Начало сезона на Маттерхорн

Пишет HuskyTheExplorer, 28.07.2018 18:43

Часть I

Как-то зайдя на скалодром, где я активно тренируюсь, случайно услышал разговор о предстоящей поездке группы наших альпинистов на Маттерхорн. О желании попробовать эту гору с Итальянской стороны.
    Любовь к горам и приключениям мгновенно взяли верх, и вот получив приглашение, а может и навязавшись, я становлюсь полноправным членом этого мероприятия. И так, знакомьтесь, Лена - 1 разряд, спортсменка-комсомолка; Антон (ваш покорный слуга) - не закрытый 2ой с амбициями МС. Сила есть, ума забыли выдать. В горах как дома, подозреваю что где-то в роду пробегали Шерпы. Коротко говоря, сам себя не похвалишь, никто не похвалит; Игорь и Анна - активно прогрессирующие новички, первый выезд в 17м году не позволил находить вершин, но ребятки не унывая двигаются к своим целям, тоннами поглощая информацию в сети и активно приходя на тренировки.
    Сборы, как и полагается, начались за пол года. Не в домашний Крым на скалы катим. Поиски описания маршрута, тренировки на равнине. Круглые/квадратные/треугольные столы, обсуждения техники и тактики восхождений. Акклиматизационный выезд в Дигорию. Погуляли до 3800, подышали разреженным воздухом, закрыли молодежи 3й разряд.
    Паспорта с визами приезжают из посольства ровно за сутки до нашего отъезда. 3 часа на сборы рюкзака, погрузка в машину и вот мы заряженные на прекрасное путешествие готовы преодолеть 2500км на машине. Планы весьма амбициозны, 2 недели и 2(!) гребня Лион и Фурген.  Как говорится: «Хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах.»

16 июня 2018
«65-летний россиянин погиб при восхождении на гору Маттерхорн в швейцарских Альпах на высоте 3800 метров. Поднимались трое альпинистов, замыкавший группу сорвался. Его товарищи сообщили экстренным службам, но помочь уже было нельзя.
Ведется расследование инцидента.
Погибший родом из Иркутской области, на родину уже сообщили, передает ТАСС.»

Наша дружная команда берет свой старт 22 июня, в день начала Великой отечественной войны, и движемся мы почти в сердце Италии, в Пеннинские Альпы. По дороге ночуем в Венгерском городе Секешфехервар, название которого мы всей командой пытались запомнить в течении суток. И в ночь на 25 июня мы уже ставим палатку прямо на краю огромной парковки в поселке Брей-Червиния, в автономной области Валле-д’Аоста.

25 июня 2018
"В Италии погиб молдавский фотограф Валерий Корчмарь. Последние годы жизни он был фотографом президента Молдавии Игоря Додона.
Как передает Sputnik, по предварительным данным, фотограф сорвался в пропасть в горах Италии. Валерий Корчмарь незадолго до смерти писал в Facebook, что собирается осуществить «пару восхождений» в Червинии.»

Проснувшись около 9 утра по местному времени, лениво потягиваясь, покидаем наши палатки. Перед нами открывается прекрасный вид на Маттерхорн или Монте Червино, как принято называть эту гору у местных жителей. Первое знакомство с горой и кружечка чая. Прогулялись по ближайшим домикам. Здесь находится множество кафе, пабов и ресторанчиков различного уровня. А вот и туристический информационный центр, в нем можно узнать всю интересующую информацию про район, про горнолыжные курорты и тропинки для хайкинга. В этом же центре сидит девушка, менеджер ассоциации горных гидов Червинии. Пристаем к ней с расспросами про маршрут, как лучше идти и что она вообще думает о нашем мероприятии.

