Кипр-2017. Пасхальный поход.

Пишет alvd, 14.05.2017 23:14

Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)С участниками похода по Ликийской тропе в Турции захотели еще раз сходить в апреле, продлив себе лето. Турция по известным причинам вызывает опасения, выбор пал на Кипр.

Там есть европейский треккинговый маршрут Е4 на 600 с чем-то километров, который можно взять за основу. Самое интересное в нем – горы Троодос, лес Пафос, а также полуостров Акамас и каньон Авакас. Исходя из этого и сочинялся маршрут.
Сначала он выглядел так: приезд в Троодос, кольцо вокруг Олимпоса (высшая точка Кипра), водопады Каледония, Миломерис, село Платрес, монастырь Троодитисса, водопад Кантара, село Фини, мост Элия, село Каминария, монастырь Киккос, село Ставрос тис Псокас, село Лисос, переезд в Полис, тропа Афродиты, пляж Лара, каньон Авакас. Однако подсчет длины трека от Киккоса до Ставроса тис Псокас показал 40 км без рек и населенных пунктов. Столько пилить без воды показалось совершенно не увлекательным и я решил уйти южнее , по треку «Венецианские мосты» через Врецию.

Потом в процессе маршрут пришлось еще подкорректировать и окончательно мы прошли следующее:
Дер. Троодос – кольцо вокруг Олимпоса (рад.) – вдп. Каледония – дер. Платрес – вдп. Миломерис (рад.) – мон. Троодитисса – вдп. Кантара – дер. Фини – р.Дхиаризос - мост Элия – р.Диаризос –мон. Киккос (рад.) – пс (пикник-сайт) Комитици – дер. Каминария – мост Элия –мост Келефос – пс Пера Васа - мост Рудия – дер. Вреция - дер.Килиния – (Пафос-Полис – купальня Афродиты )– на автобусе – тропа Афродиты –тропа Адониса – тропа Смигис – пс Смигис – пляж Лара – каньон Авакас – дер. Пано Ародес.
Всего 160 км за 8.5 дней по горам .

Раскладка была стандартной для нас, 500 г.ч.д., с учетом захода в таверны и рестораны по пути можно было и поменьше сделать. Мечты похудеть за поход , несмотря на достаточно напряженный график движения, так и остались мечтами. :)
Погода в первый день пасмурная, вечером холодно, в последующие дни ясная и теплая , днем даже жаркая, за исключением одного дня с сильным и холодным ветром.

Поскольку этот рассказ наверняка будут читать люди, ходившие по Ликийской тропе и интересующиеся аналогичными вариантами, сразу сделаю небольшое сравнение ( с походом https://www.risk.ru/blog/201959).
Климат и природа похожи. Днем, пожалуй, пожарче. Из достопримечательностей на маршруте – монастыри и церкви, а также своеобразные деревни, после похода тоже есть что посмотреть.
С водой есть некоторая напряженность и там, и там. Но без ночлегов не у воды нам удалось обойтись, хотя емкости по 1.5 -2 литра мы с собой носили и иногда даже наполняли.
Костры, в отличие от Турции, жечь нельзя категорически. Везде плакаты, телефон службы защиты леса, на пс кнопки тревожной сигнализации. Поэтому шли только на газе.
Есть хорошо оборудованные пикник-сайты – столы, скамейки, источник воды, туалеты, баки для мусора. Не всегда удавалось дойти, а кое-где их и вовсе не было поблизости, но когда была возможность – с удовольствием пользовались.
На маршруте много табличек с названиями растений и камней, можно повысить свою ботанически-геологическую грамотность. А вот маркировка поскуднее, поэтому мы шли по проложенному заранее треку, что на «Венецианских мостах» обошлось в несколько лишних километров и доп. препятствия. Зато надежно, без риска упереться в тупик, что тоже не исключено.
В целом маршруты по Кипру вполне можно рекомендовать как альтернативу Ликийской тропе.

