Эльбрус с севера 2017. Воспоминания.

Пишет Ден Леонов, 07.07.2018 10:42

6 августа 2017.
Выдвигаемся из Пятигорска в поселок Эльбрус на комфортабельном автомобиле "Гюзель". Горы, скалы, реки и ручьи - все прекрасно для жителя равнины. По дороге кушаем в кафе нормальную еду здорового человека. В поселке, где-то за гаражами, разбираем оборудование, снаряжение и провизию - отправляемся в ущелье Ирик-Чат. Мимо нас спускаются обгоревшие и обмороженные парень и девушка с альпинистским снаряжением, мы смотрим на них с завистью, раскрыв рты. Вот они - настоящие покорители гор.
Путь на верх с рюкзаками по 35-40 кг не кажется легкой прогулкой, благо, в первый день инструкторы нас не стали гнать долго. Из ущелья открывается прекрасный вид на гору Ушба (со сванского - Гора, приносящая несчастье).
На высоте 2150 разбиваем лагерь возле источника минеральных вод "нарзан" (Нарзан это вода, образующуюся от таяния эльбрусских ледников, проникшая через трещины в почве вглубь земли. С тем, что мы покупаем в магазине ничего общего не имеет, вкус божественный, газация природная). За ужином из горячо любимой мной сублимированной пищи (спонсор моего восхождения - Лоперамид) знакомимся с участниками восхождения. Интернациональная группа получилась: Россия, Украина, Казахстан, Чехия, Веган (Леха - привет)))). Долгих посиделок и бесед не получилось - налетела туча с грозой и дождем. Подъем назначен на 6.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Поселок Тырныауз, река Баксан (Затопляющая).
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Ожидаем наших инструкторов.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Под рюкзак! Вес надо экономить на всем, 10 пар трусов и носков в горах - это лишнее.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Входим в ущелье Ирикчат.
Река Ирик.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) За нарзаном.
Вот он, нарзан моей мечты. Еще один, похожий по вкусу, течет на поляне Эммануэля, но этот был первый и поэтому - самый вкусный.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Двуглавая гора вдалеке - Ушба. Ушба известна как «Маттерхорн Кавказа» благодаря своей живописной двойной вершине. Благодаря своему крутому профилю и нестабильной погоде, Ушба, по мнению многих альпинистов, представляет собой наиболее трудную для подъема вершину на Кавказе.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Где-то внизу остается поселок Эльбрус. Прощай цивилизация.

7 августа 2017.
Хоть воздух горный, но спалось не очень. Из-за естественного уклона приходилось в спальнике на локтях карабкаться вверх. Подъем в 6 утра, умывание нарзаном, плотный завтрак, крепкий чай и в путь. В самом начале подъема нас ожидали песчаные столбы. Проходить их надо очень быстро и молча, иначе камень - башка и каска не спасет. После непродолжительного подъема - привал в сосновом лесу. Наконец-таки видна наша цель - восточная вершина Минги Тау (Эльбрус). Надо сказать, что в горах пришлось научиться дышать носом (при вдохе - воздух нужно проталкивать в легкие, а выдыхать - как угодно, лишь бы не ртом). При дыхании ртом происходит большее испарение влаги, что нам совсем ни к чему. Темп ходьбы средний и ниже среднего. Идем 40 минут - 10 минут отдыхаем. Минуя хвойный лес, выходим к альпийским лугам. Что удивительно, на высоте 2500 полно домашнего скота и следов их жизнедеятельности. Приходится сжать волю в кулак - раз уж коровы сюда зашли, то чем мы - покорители гор, хуже? Виды открываются - ни словом сказать ни пером описать. Температура воздуха за 30 градусов. Пить хочется постоянно, благо на маршруте много горных ручьев. Из горных рек не пьют даже самые отчаянные, так как вода там серая от взвеси песка и камней. То и дело попадаются кошы (временные стоянки местного населения), в которых висят объявления о продаже айрана и услугах портеров (носильщиков). В тени немногочисленных деревьев мы устроились на обед. Самое вкусное в сублимированной (мать ее так) еде - это чай и шоколад. Потом нас ожидал взлет с набором высоты 400 метров. Идти не легко, экономишь силы как можешь, лишнего слова не скажешь. Во время переходов видишь только ботинки впереди идущего, времени смотреть по сторонам особо нет. Респект и уважуха нашим фотографам, как они все успевали - я не знаю (да еще и оборудование весит прилично). Почти на каждой остановке "Клуб заклеенных пяток" пополняли новые члены. К вечеру мы подошли к горе Ирик. Высота ночевки 2750 м. Где-то неподалеку остановилась американская группа телеканала Discovery, которая снимает фильм о восхождении.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Песчаные столбы. Камнепад справа, слева обрыв.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Эльбрус на горизонте.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Восточный склон.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Очень редко во время переходов удавалось увидеть что-то кроме ботинок товарища.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Река Ирик быстра и шумна.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Эльбрус прямо, но мы уходим вправо.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Сказочные места. Альпийские луга.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Привал в прямом смысле этого слова, лежат все.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Мы уже выше некоторых вершин и это радует.