Наша идея явно вдохновляла только нас самих. Менеджер настоятельно рекомендует ждать минимум неделю, чтобы снега подтаяли еще сильнее. И вообще сезон начнется не раньше чем в середине Июля, а первых клиентов местные гиды поведут и то позже. И в подкрепление своим словам она рассказывает нам как за день до нашего приезда с горы сняли тело погибшего Молдавского альпиниста, который сорвался со скалы на подходе до хижины Карел 20 июня, а тело было обнаружено только 23 числа. Так же мы узнаем что приют Абруцци еще не начал свою работу, а дорога до него и все прилегающие территории являются «proprietà privata» что в переводе с Итальянского значит, «Если вас там застукают с палаткой, будет нехорошо».В общем, нас тут не ждали.
    В смешанных раздумьях возвращается к машине и долго пытаемся решить как нам поступать. Сходимся на мысли взять вещи для бивак и  выдвинуться в сторону озера, около Аббруци. Поставить там лагерь, переночевать, и на утро, если не соберется толпа выгонять нас оттуда, спокойно спуститься за оставшимся горным снаряжением.
    Дорога до приюта представляет из-себя классический серпантин. Если идти по тропам, которые мала того что набиты толпами туристов, которые ходят тут треккинги, так еще и промаркирована желтыми стрелками, розовыми кружочками и цифрой 13. По этому маршруту можно дойти прямо до приюта, заблудится нереально. Но вдруг есть умельцы. На все путешествие, под 16-20 килограммовыми рюкзаками, мы потратили около 2,5 часов ходу. На обратной стороне озера поставили палатки, приготовили ужин и не найдя для себя развлечений завалились спать.
    Утро в горах необычно по своему, просыпаешься в легкой прохладе, накидываешь на себя пуховочку и вылезаешь из спальника. Готовишь завтрак, и как только первые лучи солнца начинают показываться из-за соседнего хребта начинаешь медленно раздеваться до футболки. Ибо печет знатно. Позавтракав и немного поваляв дурака, идем, точнее бежим вниз, в Бреуль к нашей машине. Спуск налегке занял не более часа. Пошатавшись еще немного по улочкам этого курортного городка, переупаковываем железо и веревки по рюкзакам, и снова тащимся к нашим палаткам. Вечер ничем не отличался от предыдущего, разве что сложили штурмовые рюкзаки, с которыми выходим к хижине Карелл.
    Утро 27 июня.
    В особо раннем подъеме не было смысла, т.к. путь до хижины идется за 5 часов, но сделав скидку на незнание маршрута подхода, и желание все же проскочить по еще твердому с ночи снежку выход сделали в 7 утра. Для себя заложили предел в 10 часов пути и двинулись вверх.

Сразу от озера, немного срезав путь напрямик по морене и снегу вышли к тропе классического маршрута. По незнанию местности, немного ошибившись в подсчетах скальных поясов, описанных в маршрутных листах, забредаем на снег и упираемся в основание огромного снежного кулуара. Поднявшись по нему сразу выходим на перемычку Colle del Leone. Разворачиваем горелку, топим снег, наслаждаемся видами. Снизу, аккурат по этому кулуары по нашим следам выбегает Испанец. Зовут его Даниэль, на Маттерхорне он уже не первый раз. Идет со своим напарником, от  Брюэля, вышли они в 9 утра и нацеленные на вершину. Путем несложных вычислений понимаем, что на подъем до перемычки они потратили 4 часа, а мы 6. Но вот разница в точке старта заставляет уже задумываться.

После легкого чаепития продолжаем двигаться дальше. Спины наших новых испанских друзей уже мелькают где-то под хижиной. На всякий случай одеваем системы и не убираем далеко веревку. Путь от  перемычки принято считать началом маршрута, в описаниях начинаются понятные всем деления на участки R*-R*. Ряд несложных скальных плит, небольшие стеночки, с знаменитыми канатами и местами натыканные шлямбура для организации одновременной страховки. Супер технической сложности не наблюдается, скалы можно и нужно идти одновременно. Участки с канатами отлично лезутся, делая промежуточные точки в места крепления канатов. Дышится хорошо, если носом, а вот мои товарищи начинают немного унывать. Темп восхождения замедляется. Видимо майская акклиматизация все же ушла на равнине, а новую не нагуляли. На хижину выходим в 7 вечера. Потратив на этот путь еще 6 часов. Итого 12 часов ровно, именно так звучат первые тревожные звоночки.

Хижина Карелл, 3830м. Просторный и уютный домик, прямо на гребне, небольшая терраска и перила, ограждающие постояльцев от свидания с пропастью. Романтика. В спальном помещении достаточно тепло, матрацы, подушки и одеяла, всего в избытке, можно укрыться и 4мя. Не знаю, может в разгар сезона чувствуется нехватка но мы не страдали от дефицита. В кают-компании стоит газовая плита и общественная посуда. Вода добывается из снега.
    Ближе к 8ми вечера на хижину возвращаются Испанцы. Им удалось дойти до пика Тиндаль 4241м, дальнейший путь они не стали продолжать из-за отсутствия снаряжения для организации своих точек страховки, а вбитые анкера они не нашли по причине сильно заснеженного перехода до оснований вершинной башни. На завтра они уже запланировали спуск обратно в долину и отъезд на Монблан.
    Получив последние данные о состоянии следующего участка маршрута начинаем принимать решение, что делать дальше. Игорь с Аней решают остаться на хижине, из-за неудовлетворительного самочувствия обоих. И не уверенности в том, что завтра утром они почувствуют себя лучше и будут работать в полную силу, а не тормозить команду. Взглянув в прогноз погоды и с ужасом обнаружив на завтра грозу в районе 2х часов дня. Договариваемся проснуться в 5 утра и посмотреть на погоду своими глазами.
    Даниэль предлагает поменять веревку, по которой они дюльферяли на первом участке от хижины на нашу, чтобы завтра утром мы не тратя время на пролаз первого участника начали подъем, а они спокойно начали спуск, не возвращаясь за своим снаряжением.
    Еще немного созерцаний огоньков в долине и разбредаемся спать. Завтра важный день.

