Забег по крыше мира

Пишет Ivan Davydov World Run, 12.02.2018 13:17

Забег по крыше мира (Скайраннинг)

Отчет о забеге по крыше Мира
(31 октября – 14 ноября 2017)

Успешными бывают только невыполнимые задачи.
Жак-Ив Кусто

Глава 1. Становление.
Все, как и в моем случае имеет начало. Считается, что вещи между небом и землей не создаются по отдельности, а возникают одновременно. Как же я пришел к такой концепции многодневного бега? Что же во мне побудило тягу к такому захватывающей и одновременно прекрасной идее? Поэтому немного слов о далеко прошедшем.
Все повествование идет как в сказке, сначала были годы тренировок, счастливые годы, но в один миг мне посчастливилось побывать на Алтае. Путешествия с каждым годом увлекали меня и бега становилось все меньше. Так как мне нравились обе эти вещи, я частенько уезжал на Алтай и бегал там по горным тропам, видимо так открывался во мне путь трейла. К ультра дистанциям я всегда проявлял слабость, те же командные забеги, такие как Омск-Сочи, в 2014 на олимпиаду давали мне заряд на многие годы. В 2016 году созрела идея о забеге вокруг озера Иссык Куль в Киргизии, результаты многие помнят из вас, уроки получены бесценны. Частенько во время моих поездок, мне задавали вопрос, как мои увлечения принесут пользу обществу, из этого была воплощена идея к каждому подобному делу прикреплять помощь чему либо или кому либо. На Исыкк Куле мы помогли детскому дому Меерим Булагы, в этом году был Health&Help |Клиника на Краю Земли. Выливается формула Спорт - Путешествие – Благотворительность, но есть 4 пункт – становление духа. В 2017 отбегал 2 ультра трейлаUUM и AUT, обновил снаряжения, подкопил и уехал в довольно опасную, как я теперь понял авантюру. Я собирался пробежать за 12-14 дней по Памирскому тракту 691 км, частенько многие дни дорога шла на высотах более 4000 метров над уровнем моря, но это было еще не самое страшное.

Глава 2. Путь аскезы.

29 октября я на месте старта, Село Сары-Таш уже показало свой характер. Особенно засыпая в комнате, я слышу, как страшно завывает ветер, а утром выходя на порог, вижу застывшие лужицы. Ясно, вдалеке виднеются белые гиганты. По плану мне нужна была акклиматизация в районе 5-7 дней, но времени у меня впритык. Мне, как и многим, нужно будет к Дню А на работу, вот почему многие из нас не могут позволить, то, что я осуществляю, у всех свои временные рамки, у всех свой срединный путь.
Выполнив последние приготовления, решил сделать тест на оптимальное физическое состояние - пришлось сыграть в футбол с местными парнями. Результат меня радовал. Принял решение в 5 утра 31 октября дам старт забегу. За ужином у семьи, в которой я жил, замечал во взглядах тревогу, позже я неоднократно встречал этот взгляд у остальных жителей Памира, пока не спустился в Ваханский коридор. Многие также спрашивали, как же ты там будешь один, я отвечаю, что все равно рядом жизнь, рядом Бог, случайные встречные, нигде вы не останетесь одни, такого я даже в пустыне Гоби не испытывал.

И снова ветер, молюсь и ложусь спать. Сплю хорошо. Встаю до будильника. Потихонечку собираюсь, стараясь не будить семью, хотя по договоренности хозяина я разбудить должен для крепкого рукопожатия на дорожку. Выйдя на улицу, погрузился в полную тишь и темноту, ах какое же красивое звездное небо на Памире. Село решаю пройти пешком, втянуться и заодно избежать встречи с собаками, которых здесь в достатке. Чувствую полный покой и радость на душе, чувствую свободу. Пару раз проносятся камазы, наверняка за углем. В целях безопасности, помимо светоотражателей, на рюкзаке у меня весел проблесковый маячок, на голове фонарь. Пару километров и вот она развязка, одна идет по Алайской долине, другая моя.
Забег по крыше мира (Скайраннинг)

Уже бегу, по плану бежать до подъема на перевал Кызыл-Арт (4280м). Один раз, прищурившись в темноту, сбежал с дороги и чуть не подвернул ногу, решаю бежать по центру, более не отвлекаясь, на дороге присутствует очень много ям и камешком. Машин скажу сразу ближайшие 6 часов мне уже не встречались. Наушники я не брал в целях безопасности, я должен все видеть и слышать вокруг, должен контролировать ситуацию и ощущать природу. На часах трек не пишу, экономлю батарею, как оказалось в будущем не зря. Они мне служат как основная функция – время, текущая высота, текущий темп. Этих данных мне хватало для расчета прибытия в точку Б. Смартфон же служил мне для отслеживания местоположения и фото-видео.
Рассвет, горы настолько высоки, что закрывают его, а мне его жуть как хочется увидеть. В районе 8 часов я решил сделать привал, перекусить и отдохнуть. Столкнулся уже с некоторыми препятствиями. Первое это удивительно, ранее не испытанный холод и свежесть, прекрасный чистый воздух, но он пришел со спутником ветром, проникающий во все части моего тела. Решения принимал долго или одеться в дополнительные слои, или же терпеть, рассвет же рядом. В итоге надел ветровку и шерстяные носки на руки, перчаток явно не хватало. Второе – это что вода и напитки в моих бутылках составляли наполовину замершую полынью, да и бутылку открыл с трудом. Гели в карманах также замерзли. Съел батончик POWERUP. Холодно, понимаю, что 15 минут я не вытерплю, укрытия даже в виде камня не имеется. Мне нужно двигаться далее, ждать солнца. Бегу еще минут 15 и впрыгиваю в сужающийся горный коридор, солнце теперь как бы и выглянуло, но слева от меня стена гор, я в тени, холод не хочет меня отпускать. Сделав фото, мне приходится долго махать руками на бегу, замерзают мгновенно. Я уже ранее писал в постах, что мне знаком холод, 8 лет занятий Холодовым плаванием как никак.

По слухам я обязательно перед перевалом должен встретить величественных архаров. Всматриваюсь и в пики гор. К дороге привык, лучше, я уже понял, она не станет. Увлекся и, не заметив для себя, утыкаюсь в Киргизское кпп, встречаю на проверке машину с бородачами, едущими с Хорога, узнаю ситуацию и качество покрытия, взамен угощаюсь 3 яблокам и лепешкой. Без лишних вопросов прохожу паспортный контроль, машу всем на прощание и бегу вперед, как мне кажется по равнине, но уклон идет верх. По пути встречаю еще одну машину – иностранцы с гидом.
Забег по крыше мира (Скайраннинг)

Все отлично я бегу, пытаюсь предугадать, куда уведет дорога. Пока я не встретил его – подъем на перевал. Скажу откровенно, так быстро меня еще не рубило по всем направлениям. Перехожу на шаг, Дорога заметно уходит вверх. Очень часто сажусь отдышаться, но все равно не май месяц и я иду вверх. Ноябрь – это же еще осень говорил я всем, «нет сынок у нас уже зима» - твердили мне все. Одежду в основном я никогда не снимал, время от времени расстегивал слоя до половины, шапку подгибал, а перчатки снимал. Но погода менялась каждые 15 минут. Буквально через 2 суток я уже ко всему привык и смирился.

