Первый в жизни шеститысячник. Боливия. Уайна Потоси

Пишет Вперед и вверх, 19.03.2016 17:36

Итак!
Ещё пару лет назад я и представить себе не мог, что моя жизнь так изменится и далёкие-далёкие места нашей планеты станут для меня местами, где я буду спать, есть, торговаться, пить чай, искать среди ночи свой хостел, обсуждать с поляками политику России, морозить пальцы на правой руке...ну и срочно искать туалет иногда: кое-что (кока, будь она не ладна!!!), оказывается, даёт фееричный слабительный эффект.
А теперь
Отчёт об исполнении очередной моей мечты - восхождении на гору выше 6000 метров.
Частично этот текст написан в виде дневника, частично дополнен позднее.
Первый в жизни шеститысячник. Боливия. Уайна Потоси (Горный туризм)

Так вот в Боливии как раз есть такая гора и даже не одна.
Для восхождения я выбрал ввиду относительной доступности северную вершину Уайна Потоси.
6088 метров!!!
Первый в жизни шеститысячник. Боливия. Уайна Потоси (Горный туризм)
Почти на 500 метров выше Эльбруса, на котором я испытывал огромные трудности с дыханием в прошлом году. И очень тогда себе напоминал выброшенного на берег леща.
А тут наверное совсем ласты склею, с некоторой долей экстремизма к себе думал я)))
Договаривался о восхождении я на одной из улочек Ла-Паса рядом с площадью Сан-Франциско, что идёт вверх от неё. Там ещё рядом «Рынок ведьм» (Меркадо де Брухас). Первый в жизни шеститысячник. Боливия. Уайна Потоси (Горный туризм)
Совершить восхождение на нужную вершину предлагает множество организаций.
Наверное не один и не два десятка.
Браковал я их основном потому, что они посредники.
От самого ближайшего к собору "Кока-Тревел" (ох уж эта кока повсеместная здесь)
Первый в жизни шеститысячник. Боливия. Уайна Потоси (Горный туризм)Первый в жизни шеститысячник. Боливия. Уайна Потоси (Горный туризм)
до многих многих других. Цена примерно одинаковая (около 150 долларов США +/-15).
Отличается набор выдаваемого снаряжения, возможность забрать нас с утра из хостела и наверное ещё что-то несущественное типа безопасности.
Предложений много - надо ходить смотреть.
За трёхдневный тур около 1000 боливиано/чел. Две ночи и три дня. Бывают и короче. Взял я этот по причине неопытности второго участника событий, для которого была очень желательна хотя бы минимальная ледовая подготовка. Ещё подкупили русскоязычные отзывы в их журнале.
Сторговался за 950 боливиано (около 9500 руб. Или 138 долларов) Кстати, в отличие от большинства других мест эти тур фирмы берут и доллары. Скидку сделали нам с учётом того, что у нас много чего было своего и фирма что я нашёл не посредник, а сами водят людей на гору.
"All transport" называется. Гиды Феликс (постарше) и Давид (помоложе).
Другим крупным известным мне горным оператором является "HighCampLodge", но их офиса я не нашёл.
В цену входит почти все.
Почему почти? в середине подъёма между базовым лагерем Base camp (4700 м) и Rock camp (5130 м) стоит каменная избушка с синей крышей Первый в жизни шеститысячник. Боливия. Уайна Потоси (Горный туризм) в которой надо было дедушке отдать 20 боливиано "за восхождение" вроде как... Ох, уж эти боливийские доплаты! Даже купив билет на автобус приходится отдельно платить "за выход на перрон".
В эти 950 входило: проживание в очень даже приятных лоджах, снаряжение, питание (очень плотное, кстати. Я столько в Боливии, еще не кушал. Прям не альпинизм, а поначалу неплохой такой горный гастрономический тур).
Готовят гиды. И готовят вкусно!
Программа восхождения следующая:
Первый день это заброска в базовый лагерь и ледовые занятия.
Второй день это переход во второй лагерь и возможно акклиматизационный выход. В эту же полночь выход на вершину. К шести-семи утра должны быть на вершине. По моей информации дедлайн, после которого восхождение прекращается - семь часов утра и где бы вы к этому моменту не были гиды разворачивают связку в обратный путь. После обеда обещают уже снова привезти в Ла-Пас.
Теперь о том, как было.