Часть II

28 июня. День Х.
    Подъем в 5 утра. С кровати вскакиваю почти мгновенно, желание попробовать маршрут не позволяет разлеживаться. Выхожу на террасу хижины, осматриваю окрестности. Над вершиной висит небольшая дымка, но ее сдувает прямо на глазах. Красота, еще час и будет совсем светло, возвращаюсь в хижину, ставлю кипятиться воду. Бужу Лену, завариваю мюсли, чай. Разбрасываем снарягу. 2 веревки, комплект закладок, френдов, личные карабины, 1 комплект для организации станции. Аптечка, рация, перекус, вода. Кручу в руках рацию и перекус, оставляю на столе. Пофиг. Раз решили фастом, и до Тиндаля, за 3-4 часа и назад, то и рассиживаться за едой будет роскошью. Тем более в 2 часа дня ждем грозы.
    На часах около 7 утра?! Куда делось 2 часа остается загадкой. Выходим из хижины и направляемся в сторону первого каната. Вешаю жумар на веревку. Обматываю самостраховку вокруг каната и прищелкиваю в соединительную петлю. Одна рука на канате, вторая на жумаре. Погнали, начинаем работать. Вылезаю до перегиба, нужно перещелкнуть самостраховку, после перегиба цепь, еще немного помогаю себе жумаром, и можно уже нормально стоять. Делаю верхнюю страховку и принимаю второго. Лена, немного помучившись на перегибе, вылезает ко мне. Снимаем перила, половинем веревку и ввязываемся.  Проходим горизонтальные канаты, пару вертикальных участков. Оттяжки прекрасно вщелкиваются в места крепления этих самых канатов. Дальше идем одновременно. Я продолжаю лидировать. Задорно позвякивая железками на поясе, осматриваю ближайшие выступы на предмет пробитых анкеров. Точки действительно есть, но свои иногда закладываю, а потом повернув за камень с досадой обнаруживаю блестящий шлямбур. Вот оно, не знание маршрута. В некоторых местах, в трещины, основательно так посажены френды. Наверное гиды оставляют, чтобы не бить дырки в скале. Выковыриваю стропу, втыкаю оттяжку и дальше.
    Взбегаю по очередному канату, траверс в право, выхожу до упора, веревка отказывается продергиваться, да и почти все железо развесил, пошатав соседний выступ делаю через него верхнюю страховку. Кричу что готов принимать. Вижу как Лена ниже меня подходит к началу каната, выбираю веревку. Канат дается ей не просто, останавливается, дышит. Дальнейший траверс не легче, два шага, и остановка чтобы продышаться, повторение. Неужели и ее начало накрывать? А мы только к 4000м подходим.
    Забрав железо продолжаю траверсировать, темп немного сбавляю, но так не хочется, да и скалы простые. Иду как по ступенькам, большим таким ступенькам. Сверяюсь с описанием, вот вот за поворотом будет стальной трос. Заворачиваю за угол, и натыкаюсь на тот самый трос. Класс! Маршрут супер логичен, описание понятное и полное, да и погода радует, уже давно иду в одной флиске, что еще нужно альпинисту. Трос крепится на станцию из 2х шлямбуров, а вот дальше полностью в снегу. Ну что ж, и такое в описании прописано про начало сезона. Снежник крутой, и как всегда заканчивается обрывом, но до него еще надо умудриться докатиться.  Снег еще не успел совсем раскиснуть, и видны следы Испанцев, которые вчера тут были. Точка на станции, страховка готова, пошел. Иду по следам опираясь на ледоруб. Метров через 15 промежуточное крепление троса, вешаю туда оттяжку, ну теперь совсем не страшно. Еще метров 10 траверса и выхожу на скалы. Выбрать нечего, опять вышел на всю веревку, ну что, страхую. Пока Лена месит снег, который к концу совсем ее вымотал, осматриваю дальнейший путь. Двоечные скалы, и в дали блестит цепь. Ну значит и до гребня не далеко, а там и до Тиндаля рукой подать.
    Скалы хоть и простые, а заложить нечего, и не вижу что бы было пробивка. Если падать, то на полку, но все равно не хочется. Попетляв зигзагами по плитам, все же отыскал несколько шлямбуров и что-то свое положил. Вот она заветная цепь, болтается на ветру, немного позвякивая не закрепленным концом. Принимаю свою спутницу и готовлюсь лезть стену. Вспоминаю, что на каске еще с подхода прицеплена GoPro, вот блин, пора бы и поснимать, а то чего впустую шею качать, да и как не запечатлеть такой апогей пробирки. Канаты канатами, но вот 50 метров стальной цепи в горах, это нечто.
    В любое звено цепи можно вщелкнуть оттяжку. Немного подпрыгнув цепляю первую и начинаю лезть. Лазанье серьезное, скалы  весьма зализанные и зацепок мало. Но если придерживаться за цепь то проблем не возникает, от слова совсем. Примерно метрах в 15 от начала есть полка, на ней и остановился передохнуть. Осматриваю красоты внизу. Вижу хижину Карел, а вот и Игорь с Аней на террасе, выспались наверно и выползли греться на солнышко. Кричу чтобы привлечь их внимание, они в ответ машут руками. Еще немного поглазев и попозировав для фото(которое, как сказали, плохо получилось) лезу дальше.

