Попытка восхождения на Эльбрус. Май 2018. Два новичка.

Пишет Илья Иванов, 04.06.2018 15:24

Хотел бы поделиться свои неудачным опытом восхождения на Эльбрус, пока все еще свежо в памяти.

Попытка восхождения зародилась совершенно случайно, приятель в студенчестве уже был на Эльбрусе и обмолвился про повторное восхождение. Каждый раз встречаясь в спорт зале мы обговаривали детали, вроде как в шутку, так к январю 2018 у нас уже был четкий план восхождения и уже забронированы некоторые отели! :)
Изначально бюджетное путешествие вылилось все же в солидные денежные траты, но обо всем порядку!

Подготовка:

Физическая форма: Вся только в зале.
Одним из побочных эффектов от запланированного восхождения стала мотивация для тренировок.
Мы и раньше ходили в зал, но с декабря 2017 начали делать упор на кардио. К обычным силовым тренировкам 2-3 раза в неделю добавились 2 групповые Велоаэробика (спиннинг) + в качестве разминки или заминки до полу часа хождения на дорожке с максимальным уклоном + изменения скорости без изменения угла наклона.
Перед выездом сдал для себя минимальные нормы для восхождения, коих много можно найти в интернете, для себя выбрал две:
1) Бег 10 км за 1 час , при том последний км пробежать быстрее предыдущих.
Мой результат 8 км на 9,5ке, 9й км на 10ке, последний на 11. Бежать скучновато было. По времени примерно 53 минуты.
2) Приседания подряд не менее 50 шт на 2-х ногах.
Думал, что будет легче, но после 60ти изрядно подустал, и решил ограничиться лишь этим количеством. Наверное, при большей мотивации мог бы сделать и больше.
3) На последнем занятии проехал 25 км на спиннинге (обычно 20-23 в зависимости от тренировки) за 40 минутное занятие.
Силовые упражнения, как мне кажется, особенной роли не играли в восхождении, так что смысла их перечислять нет, стандартный комплекс руки, ноги, грудак и спина+ чуть чуть плечи и пресс.
Вывод по подготовке: данной подготовки было вполне достаточно. Физически и выглядел и чувствовал себя лучше многих.

Химия/таблетки:
Перечитав кучу всякой литературы в интернете про витаминные комплексы перед восхождением месяца за полтора начал пить шипучий витамин С(1000мг)+ ферум лек.
С собой взял кучу таблеток (собственно собирал аптечку по этой статье http://survivalpandas.blogspot.com/2017/06/first-aid-kit-elbrus.html) !!
!ВАЖНО:!Пластыри лучше брать не бактерецидные, а обычные, типа скотча без всяких зеленых сеточек. Говорят что именно такие лучше всего помогают при мозолях.
Вывод химия/таблетки: Не могу точно сказать, но хуже от приема железа и витамина С мне точно не стало. Из всего набора лекарств, что я взял, я ничем не воспользовался….может снупом 1 раз. Зато поделился со многими! Ушел в итоге и антибиотик, и таблетки от кашля, и парацетамол(частично) и противоаллергийные(частично)!
Путь СПб-Терскол:
Ехать решили на машине в 2 водителя. Билеты на самолет стоили уже 17 тыс туда и обратно на человека+трансфер от мин.вод до Терскола 3-4 тыс или автобусами с пересадками....
Мы ехали 3 дня, ночью останавливались по пути в дешевых отелях (800 руб койка место).
Вся поездка обошлась нам:Бенз(12 тыс в обе стороны/2=6тыс человек)+остановки в отелях(800*4(две ночи в одну сторону и две обратно)=3200)+еда на 3+3дня(6000(примерно 1000 рублей в день) на одного)+транспондер (2000/2=1000руб) примерно в 16 тыс рублей.
С одной стороны мы не сильно выиграли в деньгах(17 самолет+4 тыс трансфер =21 тыс -16тыс=5 тыс экономии на человека) и нормально проиграли во времени, но поскольку это было первое такое наше путешествие, вещей мы набрали кучу. Октавия была загружена под завязку + вещи в салоне))) Если бы пришлось доплачивать за них в самолете, я думаю мы бы разорились! А потом еще таскаться с ними от отеля до отеля....в общем был бы ад!
Выехали 27 апреля днем. На месте были 29 апреля где то в 13 часов дня. Не сказал бы что дорога была утомительная...

