конкурс bask " Я выжил !"

Пишет trash, 08.10.2007 22:14

Снаряжения у нас особого не было, поэтому рекламировать особо нечего. Зато были приключения. Надеюсь понравится.

Действующие лица:
Тютюнов Андрей, он же Малой
Букреев Ярослав, он же Слава
Нигмадьянов Алексей, он же Форест
Игнатов Игорь, он же Гарик
Я, Гавриленко Алексей

Начало
Часть 1. Поезд

День 1 (30.07)

Поезд. Четыре дня поезда. Думаю за это время "полюблю" РЖД всем своим нутром. Но что делать?:) Выбора особого нет... Самолёт - да, но в оба конца получается дороговато.
С нами в вагоне едет ещё одна группа туристов до Северобайкальска. Но оттуда нам в разные стороны... Может потом где и встретимся.
Буду учиться. Всё-таки за меня философию никто сдавать не будет( а жаль :)). За время чтения успел пару раз поспать - обдумать прочитанное.Как я понял, тут без пол-литра не обойтись. В Горьком вышли на станцию.. ели мороженное. Угощал проводницу - отказалась. Славные попались нам проводницы - две молодые девчонки, судя по всему из Севбайка. Завтра познакомлюсь и расспрошу.

День 2 (31.07)

Поезд... Едем... Познакомился с проводницами - Надя и Марина. Как я и предполагал, они оказались из Севбайка. Работают так: 8 дней поезд - 3 дома. Мне кажется, что скучно. Они говорят, что прикольно.
Поговорил с парнями про тактику восхождения - кто и что должен делать. Проверил знание узлов - 50%/50%. Надеюсь в нужный момент вспомнят. Славик - более-менее шарит, остальные не очень (Тютика не проверял - надеюсь, что не надо).
Сегодня ещё ехали по Европе. Ближе к ужину пересекли Уральские горы. В принципе ничего особенного (я первый раз в Азии). Погода дождливая, но поезд, слава Богу, не протекает.
Вечером пытались угомонить Женю (едет с мамой рядом с нами)... потом я дрался с ним примерно час. После этого он уснул (!!!) и стало тихо и спокойно.
До 3-х читал философию - немного нравится, хотя много вычурных терминов.

День 3 (01.08)

Поезд... Жара. Утром вылез из-под простыни почти в неглиже :) Возможно, кто-то смутился, но мне было пофиг. В вагоне +31. Мы едем по Сибири. Континентальный климат делает своё дело.
За окном - красота. В основном берёзы, но зато какие... ну да, откуда мне жителю Крыма знать какие в России берёзы. Многие из них сломаны, завалены и перекошены. Судя по всему снега зимой немало.
Общались по медицине и таблеткам. Рассказал, что знал сам.. о том, что осколки черепа из головы вытаскивать нельзя тоже упомянул :) Обь. Новосибирск. +32 в вагоне... Мороженное, мороженное... Тютик, как знаток привокзальной площади, повёл нас в винный магазин... вечером будет с чем поговорить :)
Туалет. Облился с ног до головы. Ещё минут 40 можно будет жить. Народ потихоньку фигеет. Кто спит, кто лезет в окна. Но делать нечего.
А ещё меня напрягает музыка, если это можно так назвать. Ощущение, что мы в начале 90-х:
"Розовые розы, о-о-о..."
Не знаю, что у них за DJ.
Опять двух минутка...Опять едем. От Москвы 3462 км. До цели уже меньше.
Вечером пили Новосибирское вино.. В то, где именно его делали и из чего, вдаваться не стали. Вино - оно и в Новосибирске вино. Просидели до полуночи и разошлись спать.

День 4 (02.08)

Жара... спать невозможно... хоть я и сплю почти голый, а девушки меня начинают замечать :) но даже это не помогает. В вагоне +32. На улице примерно столько же. Воду допили вчера... На Илинской раздавили по мороженному (или одна "н" - не важно), полегчало. Гарик, мне кажется, не просыпался с вчера, Андрюха просто спит.
Позже их разбужу: нужно посмотреть спасы, полиспаст и дозировку таблеток.
Весь день стояла жара. Под вечер полегчало.
На станции Чуна от нас вышел Женька - парень восьми лет от роду, который на протяжении всех дней с начала пути доставал нашу пятёрку. Почему-то я понравился ему больше всех. Мы и дрались, и пинались, и я от него пытался скрыться... Что-то есть в этом сибирском парне такое, что притягивает человека к человеку. Он не знает ещё ни настоящих обид, ни подлости... Чистая детская душа с вечной улыбкой.
На какой-то станции взяли "Братского светлого".. Вроде тут нет модных западных пивоварен, но зато пиво отменное. Хмеля мало, но настроение поднялось (хотя оно и не падало). Позже к нам сбежала Таня (девушка из команды туристов, которые ехали с нами в вагоне) от своих. Они как раз отмечали её День рождения :) Мы мирно беседовали до самого вечера.
Проехали Братскую ГЭС. Человек, конечно, умеет не только разрушать... Перепад высот около 150 метров. Справа вода под окном, а слева пропасть. Из поезда смотрится круто! После Братской ГЭС начали "петь" рельсы... как киты. Я думал надо мной прикалываются. Оказалось - нет. Рельсы как-то хитро резонируют и издают интересные звуки, как киты прямо.

День 5 (03.08)

Утро 2:30 по Москве. На улице меньше, чем +10, туман - станция "Лена". Из-под одеяла не хочется вылезать: в вагоне дубарь. Обе проводницы не спят. Пьём чай, ржём. Настроение хорошее.
Проезжаем Лену. Её ширина порядка 20-25 метров, но баржи ходят. Видимо её копали… иного объяснения я не нахожу, почему они не садятся на мель.
Поднимаемся по спирали над долиной Лены. Вид АФИГЕННЫЙ: туман, горы, солнце. Где ещё такое увидишь?.. Реки, реки ... много рек. Вода такая, что непонятно есть ли она вообще..

Северобайкальск. Центральная улица Ленинградская. Немного похоже на город из американского вестерна: одна улица и много домов по бокам. Дошли до почты, телеграфа. Купил себе футболку, так как в поларе довольно жарко ходить по городу. Цены сравнимы с московскими: халявная футболка стоит 350 р. Пытался узнать про самолёт - хрен кто что сказал. В кассе местной авиакомпании девушка мне сказала, что в Москву они не летают. А на вопрос: "Как добраться до Москвы самолётом", - получил: "Что я справочная, что-ли"? После похода по городу попрощались с нашими московскими спутниками: они по воде на западную сторону Байкала, а мы дальше на Восток по БАМу.
После 4-х суток поезда пошли купаться на самое большое пресное озеро в мире. В мокрой одежде ходить не хотелось - купались голышом на окраине пляжа. Местные испугались и убежали :) Вымывшись и обсохнув, потопали обратно на вокзал. Идти не много: наверх по горке, по мосту и мы на вокзале. Немного побродив, взял Лёху и пошли фоткаться к пляжу.
По возвращению стали перетаскивать шмотки к поезду Северобайкальск - Новая Чара. Вагон общий. Жара. А мест не лимитировано :) Уселись ввосьмером на 6 мест. Я и Андрюха на верхние полки, пацаны и трое наших попутчиков - внизу. Попутчики - две женщины и девушка лет восемнадцати - Даша. Ехать предстояло девять часов. Первые пару часов смотрел в окно, потом спал, потом слез вниз играли в "дурака". Когда надоело, стал учить народ играть в "преферанс".
Но вот настало время прощаться... Наша станция "Казанкан".
Долго шарились по Северомуйску, прежде чем нашли нужную дорогу.. Со стороны местных было несколько попыток пристать к нам.. но мы прикидывались шлангами и нас не трогали. Около пяти утра завалились спать на берегу Муякана...

