Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017

Пишет Андрей Родимцев, 01.02.2018 14:35

Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)


Участники: Андрей Родимцев (Саратов), Александр Коршунов (Люберцы).

Любой поход начинается в голове. Этот стартовал там же. После МТБшного лета, осенью я открыл для себя 35мм слики, лежачую посадку и дневные дистанции до 150км по ровненькому асфальту. С наступлением снегов железные кони стали в стойло. Волга замерзла на редкость рано и хорошо, так что пешие прогулки до ближних волжских островов стали маршрутами на выходные. Но ноги просили педалей, а самый уместный тип велосипеда для зимы – фэтбайк. И тут начала зачинаться идея…

Дневник экспедиции и полный альбом смотрите здесь https://vk.com/volga_frost

Волга Зимой… В Саратовской области ширина реки доходит до 12(!) км. 12 км белой, абсолютной плоскости. В ясную погоду видимость объектов на возвышенностях доходит до 15-20км. Кажется, до того мыса не больше километра, а по навигатору оказываются все 6. Зимой это пустыня, редкие гости которой – утепленные рыбаки, сидящие черными точками. Жизнь кипит только по берегам, в деревнях, огни которых с заходом Солнца можно увидеть за десяток километров.

Идея оформилась в веломаршрут. От Саратова до Волгограда ПО ЛЬДУ Волги. В относительной автономке, то есть с палаткой, топливом и едой на весь маршрут. Чтобы отправиться в такой маршрут надо обладать… специфической психикой. Поэтому участников похода было всего 2. С Сашей мы познакомились во время массового велопробега «Дербент-Пантикапей», который я организовал и проводил в сентябре 2016. Идея его привлекла и на середину февраля мы условились о «велопоходе». Знали бы мы тогда, что в этом «велопоходе», «похода» будет едва ли не больше чем «вело»…

Идея есть, но к ней бы хорошо и средства реализации найти. Совсем недалеко от нижней Волги, на южном Урале, в городе Троицке, ребята делают очень даже гребущие фэтбайки. Идея веловолгоходства пришлась по душе производителю Инобайков и уже в середине января 2 новеньких фэта (с колесами 4.0 и 4.8) пришли в Саратов для тестирования 400 километрами льда, снега, мороза, наледи и дождя.
Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)

Питание строили на сублиматах от Гала-Гала. На завтрак овсянки и омлеты, на обед – 1ое и второе. На ужин – 2ое. Единственное что нужно для их приготовления – кипяток. С водой проблем не было – снег был вокруг. Дополняли рацион орехами, сухофруктами, горьким шоколадом, салом, поначалу еще и сухарями. Грели воду на 1-литровой радиаторной системе от MSR.

Для перевозки снаряги по снегу я использовал прикрепленные к велобагажнику рыбацкие сани, это еще и давало надежду, на возможность вытянуть велосипед в случае провала. В качестве средств спасения человека при провале под лед – на шею вешались скрепленные шнуром гвозди сотки – ими в теории можно цепляться за лед и подтягиваться. Также у едущего сзади имелся 8-метровый моток веревки с завязанным узлом-булинем.

Погода в таком походе – как нигде решает – как быстро вы будете двигаться, будете ли двигаться вообще и в том ли направлении. Когда яндекс показывает скорость ветра на ближайшие села 5-6 м\с, на фарватере это означает все 10-12. С соответствующим коэффициентом понижения температуры. 5мм осадков в условиях зимы означают +5см снега. А +5 см снега означают -2-3 км\ч, к твоим 6. Когда маршрут растянут на 3,5 градуса по долготе, очень тяжело выбрать время для поездки. В Волгограде Волга еще толком не замерзла, а в Саратове её уже начинает заносить снегом. Поедешь рано – провалишься на тонком льду. Поедешь поздно – когда снег стает, провалишься на рыхлом льду. Год от года зима в Саратове очень разная, поэтому конкретную дату выезда заранее невозможно спланировать, только ориентировочную. По зимам последних лет – благоприятно для нас было бы выезжать в 1ой половине-середине февраля. Всю неделю перед выездом шли хорошие осадки. Выехали 16 февраля.

