Дубль 7

Пишет Исаак Гилютин, 17.11.2017 12:08

Введение

2016 год - для меня 77-й год рождения (дубль семь – такое бывает лишь раз в жизни!) и поэтому я решил, что прожить его надо как-то по особому. Просто залезть на Mt. Shasta – это звучит уж очень банально. И тогда в январе месяце мне в голову пришла следующая мысль: поскольку я всю взрослую жизнь бегаю для поддержания своей физической формы, а также для ежегодного восхождения на Mt. Shasta, то почему бы мне не поучаствовать также и в Сан Франциском ежегодном марафоне? Ну, конечно, не в настоящей марафонской дистанции (я ведь пока ещё в своём уме!), но Сан-Францисский марафон помимо марафонской дистанции (42 км) имеет ещё две дисциплины для более ущербных – ½ марафона (21 км) и уж для совсем ущербных - 5 км. Вот на эту последнюю дистанцию я и решил претендовать и, таким образом, впервые в жизни поучаствовать в официальных беговых соревнованиях огромного масштаба. В молодые годы мне приходилось участвовать в соревнованиях по скалолазанию, по альпинизму, наконец, один раз в лыжных гонках, но никогда не бегал никакие марафоны.

Возник вопрос: ну когда-то же надо попробовать, а то ведь можно и опоздать? Так и умрёшь без марафона и не о чем будет вспомнить на смертном одре. Как говаривал незабвенный Павка Корчагин: «Жизнь даётся человеку только один раз и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Моё решение может показаться не совсем нормальным, но ведь и год этот для меня тоже не совсем обычный – он же «дубль семь»! Конечно, для осуществления задуманного пришлось здорово перестроить свой режим и всё прочее также подчинить этой цели. Но об этом чуть ниже. А пока важно то, что этот год состоял из двух независимых событий, каждый из которых уже мог позволить мне отпраздновать мой день рождения, как вполне заслуженный. Для непосвящённых объясняю: 16 лет назад (год, когда я купил себе последний дом, в котором живу и поныне) я завёл себе традицию – праздновать свой день рождения только после того, как залезу на Mt. Shasta, т.е. я должен заработать сам у себя такую привилегию. Иначе мне было бы неловко звать на это событие своих молодых друзей, из которых все, в аккурат, ровесники моих детей. Ведь я хочу, чтобы они, мои друзья, принимали меня в своей среде на равных, а эту привилегию я должен каждый год доказывать заново. Им это может быть и не надо, но мне самому это точно нужно. С тех пор дата сборища по поводу моего дня рождения перестала быть привязанной к 26-му июля (мой календарный д.р.), а отмечается только после такого восхождения.

Иногда мне приходится ждать напарника(ков) до августа, а то и сентября, и потому последние 15 лет я устраиваю сборище своих молодых друзей по этому поводу обычно в сентябре, а один раз это было даже в ноябре. До сих пор это требование неукоснительно выполнялось, кроме двух годов - 2007 и 2008 – когда я ездил в альплагерь «Безенги» в Кабардино-Балкарии работать тренером со студентами ЛЭТИ, которые нахаживали себе 2-й разряд. Я тогда посчитал это вполне достойной заменой, поскольку в первый год сделал с участниками в том числе вершину 2А, а во второй - и вовсе 3А (кажется, это была вершина «Арбуз» в Тёплом углу). Ну а теперь вернёмся к событиям текущего года.

Mt. Shasta, 23-25 июля 2016 года
В воскресенье 24-го июля я снова побывал на вершине горы Шаста (Mt. Shasta), что на севере Калифорнии. Для тех кто не в теме: её высота 4,322 метра. Мы с ней знакомы достаточно давно – я регулярно раз в году, начиная с 1993, её навещаю.

В этом году опять произошла заминка с напарником: как и в прошлом году, сначала желающие появляются, а ближе к делу отпадают по разным причинам. До самого конца верным оказался лишь один мой приятель по спорт клубу по имени Миша. Он уже не молод (ему аж 44 года!) и никогда не занимался альпинизмом, но каждый день тренируется в спорт клубе, поэтому у меня не было сомнений, что у него всё будет в полном порядке.