В моем уме настолько стало мутнеть, что я позабыл, где есть возможность переночевать, знал только что есть домики дорожных рабочих, которые присутствуют у каждого перевала и кпп. Ну, вот и накрыло, подумал я, но не думал, что настолько стремительно все это произойдет. В поясе рюкзака у меня хранились аскорбинка с глюкозой и кофеин, они стали моими спутниками на подъеме. И вот чудо заветные домики, мысли заночевать здесь и к черту весь график. Но нет же, кроме пса и щенка дома никого не было, сел у стены и решил перекусить посерьезней, потому что стала виднеться табличка Кызыл-Арт, да и вот он, сам серпантином идет верх. Ох, не конец, это еще далеко не конец моих страданий, знал я. Но кто, как ни страдания открывают в тебе дверь к истине. Разделив трапезу, с братьями нашими меньшими я устремил свой взор верх, почуял даже злость какую то, которая меня довольно таки быстро затащила наверх перевала. На перевале встретил еще 2 машины с местными, просил остановиться, показывал, что кончилась вода. С водой был отдельный момент, она мне попадалась либо не пригодная для пития или соленая, а также в замершем виде. Весной и летом да, представали передо мной зеленые луга, цветы и ручьи, стоянки чабанов, но сейчас этого ничего не было, была лишь горная пустыня.
А вот и солнце пошло на закат, надо торопиться, но дорога идет снова вверх, да чтоб его, где кпп. Неожиданно нагрянул как гром средь ясного неба рвотный рефлекс, выворачивало, но до тошноты не доходило. Достал барбариску и окинул весь путь назад, слишком долго потратил на этот участок времени, твердил я себе, раскусывая конфету пополам. Да вот же пару сотен метров и возвышается табличка Таджикистан, но сил нет сделать даже пару десятков метров, чтобы сфотографироваться на этом месте. Полная непредсказуемость ждала меня, я не знал, где заночую, в каких условиях и есть ли там элементарно вода.
Забег по крыше мира (Скайраннинг)

Вот именно за этой стелой виднеется Кпп, подхожу, некто не встречает, захожу в вагончик, знакомлюсь, рассказываю свою сущность и прошу чаю и въездной штамп. Внимание - разрешение в ГБАО проверяют по нескольку раз, делать обязательно. Задали вопрос о ночлеге, говорю, что у чабанов за перевалом, нет там некого, говорят они, смотря на меня удивленно, далее долина Меркансу, так называемая долина смерти. Прошу переночевать здесь, прям на полу, отказывают, к сожалению, извини брат, режимный объект, кгб, но советуют обратиться далее в агентство или к таможенникам. Иду далее по «режимному объекту», сам стреляю глазами куда бы залезть переночевать, по ошибке захожу в каптерку, тужурка куча угля, крыша, стены, тепло – отличное место, ночевка выйдет как фильме «Остров» Лунгина. А сам объект – множество вагончиков, построек и посреди всего этого капитальный двух этажный кпп, но что-то там осело не так здание, документы не в порядке, вообще не сдали, как выяснилось позже. Захожу к Таможенникам, играют в карты, на удивление вначале получил отказ. Ну а как же хваленое гостеприимство Памирского народа подумал я. Сказал, что в таком случае ночевать мне негде и я пойду долину Смерти в ночь, мне сказали, что у меня будет только 2 концовки или смерть от волков или я замерзну третьего не дано. В ходе диалога я все смотрел на огромного пса, который свернулся калачиком, так как я никогда бы не подумал, что это возможно, да холод меня добьет, надо идти в коморку с углем. Только я двинулся и сделал пару шагов, парни зазвали меня внутрь, резко изменив свое решения я начал окунаться в их радушие. Вынесли мне чаю, сгущенку, кубики сахара и лепешку. Я быстро переоделся в комплект чистого белья, умылся и принялся за ноги. Многие бегуны на такие дистанции сталкиваются с мозолями, которые в итоге выкашивают их планы под корень. Так вот я расскажу мою методику и выводы по этому вопросу. В самом начале вы моете ноги водой, в моем случае я еще беру дягтярное мыло. Сушим и одеваем шерстяные носки, пусть немного отдохнут в это время пьем, пишем дневник, принимаем фармакологию. Далее самая важная часть – вскрытие мозолей. На Исыккуле я пару дней прокалывал их иголкой –все это ерунда, хоть 40 дырок сделай –затянется. Вам нужно будет совершить эту микрохирургическую операцию – иначе никак. Делаем разрезы, но не переборщить главное, тут же вытираем жидкость антисептической салфеткой и обрабатываем перекисью, так делаем с каждой, даже маленькой мозолью.Пока вы разбираетесь со второй ногой, первая подсыхает. После того как вы закончили резать и ноги подсохли, обрабатываем мозоль и область вокруг нее йодом, йод обычно быстро впитывается и сохнет. Оставшуюся часть ноги мажем антисептическим кремом. Обычно мозоли, ну максимум раз еще побеспокоят, потом никаких проблем не будет. К концу забега у меня возникла идея, что можно пред забегом специально мозолить ноги и позже на момент старта у вас уже почти не будет проблем. 2 важная проблема – натертости в паховой области или же еще какие области, в этот раз почти не сталкивался, по совету Боро плюс фиолетовый сильно выручал. А о гигиене в целом - все сложно, готовитесь днями не видеть душа воды. Одежду я только смог постирать полностью далеко после окончания забега в Душанбэ.

Вот так я расположился в последнем вагончике перед спуском в долину, позже ребята разъехались и меня пригласили спать на кровать, но и сказали подтапливать тужурку. Ради интереса поздним вечером выглянул на улицу, там были условия на грани, пес все также лежал у двери и даже не высовывался. Заснуть долго не мог, цнс была возбуждена, чувствовал жар. Но ночью случилось то, что меня поразило. Представьте себе, вы просыпаетесь, делаете вдох, а воздух не идет совсем. За эти секунды много мыслей пронеслось, второй вздох и воздух идет. Заснул, ну думаю, пройдет, но все повторилось вновь, через какое-то время. Пришлось вставать выпивать таблетку, поддал угля и уснул уже до утра, если не считать приезда ночью ребят. Первый день всегда сложен, он рвет границы, остается только принять действительность и двигаться вперед.