Забирают из Ла-Паса на минибусике, что ездят там повсеместно в виде маршруток. Перед этим нас завезли на склад там же, на рынке ведьм, и подобрали для всех кому-что надо: обереги, талисманы, сушеные эмбрионы лам, спальники, пластиковые ботинки, верхнюю неплохую трехслойную мембрану (мне штаны и куртку от The North face), флиски, перчатки, варежки, бахилы, кошки, даже балаклавы (их по-испански, оказывается, тоже кличут Balaklava).
С учётом пробок в городе ехали из Ла-Паса до базового лагеря часа четыре. По дороге ещё помню остановились на улице, где кажется были одни только парикмахерские и гид сказал: здесь можете купить себе ещё шоколада)))
Они к этому шоколаду так серьёзно относятся и столько раз про него напоминали (teneis chokolade, Eduardo?!?, раза три спросил меня Феликс), что я с испугу в два приёма набрал себе шоколада на весь оставшийся срок пребывания в Боливии.
Правда лишь после того, как среди бесчисленных парикмахерских нашёл наконец захудалый магазиньишко, где продавалось немного продуктов и много туалетной бумаги)))
А на восхождении нам было ваще не до шоколада... Пару белковых батончиков и термос чая только пригодились.
Около обеда мы приехали в Base camp
Первый в жизни шеститысячник. Боливия. Уайна Потоси (Горный туризм)
где нас первый раз плотно в вкусно накормили и сразу повели на ледовое занятие.
Во время которого я вновь пришёл к тому же выводу, что и во время моих предыдущих опытов: альпинизм это холодно, тяжело и очень страшно)))
Причем слово «очень» в зависимости от обстоятельств альпинизма можно переставлять.
И вообще, как я тут вот оказался, этож, мл@, горы!!! Мама, забери меня отсюда! - думал я, прорубая ступеньки на склоне ледника около 60 градусов… Кстати, мама оказывается это тоже может читать. Поэтому больше страшных подробностей не будет ))
Жуть, короче! И чего дома мне не сидится??)))
На занятии, которое я посетил больше за компанию, нас учили ходить в кошках вверх, вниз, траверсом и в связке.
Немного даже было ледолазания. На отвесный участочек ледника высотой метров 8-10 гид провесил веревку и мы по очереди её покорили.
Первый в жизни шеститысячник. Боливия. Уайна Потоси (Горный туризм)
К моему большому удивлению и некоторой тревоге зарубаться при падениях не учили. Даже после моих вопросов. Гид просто сказал: не надо.
Хмммм, тревожно подумал я.
Не учили многим важным на мой взгляд вещам (не буду перечислять, но после восхождения считаю, что это звиздец, товарищи!!! ).
И из-за этого в ночь восхождения я СИЛЬНО нервничал! Со мной в связке по смертельно опасным местам шла абсолютно неопытная девушка, за которую я считал себя в ответе...и которой не объяснили простых, но жизненно важных вещей!
Эмоции до сих пор.
Отвлекся.
Итак.
Идти от Base camp до ледника около получаса, там мы провели около часов двух-трёх, спустились в лагерь и весь оставшийся вечер сначала плотно кушали, потом пили-пили-пили чай в компании жизнерадостных начинающих альпинистов из Австралии, Германии, США, Ирландии.
Свободно общающихся на английском языке
Вот тебе и мотивация учить языки: сидишь рядом с весёлой, открытой интересной компанией, общий смысл беседы улавливаешь, ломано ответить что-то можешь, а поучаствовать в веселье не получается (((
А!
Забыл сказать.
Наша группа на восхождение состоит из четырёх человек. Меня и Натальи, с которой мы отделились от основного коллектива КПшного похода по Боливии (остальные пошли по тропе Эль Чорро в джунгли, а нам с ней в жизни подвига не хватает) и еще двух поляков Андреаса и Николаса.
Кстати, клёвые парни!
Обаятельные и весёлые. В лоджах вокруг себя собирали женский коллектив, все время в центре внимания.
Хорошо еще, что через короткое время после встречи один из них признался нам в том, что понимает и немного говорит по-русски (сами понимаете, даже приличному человеку можно окофузиться, если рассчитываешь, что по-русски вокруг никто не понимает).
Ну, и по испански и по английски говорят получше моего.
