Монгольский Алтай 2017
обзорная схема маршрута
Идея проехать на велосипедах по наиболее возвышенной части Монголии (Монгольский Алтай) появилась еще два года назад. Во многом "рождению" этого замысла способствовала отмена визового режима с нашим старым Азиатским соседом! В августе 2017 года, благодаря поддержке сервиса https://agakat.com/l/welcome-c у нас получилось воплотить задуманное и проехать маршрут по редко посещаемым велотуристами местам.
Кратко о маршруте:
- 18 ходовых дней
- пройдено 932 км
- всего 10% по асфальтовым дорогам
- 15 перевалов
- четыре перевала выше 3000 м
- суммарный набор высоты 14 967 м
- велосипедный маршрут 5 к.с.
высотный график
Маршрут проходил по приграничным с Россией и Китаем районам Монголии. Для избежания неприятностей с погранцами, нами заблаговременно были заказаны пропуска в приграничную зону.
Маршрут строился по принципу максимума разнообразия в минимальные сроки:)
Ниже приведены наиболее интересные моменты нашего путешествия.
Первые три дня маршрута мы входили в процесс, крутили педали по монгольским сопкам, преодолевали невысокие перевалы, переходили вброд местные реки.
движение вдоль р. Ойгор-Гол, второй день пути
ночевка на р. Ойгор-Гол
На четвертый день пути мы забрались на пер 3125 м, через этот перевал идет дорога к базовому лагерю у массива Таван-Богдо-Ула. С перевала открывается отличная горная панорама во главе с вершиной Куйтэн-Уул (Найрамдал) 4374 м высшей точкой Монголии. С массива Таван-Богдо-Ула стекают крупнейшие на всем Алтае ледники Потанина (19 км) и Пржевальского (10,8 км).
Вдоволь полюбовавшись захватывающими видами мы начали спуск в долину р. Цаган-Гол.
на подъезде к перевалу 3125 м
На перевале 3125 м
Из долины р. Цаган-Гол мы начали подъем к очень интересному перевалу (урочище Марин-Дзамт) 3160 м. Перевал интересен тем, что еще на картах генштаба на перевале лежал переметный ледник. Но судя по современным космоснимкам ледник сильно отступил. Через перевал идет караванная тропа в долину озера Хотон-Нур.
на подъезде к перевалу 3160 м
начало подъема
наш перевал правее горки
подъем с велосипедами:)
еще немного
еще относительно недавно здесь был ледник
Про спуск с перевала можно сказать, что он был не на много приятнее подъема, а при спуске в долину р. Цаган-Ус и вовсе пошел дождик. На место ночевки мы пришли мокрые и измотанные. Благо выбрали хорошее место, натянули тент и развели хороший костер!
в долине р. Цаган-Ус
На следующее утро погода исправилась, и на душе стало приятнее. Все прелести долина р. Цаган-Ус способны оценить только опытные вело туристы. Не смотря на все трудности пути, мы были щедро вознаграждены замечательными видами.
продолжаем движение по долине р. Цаган-Ус
красоты долины р. Цаган-Ус
Постепенно долина р. Цаган-Ус стала шире и мы выехали на дорогу по которой продолжили наш путь к озеру Хотон-Нур. Озеро считается жемчужиной Монгольского Алтая. В день нашего визита, погода шалила, пугая нас дождем и сильным ветром.
у каменной бабы на пути к озеру Хотон-Нур
на фоне озера
тучки ходят
спрятались в домике от непогоды:)
Дальнейший наш путь пролегал вдоль озера Хурган-Нур и был похож на большую стиральную доску со множеством подъемов и спусков. При подъеме на перевал к озеру Даян-Нур нас и вовсе настигла зима. Снег с холодным ветром заставил нас одеть все теплые вещи и искать укрытия. На этот раз нас снова спас пустой домик!
Длинный брод р. Их-Ойгорын-Гол
мистическое место, три каменные бабы с чашками в руках обращены лицом к маркированным камнями "посадочным полосам"
приближение зимы
На следующее утро мы проснувшись в очередной избушке мы увидели каково в Монголии зимой
зимнее утро
Поднявшееся солнце быстро растопило снег, лишь в горах снег задержался до обеда.
О том, что приближается зима, мы поняли потому, что монголы начали сворачивать свои юрты. Радовало то, что мы ехали на юг. Впереди был сложный ни кем не описанный ранее перевал высотой 3114 м. Не смотря, на то, что на некоторых картах через перевал идет хорошая дорога, нами такой замечено не было:)
этот снимок хорошо отражает специфику подъема на перевал
на перевале многие были близки к отчаянию, потому, что увидели спуск
спуск
вид на пер. 3114 м с востока
Чем дальше мы двигались на юг тем становилось теплее. По пути мы посетили два центра сомонов Алтай и Дэлун.
на очередном перевале
брод р. Чигиртэйн-Гол
подъем на перевал Агуйтын-Даваа 3065 м
Наконец мы оказались в долине р. Булган-Гол. Информации о долине и характере дорог было мало. Долина реки Булган-Гол очень живописна. На пройденном нами 150-ти километровом участке долина имеет меридиональную ориентацию. При движение с севера на юг наблюдается постепенная смена ландшафтов на более засушливые.
красоты долины р. Булган-Гол
приятнее всего ехать по мотоциклетным дорожкам
часто стали попадаться песчаные участки
полупустынный пейзаж
эти маленькие шипы якорца стелющегося (Tribulusterrestris), хорошо попортили наши камеры
Заключительный участок пути мы проехали по отличной асфальтовой дороге, построенной китайцами, на следующий год эта дорога соединит Синцзянь-Уйгурский автономный район Китая и Республику Алтай в России.
китайский асфальт
на финише маршрута в поселке Алтай-Сум
Некоторые дополнительные сведения по маршруту:
- Дороги на маршруте преимущественно среднего качества
- Маршрут довольно автономен, населенные пункты не чаще чем один в два дня, первые шесть дней на маршруте не было постоянных населенных пунктов
- Молоко, баурсо и масло почти всегда можно приобрести в юртах, которые есть везде, где есть вода
- Местную валюту- тугрики можно приобрести на границе, либо в центрах аймаков
- Во всех поселках можно приобрести бензин
- Для зарядки гаджетов в Монголии хорошо помогают солнечные батареи, так как много ясных дней
- В Баян-Ульгийском аймаке в горах Монгольского Алтая в этническом составе преобладают Казахи, в Ховдинском аймаке преобладают Монголы
- С водой на севере проблем нет, при движении на юг, надо более тщательно продумывать места обедов и ночлегов.
Подробно о маршруте можно прочитать здесь: http://uventa-club.ru/sites/default/files/otchet_mongolia_1.pdf
Участники похода:
- Таисия Мазалевская
- Андрей Мокроусов
- Владимир Мортиков
- Сергей Пономарев (рук.)
Позитивный видио сюжет о маршруте:
Эх, Монголия - мечта. А мне надо накатывать тоже.