Итак, в четыре утра субботы, 23-го июля, вдвоём мы отчалили от моего дома в Сан Хосе (для тех кто не знает: это официальная столица Силиконовой Долины). Около 10 утра в магазине альпинистского снаряжения под названием «Пятый сезон», который находится под самой горой, мы взяли для Миши всё необходимое снаряжение (горные ботинки, к ним кошки, ледоруб, каску и гамаши (gaiters) для ботинок). Ещё 40 минут езды и мы добираемся до паркинга на высоте 2,377 м.

Только мы вышли из машины, как к нам подходит молодой человек со словами «я слышу русскую речь, что совершенно неожиданно, но очень приятно». Выясняется, что звать его Саша, ему 31 год, родом он из Сибири, закончил Уральский Политехнический Ун-т по специальности «Спортивный менеджер», вот уже 4 года как он живёт на острове Бали в Индонезии со своей женой и двумя детьми. Он очень любит путешествовать (а кто не любит?). За эти 4 года он посетил 37 стран, на этот раз он за 17 дней проехал на машине 11 американских штатов и через 3 дня он улетает из Лос Анжелеса (замечу, что это более 1000 км от Mt. Shasta на юг) к себе домой на Бали. Сюда он заехал, чтобы полюбоваться на известную достопримечательность - Mt. Shasta, переночевать прямо здесь возле машины в спальном мешке и на следующий день уехать вниз. Я, конечно, заинтересовался чем он зарабатывает на жизнь себе и своей семье, да при этом ещё и посетил 37 стран за 4 года. Ответ его оказался для меня неожиданным: он в Интернете ведёт Travel Blog (Блог путешественника), у него 16,000 читателей и 52 человека, которые на него работают. Оказывается на этом можно безбедно жить!
Он, конечно, заахал и заохал по поводу того, что нельзя ли с нами пойти наверх? Я сказал, что да, конечно, можно и я очень даже советую подняться с нами на первые 500 метров по высоте (это совсем не трудно и не требует никакого снаряжения) и там уже будет настоящий горный цирк со всеми прелестями, как-то, с трёх сторон гребни и их склоны, покрытые снегом.

Ну, конечно, после 4-х лет жизни на Бали ему очень захотелось в конце июля увидеть настоящий снег. Он заядлый сёрфингист (катание на доске по океанским волнам), потому и выбрал для жизни остров Бали в Индонезии. Ни к альпинизму, ни к скалолазанию, он прежде отношения никакого не имел. Получив приглашение, он побежал к своей машине собирать рюкзак. Выяснилось, что у него кроме одноместной палатки, спальника, воды и бутерброда больше ничего нет – ни примуса, ни кастрюльки. Отсюда вы можете понять, что он путешественник совсем другого толка. Но в данном случае не было нужды ни в специальной подготовке, ни в специальном снаряжении, поскольку он намерился взойти на 1/20 горы, там переночевать и на следующий день спуститься к машине. Всё лучше, чем спать возле машины. Пока мы поднимались 1½ часа до рекомендованного мною плато, я увидел, как он уверенно идёт в своих кроссовках по снегу, ни разу не поскользнувшись, при том, что Мише было довольно трудно идти даже в высокогорных ботинках.

Дубль 7 (Альпинизм)
Слева Саша, справа я

Справедливости ради, надо сказать, что Мише досталось нести нашу палатку - не мне же, старому человеку, да к тому же и неофициальному тренеру, нести её! Увидев Сашину такую прыть молодого жеребца, я предложил ему пойти с нами на нашу ночёвку, несмотря на то, что впереди был путь ещё часов на 4-5 в основном по снежным склонам, а также по неприятной осыпи. Он, конечно, с радостью согласился. Так мы поднялись с ним на Helen Lake – место ночёвки для всех, кто собирается идти ночью (рано утром) на вершину. Ещё минут через 40 к нам присоединился Миша.

То, что Саша увидел на этой высоте (3200 м) привело его буквально в дикий восторг. Он всё повторял, как ему повезло, что он встретил нас и что вместо того, чтобы прожевав свой бутерброд, лечь спать возле своей машины, теперь он будет наслаждаться потрясающим закатом, ночными огнями городка, расположенного под горой, а утром ещё и несказанной красоты рассветом.
Саша меня совершенно не разочаровал и, если бы у него были с собой ботинки, кошки, ледоруб и каска я бы спокойно взял его наверх, что я ему и выразил. На это он ответил: «никакой проблемы, я приеду в следующем году, куплю всё необходимое снаряжение и с большим удовольствием поступлю в твоё распоряжение».

Пока Миша готовил еду, Саша подсел ко мне и стал меня интервьюировать на свою микро камеру, сказал, что по возвращении домой поработает с этим материалом и вставит его в блог для своих читателей.

Мне, конечно, было жутко смешно всё это слышать, но ему виднее. Перед сном договорились, что на следующий день он ждёт нас до 2-х часов дня и, если мы не появимся к этому времени, он уходит вниз один, т.к. не может опоздать к своему самолёту в Лос Анжелесе.

Ночью мы с Мишей встали в 3 часа и в 4 часа, надев кошки, вышли на восхождение, подсвечивая себе путь налобными фонариками. С этого момента ничего необычного не происходило. Пожалуй стоит только отметить, что снежные (а ночью они ледовые) калгаспоры в этом году необыкновенно большой высоты (до полу метра, а иногда и выше) и, конечно, по ним труднее ходить, чем обычно. Это, безусловно, следствие необыкновенно снежной зимы.

К моменту нашего выхода далеко на горе уже светилось около 20 фонариков. Я полагаю, эти люди вышли на гору на 1-2 часа раньше нас. Хочу отметить, что ещё такое же количество фонариков светилось позади нас. И вот тут я с огорчением должен отметить, что впервые все, кто стартовал после нас, нас обогнали. В прежние года, как правило, попадались восходители, которых мне приходилось обгонять на главном длиннющем снежном (ночью ледовом) склоне. Их никогда не было много, но таковые всё-таки были. Но не в этот раз.

Я думаю мы шли этот главный склон часов пять. Ещё 2-2.5 часа занял у нас подъём на три ступени Misery Hill, после чего я оказался на плато под вершиной (высота 4150 м) поджидая Мишу. Минут через 30 появился Миша, к моему удивлению без рюкзака, а значит и без кошек и ледоруба. Притом, что мы знали, что (первый раз за 23 года!) и то и другое понадобится для последнего участка на вершину – об этом все возвращавшиеся с вершины нас предупреждали. А теперь, к моему огорчению, Миша говорит, что с него достаточно и что дальше он не пойдёт. Договариваемся, что он остаётся на плато и будет ждать меня.

Я одеваю кошки и ещё ровно через 27 минут помахиваю ледорубом Мише с вершины. Вы не могли не заметить, как часто в этом тексте я произношу слово «впервые». А вот и ещё раз впервые: я на вершине совсем один (я уже упоминал, что все давно побывали на вершине и ушли на спуск) и некому было сделать фото с моей физиономией на фоне вершины. Чтобы всё-таки иметь доказательство своего пребывания на вершине, в книге восходителей оставляю запись следующего содержания: «Я, Исаак Гилютин, поднялся на вершину 24 июля в 12:58. Это есть мой собственный подарок на мой 77-летний день рождения, который имеет место быть ровно через два дня». После этого быстро спускаюсь к Мише и затем вместе продолжаем спуск, который к счастью не принёс никаких неожиданностей.

Мише очень понравился спуск скольжением на попе по к этому времени уже снежному длиннющему склону. Около 5-ти часов вечера мы были на ночёвке. Саши, конечно, там уже не было. Вернулись мы очень усталые и я предложил переночевать на горе ещё одну ночь (что тоже для меня было впервые). Так и было решено. В понедельник, как говорится, «усталые, но довольные, они благополучно вернулись домой».