16 апреля.
------------
Прилетели в Ларнаку в 13.45. Встречный таксист: »На автобусе никуда не уедете – Пасха!»
Я сначала подумал – сочиняет, есть у таксистов манера общаться в стиле:
»Никто, кроме нас, вам не поможет».
Но оказалось – и впрямь, не ходят никакие автобусы! Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)
Пришлось нанимать такси – минивен за 90 евро до Лимассола : нас пятеро и еще парень. Не ночевать же в аэропорту.
Заселились в апартаменты возле зоопарка, супермаркеты поблизости все закрыты. Пошли погулять по Лимассолу и обнаружили, что есть минимаркеты с продавцами – азиатами, они, слава богу, и в Пасху работают. Купили продуктов, вина, отметили Пасху и легли спать с наивной надеждой, что завтра Лимассол вернется к нормальной жизни.

17 апреля.
------------
Встали утром, пошли в ближайший супермаркет Альфа-Сигма. Он и не думал открываться. Походили, нашли работающий. Нам нужны газовые баллоны к горелкам. Баллоны в супермаркете есть, но не такие, как нам надо. Нашли поблизости магазин с русскими продавщицами.
-Девушки, где тут ближайший аутдор-магазин?
-Они все закрыты.
-Почему?
-Праздник.
-Какой?
-Пасха.
-Так она же вчера была.
-Это у вас в России, а у нас она пять дней празднуется.
(Звучит тревожная музыка).
Без газа нам никак, штрафы за разведение костра в нашу смету никак не уложатся. Жевать всухомятку тоже не вариант. Но и сидеть в Лимассоле, дожидаясь, когда же наконец закончится эта Пасха, мы не можем.

Вопрос пока отложили, поехали посмотреть Курион – раскопки древнего городища античных времен на холме. Автобусы, слава богу, не всю Пасху не работают, только один день.
Приехали, все пассажиры уверенно пошли по дороге вдоль холма, мы за ними. Шли, шли… и пришли на пляж под холмом.
-А где тут подъем на Курион?
-С другой стороны холма.
Раз уж все равно на пляж пришли, искупались, открыв купальный сезон, и решили подниматься по распадку. Поднялись, продираясь по малозаметным тропкам через колючки – думаю, мало кто из туристов заходил таким нестандартным образом.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Верхом вышли к забору вокруг собственно достопримечательности. Нашли место, где можно перелезть. Там развалины с остатками фресок, бани, остатки древней базилики, театр, еще фрески.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) От театра дорога вниз прямо к автобусной остановке. Почему мы по ней не поднялись, когда приехали – вопрос, конечно, интересный.
Страшная это сила – стадное чувство! :)

По дороге на Курион есть еще средневековый замок Колосси, но мы уже много времени потратили, да он скорее всего и закрыт по случаю Пасхи, так что поехали прямо в апартаменты.
Еще в самом Лимассоле, у Старого порта, есть замок, в котором венчался Ричард – Львиное сердце, но он был закрыт – только вокруг смогли обойти.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)
Прочесали все открытые магазины – нужных нам резьбовых баллонов нигде нет, только под протыкание. Но кое-где есть и горелки к ним. Пришлось купить горелку за 12 евро и 8 баллонов (из расчета баллон в день). Баллоны на 190 грамм стоили 1 евро – кстати, довольно дешево, резьбовые обошлись бы заметно дороже. Хоть какое-то утешение.
Раньше я с такими горелками не ходил и надеюсь, что и в будущем не придется – высокая, неустойчивая, мощность меньше, газ подтравливает.
Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Но «других горелок (точнее, наборов горелка+баллоны) у меня для вас нет».

18 апреля.
------------
В Троодос – исходную точку маршрута – ходит автобус 64 от автостанции «Старый госпиталь» в 9.30.
До станции от нас минут 20-25 ходьбы, пошли пешком. Наш автобус ровно в 9.30 подъехал к станции и … уехал куда-то, не открывая двери. Я к дежурному:
-Что это было?
-Автобус неисправен, подождите, пришлют замену.
Зачем неисправный автобус исполнил такой ритуал, а не просто уехал чиниться – так и осталось неясным.
Впрочем, новый автобус пришел через полчаса, причем явно более комфортабельный, так что мы только выиграли. С нами ехала пара из Украины , которая ходила по нашим местам, поехала на море, там им быстро надоело, поехали снова в горы, идти уже на восток. В разговоре время поездки прошло незаметно.

