Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года

Пишет Денисов Сергей, 26.08.2017 10:17

Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)
СПРАВКА: Кату́нский хребе́т — горный хребет с преобладанием высокогорного рельефа в Центральном Алтае, на территории Республики Алтай. Длина составляет 150 км, высшая точка — гора Белуха (4506 м). В центральной части хребта преобладает альпийский рельеф. До высоты 2000—2200 м произрастают лиственничные и кедровые леса; выше — луга, скалы и осыпи. На склонах хребта насчитывается около 386 ледников общей площадью 279 кв. км. Здесь же с ледника Геблера берёт своё начало река Катунь. Для Катунского хребта характерно преобладание высокогорного рельефа с типичными альпийскими формами – островершинными пиками, цирками, долинами с озерными ваннами. На правобережье верховьев Катуни расположен биосферный государственный природный заповедник «Катунский».
Не смотря на то, что хожу в горные походы с прошлого века, но ни одного отчета или рассказа не писал. Открыв для себя Risk.ru и прежде всего людей в нем, впервые зарегистрировался в «социальной сети» и пишу этот рассказик.
Решил я в 2017 году закончить осваивать свой любимый Катунский хребет, так как обошел почти все, остались только неосвоенные островки, да запретный, ввиду нахождения в центре Катунского заповедника для посещения район Осиновских озер и ряд находящихся там перевалов. Не освоенные островки планировалось освоить одним выходом. После чего переключиться на другие части Горного Алтая (Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребты, горы Плато Укок).

Состав группы: два человека отец 46 лет и сын 12 лет (ходит в походы с 8 лет)

Планируемый маршрут:
День Примечания
1 день г. Горно-Алтайск- база «Вечный странник» Усть - Коксинского района Республики Алтай Личный транспорт
база «Вечный странник»- по правой стороне реки Мульта до развилки оз. Куйгук- оз. Нижнемультинское выход
2 день Развилка – оз. Куйгук Ночевка под перевалом Куйгук
3 день оз. Куйгук- перевал Куйгук (1А) оз. Верхний Акчан
4 день День отдыха (разведка подхода к перевалу Суровый)
5 день Радиальный выход с оз. Верхний Акчан через пер. Суровый (1Б) к оз. Аскыр (Ала- Асчир – на картах)
6 день День отдыха (разведка подхода к перевалу Акчан)
7 день оз. Верхний Акчан- пер. Акчан (1Б) радиальный выход на господствующую высоту- спуск под перевал
8 день Выход на пер ГАКПИ (1Б) спуск до развилки оз. Поперечное, оз. Верхнемультинское
9 день От развилки – пер. Абитурьентов(1А) спуск к оз. Тихому
10 день День отдыха
11 день Оз .Тихое- пер. Крепкий (1А)
12 день Радиальный выход с пер. Крепкий на господствующую
13 день пер. Крепкий спуск к оз. Крепкое
14 день оз. Крепкое – пер. Перевальный (1А)- оз .Проездное
15 день оз .Проездное - Пересечение дороги с Мультинских озер и района Михайловки
16 день Михайловка- база «Вечный странник»

Два года подготовки, два с половиной месяца специальной физ.подготовки, освобождение времени на работе и в 600 10 июля 2017 года вперед. К 12.00 мы уже в Усть –Коксе –районном центре в 450 километрах от г. Горно-Алтайска.
Но как, то сразу не задалось. Ожидаемый прогноз погоды сразу же не оправдался. По приезду в с. Усть- Кокса по прогнозу без дождя и облачности, однако по факту дождь. Но меня уже не удивить – уже два года в 2014 и 2015 году намеренно приезжал по прогнозам в дождь и, ни какого дождя не было. От с. Усть- Кокса через села Верх-Уймон, с. Тихонькая, с. Мульта к маленькому населенному пункту «Маральник» где находятся две туристические базы. Ставим там автомобиль. И к 14.00 готовы к выходу. Каждый раз интересно - что на этот раз оставил дома. На этот раз карту памяти от фотоаппарата ,осталась после дефрагментации в компьютере. Спасибо Алексею с базы «Вечный странник» спас – дал карту на 4 гигабайта.