8 августа 2017.
День предстоял быть тяжелым. Мы должны подняться на перевал Ирикчат, набор высоты 917 метров. Умывания и купание в горных ручьях (температура около 5 градусов) очень бодрят. Собираем лагерь и с легкой опаской посматриваем на перевал. В первые дни расстояния в горах казались не такими уж и большими, но освоив их под рюкзаками, начинаешь понимать, что это мнение ошибочно и кажущаяся близость - ох как обманчива. Выдвигаемся как всегда рано, в горах все передвижения желательно совершать до обеда, потом погода может поменяться. Движемся вверх вдоль крутых берегов горной реки Ирик. Пополняем запасы воды каждую имеющуюся возможность, на перевале воду можно добыть только путем растопки снега (она практически дистиллированная, вымывает из организма полезные вещества). На высоте 3100 спокойно пасется табун диких лошадей, как они туда попали представить сложно, дорога - черт ногу сломит. Встречаем спускающуюся вниз молодую пару альпинистов Сашу и Женю, они заходили с востока, но до вершины так и не дошли, помешал очень сильный ветер. Впереди виднеется ледник Ирикчат - огромный, серо-синий. Начинаешь осознавать свою ничтожность перед природой. Время к обеду, но мы решили преодолеть перевал и покушать на высоте. Солнце днем подтапливает ледник и идти по его склону довольно трудно, то и дело приходится обходить небольшие селевые потоки. Последний взлет и мы на перевале. Вид просто потрясающий: долина Ирикчат (откуда мы пришли) на юге, на севере - ледовое плато Джикаученкез, пик Калицкого (говорят, там вход в Шамбалу), Эльбрус и его Ачкерьякольский лавовый поток. Ветер на перевале бодрит. Оперативно ставим палатку и обкладываем юбку камнями. С восточной вершины спускается группа, которая удачно совершила восхождение, завидуем им. Немного отдохнув, приступаем к тренировке: хождение в кошках, самозадержание с помощью ледоруба и спортивный дюльфер. Вкусный ужин и долгожданный отдых. Итого - высота 3667. У некоторых начинается проявление горной болезни (головные боли, потеря аппетита, бессонница). Меня беспокоит только быстро убывающий запас Лоперамида.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Вдоль крутых берегов реки Ирик.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Растительности становится все меньше, на горизонте ледник.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Ледник собственной персоной.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Ошхамахо.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Долина Ирикчат.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Место силы - пик Калицкого. Вход в Шамбалу ищите сами.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Ромашки на высоте 3667 м.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Познаем вечность.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Всем спать.

9 августа 2017.