Накормив нас ужином гид сказал, что ему и второму (чужому) гиду надо уехать в город дескать референдум у них по переизбранию Эво Моралеса и без них никак. Весь город исписан граффити Evo si, Evo no!!! (Не переизбрали, кстати).Еще сказали, что они вернутся к обеду, и что наш гид попросил кого-то, чтобы нас накормили завтраком.
Ну, надо так надо. Уехал.
Столько чая, сколько за тот вечер я не помню когда пил. Но посидели здорово! И девчонки были симпатичные, особенно немка (сам удивился, но так, оказывается, бывает)…
На утро нас покормили, но как-то по остаточному принципу ((( в принципе нормально, но обидно обделив вкусняшками (свежие горячие оладушки нам так и не принесли, в отличие от всех остальных). Сразу после завтрака все остальные группы собрались и ушли, а мы четверо + француженка из Сиднея часов с девяти утра остались в лагере совсем одни, предоставленные сами себе.
Стало скучно и немного холодно.
Чтобы согреться два раза пересобрал рюкзак и помыл общественную посуду.
Потом мы поняли как включается газ, накипятили себе воды и с горячим чаем пошли смотреть на дорогу: ну, где же наш гид??
Поляки и фанцуженка.
Гид приехал примерно в час и мы быстро собравшись выдвинулись во второй лагерь. Неторопливым шагом там идти около 2.5 часов.
У этой части рассказа про Боливию есть предыстория, в которой мы путешествовали по 4 дневному маршруту по горам Кордильера Реал, который называется Condoriri. Весь тот маршрут проходит на высотах от 4200 до 5100 метров. Первый раз в моей жизни большой рюкзак нес не я сам, а ранее мне незнакомая лошадка. И после этого мой ранее любимый рюкзак стал вызывать у меня личную неприязнь.
Все бы ничего, но блин, этот конский запах от рюкзака!!!
Обоссал он мне его, что ли? Скорее бы дом, постираю его, мечтал я каждый раз его закидывая за спину...
Ладно...
Подъём между лагерями местами крутой, но пешеходный, тропа понятна, обозначена и ухожена.
Не жалко те 20 боливиано))
Первый в жизни шеститысячник. Боливия. Уайна Потоси (Горный туризм)
На фото не очень понятно, но это ступени, выложенные из камней.
Немного трудновато дышать, но это все таки 5 тысяч...
Эти строчки я писал уже лёжа в спальнике, в шесть часов вечера в Rock camp.
Здесь клево!
Большие красные канистры это термоса с горячей водой, а не то, что подумали почти все мои друзья))
Надо поспать до полуночи, а в час выходим на восхождение!
Надеюсь следующая победная заметка будет о том...Ну, в общем понятно, о чем.
Cumbre o muerte! (Вершина или смерть!)
©наш гид. Звучит красиво, но мой план не таков. Мне надо вернуться домой. Я обещал.
Вторая запись в тот вечер.
А сейчас уже половина восьмого вечера. Мы все тихо лежим в своих спальниках, но слышно, что многие не спят (тихо-тихо так по-одиночке люди встают со своего места, по пути в туалет натыкаются на чужие ледорубы, роняют ботинки и палки, ШЕПОТОМ извиняются и снова как бы тихо). А ещё слышно как за окном довольно сурово разыгралась непогода. Сильно шумит ветер, ударяя порывами в стену рядом со мной и идёт сильный снег с дождём. В который раз я радуюсь теплу носков из альпаки, которые я купил перед первым походом по Боливии.
А ещё размышляю над тем, что выползти в такую погоду на улицу ночью (не по нужде, гыыы) это наверное сразу +25% к брутальности)))
Жить становится интереснее!
Наверное, я все-таки поспал немного тем вечером.
Перед выходом у нас был легкий перекус с чаем и ведерком мармелада. Там еще забавный эпизод приключился. Сидим мы с поляками, пьем чай, бутербродики собираемся мазать (на столе термосы, пакетики с разным чаем, булки, местное соленое то ли масло, то ли маргарин и ведерко мармелада. Почему-то в Боливии только так завтракают) и вдруг выясняется, что мармелада только-только на донышке. Поляк пошел сообщить о проблеме гиду. Тот появился через пару минут, весь уже мощно так одетый для восхождения: в каске, в страховочной системе, с фонарем на лбу, большим количеством альпжелеза на поясе и тяжело ступая пластиком. Посмотрел таааак на нас, на пустой мармелад. Сказал по-испански: это серьезная проблема, и ушел.