Выходим с базы по правому берегу реки Мульта. Дорога представляет собой постепенный набор высоты в основном по хвойному лесу ,по хорошо пробитой дороге и тропе. Сбиться с пути возможно только в двух местах:
1. В начале пути около летника (деревянный дом) дорога вверх на перевал, который ведет в ущелье Акчан, а вправо по тропе на Мультинские озера и оз. Куйгук.
2. Через минут 40 хорошего хода, дорога уходит в гору, а нужно по тропе уйти правее через реку.
Первый день по плану. Перед развилкой(оз. Куйгук\оз.Нижнемультинское) на красивой полянке встаем на ночлег. Утром еще шумный город, а к вечеру виднеется Катунский хребет.
Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)
Воодушевленные хорошей погодой и хорошим ходом в 9.00 следующего дня выдвигаемся к озеру Куйгук. Из озера Куйгук на мой взгляд один из красивейших водопадов что я видел, озеро так же очень красивое. Препятствий к озеру нет, поэтому интерес к нему будет только возрастать.
Водопад Куйгук июль 2013 года
Но, то, что я наблюдал далее, чрезвычайно удивило. В направлении озера двигались 5 групп на лошадях. Кроме того, две большие группы- более 30 человек, с радиальным выходом и еще несколько групп с меньшей численностью. Прибыв к озеру - такого столпотворения я не ожидал - залавок с водопадом выглядел как муравейник. А еще четыре года назад, в июле мы с сыном неделю жили на озере одни. Погода испортилась, поэтому особо не фотографировал. Сделав дневку, пообедав, двинулись дальше и там уже никого - КРАСОТА.
Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)
А в этот же период бывает вот так июль 2013 г.
Периодически выглядывающее солнце радовало красками сочной травой и бирюзовым цветом озера. На этот раз снежников немного, а ледники значительно отступили. Кругом ручьи, мелкие водопады и «обалденные» цветы. За озером достаточно красивых мест и полянок для установки палатки. Дров нет, только если карликовая березка. Дальше на газе.
На самой верхней полянке встаем на ночевку. На следующий день по плану двигаемся на одноименный перевал Куйгук 1А 2520 м. Перевал представляет собой пологий подъем по осыпям с перепадами высот - тропа достаточно хорошо просматривается в обе стороны. В сторону озера Акчан более крутой со скальными сбросами. Иногда перевал даже в июле закрыт снежником со стороны оз. Куйгук , что может осложнить проход взлета где угол подъема увеличивается и тогда лучше использовать когти. Подъем от полянки занимает чуть более часа. С перевала открывается красивый вид на главенствующую высоту- гору Колбан (высота по неподтвержденным данным 3330- на картах не обозначена), озеро Акчан, правее хорошо просматривается перевал Суровый, слабо просматривается небольшое озеро верхний Акчан. Спуск с перевала занимает полтора часа, большая часть которого по каменным осыпям. Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм) Вид на перевал Куйгук после спуска
Спустившись, организуем дневку обедаем и снова вверх на залавок к озеру верхний Акчан. И здесь просматривается хорошо пробитая тропа, а за тем по бараньим лбам по логично маркированным каменным флажкам. Подъем занимает около часа.
Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)
Вид с залвка на оз. Акчан и долину
Наверху выходим в цирк двух перевалов с озером верхний Акчан. Место для установки палатки есть - на поиск уходит около 1 часа. Как показали дальнейшие события, время на поиск места было потрачено не зря. Палатку установили за небольшой скалой возле ручья на ровной полянке. Погода солнечная и почти нет ветра, кругом цветы и небольшая лужа. У озера место найти можно, но так как планировался основной выход на перевал Акчан- место выбрали ближе к пер. Акчан. И здесь палатка размещалась в низине – укрыта от ветра.
К вечеру вышла тучи, поднялся ветер. К ночи ветер превратился в настоящий шторм. Палатку то било дождем, то градом с сильными порывами. Не смотря на прочно закрепленную палатку, две стропы оторвало от колышков. Пришлось между порывами ночью выскакивать из палатки и перезакреплять стропы. Попав в порыв, даже меня с весом 110 кг. швыряло из стороны в сторону с легкостью. Ночь прошла беспокойно… Последующие три дня ознаменовались скорострельной сменой погоды – небо, от безупречно голубого до черного с градом и ливнем и наоборот проходило менее чем за час. В целом погода склонялась все более к пасмурной. При этом внизу в долине просматривалась облачка и солнце, а нас на залавке долбит осадками. Находясь в палатке, часто мечтали только об одном - как бы сходить по «маленькому». И долго хохотали, как спросим у знакомых – «Как вы думаете, а о чем мечтается в палатке?».
Три попытки выйти на маршрут оказались безуспешными. Выйдя к перевалу Суровый в третий раз и поднявшись метров на 300 попали под хороший дождь, вынуждены были повернуть и отказаться от попыток пройти радиалку до озер Аскыр.
Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)
Вид на перевал Суровый на подъеме
Верхний Акчан
Через три дня посмотрев погоду в долине, решили выдвигаться к перевалу Акчан (1 Б 2900) - выход в 12 00. Сам перевал не виден. Только подойдя под перевал его можно хорошо просмотреть. Снизу перевал кажется сложно проходимым и совсем не 1 Б . При выборе маршрута именно его редкое посещение, красота и ощущение непроходимости манило и привлекало.
Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)
Вид на цирк перевала Акчан. Перевал не виден, он в правом углу фото
Опасаясь изменения погоды, выход на перевал получился скоростной. Через 40 мин. мы под перевалом проход ледника (но больше он похож на снежник) час с небольшим. Угол подъема увеличивается и в конце вероятность свалиться с подъема высока. Без когтей и ледоруба проход снежника не безопасен. На фото времени не было. В конце прохождения снежника попали под небольшой град и дождь. В дальнейшем перевал представляет собой небольшие хорошо проходимые стенки, метра по три- пять которые выходят на хорошую полку (на фото).Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)
После прохождения перевал не кажется столь сложным, при этом его красота не разочарует. Время с выхода к перевалу и подъем 2 часа 40 мин - на это время ориентироваться не стоит. По снежнику проходили взахлёб на высокой пульсометрии.Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)
На перевале сняли перевальную записку от 03 августа 2016 года группы туристов из г. Томска и г. Северска под руководством Житкова А.С.Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)
Седло перевала Акчан
Вид с перевала Акчан в сторону господствующей высоты горы Колбан
Вид с перевала в сторону долины Осиновских озер
Спуск с перевала к реке Осиновка более пологий - осыпи с скальными сбросами без препятствий. Ниже снежники и курум. При подъеме в обратную сторону ложе перевала Акчан читается. От поляны есть два пути подъема: 1 правее по курумнику, 2 левее между бараньих лбов. Спустившись с курумника и ниже по реке много мест для установки палатки. Так как нам снова вверх на перевал ГАКПИ. Находим за скалой самую верхнюю полянку и встаем лагерем. У палатки родник, снежник и небольшое озерцо. Со всех сторон стекают ручьи и все в цветах.Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)
Вид на перевал Акчан на спуске
Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)
После разбивки лагеря вижу что сын «тормозит». Как позже оказалось град и дождь на перевале не прошли даром. Гланды воспалились, температура полезла вверх. В последующие сутки сын с температурой пролежал в палатке. Пригодился и золотой корень выкопанный сыном около озера Акчан. А горло было вылечено паласканием хлоргикседином. Через сутки сын на ногах. Однако дожди и ненастная погода удерживали нас в палатке. Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)
С каждым новым днем перерывы между дождями и градом становились меньше. Уже обсуждены все проблемы, генеалогическое древо рода (что очень полезно). Сожаление о том, что не взяли с собой пару томиков Кира Булычева и.т.д. На четвертый день вылезли из палатки только в шесть часов вечера. Мысли приходили «черные». График движения провален. Надвигалась угроза опоздать на работу. При этом каждое утро, почему то в 5 часов небо чистое ,бегут облака и ни что не намекает на ненастную погоду, а через полтора часа налетает ветер и все... Поэтому палатку мы не снимали Так мы три раза потренировались снимать лагерь и обратно. На пятый день ветер стих и уже без особой надежды начали неспешно снимать лагерь и в 9 00 выдвинулись к перевалу.