Часть 2. Начало

День 6 (04.08)

После бодрой ночи поднялись часов в 10. Покушали пшённой кашки с изюмом и двинули. Через двадцать минут вышли на мост, который не нашли вчера вечером. Река завораживала своей мощью... и это в безводное засушливое лето. Что там творится весной - лучше и не думать... это пипец.
Дорога довольно пыльная… песок на зубах скрипит. От солнца и от пыли в глазах спасают очки. Куртка почти не мокнет: вся влага на рюкзаке либо испаряется. Когда снимаешь рюкзак спину не тянет. В обувь тоже не летит всякая дрянь. Правда, тросик на гамашах начал сяваться.
По дороге дошли до БАМа и перешли на другую сторону... свернули с дороги и началась Тайга: полу проходимый лес, мох, в котором нога тонет выше, чем по щиколотку. Ноги ставить сложно.. много гнилого валежника под ногами. Богульник с его "приятным" запахом - тот ещё подарок. Парит. Пот льётся по рукам, лбу, капает с носа. Ломим. Все работают на пределе… Утешает лишь то, что не одному мне так хреново. Уходим от речки по звериной тропе. Жара... Время около полудня. Воды с собой нет, и это начинает напрягать. Не потому, что хочется пить, к этому я привычный, а сам факт того, что нет воды. Под ногами полно голубики, брусники. Кое-где попадается малина.
Ломим... Вышли на просеку. Топаем по ней. Идти тяжко. Ноги тонут во мхе. Вышли на сухое русло реки. Идём по нему. Камень, другой, третий... нет, этот живой, следующий. Пот в глаза, жара. Ноги начинает натирать. Привал… Снял обувь - хорошо:) Мокрые ноги на ветру чувствуют себя отлично :)
КОМАРЫ!!!! пошли нафиг от меня!! На солнце стоять можно, в тени - капут. Загораем на ветерке.
По сухому притоку уходим с реки на более-менее ходибильное место. Время обеда. Воды нет… Ломим. Привал. Дальше. Привал… Зашли в непролазную Ж..., привал. Посылаем Гарика на разведку... Ждём.
"Через сто метров вода!!". Все в лямку! Вода... немного, но она такая холодная и мокрая... Жизнь налаживается.
Халва, изюм, кешью… чай, сахар.
Подъём. Чешем вдоль ручья.
Уходим опять в лес. Мох. Ноги проваливаются.
Тропа! Звериная. Звери умные ( в отличие от людей :)), идти можно. Перевал всё ближе и ближе…
Вода. Целая речка. Вокруг смородина. Отлично:) Сидим пьём. Идём дальше. Тропа кончилась - звери так высоко не ходят :(. Идти тяжело... Идём… сидим.
"Рядом русло" - говорит Андрюха.

Выходим. Целая дорога шириной 15 метров. По руслу течёт вода, много воды. Идём по руслу. Камень, камень, камень, нет не этот. Привал. Дальше.
Решаем дойти до кромки леса и стать на ночлег.
Подходящих мест нет. Либо мох среди валежника, либо камни. Находим излучину, где намыт песок и мелкий гравий. Одна палатка есть, раскидываем камни... есть вторая палатка. Будем йогами :)
Мытьё себя. Намылился... зря. Мыло не смывается, пальцы сводит через двадцать секунд. Наконец-то вымылся..
Суп, чай, макароны, хлебцы, закат солнца на противоположной гряде, любителям горячий спирт (холодный не торкает:)), - где можно заказать себе такой ужин?:)
За исключением пары мозолей и потёртостей, пострадавших нет.
Итог дня: набор высоты с 800 до 1500, пройдено около 13 км. Считаем себя чемпионами :) Спать.

День 7 (05.08)

Сегодня у мамы День рождения…
Утро ... вставать не хочется… Завтрак готов. Поел, умылся. Вроде ожил.
Влез в рюкзак и по реке вверх. До первого привала ноги не мочу, до второго стараюсь не лить воду в ботинок через верх… Всё пофиг... иду по воде, выбираю места, где мельче.
Перед обедом решаем дойти до конца ручья (скорее начала). Иду… Камень, вода... Лопнула пряжка на лямке рюкзака. Чуть не оказался в озерце со всеми вещами. Оно конечно герметично, но всё же не хочется. Пить… пью, отдыхаю, иду дальше. Никого не видно. Опять пить… отдых. Речка не кончается. Устал. Ноги еле идут, рюкзак неподъёмный, солнце жарит.
Справа красивейший вид того, как почти из-под вершины горы вытекает река. Похоже, её туда подземным давлением выдавливает… а может галлюцинации… Река поворачивает. Обхожу реку по горке, по куруму. Вижу цирк под перевалом. До него километра три. Если парни там - я сдохну прямо тут. Нет! Вот они!!
Обед. Курага, арахис, шоколад, изюм, халва. Жизнь наладилась.

Времени много: около 16 часов. Под перевалом без воды и костра ночевать не хочется. Пошли. Отстаю. Под самым подъёмом на перевал собираемся. Идти налево от входа в цирк... там вроде меньше идти. Камень, камень, мох, камень. Падаю. Отдыхаю. Камень, камень, ... Лёха с Маленьким учесали вверх. Идём втроём. Отдыхаем, болтаем. Рюкзак с каждым метром всё тяжелее и тяжелее. Подсаживаюсь под него, встаю. Каска с очками приросли на крем от загара. Пить... воды нет. У Лёхи есть, но он далеко. Идём. А солнце жарит, чтоб оно пропало... Говорим про Мессенера. Это знание помогает идти :) Вот он перевал. Рукой подать до него. Шаг, второй, третий. Выползаем. Форест с Андрюхой там уже минут 20. Перевал назвали Даша - 1700-1800. Даём оценку 1А. Делаем тур, оставляем записку, фоткаемся.
Впереди виден Муйский гигант, Плавник, Пирамида Соловьёва Южно-муйского хребта. Там Муя - цель следующих нескольких дней. За спиной БАМ. В общей сложности поднимались 2 часа. Внизу два озера. Нам к ним. Время 19:30. Солнце садится за хребет. Скоро стемнеет. Нужно торопиться.
Идём аккуратно: из 5 камней 4 живых. Местами сползаю задом вперёд, чтобы не перекидывал рюкзак. Между ног наблюдаю озёра.
Шаг, ещё, ещё… Живой камень. Ловлю равновесие. Впереди пятно травы. Там мох, он крепит камни, идти легче. Заросли кедрового стланика. Попробовал идти там.. нет не то. Опять камни...

Подождал Славика. Идём вместе. Озёра вроде ближе, но это только наши желания: прошли меньше половины. Идём час - полтора. Смеркается. В озёрах отражаются рыжие вершины: наверху ещё солнце.
Нашли под камнем нору с водой. Цедим в кружку, пьём. Вода... хорошо.
Идём. Осталось немного. Ждём Гарика.
Сверху видно, как Андрей начал готовить ужин… Есть стимул идти быстрее :)
Пришли!!! Рюкзак нафиг. Иду к озеру. Качает, как при шторме, ноги ноют.
Еда, чай - есть рай на этой грешной земле, и он находится тут!
Любителю пьют спирт, я чай. Лежу… балдёж.
За ужином, как всегда, шютки, подколки.
Топаю (если это можно так назвать) спать.
Мы чемпионы!!!

День 8 (06.08)

Утреннее купание в зеркальном озере – супер. Просыпаешься просто на УРА.
Завтрак. Регидрон. Народ мотает пластырем ноги. Выходить после вчерашнего не спешим. Солнышко начинает припекать, а мухи жрать тело до крови.
Выходим… Озера было решено назвать «круглое» и «длинное» за их форму.
Перепад высот между озёрами оказался больше, чем казалось сверху – метров 50-60. Через два перехода мы на дальней оконечности «длинного». Либо в нём вода теплее, либо мы разгорячённые, но вода кажется «тёплой». Купаемся. Купались все, кроме Гарика… Одеваюсь. Валим вниз по реке, вытекающей из озера.
Идём… Спустя 20 минут река теряется в зарослях и разбивается на множество речушек в зарослях. Друг друга не видно на расстоянии двадцати метров. Перекрикиваемся. Единственный доступный метод передвижения – по пояс в воде в 8-10 градусной воде. Нам не хватало только автоматов в руках над головой, чтобы быть похожими на американских солдат во Вьетнаме. Эта ассоциация и дала название этим зарослям
– «Джунгли Вьетконга».