Подъем в 5, быстрый завтрак и спуск с перевала Ирикчат на ледовое плато Джикаученкез. Дюльфер на прусике, дальше в кошках с ледорубом по крутому ледовому склону. На небе ни облачка, а значит снег и лед вот-вот начнут таять и побегут ручьи. На плато то и дело встречаются трещины разного размера и глубины (от нескольких сантиметров до сотен метров), поэтому передвигаемся в связках. Инструкторы прокладывают маршрут и что-то говорят про поиски Шамбалы возле пика Калицкого, который является местом силы. Еще немного и мы выходим на морену. Если бы вышли позже, то идти пришлось бы по колено в воде. К обеду подходим к ледниковому озеру, где благополучно отдыхаем. Дальше начинаются сплошные мемы. Мем первый - "идти всего час". Время для инструкторов бежит как-то по своему, но это явно не астрономическое время. В одном часе у них может быть до 120 минут. Так и шли, надеждами. "Через час дойдем" - говорили инструктора, а ты смотришь, что прошло уже 90 минут и грустно поправляешь рюкзак. Второй мем - "вода будет через каждые 30 минут". Сидя на берегу какого-то маленького горного озерца слабой проточности, очень хотелось пить, а вода закончилась . Но рискнули пить стоячую воду не все (куда уж мне с тающими запасами лоперамида). На что инструктора авторитетно заявили, вода будет через каждые 30 минут. На протяжении всего спуска в Джилы Су, а это где-то часа 2 (астрономических), воды не было совсем, от слова вообще. Так вот, пообедав, мы отправились вниз по живописным горным тропам, посидели немного у маленького озерца, спустились к альпийским лугам, как вдруг налетел сплошной туман, точней - мы попали в тучу. Загремел гром и пошел ливень. Надев дождевики и чехлы на рюкзаки мы потопали вниз. Обещанная через каждые 30 минут вода лилась сплошной стеной с неба. Надо сказать, что спуск не легче подъема, а возможно и сложней. Гроза в горах - это что-то, когда на тебе висит куча железа, а где-то рядом гремит очередной раскат - хочется поскорей вниз. Путь оказался не простым. Зато в поселке Джилы Су нас ждало кафе с настоящей кавказкой кухней и напитками (никогда не думал, что пиво Терек такое вкусное). Промокнув насквозь в дороге, мы грелись горячей едой сидя в кафе. И все негативные моменты этого перехода улетучивались сами собой. Джилы Су - это местный нарзанный курорт. Здесь нет ничего кроме кафе, медпункта и какого-то особняка. Но людей здесь тьма. С палатками, на автомобилях всех мастей. И мы не стали исключением, разбили лагерь. Высота 2300 м.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Спуск с перевала на плато Джикаученкез.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Что-то меня удивило.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Идем в связке.
Ледник начинает течь.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Ледниковое озеро.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) После этого озерца воды не было до самого Джилы Су.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Погода начинает портиться.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Входим в облако.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Как сказал один из участников восхождения -"ср@ный гребень".

10 августа 2017.
День всеобщего отдыха.
Весь день гуляем по Джилы Су, любуемся водопадами, пейзажами, пробуем разный нарзан (особо вонючий, богатый сероводородои я пробовать не рискнул). Заодно сохнет снаряжение и одежда после перехода. Друзья из Казахстана подогнали лапши "рамён" (как же вкусно есть не сублимированную еду) и сала. Кстати, сало все ожидали от Юры из Украины, но он как порядочный хохол сало не отдал (никто не поверил, что он без сала). Если честно, то в воздухе чувствуется некоторое напряжение. Все понимают, что пришли сюда не за красотами, не за нарзанами, а пришли испытать себя и все эти переходы только подготовка. И хочется уже скорей начать самое главное восхождение. А в лагере кто чем занят, кто ушел в кафе обедать и пить пиво, кто пошел на экскурсию по местным достопримечательностям, а мы лежали в палатке и слушали The Beatles (спасибо Сане). Вечером подошла наша очередь готовить. Удивлять было особо не чем, набор продуктов у всех одинаковый. В дежурстве есть один большой плюс - меньше продуктов нести наверх. Но утром обнаружилось, что нам кто-то подкинул свой пакет с едой. Пришлось раскидать на троих и нести, вдруг на восхождении не хватит. День пролетел быстро. горелки с газом конечно хорошо, но очень не хватало костра. Послушав на ночь интересных историй про Пятигорск от нашего второго инструктора Влада (он экскурсовод по Пятигорску его группа https://vk.com/pyatigorsk_legends) мы разбрелись по палаткам спать. Завтра предстоял сложный подъем.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Наш лагерь. Все сушат вещи.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Прекрасный вид на обе вершины.
