В поисках своей туфельки

Пишет robinsya, 15.06.2017 10:17

В поисках своей туфельки (Скалолазание, выбор скальников, скальные туфли, скалолазание, боулдеринг, скалодром, мультипитчи, трудность, скалы)

Недавно я писала на Риске о том, что Адам Ондра лазает в скальниках не по ноге. Что, в общем, доказывает, что личные предпочтения не всегда укладываются в канву общепринятого, так как Адаму его выбор скальных туфель не мешает, а может даже и помогает лазать лучше всех на планете. Но большинству пользователей стоит помнить о нескольких базовых правилах при выборе «черевичек», в которых они собираются лезть на стену, в зависимости от того, какой она сложности и протяжённости.

Как выбрать скальные туфли

Задайте себе вопрос: Как часто я, выбирая себе скальные туфли, думаю о своих ногах, а не о том, какие семёрки, восьмёрки или, ладно, шестёрки (нужное подчеркнуть) а в них полезу?!
Давайте подумаем о своих ногах вместе!

Киты, на которых зиждется выбор скальников – предназначение, колодка, размер.

Знаменитый тестировщик скальных тапок La Sportiva Пьетро даль Пра рассказывает о том, как лазал на Ратикон в скальниках Miura XX задолго до их массового производства

Скальники бывают очень разные – как по характеру используемых материалов, так и по колодке. С прямой колодкой, агрессивные, промежуточные варианты. Чем более агрессивные, тем более точную постановку ног на сложном рельефе они обеспечивают и одновременно тем больше мучают их. Быстро надеть, быстро залезть, быстро снять с блаженной гримасой на лице.
Прямую колодку консультанты магазинов предлагают новичкам и тем, кто собирается на длинные маршруты (конечно, если на них не нужно лезть 8с) – ногам в них комфортнее.
Полусогнутые как правило более универсальны, их используют для самых разных задач. Скальники с плотной глубокой посадкой пятки обычно используют для боулдеринга.

"Если вы не любите шнурки..." - объясняет Пьетро...

Дальше больше. На липучке или на шнуровке? Или лучше вообще чешки?
Чешки можно, но неопытному скалолазу проще ошибиться с размером – они обычно сильнее растягиваются в процессе носки.
В тапках на липучках чаще лазают боулдеринг и в зале – в общем, когда шнуровку замучаешься завязывать/развязывать. Зато их, скальные тапки со шнуровкой, можно затянуть идеально по ноге. Конечно, если вы выбрали удобную для себя колодку.

Женская или мужская модель?

А если вы женщина, вам нужно ещё решить, брать ли женскую модель или мужская более симпатичного цвета?!
На самом деле они отличаются расчётным весом нагрузки – не только расцветкой. Так что в женских моделях лазать могут и сверхлёгкие парни. А мне подойдут и мужские скальники.

Пьетро даль Пра и Луга Габриэлли, разработчик скальников La Sportiva на пальцах ног показывают, насколько разные они, ноги, бывают!

Я хорошо помню табличку Red Chili, по которой можно совместить полноту своей стопы с предполагаемой моделью скальников из линейки бренда. Но я не сразу поняла, что если приложить к этой табличке любимые мною и долго носимые La Sportiva Miura , выяснится, что они мне не подходят. Так как они рассчитаны на узкую изящную длиннопалую ногу, а у меня, скорее, утиные ласты.

Вот на Адама Ондру Miura, как и новые Miura XX налезут как родные. А лазает он в Solution, например. И тестировщик La Sportiva Пьетро даль Пра, который знает весь парк скальников Адама, говорит, что Адаму стоит выбирать другие модели. Но супер-спортсмен знает лучше.

Актуальная табличка модельного ряда La Sportiva относительно уровня скалолаза и конструкции его стопы!

Собственно, La Sportiva догадалась в этом году не только «примерить» свои скальники на реальные ноги, но даже предусмотрительно предсказать, на сколько растянется каждая модель, чтобы мы не гадали – на полразмера меньше брать, или на три…

"Если у вас узкая стопа...." - как бы говорит нам Пьетро

Выбирая скальные туфли…
- Трезво оцените уровень своего лазанья;
- Соотнесите форму своей стопы с колодкой полюбившихся моделей (широким ногам – широкая колодка и наоборот, полнота стопы также будет играть роль, так как скальники от носки растянутся, посмотрите, чтобы у вас оставался запас липучки или затяжки для регулировки по ноге);
- Подумайте, где вы собираетесь лазать в обновке – на скалодроме, естественном рельефе, будете лазать боулдеринг или ходить длинные мультипитчи – от этого решите, брать ли вам чешки или скальники на шнуровке, модель с более толстой подошвой или более тонкой – жесткие скальники хорошо работают на мизерах, мягкие – на трении, кроме того, в залах чаще лазают в более мягких скальниках;
- Решите, какой размер вам нужен (скальники с подкладкой и полностью резиновой подошвой как правило тянутся меньше, чем кожаные модели, подошва которых состоит из двух частей с пробелом на своде стопы), если туфли слишком растянутся, сможете лазать на шерстяной носок, в противном случае вы будете мечтать о том, чтобы отрезать пальцы – оба варианта нехороши, скальники должны сидеть на ноге комфортно, хотя порой это весьма условное понятие;
- Хорошо бы попробовать нужную вам модель предварительно на скалодроме, взяв её в прокате;
- В магазине примерьте скальники, постойте на носках или ступеньке (в некоторых магазинах на такой случай есть микро-стенд с зацепками), опирайтесь на свои ощущения – туфля должна хорошо облегать ногу, но не пережимать носок так, чтобы хотелось из них в ту же секунду выпрыгнуть;
- Не стесняйтесь задавать вопросы продавцу-консультанту, как правило, в хороших магазинах работают профессионалы
- Помните, что не факт, что вы всегда будете лазать в одной и той же модели, возможно, со временем у вас появятся туфли на любой случай жизни, лишь бы только вам лазалось в них в радость!