Последние метры лазания по цепи и выход на гребень. Обалдеть, красота то какая. Аж дух захватывает, внизу сразу многокилометровый обрыв, а панорама просто завораживает. Но любоваться как обычно нет времени. Самостраховка, страховка готова, выбираю. Лена подлезает, чуть ли не извергая проклятья. Наверное еще и скалу по дороге пнула с досады. Высота основательно проявляется. Снова укорачиваем веревку, впереди крутой снежный взлет, и ни одной торчащей скалы, не говоря уже о шлямбурах, все под снегом. Видны вчерашние следы, еще застывшие, уже не плохо. Надеваем кошки и вперед, точнее вверх. Северная стена играет нам на руку, снег плотный, смерзшийся, но если улетаешь, то сразу в Швейцарию, даже паспорт и визу не успеют проверить.

Мелкими перебежками ползем вверх по ступенькам. Спасибо Даниэлю и его напарнику, за то что не размесили свои же следы на спуске. Пройдя метров 20 все же нашел скальный выступ, осмотрев его нашел единственную трещинку, и как-то умудрился засунуть френд, снизу вверх, под нависающей камушек. Держит и ладно, вылетать не собирается и на том спасибо. Еще через очередной десяток метров все же удалось отыскать шлямбур, вытаял родной. Небольшая пробежка по "лезвию ножа» и свежая петля из репшнура, наверное наши Испанские друзья дюльферяли. За ней просматривается еще одна петля, к ней и держу путь. Оборачиваюсь и смотрю вниз по ребру, опять видна хижина и снова наши ребятки кайфуют на солнышке. Перемашки руками друг-другу и дальше пахать снег.
    28 Июня, 14:00 по местному времени, наша двойка вышла на вершину пика Тиндаль 4241м.  Ужас! Где мы могли потратить столько времени, известно только сами знаете кому. Сидим на хорошем выполаживании. Еще и камень тут здоровый положили и солнцем нагрели. Красота. А на вершине разгуливают люди?! Нет, быть такого не может, откуда им там взяться. Не уж то с стороны Цермата, по классике. Действительно, полурасплывчатая фигура обретает более четки формы и к не присоединяется еще одна. Счастливчики. Сейчас стоят на вершине, а к вечеру будут пиво пить в баре, гордясь своим подвигом.

С пика Тиндаль отлично виден дальнейший путь, снежный нож, в направлении основания предвершинной башни, затем немного по плитам, и упереться в канаты, по которым дойти до веревочной лестницы, потом еще влево по канату и вот он, последний гребень. Виден даже крест, между Итальянской и Швейцарской вершинами. А дальше…
    А дальше был спуск вниз, который занял еще 9 часов и закончился в 1ом часу ночи. Ничем не примечательный спуск. Лена пошла вперед, в надежде что ее будет понемногу отпускать вместе с сбросом высоты, а я шагал сзади, изредка придерживая ее веревочкой на крутом снегу. Дойдя до основания гребня, в то самое место где закончилась цепь, достали вторую веревку, которую я все это время катал в рюкзаке, и дюльфернули на полные 60 метров оказавши сразу недалеко от стального троса. Ах да, еще в полу висячем положении на стене сняли кошки, но это тоже не особо примечательно. Ну и два последних дульфера в ночи с фонарями. К слову сказать стемнело поздно, около 12 часов ночи, но сразу, резко и безвозвратно, хоть  глаз коли. Успели разве что достать фонари, и поспорить, что в таких ситуациях садятся пересиживать.
    Сдюльферяв последний участок и сдернув веревки, скомкав их неведомым образом, ввалились в хижину. Ну все, можно выдохнуть. Аня заботливо налила чай и предложила рисовую кашу. Но приключения пока не окончились.  Первое о чем у нас поинтересовались, это наличие в аптечке парацетамола. Ну вот, оставь детей без присмотра. У Игоря поднялась температура, и вообще слабость не давала ему весь день покоя, и он провалялся в постели. Аня тоже жалуется на недомогание, но нужда ухода за Игорем мобилизировала ее весь день. Списываем на горняху. Завтра определенно нужно валить вниз, в долину, восстанавливаться. Очередная кружка чая, наверное 6ая, доедаю остатки каши. Лениво разбираю веревки из клубка и разбросав барахло по общей комнате хижины, хорошо когда там никого нет кроме нас, отваливаемся спать.
    Как вы уже догадались, гроза, так рьяно прогнозируемая на 2 часа дня, так и не объявилась. Мы конечно не сильно расстроились от того, что она не пожелала почтить нас своим визитом, но знай мы такую информацию заранее, можно было  и пересмотреть наши планы на прогулку по вертикали. Глядишь и сразу бы ставились цели на вершину, и перекус с горелкой не был бы оставлен, в надежде сбегать по быстрому, и если что развернуться. А если уж и вершину удалась бы, то спуститься и под утро не проблема. С такими рассуждениями я заполз в спальник, мысленно пожелав сам себе и всем остальным спокойной ночи и отрубился.

