Памяти Юрия Бурлакова
БУРЛАКОВ ЮРИЙ БОРИСОВИЧ (28.08.1930, Георгиевск, Ставр. Край – 04.08.2016, Ялта ). МС (1962), инструктор-методист I категории. Инженер-энергетик.
В числе многих полезных и интересных дел в альпинизме два события могут быть главными в жизни Юрия Борисовича – создание в г. Местиа (Сванетия), в родовом доме Хргианов (так сваны произносят фамилию Хергиани) мемориального музея Михаила Хергиани (многие годы был директором-смотрителем музея) и создание книги о выдающемся альпинисте нашего времени – Чхумлиане (Мише) Хергиани. Книга переведена и издана в Грузии и Чехословакии.
Первое свое восхождение Ю.Бурлаков совершил в 1948 на Гумачи. Первым его инструктором была К.И.Нарбут, а командиром отряда – Ю. Губанов. 1950 – окончил школу инструкторов. Работал в альплагерях «Туюксу», «Адылсу», «Джайлык». Руководил спортивны ми сборами в «Узунколе», «Варзобе» «Дугобе». Был инструктором на первой альпиниаде Прибалтики в 1956, принимал участие в альпиниадах на Эльбрусе. В ряду многочисленных восхождений лучшие: 1953 – п. Орджоникидзе (6365 м) п/п по СВ кф; 1954 – тр. Талгара (4973 м); 1956 – траверс Ушбы и п. Щуровского (4259 м) по СЗ стене; 1961 – В. Шхельда (м-т Гарфа), Уллутау (м-т Абалакова), Крымская Ай-Петри п/п по центру Ю. стены; 1962 – зима, тр. п. МНР, п. Вольной Испании (м-т Мышляева), Шхельда по С. стене, Дыхтау тр., начиная с Ю. кф; 1971 – Ай-Петри по кф; 1972 – Ай-Петри п/п по зеркалу – чемпион Украины; 1973 – Кастропольский треугольник п/п по центру, чемпион Украины. Участник многих спасательных работ (в т.ч. и в Крыму): 1950 – Ушбинский ледопад; 1954 – п. Абая; 1963 – Чатынтау – группа Л. Мышляева.
Многолетняя деятельность в промышленном альпинизме: за крепление и очистка скал над санаториями и пляжами Ялты, автодороги Симферополь – Ялта и др. Возглавляет ООО «Восходитель» (промальп). 1959 – в Ялте организует секцию альпинизма. Тогда союзная ФА еще не решалась утвердить статус Малых гор. Ю.Бурлаков обращается в Ялтинский горсовет, и 27.10.1961 издаётся постановление №126, разрешающее альпинистам совершать восхождения на Ай-Петри по стене. С этого начался официальный Крымский альпинизм: 1961 – группа в составе Юрий Бурлаков - рук., Олег Шевчук, Валерий Павлотос и Ян Вассерман совершила п/п стены Ай-Петри. Параллельным маршрутом шла группа одесских альпинистов (Вячеслав Нелупов, Вадим Шатилов, Эдуард Вайсберг, Борис Волкац).
На многие годы Ю.Б.Бурлаков становится председателем ФАиС Ялты. Осенью 1966 года он организует крымский сбор и руководит беспрецедентным первовосхождением на массив Шаан-каи по центру ее отрицательной стены (м-т Зенит **). В 2006 году на базе «Мыс Айя» Юрий Борисович в качестве начспаса участвует в очередном (с 1990-ых гг.) метод/сборе по подготовке инструкторов альпинизма под эгидой Крымской горной школы (изначально – как Севастопольского филиала УМЦ «Эльбрус»). фото с этого сбора.
Его книга про хергиани, это лозунг поколения.
В 1986 водил отряд новичков лагеря (АУСБ тогда) Эльбрус в поход через Койавган-Местийский в Сванетию - Местию и обратно чрез Ахсу.
Юрий устроил нам не только расположение на старой турбазе (сейчас там какая-то религиозная организация) но и прекрасную экскурсию в музей Хергиани которую провел сам.
Новички был в восторге, особенно когда в саду на стене родовой башни, где Михаил Хергиани тренировался на крюках, некотрые смогли полазить.
Светлая память замечательному человеку и организатору.
