Квесты в горах. Как Big Snow Mountain Quest развивают горнолыжные квесты в России
В этом сезоне на курорте "Роза Хутор" во второй раз прошло необычное спортивное мероприятие для лыжников и сноубордистов Big Snow Mountain Quest. Организацией занималась команда бывших профессиональных горнолыжников, которые подсмотрели формат в Европе, где такие квесты довольно популярны, и первыми сделали что-то подобное в России.
Один из организаторов соревнований Андрей Карачёв рассказал нам, как такие квесты устроены в Европе, что получается здесь и какие планы у Big Snow Mountain Quest на будущий сезон. Скажем сразу - большие.
Первоначальный состав команды Big Snow Mountain Quest. Справа - Андрей Карачёв
Для начала расскажите, пожалуйста, в чем суть мероприятия и кто его делает вместе с вами?
Big Snow Mountain Quest - это зимние любительские командные соревнования для всех желающих, которые мы проводим на горнолыжных курортах. Назвали мы их так потому, что снег и горы - это то, за что мы очень любим зиму и без чего не представляем свою жизнь. Суть контеста - пройти все чек-пойнты, расположенные на трассах и безопасных участках вне их и выполнить задания на них за максимально короткое время. Например, отгадать непростую загадку, которая укажет на место чек- пойнта. Соревнования командные, в команде может быть от 2 до 4 человек. Участвовать могут все желающие - и дети в команде со взрослыми, и лыжники, и сноубордисты. Есть два уровня сложности - light и profi. В лайте нет черных и сложных красных трасс, в основном - синие. В профи - трассы всех уровней. Для прохождения всех чек-пойнтов дается определенное время. Например, на Роза Хутор это было 3 часа.
В день старта на Роза Хуторе лил дождь, но люди все равно пришли
Наши соревнования близки по уровню проведения к профессиональным. Некоторые призеры в категории профи - это бывшие спортсмены довольно неплохого уровня. Мы даем возможность всем, кто хочет, соревноваться на высоком уровне - это поможет оценить свой уровень, поднять самооценку или понять, что надо еще многому учиться. А профессионалам - вспомнить былое. В то же время наши соревнования - это и просто тусовка, драйв, яркие впечатления, т.е. интересно для тех, кто просто хочет классно провести время, чтобы было о чем потом вспомнить. Big Snow Mountain Quest проводится в свободной позитивной атмосфере, чтобы и те, кто займет последние места, остались довольны проведенным временем.
В команде организаторов у нас три человека: Антон Жиленко, Артем Лавринович и я. С Антоном мы знакомы лет 25 (сам сейчас удивился этой цифре!), в детстве вместе профессионально занимались горными лыжами, были в сборной команде Москвы. С Артемом познакомились, когда проводили первый квест - работать вместе понравилось, и мы решили продолжать.
Как возникла идея проведения таких квестов?
Сама идея возникла интересно. Мы с Антоном лет на 10 потерялись, встретились случайно, решили собрать старую "банду", пообщаться. Во время этих посиделок идея и родилась. Я рассказал, как участвовал в подобных соревнованиях во Франции и получил массу удовольствия. Пожалели, что в России ничего подобного не проводится. А потом подумали - раз не проводится, а нам хочется, то надо сделать самим. И сделали. Первый Big Snow Mountain Quest прошел в феврале 2015 года в Сорочанах.
Первый Big Snow Mountain Quest в Сорочанах, 2015 год
Расскажите подробнее, как все это организовано за рубежом, что вы взяли от их соревнований, что придумали сами?
За рубежом эта тема более развита, чем у нас, но тоже появилась относительно недавно. Самые ранние ролики чего-то подобного мы нашли за 2010 год. В Европе я видел два формата подобных соревнований. Первый - быстрее всех командой пройти все чек-пойнты, но без каких-то заданий. В таком формате проходит Big Mountain Battle во Франции, в котором я участвовал. Мы много взяли от этих соревнований для Big Snow Mountain Quest (даже два слова в названии :)), но разнообразили их всякими интересными фишками и заданиями. Другой формат - это когда надо выполнить определенные нормативы, за каждый из которых начисляются очки. Например, проехать за день не менее 40 км по трассам, побывать на самой высокой точке курорта, показать среднюю скорость не менее 40 км/ч, наездить перепад высот не менее 15 км и т.п.
Карта квеста в Сорочанах
Такие соревнования могут проходить в несколько этапов - на разных курортах и даже в разных странах. Это возможно благодаря тому, что в Европе курорты объединяют свои ски-пассы или могут интегрировать свои системы друг с другом, т.к. в основном выполнение участниками заданий отслеживается по ски-пассам. У нас такое пока невозможно.
