Ули Штек
Ты много раз прошел один,
То в стрессе, то спокоен,
Изломанные стены гор,
где крюк- анахронизм.
От срыва и падения
Солист не застрахован.
Ты отключал эмоции
И лез как механизм.
Ни с кем не обсуждая,
Что там взять из снаряженья.
В своем, не в чьем-то темпе
Ввысь взбираясь по камням.
Ты отдых запрещал себе,
И запрещал скольженье.
Ты тренировкой на измор
страховку заменял.
Кривой вбивая инструмент,
Беседуя лишь с эхом,
Ты верил в скорость,
Пробегая стен великих ад.
Со смертью в связке
Создавал ты ореол успеха.
Шутил на горных хижинах,
Как все в кругу ребят.
Но разве из металла
Эти руки скалолаза?
И разве пульс– как помпа,
Или нервы – как троса?
Ты видел крошечки-цветы
На скалах Гранд-Жораса,
И мотылька, примерзшего
На ледяной каскад.
Сентиментальность ни к чему –
Расчет, техничность в соло.
Долой железо лишнее
И жир на животе.
Мир горных гладиаторов
в “Миллетах” и в “Асоло”
Смертями изобилует
В алмазной высоте.
В рискованном безлюдьи
Ты читал руками скалы,
На уровне безумства
И прозренья слепоты.
Твои рекорды шоумен
Пускал в TV-каналы.
Вели фанаты с критиками
Спор до хрипоты.
Взбегай на гору скользкую,
Режь ледяные скибки,
Так, что на кошках зубья
разгибаются, дрожат.
С годами вероятность
Очень маленькой ошибки,
Растет непоправимо,
Как на дьявольских дрожжах.
Под грузом осужденья
Срыв на мизерах, кавернах?
Иль спазм микроинсульта,
Гипоксии острый криз?
Но трансцендентным мастерством
Владеющий на стенах,
Ты не сверхчеловеком, просто
Смертным рухнул вниз!
Нашли, и подняв на руках,
Как воины - Ахилла,
Втолкнули тело
В вертолет коллеги по горам.
Замолкли споры,
Аннапурна голову склонила,
Заплакал Эйгер, траурны
Дары монастырям.
В законе ли на пиках,
Словно одиночек-гризли,
Следы супер-солистов,
Восходителей-машин?
Глубокой складкой меж бровей
В тебя врезались мысли
О вольном горном спринте, там
На хрустале вершин.
В единый реквием и техника, и лирика сплелись...
А что собственно такого ужасного, Вы, иллюзорный со всех сторон ( так написали Вы о себе на своей страничке), здесь прочитали? Возможно, просто невнимательно, не дав себе задуматься. Этот стих написан на боли сердца, далеко не за один час, или день, и не надо мне советовать жалеть Ули, тогда как он, и другие погибшие альпинисты живут горем во мне.
Проще всего написать, зарифмовать тривиальные мыслишки, типа - вот каким он был героем, бесстрашным кумиром, безупречным рыцарем гор. Мне это легко, поверьте.
Но это примитив, банальщина, хотя часто такой стиль может вызвать бурное одобрение.
В жизни и внутри человека все очень сложно, противоречиво, поэтому отбражение в искусстве тоже сложное и противоречивое, и требует от читателя тоже затратить работу мысли и души на понимание. Поверхностное восприятие рождает поверхностные суждения.
Впрочем, для меня отзывы, подобные Вашему - не новость, я знал, что они будут. Читайте примитивы, и найдете с ними полное внутреннее согласие.
P.S. Под "пожалели" я имел ввиду примерно следующие: воздержались от выкладывания сего странного опуса из уважения к памяти о выдающемся альпинисте.
Постараюсь пояснить непонятое Вами, поскольку в этом комментарии есть что-то конкретное, а не лишь истерическое УЖАСТЬ!
Видимо Вам неизвестно, что Ули Штек за свою невероятно точную технику получил прозвище ШВЕЙЦАРСКАЯ МАШИНА (всем известна точность механики швейцарских часов). Отсюда и выражение в стихе "Ты отключал эмоции, И лез как механизм", а не от загадочного мозговедения (Ваше выражение). Почему отключал эмоции? Согласно восточным представлениям о мастерстве кун-фу, карате, мастер для наивысших достижений, побед, должен действовать абсолютно спокойно, бесстрастно, безэмоционально даже в смертельном бою со многими противниками. Только такое, трудно достижимое состояние, дает возможность действовать без ошибок, максимально точно.
Насчет нелепых деталей (втолкнули тело в вертолет) тот, кто имеет практический опыт спасработ, поймет, что акью с телом примерно так и помещают в кабину. Как обращались с телом Ули Штека, Вы можете увидеть здесь https://www.youtube.com/watch?v=AQ3hFrY9_gU
Хотя, не буду отрицать огульно все, возможно это слово (ВТОЛКНУЛИ) будет деликатнее поменять на более мягкий синоним.
Ули Штек при жизни воспринимался многими неоднозначно. Да, достижения выдающиеся, но есть ли этот стиль новым направлением, общеприемлемым путем, или это просто уникальные свойства одного человека? Это дискутировалось. Немало авторитетных альпинистов подвергали сомнению его рекорды, например, восхождение на Аннапурну. Уже после смерти Ули, Р. Месснер написал, что не разделяет скоростные идеи восхождений, и ему все равно, пройден маршрут за 2 или за10 часов.
Вся эта неоднозначная ситуация должна была так , или иначе отразиться в стихе, потому что такова правда, хотя я с большим уважением отношусь к Ули Штеку, и воспринял как личное горе его неожиданную гибель.
Мне жаль, что Вы не в состоянии понять даже общий пафос стихотворения о нем, и думаете, зарываясь в несущественные детали, что я хотел сказать что-то обидное в его адрес.
Что уж тут с Вами говорить о технике, если налицо вопиющая неспособность воспринять хотя бы общий смысл. Не Вам решать, кому и что выкладывать на ленту, воздержитесь ка лучше Вы сами от некорректных, неуважительных замечаний к творчеству другого человека.