Глава 3. Долина смерти по Памирски.
После подъема на перевал тебя ждет спуск. Но спуск ждет меня недолгий, оставайся в облаках говорили снежные гиганты. Утро ничем не отличалось от последующих, сборы, приготовления, выход. Но в этот день меня ждал технический сюрприз. Маленькая оплошность, ставящая все под угрозу. Я назвал его техническим бунтом. Начну с первого пункта - смартфон видимо как то с помощью Gps сигнала перевел часы на 2 часа вперед, в итоге я встал не в 6 утра, а в 8. Выйдя на улицу и глянув на солнце, я сразу почуял неточность, но всерьез не принял. Пункт 2- я пользовался программой на смартфоне MAPS.ME, обычно устанавливал свое местоположение и далее нажимал на село Каракуль, ага 45 км. Но нет, надо было нажать сюда и проложить маршрут, тогда выходило 55. Много дней я брел по приборам , а местные всегда называли мне км-ж более. Забегая наперед, скажу, что и Гугл мапс врет тоже как надо. В этот день я устраивал тест, шел 100 м и засекал, все шел, а 100 м отсечки не было. Моя оплошность не испробывал дома, вот и мучаюсь. Но к концу дня неисправности были устранены.
Забег по крыше мира (Скайраннинг)

Одну интересную историю мне рассказали ребята, в 2016 в конце октября в долине встала на ночлег в палатке путешественница из Англии, так вот остались от нее только волосы. Зима – время волков. Но все было впереди, я еще был довольно таки спокоен и наслаждался видами. Хотелось увидеть порой Сурков, но все уснули, поэтому только пыль, да ветер были моими спутниками в этот день часа 4, в обед обычно пару машин проезжало мимо и перед сумерками. Спускаясь с перевала бегом, проехали ребята с таможни, оказывается, у них был последний день вахты. Едут домой в Хорог, предложили подвезти. По левую руку возникла колючая проволока, недалеко Китай. Пробегая по этой долине я стал уходить в себя и решать внутренние проблемы, на которые не нашел бы времени дома. Эта долина погрузила меня в раздумья, ничего не менялось десятки километров. Но вот я уперся в подъем, да тут надо будет попотеть и подышать.

Не стоит называть отважным того, кто ни разу не прошел сотни километров. Если хочешь постичь, кто ты на самом деле, ступай и иди, пока вокруг не останется тех, кто знает тебя по имени. Путешествие — великий уравнитель, великий учитель, горький, как лекарство, и твердый как зеркало. Долгий путь позволит тебе узнать о себе больше, чем сотня лет спокойного созерцания.
Патрик Ротфусс. Страхи мудреца. Книга 2
За подъемом показалась видимо каменоломня то ли шахта, удивительно но такой малозначный обьект заставляет задуматься, проанализировать его до деталей. Это тоже самое, что выйдя в январе в Омске на улице вы увидите стадо Слонов.

Забавный случай произошел со мной, иностранцы на джипах остановились и на 10 раз переспрашивали, куда я иду, узнав, назвали сумасшедших Русским и Сибирским медведем. Засняли все это дело на камеру и умчались, забавные ребята. Но я в предвкушении, открываются виды на озеро Каракуль. В планах было, и искупаться в нем, но планы с каждым днем рушились, как и мои надежды на 12-14 дней. Что нового происходило в этот день с моим организмом. Во первых свист и хрипы в груди, при дыхании я издавал много невероятных ранее звуков. Во вторых тревожным звоночком для меня было покалывание в кончиках пальцев, довольно ощутимое на мой взгляд. За годы я научился слушать свой организм, а эти сигналы говорили мне, что не все нормально. Озеро – да красивейшее, даже острова на нем какие-то имеются, а вот и поселок на другой стороне. Все я почти на месте, времени полно, как я ошибался. Спустился бегом, и вот она прямая. Представьте вот она дорога, справа озеро, слева колючка, перед тобой гора, все рядом на первый взгляд, а нет более 25 км. Первый раз, когда мне все надоело, и я взвыл, стал петь песни, идти петь песни. Есть у меня критерий, если ты можешь юморить, петь итп, то ты еще далеко ничего, но стоит тебе прекратить, значит надо срочно отдыхать, ты подавлен. Да еще и этот дурацкий технический бунт, замечаю, как солнце идет на закат. Ну как так времени же еще полно, переключаюсь на поле времени в часах и вижу правильные цифры. Да выговорился я по полной в эту минуту, причем далеко не праведной форме. Присел и рассчитал приблизительное время прибытия. Ладно, стемнеет вот только и я дойду. Чем чревата была такая ошибка, а тем, что с заходом местные начинают ужинать и готовятся ко сну, в результате чего попроситься на ночлег становиться сложнее. Ну а что делать, выход один поторопиться и двигаться вперед, у тебя нет выбора.
Забег по крыше мира (Скайраннинг)
Эпилогом светлого времени суток стал микроавтобус полностью набитый Киргизами, давай залазь солнце садиться, зазывали они меня, не смотря, что их там было человек 20, крыша забита коврами столами и еще какой-то утварью, нет мне нельзя. Что, кого? Садись, да нет, вот, он же поселок уже. И Они дали газу, сидевшие сзади провожали меня ошарашенными глазами. Ох как же быстро садиться солнце 15 минут темень, а с ним и холод и пар изо рта мой спутник. Ох, как же быстро садиться солнце 15 минут темень, а с ним и холод и пар изо рта теперь мой спутник. Недалеко от поселка замечаю здания, света нет, хотя в самом Каракуле горят 2 фонаря. Как корабль в море двигаюсь по дороге на свет маяков. Встречаю кладбище, ухожу в традиционное обдумывание. Да что ж такое как же быстро холодает, просто феноменально. Перед самим селом встречаю черные фигуры с горящими глазами, ну все пора черного ворона петь. Нож всегда вешал в район груди с наступлением сумерек, так на всякий случай, решаю действовать осторожно, анализирую ситуацию. Я уже под их прицелом, кричу что-то в виде протяжного аж, даю дальний свет. Оказались бычки, совсем молодые и невысокие. Успокаиваюсь, если они тут ходят значит безопасно. И вот населенный пункт, иду в первые дома, вижу человека. На часах по местному полдевятого вечера. Успеть бы сделать все процедуры, вертится вопрос в голове.