Акклиматизация попытка восхождения:
План по аклиматизации был собственный. Прочитал кучу литературы, поговорил с разными людьми и единого мнения не сложилось. Составил свой план, который мне казался наиболее адекватным. Основные правила ходи высоко, спи низко + правило 1000/500метров(которые относились только к новым ночевкам).

Первый день - 29 апреля.
Отель был уже забронирован. Быстро заселились, переоделись, доехали до Азау, купили билет на подъемник и поехали на 3000м(Станция старый кругозор). Прибыли где то в 13 30. Погуляли там , поели и на последнем подъемнике в 1630 спустились вниз, погуляли по Терсколу, поужинали и легли спать.

Второй день - 30 апреля.
Доехали до Азау на машине, и пешком с самого низа до станции Мир (3450м).
Тут вышел небольшой казус. Скорость моя и напарника была разная, поэтому я ушел вперед. Дойдя чуть выше станции Старый кругозор(3000м) , крикнул напарнику, что пойду перекушу в кафе(мол подходи). Спустился на станцию Старый кругозор(3000м), зашел в кафе. Напарника все нет, прошло 30 минут. Я занервничал. Позвонил ему. Оказывается, он подумал, что я его жду в кафе на станции Мир. И сразу пошел туда!  В общем в итоге я уже поел, догнал напарника, мы дошли до станции Мир(3450м).
У меня настроение было приподнятое, видимо начало горняшки. Не тошнило, ничего не болело. Хотелось пешком идти до бочек. Сил было много.
Напарник чувствовал себя хуже. Болела голова и тошнило.
Было принято решение сначала перекусить! Еще раз поели  Самочувствие не улучшилось, поэтому мы чуть чуть погуляли и начали спуск (на подъемниках). Сон в Терсколе.

Третий день - 1 мая.
На подъемниках до станции гора баши 3850.
Прогулка до приюта 11(4100м)
Четвертый день – 2 мая.
С утра переезжаем в гостиницу на 3000м "Чипер Азау". Она там единственная.
Последняя высота, где можно расположиться со всеми удобствами!
Далее на подъемнике едем на гора баши (3850м) оттуда идем до скал Пастухова(4700м)+ еще чуть чуть вверх!
Все это время ходил без Кошек в городской зимней обуви! Скалы Пастухова в этом году все штурмовали в лоб, уклон там большой, больше 30гр., как мне показалось. Я был, наверное, единственным, кто туда зашел без кошек.
Спускаемся и ночуем в "Чипер Азау

Пятый день – 3 мая.
С утра на подъемнике едем на гора баши (3850м) оттуда на ратраке до 4400(где то в 10:00 утра на месте) и идем до упора! В кошках в горных ботах и т.д. Напарник решил выше 4900-5000 не ходить.
В 13:30 я нахожусь уже ближе к концу косой ….ребята проходящие мимо, говорят высота 5150 , о вот чуть чуть пройди и будет седло. Вот тут была дилемма. Самочувствие было приемлемое. Ничего не болело, но усталость уже накатывала. Очень хотелось идти дальше. Попытался найти себе напарника из тех, кто проходил мимо( я пил чай)…у всех только акклиматизационные выходы…если бы пошел дальше, на вершине был бы часов в 16-17, слишком поздно подумал я и решил спускаться.
Спуск давался тяжело(намного сложнее подъема). Подташнивало. Еле еле успел спуститься к канатке к 16:00.
На спуске убил большие пальцы ног, не знаю как так вышло, но в итоге ногти почернели, а сами пальцы изрядно побаливали.
Спустились на 3000 там и ночевали.

Шестой день – 4 мая.
С утра переезжаем на бочки на 3800м.
После переезда на бочки идем чуть выше до 4100-4400, фоткаемся, гуляем
Для меня ночь на бочках проходит тихо! Я сплю как младенчик, только жестковато, как мне показалось, я привык спать на более мягких матрасах, а не на досках в спальнике !! 
У напарника проходит хуже, плохо спит, трудно дышать.

Седьмой день – 5 мая.
Спускаемся вниз в Терскол. День отдыха.
Напарник чувствует себя плохо. Идем к врачу. Делают снимок, говорят отек легких. Прописывают таблетки, ставят уколы. В дальнейшим данный диагноз не подтвердился. Но рисковать мы не стали.

Восьмой день день – 6 мая.
С утра переезжаю один на бочки на 3800м.
Гуляю до приюта 11…Бочки забиты народом под завязку, на кануне соревнования Red Fox Elbrus Race это не удивительно. По плану с ними должны были зайти и мы.
Ночь проходит хуже первой. Тогда я спал один и было относительно комфортно, сейчас нас на этом же месте спит 5 человек. Тесновато. В плане самочувствия проблем не было.
Утро 3:30 утра. Встаю, пытаюсь запихнуть в себя еду(вареная курица заранее взял снизу)…не идет…съедаю 2 куска из 3-х, одеваюсь.
Выхожу…ииии…тадам….ветер задувает, кругом все белое!)))
Думаю, ладно пойду, если соревнования пойдут до конца, то я с ними взойду судей на трассе много, ничего не случится. Иду. Где то в 7 утра подхожу к скалам Пастухова…погодка не улучшается…руки мерзнут(не взял верховонки, о чем сильно пожалел!!! Думал флис+обычные зимние перчатки на «-15» + химические самогреи спасут….но я ошибался….пальцы мерзли!!!
В общем на одном из судейских постов сказали, что соревнования переносятся …забег будет до седла….вот тут меня окончательно подкосило ….или сломало…или я не знаю что, но идти дальше я не мог…..смысла вообще не видел….в общем сдался я на этом , повернулся и неспешно поплелся к вагончику.
Дойдя до вагончика посмотрел прогноз погоды на 2 след. дня….было так же или хуже…
Выжидать окна смысла не было. Собрал манатки, спустился вниз. Внизу светит солнышко…
В этот же день собрали вещи и уехали в Питер.

Снаряжение:
Все обычно:
Боты брал в прокат.
Кошки, ледоруб, самострах, карабины – одолжил у друга.
Рюкзак для восхождения был обычный из спортмастера. Самый дешевый на 20-30 литров.
Рюкзак 80л – купил на алике за 3 тыс рублей. Кстати отличный рюкзак, в него все поместилось при переезде на 3000 м и на 3800м !
Термуху я купил себе по скидки ! Редфоксовскую! 30% шерсти остальное синтетика. Она мне очень понравилась!!! Сильно выручала!!!
Флисовая кофта из спортика, Термитовская, не дорогая .
Куртка 3в 1 Норд Файсе мембранная Горетекс.
Штары самосбросы купил Горе Текс на распродаже с рук, не использовал(даже в холод на восхождении мне хватило термо штанов и обычных непродаваемых(типо дождевичка такие)), хотя может после 5100 они бы и пригодились….уже не узнаю!)
Шапка зимняя, меховая обычная.
Балаклава флисовая
Очки солнечные с защитным фактором 4 – купил в декатлоне.
Маска горнолыжная - заказал на алике.
Фонарики с алиэкспресса (брал 2, один с аккумуляторами и один на батарейках)
Спальный мешок уже был «комфорт 0» - его мне хватило за глаза.
Носки высокие – 2 пары.
Аптечка – уже выше ссылку давал.

Режим:
Чуть чуть еще хочу сказать о режиме.
Мы сразу договорились, что режим будет постоянным. Ложились в 22-23 часа, вставали в 8-9 утра.
Стабильно Все дни, кроме дня восхождения.
Это , как мне кажется, не маловажный фактор, который помогал восстанавливать силы и держать адекватный темп на акклиматизационных восхождениях.

Послесловие:
Забавно, но с учетом 6ти дней в машине и 8ми в горах я поправился на 1 кг!)))
Самочувствие всегда было хорошим, за исключением спуска с 5150 (подташнивало).
Аппетит был не то что бы хорошим, а был жор(я сладкого себе не позволяю много есть в городе, а тут начитавшись отзывов, что все после гор худеют и сильно(минус 5 кг и т.д.) даже при хорошем аппетите решил дать себе волю….
Мой завтрак, как правило, состоял из миски каши на молоке и масле с сахаром, яишницы из 3-х яиц, чай, сыр, кусок булки.
Обед всегда состоял из первое, второе, третье и компот(кушали в местных столовых , поэтому каждый раз разное было)+вкусняшка.
Ужин из шашлыка или жаркого с салатом + чай +вкусняшки!)
Так же всегда в номере были сладости, которые все съедались с чаем.
В общем, питание было 5-6ти разовым! Но не сбалансированным точно, уклон в сторону углеводов явно прослеживался 
В следующем году собираемся вернуться и попробовать еще раз! Посмотрим, что из этого выйдет!