Выбор лыж, креплений, ботинок и палок для зимнего похода

Пишет Тимур Ахметов, 03.12.2015 10:43

Если вы выбираете лыжи для зимнего похода, можете воспользоваться моим опытом 486 километрового трёхнедельного путешествия по Чукотке, которое я совершил со своими друзьями в мае 2015 года.

Первую часть пути от села Усть-Белая до озера Эльгыгытгын практически всегда под нами был твёрдый снег. Временами заструги и выдутый бетонный наст. Пухляка (я имею ввиду любой рыхлый снег) как такового, не было. Иногда на весенней тундре не было вообще никакого снега! После обеда снег протаивал от солнца и лыжи уходили в него сантиметров на 5. Начинался подлип, поэтому наша сиеста иногда затягивалась на 3 часа, пока не станет попрохладнее.

В горной части похода по Илирнейскому кряжу, снега было гораздо больше, чем в открытой тундре. Лыжи уходили в него сантиметров на 10, но трудностей при передвижении это не создавало. Нога без лыжы уходила в снег по колено и выше.

Из-за того, что в интернете конкретной информации о лыжах нет, никто из продавцов в магазине ничего вразумительного про размеры лыж сказать не смог, я купил лыжи длинной аж 204 см, и это при росте 175 см и весе 67 кг! О том, что они длинные, я понял уже в 1-й день похода. То есть, представляете, консультанту в магазине нужна всего однодневная вылазка в маршрут, чтобы понять всё о лыжах. А у меня впереди было несколько недель похода на неудобных лыжах. В итоге более полусотни километров я вообще прошёл пешком!

Все знают, что длинные лыжи не тонут в рыхлом снегу. И считается, что это главное в лыжах. Отчасти это правда, но в пухляке, как выяснилось, тонет любая лыжа, не зависимо от ширины и длины. Гораздо чаще пухляка нам встречался фирновый рыхлый снег под тонким настом, который состоял из ледяных шариков. Если верхняя корка не держала, то в эту кашу одинаково уходили все имеющиеся у нас лыжи: широкие и длинные, узкие и короткие. Реально не тонуть помогут, видимо, только пара сноубордов. А вот геморроя от длинных лыж гораздо больше, чем мнимой пользы от их непотопляемости.

Ниже я приведу основные факторы, которые я заметил при передвижении на длинных лыжах, и которые вы можете учесть при выборе лыж для туристического похода. При этом не буду заострять внимание на фирмах-производителях туристических лыж, это дело вкуса, расскажу лишь о влиянии размеров на удобство движения.

Чем лыжи длиннее, тем они получаются жёстче для постоянного веса лыжника. В итоге, своим весом вы не продавливаете лыжу на столько, чтобы противоскользящая насечка, которая нанесена под колодкой (под креплением) начинала выполнять свою роль. Поход был с волокушами, и в первый день я буквально не мог сделать шаг: лыжи проскальзывали назад! Более-менее я поехал только когда надел на себя рюкзак весом килограмм 8, и отдал примерно столько же в другие волокуши.

До конца проблема всё-равно не решилась: я не мог нормально толкаться лыжей, то есть, я не скользил на лыжах, а шёл, переставляя их. Смешно, но домашняя проверка жёсткости лыж при помощи листа бумаги, который подкладывается под лыжу, испытание прошла.

Большая проблема длинных лыж в том, что они цепляются носками друг за дружку, стоит их поставить чуть-чуть не параллельно, например, когда вам следует повернуть переступая, а такая необходимость встречается очень часто при преодолении препятствий, особенно при лавировании между застругами. Мы ведь не по накатанной лыжне идём, и лыжи очень затрудняют движение, а так же создают опасность падения.

Представьте, что вы подошли к препятствию, и ваши лыжи упёрлись в него носками, например в заструг. Чтобы его преодолеть, вам, понятно, нужно поставить на него поочерёдно ноги с лыжами. Для этого сначала одну лыжу придётся вынести вперёд на заструг на половину длины, чтобы встать на него колодкой. Когда на ногах длинные лыжи, очень неудобно выносить ногу с лыжей вперёд на целый метр, загружать её, а потом подтягивать вторую лыжу. Её ведь надо и приподнять в раскоряченном положении, так, чтобы она носком не упёрлась в препятствие. Ко всему этому волокуша предательски отдёргивает назад.