Часть III

Утро наступило неожиданно. Как будто глаза я закрыл только чтобы моргнуть. Желание отлучится по естественной нужде заставило покинуть теплый спальник. Засунув ноги в сырые и холодные ботинки вышел на террасу. Обалдеть! Когда же я перестану так поражаться происходящему вокруг? Хотя, лучше не переставать. Моему взору предстала невероятная картина, вся долина Червинии лежала укрытая толстым слоем кучевых облаков. А с противоположной стороны хребта, на Швейцарской стороне,  не было ни облачка. Перевал, как надежная дамба удерживал это облачное море.

Сегодня спешить нам некуда. Решено идти вниз, а сколько это времени займет не особо волновало нас. Фотосессия облаков, завтрак, ленивые сборы, устранение носового кровотечения у Ани (однозначно, нужно сбрасывать высоту), наведение порядка в хижине после себя, и к 12 часам дня мы готовы к спуску. Снег уже изрядно подкис, но угол здесь не большой, да и вылетать действительно некуда, идем ногами. Ребята вешают перила на пробитых участках и дюльферяют, а я иду последним, и пока они провешивают следующий участок, слезаю лазанием по канатам и скалам, где это возможно, экономя время на сдергивание двух полных веревок.
    Спустившись к перемычке, снова хотим в кулуар, по которому зашли сюда. Но уже хорошо за полдень, снег подкис, и расползается под ногами. Прячем веревки и лишнее железо, на себе только системы и ледоруб. Ныряю первым на снег, сбегаю на пятках, опираясь на ледоруб и толкая перед собой небольшую снежную волну.  Останавливаюсь возле начала снежного желоба, не хочу в него лезть пока ребята выше по склону, а том все мне за шиворот насыпят. Пока мои товарищи спускаются ко мне наблюдаю за склоном. Ниже по желобу есть свежие камни, не радует. И через несколько минут провожаем взглядом камень, вылетевший откуда-то со стен кулуара. Ну вот началось. Теперь еще и сыпет.
    Желоб достаточно крутой, разворачиваемся лицом к склону и на три такта ползем вниз. В голове крутится «Зарубайся, Семен!»  А под ногами расплывается снег. Игорь идет последним, наблюдая за склоном. Как только я добегаю до очередного поворота желоба, начинаю сам посматривать вверх дожидаясь ребят. Где-то в середине кулуара пересекаемся с смешанной двойкой, как выяснилось русскоговорящие и с такими же амбициями достигнуть вершины. Обменявшись информацией и пожелав друг другу быть аккуратными каждые разбрелись в своем направлении.
    В конце желоба нас ждала трещина, которая за 3 дня нашего пребывания на верху расползлась на 1,5 метра. Но она по-прежнему хорошо забита снегом. Немного подумав и хорошенько оттолкнувшись перепрыгиваем на другую сторону и продолжаем движение по снежнику. Спуск спуском, а горняха все равно не отпускает. Ребятки сзади размеренно шагают, вкладывая усилие в каждый шаг, а мне хочется бежать вперед. Растягиваемся по склону. А снег уже основательно похож на манную кашу, с комочками. Еще и дождь начинает моросить. А мы немного впереди него, пытаемся выиграть время.
    Никогда не любил спуски, нет в них ничего интересного. Да и что поэзию разводить, сами что ли вниз не ходили. Только ноги сбивать .
    Не помню во сколько по часам, но вымотанными, от слова совсем, подошли к нашим палаткам, оставленным на берегу озера. А здесь отработанная схема, воду в кастрюлю, кастрюля на газ, как закипит добавить какао, сгущенку и размешать. Пить маленькими глотками, смакую момент. Рюкзак разобрать, железо в угол палатки, вещи сушить на солнце. Как мало надо человеку для счастья, сухие штаны и что-то вкусное.
    На следующее утро, хорошенько выспавшись и повалившись на солнышке на берегу озера,  не хватает еще мангала и «Ласкового мая» из динамиков машины. Начали собираться вниз, к той самой машине. Ну здесь точно нечего рассказывать, все те же лица, все в том же направлении - вниз. И асфальтовая дорога под ногами. Еще 2 часа топотни и мы валяемся на газоне на краю парковки, решая что же нам дальше делать.
    Размышления о дальнейших планах переносятся в атмосферное кафе, поближе к еде, пиву и интернету. Звонки на родину, родителям и друзьям. Сводки погоды, поиски жилья на ближайшие пару дней. И не слова о горах.
    Изрядно плотно отобедав, на неприличный счет из 3х цифр, переезжаем еще ниже по долине в Вальтурнанш. Здесь нас ждет забронированный домик, в чудесном кемпинге. А в домике долгожданный горячий душ. На следующий день отправляемся в сам Вальтурнанш. Интересно же как тут у них живет глубинка. Именно отсюда Жан-Антуан Каррель начал свою экспедицию на вершину Монте Червино. Небольшой городок, живет туризмом, и вероятно только зимним. Везде намеки на отели для горнолыжников. Мэрия и стена памяти, горных гидов здесь чтут как героев войны или великих правителей. А вечером в баре кемпинга футбол. Россия - Испания. Зрелище обещает быть. Ну и как же не поддержать национальную сборную.

