Модернизация молотка "Там-там" фирмы Petzl

Пишет Nefedov Sergey, 15.11.2016 10:08

Модернизация молотка "Там-там" фирмы Petzl (Альпинизм, скальный молоток, молоток, модернизация там-там, tamtam, tam-tam, улучшение, доводка до ума, школа альпинизма, сумберг, нефедов)

На данный момент - лучший молоток для скального альпинизма, которым я пользовался. Но для того, чтобы его так назвать, нужно кое-что улучшить самостоятельно.

Изначальный вид молотка

Преимущества данной модели молотка:
- Хорошая балансировка. Изначально Там-там разрабатывался для спелеологов, где основное его назначение - пробивать дырки в скале для установки анкера (спита). То есть, им очень удобно долбить дырки под скайхуки и под анкера - делать частые, не сильные удары. Если вы хоть раз попробуете сделать одну дырку обычным тяжелым скальным молотком и одну Там-тамом, сразу поймете разницу. Так как бить часто приходится над головой, от большего веса классического молотка, от его более длинной ручки и от возможных недостатков в балансировке руки устают в разы быстрее, чем при работе с Там-тамом.
- Не слишком легкий и не слишком тяжелый (вес 535 гр), отлично работает при забивании якорных крючьев (основной вид скальных крючьев в арсенале современного российского альпиниста).
- Короткая ручка. При размещении Там-тама на спине, с помощью разгрузки с магнитом, ручка не достает до мешка с магнезией и не мешает магнезиться. В целом компактность молотка позволяет размещать его и на груди. Длина молотка 26.5 см.
- Удобная дырка на "голове" молотка при необходимости позволяет вешать молоток на беседку с помощью карабинов разного типа.
- Закругленная форма "головы" молотка (на фотографиях отмечена оранжевой полосой) повышает эффективность приложения усилий при вынимании крючьев. В отличие от моделей с прямой (ровной, плоской) формой головы, закругленная голова в большинстве ситуаций не прилегает к поверхности скалы по всей своей длине, остается место для проворота вокруг воображаемой оси (где-то в районе центра "головы").
- На ближнем к ручке конце молотка имеется встроенный "ключ" - шестигранник для накручивания / скручивания болтиков на спитах (гнездо 13 мм для болтов 8 мм). Не нужно носить с собой специальный ключ.

Модернизация Там-тама:

1. Крючок на конце молотка изначально слишком широкий и "тупой" (см. фотографию не измененного молотка). В некоторых ситуациях крючок не засунуть в круглое отверстие на "голове" якорного крюка для его извлечения.
Модернизация - болгаркой срезать лишний металл, сделать крючок более узким и агрессивным (не слишком тонким, так как он может отломаться).
2. Металлическое кольцо и темляк. При использовании в альпинизме (в основном - забивание крючьев) темляк не нужен, от только мешает.
Модернизация - срезать темляк, срезать металлическое колечко (или замотать его изолентой / лейкопластырем, если нечем срезать и вы не хотите слушать дребезжание колечка).
3. Для пристраховки молотка на резиновой ручке существует штатное отверстие. Иногда оно рвется и молоток теряется.
Модернизация - если вам удалось найти потерянный молоток, можно дрелью просверлить в толстой части резиновой ручки отверстие, продеть через него тонкий репшнур и завязать из него петлю (на фотографии использован узел грейпвайн). К этой петле вы можете присоединять удобный вам тип пристраховки (самостраховки) молотка. Эту операцию можно сделать и до потери молотка (на самом деле это случается очень редко).

Мотивация написать статью - почти как и предыдущую - желание ответить на вопрос приезжающих учиться людей "почему на сайте в списке снаряжения про молоток у тебя написано "лучше Там-там"?", при этом ответ опять вырос до размера статьи.

Другие мои статьи, связанные со снаряжением:
- Наш опыт в облегчении веса снаряжения при восхождениях
- Элементы снаряжения - крюконоги и крюколесенки
- Новая разгрузка "Free" от Krukonogi.com
- Тесты новых крюконог
- Проблема оцинкованных анкеров в Крыму
- Оптимальные усы самостраховки

P.S. У Grivel недавно в линейке снаряжения появился скальный молоток, но еще не было возможности его проверить. Кстати, скорее всего его клюв тоже придется подпиливать для вынимания якорей, как и другой молоток, которым я часто пользовался - Thunder от Climbing Technology. У Thunder'a плоская голова и слишком длинная для меня ручка.