И чтобы окончательно закрыть эту тему, я хочу привести здесь мою переписку с Сашей, который уже успел вернуться к себе домой на Бали:

Исаак ----> Саше
26 июля 2016 г., в 9:37, Isaak написал(а):
Саша,
Мы только что вернулись с горы, обстоятельства заставили нас переночевать на горе 2-ю, незапланированную ночь. Я хотел тебе позвонить и узнать, как твои дела и всё ли в порядке, но ты не оставил мне свой номер телефона. Если будет минута – позвони. Мой домашний ты записал. На случай, если не услышу тебя сегодня или завтра утром, то счастливого полёта и скорого возвращения в Богом избранную Солнечную Калифорнию. Не забудь прислать мне координаты твоих блогов, я с радостью с ними ознакомлюсь.
Исаак

Ответ Саши -----> Исааку

From: Александр Редькин
Sent: Wednesday, July 27, 2016 1:02 PM
To: Isaak
Subject: Ответ от Александра!

Исаак, дорогой! Очень рад тебя слышать.
Я уже в Малайзии, только что сделал 2 длинных перелёта, один по 14 часов! У меня все просто восхитительно, я как ребёнок спускаясь с Шасты катался по ледникам, может быть Вы видели следы и спустился за 1.15 ориентировочно, по тому же маршруту. Я благодарен что встретил тебя и Мишу и хочу ещё раз выразить огромную благодарность за всё, что вы для меня сделали. Если бы не Вы, сидел бы я внизу и не получил бы тех впечатлений.

Появилась цель вместе в следующем году сделать восхождение, я подготовлюсь и куплю все оборудование!
Рад что в моей жизни появился такой пример как ты, по приезду отдам видео на монтаж, чтобы сделали небольшой сюжет о нашем приключении и чуть позже скину все фотки с горы.

Вот все мои координаты:
✚ канал YouTube → https://goo.gl/vCf3fV
✚ Вконтакте → https://goo.gl/3KcZi2
✚ Фейсбуке → https://goo.gl/XRp6WW
✚ Инстаграмме → https://goo.gl/IdSO8K
✚ Одноклассники → http://goo.gl/kxGdMQ

Рад что в моем окружении появился такой пример как ты Исаак! До связи!

Cан Франциский Марафон, 31-июля 2016 года

Прежде, чем я принял решение поучаствовать в этом марафоне, я, конечно, почитал про него, про тот, который проводился в предыдущий, 2015 год. И первое, что я узнал, это то, что в прошлом году он проводился прямо в мой день рождения – 26 июля 2015 года. Конечно, я очень пожалел, что пропустил возможность бежать в свой день рождения – это было бы вдвойне интересно.

Второе - это то, что последние годы я бегал для души и тела только 4 км, а на марафоне надо бежать 5 км, уж меньше дистанции не бывает. Следовательно, придётся привыкать к новой дистанции и заставлять себя работать ещё больше. И, наконец, третье наблюдение, которое я вынес, изучая результаты прошлого года, – это то, что я не так уж и плох и, если дойду до жизни такой и таки поучаствую, буду далеко не самый последний. Именно это оказалось главным обстоятельством для принятия моего решения.

Теперь хочу поделиться своим опытом на случай, если кто-то в моём возрасте или близко к тому захочет поучаствовать в какой-либо из дисциплин марафона. Итак, решение было принято во второй половине января. До этого я практически всю жизнь в Америке бегал для себя два раза в неделю перед сном. Это очень помогало засыпать. Теперь же я решил, что бегать надо постоянно и через день, без пропусков.

За три месяца до марафона мне (сове по типу устройства моего организма) пришлось изменить полностью свой режим: вместо вечера я стал бегать по утрам, чтобы приспособиться к более низким температурам, которые имеют место быть в Сан Франциско. К тому же старт моей дистанции даётся в 7:45 утра и надо было приучить себя вставать очень рано, а значит и рано ложиться спать. А в такое время дня разница температур воздуха между Сан Хосе и Сан Франциско легко может достигать 5-10 градусов Цельсия. Подобрать подходящую одежду тоже оказалось не простым делом.

Последние три месяца я ещё раз изменил своё расписание – ложился спать в 8 вечера, вставал в 5:30 утра и после небольшой разминки дома в 6:15 шёл бегать свои 10 кругов на стадионе, который очень кстати расположен прямо в моём жилом комплексе.

За эти полгода я много раз пытался сравнивать восхождение на Mt. Shasta и 5 км бега. Так что, могу сказать, что бегать много тяжелее, чем восходить на гору:

Во-первых, в горах всегда ходят медленно.