Водопад мутноватый, купаться рискнули не многие.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) А вообще, там очень душевно.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Стоит приехать туда не на восхождение, а просто полюбоваться видами.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Река Малка.
Водопад звучит потрясающе.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Вид на кемпинг.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) На этой высоте все зеленое.
А речка то мутновата.

11 августа 2017.
Отдохнули в долине нарзанов и хватит. Выдвигаемся к месту, где разобьем штурмовой лагерь - на северный склон. Выдвигаемся как обычно рано. Народу на тропах полно, причем публика разношерстная - от старцев до юнцов. Надо сказать, что кавказцы действительно добродушны и очень общительны. По дороге ни раз нас останавливали с расспросами о нашей экспедиции. Вообще, в горах все очень вежливы и учтивы. Здороваются абсолютно все, будь то иностранцы или русскоговорящие. В горах дорогу уступают идущему наверх, что логично. На поляне Эмануэля нам встречается отличный источник нарзана, почти такой же,как в первый день. Тут и привал и экскурс в историю от инструктора Влада. Дальше наш путь лежит вдоль горной речки, берега очень крутые, высота порой достигает 30 метров. Тропа узкая, идти с тяжелым рюкзаком не просто. Дальше, по ходу маршрута, мы поднимаемся на так называемый немецкий аэродром (что является просто красивой легендой). Здесь течет прекрасный ручей с вкусной водой, которую нужно просто пить и не смотреть на жуткую взвесь, которая плавает в бутылке. Какие-то русские энтузиасты все же сумели совершить посадку и взлет на легкомоторном самолете здесь, но сделать это было очень не просто из-за сложного характера рельефа, что скорей опровергает теорию о немецком аэродроме. Дальше нам предстояла серия крутых и продолжительных взлетов, которые пришлись на самый солнцепек. Наша первая группа растянулась и мы вначале отстали от инструкторов, а потом и вовсе потеряли их из виду. На лунной поляне (каменистая поляна с огромными валунами) мы подождали отстающих и стали решать, какой дорогой двигаться на северный приют, так как очевидного пути не было. Мимо нас проплыла одинокая девушка с рюкзаком, у которой мы спросили дорогу. Собравшись выдвигаться мы увидели инструктора другой группы, он связался по рации с нашим и оказалось, что мы не дошли пару сотен метров до места где наши лидеры уже варили чай и уплетали колбасу с шоколадом. Тем временем, с горы на нас надвигался грозовой фронт . Нужно было поднажать. А дальше серия крутых взлетов по скальному рельефу, осыпи и ухудшение погоды. Последние метры давались очень тяжело. Группа опять растянулась. Приходилось ждать отстающих и показывать путь. И вот мы у подножья, на северном склоне. Высота 3700. Ставим палатку. Начинается снег, переходящий в дождь. Ужинаем в дождевиках. Любуемся видом на Эльбрус и предвкушаем.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Такой непривычный асфальт.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Как открытка.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Один из взлетов.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) И снова взлет.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Внизу "немецкий аэродром".
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Кругом камни.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Следы ледника.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) После дождя.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Наш "дом.

12 августа 2017.
Умываемся чистейшей водой прямо с ледника. Пить ее можно, но не нужно, поэтому мы добавляем в воду шипучие витамины и минеральные вещества. Так и живем.
Сегодня день акклиматизации, а значит мы пойдем вверх, чтобы организм привык к высоте. Идем налегке, в рюкзаках только снаряжение и питье, что не может не радовать. Выход запланирован на 10 утра. По плану мы должны зайти на 5000 и там находиться час.
Надеваем кошки и выходим на ледник. Перешагиваем трещины, дышим носом. Наша группа пошла первой. Народу на горе тьма, такое ощущение, что здесь курорт. Кажется, что до вершины рукой подать, но мы никак не приближаемся. И вот, наконец, доходим до поворотного камня, на котором лежит колесо вертолета. Вид просто великолепный. Погода отличная, не смотря на наличие снега - очень тепло. Солнце слепит глаза даже через темные очки. Чтобы не сгореть используем крем от загара максимальной защиты, но он не сильно помогает - подгораешь. Очки должны быть с хорошей защитой от ультрафиолета иначе можно поймать снежную слепоту. Следующая точка - нижние скалы Ленца. На небе начинают появляться облака. У подножья горы, далеко внизу, пролетает гражданский вертолет. Он такой маленький и он внизу, мы гораздо выше.
И вот мы у нижних скал Ленца. Достаем термосы, пьем чай. На скалах мемориальные таблички с именами тех, кто не вернулся с горы. Хоть (с точки зрения альпинизма) Эльбрус не считается сложной горой, но ежегодно он забирает до 20 жизней. Кстати, в этот день на горе погибло двое человек (сорвались в трещину) и потерялась группа из пяти человек (все были найдены, все живы и здоровы).
К нам подходит еще одна группа восходителей, кого-то из них заставляют отжиматься. Кто-то просит у нас таблетку от головной боли (высота на всех действует по разному). Надо сказать, что ежедневно мы проходили так называемую мед комиссию - у нас измеряли давление, пульс и сатурацию (уровень насыщения кислорода кровью). Если давление было высоковато, то по кислороду я был в лидерах. Вообще, показатели у всех были в пределах допустимых норм. Любая физ нагрузка, будь то чистка зубов или питье чая, поднимала давление в разы, а быстрые движения вообще вызывали одышку. Поэтому, в горах не спешат и не суетятся.
Двигаемся дальше, вдоль скал Ленца. Высота 4300. Достаем ледорубы, так как есть куда срываться. Начинает затягивать небо. Но мы идем. Становится жарко, инструктор предложил желающим снять с себя что-нибудь. Снимаем. Начинается снег. Идем не спеша. Цель видна. Снег усиливается и начинается метель. Инструктор предлагает желающим надеть что-нибудь. Надеваем. Видимость уменьшается до 20 метров. Мы до ходим до верхних скал Ленца и быстро перекусываем, попутно утепляясь. Инструктор говорит, что нам как можно скорей нужно спускаться, погода испортилась совсем. Поднимается ветер. В итоге мы зашли на 4800. Вторая группа была застигнута стихией у нижних скал Ленца на 4300. Мы двинулись вниз, начиналась гроза. И тут я на себе ощутил появление огней святого Эльма. Мой шлем прямо трещал от коронного разряда. Судя по тому, что впереди идущие откинули ледорубы и потащили их за темляк, они тоже прочувствовали напряжение. Минуя трещины у подножья, мы возвращались в лагерь под дождем. Все разбрелись по палаткам и стали ждать ужин. Быстро поужинав все улеглись, одежда была мокрой и вся надежда возлагалась на грядущий день и на хорошую погоду.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Начинаем выход.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Снимаю на камеру уходящих на гору.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Дышим носом.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Колесо вертолета Ми 8.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Мы на уровне облаков.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Караван.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Кто-то спускается после удачного восхождения, а мы читаем памятные таблички.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Двигаем дальше.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Начинает мести.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Метель.

13 августа 2017.
Самый томительный день.
