GPS - хороший помощник для экстремального фотографа. Делюсь опытом.

Пишет Алексей Заводский, 24.12.2015 20:15

GPS - хороший помощник для экстремального фотографа. Делюсь опытом. (Путешествия, гималаи, навигация, Garmin)

Вспомнилась мне тут одна история о том, как хороший GPS фотографу помогает:). Конечно не только фотографу, а вообще всем путешественникам, альпинистам, велосипедистам, парапланеристам, да и любому другому сумасшедшему, у которого шило в одном месте это его внутренний стержень.
Но я же всё таки расскажу со своей колокольни, с колокольни горного фотографа.
GPSом я пользуюсь давно, сперва у меня был Garmin eTrex 20, теперь я обзавёлся прибором посерьёзней - Garmin GPSmap 64st.

Прибор таскаю с собой всегда, в абсолютно любой выход в горы, так как GPS в горах это всегда какая-то дополнительная подушка безопасности, всегда можно сделать трек бэк, выйти на заранее отмеченную точку, сориентироваться по карте, короче говоря можно выкрутиться если вдруг что-то пошло не так! В плане фото съёмки я использую GPS прежде всего при ночных выходах, ну и при многих других обстоятельствах он сильно облегчает жизнь.
Как я действую?
Я днём выдвигаюсь на предполагаемые точки съёмки, пристреливаюсь, прикидываю откуда будет вставать луна, во сколько, где Полярная звезда и так далее. Одним словом - по светлому выбираю наиболее подходящие точки для съёмки и обязательно забиваю их в GPS!!!
А на этой фотке прибор Garmin Epix на руке Оксаны Чекулаевой, более компактный, но не менее полезный да ещё и с кучей интересных мультиспортивных функций.

Забить точки съёмки заранее на самом деле важно, так как когда темнеет, то всё начинает выглядеть совершенно по другому и можно битый час лазить в темноте с фонарём в поиске того самого места, которое так приглянулось днём. Точки в вашем GPS многое упрощают. Ещё не маловажно это забить точку вашей палатки, чтобы потом можно было в потёмках без труда её обнаружить, а ещё лучше и трек записать от палатки до предполагаемых точек съёмки, так как если в процессе ваших творческих изысканий погода испортится, а если это ещё и в темноте, то отыскать свою палатку в незнакомых горах может оказаться задачей практически невыполнимой. Собственно об этом и будет моя история, о том как записанный трек от места съёмки почти до палатки уберёг меня от, как минимум от холодной ночёвки, а может от чего и посерьёзней!

Дело было в Непале, в регионе Аннапурны, осенью 2012 года. Я уже прошёл из Джомсома в Мананг через перевал Месоканто и озеро Тиличо, сходил в базовый лагерь пика Писанг и вот припёрся на Айс лейк. Естественно с палаткой, так как хотел остаться там на ночь и попробовать поснимать звёздное небо. Вышел я не сильно рано и по-этому на Айс лейк поднялся уже после обеда. Нашёл подходящее местечко под палатку, расположился, приготовил что-то перекусить и решил, что надо бы уже выдвигаться на съёмку. Задача была подняться на гребень и посмотреть, что нам нарисует закат, а потом, если погода будет подходящей, остаться там на гребне и дождаться звёзд. Сразу скажу, что всё пошло не совсем по плану)).
Взяв всё необходимое, я вышел на берег озера и поставил точку в своём приборе Garmin и слава Богу, что я решил записать трек на верх гребня. Место для меня новое, подумал я, лишним не будет. Но вот почему я поставил точку на берегу озера и начал запись с берега, а не от палатки, я не знаю. Да, палатка стояла совсем не далеко от берега, может метров 70, но кто бы мог тогда подумать, что её так сложно будет потом обнаружить. В общем на гребень я поднялся без особых проблем, немножко пришлось пролезть по крупным валунам, но это не составило особой сложности. На гребне я разложил штатив, пристрелялся и стал ждать за развитием событий. События же развивались не лучшим для меня образом. Погода начала портиться и меня накрыло плотными облаками. Смеркалось))). О закате уже не было и речи, я понял, что пока ещё не совсем темно, надо выбираться от сюда, но пока штатив, пока камера, в обще не прошёл я и пятой части пути обратно, как тьма поглотила меня. Тьма в сочетании с максимально плотными облаками сделали моё перемещение практически невозможным. Лучом фонаря можно было подсветить разве что свои ботинки, да и то не очень эффективно). В этот момент я подумал, что я всё таки молодец, что решил записать трек, если бы я это не сделал, то мне либо нужно было оставаться на месте и ждать у моря погоды, либо пытаться двигаться на ощупь, а это было чревато тем, чтобы переломать себе ноги! Глядя в GPS и стараясь максимально точно придерживаться трека, я всё равно шёл на ощупь, но по крайней мере я знал, что тут можно пройти! Обратный путь занял значительно дольше времени, но я всё таки вышел на изначальную точку у озера. Выйдя на точку и оглядевшись, я сперва не придал большого значения тому, что при видимости меньше метра, может быть весьма проблематичным отыскать палатку, даже не смотря на то, что она где-то очень близко. Через 20 минут поиска я насторожился, через 40 минут начал паниковать. Да какого чёрта, как можно не найти палатку, если она где-то тут под боком? Ещё через какое-то время я всё таки воткнулся в неё, прошло около часа планомерного прощупывания пространства)). Выводы из всего этого я сделал следующие:
а) в незнакомой местности надо всегда записывать трек если идёшь на ночную съёмку.
б) ставить точку надо не где-то там, а чётко у палатки/домика/того места на которое хочешь вернуться.
Ну вот такой у меня был опыт, решил поделиться на досуге, надеюсь вы сделаете правильные выводы и обзаведётесь своим Garmin прежде чем идти в горы.
И ещё один нюанс. Не стоит надеяться, что ваш айфон придёт вам на помощь в подобной ситуации, во-первых точность позиционирования у него совсем другая, а во-вторых батарея у айфона сесть может в любой момент у будете вы куковать на камне в ожидании просветления. Не стоит экономить на собственной безопасности, даже местные индийские аксакалы это понимают.