Другое отличие - в Европе у всех этих мероприятий есть серьезные спонсоры (например, у Big Mountain Battle были Helly Hansen, а сейчас горнолыжный курорт Les Gets; у второго формата - BMW, горнолыжные бренды). Они выделяют не только призы, но и деньги, которые тратятся на продвижение мероприятия (и спонсора соответственно) и доход организаторов. У нас пока спонсоры помогают только призами и немного оборудованием, но затраты существенно выше. Надеюсь, что ситуация изменится: как бывший директор по маркетингу считаю, что рекламный эффект от спонсорской поддержки гораздо выше, чем просто от рекламы, а если спонсорство проводить вместе с рекламой, то это дает еще больший синергетический эффект.
Насколько успешно европейский опыт перекладывается на нашу почву? Соревнования пользуются популярностью?
По нашему опыту такие квесты оказались востребованы. Зимой очень не хватает активных мероприятий на открытом воздухе. Летом проводится куча всего - и футбольные дворовые турниры, и пляжный волейбол, и вело-соревнования, бег, ориентирование, марафоны, триатлоны, куча фестивалей. Зимой как будто все вымирает! Нет вообще ничего особо массового. На память приходит только "Лыжня России".
На наш первый Big Snow Mountain Quest в Сорочанах, где всего-то меньше 10 км трасс, пришло больше 60 человек, хотя мы особо нигде не рекламировались. На Роза Хутор в день старта лил проливной дождь на 1600 м, но 40 человек все равно пришло (а регистрировалось более 300). У нас уже появились сподвижники - ребята в Перми начали проводить похожие соревнования. Мы получаем кучу восторженных отзывов и благодарностей от участников в соцсетях, некоторые участвуют уже не первый раз. Это говорит о том, что людям наши соревнования нужны.
Что нужно, чтобы организовать подобное мероприятие? Как вы взаимодействуете с курортами, например? Идут ли они навстречу? Какие возникают трудности?
В первую очередь нужны горы и снег. В Сорочанах были трудности с горами, а на Роза Хутор было не все хорошо со снегом. Пока это наверное основные трудности, помимо спонсоров. Но курорты нам помогают, потому что самый большой рекламный и эмоциональный эффект от Big Snow Mountain Quest получает именно курорт. Участники пишут в соцсетях и рассказывают друзьям о том, как они там участвовали. Куча новостных и туристических компаний сообщает, что на курорте проходит такое мероприятие. Поэтому, конечно, курорту это выгодно и они помогают.
Например, во время подготовки ко второму старту на Роза Хутор у нас произошла накладка: почему-то аннулировали билет на самолет у Артема, который должен был привезти электронное оборудование для фиксации прохождения чек-пойнтов. В итоге мы его расставляли практически соревнуясь с участниками. Но на большинстве точек все же успели поставить оборудование, за что большое спасибо сотрудникам Роза Хутор, которые нам помогали, и Андрею, который помогал на волонтерских началах.
Интересно, что самые известные курорты активнее проявляют интерес к нашим соревнованиями, хотя мы рассылали предложения всем курортам в Москве и Красной поляне. Наверное, поэтому они самые известные.
Все ли у вас получилось, на ваш взгляд?
Есть подозрение, что очень многие не знали о наших соревнованиях, хотя банер висел на сайте Роза Хутор и Riders Help, Risk.ru и другие инфоспонсоры публиковали посты, висели рекламные плакаты в зонах касс и прокатов на курорте, на кассах выдавали листовки вместе со ски-пассами. Но когда мы поднимались на подъемниках с оборудованием, многие интересовались, зачем оно. О Big Snow Mountain Quest они не слышали, мы им рассказывали, и большинство из них потом приняло участие. Возможно печатные материалы не передают всю атмосферу и кайф соревнований и надо рассказывать о них как-то еще.
Какие планы на следующий год? Планируете ли как-то менять формат мероприятия?
Планы у нас грандиозные: хотим сделать Big Snow Mountain Quest всероссийским и даже международным проектом, сделать много этапов, которые будут проходить не только в Красной поляне и Сорочанах, но и на других российских курортах, а также в Австрии, Болгарии, Италии, Франции, Казахстане. Итоги будут подводиться как на отдельных этапах, так и в общем зачете. Будут дополнения к правилам, где мы укажем, как начисляются очки за места на этапах, когда какие коэффициенты действуют. Вся эта информация скоро появится на нашем сайте и в группах ВКонтакте и в Facebook.
Сайт, кстати, уже заработал на английском языке, страница в Facebook тоже скоро полностью перейдет на английский. В ближайшее время начнется регистрация на участие в этапах. Ради безопасности мы ограничили количество команд - в каждом этапе может участвовать не более 100 команд. Поэтому лучше регистрироваться заранее, к тому же чем раньше это делаешь, тем меньше стоимость.