Неудобство длинных лыж возникает при подъёме ёлочкой в горку. Широко развернуть лыжи чтобы легче было подниматься не получается, потому что теперь уже концы лыж мешают друг-другу! В итоге подниматься придётся полуёлочкой, что сложнее. Добавьте к этому ещё и насечку на колодке, которая не загружается весом и плохо работает.

При движении по ровным участкам на длинных лыжах неудобно набирать высокую скорость из-за того, что лыжи нет-нет, да наедут друг на дружку носками. Равновесие теряется и вы либо падаете, либо стараетесь удержать его, выписывая невероятные па. Один раз в результате падения лыжа вывернулась совсем уж неестественным способом, я даже испугался за целостность крепления и скобу на ботинке. К счастью всё осталось целым, но после этого случая от набора скорости я отказался.

Наличие металлического канта на лыжах без преувеличения серьёзно помогает на участках твёрдого снега, особенно при траверсировании склонов или подъёме ёлочкой: кант врезается в наст и не даёт лыже соскальзывать.

Ширина лыж на твёрдом снегу особой роли не играет. Но, вообще, все лыжи для походов делаются широкими, поэтому описывать тут нечего. Взгляните на фото ниже: Женя слева идёт в обычных узких беговых лыжах, а Лёха в широких походных, и оба проваливаются на одинаковую глубину. К слову, оба монстра прошли этот маршрут не смотря на разные типы лыж на ногах, поэтому, дело-то оно, на самом деле, и не в лыжах!

Итак, испытав на себе неоднократно всё, что я описал выше, я шёл по заснеженной Чукотке, смотрел на свои Salomon XADV69 и понимал, что спереди у них можно отрезать, как минимум, 20 сантиметров! А это значит, что и сзади можно отрезать ещё 10 см. В итоге, получается, что мне продали лыжи на 30 сантиметров больше оптимальных! Представляете: не 5, не 10, а целых 30 сантиметров!
К слову, Алексей при росте 1,78 м и весе 74 кг чувствовал себя хорошо на лыжах Fisher Crown E109 Xtralite Backcountry 198 см.

Поэтому, как я считаю, длина лыж для туризма должна быть равна вашему росту или на 5-10 см длиннее, в зависимости от характера снега и местности в маршруте.

::Выбор креплений для туристических лыж

Крепления для лыж бывают 2 типов: NNN фирмы Fisher и SNS фирмы Salomon. В нашем лыжном походе по Чукотке участвовали обе фирмы. Обращаю внимание, что я говорю о ручных креплениях под походный ботинок с усиленной широкой и толстой скобой. У беговых ботинок скоба меньшего диаметром и уже, а крепления автоматически закрываются, когда вы вставляете в крепление ботинок. Такие автоматы склонны к замерзанию, и это главный их недостаток: может так случиться, что не отогрев механизм вы не сможете встегнуться в лыжи, или, наоборот, освободиться от них. С ручными креплениями таких проблем нет.

Будучи в магазине, и склоняясь до этого к фирме Fisher, я выбрал Salomon только исходя из следующего: крепления Salomon открываются более естественным способом: их необходимо тянуть к себе, а не «выворачивать» от себя.

И что более важно: крепление Salomon можно захлопнуть с помощью лыжной палки, просто надавив сверху на отпирающий механизм, там даже специальный паз предусмотрен. Не нужно нагибаться или приседать, чтобы закрыть их. Если на вас надет рюкзак, жить становится удобнее.

Фишеры лыжной палкой не закроешь, посмотрите на крайнее верхнее положение открытого крепления: оно сильно наклонено вниз, его не подденешь палкой, закрыть можно только рукой (тут анимация не работает, посмотреть можно в статье у меня на сайте).