Хозяин предлагает заселиться к швейцарцам, так как новую комнату топить для него тяжеловато, я соглашаюсь. Все guesthouse или Homestay на Памире стоят 10 долларов США, сюда включен и завтрак с ужином. Я договорился за 5 до утра без еды. Немного пообщался со Швейцарами, попил их чаю и ушел в холодную комнату чинить ноги. И вот тут я поторопился, до сих пор помню как меня колотило от холода, спешил, сделал разрезы слишком большие. Получились язвочки, на следующий день я не мог наступать вообще на ноги, но привыкаешь, в том числе и к боли, но носки обрели красный свет. Зашел снова к новым друзьям, что-то съел у них и завалился у тужурки спать под 2 одеялами, завтра сложный день 65 км и самый высокий перевал СССР – Ак-Байтал (4655 м).

Глава 4. Испытания

Доверяй инстинктам. общество научило проигрывать, не природа.
Опишу сразу эти 2 дня в одной главе, так я находился в стадии полного отчаяния и виды гор уже не радовали меня, а лишь вызывали во мне злость, я эти дни я думал только, как я буду описывать свой провал перед публикой.
Утро было обычным, я ушел пока все спали, ноги мои ноги, я не мог наступать совсем. Ладно, вернусь еще сюда и искупаюсь, подумал я и пошел по прямой, проходил мимо домов, осмотрел и бывшую советскую погранзаставу у дороги. Странно, но многие такие постройки просто стоят и разваливаются, совсем не функционируют. За селом стадо лошадей и чабан уводящий стадо все дальше. Опять прямая дорога, уводящая вдаль на 20 км. Набираю темп по 08,30/км, идется так хорошо, часа 2 и потом рубильник кто-то стал вырубать, не помогла даже убойная доза кофеина. Скорость падает на глазах, и замечаю, ноги переплетаются. Сел у столба, да чтож думаю опять в ночь, опять в холод.
Забег по крыше мира (Скайраннинг)

Мимо проехали швейцары, подарили лепешек. В Исламе есть традиция – у путника должна быть с собой обязательно лепешка или Коран. У меня же было и то и то, лепешки в рюкзаке, Коран в смартфоне. Вот и грузовичок остановился, ребята в масках, привычный вид для таких мест, защита от пыли. Но чтобы не падать лицом я двинулся далее. Не знаю, почему, но с утра мне хотелось колы, и вот я вижу, на обочине лежит половина бутылки Кока-колы, в эту бутылку я вцепился и не отпускал часа 3 пока не опустошил полностью, да кто - то пил, но зато со льдом, как в рекламе. Я понимал, что начинаю полностью отрицать себя, вид мой тоже становился далеко не свежий, смотря на кроссовки, все думал, как же я их отмою. Дорога напоминала направлением что-то похожее на подъем в первый день. Песен уже не хотелось. На подъеме появился знакомый рвотный рефлекс. Хотелось уже дойти до Мургаба и сьесть здоровенный лагман.

День прошел в муках, я знал, что пройдя Ак-Байтала стану, наверное, не убиваемым. Также была идея провести день отдыха. По пути встретил медиков с фонда Ага-Хана, отлично пообщались. Рассказал, как писал перед стартом в их фонд и просил поддержки. Они рассказали о нападении волков в селе Аличур, средь бела дня, что уже необычно, а также еще о 2 нападениях в близлежащих аулах. Советовали ехать на машине и темное время не ходить, а также в сумерках. Как я понял, волки есть везде на моем маршруте. А ведь со своими еще волками в душе не разобрался, с ними у меня борьба идет. Как бы и там поражение не обрести.

Вот и он перевал, подхожу к нему в темноте, все обещали, что я увижу архаров и тут, но я даже знаменитую табличку Ак-Байтал не увидел, скажу больше, я заблудился на перевале, в голове не укладывается как? Дорожники делали на перевале видимо какие-то объездные для работ, а видимо я находился в стадии найти и дойти любой ценой, голова трезво не работала. Физически перевал дался легче, чем Кызыл-Арт, не было тех частых остановок, но психологически это была пытка. С домиками дорожников странная ситуация вышла, ищу и уж подумываю, может перед перевалом они остались, где же они до или после. Огней нет, тишина. На спуске окончательно разболелась подколенная связка, ноги не разгибается на стадии выбрасывания. Провел спуск в молитве. Вот и темные силуэты домов, Ночь глубокая ночь, когда я добрался. Просто ошарашенные дорожники от моего появления. Пью просто чай, запиваю сгущенкой и падаю спать.
Просыпаюсь рано утром, ничего не понимаю, делаю двойные дозы всего что есть, изотоника, электролитов, фармы, надо идти мне надо попасть обязательно в Мургаб. Выхожу, нарушая все правила в ночь, мужики наверняка до сих пор думают, что я был миражом. Связка все так же тянет, но состояние более менее. А этап снова в +65 км, и взору снова угнетающе картины. Ну, в Мургабе определюсь, а там до Ваханского коридора и полегчает. Местами радует асфальт.
Забег по крыше мира (Скайраннинг)
С каждым днем мое позитивное восприятие от забега угасает. Как я хотел бить эти расстояния за раз, уму не приложу. К обеду встречается пару домов, но в них никого, хотя обжиты. Также постройки из камней, как потом рассказали, еще со времен царя. Казаки строили убежища на тракте, постепенно продвигаясь вглубь. День прошел в таких внутренних переживаниях, но по полочкам я кое -что у себя внутри разложил. Мне было даже все равно, съедят ли меня волки. Мургаба я все-таки достиг, но снова в ночь, шлясь по улицах, нашел нужный мне дом и заночевал в полном комфорте и накормленный.

Глава 5. Становление
"И всё-таки мне больше по душе пробираться сквозь этот вселенский хаос, чем блуждать в потёмках человеческого общества".
(Наоми Уэмура)

