Брынцаловка (2000)

Пишет Vikzhi, 18.06.2016 23:39

Это случилось в одном из походов по Западному Кавказу. В начале мая обильный снегопад остановил нас в верховьях Аксаутского ущелья. В обычных лагерных заботах быстро пробежало время. Расчистили площадки для палаток, прикрыли наше прибежище от мокрого снега тентом, собрали для костра бывшие ещё сухими ветки.

В тамбуре палатки мы стали готовить ужин. Суп был уже почти готов, когда под котелком погас один из двух примусов, бывших у нас на вооружении.

Саша, мой напарник, быстро извлёк из своего рюкзака бутылку из зелёного пластика и залил её содержимое в бачок, того, что осталось в бутылке, хватало ещё на пару заправок. Кусочком сухого горючего мы разогрели форсунку и открыли ключом вентиль подачи. Примус издал громкое «Пых» и отказался гореть. Ага, плохо нагрели! Ещё кусочек сухого спирта накалил форсунку, но язычок пламени на спичке сразу погас после нового пыха!

Товарищ с недовольным видом вытащил «Огонёк» из-под котелка, слил содержимое бачка обратно в бутылку и разобрал примус. Прочистил проволочкой бензопровод, собрал всё в обратном порядке. Снова заправил, разогрел, поджёг, опять: - «Пых!»

Между тем второй примус доварил суп, ремонт временно прекратили. После ужина Саша в палатке при свете фонаря опять занялся горелкой. Повторил всё предыдущие операции и, для верности, ртом продул трубочку бензопровода. Через пару минут из тамбура донёсся негодующий возглас: – «Что за чёрт!» Примус по-прежнему не горел! Уже было поздно, мы легли спать.

Утром я проснулся первым и тихонько вылез из палатки. Всё вокруг было укрыто толстым слоем свежевыпавшего снега, придавившего своей тяжестью тенты палаток и возвышавшегося высокими шапками над рюкзаками, спрятанными на ночь под накидками. Освободив из снежного плена свой рюкзак, я сам занялся злополучным примусом. Всё сделал, как требовала немудрёная инструкция завода - изготовителя. Саша, высунув голову из палатки и увидев, как я пытался реанимировать «чудо техники», отнял «Огонёк» со словами: - «Ты его неправильно собрал!»

«Будто можно было собрать по-другому! Вот ещё новости!» – такие мысли пронеслись в моей голове, когда после четвёртой кряду переборки примус продолжал бастовать.

«Саня! Где ты такой хороший на букву «Х» бензин нашёл?» - спросил я друга в сердцах, памятуя, что именно он покупал топливо. Перспектива готовить на одной горелке для команды из десяти человек совсем не улыбалась. «Бензин?» - протянул Саша, «Так мы его уже два литра сожгли!» и тут он задумался. Потом подошёл к своему рюкзаку, смахнул снег, открыл и пошарил в нём. На свет божий появилась ещё одна бутылка из зелёного пластика, точь в точь такая же, из которой заправляли примус.

Саша быстрым движением скрутил пробку и поднёс горлышко бутылки к носу, потом сунул её мне. Пока я вникал в суть происходящего, он уже принюхивался к первому «сосуду». Момент истины наступил! То, чем мы неоднократно поили горелку, оказалось «брынцаловкой» - настойкой боярышника на спирту! Ну, не горела эта жидкость и точка!

Своим именем она обязана некоему олигарху Брынцалову, который сколотил своё состояние, занимаясь аптечным бизнесом. Брынцалов даже, кажется, выставлял свою кандидатуру на президентских выборах, но оказался несостоятельным против Путина, как впрочем, и его настойка против известной водки «Путинки».

Но вернёмся от высокой политики к нашей обыденности. На заснеженной поляне в сосновом лесу стояли два туриста, далеко уже не чайники в своём деле, а у их ног гудел суперчистый примус «Огонёк», заправленный, в конце концов, тем, чем было положено! Бутылёк с отработанной «брынцаловкой» тоже был тут. Пахнул он, конечно, боярышником, но изрядно ароматизировал и бензином. Пробовать настойку почему-то не хотелось...

Внимательно поглядев друг другу в глаза, мы решили не предавать случившееся широкой огласке.

Аксаут - Ставрополь
2000 - 2015 гг.

Фото автора.

(из сборника "На карте Кавказ найди...")