Продвигаться сложно, мокро и холодно. Вылезли на границу леса на мох. Там обнаружили место
геодезического лагеря. По банкам определили, что это был 83-85 год(точнее не получилось). В камень вмонтирована координатная капсула «ГУПМ 2485» и рядом вбита табличка: «Геодезический пункт. Охраняется государством».
Там собираемся и идём дальше. Пока я ел бруснику, все убежали. Иду по следам. На куруме следы теряются. Иду примерно по направлению. Начинается карликовая берёзка. Под ней ничего не видно. Там скрываются речки, ямы с водой. Падаю в одну из них… Рюкзак застрял в берёзке и не дал упасть в яму… Вылез, попил водички, встал и пошёл дальше.
Внезапно река стала широкой. Я вылез из зарослей берёзки и увидел парней. Отдыхают гады...
Рядом с местом отдыха небольшой снежник. Температура воздуха больше 20 градусов, а снег лежит и не таит. Выглядит очень красиво. Полежал на нём – хорошо. Вернулся к рюкзаку, выжал носки, вылил воду из ботинок, посушил немного ноги на солнышке.
Идём дальше. Идти стало совсем хорошо: по камушкам прыг скок, прыг скок. Все камни лежат хорошо и можно спокойно наступать на них. Это позволило набрать приличную скорость. Через пару переходов встали на обед. Халва, изюм, орехи…
Немного отдохнули и двинули вниз. На протяжении двух переходов река была широкая. Идти можно как по дороге, на которой лежат большие глыбы… прыг, прыг, прыг… С третьего перехода речка сузилась, наклонилась и наполнилась водой. Идти
стало сложней. Ноги намокли, а колени стали возмущаться по поводу постоянных прыжков с тяжёлым рюкзаком.

Появилась новая напасть – мошка, которой не было выше. Кусает больно. Количества такие, что ничего не видно вокруг. На привале прошу Фореста побрызгать меня «москитолом». Стало видно окружающий меня мир.
Переход, ещё один. Ноги еле идут. Десять минут иду - пять сижу. Падаю в воду. Встаю. Сижу. Иду дальше. Смеркается…
Вспоминаю из статей про большие восхождения, что люди, когда не остаётся сил, на 20 шагов делают отдых… Раньше думал, что про они слабаки… Вот я бы там просто бегал… Не-е-е, я бы там сдох!
Стоянка! Пришёл! Десять минут сижу. Хорошо. Я жив.
Помогаю Славику с костром. Спасаюсь от мошки. Тут её просто тучи. Делаю предположение, что её кто-то разводит специально. Ходят мысли о том, кому бы её продать за твёрдую валюту… Ничего дельного в голову не приходит :( Всегда считал, что мухи, и комары, и все другие насекомые боятся дыма… Оказалось, что они боятся лишь пламени костра. А в дыму они летают в противогазах, наверное :)
Пока сидел и размышлял о полезном применении мух, Андрюха отмывал вещи от масла, которое растаяло и протекло в рюкзаке. Как раз для этой цели у нас оказалась целая банка «Фейри»… Когда Гарика спросили, зачем он тащит столько средства, он сказал, что вдруг у кого-нибудь масло протечёт :)
Собираюсь силами и иду мыться. Пока умываю лицо и смываю с него мыло, а оно и не думает смываться, меня успевают покрыть мушки тонким слоем «шоколада».
Оделся в спальное. Стало совсем хорошо. Поел – жизнь просто отличная штука! :) После ужина пробуем «коктейль» от Гарика с Лёхой – кофе, заваренный на чае, ванильный сахар и полполовника спирта на кружку зелья. Это веееееещь! Тёплая, вкусная, по мозгам не даёт, а по телу растекается тепло и радость жизни :) Коктейль назвали «муйский». Просидели недолго… все разошлись дрыхнуть.

День 9 (07.08)

После вчерашнего чувствую себя с утра сносно. Правда плечи и спина потихоньку дают о себе знать. Завтракаем, меряем пульс, собираемся и выходим. Иду небыстро. Вскоре последний передо мной скрывается. Речка звонко и бодро бежит вниз. Я пытаюсь догнать, как могу. Через пару переходов река ускоряется и превращается в хорошую горную. Подолгу стою и выбираю куда и как идти. Многие камни скользкие и живые. Неохота себе что-нибудь подвернуть или сломать.
Спусти некоторое время догоняю Андрюху, который ждёт меня. Минут десять сидим и идём дальше. Он говорит, что следующий сбор на слиянии с Муей. ОК. Я довольно быстро отстаю от него. Вскоре местность становится пологой. Река начинает разбиваться на много небольших речек. Лес становится более проходимым, чем был. Местами начинаю идти по берегу. А вскоре совсем ухожу с русла.
В лесу много смородины, малины и кровососущих тварей. Скрыться от них невозможно. Никакие, из имеющихся у меня средств, не помогают. Веточка – единственное действующее средство. Но как только я прекращаю махать – труба.
Идти становится всё сложнее и сложнее: усталость и голод дают о себе знать. Каждые 100 метров кричу парням. Может они где-то встали, а я их не увидел. Тропа! «Это наверное ребята тут шли. Как удачно я попал на их след!» Через 15 минут понимаю, что встал на звериную тропу. Но это лучше, чем продираться через шиповник и малину. Перпендикулярно моему движению уходит «звериный проспект», но мне в ту сторону не нужно. Иду вперёд.
Через два часа после последней встречи слышу голос Малого. Меня зовёт :) Замечательно.
Вот она Муя – река шириной метров 60. Совсем небыстрая, что удивительно для этих мест. Вода слегка зеленоватая и кажется даже тёплой, после ледяных горных рек и озёр… Но это только так кажется. Долго в ней не простоишь. Ноги начинает сводить.
После короткого знакомства с рекой иду принимать допинг в виде чая, халвы и чего-то ещё.

Поев, иду рассматривать следы медведя на песке – круги на песке сантиметров 20 в диаметре. «Хорошо, что у него сегодня тут нет никаких дел» :)
Дошёл до пляжа, разделся и залез в воду. Как хорошо!!! После помывки комары перестают доставать и жизнь превращается в сказку :) Тем временем парни начинают надувать круги для переправы на другой берег. Зацениваю наше плавсредство. Супер! С детства так не катался.
В это время Лёха обнаруживает косяки рыбы, которая стоит на косе, намытой впадающей речкой. Пытаюсь загонять её при помощи круга, но мой зад замерзает быстрее :)
Пока Андрей и Славик мастерят плот из кругов, я помогаю Лёхе в ловле рыбы. Поскольку снасти забыли, крючок делаем из проволоки, а вместо лески используем капроновую нитку.
Андрей и Гарик делают первую ходку с рюкзаком на тот берег. Доплыли удачно, но на середине реки хорошо сносит. Приходится делать второе весло. На двух вёслах намного веселее. Сначала с Андрюхой, а потом со Славиком переправляем все вещи. Остаётся переправить Фореста, но он увлечён рыбалкой (рыбы ещё не поймал, но она рядом) и не хочет никуда уходить. Я замёрз и иду греться к костру. Договорился со Славкой, что за Лёхой он поедет один… что-то меня уже не вштыривает лезть в воду.
Весь день небо было пасмурным. И как раз под вечер облака начинают нас поливать. Быстро ставим палатки, прячем вещи и переодеваемся в сухое. Славик забирает Фореста на наш берег.
На ужин суп, макароны с мясом. На третье варим рыбу (он всё-таки это сделал – поймал уху на пустой крючок!). Запиваем всё это «бальзамом Биттнера» - чай с бергамотом, сахар и спирт. После длительного купания в «прохладной воде» бальзам хорошо согревает. Раздаю по аскорбинке, чтобы не болеть... :)
На нашем перевале рвутся облака и мы думаем: «Хорошо, что мы уже здесь». Прохожусь перед сном по ранам боевых товарищей и ложусь спать.

Река

Часть 3. Муя

День 10(08.08)

Не горю желанием вылазить из тёплого спальника в мокрую и агрессивную среду, но каша уже готова и нехорошо задерживать начало завтрака... Одевание мокрой и холодной одежды занятие не из приятных, но спальное должно остаться сухим в любом случае. Собираемся. Все в лямку и топаем.
На пути встречается творение рук человеческих - столб, который ставится на просеках для обозначения квадратов. Андрей остаётся для его зарисовки, а мы уходим. Примерно через пятнадцать минут останавливаемся, чтобы собраться, но нет командира.

