Слово о примусе
Есть вещи, которым уже много лет и с которыми мы не можем расстаться.
Один из таких предметов – туристский примус ПТ-2 «Огонёк», изготовленный
ещё в 80-х годах прошлого века на Оргеевском машиностроительном заводе в
Молдавии. И стоил он тогда всего 8 рублей!
Воздам хвалу я вещи славной -
Советский примус «Огонёк»!
Служил так много лет исправно,
С ним столько пройдено дорог!
Кой-где с него облезла краска,
Местами точечками – ржа.
Слегка оплавлена пластмасса
На ручке длинного ключа.
На вид, как будто неказистый,
Был выше всякой похвалы!
Без лишних слов и очень быстро
Вносил свой вклад в походный быт!
Везде, всегда он без отказа
Что нужно было – всё варил.
Трудился честно и ни разу
Наш коллектив не подводил!
А при случившемся ненастье
Творил уюта волшебство -
Волною плыли по палатке
Покой душевный и тепло.
Сейчас средь книг, на узкой полке,
Блестя надраенным бочком,
Стоит себе он втихмолку,
Напоминая о былом...
2015 г
Фото автора
Насос действительно создавал моменты неудобств. Однако, чем хорош был именно "Огонёк" и, кажется, уже ставший допотопным примус туристический в прямоугольной коробке-футляре, так это то что насос в них отсутствовал, а давление, подающее горючее на форсунку, создавалось за счёт нагрева стенок бачка.
Горючку раскидывали всем, примерно поровну. Заправка "Шмеля" - 2 больших баллона. Кто дежурит, тот свой бензин льет. Удобно. И надежно - сразу всю горючку не угробить.
А вот более крупно. Кстати, лёгким движением руки (снимается крышка (лежит слева)) он превращается... в удобный стул.
Судя по тому, что в руках находится "Шмель", а рядом футляр для него, делаю вывод, что снимок выполнен в 80-е годы? Интерес вызвала прямоугольная ёмкость, очень похожая на самоделку из листового алюминия, в патрубок которой вставлено что-то вроде воронки. Что это - фляга для горючего?
Виктор, попал в точку. !980 г. Ночёвка на восточном плече пика Ленина 6500 м.
Это действительно канистра для бензина. Вот вырезка из моего отчёта:
Одна из них, видно от старости, треснула. По салону начал распространяться едкий запах бензина, который трудно с чем либо спутать. Пассажиры закрутили носами и десятки глаз сомкнулись на нас. От этого волосы на наших головах зашевелились и запахло жареным. Вызвали стюардессу.
Я не испытывал взгляда медузы-горгоны, но интуитивно почувствовал, что они в равных весовых категориях. Спасла смекалка. Наши московские вибрамы были пропитаны страшной смесью, которая пахла похлеще бензина. Мы стали задирать ноги и просить её понюхать, утверждая, что запах исходит от них.
Это спасло ситуацию: на ходу нас не высадили и ментов к трапу не вызвали. Правда в Нальчике дозаправляться пришлось этилированным бензинчиком.
С тарой под бензин действительно проблемы закончились с появлением пластиковых бутылок. А до этого - чего только не было... У меня на Памире у участника пластиковая канистра травила слегка (это в 88-м) - так он в конце-концов от паров глюк поймал. Потом стали запаивать в консервы. По надежности - лучше всего, но банки нужны от соков (не сильно дешевых) и небольшие, т.к. нужно все сразу залить в примуса... У нас были в основном 0,5, 0,8, 1 л.
А с огоньками мы расстались после 91-го года - не хотят они работать на высоте. На Шатрах две ночевки на 6600 из-за этого прошли тяжело. Если бы не шатер (Николаевский), проблем могло быть еще больше. Так мы боролись с ними, подогревая друг на друге по очереди. Потом вернулись к шмелям... К тому времени уже практически "забыли", как ими пользоваться, в результате один у меня рванул на 6000-х. Выгорело пол тамбура, вернее, одна большая дыра (под метр). Это в 92-м, я тогда Николаевский шатер доработал, сделал к нему тамбур (хорошая кухня получилась).
А с бензином наиболее тяжелая ситуация была у нас в Китае, в первой экспедиции (2002). С газом тогда еще не разобрались (в смысле, где его брать по пути нашего следования), решили идти с бензином, тем более, что горелки хорошие у нас были (у меня - MSR, типа той, что Валера Хрищатый мне показывал и объяснял, как здорово она работает, а вторая - Primus). Мы потом анализировали ситуацию - в общем, так как пистолет на заправке не лез в горлышко пластиковых бутылок, китайцы дали нам бадью литров на 20, через которую мы бензин и переливали. Так похоже, в ней до этого масло переливали... В общем, с этим маслом Primus отказался работать сразу, а MSR напомнил былые времена со шмелями - каждые два-три дня - полная разборка, чистка и т.д. Хорошо, хватило до МАЛа... В МАЛе стараниями Миши Михайлова перешли на газ, так как y MSRа я при очередной чистке головку сломал...
и после шмелей- прям легкий и современный:)
На чердаке еще куча запчастей- выкинуть- как то рука не поднимается...
Запасной насос, грязный бензин, худая канистра.
Но, все эти неизбежные неудобства с лихвой компенсировались теплом от него,
настоящего друга путешественника!