Вот это сон, так сладко я еще не спал. В последние 2 дня я даже зубы не чистил, ко всему было полное безразличие. Утром по плану в Мургабе было сходить в редакцию газеты и в баню. На день запланировано 45 км. После редакции же меня стопорнули местные стражи порядка, о них я наслышан от друзей, бывших в тех местах. Где регистрация? Нету, отвечал я, иди в банки и прочие бюрократические штучки осуществляй. «Нет мне надо идти лечить ноги» - отвечал я им, но их волновали лишь бумажки. Ладно, поклялся я если успею, то схожу и все сделаю. Напоследок обещались мне оформить штраф и депортировать из страны, если не выполню обещание. А у меня будто забот других нет, изначально дурацкие законы я всегда и везде их игнорирую. Обязательным пунктиком была баня, и я ее посетил, скажу сразу я вызвал полный ажиотаж у посетителей, не часто Сибиряки попадают сюда. Дышалось на удивление легко, просидел часа 2, хозяин классный парнишка все бесплатно устроил, человек души, теперь хороший друг.
Забег по крыше мира (Скайраннинг)
Ну все, пора в путь. Прощаюсь с вновь обретенными друзьями, которые весь остаток времени то собаку искали, то факел хотели делать, кто-то даже про меч говорил, что достанет. Обещали, что за этот трип я обязательно все-таки увижу величественного архара, правда раскрою секрет, я его вчера ел за ужином, хоть мясо и запрещено для продажи. Быстрым шагом пускаюсь в путь, обходя, конечно же, пункт милиции. Переходя мост встретил чабана с 2 собаками, уговаривал отдать одну, не согласился. Сегодня еще один перевал Джаман-Тал (4140), щелкнул его так, даже и не заметил. Перед перевалом встретил пост ГАИ, проверили документы, разрешение. Никаких скрипов в легких, связка не дает боли, все замечательно. На дороге часто машу дальнобойщикам, следующим в Китай или из него. За перевалом нашел просто райское место с речушкой и необычным ландшафтом, кажется, Снежный барс стоял на постаменте. Первый раз я сел, и не дуло и не холодно, целых 25 минут провел я у речушки. Поток машин возрос, совершенно другой мир, по центру дороги уже не походишь. Все хорошо пока я не завернул на 90 градусов по дороге, такого ветра я еще не видел в жизни, ну как такой прекрасный день можно было испортить. Кутаюсь и иду, вновь обдуваемы пылью. Видел даже пару мини торнадо таких песчаных. Часто ветер не дает идти даже пешком. Мощь и сила.

Про Джаман-Тал же была у меня еще одна история от местных. Европейцы в составе 3 человек на великах, 2 мужчин видимо гнали побыстрее и оставили даму сзади, но почуяли пропажу, вернулись, а вокруг только разбросанные части тела.
Так как задувало не слабо, я перестал контролировать ситуацию, часто шел и оборачивался. Один раз развернулся, а в 5 метрах от меня машина летит. И самое интересное этот ветер не кончался еще 3 дня. Обветрился я в эти дни славно. После Мургаба страх стал оседать в моем мозгу, шорохи казались массовым нападением волков, а более некому. Медведи спят, дикие кошки не нападут, шакалы - может быть, но вряд ли, снежный человек – хм, научно не доказан. Дошло до того, что смеркается довольно быстро, останавливается москвичонок 412 и машут рукой весьма доброжелательные люди, я кричу и говорю что дойду, но ветер перебивает все. Залажу переспросить, а они по газам, я говорю мне нельзя ехать, а они на своем. Вижу возраст родителей, по родительски ко мне относятся, подвожу итоги – смеркается, мне еще идти немного, а вдруг и аула нет, а вокруг высматривающие меня волки. Но все решилось тут же, как и сел, оказывается я не дошел 3,5 – 4 км, оставалось только спуститься, его брат дорожный рабочий, сейчас он меня устроит на ночлег. Оказалось Мамазаир это 2 дома, владеет одна семья. Султан глава семейства, довольно известная личность, много историй поведал о взаимодействии с нашими войсками во времена СССР. А теперь бомба – показал прокушенную руку, кем – правильно волком в мае месяце. И поведал еще пару страшных историй. Также советовал проехать плохие участки на машине.
Забег по крыше мира (Скайраннинг)

Султан рассказал о «Белом доме» и прочих местах, в которых можно остановиться, если что не так пойдет. Ветер ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч – мантра этих дней. И даже сейчас сидя в тепле, я вспоминаю этот гул. Следующий пункт – это Аличур, то место где наблюдается рассадник волков. Причем волки как я понял наши Сибирские, афганские они другие – красные. Вроде как наши в СССР завезли на эксперимент, а те взяли и расплодились. Местные волки так вообще маленькие.
Много машин уже останавливаются сами и знают о цели моего забега, но все наровятся подвезти, я и так уже в долг на 4 км ушел, объясняю им, эти 4 км придумал закрыть, поднимаясь на горячие источники, так что все по честному.
График движения замечательный, буду в Аличуре вечером, обедать никуда не захожу, просто машу рукой и прохожу мимо.
Забег по крыше мира (Скайраннинг)

Был преодолен еще один перевал Найзайташ (4314м), так вообще его не заметил, идет вроде себе верх дорога и все. В Аличуре сестра Султана содержит Гостевой дом. Пока искал, наткнулся на стелу воинам, погибшим в ВОВ, смотрю, подмазывают, подкрашивают, молодцы. Заселился, ноги почти не беспокоят, но все равно подмазываю некоторые участки, ставлю заряжать электронику, но генератор накрывается через полтора часа работы. Ем вкуснейший лагман и наступает сон. Я чувствую, как мой организм перестраивается и еще день и адаптируется и его будет не остановить. Я заметно вижу как схуднул, загорел и обветрился. Ранее опухшие ноги начинают принимать привычный вид, я все реже обращаюсь к таблеткам и аптечке в целом. Главное не травмироваться первые дни, потом организм поймет, что неизбежно и подстроится под ваш замысел. Но впереди меня ждал, наверное, самый опасный участок, пытался залезть в интернет и спросить у всех совета, но сообщения не уходят. Ладно, с Богом иду завтра далее.

Глава 6. Неизвестность.
Горы зовут тех, чья душа им по росту. В. Л.Белиловский

В Аличуре узнаю, что места эти холодные, а Харгуш, так вообще самое холодное место на моем маршруте. Пару иностранцев в том году в ноябре приехало на джипах в это так называемое село, выпал снег и застряли эти ребята на несколько месяцев. Хорошо, что рядом пограничная застава, вот их и подкармливали, пока дорогу не расчистили.
Забег по крыше мира (Скайраннинг)
Принимаю решение идти до домиков рабочих на развязке, одна дорога уйдет на Хорог, другая на Лангар. По пути встречаю новенький пост милиции, единственное двухэтажное здание в Аличуре, вижу, как к дороге приближаются целый отряд захвата за незаконное нахождение в Таджикистане. Ну, все конец подумал я, но как-то разговор завязался, что в итоге и ночевку в Лангаре обрел. Фото на память и я бегу, вот и мост, по реке плывут куски льда. В этот день любуюсь озерами, видимо солеными, уровень берега весь белый. Встретил зайца по пути. Почти мгновенно я добираюсь до домиков, и вот встает дилемма, либо ждать машину и двигаться до Харгуша на колесах или же пробежаться еще. Решаю уйти в долину. Долина необычная конечно, много осыпушек, озер, изменение рельефа радует мою душу. Летом бы обязательно биванулся у воды. Время как то и прошло незаметно, стало темнеть, а еще идти и идти. Но тут подъехал пикап, компания сначала показалась мне странная. За рулем сидел афганец, 2 пограничника и 2 китайца. Моя логика рушилась в догадках, но ребята сказали тут стаи ходят и забрали с собой до места назначения. В кузове рассчитал, что как раз закрою все на источниках, а тут лучше предостеречься. Резко машина затормозила, крадучись пограничники направили свои взоры в сторону Афганистана. Ну, думаю, волк или нарушитель, а нет под камнем движение. Вообще впервые видел, как поймали зайца живьем, теперь в кузове ехал привязанный заяц, а меня посадили 6-ым в машину.