г. Львов
Юрий Борисович умер сегодня 4 июля, прощание и похороны - 07.07.16, четверг, в 12.00 на кладбище в начале дороги на Ай-Петри (от шоссе Ялта-Севастополь)
Хорошую жизнь человек прожил....
Ушёл ПРАВЕДНИК...
Он падал вниз без крика о помощи, без традиционного «Держать», понимая происходящее как рядовой случай.
Он видел камни, летящие рядом, метнувшуюся за ним верёвку, он видел Вячеслава на страховке, слышал, как звякали крючья и карабины, висевшие на петле.
Он ждал рывка.
И вот рывок. Но почему он не повис, раскачиваясь на верёвке? Этого он так и не понял - не успел понять.
Он летел на первый уступ собранный, выставив по-кошачьи руки и ноги, надеясь самортизировать чудовищную силу разгона.
Он совершенно не думал умирать..."
Так описывал Юрий Бурлаков смерть Михаила Хергиани на стене Су-Альто. Сколько раз перечитывал, столько раз чувствовал комок в горле. И сейчас испытываю то же чувство. Так и хочется сказать о самом Юрии Бурлакове его же словами: "Он совершенно не думал умирать…"
Но, видимо, Всевышнему срочно потребовался достойный человек…
Царствие Вам Небесное, Юрий Борисович!
Вот, нашел в своих архивах...
Принимал активное участие в создание музея Михаила Хергиани (в пос. Местия). Альпинист - МС СССР, также занимался промышленным альпинизмом, директор ООО "Восходитель" - горная рекреация и высотные работы.
Был почетным жителем г. Ялта и пос. Местия.
Светлая память о хорошем человеке!
Это фото Юрий Борисович очень любил
У меня дома (2005 г.)
Книга "Мы вас помним...". На обложке музей Михаила Хергиани
Книга "Восходитель" (2001)
Заур Чартолани
В.М. рассказал, что Ю.Б. собирал материалы о Льве Мышляеве. Ю.Б. принимал участие в спасательных работах после гибели группы Л.В. Мышляева (6 чел.) в июле 1963 г., и готовил книгу для печати об этом выдающимся альпинисте СССР.
В.М. просил написать письмо на РИСКе с просьбой найти телефоны его детей, в общем - кто знает где материалы о Льве Мышляеве.
Песен я никогда не слагал для себя
Струн гитары руками не трогал
И стена та Су-Альто не знает меня
Не дает мне покоя годами
За спиной шестьсот метров стены
Трудных скал полверевки осталось
Вдруг посыпались камни с горы
Запарил ты над бездной Су-Альто
Вот рывок должен быть почему его нет
Не успел тигр понять миг короткий тот был
Об коварный уступ грудью ударился вдруг
И удар принимал за ударом
О Чивета Чивета что наделала ты
Унесла вместе с жизней все надежды й мечты
Самолет поднимается ввысь в облака
Проплывая над Главным Кавказом
А Эльбрус и Донгуз Шхельда Лайма й Тетнульд
Свои головы в скорби склонили
В Безенгийской стене пики стали все в ряд
Они в траурном миге застыли
Бангурян и Тетнульд смотрят Ушбе в глаза
Та их черной вуалью закрыла
Вот и Сванский хребет здесь родная земля
Под крылом показалися башни
Вся Сванетия там в ожидании стоит
И пора попрощаться с горами
Здесь большая печаль наступила в горах
Вся Сванетия встретила сына
Закон предков гласит что ты должен здесь бать
И ты прибыл в Логами как надо
Та последняя ночь самы жудкая в жизни
Убедится должны мы во всем
Вскрыли гроб все проверили тщательно
И сомнений не стало ни в чем
Сняли пояс веревку страховочну
Уложили костюм и часы
И по видимо это достаточно
Для той жизни в загробном миру
Твой последний маршрут самый трудный
Вместе с нами его ты пройдеш
И уйдешь ты в бессмертие дальше
Не пойдешь с нами в новый маршрут
О дедес исгва Миша
О дедес исгва Миша
Бурый бык был любимцем у Миши
А сей час его тут же забьют
Его мясо з лепешками й аркой
На поминальный стол подадут
Швендбав Джграг нишгвей
Спи спокойно, друг наш, добрый наставник, хранитель памяти и Пусть земля тебе будет пухом