Сегодня день отдыха, а значит все занимаются своими делами, отдыхают и готовятся к восхождению. Первым делом сушим вещи после вчерашней непогоды. Со стороны это выглядит как взрыв на вещевом рынке (одежда и снаряжение лежит на палатке и на близлежащих камнях). Утром к нам подошел горный спасатель, база которых находится прямо рядом с нами, и поинтересовался, когда мы планируем восхождение. По его словам - погода завтра будет плохая. На что наш инструктор резонно заметил, что плохой она начнет становится с обеда (а как известно, гора ходится до полудня). Вообще прогноз не утешал, стали ходить разговоры, что если завтра взойти не удастся, то погоды не будет дня три, а у нас кончается еда и газ. То есть, есть один шанс и его надо использовать. Оптимизма это не добавляло. Вообще очень хотелось поскорей пережить этот день и начать то, зачем мы здесь собрались. Оказалось, что на восхождение допущены не все. На акклиматизационном выходе одному парню из второй группы стало плохо и он во время подъема потерял сознание. Так же, лидер казахов Дима решил отказаться от восхождения, старая травма колена давала о себе знать (вместе с ним решила остаться вся казахская команда, в знак солидарности). По объективным причинам принять решение отказаться от восхождения, когда ты уже в штурмовом лагере - большое мужество и ответственность. Если во время восхождения кто-то хочет вернуться в лагерь, то с ним уходит инструктор. Если со временем кто-то еще решает развернуться, то уходит второй инструктор. Когда инструкторы заканчиваются, вся группа прекращает восхождение и спускается.
После обеда начинаем сборы, из рюкзаков выбрасываем все лишнее, чтобы облегчить их вес по максимальному, берем только самое необходимое (для себя я сделал выводы, что на следующее восхождение я экипируюсь по-другому и возьму только самые легкие вещи). Ужин ранний в 17 часов. Подъем назначен на 23:30. Пытаемся поспать.

14 августа 2017.
Выход был назначен на 1:00 ночи, поэтому накануне все разбрелись по палаткам рано, чтобы хорошо отдохнуть и выспаться. Надо сказать, что спать я не мог совсем. Мысли были только об одном. Сознание сузилось и появилось "туннельное мышление" - вершина, надо зайти. Проворочавшись так часов 7, я вышел из палатки. Друзья из Казахстана заботливо готовили чай на всех. Небо было ясное, звездное. В 12:00 ночи все уже выползли из палаток и готовы были бежать к вершине, но инструктора спали и их чуткий сон никто не решился прервать раньше, чем оговаривалось. Наконец таки проснулся Леша и сказал, что встречаемся на выходе на ледник в кошках и полном снаряжении минут через 30. В темноте лагеря замелькали огоньки фонариков, и все это броуновское движение постепенно обретало очертания стрелы, готовой вот-вот взмыть вверх. Я знал, что путь будет долгий, восхождение занимает много времени. Чем занять себя, чтобы скоротать эти часы в непрерывном марше? Вначале я считал шаги, потом я дробил движения на такты, пел песни. И вот достигнув одну из ключевых точек начались первые неприятные сюрпризы. Нашему товарищу стало плохо. Он сказал инструктору - я ничего не вижу, на что Леша пошутил - так ночь на дворе, что тут видно? Но шутки шутками, а одному инструктору придется нас покинуть. В срочном порядке стали интересоваться состоянием остальных участников восхождения. Остается один инструктор и если кому-нибудь еще станет плохо, то всей группе придется закончить восхождение и вернуться в штурмовой лагерь. Задав себе вопрос: - "как самочувствие, старина?", я понял что проблемы все те же, но это все терпимо. А значит - идем дальше. На нижних скалах Ленца к нам присоединился одиночка восходитель, его поставили замыкающим. Мы двинули вверх. Не смотря на то, что все были проинструктированы о возможности падения снаряжения вниз, с дальнейшим его пролетом по склону, периодически мимо меня вниз устремлялись бутылки с питьевой водой. А в один прекрасный момент инструктор рванул в сторону и сделав "бросок тигра" перехватил чей-то рюкзак, с которым мысленно уже попрощался его хозяин. Тем временем погода портилась. Появился туман. В горах и так расстояния обманчивы, а тут из-за тумана совсем не видно вершины и непонятно, приближаемся мы к цели или нет. На высоте 5000 мы догнали еще одну нашу группу, которая совершала восхождение по укороченной программе, с меньшим количеством дней на акклиматизацию. А тем временем был рассвет, но все по прежнему было в молоке. Идти становилось все трудней, наклон возрастал, снег под ногами стал совсем рыхлый и перестал