Ждём... 5, 10 минут. Видимо не свернул там, где это сделали мы. Кричим. В ответ только эхо. Спускаемся к реке и кричим. Где-то вдали нам отвечают. Идём на крик. Находим Андрюху на берегу. Он возмущается на нас. Спускаемся к нему и тут возникает мысль: "А может ну его нафиг это ломилово и остаться тут?". Всё взвесив, понимаем, что для того, чтобы Форест успел на работу, нужно три дня ломить в гору (гора будет выше, чем перевал Даша и сложнее), перевалить в другой водораздел, за три дня спуститься к реке и три дня сплавляться до БАМа. Удовольствий - 0... Запланированное прохождение каньона не получается, полазить не выйдет. А то, что мы проломим туда и обратно - кому и что мы докажем? Что мы круты и можем вот так ломануть за три дня? В горы нужно ходить для удовольствия, а не доказывать что-то кому-то(ИМХО). Остаёмся Находим место для стоянки. В качестве развлечения "бродим" Мую, загораем и спим на пляж.
Но, как всё хорошее, это занятие быстро надоело. Начинаем валить деревья для строительства плота. Насекомые жрут нещадно. Более пятнадцати минут находиться в лесу невозможно, иначе смерть :) К концу дня делаем пять брёвен. Нужно ещё парочку.
После этого занятия я принял ванну и помылся в реке.
Со Славиком просидели у костра далека за полночь и разошлись дрыхнуть.

День 11 (09.08)

"Третий день с неба течёт вода
Очень много течёт воды..." -
это про нас :)
Дождь лил всю ночь. Палатка пока вроде держит.
Утром вылез из палатки почти в 11. И то только лишь потому, что Андрюха стучал плот и было бы не круто отлёживаться. Развели со Славиком костёр. Потихоньку дымит. Я поставил кандейку с водой, и пока ходил умываться, она перевернулась, причём очень качественно: залила всё :) Зажгли заново. Завтракаем. Дождь вроде закончился, хотя по воде отчётливо видны круги от капель( судя по всему просто привыкли и, как говорится, то что мы считаем холодом на градуснике не существует:)). Спилили ещё одно дерево для плота. Начали собирать. Дождь полил снова. Пока Малой делал пропилы на брёвнах, я собирал весло. Отнесли брёвна на берег...
Дождь достал. Спасает Demos-овская куртка: флис под ней греет, а она не промокает.
Собрали три бревна и стащили их в воду. Меня держит эта конструкция хорошо, но двоё тонут. Я покатался немного. Стали доращивать ещё два бревна. На 5-ти брёвнах двоим хорошо, для рюкзаков плавучести маловато. Промёрзли сильно. Даже чай не помогал. Вылезли на берег к костру сушиться и греться. Выгнали из палатки Гарика и Фореста. Они стали делать раму для надувных кругов. За нашей спиной, в горах, куда мы должны были идти, постоянно громыхает. Думаю, что мы бы сейчас сидели в палатке и грели воду на газе. Там творится просто пипец... У нас над головой постоянно плывут свинцовые тучи. Тем временем мы приготовили ужин. Поев, разошлись по палаткам. Под вечер усилился ветер. Дождь лупит в тент палатки, проверяя её и нас на прочность...

День 12(10.08)

Всю ночь лил дождь. Лишь под утро он немного ослаб.
Выйдя из палаток, мы обнаружили, что река поднялась где-то на полметра( а может и больше). Ручей, который еле тёк, превратился в бурный поток. Уровень воды в Муе постоянно рос.
Позавтракав, мы начали доделывать наши плавсредства. Я со Славиком нашли и вырубили бревно для плота, а Андрей с Форестом, тем временем, собирали плот из кругов. Потом я занялся вёслами. Когда всё было готово, мы опробовали второй плот (первый - это бревенчатый). Получился он на славу. Лёгкий и довольно хорошо управляется.
Потом опять полил дождь и все пошли по палаткам.
Сквозь сон я услышал Андрюхины крики:"Люди!!!"
В это было трудно поверить. Я вылез... И вправду: их было семеро.

Мы предложили им помочь переправиться, но они отказались, сказав, что им на наш берег не надо. Вдвоём с Андреем мы переплыли к ним (вода за утро и обед поднялась и стала быстрой). Они были из Иркутска - пять мужиков и две женщины. Вышли они одновременно с нами - как оказалось, ехали на одном поезде до Новой Чары. Но мы их опередили :) Поболтали с ними, рассказали кто мы, откуда. Обменялись контактами. Они угостили нас квасом и пачкой "Беломорканала". Сфоткались. После этого мы поплыли на свою сторону, а они двинулись дальше.
Дождь не прекращался.
Полезли в палатки, чтобы дождаться затишья для завершения работ по сборке плота. Ближе к вечеру мы его доделали. В итоге плот был из шести брёвен и имел 4.5 метра в длину. Во время ужина съели перевальную шоколадку с халвой. Почувствовали тепло и уют в животе:) Посидели у костра пока не пошёл дождь и стали укладываться. Завтра начинаем сплав. По Муе нам идти около 100 км. По карте там 5 порогов...
"Что нас ждёт?
Муя хранит молчанье..."

В палатке с Андрюхой думаем, что можно доплыть вместе до Шуринды. Дальше Лёху и Игоря отправить к людям (у Игоря начали распухать ноги, а Лёхе на работу), а втроём остаться и полазить по скалам некоторое время... всё-таки в горы шли :)

Все записи до этого момента были сделаны по ходу похода. Всё остальное дописано после...

Часть 4. Авария

День 13 (11.08)

Выползаем из палаток, завтракаем.
За последнюю ночь река поднялась ещё на полтора метра. В итоге за последних три дня воды стало примерно на 2,5 метра больше, чем на момент выхода к реке. Скорость течения реки существенно увеличилась. Мне по первой немного страшно на это смотреть, но, как говорится, ко всему можно привыкнуть. Пакую вещи. Мешок в мешок. Всё это завязываю, чтобы не потекло в случае чего...
Славик забрал у меня мой армейский котелок, для того, чтобы загрузить в него топлёное масло, которое уже имело опыт раздавиться и вытечь в рюкзак. Погрузились на плавсредства и в путь!
Я со Славиком на плоту из брёвен. С нами его рюкзак. Свой я отдал парням на второй плот, так как у нас не хватало плавучести для того, чтобы быть полностью в сухости. На втором плоту остальные с остальным имуществом. Несёт хорошо - примерно 10 км/час. Осадка у нас большая, поэтому мы плывём, как какашка, т.е. со скоростью реки :) Кое-где подгребаем вёслами, чтобы попасть или выйти из стремнины. Минут через 20 догоняем и перегоняем парней (они вышли немного раньше нас).
На левом берегу видим вчерашних туристов из Иркутска. Машем им. Они нам. Фоткаю нас. Желаем им удачи и уплываем. Места очень красивые. Сосны, берёзы. Скальные выступы около воды. Низинки. Опять скальники. Тучи постепенно рассеиваются, выглядывает солнышко. Тепло.