Из Троодоса пошли в кемпинг примерно в километре от него по дороге, кемпинг работает с мая. Оказалось, он не только не работает, но и заперт –забор вокруг, ворота на замке.
Рядом примыкает ресторан, через его ограждение можно перелезть, на территории кемпинга закрыты туалеты (ну это ладно – им же хуже :) ), а главное – нет воды ни в одном кране.
Пришлось идти в радиалку, взяв с собой бутылки под воду для заполнения в поселке (с собой мы брали 0.5.литра емкость попить на ходу и бутылку 1.5 литра под запас воды). Рюкзаки спрятали в кемпинге.
От поселка два круговых трека вокруг Олимпоса : пониже Аталанты 14 км, выше Артемиса 7 км.
Мы, естественно, выбрали повыше и покороче, по нижнему только подходили и отходили.
Очень хорошо трек проложен: с минимумом перепадов по высоте, красивые виды, много табличек с названиями камней и растений. Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)На северной стороне еще лежал снег, даже пришлось пройти по нему небольшие траверсы. Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)По дороге поднялись к вершине . К сожалению, на самый верх не подняться: там английская радарная станция и военная база вокруг . Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)
Лишили нас коварные англичане возможности покорить высочайшую вершину Кипра! :)

Вернулись в поселок, набрали воды, купили вина отметить начало маршрута и вернулись в кемпинг. Там долго и мучительно готовили на единственной горелке. Погода была холодная, высота 1700 с чем-то, никак вода закипать не хотела . Это породило нехорошие предчувствия, но они, к счастью, не оправдались – следующие ночи были ниже и теплее, горелка по этому случаю тоже приободрилась.

19 апреля.
------------
Из Троодоса ушли по дороге к церкви Св. Георгия в лесу,Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) радиально прогулялись к летнему женскому монастырю,Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) затем с выходом на трек Е4 к реке Криос Потамос –Холодная река , на которой расположен водопад Каледония.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Вдоль по реке – очень симпатичная тропа до водопада, все время рядом с водой, что в жарких районах всегда радует.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Народу довольно много, место популярное.
У водопада дежурят две всеядные кошки. Я дал одной из них понюхать сухофруктину - дескать, смотри, это не для тебя - тут же и сожрала, глазом не моргнув.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)
От водопада спустились в Платрес, оставили рюкзаки в таверне «Каледония», пообещав хозяину пообедать у него через 1.5-2 часа, и пошли к водопаду Миломерис в нижней части села. Путь к нему длинный и сброс высоты изрядный, за 2 часа только-только успели обернуться.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Пообедали в таверне и пошли в сторону пикник-сайта и монастыря Троодитисса.
Путь неблизкий, времени уже много и я сказал , что можно и на такси подъехать. Однако участники гордо отказались:» Мы вообще по горам ходить приехали или на такси кататься?» Пошли опять в сторону водопада, потом отвернули к западу. Дорога длинная, с серией подъемов, шли медленно. Все шло к тому, что к пс придется подходить при свете налобных фонариков.
Но в седьмом часу вдруг дорога привела к реке, на наших картах не обозначенной. Я решил, что это послание свыше: » Хватит пилить на ночь глядя, ночуйте здесь.» Место вполне симпатичное.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)