Почему ГАКПИ
: Перевал ГАКПИ 2900м. 1Б. Как то, рассматривая варианты освоения Осинвских озер, попался отчет Санкт-Питербурскогй группы под Руководством Петушкова Д.Г. 2000 года (http://tag.spb.ru/tourism/multa/multa.html) Где размещена фотография перевала
Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)
И уже не отпускал меня долгие годы - красивый «зараза». Но расположен он в стороне и поэтому больше информации о его прохождении не встречал. Между дождями, в первые дни сбегал на разведку для просмотра наиболее удобного маршрута. Легче всего подъем по траве с обходом скал и выход на осыпи с движением траверсом на поднимаясь на верх с выходом на ледник ( на осыпи оставил каменный маячки). Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)
Увидев перевал, захватил меня еще больше, но и насторожил. Седловина закрыта ледником с отрицательным углом, а ледобуров у нас нет.
Ход до ледника 40 мин. Погода явно пошла на поправку и можно было пройти более спокойно и
пофотографироваться.
Подъем шли в связке и не зря. Подъем оказался выше, чем казался угол с подъемом обострялся. С рюкзаками усталость и потеря концентрации внимания повлекли после середины подъема два срыва у сына. Первый раз задержался сам ледорубом, второй раз пришлось придержать на веревке. Не доходя до верха метров 20 из за скалы просматривалось ниже седло перевала Акчан (фото нет). Что точно обозначает, что перевал ГАКПИ явно выше перевала Акчан. Навигатора нет – так что это подтвердить можем только визуально и по времени подъема.Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)
На подъеме
Под козырьком небольшая платформа, где можно спокойно встать. Вправо и влево под снежным козырьком просматриваются выходы на верх по скальнику. Снимаем когти и наверх. Козырек на поверку оказался рыхлым снежником, ледоруб от удара заходит по половины ручки.Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)
На перевале почти в 13.40. На седле с сыном облазили все, ни пирамидки ни перевальных записок не обнаружили. Возможно их нахождение под снежным переметом седла. Нашли консервную банку с облезшей защитой, не обожженная - что говорит минимум о 25-30 годах. Состроили пирамиду и заложили капсулу, на которой ледорубом наскребли данные. С перевала ничего интересного не видно. Только приспустившись, открывается вид на озеро совсем Верхнемультинское или ни так давно появившиеся наименование озеро «Славных девчат» и водопад. Хорошо просматриваются перевалы : Гляциологов, Томских студентов, Детский, Острый.
Понравился перевал Гляциологов и то же в стороне от трасс.
На перевале
Спуск с перевала по осыпям со скальными сбросами с постепенно снижающимся углом. В другой год наверняка может быть по спускающемуся от седла по снежнику. После спуска небольшое плато. В обратном направлении движения перевал просматривается хорошо.
Вид на перевал ГАКПИ
По плато движение в основном по курумнику, которое сужается к очередному скальному сбросу. Из ущелья ведут звериные тропы, но ведут они к крутым травяным и скальным сбросам. Необходимо на выходе с ущелья взять значительно правее примерно под 80 градусов и выйти на курумник без скальных сбросов. Мы, к сожалению, чуть ошиблись и недостаточно взяли правее – вышли на скальные сбросы, где потеряли время.Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)
В обратном направлении курумник просматривается хорошо. При спуске обнаружил, что на озере Поперечном поставили стационарный туалет. Вот так цивилизация забирается все выше.
Влево открывается прекрасный вид на озеро Поперечное и Катунский хребет. Это лучшая точка, с которой я видел озеро.
Не отпускает Катунский хребет... 10-22 июля 2017 года (Горный туризм)
В целом спуск занял больше часа. На тропу вышли в 18.45 . Для того что бы встать на ночлег необходимо по тропе выйти с территории заповедника. Ровно в 21 00 прибыли на развилку тропы к озеру Верхне-Мультинскому. Итог 12 чесов хода.
Дальнейший путь уже малоинтересен. За день хода достигли старого Маральника в полутора часах хода от населенного пункта Маральника и базы. На шумах и озере Нижне-Мультинском масса «народа» и останавливаться совершенно нет никакого желания.А еще, каких то 20 лет назад здесь была первозданная красота. Но еще остались уголки, которые интересны к посещению.
Вид на Катунский хребет в районе Верхнемультинского озера
Трасса
Дорога вдоль озера Нижнемультинского
Озеро Нижнемультинское
Утро у старого маральника
Крайняя ночевка
От невыполненного плана и оставшихся силах есть небольшой осадок. До свидания Катунский хребет, до новых встреч. Ну а Северо-Чуйский и Южно- Чуйский хребет подождут.