи – это место для тех. кому надо больше других. Тощие испанцы и французы, скайраннеры, путешественники, альпинисты, скалолазы, специалисты по каньонингу и сплаву – вот обобщенный портрет тех. кто сейчас приезжает в эти горы. В деревнях 16-17 веков (Torla, Benasque) половина магазинов – это бутики спортивной одежды и снаряжения – так же как и в Шамони.
Вопрос вопросов – идти с палаткой или без (то есть от приюта до приюта)? В приютах тоже неполохо. Ночлег стоит 15-18 евро, ужин (обед) – 13-15 евро. И очень хорошее общение, дружеское общение за обедом (хоть, к сожалению, в общем испанцы по-английски говорят плохо)
Но разве сравнишь с ночлегом в палатке? Хоть бы и в кемпинге. Шумит горная река, а я очень люблю засыпать под рум горной реки. Эту любовь мне еще отец привил. И такие сны чудесные, если спишь в палатке в горах!
С другой стороны, от приюта до приюта – рюкзак может быть 5-7 кг. А с палаткой, газом и запасом еды – 15-17 кг. А в день набирать 1000 м и расстояние до 15-20 км – тут с пятнадцатикилограммовым рюкзаком не очень побегаешь. Примерная статистика – от Candanchu до Torla с палатками шло примерно процентов 20, остальные шли с легкими рюкзаками. От Torla до Benasque соотношение с палатками и без было примерно 1:1.
Иногда на пути встречаются необслуживаемые хижины – для тех, кто устал и не может дойти до приюта, или для тех, кого застигла непогода. Семейство сусликов-мармотов поселилось лишь в двух метрах от хижины. Вообще живности в Пиренеях довольно много, в зоне лугов постоянно пересвистываются суслики, встречал горных козлов (и в зоне лугов, и на леднике). Пасутся коровы, у каждой колокольчик, поэтому, когда подходишь к жилью, обычно идешь под весьма мелодичный колокольный звон.

++Ронсельванское ущелье в котором погиб ближайший сподвижник и племянник Карла Великого бретонский граф Ролланд. Мавры его отрезали от основных сил в узком ущелье, после чего последовала героическая гибель, воспетая в одной из самых известных и значительных героических старофранцузских поэм.++
Только мавры тут не при чем, на армию Карла напали баски.

Я не историк. В разных источниках написано по разному. Точно это место (где погиб граф Ролланд) - страна басков. Вроде бы баски - по генетике - европейцы. По языку - скорее тоже. Но Карл шел на мавров, под которыми тогда была Испания. Повторюсь, в разных источниках написано по разному. Да и не дошел я в этот раз до Ронсельванского ущелья - мне хотелось в этот раз побывать в высокой части Пиренеев. Места хорошие!

Кстати, на одной из фоток - перевал Брешь Роланда. Так вот это названо не в честь погибшего графа Роланда, а (по мифологии) в память о волшебнике Роланде, ударившем мечом по Пиренейскому хребту.

++Но Карл шел на мавров, под которыми тогда была Испания. ++
Не совсем так. Шел на одних мавров по просьбе других мавров. Потом решил еще басков пограбить заодно. Тогда не было такого - все европейцы против всех арабов, все гораздо более запутано.
Из документов того времени:"после того как были переданы заложники от Ибн-Аль-Араби, Абутария и многих сарацинов, после разрушения Памплоны, покорения басков и наварров, Карл вернулся на территорию Франкии"
"Возвращаясь, [Карл] решил пройти через ущелье Пиренейских гор. Баски, устроив засаду на самом верху того ущелья, привели в большое смятение всё войско [Карла]. И хотя франки превосходили басков, как оружием, так и храбростью, однако превосходство то было побеждено благодаря неровности места и невозможности для франков вести сражение. В той битве многие из приближенных, которых король поставил во главе своего войска, были убиты, обоз был разграблен; враг же, благодаря знанию местности, тотчас рассеялся в разные стороны". Про арабов уже потом придумали.

Места хорошие, согласен. Я там тоже был, https://www.risk.ru/blog/205977. В этом году тоже хотел, но компании не нашлось. :(