Во-вторых, ты можешь остановиться в любой момент и подышать, если очень тяжко, а иногда можешь посидеть и отдохнуть – в альпинизме это в порядке вещей, особенно на подходах. В беге это абсолютно исключено. Я, например, из своих десяти кругов легко бегу только половину первого круга (1/20 дистанции), вся остальная дистанция проходит в тяжёлой борьбе с самим собой.

Ну теперь пора перейти непосредственно к марафону. Это оказалось очень интересным. Общее число участников 27,000 и, наверное, что-то около того же число зрителей. Участники, конечно, не только из США, но также и из-за рубежа. Организовано всё было очень даже неплохо. Пожалуй больше всего меня поразил бесплатный The Race App provided by FitBit Company. Электронный чип с моим номером (2186) был прикреплён к шнурку одного из моих кроссовок. Но чип не такой, как мы привыкли видеть в компьютерах, а совершенно плоский, напоминает штрих код на товарах в магазинах. При этом он несомненно имеет постоянную связь с компьютером на всей дистанции. Это позволяло моей дочери и её мужу следить за мной (вернее за моим номером) на протяжении всей дистанции.

Я заранее сообщил об этом Арр своему молодому другу Саше и он, находясь в Питере, также успешно наблюдал за моим перемещением на плоскости одновременно с моей дочерью, которая поджидала меня в толпе зрителей. Буквально через 5 минут после финиша я получил от него имейл из Питера, в котором он сообщил, что вместе со своими друзьями наблюдал за моим передвижением и «болел» за меня и уже знал моё время, раньше меня! Мне ведь ещё надо было отдышаться и отыскать свою дочь в толпе зрителей. Как сам Саша выразился по этому поводу (а он учёный и занимается Хай Теком): «будущее уже с нами!».

Теперь пора огласить мой результат, которым я очень недоволен: 30 мин 55 сек. Это почти на 2 минуты больше, чем то, на что я мог рассчитывать. Объяснение этому я, конечно, нашёл, но утешения это мне не принесло:

Во-первых, до и во время забега воздух был очень влажный, что для Сан Франциско в такое время дня достаточно обычное явление, а для меня, жителя очень сухого климата Сан Хосе было, конечно, серьёзным недостатком.

Во-вторых, я возможно не полностью восстановился после восхождения на Шасту – прошло всего 5 дней.

Ну а теперь немного статистики:
Моё время позволило мне занять из общего числа в 2,378 участников (и мужчины и женщины) 630 место; среди всех участников мужского пола 366 место, а с коррекцией на пол и возраст я занял 77 место из 2,378 участников. Интересно как распорядилась судьба: в первый день, когда я заглянул в таблицу результатов, я нашёл себя на 76 месте, а через неделю обнаружил себя уже на 77 месте. Очевидно, что организаторы обнаружили ошибку для одного из участников забега и внесли поправку. Ну как тут не поверить в мистику: звучит так, будто организаторы обнаружили, что мне не 76 лет, а 77 и переместили меня на соответствующее место!

Для моего утешения самое время пропеть слова старой песни велосипедиста-неудачника:

В следующем году в форму я войду
И тренироваться стану чаще,
Чтоб не потерять, чтоб завоевать
Катьку – этот приз переходящий.
………
Вперёд не плача, крути работай –
И финиш твой.

Моё участие в марафоне уже принесло первый положительный результат: муж моей дочери, Гейб, который присутствовал среди зрителей, сказал, что в следующем году он тоже побежит со мной.

А теперь хочу указать на источник информации о марафоне на случай, если кто-то из моих читателей захочет узнать о нём чуть больше:

Если же кто-нибудь захочет проверить верность приведённой мною статистики, вам следует зайти на View Results, затем кликнуть на 2016 RESULTS, затем в Select a Race выбрать «5К» и, наконец, в One-Click Searches выбрать Age/Grade. Тогда на 1-й странице в позиции 77 вы увидите моё имя. На всякий случай, мой Bib # 2186 (это номер, под которым я бежал).

Исаак Гилютин
П.С. Не судите очень строго – это лишь проба пера. Хочется надеяться, что я вас не сильно утомил отдельными подробностями.