За новым ведром мармелада)))
Еще меня там немного накрыла горняшка. Это немного задержало выход на маршрут, но в целом мы вышли вместе с основной массой других групп-связок около половины второго ночи. Хотя моей спутнице и пришлось меня немного подождать, за что приношу перед ней и всем человечеством свои извинения.
Метров через 200 от Rock camp выход на ледник, где надо одеть кошки и связаться по трое. По местным правилам один гид максимум на два человека. Поэтому идут все по двое-трое. Все остальное время на маршруте восхождения ходим только так. Из рассказа гида, чей испанский был для меня мало понятен, несколько лет назад на восхождении случилась трагедия, когда в одной связке шло 12 немцев и все они погибли из-за срыва. Теперь все как-бы строго.
Про ночное восхождение особо ничего и не скажешь. Темно, холодновато….
А! Вот! Выдалась отличная спокойная погода.
Ледник довольно стремный (я же начинающий альпинист, мне можно бояться?), не очень крутой, но весь в бездонных трещинах, через которые переходы по снежным мостикам. Ночью, впрочем, и этого видно не было. Просто шли себе, светили фонариками на пятки впереди идущего.
Примерно через две трети пути (часа три нашего меееедленного из-за неопытного спутника хода) есть относительно крутой сложный участок подъема на седловину. Протяженность метров 30 наверное. Используется три-четыре точки опоры (кошки на передних зубьях, ледоруб, твердый взгляд).
Ночью и наверх там проходить не страшно ;)
Обманчивое чувство теплой погоды привело меня к небольшому обморожению пальцев на правой руке, в которой был ледоруб на этом участке, и которые теперь противно ноют.
При свете и вниз в том месте интереснее. Я видел, что некоторые группы там спускаются по веревкам, а некоторые обходятся и без них.
Непосредственно под этим подъемом, оказывается довольно широкая трещина. Увидел и это только на обратном пути.
Как и все трещины она страшная и заставляет задуматься о преимуществах, например, занятий шахматами, вместо альпинизма)))
Первый в жизни шеститысячник. Боливия. Уайна Потоси (Горный туризм)
Хотя на фото как-то не страшно, согласен.
После нашего часа-двух ходьбы по относительно полому участку, который с седловины налево, в сторону вершины, начинается подъем на саму вершину.
Это фото не мое, с Интернета, но мне наглядно сфоткать этот момент не удалось.
По моим смелым оценкам он очень стремный, крутой и вообще, как блин я опять попал в такие обстоятельства, где от каждого правильного шага зависит так много???
Метров 200 снежного склона, наверное 50-60% уклона. Поднимаемся все зигзагами. Шел я гораздо медленнее своего темпа, поэтому было время спокойно и не очень поразмышлять о том, что умение зарубаться, якориться – не самое лишнее в этой жизни.
Ну и еще я могу сказать, что Эльбрус мне дался гораааааздо тяжелее!
Все-таки почти 10 дней на высотах от 4000 метров дают очень хорошую акклиматизацию. Помню, в первые дни приезда в Ла-Пас я задыхался при попытке завязать шнурки, и делал это в два-три приема. Помню, просыпался ночью в первые два-три дня в городе, чтобы подышать. А теперь тут, на восхождении, просто шел. Вообще без каких-либо особых ощущений от высоты.
Дошли.
Первый в жизни шеститысячник. Боливия. Уайна Потоси (Горный туризм)
Вершина представляет из себя высшую точку снежного гребня с крутыми склона в обе стороны.
Фоток с вершины хороших у меня нет, так как там довольно неудобно находиться, сложно сидеть и мало места.
Но там, на вершине я опять задумался: как же здорово ходить по горам и восходить на высокие вершины!!!
Именно через трудности, через преодоления лично я прихожу к состоянию в котором на вершине понятно.
Просто все понятно.
И божественно красиво. И чисто. Внутри чисто, вокруг величественно. Простор обзора дает такой заряд энергии, что с этой иглы впечатлений мне, наверное, уже не слезть. Красоту и гармонию нашего мира я познаю в концентрированном виде именно здесь. И я понимаю людей, которые живут ради этого…

