Целина. Кирилл Анисимов: "Человек соревнуется с тех пор как появился"
На Камчатке, фото Андрея Британишского
Открыть серию материалов для нашего проекта "Целина" хочу интервью с человеком, которого очень уважаю и чей опыт ценят многие и многие райдеры по всей стране. Жаль, что в этом сезоне в Приэльбрусье я не попала, так что пообщаться с Кириллом за чашкой чая с барбарисом в "Байрамуке" не получилось. Однако виртуальный разговор всё же состоялся - спасибо за это достижениям цивилизации :-)
И хотя в заголовок я вынесла цитату, посвящённую соревнованиям, наша беседа, конечно, вышла за пределы этой темы.
Чили, Валле Невадо, фото из архива Кирилла
Кирилл Анисимов (Marmot, Black Diamond, BCA, Dragon)
Один из самых уважаемых фрирайдеров России (горные лыжи и сноуборд), горный гид, спасатель. Родился и вырос в Приэльбрусье.
На лыжах катается с 1973 года. На сноуборде – с 1997 года Стаж работы спасателем – 1995-–2002 гг. Инструктор и гидом – с 1996 года. Инструктор Всероссийской ассоциации горнолыжных инструкторов (ВАГИ).
Двукратный серебряный призёр (2000, 2005) и двукратный чемпион России (2001, 2004), победитель этапа Кубка Европы (2001), обладатель Кубков России 2005 и 2006 года по фрирайду (горные лыжи).
Автор зимних и весенних фрирайдных программ в Приэльбрусье и других регионах. Соавтор (вместе с Игорем Комаровым) программ «Перезимовать лето», и других летних программ-восхождений и треккинга на Кавказе.
Катался в Красной Поляне, Домбае, на Камчатке, в Сибири и Хибинах, в Киргизии, Индии, Франции, Италии, Австрии, Норвегии, Чили и Аргентине.
Член АГГР, участник школы гидов UIAGM.
Участвовал в съемках нескольких фрирайд-проектов в России, Европе, Южной Америке: 2001 г. – «Русский Экстрим» (КП, Чили, Аргентина, Камчатка), 2010-2015 гг. – участие в проекте Ride The Planet, 2013 г. – учебный фильм Lines.
С 2003 года более 20 раз спускался на лыжах и сноуборде в вершины Эльбруса (совершил более 50 восхождений на его вершину). В 2007 и 2011 гг. спустился на лыжах с пика Ленина (7134 м). Спустился на лыжах с Казбека (по маршруту 3Б).
День рождения – 11 ноября.
На Чегете, фото Натальи Лапиной
В последние годы Приэльбрусье переживало разные – и не самые простые – времена. Сейчас в регионе и на курорте ощущаются еще отголоски КТО? Можно ли сказать, что курорт развивается не только с точки зрения стройки?
Да как-то время КТО прошло и уже подзабылось, ситуация сейчас достаточно спокойная, народ в основном хочет спокойно работать и заинтересован в порядке больше, чем кто бы то ни было. Курорт потихоньку развивается, и канатки, и трассы, ну и гостиницы. Конечно, хотелось бы больше совсем простых, но очень нужных вещей – например, тротуаров и освещения вдоль дорог, больше учебных склонов с простенькими бугелями, бережного отношения к экологии. Ну да что говорить, это все вечные темы, наверное, в какой-то момент мы к этому приедем, вот сейчас корпорация КСК занимается развитием курорта... Посмотрим, что они смогут сделать. В целом каждый год что-то меняется, и многое к лучшему, хоть и не так быстро, как хотелось бы.
После роста курса доллара и евро число туристов Приэльбрусье выросло? А количество желающих кататься вне трасс увеличивается?
Да, в прошлый зимний и летний сезон народа стало побольше, да и в этот новый год было немало. Хотя какого-то ажиотажа я не наблюдаю. Много стало народа из близлежащих регионов, на своих машинах – это бросается в глаза, появились и приезжие из Осетии, Дагестана, Чечни – всё-таки не зря строятся, пусть и небольшие, локальные курорты – видно, что интерес к лыжам растет на Кавказе – это, в общем, радует... Число катающихся вне трасс примерно одинаковое последние годы, я имею в виду тех, кто осознанно приезжает для этого. А те, кто выезжает за пределы трасс случайно или просто потому что трас мало, – таких людей стало больше на Эльбрусе, так как там и вообще катается раз в 10 народа больше, чем на Чегете.