День 1. 16.02 Набережная Саратова – Березовка. 48км. t- 17 -13
Выехали бодро… по асфальту до набережной Саратова. Хороший минус (-13), попутный северный ветер, всё отлично! Если бы не куча наваленного снега. Первые 8 км шли, изредка проезжая по 20-50м. С рассветом солнышко еще подтопило снег. Но на фарватере снега заметно меньше (замерзает позже, меньше успевает нападать на лед, а не в воду). С 15ого километра появились участки не засыпанного снегом льда. Появилась надежда на то, что велы повезут нас, а не как до тех пор. Стали проезжать уже по 200-400м. Правда шла такая лафа очень недолго, около 10 км. Дальше – для перемещения коней все чаще приходилось прикладывать усилие не ногами к педалям, а руками к рулю. Даже не знаю, как мы прошли эти 48 км. То ли на энтузиазме, то ли на бодрости, то ли на полноте сил оттого, что это первый день. В сон провалились сразу.

Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)

День 2. 17.02 Березовка – акватория Привольного. 31км. t- -7 -18.
Ясно, ветер к обеду стих и установился штиль. Среди встречных рыбаков попался чемпион 1976г Украинской ССР по велоспорту. Правда, через 5 минут разговора, выяснилось, что чемпион не всей УССР, а только Полтавской области… Доводить его признания до «чемпион школы» мы уже не стали. В районе впадения реки Тарлык обнаружили длиннющий поперечный торос, который шел, по словам снегоходчиков от берега до берега. У одного из следующих торосов устроили привал. Снега стало поменьше, местами даже возможно было ехать. Напали на снегоходную колею, которая глядя на ориентир, шла прямо по азимуту на мыс Дубовка, куда нам и надо было. Но не всё коту масленица, а нам снегоходная колея. Через 5 км она резко завернула к правому берегу. С заходом Солнца стало очень быстро холодать. А силы наши начали быстро таять. С 19.00 задул южный ветер. Пройдя около 10 км за 3 часа, чувствуя уже перестающие болеть пальцы ног (признак надвигающегося обморожения), в 22.00 приняли решение ставить палатку прямо на льду.
Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)

День 3. 18.02. Акватория Привольного – Черебаево. 29км. t- -12 -2
Утро не задалось. В целом, весь день не задался. Дул встречный южный ветер, теплело, снег становился рыхлее. Добрались до берега Привольного, осмотрели развалины Кирхи. Добрались до райцентра Ровное, нас осмотрел начальник ГИМС по Ровенскому району – Александр Ефимович. Предложение горячих щей (не сублимированных!) звучало так, что отказаться было невозможно. Навернули по тарелке неподалеку от берега и двинулись дальше от Ровного на юго-запад. Шли протоками, т.к. лес хоть как-то защищал от ветра. Но во всем есть обратная сторона. В протоках нет сильного ветра, но замерзают они раньше и снега в них наваливает больше. Поэтому последние километры мы шли по ОЧЕНЬ глубокому снегу. Для постановки палатки выкопали санями около 4 кубометров снега.
Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)

День 4. 19.02. Черебаево - Курнаевка. 50км. t- -8 +2
Этот день запомнился вжимающим в левый берег западным ветром, утончающимся и уплотняющимся снегом, а также не переварившейся сублимированной свининой. Я счастлив, что ношу в походы ижевские пенки! Ни 1 изомат не сравнится с ними в универсальности. Например, можно сделать широкий цилиндр вокруг себя для закрытия от ветра. Ветер… даже -13 переносились гораздо легче, когда ветер дул в спину. В эти дни мы оценили неопреновые маски, т.к ветер к обеду сменился на юго-западный (встречно-боковой). Я очень хотел сделать фотографии утеса Степана Разина (знаковое место для наших областей, по легенде, именно в этом районе С.Р утопил персидскую княжну) со льда, но из-за ветра этому не суждено было исполниться.
Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)

День 5. 20.02. Курнаевка - Камышин. 51км. t -6 +3
Сильнейший боковой ветер сопровождал весь день. Чуть не укатили вверх по течению реки Еруслан. Летом 2 берега Еруслана соединены паромом, зимой – ледовой переправой. Снега, на удивление, чуть прибавилось. Встретили еще 1 «фэтбайкера». По сравнению с его колесами – наши – детский лепет. До Камышина так и не дошли, заночевали на левом берегу в отапливаемой сторожке грузовой переправы. Спать в помещении с печкой – бесценно.
Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)

День 6. 21.02. Камышин. 21км. t -4 +5
Утром просыпаться было тяжко. Организм понял, что он в тепле, значит всё закончилось. Как он ошибался… Быстро доехали до правого берега, на набережную Камышина, где нас уже ждал Алексей Кватания – руководитель спорткомитета города. Благодаря этому человеку у нас была и экскурсия по неплохо сохранившейся застройке купеческого города, не тронутого ВОВ, и знакомство с изобретателем Гелиосипеда (лигерад с мотором, запитывающимся от солнечных батарей) и вечерняя БАНЯ. В краеведческом музее приметили фотографию ледохода у Камышина. Как бы не хотелось попасть в такую ситуацию.
Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)