Шутка)).
Этот дядька на фотке - пастух из индийских Гималаев, уж больно ему моя непонятная игрушка приглянулась:)

жпс рулит, а гармин один из самых лучших походных навиков, только вот карты не всегда хороши.
поэтому сейчас отрисовываю заранее интересующие места.
вот заморочился - часть кавказа с хребтовкой перевалами и вершинами.

Здорово у Вас получается, а как делаете это?

Я думаю тут коротко не получиться ответить :)

Проэкт openstreetmap ооочень многогранен. Загляните в вики посмотреть что к чему.

если коротко, то что видно по ссылке это данные из базы OSM растеризированые в MapSurfer(авторства Максима Рылова). Это можна залить в навигаторы поддерживающие растровые карты (Очень просто с помощью SASPlanet)

А в конвертация в векторный формат Garmin это отдельная тема :). Я пользуюсь зачастую двумя уже готовыми зборками:

gis-lab (by osm2mp+cgpsmapper)
maptourist (by mkgmap)

Я в прошлом году тоже заморочился и заполнил 400 км2 пустоты возле Алматы :) пускай не так красиво как на Западном Кавказе, но все же результат :)

В навигатор залил векторку (хотя и GPSmap 62s), а для печети заморочился в QGIS (осторожно 9MB!)

Результатом OSM всецело доволен ... уже который год :)

отрисовываю карту openstreetmap.org с помощью джосма по спутниковым снимкам, жаль по кавказу в базе осм очень мало жпс-треков, спутник.снимок не всегда точно привяжешь.
потом жду пару дней, пока данные с осм сконвертят под жпсник и беру их по ссылке на закладке "для навигаторов".
Редактора стиля под гармин попросил еще выводить в названии категорию сложонсти перевала (он описывается отдельным от имени тегом). мапсурферовцев тоже просил, но там чтото тормозят.
так что в basecamp это выглядит так, уж извинит но вот гармин-железяки просто нет сейчас под руками.

Собрался покупать Орегон 650 с сенсорным экраном, в том числе и для июльского восхождения на Ленина. Хороший товарищ - турист не рекомендует брать сенсор, якобы не надежен в холодных экстремальных условиях. Закрались сомнения и хотелось бы узнать мнения Знатоков. Спасибо.

Я вам тоже посоветую брать кнопочний. Ибо сенсор в реальных условиях достаточно напряжен.

Сенсор начинает тупить при минусе - это факт. экран нежнее - это два.
Прожорлевей (не на много, но все же).
Кстати - Гармины серии ETREX 20/30 по питанию считаются самыми экономными.
Почему еще стоит присмотреться этой линейке приборов - они поддерживают GPS/ Глонасс.
Счас вышла обновленная линейка этих приборов. Отличия - увеличенное разрешение экрана и еще несколько фишек.
минус всех етрексов - тупой процессор. обновление карт в авто при движении и большом приближении иногда напрягает. но при ходьбе - норм.
Гармин что у автора в обзоре - лучше. Качественней приемник, лучше экран. по шустрей проц. Так же поддержка Gps/глонасс. Но и цена на 10 тыс выше.

Добавлю еще. Карты что в приборе - полная хрень. сам пользуюсь векторной картой OSM краснодарского края. http://www.splav-with-gps.ru/karti-dlya-garmin/karti-inostrannix-gosudarstv/

ОСМ - живой проект, и лучше брать из источников с частым обновлением.
на некоторых из представленных ссылок дата кновертации 2011 год - это каменный век для некоторых районов :)
хотя в одной ссылке отдают пакеты с http://gis-lab.info/data/mp/, а там настроена ежедневная конвертация в гармин. плюс есть еще куча разных конверторов, на том же гислабе есть ссылка на сайт с "туристкой конвертацией" многим она нравиться больше

ну жаль сюда прикрепить файл нельзя. я достаточно старые использую. краснодарский край.
Для города возможно не айс. но для пересеченки - очень хорошо. Показывает не только все ручьи, дольмены, тропы (даже заросшие) но и часть лесовозных дорог.
единственный минус - нет горизонталей.