Фото из архива Кирилла
Какой процент из них, судя по тому, что ты видишь на склонах, готов кататься с гидами?
Думаю, процентов 30. Много тех, кто уже кое-что знает, катался с гидами раньше и хорошо изучил регион – это те, кто приезжает на Чегет каждый год, ну а есть и те, кто думает, что всё знает, но умений и опыта маловато – таких тоже хватает, и это нормальная ситуация. В итоге большинство задумывается о том, что пора бы чему-то учиться!
Как ты считаешь, за то время, что ты работаешь с людьми, насколько большой путь мы – клиенты, и вы – гиды проделали для роста уровня культуры в этой сфере?
Конечно, работа проделана большая, всё-таки сейчас уже все знают про биперы, лопаты, рации, многие прослушали разнообразные лавинные лекции, прошли фрирайд-курсы и школы – благо выбор сейчас большой, многие гиды и лавинщики проводят программы на любой вкус – было бы желание. Вижу, что с каждым годом больше народа увлекается скитуром, благо снаряжения появилось много удобного, много программ скитурных – в Сибири, на Камчатке, на Кавказе – многие из моих коллег этим занимаются, и желающих немало. Но, к сожалению, многие не учатся и, главное, не хотят ничего знать, но при этом катаются вне трасс, даже не подозревая о каких-то опасностях.
Ну и специфика Чегета тоже, конечно, здесь играет роль – маловато табличек, ограждений, нет лавинного бюллетеня, не так просто найти адекватные схемы опасных зон. Хотя, кто ищет, тот, конечно, находит. В общем-то, это касается большинства российских курортов – информации на склонах для фрирайдеров мало.
На север Чегета, фото Натальи Лапиной
А вопросы безопасности на каком уровне сейчас решаются?
На том же, что и раньше – есть спасслужбы канаток, есть МЧС. Нет страховок для оффписта, нет вертолета...
Летом, правда, иногда прилетает борт МЧС или привлекают пилотов компании «Хелиэкшн». Но это пока не система, поэтому главный принцип у нас остается тем же – вне трасс прежде всего рассчитывай на свою голову и свою группу. Конечно, спасатели сделают всё возможное, что от них зависит, но помощь в самые первые и нужные минуты окажут только товарищи по группе.
Ты – райдер с огромным опытом, один из самых уважаемых в российском фрирайде специалистов. Скажи, какие процессы в целом в индустрии ты сейчас видишь? Как ты считаешь, что сдерживает развитие фрирайда в России? Кроме актуального и очевидного, конечно, экономического вопроса.
Конечно, продолжает развиваться снаряжение, например, рюкзак с ABS это уже почти норма для того, кто много катает вне трасс, растет интерес к скитуру и вообще к бэккантри – до нас доходят процессы, которые в альпийских странах уже прошли давным-давно. Что касается развития фрирайда, то обычного человека, по-моему, ничего не сдерживает: есть горы, канатки, куча мест для скитура, есть множество гидов, учебных курсов, программы хели-ски на Кавказе, на Камчатке...
В общем, для тех, кто хочет катать фрирайд, нет проблем, кроме финансовых, если не хочешь ногами ходить. А массовость упирается, прежде всего, в технический уровень и время – всё же, чтобы уверенно катать вне трасс, надо потратить немало времени, недели в году мало. Желательно 2-3 выезда в горы по 1-2 недели, а это не все могут себе позволить.
Ну и, конечно, на сегодня всё-таки у нас маловато курортов с возможностями интересного фрирайда с канаток – на всю страну это Эльбрус, Домбай, Красная Поляна, Кировск и Шерегеш. Ну а если хочется еще и семью привезти, тем более, если кто-то в семье не катается... то выбор, по сути, сужается до Красной Поляны, и это хорошо, что хоть один такой курорт появился, раньше и этого не было!
Перевал Донгузорун, фото Натальи Лапиной
Как удается долгие горы и многие горы сохранять мотивацию к любимому делу? Есть ли что-то, что способно её пошатнуть? Что заставляет двигаться вперед и развиваться – без этого вряд ли удалось бы и мотивацию сохранить? Страдаешь ли от рутинности работы с клиентами?
Не знаю, как-то не задавался вопросом мотивации. Пока здоровье позволяет, буду кататься, тем более что, по сути, я сам себе хозяин, всегда можно что-то придумать, чтобы не было скучно – поехать в новое место, например.
Стараюсь выезжать куда-то каждый год, последние несколько лет зимой – Франция: несколько курортов. Ну и разные поездки случаются – то со съемками, то с тестами лыж, то просто в новый для меня район: прошлой весной на Казбек с лыжами сходил, например: проехали маршрут 3Б, хорошо провели время.
Камчатка, RideThePlanet, фото Константина Галата
Покататься «для себя» в течение сезона получается? Горы непредсказуемы и никогда не знаешь, каким будет тот или иной сезон. Есть соблазн работать «до последнего рубля»?
Совсем для себя – редко, но бывают клиенты, с которыми можно катать в нормальном темпе и достаточно сложные маршруты. А в целом мне, чтобы сделать запоминающийся спуск, надо что-то придумать неординарное, порой рискованное: слишком много я всего видел.
Километры паудера меня уже не впечатляют, а жаль! Порой завидую тем, кого ещё только ждут эти сотни склонов и приключений, начищающихся прямо с выхода за значок «трасса закрыта»!
Последние годы получилось сделать несколько хороших спусков в рамках проекта Ride The Planet. Радуюсь, когда удаётся покататься с семьей. Это, к сожалению, происходит не очень часто – дети в школу ходят, жена работает... Но когда выбираемся покататься, получаю, наверное, самые позитивные эмоции.
RideThePlanet, фото Константина Галата
С какими людьми тебе приятнее всего работать? Твой клиент – какой он?:)
Позитивный, желающий узнавать что-то новое или, во всяком случае, получающий удовольствие в любую погоду, снег и даже при необходимости много ходить – иногда без этого не обойдешься.
Последний Лыжный Салон прошел под эгидой 15-летия российского фрирайда, за точку отсчета взяли первые соревнования. Правомерен ли такой отсчет или все-таки за начало брать стоит какие-то другие события? Ты был свидетелем или участником первых фрирайд стартов?
Участником, занял второе место после Мухтара Шаваева. Но для себя я отсчитываю начало фрирайда с первых фильмов – не Уоррена Миллера, а компаний типа MSP с райдерами вроде Моррисона, Дина Каммингса… это было, конечно, совершенно другое видение лыж для меня... С первых номеров журнала «Вертикальный мир» со статьями про неведомые Ля Грав, Шамони, Аляску... И, кстати, первые фильмы Артема Зубкова, Коли Веселовского, Макса Иванова и Виталия Ильиных – про Шерегеш, Красную Поляну... это было что-то далекое, но, вроде, ребята-то все знакомые, свои, а не телевизионные боги типа Дага Кумбса и Сета Моррисона. Это где-то 96-98 годы, ну и примерно с 95-го года у нас (в Терсколе) появился сноуборд, а тогда сноуборд был королем целины и квинтэссенцией фрирайда – такую скорость и легкость невозможно было показать на узеньких лыжах.
Вот с тех пор все и по катилось по нарастающей, и соревнования – это закономерные итог интереса, который захватил тогда очень многих...
На соревнованиях по фрирайду в Домбае, 2009 год
Не ошибусь, если скажу, что ты застал фрирайд на заре его появления в России. Первые соревнования. Первые спонсорские контракты. Первые клиенты. Что больше всего запомнилось из тех времён?
Ну да, участвовал с самых первых соревнований, и на следующий же год – мы со Славой Руничем начали первый проект «фрирайд с гидами». По сути то же, что мы и сейчас делаем, уже каждый по отдельности.
С первых соревнований запомнилось в первую очередь общение с невиданными ранее живыми легендами – Антона Летаги, например, и с участниками тех первых соревнований. Нас, любителей фрирайда, оказалось так много! Было всё очень весело, позитивно и радостно, по-моему, такой атмосферы очень не хватало на всех следующих соревнованиях!
Такое впечатление, что наши лыжники и сноубордисты уже более-менее перестали страдать по отсутствию соревнований в России. В международных стартах в этом году участвует два человека. А вообще соревнования во фрирайде – это хорошо или плохо? Как ты лично относишься к соревнованиям? И менялось ли это отношение со временем?
Как раз недавно была очередная дискуссия на эту тему на ски.ру, и мнения как всегда разделились. Я считаю, что соревнования – это однозначно хорошо: для развития индустрии, для самореализации множества молодых людей, которые не любят трассу, но считают, что круто катаются. В конце концов, человек соревнуется с тех пор как появился, чем фрирайд хуже, например, керлинга или покера, или альпинизма, в котором соревноваться додумались, по-моему, только в нашей стране.
Просто надо понимать, что это, конечно, не спорт в плане объективности судейства, с этим ничего не сделаешь. Поэтому я считаю, что надо относиться к соревнованиям проще, как к возможности покатать в компании друзей и, может быть, сделать потом карьеру прорайдера, или, может, просто повысить свой уровень катания, но не ждать точной и объективной оценки вашего проезда. Этого не будет, хотя, конечно, бывают проезды однозначно на первое место – например, прошлогодний проезд Сэма Смузи в Андорре или Кандида Тове в Шамони, ну а часто возникает куча вопросов – почему так, а не иначе? На них нет ответа, по большому счету судья оценивает «общее впечатление».
Просто судьи – это очень опытные райдеры и, конечно, могут отличить хороший уровень от слабого, но нюансов в оценке райдеров близкого уровня довольно много. А мне не совсем нравится в наших соревнованиях как раз излишне серьезная атмосфера и соперничество на грани ссор и разборок. Но райдерам я желаю всё-таки соревноваться, если такая возможность есть – в этом сезоне это Роза Хутор и Открытый Кубок Хибин. Всегда полезно оценить склон с точки зрения соревновательного проезда, проехать на грани своих возможностей – это отличный способ повысить свой уровень катания!
Как ты считаешь, почему соревновательное движение у нас пришло к стагнации и никто так и не подхватил эстафетную палочку из рук Сергея Семеновича Зон-Зама?
Много ответственности, вложений прилично, а отдачи финансовой или хотя бы моральной (в качестве благодарности от райдеров) дождаться зачастую сложно. Чтобы соревнования стали зрелищем, привлекающим зрителей, а значит и спонсоров – надо провести огромную работу. Ну и личный фактор – если есть в регионе человек, которому небезразличен фрирайд и он имеет организаторские способности, настойчивость и понимание процесса – все происходит. Пример: те же Khibiny Open Cup. Перестанет это делать Игорь Загвоздин – и ничего не будет, я в этом уверен.
Черет, фото Натальи Лапиной
Приэльбрусье с точки зрения безопасности соревнований не отличается предсказуемостью. Но как спот для личного развития Приэльбрусье трудно переоценить.
Приэльбрусье – это высокие горы с большими перепадами и разнообразными рельефом – есть не так много мест, где можно покатать ледники прямо с канатки, кататься всё лето, ходить на скитуре радиальные маршруты и жить при этом в комфорте – это все, конечно, плюсы.
Чегет – отличная гора именно для развития технических и тактических навыков фрирайда, понимания снега и рельефа: здесь всегда разный снег, много сложных, но посильных для большинства райдеров вариантов проезда. Конечно, горы лавиноопасны. Высота, частые ветра и резкая смена погоды прибавляет сложности и опасности, но это же и отличный стимул повышать свои технические и тактические навыки фрирайда.
Часто ли совершаются первопроезды кулуаров или доселе неосвоенных склонов? Или все что сложное, но более-менее «проезжабельное» уже освоено?
Большинство маршрутов, доступных с канаток, конечно, давно проезжено, а если взять весь регион включая ущелья Адыл-су, Адыр-су, Юсеньги, Ирик и прочие – то возможностей совершить интересный первопроезд полно!
Джантуган, Адыл-Су
Появляются ли молодые сильные «безбашенные» райдеры? За ними местное сообщество присматривает?
Несколько лет назад появилась целая плеяда молодых сильных райдеров: Идрис Узденов, Рустам Матковский, Салим Нахушев и другие ребята, причем, что радует, безбашенными их не назовёшь – все катают очень осознанно, разумно, прекрасно понимая риски и хорошо оценивая сложность рельефа и снега. Ну а за последние годы из совсем молодежи сложно кого-то выделить, но, скорее всего, я просто не в курсе – мало приходится кататься в таком формате, всё больше с клиентами.
Удается ли местным райдерам выезжать в другие районы и хотят ли они этого? Есть мнение, что для роста необходимо брать от спорта максимум – и с географической точки зрения. А у тебя за пределами Приэльбрусья есть любимые районы? Где любишь кататься? Или, может, есть места, где довелось побывать единожды, но которые оставили в памяти глубокий след?
Да, конечно, на мой взгляд райдеру для роста необходимо как можно больше ездить, кататься по разному рельефу, снегу, в разных климатических зонах, ведь все горы разные. Ну и гидам это тоже просто необходимо. Конечно, ребятам хочется больше выезжать, но здесь много ограничений – в первую очередь финансовых. Пару раз в год на российские соревнования – это сегодня максимум, что может позволить себе молодой терскольский райдер. У меня как гида, конечно, получается ездить больше, хотя последние годы это обычно тоже 2-3 поездки в сезон.
Из Европы нравится Франция и Италия, особенно мне нравится в регионе Сершевалье- Монженевр- Ля Грав и Валь Сени – там я бывал последние 4 года по 2-3 недели.
Из запомнившихся мест – Чили и Аргентина, Индия (Гульмарг), конечно, Камчатка, ну и Норвегия – чудесное место, особенно для бэккантри. Очень красивые и разнообразные горы – на любой вкус. Лофотены вообще меня впечатлили – по-моему, это одно из идеальных мест для скитура. Сильные впечатления остались от Киргизии. Два раза я спускался на лыжах с пика Ленина по северной стене, красивая гора, технически не такая сложная, но мощная и огромная...
Норвегия, фото Андрея Британишского
А люди? Без кого невозможно себе представить историю российского фрирайда и Приэльбрусья как региона катания? Кто, на твой взгляд – писал историю российского фрирайда 15 лет назад, 10 лет назад и сейчас?
Боюсь кого-то обидеть или забыть, наверное, вспомню далеко не всех. Из 2000-х годов – это Коля Веселовский, Виталий Ильиных, Макс Иванов, Антон Васильев, Андрей Иванов, Мухтар Шаваев, Слава Рунич, Саша и Альберт Байдаевы, Лиза Паль, Осман и Али Джаппуевы, Павел Грудинин, Костя Галат, Гена Хрячков, Коля Поляков, Коля Гонцов, Андрей Деминов, Саша Матвейчук, Наташа Лапина, Игорь Загвоздин, Макс Панков, Андрей Железнов, Сергей Камабалов, Анатолий Савейко.
Чуть позже еще и Лёша Водолазкин, Макс Балаховский, Илья Колеснов, Инна Диденко, Вероника Сорокина, Егор Дружинин, Аня Ханкевич, Макс Ануфриков, Лёша Орлов. А среди тех, кто раскрылся в последние годы, отмечу райдеров: Ваня Малахов, Идрис Узденов, Егор Сорокин, Аня Орлова; и гидов: Саша Маврин, Алекс Кузмицкий, Сергей Шестихин, Cергей Фурсов. Фотограф Андрей Британишский... да и многие, многие другие.
Мне как-то сложно выделять кого-то и ранжировать по заслугам и по месту жительства, и некоторых уже нет в живых, большинство, слава богу, здоровы и работают в горах, как и 15 и 10 лет назад, кто-то занимается другими делами... Но все внесли свой вклад в становление и развитие российского фрирайда – как райдеры, гиды, фотографы, организаторы и т.д.
Каким ты видишь будущее Приэльбрусья, и в чем оно на данный момент более всего нуждается для своего развития?
Надеюсь, что будущее есть, хочется, чтобы Приэльбрусье, оставаясь одним из лучших мест для фрирайда и альпинизма в России, стало бы и полноценным курортом для всех, в то же время со своим колоритом и характером. Здесь есть куда развивать и горнолыжные склоны, и треккинговые и альпинистские маршруты, и просто инфраструктуру. Но при этом хотелось бы сохранить и природу, и неповторимую ауру этого места.
В общем, нужен разумный «хозяин» в лучшем смысле этого слова, желающий получать не только прибыль, но и готовый учитывать все нюансы и проблемы такого сложного и интересного региона. Ну а в первую очередь, конечно, нужны мир и спокойствие, и тогда всё получится, надеюсь дожить до этих прекрасных времен.
Уважение!
Катать с ним - счастье.
Как он едет - произведение искусства
И Человек!!!
Кирилл, привееееет)))))