Кое что о влиянии землетрясений на скалолазание
Многие помнят наверное знаменитое землятресение 1977 года с эпицентром в Румынии. Там куча народа погибла, а почуствовали отголоски почти на всей европейской части тогдашнего СССР. Я тогда служил двухгодичником в районе Винницы. Каюсь, с воинской дисциплиной у меня было почти никак. Забрали меня практически сняв со скалы и не дав выступить на ЦСе Спартака, впереди светило 2 года практически без тренировок (чуть позже я нашел небольшие скалки в городе и местных альпинистов). В кадрах я оставаться не собирался, в партию вступать тоже, а других рычагов воздействия на двухгодичников у командования практически не было. Например офицерская губа находилась во Львове и мы чуть ли не просились туда, опытные люди говорили - привозишь бутылку конины и местный начальник отпускает тебя гулять по городу, на ночлег только являйся и все дела. Так что когда я слег с какой то болячкой в лазарет и узнал, что после выхода оттуда имеешь право на несколько дней отдыха дома, то решил рвануть в Крым, а несколько дней можно и растянуть. Ну направят на губу в крайнем случае (см. выше)))
Самолеты из Винницы в Симферополь летали исправно и 4 марта я уже был дома в Севастополе. Созвонился с ребятами и договорились ехать на следующий день на нашу "классику" - в Батилиман под "Буревестник". Вечером уже незадолго до отправки на боковую я вдруг почуствовал что меня начало слегка покачивать , бокалы зазвенели и вообще было ощущение что какой то великан решил слегка раскачать нашу пятиэтажку. О том что это и было то самое землятресение узнал уже из новостей на следующий день. Рано утром мы выехали с Плющом (это на всякий случай фамилия, просто его обычно так и звали все). Я перед уходом в армию все общее снаряжение посдавал а у Плюща была только довольно короткая веревка, сороковка кажется. Для Буревестника крайне мало и пришлось нам в ожидания подъезда остальных повесить маршрут для разминки правее Буревестника. Там же рядом еще ребята лазили, кажется из Краматорска.
Настала моя очередь и когда я поднялся метров на 12-15 услышал истошные крики снизу - "камни, камни". Это кричали ребята из той же краматорской компании гуляющие снизу. Я поднял голову. Картина, которую я лицезрел надолго разместилась где то в закоулках моей памяти и часто сама по себе всплывала стоило мне закрыть глаза. Какой то невероятный калейдоскоп из камней разного калибра. Меняющиеся круги, эллипсы и другие геометрические фигуры. Причем этот калейдоскоп кажется вращается совершенно не опускаясь вниз (клянусь именно такова была эта оптическая иллюзия). Страшно красиво и почему то не страшно. Плющ впрочем не растерялся и быстро опустил меня вниз. Никуда убежать мы не успевали и плотно прижались к скале рядом с парой лезжих еще недавно по соседнему маршруту краматорцев. Это спасло и когда канонада отгремела и мы с опаской выглянули наружу и покричали остальным, то выяснилось что все целы и невредимы. Прошли под Буревестник и остановились в шоке. Поляна вся изрыта как после артобстрела и лежат "чемоданы" метров по 5-10 длиной. Дерево над скалой, через которое мы организовывали страховку срезано как бритвой (пенек впрочем остался и мы потом им пользовались). Скорее всего вчерашнее землятресение стронуло огромную глыбу, она держалась на честном слове и именно в этот момент двинулась вниз от ветра пожалуй, по пути рассыпаясь на части. С тех пор мы с Плющом долго отмечали 5 марта второй день рождения ведь будь у нас нормальная веревка.....
Я брал с собой бутылку вина чтобы отметить первый визит из армии и лучшего момента для ее откупоривания не придумаешь. Впрочем тут нас ждало разочарование, когда я открыл портфель, то увидел только мелкие осколки стекла. Судя по отверстию, маленький камешек (очень маленький) прошил хорошую кожу портфеля сквозь обе стенки и ушел в землю. Вскоре прибыл Серега Калошин и еще несколько ребят и обалдели, увидев поляну под скалой. Говорят снаряд в одну воронку дважды не попадает, но мы все таки посовещавшись двинули от греха подальше на форосский Парус. Поскольку я потом вернулся в Винницу и нескоро опять оказался в Крыму то даже не знаю когда ребята решились опять повесить веревки на Буревестник. Вот вам случай когда нас спасло не хорошее снаряжение а его отсутствие. Собственно поэтому я метку "снаряжение" и поставил)))
Эх, Винница, кузница двухгодичников :)
Про Игоря Плюща особое слово. Человек замечательный. Поэт и прозаик. Скалолаз и альпинист - от Бога. Правда писала "Контора ПИЛ" не про заек, а про Колю Шадрина. "Контора ПИЛ" - Плющ и Левин. Может зло и не вполне справедливо, но весело и ехидно. Потому и персонаж многим полюбился, даже тем, кто с Колей не был знаком. Я с огромной благодарностью отношусь к Николаю Шадрину. Он меня многому научил. Но это было уже потом, в Фанских горах. А в ту ночь после землетрясения, когда все мы собрались по Парусом над Форосом, у костра при многочисленном стечении народа состоялась премьера прочтения Андреем Левины и Игорем Плющем "Рукописи, найденной в батилиманской сыпухе". Ржали до утра. Услышали раз, запомнили на всю жизнь. Я думаю, что Шадрин не обижается на этот фольклор. Он, безусловно, - фигура. А про кого еще мог Левин с Плющем писать стихи. Ну еще про Таракана. Об этом - потом.