20 апреля.
------------
Утром примерно за час дошли к пс Троодитисса. Можно сказать, роскошный: река, источник, столы, скамейки, туалеты с хорошей сантехникой, даже детская площадка.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Впрочем, наличие мусорных баков не помешало кому-то набросать пустые банки-бутылки.
От пс по дороге пошли к монастырю Троодитисса.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Там объявление: »Туристов просим не заходить.» Поскольку в группе все православные, а некоторые даже верующие, оставили рюкзаки у входа и зашли. Кроме нас там были еще трое пожилых греков-паломников, приехавших на машине, больше никого.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Тихонько походили, посмотрели храм, оставили пожертвования и ушли. Очень атмосферно, в толпе туристов никогда бы не было такого впечатления. Снимков внутри из уважения к строгим порядкам этого монастыря не делали.
От монастыря спуск к водопаду Кантара.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Под нами - деревня Фини.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Подошли уже в сильную жару и с огромным удовольствием искупались.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Дальше спустились в деревню Фини. Она известна как центр гончарного искусства, есть гончарный музей. Я его нашел, но там никого. Пошли в таверну, заказали еду. Я пошел, пока готовят, сделать в селе несколько фоток, со мной еще одна девушка.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)
Дошли снова до музея, там идет какой-то дедушка с палочкой. Спросил, откуда мы, посоветовал, по каким улицам лучше пройти, чтобы увидеть в селе самое интересное. Мы обмолвились, жаль, что в музей не попасть. Он оживился: »А, вы музеем интересуетесь? Так это мой музей, я вам сейчас его открою и экскурсию проведу.»
Оказалось, это тот самый Яннакис Пилавакис – живая легенда гончарного дела, наследник семьи, 400 лет выполнявшей все крупнейшие заказы на гончарные изделия, «последний из могикан». Экскурсию он ведет потрясающе интересно, сразу чувствуется, что это не просто нанятый экскурсовод. Рассказывал с хорошим юмором, дополняя рассказ обильной и четкой жестикуляцией. Показал кувшин-сауну (особенно показан женщинам после родов),Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) кувшины для различных нужд с подробным описанием технологии изготовления и с непременным упоминанием, какой кувшин какой из его родственников делал, Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)кувшинчик, изображенный на 10-центовой монете в те времена, когда у Кипра была своя валюта,Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) большой самогонный аппарат и т.д. Оставалось только жалеть, что нам уже надо бежать, все сроки вышли – можно было бы еще минимум час пообщаться. Но, увы!
Экскурсия стоит 3 евро, деньги он перечисляет в центр по борьбе с раком.
Напоследок он принес свои хорошо изданные книги на русском языке, уговаривал купить за 12 евро с его автографом. Очень хотелось это сделать, 12 евро за книгу прямо из рук автора совсем недорого, но у книги мягкий переплет , мы представили, во что она превратится через неделю трамбовки в рюкзаке и с сожалениями отказались. Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)
Кстати, он много лет жил в Англии, награжден за усилия по пропаганде кипрской культуры, бывал на приемах при дворе, так что мы с Наташей теперь знакомы с английской королевой через одно рукопожатие. :)

Попрощавшись, помчались в таверну, где наши уже негодовали, что мы пропали непонятно где. Но после объяснений согласились, что вовремя было никак не вернуться.
Пообедав, пошли от деревни на запад к мосту Элия. Это один из трех мостов, построенных венецианцами для перевозки тяжелых грузов на верблюдах и входящих в трек «Венецианские мосты». Путь по шоссе, Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)потом от места для отдыха путников Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)идет сначала через поля, потом через лес вдоль реки.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Река, впрочем, далеко внизу, воду слышно и иногда даже видно, но доступа к ней нет. Наконец тропа от дороги резко сбрасывается вниз к мосту. Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)От него идем по шоссе вдоль реки ДхиаризосКипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) до слияния с рекой Диаризос, там ночуем .

21 апреля.
-------------
Идем вверх по течению реки Диаризос Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)до развилки: вправо пс Комитици, влево дер. Муликоури и монастырь Киккос. К монастырю идти с приличным набором высоты, по времени мы от плана отстаем, поэтому принимается решение «правый фланг я размещу слева». :)
Рюкзаки прячем здесь, к монастырю Киккос идем радиально, к треку «Венецианские мосты» уходим не влево через Киккос, а вправо через Каминарию, встречным ходом по Е4.
Как раз отличные заросли чуть в стороне от дороги, складываем там рюкзаки и для надежности присыпаем старой листвой, чтобы с дороги не было видно.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)
Затем идем вверх влево. Сначала доходим до Муликоури, здесь в центре памятники известным деятелям, Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) церковь св. Георгия Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) и дерево с сиреневыми цветами, которое видно издалека, Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)дальше еще 3 км вверх до Киккоса.
Набор метров 400, жарко, приходим во втором часу.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Монастырь очень богатый, украшен мозаиками и фресками, множество икон. Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Ходим, смотрим, покупаем бутылку монастырского вина на вечер. Выше монастыря на горе Трони часовня и могила первого президента Кипра архиепископа Макариоса, Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)хотелось бы и там побывать, но туда идти 3 км с приличным набором высоты, на это времени уже нет. Ладно, хоть монастырь хорошо посмотрели – уже неплохо.
В кафе возле монастыря обедаем и довольно быстро спускаемся (вниз не вверх :) ),Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) забираем рюкзаки и за переход доходим до пс Комитици. Там стоят три палатки и несколько человек за столом. Не иначе – россияне или украинцы. Оказалось, и то, и другое - коммерческая украинская группа с одной россиянкой.
Немножко пообщались, поужинали и легли спать. Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)

22 апреля.
------------
Утром разошлись с украинцами в разные стороны, но с намерением прийти в одно место – пс Пера Васа. Они идут путем, которым пришли мы - попроще и покороче, нам посложнее – через Каминарию с приличным набором, переваливая из одной долины в другую. Дорога красивая, но достаточно тяжелая – много набирать и день очень жаркий.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Постепенно переходим через небольшой перевалКипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) и спускаемся к дер. Каминария.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) По пути церковь св. Василия,Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) еще какая-то, не уловил название,Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) и церковь св. Георгия.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Кругом никого, так что внутрь нигде зайти нельзя. Таверну игнорируем, чтобы не терять время,Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) и спускаемся вниз. По пути отвилка к еще двум средневековым мостам, я думал радиально сбегать, но проглядел поворот. Может, оно и к лучшему – мы к пс и так еле-еле успели до темноты. А мосты мы все три венецианские прошли на треке – достаточно для общего впечатления. От деревни шоссе к мосту Элия уходит вниз, а трек вверх. Не очень хочется опять набирать высоту, но и по асфальту пилить тоже радости мало.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Идем вверх по самой жаре, к мосту приходим изрядно измотанные. Там два часа отдыхаем, купаемся.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Приезжает экскурсия с побережья: »Ой, да как же вы в горах живете, сейчас на берегу моря и то по ночам холодно.»
Да нормально мы живем, но объяснять что-то бесполезно, «два мира – две судьбы». :)
Выходим и по треку идем до моста Келефос, опять с наборами.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Выходим на обзорную площадку с видом на водохранилище Армину.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Времени уже много, надо спешить, а тут еще одна участница неудачно упала и поплатилась за хождение в шортах порезанной ногой, пришлось мед. помощь оказывать.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)
К Келефосу подошли в седьмом часу вечера, а в 8 уже темно.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Я предложил заночевать, но участники сказали: »Дойдем до пс, здесь неуютно», причем травмированная была настроена даже решительнее прочих. Идти еще 3 км, но пошли, огибая Армину,Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) и довольно быстро дошли, как раз перед темнотой. Украинцы давно уже там сидели –их путь намного легче и короче.