Если не ошибаюсь Харгуш переводится как заячий угол или что то подобное. Было даже видео поимки, но погранцы пригразили и попросили не кому не говорить, не снимать и удалить, то, что есть.Внутри было тепло, по пути стрельнули еще 4 зайцев, порой стрельбу вели прямо из кабины, китайцы были просто в восторге. Разок пытались и лису прибить, но та рванула со всех лап. Китайцы же строили что то на погранзаставе, вот видимо ребята и взяли их с собой на охоту. Чую отменное жаркое было у ребят. Я же узнал для себя ужасающие новости. Харгуш во времена советов был селом, даже больница была, летом еще движуха какая-то есть, но сейчас он необитаем. Ежики, а куда же мне ночевать идти в самом холодном месте маршрута. Ладно, завели в какой-то домик, оказалось убежище для чабанов, которые гнали свое стадо вниз во Вранг. В домике была тужурка, матрасы, необходимая утварь, пахло табаком и чаем. Чуть позже приходили ребята в касках и с калашами, что то обсуждали с чабанами, между словами мелькало слово моджахеда. Ушли и даже документы не проверили, удивился я. Меня же угостили бараниной и чаем. Принял новое самое разумное в этой ситуации решение, пойду с мужиками 3 дня до Вранга. Вставать в 5 утра сказали они, так что на боковую.

Глава 7. Дорога в Рай.

Ночью со мной приключился казус, меня впервые в жизни искусали клопы. А ведь ночью просыпался, думаю, кто ползает все. В своем спальнике спал, но так как холодно накрылся еще одеялом сверху, по ходу оттуда угроза пошла. Ребята разбудили в 5 утра, теперь каждое утро у меня начиналось с шир чая, советовали кидать масла, чтобы не замерзнуть. Заодно обмазал обветренные губы. Остановок у них нет, только на обед и финиш в районе 6 вечера. Так я стал постигать науку чабана. У ребят оказалось 66 баранов и 1 прибившаяся собака, которую они пытались выгнать.
Вышли на улицу, а там полный екмакарек, ужасный сибирский холод зимний. Выгнали баранов, для меня все было в новинку. Руки ужасно мерзли, стали терять чувствительность, достал шерстяные носки, но и в них было холодно. Шли не спеша, бараны все время хотели улизнуть в бок. Снова ожидание рассвета, вижу тропы на территории Афганистана, реку Пяндж разделяющую 2 страны. Пяндж же больше похож на ручей, легко не замочив ноги можно перебраться в страну А. Идем, знакомимся, я рассказываю про Сибирь, про места, где бывал, русский язык Бадахшанцы знаю отлично. Время от времени по афганской тропе, как и тысячи лет назад идут караваны. К обеду я взял палку и пробывал гнать баранов, тяжелое это дело на самом деле. Еще поражало во что были одеты мои друзья. И вот мне подвернулась удача, стадо из 20 голов архаров у водопоя, в самом начале не мог их увидеть, но потом, увидав нас, они стремительно побежали по склоны верх. Удивительно быстрые и сильные существа, я был счастлив.
Забег по крыше мира (Скайраннинг)
Многое я за этот день я узнал, говорили обо всех аспектах жизни. К обеду остановились на обед возле бывшей погранзаставы СССР, разожгли костер, набранная вода покрывалась льдом буквально через 2 минуты. На столе шир чай, лепешка и баранина. И тут мужики достают пол бутылки водки, предлагают, соглашаюсь на 2 по чуть чуть. Чисто разогнать кровь. Ночевать должны у дорожных рабочих, спешим туда. К вечеру уже познал психологию баранов, знал, кто любит выбиваться от стада, а кто отставать. Вот они настоящие ультрамарафонцы. С Вранга они гонят стадо по весне больше недели, а назад 6 дней. А если барану худо, съедаете, спросил я, нет на себя и тащим на плечах.
Чистой души попались мне мои спутники, простые и мудрые и с великой радостью делились этой простой мудростью со мной.
Иногда попадались попросту заросли облепихи, но мелкая она у них какая то, но очень вкусная. На территории Афганистана были глиняные убежища в виде куполов. А так узнал, что народ по обеим сторонам реки один и деды неоднократно ходили в Пакистан. К вечеру проехали первые машины, да не простые. Председатель облкома и его правительство. Спросили сколько ехать, у меня поинтересовались, почему пешком и почему сразу на Хорог не пошел. Объяснил что красивее трасса и интересней. Хотели с собой забрать, в Лангаре их ждал и стол и концерт, отказал. Сказали заходить по завершению в правительство. Вечерело, мы все шли и нашли такой общий язык, какой я не нахожу тут порою с друзьями. Простота, движение и доброта обьеденяла нас. Темнело, вот и домики, о которых я так же не знал. Надо загнать баранов в сарай, ранее бывшее управление лесное. Двери нет, берем камни и выкладываем до потолка стену. Приходят дорожники и забирают меня в дом. Работают они в основном вахтами 15 через 15, частенько добираются до работы пешком, а это целый ходовой день. Источником света служит лампа дореволюционных времен. Так как волки еще были в моей голове, в темноте я пошел в туалет и столкнулся с лисом, тот зашипел и назад, я с криком фу вниз. Забавный случай, подбежали мужики и с палками все вместе пошли наверх на разборки, я им про волка все. Потом этот лис всю ночь что-то рыл, собака наша была плохая и даже не лаяла, но стучалась также всю ночь в дверь. Мужики каждые 2 часа вставали и проверяли стадо.
Утром, чтобы не тревожить ребят мы вышли голодные, я угостил друзей последними конфетами. Частенько предлагал им свою пищу, но они вежливо отказывались. Решили пройтись до рассвета и на стоянке основательно поесть, опять ломало руки от холода. Сегодня нас ждал по пути перевал «Прощай-ка», его так прозвали наши военные. На привале не могли развести огонь, поэтому спалили мою распечатанную афишу и карту. На ручье был лед. Сидел можно сказать в костре, пытался согреться.
Забег по крыше мира (Скайраннинг)