Еще одна ночь в кемпинге, день в изучениях близлежащих окрестностей. Восстановление сил, и поправка здоровья. И вот уже начинают ходить первые разговоры о еще одной попытке. Прогноз погоды опять рисует дожди и грозы, но что-то не позволяет верить в прогнозы. Предыдущую неделю они так и не сбылись. И вот принято решение. Завтра сделать еще одну попытку. С вечера собираем штурмовые рюкзаки. Пересматриваем снаряжение. Решаем отказаться от второй веревки в пользу облегчения. Но на этот раз берем горелку и тент. Настроены решительно, вершина ждет нас. Стартуем из Брюэля и сразу на хижину. На верх снова идем в двоем с Леной. Ребята уже насытились горами. И достижение хижины Карелл считают отличным началом для себя.
    Рюкзаки заряжены. Очередная ночь в предвкушении. Посреди которой я был разбужен шелестом дождя, по крыше нашего домика. Внутри что-то тревожно заскребло...

Часть IV

На утро о дожде напоминал только мокрый асфальт. Неужели прогноз все же начал показывать правду? Ну да ладно, надо пробовать. Завтрак, выписались из кемпинга и едем наверх, к подножью горы. Подъехали максимально близко, небольшая парковка, а за ней дорога с пугающей табличкой частной территории. Ну зачем нам туда соваться, мы же законопослушные.
    Немного прощаний, пожеланий не скучать друг без друга. И снова под ногами тропа с номером 13. А метки обновлены. Да и весь поселок оживился. Чувствуется начало летнего сезона. До приюта Абруцци дошли бодро. Потратив 2 часа. Отлично время. Погода так же располагает. Передышка на приюте. О! А домик то открыли. Рабочие суетятся, раскрывая ставни и просушивая матрацы с подушками на подоконниках. Скоро здесь будут толпы туристов. Кто-то будет заниматься хайкингом, а кто и замахнётся на вершину. Мы так точно выбрали куда нам сегодня направиться.
    Обходим приют, попадаем на тропу подхода, ее и будем придерживаться. Тропа сразу забирает вверх, на скальные пояса, все уже знакомо. Идем к своей цели. Дорогу преграждают местные козлы. Еще не вылинявшее после зимы, и совершенно никуда не торопящиеся. Хорошо им живется в заповеднике. Никто не тревожит. Разве что сурки, которые разгуливают так же толпами.
    Обойдя всех представителей местной фауны выходим на снег. Который еще сильнее сдал свои позиции. И не смотря на достаточно раннее время нашего выхода, уже изрядно подтаявший. Значит и здесь был ночной дождь, да и температура в целом была намного выше нуля.
    Курс держим снова в кулуар. Надеясь что снег там еще достаточно крепкий. Места где неделю назад даже не подумали доставать веревки изрядно вытаяли и обнажили все свои скрытые секреты. Снежные мосты, трещины и склоны, заканчивающиеся внушительными сбросами. Рельеф не узнать. И понемногу становится понятно, почему классически маршрут идется в обход.
Начало сезона на Маттерхорн (Альпинизм, альпинизм, горы и люди, италия, HuskyTheExplorer)Начало сезона на Маттерхорн (Альпинизм, альпинизм, горы и люди, италия, HuskyTheExplorer)
    Снежник впереди основательно разорвало, небольшие трещинки за неделю расползлись на внушительные 2-3 метра. И зияют своим голубоватым нутром. А вот и наш кулак впереди, но что это за странное черное пятно, метрах в 20 от выноса? Мысли и предположения лезут самые разные, но лучше подойти и убедиться. Догадка подтвердилась, это рюкзак. А дальше по склону - перчатка, а за ней шапка и вторая перчатка. Становится немного не комфортно. Открываю рюкзак, и окончательно все встает на свои места. Достаю флаг Молдавии. Скромный перекус, печатное описание маршрута, как и у нас, петля и карабин. Документов или ценных вещей нет.  Спинка рюкзака изрядно покорежена. Это вещи Валерия, который недавно сорвался со скал на подходе к хижине. Наверно рюкзак вытаял выше по склону и улетели сюда. Решаю забрать флаги, и отнести их к хижине. На тот момент мне показалось, что именно так надо сделать. Не думал что так скоро от начала своей альпинисткой карьеры встречусь с подобными находками.