23 апреля.
-------------
Утром встали, позавтракали,Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) осмотрели местную достопримечательность - законсервированный ствол сосны -Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) и вышли к третьему мосту Рудия. Были стрелочки трека, но мы пошли по треку, нарисованному заранее по gpsies.com. В результате путь удлинили и усложнили, как потом выяснилось, но не хотелось рисковать – вдруг по штатному треку , которого у нас в gps нет, свернешь не туда.
Впрочем, дорога у нас была достаточно живописная.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)
В результате забрели к козьей ферме,Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) от нее к забору, перегородившему нам путь. Но нам к заборам уже не привыкать, перелезли.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Вскоре вышли к мосту, встали на обед. Мост, на мой вкус, самый красивый из трех, встроен вторым концом в скалу. Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)И у скалы глубина приличная, аж метров 5 можно проплыть, но вот беда – очень сильный холодный ветер, отбивает желание купаться. Никто не рискнул.
Тут подошла еще одна украинская группа, пошедшая по штатному треку и дошедшая в результате быстрее и легче, чем мы. Но и мы тоже прошлись неплохо, лишние километры ни на что не повлияли.

Дальше нам идти до деревни Вреция. Украинцы сказали, что не пойдут – деревня турецкая, после известных событий заброшенная, воды там нет наверняка, они у реки заночуют. Наш график более напряженный, мы хотим попасть на автобус в 10 утра, от реки нам не успеть, поэтому набираем воду с собой и идем до деревни. По дороге акведукКипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) и какая-то еще постройка.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)
Подходим к деревне – а там на входе небольшая водонапорная станция и колонка с краном, есть вода! В самой же деревне воды действительно нет, источники стоят по дороге, но все без воды. И пасется стадо ослов с двумя лошадьми.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Видимо, греки в деревне не селятся, но есть какое-то хозяйственное использование, поэтому и вода. В деревне небольшая часовенка, явно посещаемая.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) А вот мечеть стоит совсем заброшенная. Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)И дома тоже сплошь нежилые.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)
Нашли апельсиновое дерево.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Апельсины совсем несъедобные – кислятина, но если их выжать в чай – очень даже неплохой вкус получается.

24 апреля.
-----------
Идем по дороге до деревни Килиния, от которой уже ходит автобус в Пафос.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) В 7.30 вышли, в 9.30 уже были там, сели на остановке.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Автобус в 9.50 прошел мимо нас к конечному пункту, на обратном пути сели. Через час с небольшим были в Пафосе. Оттуда переехали в Полис. Там пауза побольше, пообедали – и на автобус до купальни Афродиты. Дошли до купальни,Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) от нее вверх трек по тропе Афродиты, с красивым видом на море и своеобразной растительностью.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)
Палатки на Акамасе, по которому идет трек, ставить нельзя, поэтому движемся к пс Смигис, переходя с трека Афродиты сначала на трек Адониса, потом на трек Смигис.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) По пути – два родника с большими деревьями рядом.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Пс Смигис вполне комфортабельный, располагаемся с удобствами.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)

25 апреля.
-----------
Утром выходим с приюта, идем по треку.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Вдалеке виден пляж Лара.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) В какой-то момент пошли по логике, не посмотрев на gps, и мимо какой-то хозяйственной постройки соскочили с дороги на тропу, а вскоре и она кончилась. Рельеф на Акамасе не такой крутой, как на Троодосе, и я не стал возврашаться, пошел напрямик, проигнорировав сомнения участников. Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) В результате через несколько сот метров вышли к дороге Лара вдоль берега моря, особых трудностей не встретив. Так – немножко вспомнили навыки ходьбы по бестропью.
Дальше пилежка по дороге, скрашиваемая красивыми видами.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Повсюду много ящериц.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Дошли до пляжа Лара.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Там «роддом» для черепах каретта-каретта. Самих черепах в это время не было, но есть экспозиция с фото, рассказывающая о жизни черепах и о работе зоологов. Посмотрели, искупались несколько раз, перекусили и пошли дальше.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) В конце пляжа Лара-2 неожиданно вышли к стоянке уже знакомых украинцев с россиянкой (да мы когда-нибудь перестанем встречаться, сколько можно? :) ) Нас эта стоянка не устраивала, надо подойти поближе к каньону Авакас.
Прошли еще вдоль берега, дошли до каньона и вдоль по нему вверх. Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Через км с чем-то вход в собственно посещаемую часть каньона (туда можно еще и сбоку подъехать, на машине). Неподалеку источник воды, за ним укромное место в зарослях, где можно встать (не мы первые).