Выбор лыж, креплений, ботинок и палок для зимнего похода (Туризм, лыжи, лыжный туризм, зима, снаряжение)Выбор лыж, креплений, ботинок и палок для зимнего похода (Туризм, лыжи, лыжный туризм, зима, снаряжение)

Конструкция обоих типов креплений позволяет в случае поломки так или иначе закрывать, фиксировать и открывать защёлку какими-либо подручными средствами. То есть, они ремонтопригодны, хотя и ломаться там особо нечему: металл толстый, сочленения надёжные.
Отдельно хочу сказать об альтернативных креплениях: тросиковых и тому подобное. Повертев и лыжи и такие крепления, мне не понравился их тандем абсолютно: крайние отверстия на таких креплениях подходят слишком близко к боковинам лыж, нужно выбирать действительно широкие лыжи. Качество металла тоже вызывает сомнения: в интернете много отрицательных отзывов.

Я считаю, что каждая вещь создаётся для своего применения, перед предстоящим походом я не мог рисковать, поэтому остановился на фирменных бэккантрийных креплениях и ботинках, и не пожалел.

::Выбор ботинок для туристических лыж

Выбор креплений предопределяет и выбор ботинок, поскольку системы NNN и SNS между собой не совместимы! Но, как показал эксперимент, ботинки фирмы Salomon можно встегнуть в крепления Fisher, а Фишеровские ботинки в крепления Саломон не встегнёшь: всё дело в планке под пяткой на креплении. На подошве под неё должен быть вырез, которого у фишеровских ботинок нет (на фото внизу видно этот продольный вырез у ботинок Саломон, справа).

По ощущениям, в магазине выбора ботинок фирмы Fisher гораздо больше, чем Salomon. Туристические лыжные ботинки хороши тем, что в них можно и по горам лазить (следует только быть поаккуратнее со скобой) и на бивуаке ходить, то есть не нужна вторая пара горных ботинок: взгляните на подошву и мощный протектор.

На бивуаке я использовал пуховые чуни и бахилы Баск Leggins THL с толстой стелькой. Немного скользко, но в целом отлично получилось: ноги после перехода отдыхают.

Что касается лыжных ботинок Salomon XADV 5, хоть они и позиционируются не как для туризма, а как для покатушек вне трассы (бэккантри) поход в тандеме с фонариками от снега они выдержали отлично. В них не было жарко, холодно тоже не было. Чисто для туризма фирма Salomon выпускает ботинки Salomon XADV 6 и XADV 8.

К ботинкам Fisher BCX 5 у Алексея нареканий так же нет.

::Выбор лыжных палок

Поскольку у меня итак есть 3 комплекта телескопических палок, я даже и не планировал выбирать специальные лыжные палки. Само собой, при движении по пересеченке удобно, если можно менять длину палок: когда идешь по ровной местности делать их длиннее, когда лезешь в горку делать короче. Смена длины палок позволяет так же разгружать время от времени разные мышцы, если они устают.

Для передвижения на лыжах нужны палки немного длиньше, чем для обычного туризма, вы ведь палкой ещё и толкаетесь, а не просто опираетесь на неё. По идее, палка должна доставать до подмышки. Но после того, как я вытянул на максимальную длину треккинговую трёхколенную палку, я заметил, что она начинает играть, пружинить, и КПД движения снижается.

У Жени в походе были двухколенные палки Black Diamond First Strike Trekking Poles и я считаю их отличным выбором для туристических лыжных походов: они жёстче и длиньше.

Безусловно, предпочтение для зимних походов, и вообще для всех походов, следует отдавать палкам с эксцентриковым зажимом, а не с цанговым, которые любят замерзать и не работать.

Фото - Тимур Ахметов

Странно, что участник многодневного похода по Чукотке консультировался у продавца в магазине, а не у руководителя похода.
По лыжам: тип, длина, ширина, материал и т.д. лыж надо выбирать под конкретный поход и конкретные условия (для разного рельефа и разного снега).
Аналогично и по креплениям.
Палки для лыжных походов, однозначно, лучше цельные металлические.

Руководитель похода шёл на беговых лыжах. У нас тут на Чукотке выбор невелик, точнее, его вообще нет.

Тогда ещё более странно давать технические советы по выбору лыж, креплений и т.д., если у вас это был первый лыжный поход, при том, что выбора в магазинах у вас нет. Это не технические советы, а просто описание своего опыта использования имеющегося снаряжения в одном единственном походе. Чтобы давать технические советы, надо сходить хотя бы в минимум десяток лыжных походов, желательно в разные районы, в разные месяца, на разных высотах, рельефе, по разным видам и глубине снега, с использованием разных видов лыж, креплений, обуви, палок и т.д.
Кстати, о рюкзаках и санках, как показывает опыт, часть груза лучше тащить на себе в рюкзаке, а не перегружать санки, что вы на себе и испытали. Санки являются лишь дополнением к рюкзаку в лыжном походе, а не его замещением.
Но, пост всё-равно не лишний ;)

А Вы до этого похода никогда не ходили в лыжные походы? Такие вопросы нельзя оставлять на усмотрение продавца в магазине! Но лыжи с длиной, равной росту, тоже подходят не всем и не всегда. Я, например, много лет ходил на лыжах 190 при росте 162. Просто крепления ставил "заднее", чем положено. И получается очень удобно. При тропежке они "тонут пяткой".
Вообще очень рекомендуется, чтобы ширина лыж у всей группы была более-менее одинаковая. Это облегчает тропежку. Правда, на жестком фирне или перекристаллизате это уже не важно.

Нет, это был первый лыжный поход. Длинные лыжи неудобны именно при большом количестве застругов, когда надо постоянно лавировать, и плотном снегу, когда насечка перестаёт держать.
На пухлячке и по прямой неудобство только одно - шибко не разгонишься, точнее надо быть внимательным и следить за носками.

Ну, Вы даете! Начинать с 500 км по тундре? А у остальных - тоже первый???

касательно выбора лыж и прочего для турпохода,
вот неплохие рекомендации от весьма опытного туриста:

Наши мысли о длине совпадают ;)

Чем страдать три недели, отпилил бы сзади 20 см и крепы переставил. Если назад отдают, можно мазь под колодку пошире наложить. Вообще, главный вывод - перед походом проверь в деле снарягу! А с продованами, пардон - консультантами, как правило есть смысл говорить только чтоб потом было над чем посмеяться.

Да я постоянно думал о том, чтобы отпилить "лишнее", но не хотелось возиться с перестановкой креплений.

Фото бы побольше выложили - если они есть!
Чего на лыжах зациклились - сам поход более интересен
Сделайте пожалуйста отдельный отчет - не каждый день по Чукотке по 500 км. ходят
Или пост уже был?
-------------------------------------

А по лыжам в 204 см. - не слушайте здесь никого, Вам просто не хватило веса и роста :)))
Остальное от лукавого, типа - "Лыжи не те взял"
Главное эксперимент удался, есть опыт и понимание как двигаться дальше
(Между этих строчек у меня мелькнула мысль - Лыжи уже пора делать с изменяемой формой крыла и длиной. Надо попросить Чубайса в Роснанано. И тогда - На-на-нана-нанана - нана!)

Успехов!

Нет, поста на Риске пока не было, я тут первый раз, но в статье есть ссылка на мой сайт. Про нехватку веса я согласен ;)

Действительно, дешевле человека подогнать под лыжи, чем наоборот.:-)

Вы много неожиданного написали. Мне знакомы типы креплений SNS и NNN, SSS не знаю. Вы пробовали в NNN встегиваться в SNS? даже по Вашему фото видно, что для этого нужно позаниматься фигурным вырезанием ножом по ботинку. Рад за Вашу смелость - первый выход - и на полтыщи. Рад за Вашу удачу. И согласен - автоматы - совершенно не подходят для внетрассового катания. Успехов, опыта и осторожности

Благодарю вас, что заметили мой бред. Бес попутал, исправил косяк.
Ботинки Саломон в крепления Фишер встёгивались без проблем, и на них можно было идти. Наоборот не получилось, у Фишеров нет паза под планку через всю подошву ботинка.
Вам тоже удачи!

Что за сани использовали и как они себя показали?