Впереди нам открывается вид на Муйский гигант и всё, что рядом с ним. Около 14-ти часов (время приблизительное, часов у меня не было) становимся на обед. Обед, как оказалось, был не только у нас. КОМАРЫ!!!! Быстро всё съедаем и дальше: на реке нет кровопийцев. Слева проплываем зимовье. Сейчас там людей нет.
Впереди видим кипящую воду - это впадаем Муйский горбылёк. Причалили. Вроде ничего плохого впереди нет. Идём дальше. Входим в порог. Нас заливает. В паре мест проходим валы. Задеваем днищем несколько камней. Тряхнуло хорошо, но плот держится. В таких случаях нам остаётся только покрепче держаться за рюкзак и читать молитвы: в сильном потоке плот неуправляем, его можно только подруливать, чтобы в гадкие места мы входили носом, а не бочиной.
Порог пройден! Выходим на более-менее гладкую воду. После впадения притока скорость реки заметно возросла. Андрюха с плота подаёт нам знаки быстро причалиться. Чалимся с третьей попытки: берега и скорость течения не позволяют это сделать быстрее. Впереди кипящая пеной вода. Идём смотреть. Встречаем наших: "Привет плотовикам", - приветствует нас Маленький. Выходим на открытое место. Перед нами впадение Большой Шуринды в Мую. Обсуждаем со Славкой как будем входить в слияние. Ситуация следующая: в месте слияния образуется угол тихой воды, но за ним бочка - нам на ней хана, так как волны под два метра; можно попробовать войти по струе притока. При втором варианте нам может вынести по стремнине на виднеющиеся перекаты, но от них вроде можно уйти. Выбираем второй вариант. Входим в слияние. Вода кипит. Волны под пару метров. Один вал прошли. Держимся за рюкзак (он надёжно привязан к плоту чалкой). Видим огромный камень под водой. Нас несёт прямо на него. Выгрести не успели... "Всё" - думаю :"кранты...". В последний момент вода откидывает от него в сторону, "Пронесло!!!". Следующий валун проходим брюхом. Холодно. Вода 10-15 градусов.
Держась за рюкзак, проходим ещё одни валы. Мокрые, синие от холода, но держимся. Впереди творится что-то страшное: волны метра три. Хватаемся за рюкзак одной рукой, весло держим во второй... не знаю, как это правильно называется, но, наверное, ещё и молимся. Плот встаёт на дыбы и медленно заваливается на нас. Я прыгаю с него в сторону, чтобы не накрыло этой крышкой гроба. Славика волной скидывает с палубы. Плот плюхнулся на воду. Стараюсь побыстрее влезть на него, вода пытается меня смыть обратно к себе. Холодно. Вылез. Вроде цел. Славки и рюкзака нет... Смотрю по сторонам: метрах в трёх от плота плывёт шапочка с испуганным лицом - это Славка. Всё время, пока я выбирался и осматривался, Славик пытался выплыть к плоту, но волны не позволяли ему этого сделать...Собираю чалку в кольца и кидаю ему. Вытягиваю на плот. Живы! Всё произошло настолько быстро, что испугаться не было времени. Вёсел нет. Рюкзак плывёт рядом на чалке. Втаскиваем его на палубу. Тем временем нас несёт дальше. Вижу вёсла. Одно совсем рядом, второе в 10 метрах от нас. Достаю ближнее. Пытаюсь вырулить ко второму веслу... бесполезно. Собираюсь прыгать за вторым... проходит десять секунд... это самоубийство. Тем временем, волны меньше не становятся. Очередной камень выбивает один из двух клиньев, которые крепили брёвна нашего корабля. Теперь передняя часть плота похожа на веер. Нужно чалиться где-нибудь, иначе плот превратится в набор независимых брёвен.
Сижу с чалкой наготове. До берега порядка десяти метров - нас вынесло с середины реки. Делаю попытку прыгнуть на берег, но Славик меня останавливает - нереально. Дальше завал из брёвен - не успел выскочить, и нас проносит мимо. Бьёт по дну ещё один камень, пытается смыть пара больших волн. Держимся. Видим заваленное дерево, а перед ним небольшую заводь - нам туда. Гребу, как сумасшедший, одним веслом, Славик прыгает. Зачалиться не успел, держит плот руками. Я выпрыгиваю на берег. Подтащили плот к дереву и привязали его к дереву. Мы спасены!!!!!!
Отвязали рюкзак. Нужно искать остальных. Отрезаем чалку и плот моментально уносит и разбивает...
Всё сводит... Присели по 20 раз - немного полегчало. Идём вниз по течению. Продираемся по зарослям.
Посреди реки вижу островок, скорее просто груду камней. На нём двое - Гарик и Форест. Через протоку шириной метров десять от них большой и сухой остров. Но до него им пока не добраться: слишком сильное течение снесёт, даже если взять друг за друга. У парней коврик и два весла.
От нас до них порядка двадцати метров бурлящей воды. Пацанам мы помочь не сможем. Они нам знаками показывают, что Андрей без вёсел уплыл вниз один на остатках плота. Идём вниз. Обмениваемся мыслями... не самые хорошие предчувствия.
Время идёт. Ни Андрюхи, ни остатков плота. Это уже неплохо.
Тут из кустов на противоположном берегу выскакивает тело в кепке. Жив!! Жив!!!
Продолжаем спускаться вниз - мы по одному берегу, он по другому. Я подумал, что без снаряжения парней не снять. По-этому нужно идти к людям и просить помощи.
Минут через 30 хода видим остатки плота и два рюкзака. Чьи это рюкзаки понять нельзя, так как начало смеркаться.
Андрей берёт верёвку и знаками показывает, что нужно пройти ниже. Попытка переправиться гибнет на корню: слишком далеко:( Знаками даём ему понять, что мы идём к людям, а он пытается снять парней с острова. Мы уходим.
Мокрые, холодно, мы почти бежим, чтобы согреться. Едим бруснику - кушать-то хочется :) Стало совсем темно. Принимаем решение, что нужно становиться на ночлег. Пока Славка разводит костёр, я таскаю дрова. Разводим костёр... Начинаем смотреть, что у нас есть:
• Палатка.
• Мокрый спальник
• Мокрый коврик
• Мой армейский котелок с маслом!!! Это +1 к выживанию:)
• Еда! Не очень много (пока стояли на берегу Муи съели почти весь Славкин запас):
• 1 ужин
• Огневой набор.
• Нож
• Полтора комплекта одежды

М-да.. не круто. Но жить можно. Главное, что есть огонь, а в одном спальнике поместимся.
Едим горячий суп, пьём чай и спать. День выдался насыщенным, поэтому нужно отдыхать.

Мы еще живы

Часть 5

День 14(12.08)

