Марш бросок 45 км

Пишет Гарейшин Альберт, 31.03.2018 08:56

94 год.Весной собрались ехать компанией на Алтай,пройти вдоль Кучерлы, потом через перевал Каратюрек на Аккем.На Белуху посмотреть да и пробежаться, кровь по жилам разогнать застоявшуюся.. Как всегда, вначале было шестеро желающих, в мае осталось четверо, на тропу в начале июля мы с Саней вышли вдвоём.На выходе из пос. Тюнгур нарвались на полупьяного местного аборигена. В его жарких и сбивчивых речах, порывистых и нервных движениях рук чувствовалась личная неприязнь к нам и к горным туристам вообще.После недолгой прелюдии он выдал: "Дайте че-нить выпить" Я быстро сообразил и ответил, что всё спиртное у старшего группы, которая ушла вперед. Говоря это, я незаметно надвинул клапан рюкзака на боковой карман, который выпукло оттопыпыривался пластиковой литровой бутылкой спирта "Ройал"(помните?).А Саша

как-то резко отодвинулся , у него в рюкзаке литр медицинского.
Парень весь сразу поник и стух, стал тихо опускаться на пригорок. Он не успел коснуться земли , а мы уже семенили мелкой рысью ( насколько это возможно под тяжелыми рюкзаками) в сторону речки Кучерла подальше от него и его возможных корешей-собутыльников,которые могли появиться в любой момент.Кстати , повальное пьянство в глухих алтайских деревнях, по моим наблюдениям, продолжается и в наше время.
За первые два дня пути встретили ОДНУ группу туристов: мужчина и два его сына подростка. А сейчас на этом маршруте язык устаёт здороваться.Причина ,конечно , ясна. Середина 90-х, страна в стадии выживания, не до путешествий.Нам с Сашкой чуть за тридцать, работаем на Севере Тюмени , отпуск дают регулярно и отпускные тоже. На эти деньги особо не пошикуешь, но прогулку по горам недели на две можно себе позволить. Накануне Саня привез из Москвы два новых рюкзака по 120 литров, срочно надо было их испытать в деле.
Добрались до Кучерлинского озера, и на абсолютно пустынном берегу разбиваем палатку, готовим костерок. Подплывает на резиновой лодке пожилой мужичок и угощает
нас свежевыловленным серебристым хариусом. Тут же советует : готовить не надо, порезал, посолил и в рот. Так и делаем . Супер! "Язык проглотил, речь лишился".
Мы этого рыбака заприметили ещё с горной тропы. При взгляде с высоты вся бесподобно красивейшая панорама бирюзового озера и его одинокая лодчонка смотрелись очень живописно.Мы причислили его к обслуге турбазы, которая виднелась
в зарослях на противоположном берегу и состояла из нескольких построек калибро-ваного бруса в стиле "а ля рюсский изба",и не ошиблись. Как оказалось ,турбаза для богатых.
Рыбак рассказал: вчера улетел миллионер из Москвы, через два дня ждут какого-то арабского шейха (ей богу не вру), у них перерыв, так что вэлкам к ним. Взяли литр "ройала" и поплыли в королевские апартаменты. Нас встретил директор базы молодой бородатый Володя ,похожий на крепкого сибирского охотника, недалеко от входа теребила косынку в руках симпатичная алтайка Оля, которая была третьим членом этого небольшого коллектива. Два дня мы провели в этой веселой компании, орали песни по очереди на их старенькой гитаре, гоняли шары на бильярде второго этажа центрального особняка , с резного балкона которого открывался шикарный вид на озеро и остроконечные заснеженные вершины. Ночью пьяные ныряли с разбега в ледяную воду, трезвея мгновенно , но ...ненадолго.
Когда поднялись на перевал после долгих прощаний, под нами, в расщелине между сопками, пророкотал небольшой вертолетик. "Клиент оплатил и заселяется в номера"-
прохрипел Саня , отдышавшись. Перевал Каратюрек переползли в палящем зное . А на
спуске к Аккему, где перепад высот составляет 1км и занимает 3-4 часа, я чуть не кричал
от того,что пальцы на ногах впивались в кожу разношенных ботинок, и приходилось
бежать змейкой ,чтобы менять положение ступней относительно склона, будь он
трижды неладен. На берегу теплился грустный костерок одинокого бродяги из Новосиба
который на наше предложение посидеть втроем ответил отказом, и тут-же получил
кличку "псих-одиночка".
.День проваляли дурака в окрестностях Аккема, поглазели сквозь лёгкую дымку тумана
на заснеженную Белуху и ,когда пробудились следующим утром, вдруг резко и спон-
танно родилась мысль: а не добежать ли нам ,молодым и спортивным, до Тюнгура за
один световой день? Так сказать совершить однодневный 45-ми километровый марш-
бросок. А это переправы, перевалы, крупный и мелкий сыпучий курумник, горные лесные тропы, и прочие "буераки-реки-раки". После двухминутных прений скинули
лишние крупу и сухари, подвесили их в пакете на стоянке для будущих поколений "первопроходцев",и опять мелкой рысью ,но уже облегченные ,рванули
по тропе..К обеду вошли в тонус,появился азарт. Помню, когда семенишь под моросящим дождем по мокрому курумнику , на котором каждый пятый камень живой и шевелится, а в ногах пояляется на доли секунды предательская дрожь, то абсолютно не думаешь,что подскользнёшься или оступишься и кранты путешествию и отпуску. Помощи ждать придется о-очень долго.
На одном из долгих подьемов-тягунов перевала Кузуяк, Саня, который всегда шел в шортах, словил клеща на сгибе колена,а ведь это большая редкость в горах Алтая. Но времени разбираться с этим пассажиром не было, половинка его туловища была вырвана тут-же ногтями, вторая осталась под кожей. Впоследствии даже и не
вспомнили про это вредное насекомое, рассосалось как-то.
На входе в поселок скорость наша была где-то 1 км/час, а время приближалось к
полуночи.Налившиеся свинцом ноги уже было не оторвать от земли, и следов мы уже не оставляли, только борозды в толстом слое пыльного грунта деревенской улицы. Боялись ,что сил дойти до турбазы не хватит, стали стучаться в калитки домов алтайцев-аборигенов. Никто даже на крыльцо не вышел, не спросил, чего мы тут по ночам шляемся. Только лай пробудившихся собак сопровождал нас по улице.
По разным оценкам расстояние от оз.Аккем до Тюнгура 45-47км, в некоторых источ-
никах доходит до 55км, но это вряд ли.
Сашку убили бандиты в самом начале нулевых, с собой у него была крупная сумма
денег. Нашли только машину , всю в крови . Тело не нашли.И поэтому, вспоминая этот период нашей жизни , язык у меня не поворачивается сказать -" эти святые девяностые".