    Подходим к основания желоба. Все усеяно камнями. Стоим смотрим. По кулуару съезжает небольшая лавинка. Только этого не хватало. И так все выглядит весьма паршиво. Подходим до трещины. С прошлого раза она разъехалась еще больше.  Стоим, ждем, наблюдаем. Через 5 минут съезжает еще одна лавина, большего объема. Стоим. Перелезаем трещину и выходим на борт желоба. Осматриваем кулуар вверх. Зрелище не самое мотивирующее. Раскисший снег. Сияющие трещины и свежие камни. Очередное подтверждение мысли о том, что этот кулуар ходобельный только зимой или в начале сезона. Пока снег твердый и ничего не сыпет. Время конечно экономит, но не зря классика в обход, ой не зря. В этот момент я уже придумал, что спускаться с хижины мы будем все же по классическому маршруту и больше не полезем в этот кулуар. Озвучиваю своей спутнице. Она отвечает что потом обсудим, а сейчас она размышляет о том как нам подняться по кулуару. Стоим минут 20. Из кулуара ничего больше не приезжает, предполагаю что кто-то на спуске, на перемычке, вот и пустили лавинки. Попробовали в кулуар, но не пошли, из-за не стабильности снежного покрова.
    Очередные мыслительные процессы, Лена размышляет на тему, что было-бы если бы мы не рассматривали рюкзак 15 минут. А меня осиняет. Как мы будем подниматься по снегу, на северной стене, до пика Тиндаль и как преодолевать снежный нож до предвершинной башни.  Если же там все точно так же раскисло, и больше нет ступенек, а страховаться не за что.
    Кулуар нам окончательно не нравится и мы решаем вернуться к началу классического маршрута и попробовать пойти в обход. А время уже поджимает. Сбегаем вниз, к скальному поясу, откуда просматривается начало классики. Скальный камин, высотой метров 50, а то и повыше. И в середине мелькают люди. Бинго, хоть ставь в казино. Все догадки верны. Значит они на нас сыпали сверху кулуара. Смотрим на парней, и идем вниз, на скалы. Потому что в спину нам ползет огромная черная туча.
    Альпинисты и туча приближались, и если с первыми нам хотелось встретиться, то свидание с тучей нас не особо радовала. Парни оказались из Польши. И дошли точно так же до Тиндаля. И по их информации еще не одна группа не дошла до вершине по этому гребню. Ну что, значит мы сделали все что могли. Нас начало заволакивать облаками. Все же решили позволить себе посидеть, закипятить воды, попить чай и съесть баночку тунца.
Передохнув и перекусив продолжаем свой спуск.
Вспышка и через пару секунд оглушительный раскат грома. Началось. Моментально поднялся порывистый ветер и крупные капли устремились к земле. Шторм набирал обороты. Мы бежали вниз по снегу, в очередной раз балансируя на краю дождя. Почти с нулевой видимостью пересекли последний снег и вышли на тропу. В дали уже виднелся приют Абруцци, А дождь уже перерос в град. Складывалось впечатление что облака замерзли и падают на землю. Градины больно ударяли по телу, и хотелось остановится и надеть каску обратно. Зачем ее снял….
    Сегодня седой гигант Маттерхорн не выдержал, и угрожающее гремя грозой нам во след, прогнал нас со своей спины, как надоедающих насекомых. А мы стремительно бежали вниз. Оставив позади приют и выйдя на асфальт, бежали, в надежде как можно скорее оказаться в машине. Ботинки потяжелели на пару килограмм, одежда мокрая на сквозь и пронизывающий ветер. Я считал секунды между вспышкой и раскатом грома. С каждым новым ударом восторгаясь мощи этой необузданной стихии.
    Дорога превратилась в реку, вода стремительно катилась вниз, находя себе самые кратчайшие пути. Водопад, с прозрачной водой, увеличился в двое и представлял собой сброс сточных вод, вперемешку с землей и камнями.
    Через полтора часа нашего забега нас изрядно колотило от холода. Впереди показался первый домик. Это кафе, единственно здание между Брюэлем и приютом Абруцци. И на втором этаже горит свет. Подойдя к входной двери постучал. Тишина, никакого движения внутри. Обошел здание, постучал в заднюю дверь, реакции не было. Досада, хозяин забыл выключить свет, надежда оказалась ложной. А я уже размечтался, как будем кипятить чай в горелки, сидя на ковре перед камином, завернувшись в шерстяной плед. Еще кружок вокруг дома, и спустился к гаражу. Ворота заперты, а рядом маленькая дверь, и ключи в замке. Удача. Нажал на ручку и дверь открылась.
    Промокшие мы ввалились в эту комнатку. Не больше 3х квадратных метров, посредине стоит непонятный агрегат, то ли водонагреватель то ли генератор, не имеет значения, главное здесь сухо и тепло. Скинули с себя мокрые вещи. В рюкзаке попытался найти что-то более сухое. На ощупь пуховка вроде отличается от губки для мыться посуды, которую можно выжимать, ну теперь точно все налаживается. Вышел на улицу, хочу найти источник чистой воды, сделать чай и основательно согреться. Дождь все еще льет, но уже не так неистово. Река шумит грязевыми потоками, а озеро совсем не проточное, жаль но будем без чая.