День 7. 22.02. Камышин – Караваинка. 44км. t 0 +7.
Вышли на лед только в 10.00. Оттепель резко изменила ландшафт. Всё больше луж и областей открытого льда без снега. Моросил мелкий дождик, при встречных 8-10м\с создающий самые лучшие впечатления от погоды. Лёд всё больше показывал свою «историю». То застывший след длиннющего разлома, то смерзшаяся череда пластинок. Вечером, когда уже подходили к месту ночевки в овраге перед селом Караваинка, от резкого торможения я чуть не ушел в занос – 2 черных прямоугольных области в белом полотне льда выглядели как свежие.
Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)

День 8. 23.02. Караваинка – район в. Балыклея. 21км. t 0 +9

Если есть на свете рай, то это Краснодарский край… А еще Бог совершил край для тех, кто согрешил.

Проехали мы по курсу 13 км. Под встречным 8-10мс. И еще 6 не по курсу. Не просто не по курсу, а по е…ям и г..нищу, то есть, простите, по дебрям лесным и степным, тропам нехоженым и буреломам нетронутым. Но обо всем по порядку. Проснулись под моросящим дождиком, под ним же собрали палатку, и в его же компании ехали до обеда. Посетили очередное кафе «у тороса». И вот с обеда началось самое веселое. Фронт принес ливень и шквалы в 15-18 м\с. Ехать по каше и до этого было не очень приятно. День при +2 напоминал первый день экспедиции, когда мы больше тащили велы и сани, чем ехали. Но в мороз и при попутном ветре это гораздо приятнее, чем по ледово-водяной каше, когда местами проваливаешься под лед глубже середины колеса. В итоге шторм на реке заставил нас повернуть к берегу и ставиться лагерем. Сушка мокрой одежды в палатке 2х2 м – то еще занятие.
Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)

День 9. 24.02. Р-н в. Балыклея – В. Балыклей (окончание ледовой части) - Приморск. 41км. t +3 +8

Сделав вид, что просушились, мы еще притворились, что готовы дальше к такой Волге с ледяной кашей глубиной 10-20 см и текущей над ней водой. Вышли в 10.00. Горожанам эти +8 стали хорошим подарком, а для нас… за 7 часов мы прошли 6км до Верхнего Балыклея. Я задавал себе вопрос – «какой же толщины здесь лёд, что проваливаясь до середины голени, я еще упираюсь в твердый слой?». Твердыми (отнгсительно других) можно было назвать лишь участки черного льда. Выбравшись на берег и просушившись, сделали еще пару десятков километров для согрева. А на асфальте такие скорости! Уже забыл, что при встречном ветре можно разгоняться до 15 км\ч.
Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)

День 10. Приморск – Волгоград. 103км t +2 +6
Подзабытое ощущение твердого покрытия под колесами вызывает смешанные чувства. С одной стороны – понятно, что в Волгоград теперь доедем и очень быстро. С другой стороны – цель была не просто доехать до Волгограда, а доехать туда ПО ЛЬДУ. 100 км – это небольшое расстояние. Если бы не 3 но: встречный ветер, фэты (учитываем парусность и Q-фактор) и ощущение «незачета» этих километров. Доехали до ГЭС. Посмотрели на северную сторону (водохранилище) и стало понятно, что в районе Балыклея мы видели похоже последние километры ледяного полотна. Льда к северу от плотины НЕ БЫЛО ВООБЩЕ. По Волгограду проехали под дождиком. Сам город сильно растянут, поэтому последние 17км до хостела ехали по городским пейзажам. Сколько шума! Сколько источников света! Приехали, искупались, постирали\посушили мокрые вещи… Насколько же много дает нам электричество, газ, горячая вода, крепкие стены, кровать… Понимаешь ценность комфорта только тогда, когда лишаешь его себя.
Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)

День 11. Финиш у стены Александра Родимцева.
Не нужно собирать палатку, не нужно настраиваться на долгую работу… Доехал до места высадки 13 гвардейской стрелковой дивизии, которая десантировавшись на этом месте начала реконкисту Сталинграда. Берег в запущенном состоянии, мусор, посетителей кроме меня нет. А в декабре 1942 единственным мусором здесь были гильзы и пули.
Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)

Выводы.
Очень много было в этой экспедиции факторов, о которых думалось "а если бы...". А если бы выехали на неделю раньше, а если бы взяли лыжи, а если бы болотные сапоги...
Прошли мы всего от Саратова до Волгограда 441км. Из этой дистанции по льду Волги - 306км.
Затратили на это 10 ходовых дней + 1 дневку в Камышине.