Дорога незаметно, совсем по чуть чуть, но уходила вниз. Стали встречаться и бьющие из камня минеральные источники, различить их можно было по оранжевому окрасу вокруг. «Прощай-ка» запомнился обедом у ручья, согнали баранов вниз, а вот наверх было нелегко их выгнать. Главное не падать, бензовоз уже валялся там долгое время на дне.
Все шли и обсуждали, отвык я от общения за эти дни. Но уединение – это то чего не хватает в городе. Полезно иногда помолчать и подумать.
Мои друзья должны были ночевать перед Лангаром, там, где можно оставить баранов. Баранам то место нашлось, а вот им нет, всю ночь они бегали, чтобы согреться. Поэтому они отправили меня в Лангар ночевать в тепле, я же ощутив тепло и сброс высоты побежал как бешенный, ну все безопасность, электричество в домах, яблоки на деревьях, все это проносилось у меня перед глазами. Ночевал я в тепле и сытый, в настоящем памирском доме. В 6 утра у нас была договоренность встретиться на дороге. Я тогда ее и не знал, что вечером мои спутники видели волка. Они повсюду, истории же сопровождали меня до самого Хорога.
Забег по крыше мира (Скайраннинг)

Глава 8. Ваханский коридор.
Марко Поло пройдя по Ваханскомукоридору записал, что горные хребты высоки настолько, что даже птицы не перелетают через них. Мороз же так суров, что огонь костра меняет свой цвет и силу, не давая людям согреться.

Вот на этом участке, я решил сделать пару дней отдыха, двигаться так, сказать в раслабон. Очень сильно устал от предыдущих дней. А тут тепло, магазины повсюду, рядом река, в которой можно окунуться и добродушный народ. Вечер обещал быть тоже довольно таки уютным, чабаны вернуться со стадом домой – это праздник дня них. Очень жаль лишаться их компании, очень сильно я их полюбил и привык к ним.

Забег по крыше мира (Скайраннинг)

Все ожидания, что тут будет асфальт, улетучились в мечты. Правительство обещает уже несколько лет дорогу, но со времен СССР никто ничего не делал. По плану сделать ветку шелкового пути в Пакистан, даже мост и кпп уже достроили, но асфальтированной дороги все нет. Если сказать вкратце об отношения ГБАО и Душанбэ, то это 2 разные страны, находящиеся на грани войны. Но народ мне и там и там понравился, надо искоренять всю вражду. Хотя президент как я понял не особо вкладывается в развитие Памира. Света нет, интернета нет, живется народу зимой очень тяжело, ничего не растет, еще и какой-то участок Памира Китаю продали. Все хватит политики, не люблю я это.
В Ваханском коридоре живет несколько народностей, народ образован и знает много языков, многие сейчас работают в России, главная черта – это гостеприимство по обеим сторонам реки. Самое аппетитное, что я успел еще на сбор яблок в середине ноября.
Очень много помогает фонд Ага-Хана, во времена войны с помощью его многие и выжили. И вера тут не Ислам, а Исмаилизм. Часто попадаются машины с зелеными номерами, вот это работники фонда. Фонд делится на многие направления от медицины до энергетики. Почти в каждом доме вы увидите портрет Ага-хана IV.
Но вернемся к нашим баранам, к часам 10 подьехала подмога в виде родственников чабанов, перед самым домом вышли помогать походу все семейство. Очень часто встречаются роднички с минеральной водой и везде разная. Привезли передачку в виде домашней вкусной еды. Когда перекусывали, всех проходящих мои товарищи звали отведать пищу. Край традиций и обычаев, обожаю такие места, народ в них духовно и морально устойчив.
К обеду мы посетили горячие источники, в них я валялся пол часа, все не нужна мне никакая фармакология, чувствую, как мое тело питается силой.
Забег по крыше мира (Скайраннинг)

Вечер. Я чист, накормлен и вовремя ложусь спать. Завтра день отдыха. Поднимусь на буддистскую ступу, пройдусь, км 18 и поднимусь на Крепость Ямчун и горячие источники Биби Фатима и спущусь. Все так и случилось, в селе Ямчун познакомился с классным мужиком, скинул у него вещи и полез сразу за мостом в гору, наградой стала крепость. Лез и представлял, что в давние времена не просто было ее штурмом то взять, место выбрано просто уникально. Представлял те времена, столько тут всего произошло и столько путников протоптали свои следы в этих местах. Налазившись по крепости, я двинул, как я это назвал в баню. От всего я в этот день получал удовольствие, вода была и вправду горячая, воздуха начинало не хватать после 20 минут пребывания, это потом мне сказали, что максимум тут сидят 15 минут, я парил кости минут 30, на выходе все-таки попросили оплатить. Ну ладно. Вид купальни тоже поражает, она как бы над обрывом, рядом водопад с холодной водой, раньше можно было и в него окунуться, пока 2 девушек не унесло вниз. Удивлен был и тем, что содержание минеральных солей настолько, что любые трубы покрываются окаменелостью белого цвета. Вышел я и все думаю, не спущусь, сил нет. Сижу на лавке, наслаждаюсь видами. Но ребята оценили в купели мои речи и в итоге пригласили к себе в гости, ну и, конечно же, довезти до места ночлега. Им все равно по пути. В итоге этой встречи я посетил самое старинное жилище в Ямчуне, приехав к Вадиму на ночлег меня ждал, конечно же, еще один ужин. А если будите в этих местах, вас по 10 раз будут звать почайковать, ночевать. Можно в день более 50 м не сделать, все по гостям будите ходить. А чайковать - это что - это полноценный обед, ужин, еще и на дудочке сыграют или станцуют. Гость – это посланник Бога. Но и мне надо не забывать о долге гостя и также отдавать.
Следующий день была спокойная прогулка, а вечером попался кмс по волейболу, от которого я не смог просто так уйти, он все просил меня как спортсмена сесть на шпагат, чего я естественно не умел. Он же мне демонстрировал старую закалку. Но вечером он предложил мне сходить на Даршайские ванные, вот где я встретил страх еще раз.