Там, на вершине, можно сесть верхом на неё, свесив ноги в обе стороны.
Из-за того, что солнце в этот день поутру пряталось за облаками, нас гид не развернул в семь утра (по некоторым причинам мы шли медленно), а позволил взойти к 8:15 примерно. Минут 20 на вершине, и как раз солнышко выглянуло.
Вниз спускались мы по снегу, который стремительно превращался в ненадежное и ползучее чОртишто.
Спуски мне даются очень-очень тяжело.
Особенно если сразу с вершины (6088 метров) надо зайти в верхний лагерь (5130 метров), там взять свой большой рюкзак и со всем своим и прокатным добром сразу дойти до нижнего лагеря (4700 метров), чтобы там выпить немного колы (столько колы, сколько в Боливии я еще не пил) и скушать вкусный, но не удобный для поедания пирожок, внутри которого что-то вроде мясного соуса.
Буду улучшать эту часть своей физухи!!!
Думал я об этом все последующие дня три-четыре, когда мне с огромным трудом и внутренним матерком давались все лестницы на спуск…
Приехал минибусик и отвез нас по какой-то настолько плохой дороге в Ла-Пас, что даже несмотря на бессонную ночь восхождения в нем спать было не возможно.
Первый в жизни шеститысячник. Боливия. Уайна Потоси (Горный туризм)
За облаком спряталась Уайна Потоси, на переднем плане просто Боливия)
А пока все.
А, нет. Не все.
Я выше писал, что наша группа разделилась: мы двое пошли восходить на Уайна Потоси, остальные пошли по тропе Эль Чорро.
Так вот.
Видимо описание этого ЭльЧорро мы все как-то невнимательно прочитали. Там так вроде много всего написано, но у нас у всех почему-то отложилось только что-то вроде (цитата)
По своей красоте она стоит в одном ряду со знаменитой Тропой Инков (Inca Trail) в Перу. Начинаем наш путь на перевале Ла Кумбре (4700 м – этого никто не помнил!!!), и будем постоянно спускаться. По пути будут попадаться древние таинственные развалины инков. Пройдя тропу Эль-Чорро, мы пересечем все климатические пояса Анд. Тут намного теплее, и весь день мы будем идти по джунглям. Амазонка уже совсем рядом. Крутые склоны Анд здесь сплошь покрыты буйной растительностью. Продолжаем спускаться сквозь тропические леса. Будет очень жарко, везде летают бабочки огромных размеров.
В общем про бабочек и сопутствующих насекомых (про Зику нам всем уши прожужжали и СМИ и родные) я помнил четко и меня это не вдохновило.
Вершина манила сильнее.
Остальные решили ехать к бабочкам. Когда их в белых штанах и легких майках высадили (почти что с сачками – шутка), под дождем на перевале, где температура была на уровне бррррррр, это был сюрприз)))
Шли они как я понял очень-очень много, и довольно тяжело. С едой что-то не рассчитали, её у них было мало. Зато было много дождей, бродов и мокрой одежды.
Наш рассказ про то, как у нас однажды чуть не закончился мармелад воспринимался как жестокое издевательство.
Поэтому пришлось рассказать все подробно. Про мармелад и отличную еду )))
А вот фотки у них красивые. По тропе инков и это Эль Чорро все-таки пройти надо. Когда-нибудь на пенсии…
Теперь все.