Славик встаёт с рассветом и разводит огонь. Я валяюсь в палатке. Вылазить не хочется никак: на улице мелкий дождь и мокрая одежда (спал в Славкиной поларке и его джинсах). Потихоньку выползаю...
Едим несладкую гречку и изюмом. Чай делать не стали: нужно спешить...
Собираемся. По ходу дела нагреваем на костре одежду, иначе её не оденешь. Карты были у меня в рюкзаке и у Андрея... зато у нас есть компас :) Когда я разглядывал свой черно-белый вариант от руки рисованных карт, запомнил, что Муя и Муякан сливаются за БАМом. Следовательно нам по Муе на северо-восток. Потом по БАМу в Таксимо. Помню, что перед БАМом были болоа и разлив Муи. Больше ничего из того района не запомнил. Выходим.
Через пятнадцать минут упираемся в скальный прижим. Я пролез метров 30-40. Понимаю, что с рюкзаком по мокрым скалам идти нереально. Возвращаемся к началу прижима и ищем обходной вариант. Лезем вверх по мокрому куруму. Хоть и тяжко, но лезть можно. По ходу меняемся рюкзаком, чтобы не тратить время на отдых.
Находим звериную тропу( ох сколько их ещё будет...). Идём по ней. Тропа постепенно выровнялась и пошла горелому лесу на берегу Муи. Идём, едим голубику.
Неожиданно тропа выбегает на лесную дорогу. Отлично!! Скорость увеличилась. По обочине валяются пустые бутылки. Здесь бывают люди! Они обязательно помогут нам.
Вскоре дорога уходит в болота. Идти невозможно, вода ниже колен не опускается. По кочкам прыгать очень неудобно. То и дело норовишь упасть с неё. Слева от дороги показался лес. Я с рюкзаком выхожу туда, а Славик продолжает бороться с болотом: обидно будет потерять дорогу. Ведь, если она откуда-то выходит, значит, она куда-то приходит. Просто так она тут не была бы проложена.
Иду по лесу. Впереди вижу вышку. Подошли к ней. Что-то похожее на наблюдательный пункт. Решили залезть на неё и осмотреться, но при тщательном рассмотрении поняли, что она скорее развалится, чем позволит на неё залезть:). Уходим.
Мы оказались на так называемом верховом болоте - такое болото, которое находится на вершине горки, а из-под земли в этом месте везде сочится вода. На дорогу постоянно сливается болотная вода. Дорога скоро превращается в речку. Пытаемся идти по обочине. Там ситуация не лучше. Сильно мёрзнем - вода родниковая и по чистоте, и по температуре. На северо-востоке, куда мы стараемся держать наш вектор движения, увидели продолговатый холм, расположенный с запада на восток. Делаем предположение, что там, по крайне мере, будет сухо. Идти нужно к нему. Но делать это становится всё сложнее и сложнее: чем ниже мы спускаемся, тем больше воды под ногами. Ноги начинает сводить. Приходится мочиться в штаны, чтобы хоть немного отогреть их. Тело спасает флис, с которого вода просто стекает и он условно сухой. Впереди и слева слышится сильный шум: это река, которую образуют болота.
Подходим к ней. Перебродить не представляется возможным: сильное течение и холодная вода не внушают надежд. Идём вверх по течению, в надежде, что там будет брод. Минут через 30 понимаем, что если не окажемся на другом берегу, где сухо и красиво, то мы просто переохладимся и каюк. Находим две берёзы, растущие вместе на расстоянии порядка трёх метров от противоположного берега в воде (половодье изменило берега). Одна из них доходит до середины реки, а ветки достают почти до нашего берега. Река в этом месте порядка пятнадцати метров, течение сильное только на середине. Ближе к левому берегу за берёзой начинаются кусты. Достаём чалку, развязываем прусик, у Славика находится ещё около двух метров верёвки. Связываем всё это. Получается чуть меньше пятнадцати метров.
Вытаскиваем пачку хлебцев, съедаем. Нужен один рывок. На том берегу рай - сухой склон без воды, а у нас только переохлаждение. Я не знаю как это назвать... в аду хоть тепло :)
Дерево расположено таким образом, что если дойти до стремнины и оттуда удачно прыгнуть, то можно ухватиться за ветки, а потом по ним можно долезть до ствола. Далее по нему пролезть стремнину. А там можно будет принять второго с рюкзаком. Вторая берёза больше наклонена к воде, чем та, по которой планируем лезть - это подстраховка на случай, если смоет - можно ухватиться за неё.
Славик пробует вылезти на ствол берёзы с прибрежных кустов... ветки берёзы в том месте не выдержат человеческого веса...
"Страховка готова?" - спрашиваю я. "Готова", - слышу в ответ. Иду. Начинает сносить. Прыгаю и хватаюсь за ветку левой рукой. Река пытается сорвать меня и унести. Подтягиваюсь и хватаюсь за ствол. Делаю попытку закинуть ноги на ствол... мокрая одежда, полные ботинки и гамаши воды - дополнительные 15 кг веса. Болтаюсь на руках. Течение держит тело почти параллельно воде. По чуть-чуть переставляю руки по стволу в сторону спасительного берега. Перчатки хорошо держат окостеневшие пальцы на коре, но, тем не менее, постепенно соскальзываю. Вот я уже вишу на одной руке, но осталось пройти всего одну треть пути. Усилием воли делаю рывок и вторая рука хватается за ствол.
Страховочная стропа стала поперёк течения и тянет меня вниз... не могу больше держаться... ещё рывок в сторону спасительного берега и я упираюсь ногой во второй ствол. "Выбрался" - подумал я. Но не тут-то было: меня начало затягивать под бревно, на котором я висел, так как оно находится на уровне воды... Этого с нашего берега видно не было. Я застрял в "мёртвой" точке: меня не уносит течение, потому что я упёрся ногой, в любую другую сторону я не могу сдвинуться из-за течения, стропы и судорог в мышцах.
Делаю рывок. Меня с головой затягивает под бревно. Толкаюсь ногой. Воздух... Ещё одна попытка - опять под водой. Больше не могу. Пытаюсь отдохнуть для следующей попытки. Ещё рывок, ещё. Сдвинулся с мёртвой точки! Вылезаю на бревно, поднимаю из воды страховку. Вот она свобода, вот он Рай! Дышать не могу: всё сводит судорога. Говорить не могу тем более. Тем временем Славик запрашивает готовность страховки. Мне нужно немного согреться. Приседаю... не помогает. Пальцы не шевелятся. Мозгами понимаю, что ещё немного я не смогу страховать. Перекидываю страховку через дерево и знаками даю понять, что идти можно.
Как только Славка вошёл в воду его с рюкзаком сразу унесло. Дерево, через которое я страховал, вывернуло с корнем - подлая вода подмыла его конкретно, хотя вид у него очень даже живой. Меня начало затягивать под берёзу, но стропу не отпускаю.
Страховка сделала своё дело - по радиусу Славку перенесло через стремнину в кусты, где нет быстрой воды. Я продолжаю держать. Он попросил ослабить натяжение и обрезал страховку. И вот мы в РАЮ!!
Выбегаем метров сто по дороге, которая началась у берега в двадцати метрах ниже по течению, в горку. Говорить ещё не могу. Славик начинает разводить костёр, а я бегаю вверх-вниз, чтобы разогнать кровь. Спусти некоторое время горит костёр, а у меня начинают стучать зубы - отогреваюсь:)
Мы всё ещё живы, врагам назло!!!
Варим супчик и сушимся. В это время выползает солнышко. "Как долго мы тебя не видели, Рыжая морда!".
Окончательно отогреваемся и выходим.
Идём вверх по дороге. Перед нами открывается долина, ограниченная с одной стороны Муей, а с другой горами. Спустившись с горки и пройдя 300 метров, понимаем, что это долина - топи и болота. Пройти по ним нельзя! Блин, а ведь могли бы уже сегодня к ночи выйти к БАМу...
Поднимаемся выше и траверсом идём вдоль болот. Кусты, кусты, одним словом то, что в ориентировании называется "зелёнкой" - там люде не ходят по определению. Иногда попадаются звериные тропы. По ним идти легче, но они, как правило, не рассчитаны на человеческий рост.
Ломим по кущам. Упираемся в болота. Уходим ближе к горам... второй раз за день тонуть не хочется.
По горкам идти не легче. Мало того, что там уклон иногда под 45 градусов, так там ещё и непроходимые заросли, завалы из здоровенных брёвен и комары, из-за которых света белого не видно. Если немного проспишь, то они облепливают все открытые участки кожи и начинают отрывать куски плоти.
Предлагаю спуститься на уровень болот, потому как там растительность реже, но Слава не горит желанием это делать. Продолжаем ломить. Ломить - это довольно условно, ноги я уже еле переставляю, сил нет никаких. На одной из посиделок, когда обсуждали нашу ночёвку в комарятнике, я сказал:"Это всё фигня и происки буржуазии. Ночевать мы будем, как короли!".
Солнышко начинало садиться. Нужно было искать место для ночлега.
Впереди( всё там же на северо-востоке) увидели горку покрытую соснами. Под ней должен был быть ручей. Решили, что спать будем там. Когда мы подошли совсем близко, то увидели на том месте, где хотели становиться, зимовье. Это было невообразимо, чтобы нам так повезло.
Подошли к постройке. Дверь не была заперта. Покричали хозяев. Никто, конечно, не ответил нам. Дом был на полметра в земле и на полтора над землёй. Стены сложены в один накат из брёвен толщиной примерно 30 сантиметров. Внутри была "буржуйка", стол, две кровати, умывальник, вешалка с одеждой. Этот домик бал нам наградой за такой день:) Растопили печь, выкурили комаров, набрали в умывальник воды. Я, отбиваясь от комаров, помылся на улице.
Сварили пюре с сухомясом. На полках нашли сахар, чай, немного медикаментов, бинты. Поев, какое-то время посидели в домике, наслаждаясь отсутствием кровососов, а потом потопали спать на улицу, так как внутри была Африка от печки. В этот день я понял правдивость выражения:"Если день начался плохо, то он обязательно хорошо закончится!".

День 15 (13.08)

