Заповедная Псоу. Продолжение

Пишет Доктор Ва, 01.11.2016 12:23

Заповедная Псоу. Продолжение (Вода, спортмарафон)
Заповедная Псоу. Продолжение (Вода, спортмарафон)5. Дорога на Аибгу. Разные пути: от моря, через хребет Аибга, через Абхазию.
За время экспедиции мы прошли путями Российских армий и поняли, какие невероятные вещи сотворили русские солдаты пройдя с оружием по этим местам. Особенно учитывая, что тогда не было дорог, а были только тропы и густые леса.
Существует несколько вариантов добраться в Аибгу:
- по старой царской дороге от моря;
- через Абхазскую территорию по очень сложной и опасной дороге с большим набором высоты;
- из Красной Поляны по тропе.
В процессе разведки мы прошли последние два маршрута. Основная наша дорога была по российской территории, а вариант с заброской через Абхазию рассматривался как запасной вариант, который должен был решить некоторые логистические проблемы.
Заповедная Псоу. Продолжение (Вода, спортмарафон)
Основная дорога на Аибгу кажется легкой, когда уже начнешь ходить по местным тропам и лесам без троп, но в действительности это тяжелая дорога. 50 км до Аибги мы ехали весь день. Но впечатления действительно потрясающие – дорога местами спускается к реке, но в большинстве случаев висит на огромной высоте над долиной Псоу. Внизу видна узкая неразработанная долина реки и огромные многосотметровые стены каньонов. А когда выезжаешь на поляну Аибги, то словно попадаешь в затерянный мир.
6. Аибга. Пограничный поселок.

До 1920 г. Псоу никогда не выполняла функций пограничной реки. До второй половины 19 века, вплоть до махаджирства западных абхазов в 1864 г., Псоу была одной из рек, протекавших в самом центре земли садзов - одного из западноабхазских обществ; а в её верховьях находилось другое вольное абхазское общество - Аибга.
Заповедная Псоу. Продолжение (Вода, спортмарафон)
Поселок Аибга был образована российскими переселенцами в 1869 году. И если в Красной Поляне планировался царский горноклиматический курорт Романовск, то в верховьях Псоу планировали сделать лечебницу для высокопоставленных душевнобольных.
Через несколько лет после окончания войны и выселения западных абхазов в Турцию, на данной территории в 1866 г. был образован Черноморский округ с границами от Туапсе до Бзыби. В 1896 г. округ был преобразован в Черноморскую губернию, которая просуществовала фактически до революции. Таким образом, и в этот период Псоу являлась внутренней рекой, не выполняя пограничных функций.
В 1918 году территория Абхазии была оккупирована войсками Грузинской Демократической Республики. После краткосрочного признания Советской Россией независимости ГДР был подписан Советско-грузинский договор 1920 года, который определял границу между договаривающимися сторонами по реке Псоу.
Таким образом, Псоу впервые стала пограничной рекой в 1920 г. на очень непродолжительный период. Уже в 1921 г. Абхазия была советизирована, и её западная граница была смещена на восток, к реке Багрыпста (Холодная).
До 1929 г. российская граница проходила за Гагрой. В этом годуПостановлением ВЦИК часть российских земель вдоль черноморского побережья, а именно Пиленковский район были переданы Грузии. Однако там же было сделано исключение для Аибги. Было сказано, что, поскольку аибгинскую округу населяют лица исключительно славянских национальностей, земли Аибги оставляют в составе России.
Однако современный вопрос о границе не определен. С одной стороны граница проходит по реке Псоу, и пограничники стоят на Псоу, а на другой стороне стоят Абхазские пограничники, но жители левобережной Аибги являются жителями адлерского района Сочи и имеют сочинскую прописку.
Заповедная Псоу. Продолжение (Вода, спортмарафон)
7. Притоки и водопады. Каньоны.
Итак мы попали в Аибгу и надо было начинать исследовать подходы к реке и саму реку. Береговая обстановка как и предполагалось оказалась тяжелой – крутые лесистые склоны, скальные выходы и обрывы к реке.
Погода нас радовала, однако прогноз был неутешительный, и мы очень спешили, чтобы успеть проехать реку до того, как начнутся дожди. Нам удалось проехать несколько километров верхнего течения реки. Воды было мало, и сложность была на уровне 3 кс. Однако мы уперлись в каньон и потратили целый день на его разведку.
Заповедная Псоу. Продолжение (Вода, спортмарафон)
Мне пришлось спускаться по притоку на веревках. Не могу сказать, что я постоянно этим занимаюсь, у каякеров редко возникает такая необходимость, но я благодарен Сергею Веденину, который бывший каякер, а теперь инструктор по альпинизму и который научил меня делать спусковые устройства и подниматься на прусиках в условиях минимума снаряжения (пара карабинов, веревка от морковки и трамвай для транспортировки лодок).
В результате оказалось, что каньон простой, но дальше начинался каскад порогов, которые мне пришлось проехать одному потому, что напарники не захотели рисковать, а с берега ни страховка ни фото и видео операторы не смогли подойти.
К сожалению пошел дождь. Мы хотели было его переждать, но ничего не вышло и он только усиливался и прогноз был неблагоприятный и нам пришлось, проехав еще несколько участков остановиться перед последним каньоном. Лезть туда по большой воде не хотелось. К тому же мы очень устали, промокли за два для борьбы с дождем. И нам пришлось оставить последний каньон не пройденным. Однако по характеру реки, по описаниям группы Котикова стало ясно, что современный уровень сплава позволяется охарактеризовать реку классом 4. Конечно, пока без учета последнего каньона. Но и его препятствия должны обноситься по малой воде, судя по отчету Котикова.
Мы отмечаем, что перспективность реки как сплавной достаточно хорошая. Сложность не экстремальная, а сплав в каньонах достаточно проработан в каякинге и большинство сплавов в Альпах например проходят в каньонах. И если есть возможность обноса препятствий в каньонах, то это уже неплохо, а если такой возможности нет, но есть хороший знающий гид по реке, то это тоже относительно безопасно.
8. Современные проблемы Аибги
Пока мы готовили экспедицию, ездили по дорогам и направлениям вокруг Аибги мы общались с многими местными жителями. Больше всего конечно нам рассказал Григорий Учкуров. Поначалу его рассказы о местных бандитах, которые рейдерски захватывали земли около Аибги, рубили и продавали ценные породы деревьев, занесенных в Красную книгу, казались чем-то невероятным и думалось, что наверное он много приукрасил, а что-то и придумал, но потом почитав в интернете сообщения и ситуации в Аибге стало понятно, что все, что он говорил – правда, а действительность еще хуже. Действительно на Кубани вообще проблемы с законом, а Аибга вообще оказалась как бы законсервирована во времени бандитского беспредела. Этому способствовал режим пограничной зоны, который усложняет и поездки в этот регион и любые расследования в нем. А также слабость местной общины, которая не может самостоятельно противиться сильному давлению ну и конечно вначале они попались на удочку что придет добрый помещик и решит все наши проблемы, забыв, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.
9. Взгляд в будущее.
Конечно здесь много проблем, но есть надежда, что они будут постепенно решаться. Уже сейчас в долине Псоу монахи из Валаамского монастыря устроили свою общину. Они успешно борются с захватом незаконным захватом земель. Предприниматель, который этим занимался, осужден по уголовной статье. Построен новый мост на левый берег Псоу к 3, 4 и 5му участку Аибги. Россия имеет все шансы полностью контролировать эту землю. Тогда мы сможем получить более легкий путь к реке и этому изумительному месту.
Ведь как сказал Юрий Ефремов: «О красоте пути в Аибгу надо писать, звать сюда толпы людей, не знающих, какие чудеса существуют рядом с курортами. Ущелье-песня, сказка — как его еще определить...»
10. Почитать по теме можно здесь:
1. Юрий Ефремов. Тропами горного черноморья
2. Котиков В.Л. Краткий отчет о водном категорированном походе с элементами 5 к.с. по маршруту Москвы – Адлер – пос.Аибга – р.Псоу – Адлер – Москва