Обзор приобретенного нами во Франции нового необыкновенного устройства TAZ LOV2

Пишет Рафаэль Маджумдер, 22.01.2018 19:12

Вся дальнейшая информация публикуется от лица команды Bad Bat. Мы спелеологи, любим ходит в горы и всю активность связанную с веревками.

Около года назад на просторах интернета мы увидели первые видеоролики, рекламирующие необычное устройство TAZ LOV2. Посмотрев эти ролики, мы поняли что эта железяка умеет то, что не умеет ни одна другая и страстно возжелали заполучить её в свои руки. Но на тот момент производство было приостановлено по техническим причинам. И как только производители написали нам, что TAZ поступил в продажу, мы тут же купили и привезли его в Россию. Ролики вы без проблем найдете на сайте производителя или на ютубе.

Обзор приобретенного нами во Франции нового необыкновенного устройства TAZ LOV2 (снаряжение, tazlov2)

И вот это устройство у нас. Мы потестировали его сами, дали его на тесты нашим друзьям из МЧС и увлеченным специалистам веревочного доступа.
Так как производитель позиционировал TAZ в основном для рабочих и спасательных нужд, мы тестировали его с этой стороны. Но возможно вы сможете придумать, где можно его применить в спортивных дисциплинах типа альпинизма, туризма. С удовольствием готовы скооперироваться и провести дополнительные испытания вместе в желающими.
Итак, представляем наш отчет.

Заполучив устройство, мы в первую очередь его внимательно рассмотрели. Продукт поставляется в простой картонной коробочке с понятной краткой инструкцией на английском и французком языках.
Открыв устройство, мы увидели, совершенно другую схему размещения веревки. Она не похожа на большинство современных спусковух для промышленного альпинизма(Rig, ID, и т.п.)
Внешне устройство напоминает Rig, Id, sparrow и др. устройства для спуска на веревке, однако суть его совершенно иная. Что бы не распылять свои мысли и наблюдения, мы постараемся рассказать по пунктам что с ним можно делать, а что получается так себе.
Рассмотрев ТАЗ, мы видим два стандарта сертификации: EN12841 type A/C max 120 kg – как спусковое(descender) устройство для веревок диаметром 10-11 мм, и EN368:1999 - как страховочное(fall arrest device) для веревок диаметром 11 мм.

1. Таз как спусковое устройство.
Сам принцип таза как спускового устройства отличается от спусковых устройств с эксцентриковым зажимом (типо Rig, gri-gri, I’d и проч.) Веревка заправляется в устройство прямо и перегибается за счет нагрузки на TAZ.
Для того что разблокировать СУ необходимо потянуть за удобную ручку и тем самым изменить угол расположения устройства на веревке. Т.к. нагрузка на ручку достаточно велика - она сделана двухшарнирной.

Наш опыт тестирования данного устройства показал что усилие, необходимое для начала спуска в прямую зависит от диаметра веревки и веса спускающегося. Начало спуска происходит достаточно резко – больше похоже на Gri-gri, чем на Rig или ID. Однако сам спуск плавный и контроль за веревкой удобный. За счет того, что веревка сгибается в одной плоскости – устройство практически не крутит веревку. Кроме того, если надо приподняться, веревка очень легко вытравливается из Таза.(значительно легче чем даже Rig, Gri-gri и т.п.)
Большим минусом ТАЗА как спусковухи – является необходимость снятия его с карабина при встегивания/выстегивании в веревку.

2. TAZ как страховочное на второй веревке.
По ряду признаков TAZ уступает ASAP Lock(рассматриваем как самое передовое страховочное устройство), а по ряду имеет преимущества.

Из недостатков:
- ТАЗ надо снять с карабина что бы закрепить на веревке
- ТАЗ неуверенно и не всегда едет сам по веревке. То положение, в котором он лучше всего едет, предполагает точку нахождения устройства ниже пояса спускающегося, что при срыве приведет к сильному фактору рывка. Поэтому мы бы использовали TAZ с амортизатором рывка.

Однако есть у ТАЗА и преимущества:
- Если вы случайно нагрузили страховку, то достаточно просто нажать на ручку таза, что плавно её разгрузит
- Если случилась внештатная ситуация и вы зависли только на страховке, то нет необходимости встегивать СУ, достаточно просто нажать на ручку и спуститься на TAZе.

Практическое тестирование показало, что учитывая диаметр и состояние веревок в российском промальпе, самостоятельное движение устройства по веревке это миф.

А вот возможность быстро спуститься, если ты завис – действительно крутая опция.

3. TAZ LOV2 как вспомогательное устройство при подъеме по веревке.

Мы очень много раз посмотрели ту часть ролика, где есть подъем с жумаром, пантином и тазом, но к нашему стыду – у нас не получилось достичь того же результата. Возможно это не недостаток железки, а отсутствие у нас определенного навыка.
На наш взгляд, как спелеологов, если предполагается длительный подъем по веревке, то удобнее использовать жумар и грудной зажим.

4. Работа на натянутых и нагруженных веревках.

Теперь перейдем к самой волшебной и необычной функции данного СУ. Это то, что отличает его от любого другого спускового устройства.
Итак, TAZ можно встегнуть в натянутую или нагруженную веревку и использовать как спусковое устройство на этой веревке.
Эти возможности спусковухи мы тестировали особенно тщательно, т.к. ради этого мы его и захотели. И тут мы были в полном восторге!

Для начала мы натянули наклонные веревки и встегнув ТАЗ, проехались по ним. Сначала движение было тяжелым и с рывками, но приноровившись эти проблемы ушли.
На плавность ходя влиял угол и сила натяжения веревок
Кроме того мы встегивали ТАЗ не в точку на обвязке, а использовали короткую(около 10 см) силовую стропу – так оказалось удобнее работать с устройством в таком режиме.

Мы видели в ролике пропускание узла при натягивания полиспаста с помощью таза, но не стали этим заниматься, т.к. это абсолютно понятно и не было смысла дублировать эту историю.

Ну и финалом тестов были спасработы со спуском к пострадавшему по его же веревке. Надо сразу отметить, что подобные работы требуют неоднократных тренировок и доведения ваших действий в данной ситуации до автоматизма.
Пока мы отрабатывали спасы, была выявлена закономерность – чем тяжелее пострадавший, тем сложнее и опаснее проходит спуск к нему и с ним.
Если человек весит больше 90 кг, то Таз встегивается в веревку нелегко, спуск менее контролируемый, с рывками и очень важен момент перехода от спуска по нагруженной веревке к спуску по свободной веревке с пострадавшим, висящим на вас в качестве груза.

До этого мы не встречались и нигде не видели устройства с аналогичными функциями, что для нас делает TAZ LOV2 уникальной и крайней интересной железкой.

5. Выводы.

Плюсы:
+ Универсальность (сертифицировано как спусковое, и как страховочное)
+ Возможность работы с натянутыми и нагруженными веревками
+ Веревка легко вытравливается вверх при подъеме
+ При использование как страховочного устройства, на нем можно спуститься в случае срыва

Минусы:
- Необходимость при заправке веревки выстегивания устройства из карабина
- Универсальность
- Старт с рывками
- Как страховочное устройство не очень удобно

Спасибо всем за внимание, все вышеизложенное - субъективные впечатления от личного использования. Если есть вопросы - будем рады на них ответить.