Проснулись с рассветом. Вся одежда за ночь высохла. Приготовили завтрак. Поели. Собрались и в путь.
Была слабая надежда на то, что от домика будет идти тропа к людям... Но эта надежда быстро умерла. И вот мы опять продираемся через кусты. Настроение боевое, а ору песни, Славка подпевает. Пел, что нравится: Кино, Ария, Нау, ДДТ, Машина. Гимнами сегодняшнего дня были:
"Мы в воде ледяной не тонем
и в огне почти не горим"
и
"Только жизнь здесь ничего не стоит,
жизнь других, но не твоя..."
Через пару часов хода пошёл мелкий и противный дождь. Все кусты стали мокрыми, а от них и мы.
Как мы не старались уйти от болот, к середине дня мы были в самом их центре.
Шли по азимуту: Север или Северо-восток.
Тонем, идём, тонем, едим чернику, тонем. Попадаются дороги, но они тут же превращаются в цента болота. Холод собачий. Опять приходится греть ноги своим теплом :) Успокаивает то, что штаны тут же стираются..
Около 14-ти часов( примерно по солнечному пятну на небе) уходим к горам на запад и выходим на старую дорогу. Она поделена на две части деревьями, которые выросли на середине. По ней не ездили давно, но на ней, как нам хотелось верить, свежие человеческие следы. Идём по ним.
Через час решаем пообедать. Разводим костёр и едим половину перекуса. Немного отогревшись, продолжаем движение.
Примерно через 20 минут после выхода с обеда выходим на разъезженную дорогу. По пути начинают попадаться свежие следы присутствия человека: бутылки от "клинского", пакеты от чипсов, тара из-под водки и др. Мы радостно почти бежим по дороге. Надеемся, что БАМ вот-вот появится.
И в какое-то мгновение мы услышали Его - стук колёс поезда. Мы почти спасены!!! Прибавили ещё хода.
Прошли мимо сожженного и разваленного дома, рядом с ним были разбросаны вещи. За домом развилки. Мы сворачиваем направо(эта ошибка, впоследствии, стоили нам двух потерянных дней!). Через пару часов увидели вдали БАМ. Оставалось немного.. силы. правда, были на исходе..
Когда поняли, что до БАМа ещё "пилите Шура, пилите", съели вторую половину перекуса. Очень, знаете ли, кушать хотелось :) Вскоре наша кондовая дорога, впрочем как и все другие в этом районе, упёрлась в болота. Но что делать? Нужно топать вперёд! Парням на острове несладко тоже! Попробовали идти по горке, но она шла полукругом, а лишнего идти не хотелось. Полезли в самую Ж.. Так получилось, что я немного отстал, метров на 20. Вдруг вижу, как Славка начинает уходить под землю. Это трясина. Пока добежал, он был уже по пояс с говнище( извините меня за грубость, но иначе это назвать нельзя: и цвет, и запах идентичны). Аккуратно подхожу, меня начинает потихоньку затягивать( благо я без рюкзака). Протягиваю руку и начинаю тащить. Болото отдало моего спутника без особых препятствий. Двигаться дальше приходится с удвоенной осторожностью... Ещё через час принимаем решение, что нужно вылезти на гору и идти дальше траверсом. Так хоть и дольше, но зато безопаснее.
Выбираемся наверх. Там опять заросли. Ломим через них. Начало темнеть. Думаем, что нежно становиться, но нет ни места, где можно хотя бы лечь, ни воды, плюс ко всему этому начался дождик. В потёмках выползли на северную оконечность отрога... И вот Он!! Прямая видимость, меньше километра. Под склоном шумит Муякан. Чуть пройдя на восток, обнаруживаем, что река уходит под мост.. На этой ноте решили становиться на ночлег - нашли воду, нашли место, нашли Дорогу. Это наша победа!!! Ужинаем. По какому-то странному предчувствию не съедаем остатки еды - слишком уж много обломов в этом походе - едим в штатном режиме, вернее дразним желудки запахом еды. Уклон приличный, камни жмут бока, но ничего не поделаешь. Прикидываем сколько денег можно будет отдать за попутку и что и кому будем говорить. На этом и засыпаем.

День 16(14.08)

Всю ночь лил дождь, а на станции Улан-Макит(как мы потом выяснили название.. Эх знать бы это сразу... НО, НО, НО...) объявляли прибытие поездов то с Востока, то с Запада. Утром спальник был мокрый, а в палатке был бассейн. Выползаем на улицу. При помощи ветра и мокрых дров в течение часа не можем развести огонь... Всё таки загорается. Доедаем последний завтрак.
Собираемся . Спускаемся вниз к реке... нас охватывает отчаяние: под мост уходит не Муякан, а его приток приходит из-под моста... Вода не такая сумасшедшая, как в Муе, но переправиться невозможно: сильное течение, холодная вода и метров 50-60 ширины... Решаем идти вниз по течению. На рисованной карте я видел, что Муя и Муякан сливаются за БАМом( никогда не верьте рисованным картам!). Сначала идём по чистому лесу, иногда бродим по колено ручьи, которые текут не в реку, а из неё.
Река сильно виляет. Из-за этого нарезаем круги, обходя разливы и затоки.
Вскоре доходим до болот, в которые растекается Муякан. Первое пятно болот обходим почти без проблем. Дальше хуже: приходится бродить по грудь речки, вытекающие из Муякана, болота обойти нет возможности - идём напролом. Выходим на какой-нибудь островок, переводим дыхание, греемся и опять сражаемся с болотами и речками. Уперевшись в очередной разлив, понимаю, что идти туда не ХОЧУ. Говорю Славке, что нужно возвращаться. Он соглашается с этой идеей.
Когда проходили последнюю одну из последних речек, услышали звук вертушки..." Наверное Маленький дошёл уже до людей и это ищут нас..." Сжигая последние силы, выбегаем из реки на остров: "Вот они мы!!!!!!!!!! Люди!!!!!!!!".. Вертолёт улетает... У нас остаётся надежда, что хоть парней сняли с острова и они уже в тепле. Мы то ведь и сами можем дойти.. Возвращаемся обратно. По ходу собираем грибочки. Вечером будут варёные грибы с киселём:) Это суп не с запахом грибов, а с грибами! Через пару часов выходим к исходной утренней точке. В голове скребёт мысль:"А может нужно было идти до победного???".
Принимаем решение: я иду на разведку вверх по течению, а Славка подаёт знаки о помощи.
Ухожу. Иду вверх. Нахожу тропу и брод. Но брод в данный момент не работает по понятным причинам. Иду дальше. Попадаю в осиное гнездо, где меня немного покушали: пару раз укусили в спину и пару раз в живот. "Сволочи!!" Итак тяжко, а тут ещё и эти.. Промыл места укуса холодной водой. Вроде живой. Иду дальше. На горизонте мост!!! Хотел побежать сообщить радостную весть, но решил проверить. Поднимаюсь выше. Опять та же история: под мост уходит приток Муякана. Считаю, что вверх по течению нам делать нечего.
Возвращаюсь. Делюсь мыслями, что может мы немного не дошли в болотах... может нужно идти и проверить до конца. Берём рюкзаки и идём в сторону болот. И перед самым спуском увидели машину! "Там люди!! Нужно остаться тут и подавать знаки. Нас обязательно заметят. Они не могут не заметить." Скидываем рюкзаки и начинаем разводить костёр.
Я замечаю, как по притоку идут двоё человек. Выбегаю на обрывчик и начинаю кричать:"Люди!!! Помогите!!!". Они останавливаются, подходят ближе к реке. Я кричу, что нам нужна помощь, что нам на БАМ нужно. Но они разворачиваются и уходят. На наши крики больше не реагируют. До ужина дымим, кричим время от времени. Пользы немного от этого... комаров, правда, нет.. но людей тоже.
Ужинаем грибами. Решаем, что я на следующий день обследую берег выше по течению на предмет моста или брода, а Славка издаёт жалобные звуки и задымлённость. Ложимся спать.

Часть 6. Люди

День 17(15.08)

Ночь была прохладной. Но более-менее выспались. Завтракаем половинкой перекуса. Я беру остатки стропы и иду исследовать берег. За ночь вода стала прозрачной и немного спала. Это хорошо:). Возможно заработаем брод. Лезу по скалистому берегу. Пару раз срываюсь, висну на руках.. Фигня, прорвёмся! Выхожу к месту брода. Похожу до середины реки, пока не понимаю, что имею хорошие шансы отправиться в плавание, и поворачиваю к берегу. И только тогда замечаю, что чуть выше по течению на противоположном берегу стоит человек в болотниках и с удочкой. Выбегаю на берег и выхожу напротив него. Начинаю кричать. Он замечает меня. Объясняю ему, что нужно на тот берег и всё такое.. Он на все мои распинания говорит, что в 20 километрах выше по течению мост, и отворачивается от меня. "Вот сучка... Ладно, фиг с тобой, выйдем..". Топаю обратно к лагерю, чтобы сказать:"Нефиг голосить. Идём!".
Каково же было моё удивление, когда я обнаружил затоптанный костёр и отсутствие лагеря...
"Свалил?- на не должен был. Вроде не за что."
"Спасатели? - а я? Почему не забрали меня?"
"Бракаши напали? И всё унесли? - Вроде следов борьбы и крови нет. Всё собрано аккуратно и тщательно. Даже мои гамаши забрали, хотя они на болотах окончательно развалились..."
"Что случилось? Где Славка?"
"Так, жду пару часов. Если никто не приходит, ломлю на Запад до моста. Сил хватит. У меня есть нож, зажигалка и восемь конфет."
"Что он делал? Дымил и орал. Значит, если я буду делать то же самое, то меня тоже заметят".
Разжигаю заново костёр..
Поднимаюсь наверх: "Славик!!!!"
Спускаюсь вниз: "Славик!!!!"
Спускаюсь вниз вдоль реки, приспускаюсь к ней... Безрезультатно.
"Что за чертовщина?".
Сижу и жду. Время от времени покрикиваю.
Тут снизу : "Лёха! Нас нашли!".
Закидываю костёр, бегу вниз.
Славка поднялся к лагерю. Рюкзак стоит у самой воды. Оттуда он меня не слышал, а я его не видел...
"Ты куда пропал?"
Он мне рассказывает, что когда я ушёл, он орал, орал... С другой стороны услышал :" Хули орёшь??!!". От радости он чуть не прыгнул с обрыва вниз. Обрисовал ситуацию. Мужики сказали собирать вещи и ждать около реки, а сами на "КамАЗе" поехали к начальству за инструкциями.
Вот так прояснилось наше положение. Мы ждали довольно долго. Когда начало смеркаться, то решили подняться наверх.. может они забухали и забыли уже про нас. Всем похоже тут по фигу на людей, терпящих бедствие.
И только стали подниматься, приехал тот же "КамАЗ". Оттуда вылезли мент, какой-то в военной форме, один из тех, кто приезжал в первый раз. Они предложили нам переплыть. Мы посмеялись вместе. Удачная вышла шутка!
Оценив ситуацию, они нам сказали, чтобы мы сидели тут и никуда не уходили( как будто, мы горели желанием свалить обратно в болота :)), а утром нас заберут. Поужинали остатками киселя и сухофруктов.
Спать завалились на небольшой площадке прямо на берегу.