26 апреля.
-----------
С утра заходим в каньон.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Он все уже и уже, кое-где надо перелезать через камни. Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Дальше путь еще сложнее, приходится продираться через заросли.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Большинство туристов сюда уже не заходит, но мы хотим пройти насквозь. Наконец вырываемся из каньона на оперативный простор.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Там сначала тропа, потом дорога до Пано Ародес, откуда три раза в день ходит автобус до Корал Бэй – пляж в окрестностях Пафоса, с которого регулярно ходят автобусы в Пафос. Последний в 16 часов – нам как раз. В деревне ни души, даже не спросить, где ж тут у них автобусная остановка (кстати, и в Килинии такая же проблема ). Но добрались до центральной площади – там и остановка, и люди обнаружились.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Заодно зашли в церковь св. Каландиона, которую священник специально для нас открыл.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)
В Корал Бей с удовольствием искупались и поехали в Пафос, заселились в апартаменты, вечером немного прогулялись по городу.

27 апреля.
-----------
С утра пошли в археологический парк, благо он совсем рядом.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Там дома римлян с многочисленными мозаиками,Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) а также развалины рыцарской крепости Саранда колонес – сорок колонн.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Строилась она с размахом (точнее, перестраивалась крестоносцами из разрушенной византийской), но буквально через 20 лет уничтожена землятрясением. Восстаналивать не стали, перешли в Пафосский замок на берегу.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)
Еще глянули развалины византийской базилики и храм св Кириаки на ее руинах,Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)
а также церковь Панагия Теоскопасти на скале напротив Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) совсем рядом с апартаментами, на ход ноги искупались в бассейне и поехали в Ларнаку. Прямых рейсов из Пафоса в Ларнаку два – один очень рано, другой слишком поздно, поэтому поехали с пересадкой в Лимассоле.

Чтобы надежнее перехватить ближайший до Ларнаки, лучше выходить не на конечной, а на остановке «Старый порт», здесь рейсы пересекаются. На мой вопрос водителю: «Где остановка на Ларнаку?» он уверенно ткнул на место, где мы выходили : «Прямо здесь».
Вышли, встали, но меня начали терзать смутные сомнения. Как это «здесь», если ехать в другую сторону? На наше счастье, рядом турбюро с русской девушкой-сотрудницей.
-Девушка, где здесь остановка на Ларнаку?
-Пройдите по улице вперед, вон за тем магазином.
-А шофер нам сказал, что прямо здесь.
-А вы его больше слушайте, отсюда вы только в сторону Пафоса уедете.
Схватили рюкзаки, перешли на остановку и буквально через пару минут подошел автобус на Ларнаку. Еще чуть-чуть – и застряли бы на два часа, до следующего.
Доверяй, но проверяй!

Изначально я планировал последний перед отлетом день просто провести в Ларнаке, но друг, годом раньше отмечавший на Кипре серебряную свадьбу, очень советовал непременно посетить и турецкую часть Кипра. Поэтому еще из Питера заказали автомобильную экскурсию в фирме КипрГуру, по 40 евро с человека. Привлекло, что это автомобиль только для нас, а не автобус на целую толпу. Вечером созвонился с фирмой, подтвердили друг другу, что экскурсия состоится.