Градусов 35-40, да, суровый уклон для пешехода.

Прикольный рассказ))) Мармелад рулит!

Не осилил текст. Оооочень много написано и много просто так.

А я сухие отчеты не осиливаю читать. Поэтому пишу так, как мне нравится.
А что по Вашему "не просто так"? Мне правда интересно было бы ход мыслей понять.

С горой и почином ))))

Спасибо!

Спасибо за рассказ в ярких тонах! Я тоже ходил этим летом на Вайну, но на отчет не созрел :) Для меня это не первый шеститысячник, поэтому, наверное, спокойнее воспринял, ну гора, да, большая. По моим ощущениям - восхождение дается легче Эльбруса, т.к. верхний лагерь ближе к вершине, от верхнего лагеря идется примерно 5-6 часов, да и в начале подъема много пологих участков. Потом, там теплее, т.к. место действия примерно в 3000 км от экватора :) А с вершины вниз мы с гидом вобще за 55 минут добежали. Да и контингент на маршруте такой, что 50% людей горы видят впервые в жизни :) И ничего, все восходят.
Хочу заметить, чтобы не испугать потенциальных восходителей, что на маршруте нет такого крутого льда или фирна, как на фото, взятом Вами из интернета, думаю, это фото с маршрута на южную вершину - как раз там длинный крутой склон. С Вашего позволения, добавлю несколько кадров с восхождения. IMAG0766P7030439P7010419P7030446P7030455

Смущает про передвижение в связках при неумении публики зарубаться. И много трещин пересекали?

Несколько трещин точно было...
Три точно, может больше.
После этого маршрута понял, что не знаю многих важных вещей. Например, что делать, если кто-то из спутников провалится в трещину. Краем уха слышал, что есть правильный алгоритм действий, но только теперь изучаю теорию. Если получится, постараюсь пройти у кого-то из грамотных зубров обучение перед следующей серьезной (для меня) горой. Мечтаю о Белухе, еще манит цифра 7 тысяч...
Там, в принципе, рассчитывал, что смогу вытащить чисто физически если что.
Меня тоже смущала беззаботность гида и пугали попытки нашего третьего участника лезть на коленках или садится на попу на крутых местах.
Я дергался, ругался на нашу милую девушку, объяснял про ледоруб (его так еще там полагается на руку петелькой просто накидывать)...
Она на меня обижалась(((

Спасибо за рассказ! С горой!

По местному чаю не скучаете?) Он хорошо помогает акклиматизироваться.

По поводу крутизны уклона, полезно знать.

Уклон на предоставленной выше фотографии - 40 градусов.

Уклон

Ошибка связанна с тем что на участке от 30 до 70 градусов, зависимость между величиной уклона и страхом, начинает возрастать по экспоненте.

Очень сильный пост.

Из природной скромности предположу, что это Вы про коммент от Hund и присоединяюсь!