День 18(16.08)

Ночью был колотун. Я постоянно просыпался, чтобы проверить, что нас не смыло. Пару раз затягивал Славика на коврик, так как он сползал вниз. На спине спать не решался, чтобы что-нибудь не застудить.
Утром встали с рассветом - спать было невозможно(как нам сказали потом спасатели, в эту ночь местами было до -1).
Позавтракали чаем с халвой. Стали ждать. Около 10 утра приехал УАЗик с незнакомыми перцами. Они сказали, что нужно топать 10 км вверх по течению. Там будет зелёный домик. Там есть лодка и нас переправят. Другой техники у них нет. Что делать? Пошли. Начался дождь. Все кусты мокрые, склон едет под ногами. Идти пришлось по почти отвесному склону, чтобы не потерять реку и не просмотреть домик. Продираемся . Мокрые, злые. "Блин, спасатели хреновы. 10 км вверх по течению. Козлы..." Перед нами остатки моста, который был снесён паводком или льдом. От моста уходит в нужном направлении дорога. Идём по дороге. От основной дороги в сторону реки ушло ответвление. Я шёл под рюкзаком, а Славик решил посмотреть, что там. Дорога шла в нужном нам направлении и решили идти по ней. От ней прямо к реке отходила ещё одна дорога. В тот момент, когда мы проходили мимо него, из-за поворота вынырнула лодка...
"Всё! Ура товарищи!"
В лодке сидели двое: спасатель, который приезжал утром на машине, Юрий Иванович и охотник Владимир Степанович(? не запомнил отчества:(). Когда мы сели в лодку - длинную и узкую, для здешних мелководий то что нужно - нам дали поесть. Мы поехали домой к деду(В.С.).
Вверх по реке мы шли чуть меньше часа, при этом переглядываясь со Славкой - оценивая, сколько бы мы топали. 10 км - это, как оказалось, по дороге, а по реке там были все 20... Дома нас ждали жена охотника с приятельницей.
ОБЕД!!! Это было королевская еда - уха из налима, рис с уткой, хлеб, масло, чай, сахар. Мы обсохли и отогрелись. Как же иногда бывает хорошо покушать :)
Юрий Иванович нам сказал, что один уже в Северобайкальске - Тютюнов. Больше никого нет... Настроение немного упало. Мы описали аварию, где и когда последний раз видели парней, оставшихся на острове.
После этого мы поблагодарили охотника и его жену и нас повезли в Таксимо. По дороге нам рассказали, что нас услышал директор селёдочного завода(откуда селёдка у них я так и не понял) и послал рабочих на "КамАЗе" узнать кто и зачем поднимает столько шума. Рассказали о том, что вниз по течению Муякан разливается в болота и сливается с Муей, и что мостов там нет и не было.
В Таксимо нас показали в ЛОВД и на вокзале милиции, чтобы нас не приняли за бомжей. Сказали купить мне билет на паспорт Гарика, садиться на поезд, а если будут проблемы, то в поезде должен ехать сотрудник Олег Каверзин - он всё уладит.
На этом спасатели поехали по своим делам, а мы остались на вокзале. Только на вокзале меня стали одолевать мысли:"Как же мне не хватает моего паспорта, денег, мобилки, ежедневника с контактами, денег, которые уже должны подплывать к Витиму". Пока боролись за жизнь, об этом не думалось. Но вот мы в людях, а без этих штучек будет очень неприятно... "Но в конце-то концов, ведь мы ЖИВЫ! А значит всё остальное приходящее. Раз мы вылезли из переделки, то и другое наладится!"
Стал обдумывать план действий по приезду в Москву. Как восстанавливать бумажки...
Билет на меня взяли, как и сказал спасатель, на паспорт Гарика. Когда сели в поезд, проводница начала возмущаться:"Типа нехорошо ехать по чужим документам. Пройдём к начальнику состава(всех 4 вагонов:)) ". Начальница поезда сначала грозно глянула из-под бровей, но потом услышала мою душещипательную историю про парней на острове, про нас заблудших, про то, как нам фигово и сказала, чтобы мы ехали и радовались жизни. К тому же она вспомнила, что пару дней назад к ней подходил такой же потерянный и спасённый(это судя по всему был Андрей), как и мы.
В поезде поели лапши с тушёнкой и завалились спать.

Часть 7. Спасательные работы

День19(17.08)

Проснулись мы по прибытию на вокзал. За ночь я капитально отёк. По началу даже ничего не видел. Нас встречал Маленький. Он был в моей шапке... У меня выстроилась моментально цепочка:"он в моей шапке, значит он нашёл пакет с одеждой, значит он нашёл рюкзак, так как всё было упаковано очень капитально. Значит мои вещи найдены!!!". Так оно и было. Почти все мои вещи он вынес, так как его рюкзак остался у Гарика с Форестом(что не могло не порадовать - у парней есть и еда и тёплые вещи).
Он рассказал нам свою историю, мы ему свою. Обменивались впечатлениями от пережитого. После встали на берегу Байкала и устроили капитальную сушку вещей.
В ПСП нам сказали, что людей у них нет: они на задании. Ищут какого-то психа, который неделю доставал жителей деревни, а потом убежал в горы. Искать некем. И вообще это не их район. Нам нужно ждать до субботы( мы прибыли в Севбайк в среду). Если до этого срока не выйдут, то тогда поедем на поиски. Андрюха рассказал, что видел народ из Екатеринбурга, который сплавлялся после нас по Муе, что они видели разбросанные вещи на берегу, а двух перцев на острове не видели. Сказали, что вещи не трогали, а мои очки за 2000 р взяли не они :) Ладно пусть носят, у них таких, наверное, не продают :) Походили со Славкой по городу. Я сходил на телеграф. Позвонил домой. Что у нас были проблемы на сказал. Внутри какая-то опустошенность чувствуется... чего-то не хватает. Гложет неизвестность.
Ждём на берегу. Играем в преферанс и постоянно едим... даже не едим, а жрём. Яма желудка разыгралась не на шутку :)

День 20(18.08)

Утром идём в ПСП. "Известий нет."
Ждём. Играем в карты, едим.
В городе слышали, как одна женщина рассказывала другой, что на Муе на днях разбились пятеро из Москвы. Троих умелыми действиями спасателей вытащили, а двое погибли.. Или что-то в этом роде:).
Приколько. Мы уже достопримечательность местных газет :)
Сходил на Байкал и привёл себя в порядок.
Принимаем решение, что ждать бесполезняк и что нужно двоим топать обратно, а одному ехать в Москву и поднимать через родителей бучу в МЧС. Этим одним должен стать я, в силу сложившихся на тот момент обстоятельств.
От спасателей новостей нет. Ждём.

День 21(19.08)

Утром сходили на вокзал и купили мне билет.
Потом пошёл ходить по городу: купить сумку для снаряжения и ненужных в болотах вещей, прикупить одежды на поезд, мыло и др. Пришёл к палатке. Стал укладываться.

Часть 8. Happy end

За час до отъезда решил побродить по окрестным лесам. Взял рулон бумаги и скрылся:). Из леса услышал, как в лагерь пришёл спасатель и сказал, что наши вышли в Таксимо. Вот такой Happy End.
Сажусь в поезд и отчаливаю.