28 апреля.
-----------
В 8 утра подъехал наш автомобиль. Водитель–гид повез, по дороге много рассказывал про специфику жизни на Кипре, по мере приближения к цели перешел на собственно достопримечательности.
Вдоль северного берега идет горный хребет, на нем три сторожевых замка – св. Иллариона, Буффавенто и Кантара. Они на большом расстоянии друг от друга, но в прямой видимости, при приближении врага тревожный сигнал передавался сигнальным костром.
Мы едем в замок св Иллариона, самый большой и хорошо сохранившийся. Поднимаемся на самый верх, осматриваем экспозицию, любуемся видами со смотровых площадок. Очень здорово!Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)
Потом едем в Киринею, осматриваем крепость с остатками древнейшего из найденных кораблей (затонул у берегов Кипра в 4 веке до н.э.),Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)реконструкции одежды и вооружения воинов разных эпох,Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) проходим по крепостной стене с видами на город и море.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)
Потом пообедали в ресторане с видом на крепость. Кормят хорошо, но официанты молодые и бестолковые. Работают методом бригадного подряда: один принимает заказ, другой приносит, третий подходит спросить, не надо ли еще чего. В результате что-то приносят сразу, что-то долго ждать. Один сок забыли вообще, после напоминания принесли. В счете соков, естественно, было два: информация о том, что второй сок – это не принесенный первый, где-то между официантами затерялась. Со всеми этими нюансами много времени потеряли.
Дальше развалины аббатства Беллапаис, недолго просуществовавшего при французах.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)
Дальше монастырь св. Варнавы, при турках не действующий. Там выставка икон из церквей, закрывшихся после ухода греков из этой части острова.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)
Потом Фамагуста. Крепость там, конечно, грандиозная, целый день нужно на осмотр.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Мы лишь проезжаем вокруг на машине с одной остановкой для съемки, потом делаем остановку у церкви св. Николая. Когда-то это был католический собор, готика, но турки пристроили минарет и превратили его в мечеть.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)
К нашему приезду как раз начинался вечерний намаз. Мы зашли внутрь. Впечатление какого-то сюра: явный католический храм, а внутри мусульмане молятся.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Был, помнится, такой роман-антиутопия про Париж середины 21 века – «Мечеть Парижской Богоматери». Может, Фамагустой и навеяло?
Потом подъехали к Вароше – заброшенная часть города, в которую нет доступа. Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Жутковато на это смотреть. И «домой», в Ларнаку.
От однодневного осмотра мы, пожалуй, взяли максимум, хотя желающим посмотреть как следует лучше планировать минимум два дня: один – Киринея и окрестности, второй – Фамагуста и окрестности.
Вечером еще прогулялись к церкви св. Лазаря, посмотреть при вечерней подсветке.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)

29 апреля.
-----------
Утром еще раз сходили к церкви св. Лазаря (9 век, одна из немногих сохранившихся византийских), зашли внутрь.Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия)Кипр-2017. Пасхальный поход. (Путешествия) Посмотрели, и на пляж Финикудес – ловить последние лучи южного солнца и купаться. Пляж песчаный, но уж больно муторно заходить в воду – у первого буйка вода чуть выше колен. С маленькими детьми тут хорошо купаться, а взрослым – так себе. Покупались, в номер и в аэропорт. Там узнали, что в Петербурге холодно и дождь. Отпуск кончился, начинаются суровые будни.

В целом хорошо сходили. Погода уже теплая, днем даже жаркая, но пока терпимая. Дождей вообще не было, тут даже Турцию переплюнули, там все-таки был дождь на полдня. Вода прохладная, но купаться можно и в море, и в водоемах по дороге. Достопримечательностей изрядно успели посмотреть – и на маршруте, и до-после. И самооценку свою повысили – примерно 20 км в день по горам очень даже неплохо для группы, средний возраст которой неумолимо приближается к 60. Я морально был готов, что маршрут в процессе придется изрядно сокращать, но в этот раз боевой дух группы был выше всяких похвал.
Маршрут на карте можно посмотреть здесь: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=fsiuuneqkjkekcbo

Источники полезной информации.
-------------------------------
http://www.justaboutcyprus.com/Downloads/E4_ENGLISH_lrg.pdf - описание трека Е4 и соседних с ним локальных треков.
http://ostrov-kipr.info/site/life?art_id=330 – перечень пикник-сайтов.
http://cyprusbybus.com – расписание кипрских автобусов.
http://www.gpsies.com/ - карты и некоторые треки по району.
А также описание достопримечательностей в многочисленных отзывах туристов. Описаний собственно пеших маршрутов практически нет, но почти все интересности по пути посещались автомобилистами и отражены в их отзывах. Остается только подумать, как проложить путь между ними на основе имеющихся треков.