Траверсировать склоны от тех же 40 градусов (vodka) немного попроще кажется, чем пилить "в лоб". Тут я упускаю вопрос точек зацепки за рельеф и их надежности, с учетом особенностей динамики нагружения при подъеме "в лоб" или же прохождении траверсом.

Кому как. Как по мне, так дело в темпе. Слегка понижаешь темп и валишь в лоб. Так же работает, когда догоняешь кого ни будь.

Спасибо за шпаргалку и понимание!
Впечатлен очень обоснованным и тактичным ответом с иллюстрациями!
А про чай...
Местный чай вызывал мое большое любопытство перед поездкой!
А по факту никаких особых впечатлений от "лаврушки" в кипятке и за щекой я в себе не понял.
Ну, кроме тех, на которые я сослался в начале поста. Но это не совсем то, что хочется повторить))
Лучшей акклиматизацией оказалось просто пойти на гору после двух недель в Боливии.

Спасибо за рассказ! Прочитал с удовольствием. Вообще в мире столько мест и каждое из них достойно того, чтоб там побывать. В Боливии не был, но был в Бразилии. Может когда то не только картинки увижу)

Бразилия с Аргентиной стали для меня крючком, которым меня зацепила Южная Америка! Игуасу, Амазонка, Рио-де-Жанейро, Джерикоакоара...
А потом понеслось! Даже испанский учить начал после поездки))

Что то в ней есть.

Не понял! 6000 за два дня??? А до этого где-то проходили акклиматизацию, если не секрет?

Если что, это две цитаты из поста... ))))

А, сорри, не вчитался. Отличный рассказ и поздравляю с горой!

Приезд в Ла-Пас был восьмого февраля. Город расположен на высотах от 3900 до 4100. Оттуда ездили по стране десять дней: прошли трек Кондорири, были на Титикаке, восхищались Солончаком Уюни.
Все эти мероприятия в основном на высоте 4000+.
Вот и акклиматизация.
+ экватор.
Ну и кока возможно помогла, но тут я не уверен)))

Клевый рассказ. Вспомнила свое восхождени на Эльбрус и не верится, что на 6000 вам было легче подниматься) Понравились дополниния и отклонения от текста!

Эльбрус вообще гора специфическая. Хотя бы потому что действующий вулкан. Одна из причин почему на нём высота сильнее чувствуется.

Если вы про серусодержащие газы, отмечу две вещи:
1. Пахнет не чистым сероводородом, а еще двуокисью серы и черт знает чем. Короче, отрава многофункциональная.
2. После того, как нюхнул, слегка подперло голову через пару минут, но у меня и аклем был слабоват и это было на седле уже.

На Демовенде (5600) иранцам (годков по 50 каждый) было легче, чем на Казбеке (5033).

Демовенд у меня почти "под боком"! Сейчас работаю в Ереване.
С прошлого лета всё мечтаю добраться до высшей точки Исламской республики...
Да и посмотреть на эту страну, которая для меня почему-то как другой мир, очень очень хочется!

Спасибо за эти слова. Мне перед тем как здесь опубликовать эту часть дневника иногда казалось, что текст слишком личный и перегружен эмоциями.
Теперь спокойнее!

Риск - это сайт, где сидят несколько писателей, а остальные воннаби-писатели борются за место под солнцем с бюрократами, плодящими отчетность. Эмоции сейчас в моде, сухие отчеты многих поддостали, хуже только умствования и потом уже реклама.

какие в Боливии правила? Без гида можно или обязаловка?

Ответил не сразу, так как узнавал.
В общем моя информация такая: идти самостоятельно можно, запретов нет.
Но категорически не стоит без гида с минимум вторым альпинистским разрядом.
Маршрут надо знать, высота все-таки не детская, трещины и тп.

Спасибо. А то в Перу вроде запрещали.

Спасибо большое за увлекательный рассказ и фото!!!