Так у меня имелся долг по километражу, то я согласился. Смутило то, что перед выходом пытались набрать еще добровольцев, но никто не согласился. Опять этот безумный взгляд, что-то не то. Небольшой набор высоты, интересный факт, что большинство источников располагается ровно в 7 км вглубь по ущельям. Потом моему взгляду предстала узкая тропа, а слева обрыв, так и шли, но я понимал, что тут по темноте назад пройдется возвращаться. Все выше и выше, осупушка местами в обрыв серьезная, да ночью ухо буду держать востро. Ладно, наконец-то дошли, смеркается, чаша красивейшая, вода теплая, но не горячая. Мой спутник хочет зажечь всю траву вокруг, чтобы было теплее, но ничего не выходит, Повалялись немного, выскакиваю, а солнце зашло, эвакуация. Все таки зажигаем костер, греемся, достаю теплые вещи, фонарь. Мой спутник оказался более дальнозорким и достал по чуть чуть. Ладно, черт с ним хоть трезвым не умирать, вливаю в себя чудо разогрев. Спутнику же досталось все остальное, смущал и вводил в страх, меня лишь один участок, тропа на скале, ручная работа, арматура, а на ней древо и еще что то, а под тобой и рядом пропасть. Ну, нет если я и тут сегодня выживу, то точно нипочем все. Выдвигаемся, полная тьма, фонарь только у меня, мой друг говорить, что закрытыми глазами пройдет. Время от времени он сзади наворачивается, но все время узнает у меня состояние, хороший парень честно. Но вот думаю, сейчас споткнется на меня навернется, и полетим мы с высока и шансы по моим оценкам невелики. Выглядело – это так, что я шел облокотившись на скалу мизерными шагами, так как было темно я старался не воспроизводить картинки часовой давности. С Богом пополам мы добрались до более пологой части, как заловила связь, позвонила жена, сказал, что сильно за нас волнуется. Дальше спустились в Даршай. Ужин, теплый вечер разговоры о том и о сем. Засыпаю довольный. Вот и долг по километражу закрыл.
Утром встал пораньше оставался последний отрезок. Думал сегодня так же пройтись до Ишкашима, по разговорам большой деловой центр, интернет повсюду. На фото видно, какие дороги в основном ждали меня, скажу, что по щебенке мне бежать ох как не хотелось. Иду пешком. Сам же коридор имеет один довольно таки приличный подъем, не мало потов сошло у меня на нем. Много общался с местным населением, зашел как то конкретно почайковал на часа полтора. Ничего особенного, но стал замечать, как позади портиться погода , да и снег высоко в горах выпал ночью. Вновь услышал для себя историю, что волки и у Ишкашима воруют детей. Ишкашим же, да небольшой оплот цивилизации, заселяюсь в Хостел, чтобы выйти в сеть. Но вот проблема интернета нет, жалко 10 долларов, но зато иду в душ. У местных бы легко вписался, иду ради интереса в магазин, смотрю цены. Покупаю какую то газировку, иду смаковать в номер. Читаю книгу Еклизиаста со смартфона, вообще отдых на полную катушку. А какая у меня была кровать, двуспальная огромная кровать.
Завтра сложный день. До Хорога 110 км, хочу переть как сам дьявол за 2 дня, затягивать больше нельзя. Но по пути также заглянуть на источники Гармчашма. А в Хороге уже хорошенечко отойти и развлечься.

Глава 9. Финишная прямая.
После успешно пройденного пути приятно вспомнить даже ошибки.

Да эти 2 дня придется серьезно бегануть. Погнали, пробегаю аэропорт, вот и мост и кпп в Афганистан, одинокие дома и не очень. Но разочаровывает покрытие. Рюкзак уже облегчен до предела, двигаться можно. Но случилась одна беда, это мозоль между пальцами. Добегаю до источников, лезу обедать, восстанавливаться на 20 минут в них. Жутко шипит мозоль, что говорит о чудесных свойствах воды. На часах заметно падает высота, наконец то это случилось. Рву что есть силы, но заметно прихрамываю. В Сухробе чуть не остался ночевать, но отклонил столь горячее предложения и рвал дальше. По пути попадались и разведчики и моджахед, а также торговцы камнями, предлогающий совсместный бизнес, но я мчал как пегас сквозь бурю. Темнело, да чтож так мне не везет все время, доползу до источника и там упаду. В Андороб забежал с бешенными глазами, узнал дорогу наверх до источников и выломав от доски палку по совету местного, а мало ли что брат, горы, ночь. Помчался верх. Опять 7 км верх, темень зачетная, время фиг знает сколько, позади 65 км. Хочу еды, горячей вкусной еды и сладкого чая. По пути пытаюсь подстапливать, но бородатый безумный парень с палкой доверия не внушает. В свете фонаря на горе заметил сверкающие глаза, побежал на цель, цель удирала прочь. Вот они источники, народу почти некого, пытаюсь залезть, а не могу горячо слишком. Удивительно, но постепенно погружаюсь. Знакомлюсь с единственным посетителем, после заданных вопросов им про наличие еды и ночлега, он зазывает меня в гости, хотя сам снимает комнату. Соглашаюсь, ну а там чай и что Бог послал, знакомлюсь с хозяйкой, падаю спать.
Утром не спеша сходили в конец поселка и набрали минералки, зашли еще раз в источник, оттуда я двинул вниз. Но стоило только отойти подъехали парни ранее меня видевшие и спустили на 9 км вниз, все финиш скоро не укладывалось в голове. Обед плотно чайкую у позвавших меня друзей, бегу далее, встречаю патрули погранцов, угощаюсь семечками, встречаю веселых парней, угощают яблоками, несусь мимо поселков, военных баз и кафе, чувствуется приближение цивилизации. Забавную игру я придумал в последний день, так как всего лишь река отделяла меня от Афганистана, можно было наблюдать быт и жизнь на той стороне, меня даже дети на чай позвали. Так вот игра заключалось в том, что по параллельной мне дороге ехал автобус, дорога сложная ехал с моей скоростью, так вот с ним я начал свои соревнования, кто быстрее до Хорога. Скажу сразу автобусу повезло, у меня выросли подъемы перед глазами, хотя отдыха я себе и не давал.

Вот и по прибором, скоро то что я так давно ждал и о чем буду скучать уже после месяца пребывания дома. Асфальт говорит о том, что пара поворотов и я на месте. Вот и табличка, справа свалка. С нее на меня прибежали 3 котенка, из за поворота вышел и старичок. Котята видимо хотели со мной в Сибирь, царапались и лезли по штанам верх. Жалко было очень этих мелких шариков, пытался их впихнуть мужичку, который ждал с дровами машину. В итоге сделав много фото, рванул дольше, опять смеркается, пока до города, пока найду ранее оговоренное мной жилье. В город Хорог заходу в полной темноте, огни везде огни, да тут точно будет что сесть и выйти в сеть. Встречаю бредущих в ночи школьников, рассказываю им свою историю, они же взамен меня провожают до автозаправки, а оттуда я звоню, координируюсь и пускаюсь на такси в другой конец города. Да можно было в центр города зайти торжественно, но вид мой был далеко не лучший, мне нужна была хорошая стирка. Радости особой не испытывал, был немного в шоке от наличия уведомлений и сообщений в вконтакте, меня там точно потеряли. Я был пустой внутри, все эти дни ел простую натуральную пищу, придерживался распорядка дня. Я двигался каждый день и принимал все как часть жизни, как неизбежное уготованное судьбой. У меня был отличный загар, ясный ум, отсутствие живота и боков. Всегда и везде со мной девиз – мечтай,верь и люби.