держать. Периодически ноги то и дело проскальзывали вниз. И вот мы на высоте 5600. Ждем всех наших, чтобы единой группой зайти на вершину. В какой-то момент облака редеют и удается увидеть штурмовой лагерь. Наши группы сильно растянулись и мы почти час просидели на скальных выходах в ожидании. До вершины оставалось всего ничего. Как только подтянулись отстающие, погода конечно испортилась. Все затянуло, видимость упала до 10 метров. И вот склон выполаживается, мы идем практически по горизонтальной поверхности. Голова и хвост колонны тает в молоке, а я вижу только перед собой идущих. И вот она, вершина. Вот она цель, к которой так долго шел. Передать всю палитру своих чувств вряд ли у меня получится. Но я был счастлив. К сожалению, насладиться видами с вершины у нас не получилось, мы находились в облаках. Фото сессия на вершине длилась не меньше часа, народу собралось прилично. Кто с чем фотографировался, кто с флагами своих городов, кто с футбольными. Царила общая эйфория. Но самое сложное было впереди - спуск. не все рассчитали силы и кого-то пришлось на импровизированных носилках спускать с горы. Не буду утомлять читателя описанием этого долгого процесса, в штурмовом лагере я был около 15 часов, это при том, что я пришел в первой десятке. А потом был сон, долгий, глубокий. И проснулся я только на следующий день. Хочу отдельно поблагодарить наших инструкторов, которые не прогадали с окном погоды, потому как у тех, кто планировал взойти в последующие дни шансов не было, погода окончательно испортилась.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Ожидаем остальных участников группы.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Народ бредет.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Народ подтягивается.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Флаги.
Касаясь вершины.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Наша группа.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Теперь вниз.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Эйфория.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Ванильный Эльбрус.

15 августа 2017.
Пришло время прощаться с этой прекрасной горой, которая навсегда останется в моем сердце, как первая, а может и самая главная вершина в моей горной жизни. По прошествии почти года, эта гора стала для меня сакральной. Я обязательно на нее вернусь. А тем временем, небо затянуто, морось, погоды нет. А мы собираем палатки и по мокрым камням двигаемся вниз, в Джилы Су. По пути заглядываем в очень интересное место, под названием "Каменные грибы". (Геологические останцы в форме гриба. Механизм образования грибов может быть различным: эрозия, выветривание, действие ледников, растворение окружающей породы). Смотрится это все забавно, можно заняться, как модно говорить в этом сезоне - болдЭрингом. По пути вниз проходим через ледниковый цирк, который очень напоминает скалы Мордора. То и дело нам встречаются группы восходителей, которые движутся к месту своих штурмовых лагерей. И им немного завидуешь, потому что у них все еще впереди. На поляне Эммануэля пробуем тот самый нарзан из серебряного источника. Очередь из туристов неимоверная, кто пьет, кто купается, все заняты делом. По мне, так самый вкусный нарзан возле поселка Эльбрус, в начале ущелья Ирикчат. И вот мы в Джилы Су. нас ожидает комфортабельная "Гюзель" и по горным серпантинам дорог, под веселые рассказы водителя об авариях и упавших машинах, мы возвращаемся в Пятигорск. А там нормальная еда, наконец-таки душ, и вечером пиво с ребятами в гостинице. Хочу поблагодарить наших организаторов за процесс, инструкторов за восхождение, участников за атмосферу. Мне очень понравилось. Хотел бы я повторить? Конечно. Я обязательно вернусь на Эльбрус. Какой это будет маршрут и в какой компании - пока не знаю. И хочу заметить, по возвращении домой мне целый месяц изо дня в день снились горы. И это были прекрасные сны.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Разбираем лагерь.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Каменные грибы.
БолдЭринг.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Скалы Мордора.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Все счастливые и грустные.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Дождь.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Скользкая тропа.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Воды в реке прибавилось.
Эльбрус с севера 2017. Воспоминания. (Альпинизм, альпинизм, горный туризм, восхождение) Джилы Су.