    Поиски воды прерывает звук лопастей вертолета, который устремляется к горе. Да нам еще везет. Мы почти счастливчики.  Замечаю вспышки фонаря, которые приманивают вертолет. Люди, сидят на верху скального камина, куда мы так и не решились лезть вовремя заметив тучу. Наверное они вышли на спуск, и не рассчитали запас по времени. Вертолёт садится около Аброцци, наверное спасатели разматывают лебедку. Снова поднимается и подлетает к фонарю. Висит над ними. Ну вроде всех забрал, отлетает, и снова кружит над этим местом. Неужели кто-то сорвался? Для чего кружить, что ищут? Вертолет летит обратно, в место старта. И тут я вспоминаю о собственной спасательной команде, не вертолет конечно, но транспорт то имеется. Достаю рацию, в это раз она с собой. И на всем пути держали связь, строго по часам. Вызываю Игоря. И предлагаю план, забрать нас прямо от этого домика, наплевав на знак проезд запрещен и частная дорога. А потом уже решать проблемы, если они появятся.
    Еще полчаса ожиданий и мы переодевшись в сухую одежду, врубив обогрев на максимум, едем вниз на парковку, откуда и стартовали сегодня утром. Секундомер на часах отсчитал 12 часов ровно.
Для нас все закончилось.
А на горе еще остались люди! Невероятно, на пики Тиндаль два одиноких фонаря. Идут на спуск. Наблюдаем за ними. Через час фонари теряются из виду, где-то в начале гребня, около цепи.
Кто-то засыпает. Я бронирую жилье на следующую ночь. А эту мы проводим в машине.
    В 6 утра нас будит гул лопастей вертолета. Опять продолжение спас работ. Выхожу на улицу. Вертолет летит к пику, в то место где вчера мы упустили из виду фонари. Наверное сели пересиживать, а утром вызвали вертолет. Около полу часа полетов и все прекращается. Яркое солнце уже во всю светит над долиной. Мы переезжаем на большую парковку, в надежде высушить наши вещи.
    Встаем рядом с автобусом чехов, видели их раньше. Они живут прямо на парковке в автобусе. В разговорах выясняем, что это их вчера вечером снял вертолет со скал, все живы-здоровы. Отличные новости. Но с ними в хижине было еще 4 человека, из Украины и утром ушли на штурм вершины. Значит это они спускались в ночи. Остаемся рядом с Чехами. И сушим вещи, оккупировав газон волейбольной площадки.
    Городок просыпается, начинают подъезжать машины. Чехи завтракают копчеными колбасками и бутылкой Метаксы, а вертолет кружит на горой. Вспоминаю про флаги и решаю отнести их в офис гидов. Они как раз открылись. Девушка менеджер узнает меня, и теперь она наверное рада моему появлению. Рассказываю что и как. Где мы были и докуда смогли подняться. Показываю на карте где на склоне остался рюкзак. Отдаю флаги, прошу передать в посольство или родственникам. Ну или хоть что-то с ними сделать. Она спрашивает не знаю ли я как много людей на хижине. Она в свою очередь рассказывает информацию от спасателей. Что этой ночью сняли группу вертолетом - это Чехи. А вот утром вертолет снимал еще одних. И им повезло меньше. В группе из 4х человек есть жертвы. Девушку убило молнией. Значит они не просто так остановились на гребне…

Высушив вещи, собрав рюкзаки, обменявшись прощальными взглядами с горой, мы загрузились в машину и переехали в Милан. Пожалуй с нас хватит, пока что. Два дня культурно-познавательной программы и шопинга, на удивление, неплохо снимают горную усталость. Не смотря на то что ни одной железки или гортексной шмотки не было куплено. Игорь с Аней, по серьезным семейным обстоятельствам, были вынуждены срочно вылететь из Милан. А нас ждали 2500 км до дома.

19 июля 2018
"Вчера днем, около 12:00 при восхождении погибла связка из двух альпинистов. Трагедия произошла на отметке 4400 метров на итальянской стороне горы у так называемой скалы Жордан

Здесь, альпинисты, сорвавшись с маршрута, пролетели вниз по скале на 1300 метров. Их падение заметил другой альпинист, находящийся немногим выше точки срыва.
Прибывшая на место поисково-спасательная команда лишь констатировала смерть обоих альпинистов. "

Вот такое начало сезона на Маттерхорн.