Коньки для Байкала
В этой статье я расскажу, как сделать удобные коньки для байкальского льда (да и вообще любого озёрного льда) из доступных материалов. Кому интересно - добро пожаловать под кат.
Начну с того, что в поход на зимний Байкал можно идти на любых коньках (кроме беговых - они будут втыкаться в каждую неровность): мы встречали группу на хоккейных коньках и даже на лыжах. Весь вопрос в комфорте и удовольствии, которое получаешь от езды. В этом плане, пожалуй, специальные коньки превосходят все остальные.
Поездка на Байкал для меня оказалась неожиданной, и подготовка была сумбурной. От возникновения идеи сделать коньки до воплощения прошла неделя (в неделю один выходной выделялся для поездки на дачу, где происходил весь процесс). Потом неделя была потрачена на поиск решения и исправление ошибок. Долго пришлось искать материал для полозьев, пока не наткнулся на одном иркутском форуме на интересную идею...
Итак встречайте:
пила идеально подходит по твёрдости и жёсткости. Желательно в расход пускать именно ижевскую пилу, у неё толщина полотна 1.2мм, против всяких "зубров", у которой толщина может не доходить до 1мм.
А вот весь инструмент, который понадобится для работы:
Для шлифовальной машинки нужны две шкурки, например, Р36 и Р150
С пилой поступаем так (наличие защитных очков обязательно!):
Режем пилу на полосы (на фото указаны размеры):
Одной пилы хватает на четыре конька.
В этот момент я понял, что не успею закончить работу к концу дня и перестал делать фотографии. Все следущие фотографии инсцинированы:)
После резки болгаркой сверлим полозья в паре и скрепляем их винтами. Вся дальнейшая обработка происходит парно.
Зажимаем и шкурим:
Вначале делаем грубую обработку, выводим линию, закругляем углы.
Важно: желательно сделать полоз конька не ровным как линейка, а в виде дуги окружности диаметром 20-30 метров. При 20 метрах уход касательной от дуги на рабочей длине конька составит 3-4 мм. Шлифуем, прикладываем линейку, шлифуем...
После обработки крупной шкуркой, берём мелкую и окончательно доводим поверхность, стараясь держать инструмент перпендикулярно плоскости полозьев. После этого мы получаем полностью готовые, уже заточенные полозья для коньков!
Рама делается из алюминиевого уголка (я брал 35*35*3) лучше искать поуже, т.к. алюминий довольно мерзкий материал для резки, а резать его придётся вдоль. А вот тоньше брать, наверное, не стоит - в местах креплений возможна недостаточная жёсткость.
Сверлим отверстия в раме:
Вот так должно получиться в итоге:
Показал примерно насколько должны расходиться коньки.
Крепления
Крепления можно поставить сноубордические или лыжные. Оба варианта имеют плюсы и минусы.
Сноубордические крепления:
+ удобный, тёплый ботинок;
+ ботинок также удобен для ходьбы по лагерю и по торосам;
- минусы придумать сложно - их практически нет, это полноценная замена нордикам.
Лыжное крепление:
+ наибольший комфорт за счёт свободной пятки;
+ мгновенно снимается и одевается;
- как правило лыжный ботинок одевается на тонкий носок, поэтому потребуется дополнительное утепление в виде бахил. Альпинистские не подойдут.
- подошва ботинка не рассчитана на ходьбу по абразивной поверхности типа камней, грунта, песка, в результате чего сильно пострадает за время похода: дорогие ботинки жалко.
В обоих случаях необходимо правильно расположить крепление на коньке, чтобы уменьшить нагрузку на голеностоп. Я смещал крепление коньков в центр на 4-5мм. Без этого нога будет постоянно подворачиваться, и рано или поздно сломается крепление или ботинок (или нога:) ). Повторю: это касается обоих типов крепления. Жёсткость ботинка на этот эффект практически не влияет.
Если всё вышеописанное Вам показалось слишком сложным, посмотрите ещё раз на Байкал! Его величие и неповторимость достойны любых сложностей с подготовкой снаряжения! :)
Если вы идёте последним и чувствуете чей-то взгляд, обернитесь...
Это все коньки нашей компании в конце похода:) Кстати пила полностью пошла в расход - шильца сделаны из ручек:)
Кстати тему палок тоже стоит раскрыть - углепластиковые палки с клееными наконечниками не выдержали пробег вокруг Хужира.
Уже под конец похода я неудачно упал как раз на палку, после чего просто выпрямил её об колено и поехал дальше.
А так - да не переведутся Кулибины на Руси! ))))
желательно заехать на 1-2 дня раньше для ознакомлением с Байкальским льдом и особенностями погоды (ветер ). Предлагаем предварительное размещение на Байкале в пос. Листвянка 70 км от Иркутска www.Listvyanka.info )
(
1) Я, честно говоря, не пробовал, но думаю что они созданы для идеально ровного льда. Между тем на байкале полно трещин и волн, а ещё встречается пористый лёд который ломается под коньками.
2) Если в хоккейных коньках можно хоть сколько то пройти пешком, то в беговых вряд ли это получится. Каждый раз переобуваться на морозе - удовольствие редкое:)
Перефразирую, не заклинивание, а попадание в трещину. Т.е. чем длиннее будет конек, тем шире должна быть трещина и тем более мал должен быть ее угол относительно конька, чтобы конек в нее попал.
Ну а если трещина сходится, то попавший в нее конек можети вправду заклинить)
я, собственно, лезвия имел в виду. если уж принципиальна заточка с кривизной, то ее можно сделать, как угодно.
Под беговыми коньками я имел в виду вот эти: Носок конька должен быть достаточно высоким.
Дабы не связывать жизнь любимых креплений с самопальными коньками, можно использовать монтажную пластину rottefella - тут она как нельзя кстати выполняет свою функцию. Мороз и жесткие нагрузки, на удивление, не убили пластик.
Кстати, поиск пластины в Москве оказался большой проблемой. В итоге нашлась в Экстриме только в одном магазине на первом этаже ближе к стоянке маршруток. К своему стыду потерял визитку - хозяин магазина очень проникся идеей и даже сам установил пластины и крепления на коньки.
Несмотря на то, что они юниорские, мои 70кг + двое волокуш они выдержали
При изучении материала не понравилось: как минимум на одной бюджетной модели были "авиационные" заклёпки, надёжность которых была подтверждена "специалистами" на глаз. Между тем расшатавшаяся заклёпка в походе - это провал миссии.
Что понравилось: интересные несимметричный профиль из алюминия, который позволяет облегчить массу без ущерба прочности, а так же желание сделать готовый к использованию товар.
То же самое кстати с первого взгляда не понравилось. Можно конечно "доработать напильником" до болтов, но с готовым изделием так не хотелось бы...