Первый главный вывод по итогу - ходить такие расстояния по Волге на велосипеде возможно. Да, в хорошие морозы и пару дней между ними и оттепелью можно поездить и на мтб, но для долгих маршрутов с ожидаемым рыхляком однозначно нужен фэт. Шиповка нам бы очень помогла на льду пока он не стал кашей, но помешала бы в первые и последние дни.

Второй главный вывод - нельзя планировать дату выезда сильно заранее. Изначально я думал выдвигаться с 19 по 25, но если бы стартовал в этот период, от Саратова до Ровного может было бы и полегче, но уже под Камышиным Волга превратилась бы в такую кашу, что мы застали под Балыклеем. Вывод на будущее - такие маршруты от Саратова следует начинать к окончанию крещенских морозов. Естественно, стоит учитывать направление ветра. Это не только попутчик/противник/боковик, но ещё и несёт осадки, пасмурность, влажность, если западный, сухость и ясность - если восточный, оттепель - южный и холода - северный. Для нас идеален был бы северный и северо-восточный ветер на всем маршруте, он бы и подгонял и укреплял наст, но северный у нас был лишь в первый день. 2- северный, сменившийся на штиль. 3- юго-западный. 4, 5- западный. 7- южный. 8- юг- юго-запад. 9, 10- южный.

Третий главный вывод - климат Саратова и Волгограда очень отличен. В Саратове выпадает на 1/7 больше осадков, а Волга в пределах до границы областей получает незначительное количество мелких притоков. В Волгоградской области меняется все и почти сразу с окончанием административной границы. Крупные притоки Еруслан, Камышинка, Балыклей очень сказываются на характере реки. Оттого резкое потепление которое мы застали (с -16 в ночь с 2 на 3 день до 0 на след ночь) а затем +2+9 в 9ый день не сильно сказалось на состоянии Волги между Ровным и Красным яром, но вовсю показало себя между Камышиным и Балыклеем. Начиная от Еруслана количество осадков ниже (это было заметно по толщине снега надо льдом), много крупных притоков и соответственно при такой оттепели, что мы застали, вода начинает прибавляться стремительно. В целом, за 4 дня оттепели от 0 до +7 лёд стал кашей, со все большей глубиной и все большими потоками воды.

В общем зимой холод гораздо лучше оттепели. Наст держит, снег не налипает на обода, кассета леденеет только 1 раз, осадки гораздо приятнее в форме снега, а не дождя.
Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)
Велоэкспедиция «Волжский лёд». 16-27.02.2017 (по льду на велосипеде.)

15


Комментарии:
0
Главное - с юмором!
Как показали себя фэтбайки? Кто производитель?

1
Производитель уральский - INObike.
Фэты показали себя очень гребучими. Снег держат на ура. У нас разные модели: Son с шириной покрышек 4.0 и Dad - 4.8. Дэд уверенней шел и по рыхляку и по льду. Единственное, где Сын выигрывал - на асфальте. Тормоза и там и там - гидравлика, на холоде не мёрзла, хотя реального холода у нас только первые 2 дня были.
Багажник пришлось ставить с бубном, бонок выносных не было (в этом году на новых моделях поставили). На вилках есть пазы под передний багажник.

0
У Сона тоже можно широкие покрышки поставить, сейчас по умолчанию он с 4,9 продается.
http://www.planetarki.ru/ru/fetbayki-polufety/6594-velosiped-ino-traveler-son-20-redline-2017.html
Отличаются Сон и Дэд прежде всего задней втулкой, у Дэда там мощная ось, а у Сона обычный эксцентрик.


0
Интересный поход, спасибо за рассказ

0
Крутые велики!
Дайте ссылку плиз, где посмотреть можно модели

0
http://inobike.ru/
Здесь их каталог. У нас были модели 2016 года. 2017 уже отличаются.

0
Спасибо!
30-50-70тыр - есть к чему стремиться
А не интересовались случаем, встретившийся вам 3-х колёсный - чьё производство?


0
Описываете множество трудностей - а километраж 40- 50 километров ! Да вы гиганты !
Или вы на шоссейные пробеги ориентировались ?

0
По вашему 40 км по льду и снегу - это мало или много?
Ориентировался при подготовке как раз на эти цифры, т.к. уже имел некоторый опыт зимнего велотуризма.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru