Слово о примусе

Пишет Vikzhi, 28.07.2016 09:02

Слово о примусе
Есть вещи, которым уже много лет и с которыми мы не можем расстаться.
Один из таких предметов – туристский примус ПТ-2 «Огонёк», изготовленный
ещё в 80-х годах прошлого века на Оргеевском машиностроительном заводе в
Молдавии. И стоил он тогда всего 8 рублей!




Воздам хвалу я вещи славной -
Советский примус «Огонёк»!
Служил так много лет исправно,
С ним столько пройдено дорог!

Кой-где с него облезла краска,
Местами точечками – ржа.
Слегка оплавлена пластмасса
На ручке длинного ключа.

На вид, как будто неказистый,
Был выше всякой похвалы!
Без лишних слов и очень быстро
Вносил свой вклад в походный быт!

Везде, всегда он без отказа
Что нужно было – всё варил.
Трудился честно и ни разу
Наш коллектив не подводил!

А при случившемся ненастье
Творил уюта волшебство -
Волною плыли по палатке
Покой душевный и тепло.

Сейчас средь книг, на узкой полке,
Блестя надраенным бочком,
Стоит себе он втихмолку,
Напоминая о былом...


2015 г

Фото автора

Источник: Архив автора
33


Комментарии:
2
До сих пор лежат несколько штук уже без дела. Такие же бывалые, как на фото, а выкинуть рука не поднимается. Когда-то были полноправными и уважаемыми членами группы. Раскочегаривали их жидким спиртом и они оставались чистенькими до конца похода. Была даже расхожая фраза при подготовке похода: "Кто достанет спирт для нашего алкоголика (примуса)?.."

0
Вполне оправданное кощунство в отношении "огненной воды"...

2
Но и проблем примус много создавал.Не было герметичных емкостей для транспортировки.Кто с бензином всегда шел последним.Вечно барахлящий насос подкачки.Но голубой огонек и рабочее сопение запомнилось гораздо приятней.Часами пахал подряд,успевай только бензин заливать.

0
В своё время с ёмкостями была проблема не только на марше, но и в ряде случаев с доставкой на транспорте в район путешествия. Вспомним ограничения, касавщихся легковоспламеняющихся веществ. Они действуют и сейчас.
Насос действительно создавал моменты неудобств. Однако, чем хорош был именно "Огонёк" и, кажется, уже ставший допотопным примус туристический в прямоугольной коробке-футляре, так это то что насос в них отсутствовал, а давление, подающее горючее на форсунку, создавалось за счёт нагрева стенок бачка.

3
Ну мы эту проблему решили - шли в женскую парикмахерскую, у уборщицы за шоколадку забирали несколько десятков пустых флаконов от лака для волос. Потом их вскрывали (там, где "пипка"), лили бензин, далее - "пятачок" из картона и сверху заливали эпоксидкой. В нее до 60-70% добавляли простого песка, для экономии эпоксидки. Главное - заправлять в холодке, чтоб бензин при расширении от нагрева не подмачивал эпоксидную пробку. Ну или лить чуть меньше. Держало даже в Азии (Самарканд +45). Бывали, конечно, изредка по 1-2 "сопливых" балона. Но старались внизу, до выхода, их отловить и заменить. Получалось примерно так же, как сейчас с газовыми балонами. ПУстые - плющили и под камень прятали. Вскрывали крюком - под "шейкой" две диаметральные пробоины.
Горючку раскидывали всем, примерно поровну. Заправка "Шмеля" - 2 больших баллона. Кто дежурит, тот свой бензин льет. Удобно. И надежно - сразу всю горючку не угробить.

0
Знакомая история! Сколько мы этих аэрозольных флаконов перелопатили в своё время!

3
Аналогичный стоит в музее туризма в Москве, только не такой блестящий.P1050139

1
Занятная витрина и, надо полагать, что не одна! Похоже, что рядом с "Огоньком" целый взвод нагревательных устройств разместился!

0
А у меня, кстати, есть САМОДЕЛЬНЫЙ примус. Содранный с Фебуса/Огонька. Выкинуть - кощунство...

1
А Вы не хотите чтобы он встал в один ряд с другими примусами в Москве? oldchainik2, aviator18t и Vikzhi уже поделились своими раритетами. Надумаете - напишите в личку.

0
А сфотографируйте кто-нить самоедльный автоклав.. с манометром!

3
Так вот же он - второй слева на нижней полке, только не с манометром, а с термометром.
А вот более крупно. Кстати, лёгким движением руки (снимается крышка (лежит слева)) он превращается... в удобный стул.068. Степанов в лагере 6504 м. 20.08.80 г.

0
Пусть превращается просто в стул, а не "биоконтейнер".
Судя по тому, что в руках находится "Шмель", а рядом футляр для него, делаю вывод, что снимок выполнен в 80-е годы? Интерес вызвала прямоугольная ёмкость, очень похожая на самоделку из листового алюминия, в патрубок которой вставлено что-то вроде воронки. Что это - фляга для горючего?


1
Мы использовали самодельные емкости из титана,сделанные точно по размеру кармана рюкзака (начинали ещё с "абалаков").Ходили только на "Шмелях", бензин авиационный Б-70, безцветный и без запаха, ни разу не подвёл, провозили даже самолётами...

1
В 74-ом мы в апреле летели из Москвы в Нальчик. На борт, в виде ручной клади, с собой взяли две канистры по 2,5 литра бензина, поставив их просто в полиэтиленовые пакеты.

Одна из них, видно от старости, треснула. По салону начал распространяться едкий запах бензина, который трудно с чем либо спутать. Пассажиры закрутили носами и десятки глаз сомкнулись на нас. От этого волосы на наших головах зашевелились и запахло жареным. Вызвали стюардессу.

Я не испытывал взгляда медузы-горгоны, но интуитивно почувствовал, что они в равных весовых категориях. Спасла смекалка. Наши московские вибрамы были пропитаны страшной смесью, которая пахла похлеще бензина. Мы стали задирать ноги и просить её понюхать, утверждая, что запах исходит от них.

Это спасло ситуацию: на ходу нас не высадили и ментов к трапу не вызвали. Правда в Нальчике дозаправляться пришлось этилированным бензинчиком.

0
Смекалка смекалкой, но душа, наверняка, где-то на уровне подошв этих вибрам какое-то время обитала...


0
Жаль, конечно, что пассажиры об этом не прознали... Отметелить вас надо было, дураков, по первое число

1
Да, было время... Мы еще и газ возили в самолете без проблем - укладывали баллоны в общую такую трубу - выглядело, как один длинный...

С тарой под бензин действительно проблемы закончились с появлением пластиковых бутылок. А до этого - чего только не было... У меня на Памире у участника пластиковая канистра травила слегка (это в 88-м) - так он в конце-концов от паров глюк поймал. Потом стали запаивать в консервы. По надежности - лучше всего, но банки нужны от соков (не сильно дешевых) и небольшие, т.к. нужно все сразу залить в примуса... У нас были в основном 0,5, 0,8, 1 л.

А с огоньками мы расстались после 91-го года - не хотят они работать на высоте. На Шатрах две ночевки на 6600 из-за этого прошли тяжело. Если бы не шатер (Николаевский), проблем могло быть еще больше. Так мы боролись с ними, подогревая друг на друге по очереди. Потом вернулись к шмелям... К тому времени уже практически "забыли", как ими пользоваться, в результате один у меня рванул на 6000-х. Выгорело пол тамбура, вернее, одна большая дыра (под метр). Это в 92-м, я тогда Николаевский шатер доработал, сделал к нему тамбур (хорошая кухня получилась).

А с бензином наиболее тяжелая ситуация была у нас в Китае, в первой экспедиции (2002). С газом тогда еще не разобрались (в смысле, где его брать по пути нашего следования), решили идти с бензином, тем более, что горелки хорошие у нас были (у меня - MSR, типа той, что Валера Хрищатый мне показывал и объяснял, как здорово она работает, а вторая - Primus). Мы потом анализировали ситуацию - в общем, так как пистолет на заправке не лез в горлышко пластиковых бутылок, китайцы дали нам бадью литров на 20, через которую мы бензин и переливали. Так похоже, в ней до этого масло переливали... В общем, с этим маслом Primus отказался работать сразу, а MSR напомнил былые времена со шмелями - каждые два-три дня - полная разборка, чистка и т.д. Хорошо, хватило до МАЛа... В МАЛе стараниями Миши Михайлова перешли на газ, так как y MSRа я при очередной чистке головку сломал...

2
хороший был примус...
и после шмелей- прям легкий и современный:)

На чердаке еще куча запчастей- выкинуть- как то рука не поднимается...

3
И ещё! Где-то встречалось выражение-"Примус, как и собака, слушается только своего хозяина!" Молва приписывала эти слова известному альпинисту сэру Джону Ханту.Лорд был прав! Много раз убеждался в этом...

2
Огонек - самая удачная модель примуса, выпускавшаяся в советское время. Самый надежный! Только теплые воспоминания о нем из молодости остались ...

2
Да, примус - это было наше фсё :-)
Запасной насос, грязный бензин, худая канистра.
Но, все эти неизбежные неудобства с лихвой компенсировались теплом от него,
настоящего друга путешественника!

2
Да, жалко, Жоры Сальникова нет, наверно в горах... Он бы рассказал про Новосибирскую самоделку - "горыныч", изготовленную из одного бачка и трех головок от "шмелей". Там, кстати, применено пропускание топливной трубки через пламя, как у современных примусов, а насос приспособлен велосипедный - надежнее. Где-то у меня есть фотографии и Жорино описание...

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru