Матча 2015. Как мы чуть не прошли Восточное плечо Пирамидального.

Пишет Георгий Сальников, 26.11.2015 22:27

Любой горник согласится с тем, что хороших перевалов должно быть много! Конечно же, самые лучшие из них - это перевалы категории 3Б! Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, плох генерал, который не мечтает стать памятником. Неправильный тот горный турист, который не мечтает пройти перевал 3Б!

Мы мечтали сами это сделать. Но... как говорится, не вышел каменный цветок, не дошли всего сотню метров. Если кто-то из благосклонных читателей окажется более удачлив, то это будет первое сквозное прохождение. А если учесть, что оно все-таки не абсолютное, а с богатой предварительной информацией, то формально можно пробовать заявить его и в первой шестерке. Только посмотрите, какой красавец этот будущий перевал!
Ниже описание нашей попытки прохождения. Будем рады, если эта информация пригодится хорошим людям. Приманка для тех, кто не переносит много букв: кроме них, под катом несколько фотографий в тему, а также два видеоролика, один в начале и один в конце описания.

Пролог
Для разгона, перед описанием серьезных маневров - небольшая завязка. Четверо наших участников, вооружившись веревками и прочим снаряжом, организовали и успешно провели спасработы по спасению 6 местных баранов, которых шайтан дернул взобраться на отвесную скалу и, подобно отцу Федору, застрять там так, что ни вниз, ни вверх.

Операция по спасению каравшинских баранов задокументирована в 3-минутном видеоролике. В главных ролях: Михаил Генаев, Антон Журавлев, Дмитрий Мещеряков, Константин Сердюк; режиссура и монтаж: Михаил Генаев.

Финал трагический. Один из каскадеров в амплуа барана в конце фильма сыграл в плов. Что тут сказать... такова диалектика, хороший баран не умирает своей смертью...

Пора, наконец, вернуться к нашим баранам... пардон, к описанию нового перспективного перевала. Поскольку, говоря о перевале, его надо как-то называть, мы будем использовать условное название Восточное Плечо Пирамидального, сокращенно "ВПП". Такое название отражает орографическое расположение. Аббревиатура "ВПП" также вполне благозвучна. Особенно такая аббревиатура, мы думаем, должна понравиться многочисленному контингенту одного дружественного и очень уважаемого московского клуба.

Ташкентская схема узла пика Пирамидальный: 1.1.43 - пер. Вадиф Зап. (3А), 1.1.41 (на момент издания карты непройденный) - пер. Звездный (3А), он же - ВПП (3Б), 1.1.40 - непройденная перемычка между Карасу и Аксу; синяя линия - путь группы Ручьева через пер. Звездный (2013г.), красная линия - наш путь подъема на ВПП (2015г.)
Гуглоснимок узла пика Пирамидальный: синяя линия - путь группы Ручьева через пер. Звездный (2013г.), красная линия - наш путь на ВПП (2015г.)
Гуглоснимок в подробном увеличении: синяя линия - путь группы Ручьева через пер. Звездный (2013г.), красная линия - наш путь на ВПП (2015г.), флажки - места наших ночевок
Массив пика Пирамидальный
Местонахождение: в главном Туркестанском хребте, в восточном плече пика Пирамидальный; разделяет лед. Асан-Усен (р. Карасу, р. Каравшин) и лед. Суфтаир (р. Вадиф, р. Зеравшан)
Высота: 4800
Предполагаемая категория сложности:
Ориентация: север - юг
Характер: комбинированный (скалы, лед, элементы ледопада)
Определяющая сторона: северная
Направление подъема: с севера, с определяющей стороны
Время подъема: 7 дней, из них 3 полных дня и 2 раза по полдня - пургование; группа не дошла до седловины около 100м по высоте
Навешено веревок на подъеме: 30, из них 17 по скалам и 13 по льду; 1525м перил; осталось до седловины 2 веревки (согласно описанию Ручьева по пер. Звездный)
Направление отступления: на северо-восток по линии спуска с определяющей стороны пер. Звездный (3А), и далее в долину р. Аксу
Время спуска: полдня
Навешено веревок на спуске: 3 по льду; 150м перил
Фактическое время прохождения всей связки ВПП+Звездный: 21-30 августа 2015г.; 10 дней, из них в сумме всего 4 дня ходовых, 6 суток пургования
Ночевки: в цирке под перевалом; в бергшрунде на середине ледового склона; в верхней части водораздельного отрога; в бергшрунде под верхней полкой
Перепад высоты: около 1000м, в том числе около 500м - по скалам
Средняя крутизна: около 45 градусов

Северная стена ВПП: красная линия - участки с перильной страховкой, синяя - без страховки или в связках; треугольники - места ночевок
Единственный безопасный на всем протяжении путь подъема - по выраженному скальному контрфорсу, далее по ледовому лбу с выходом на ледовый водораздельный отрог, разделяющий долины Карасу и Аксу, затем по этому отрогу до скального массива пика Пирамидальный Вост. (по некоторым данным - пик Булгакова), и, наконец, траверс с набором высоты по снежно-ледовым полкам к седловине. Весь скальный пояс сложен из сильно разрушенных скал, с которых по всей ширине постоянно идут камнепады, иногда очень сильные. Также регулярно случаются массированные ледовые обвалы со сбросов правее указанной линии. Поэтому нигде, кроме как по контрфорсу, подниматься нельзя.

Типичный камнепад со склонов плеча Пирамидального
ВПП имеет общую седловину, общий южный цирк и общий верхний участок пути (по ледовым подушкам северного склона) с пройденным 31.07.2013г. группой челябинских туристов под рук. Андрея Ручьева перевалом Звездный (3А, 4800). Однако мы считаем, что, несмотря на общую седловину и часть пути, ВПП и Звездный следует считать двумя разными перевалами, а не вариантами прохождения одного и того же перевала. Для этого есть следущие аргументы.

1. С северной стороны ВПП и Звездный ведут в разные долины (Карасу и Аксу соответственно), причем между этими долинами вообще нет пока ни одного туристского перевала.

2. Самостоятельная (не совпадающая с ВПП) часть пути через пер. Звездный (3А) является не определяющей и проходится пешком в связках. Напротив, самостоятельная часть пути через ВПП (скальный контрфорс и ледовый склон) значительно более протяженная и технически сложная, чем верхний общий участок. Именно эта часть определяет категорию сложности пер. ВПП (3Б).

Наша группа полностью прошла самостоятельный, определяющий участок ВПП, вышла на линию, совпадающую с линией пер. Звездный и запурговала в бергшрунде под верхней снежной полкой, не дойдя до перемычки около 100м по высоте. После трехдневной отсидки, в условиях продолжающейся непогоды, группа была вынуждена вернуться, отказавшись от сквозного прохождения. Однако мы спустились не в Карасу по пути подъема, а в долину Аксу, по гораздо более простому пути с пер. Звездный, пройденному в 2013г. группой Ручьева. С определенной натяжкой можно считать, что в совокупности мы как бы прошли из Карасу в Аксу через связку перевалов ВПП (3Б) + Звездный (3А).

Поскольку два отрезка полного пути через ВПП - наш 2015г. и соответствующая часть ручьевского 2013г. - стыкуются (и даже с перехлестом), то чисто математически теорему об осуществимости сквозного прохождения нового перевала ВПП можно считать доказанной. Всю необходимую для этого информацию можно почерпнуть из двух источников: данного поста (определяющий участок северной стены) и отчета Андрея Ручьева (южный цирк и участки в районе седловины).

Существует еще один путь, также частично проходящий по общей линии - альпинистский маршрут 5.4.3.32 на п. Пирамидальный В. (п. Булгакова) по СВ гребню Верулашвили, 4Б, 1988г. Общий у него с нами только короткий неопределяющий участок по водораздельному отрогу. Линия подъема на этот отрог не совпадает с нашей, она идет через перемычку между Карасу и Аксу. Подъем на эту перемычку из цирка Карасу очень камнеопасен, так что мы не рекомендуем этот вариант.

По ходу описания все "левее" и "правее", если не оговорено особо, считаются не орографически, а по ходу движения. Время везде указано местное (UTC+6), которое совпадает с новосибирским и отличается от московского на +3 часа. Светлое время суток 6:00 - 19:30. Средняя продолжительность одной "ходки" 40 минут. Условная длина веревки 50м, включая запас на необходимые узлы и следование перегибам склона.

20.08: подход под перевал. Выход в 8:00 был относительно поздний, провожали домой троих участников, сходящих с маршрута. Тропа идет по правому (орогр.) берегу Карасу, далее в основном по правому рандклюфту ледника. В 11:30, дойдя почти до поворота ледника, заобедали (N39o35.83027', O70o14.95379', H2945). В этом моренном кармане течет чистый ручей. В 14:00 продолжили путь. В 16:20 заночевали у теплого озера под склонами Аксу Каравшинской (N39o34.49781', O70o15.24857', H3690), напротив контрфорса, по которому мы предполагали подниматься на плечо Пирамидального. Поздно вечером, когда все уже лежали по спальникам, со склона Аксу сошел мощнейший камнепад: советуем выбирать место для ночевки не слишком близко к краям цирка. Погода в этот день была хорошая.

Путь по контрфорсу: красная линия - участки с перильной страховкой, синяя - без страховки; треугольник - место ночевки в бергшрунде
21.08: разведка предстоящего пути, предпровес нижней части. Всего мы навесили 4 наших основных веревки-полтинника, реп 60м (в нижней части, придержаться) и 15м расходняка (всего 275м перил). 2 веревки - подъем с ледниковой морены на контрфорс, остальные - вверх по контрфорсу. Скалы простые, но сильно разрушенные: нужно соблюдать осторожность и избегать камнеопасных кулуаров. Проблем со страховкой нет, перила крепятся, как правило, за выступ. Встречаются короткие участки, проходимые без страховки. В нижней части контрфорса много следов горных козлов, которые попадают сюда, очевидно, по тем самым кулуарам, куда мы из-за камнеопасности не рекомендуем соваться. Каких-либо следов горных туристов мы не обнаружили.

Имеющихся веревок нам как раз хватило до жандарма, сразу за которым начинался первый замысловатый участок. Продолжение контрфорса, как и переход с него в верхней части на лед, представлялись вполне проходимыми, так что разведчики остались довольны результатами. Поскольку на контрфорсе не было воды ни в каком агрегатном состоянии, идти сюда всей группой во второй половине дня было нецелесообразно. Мы оставили это удовольствие, как нам тогда наивно казалось, на следующий день.

Типичные эпизоды подъема по контрфорсу
Вся разведка-предпровес заняла время с 7:30 до 13:00. С утра погода была еще хорошая, но после обеда сначала стало хмуриться, а потом пошел небольшой дождик, перешедший к вечеру в полномасштабную грозу.

22.08: за бортом конкретный запердон. Гроза со штормовым ветром. Пургуем.

23.08: еще одна вынужденная дневка. Буран заметает, видимости нет, идти на перевал нельзя. Теплое озеро возле лагеря стало холодным, т.е. покрылось льдом. Мы уже почуяли, что попахивает жареным, вернее, грядущим отсутствием жареного: завхоз получил распоряжение пересчитать раскладку так, чтобы из оставшихся 5 суточных рационов сделать 10.

24.08: третий день пургуем. Время от времени в тумане появляются просветы, но ветер - штормовой силы. Если такой запердон налетит где-то в пути, то отползать еще можно, но изначально в такой ветер на гребень не выходят. Если самого и не сдует, так палатку как пить дать порвет...

Ближе к вечеру стало расти давление - признак возможного улучшения погоды. Группа настроилась попытаться выйти на следующее утро.

Облаз жандарма
Спуск в провал
25.08: с утра погода приемлемая. Вышли в 7:50. Поднялись по навешенным 4 дня назад веревкам. На неудобный жандарм набросили лассо, сделали перила. Сразу за ним был очень необычный узкий и глубокий провал с отвесными стенками. Участникам с рюкзаками приходилось дюльферять внутрь провала на несколько метров, а затем жумарить наверх. Последний участник, чтобы снять эти неудобные перила, вернулся к жандарму без рюкзака, отвязал лассо и со страховкой преодолел провал методом могучего прыжка.

Преодоление стенки
Сразу за провалом была вертикальная стенка высотой метров 10. Со стороны она выглядела довольно внушительно, но, благодаря наличию множества крупных выступов, преодолеть ее оказалось не слишком трудно. Надо было только внимательно смотреть, за что можно хвататься: очень много крупных живых камней.

Рельеф на контрфорсе постепенно упрощается...
После отвесной стенки рельеф контрфорса постепенно упрощался. От жандарма с провалом включительно мы навесили еще 6 веревок. Следующий совсем простой участок около 150м прошли без страховки. Выше лазание опять несколько усложнилось. Хотя во многих местах можно было идти, но часто встречались ступени пару метров высотой, с рюкзаком без страховки не проходимые. Там мы навесили еще 6 веревок. Чем выше, тем более разрушенными становились скалы. Появился снег, мы надели кошки. На последней веревке перед выходом на лед пошло сплошное живье. Представьте себе, что в мокрый песок навтыкали вертикально тонких щепок одна к одной, и все это поставили под углом 45 градусов. Все это гуано очень ненадежно, ползет под ногами, и не за что застраховаться. Ну, как-то, придерживаясь зубами за воздух, доскреблись до льда и с удовлетворением в него забурились.

Приближаемся к ледовому поясу...
Таким образом, всего на скальном контрфорсе мы повесили 17 веревок, 875м перил. Из них только 2 веревки были средней сложности и требовали включения мозга. Остальные было легко провешивать, легко по ним жумарить, благодаря чему нам удалось пройти контрфорс быстро. Обед мы не планировали, да и все равно подходящего для обеда места нигде не было. Сухпаек с утра был роздан участникам по карманам.

Выходим на лед...
Заныриваем в бергшрунд в поисках места ночевки
К тому времени, как мы добрались до льда, до нас самих снова добрался запердон в форме бурана. Нам ничего не оставалось, как рвануть вверх, рассчитывая на то, что выше найдется какое-нибудь подходящее укрытие. По голому льду (~45 градусов) мы навесили еще 5 веревок прямо вверх, нашли там бергшрунд, пригодный для установки палатки, и тут же запурговали (N39o33.99089', O70o14.96798', H4320). Остановились в 18:30, за час до темноты, но легли поздно, т.к. понадобились некоторые строительные работы.

Ночевка в бергшрунде
Таким образом, в этот день мы прошли в сумме 22 веревки (17 по скалам и 5 по льду), провесили 1125м перил, набрали около 600м абсолютной (по GPS) высоты.

Типичные эпизоды подъема по льду
Матча 2015. Как мы чуть не прошли Восточное плечо Пирамидального. (Горный туризм, горный туризм, новосибирск, киргизия, баткен, туркестан, пирамидальный, турклуб нгу)Матча 2015. Как мы чуть не прошли Восточное плечо Пирамидального. (Горный туризм, горный туризм, новосибирск, киргизия, баткен, туркестан, пирамидальный, турклуб нгу)
26.08: всю ночь мело, утро тоже не сулило устойчивой погоды. Ветер, поземка, тенденции сомнительны. Там, где мы ночевали, можно было пурговать и дальше, а что ждет наверху, было непонятно. Но так или иначе, все равно надо было куда-то идти, причем вверх явно ближе. Так что мы решили сначала сделать без рюкзаков разведочный выход, а заодно навесить имеющиеся веревки. С 9:30 до 12:30 мы предпровесили свои 4 веревки, наскоро пообедали и в 13:00 вышли. Этих четырех веревок (голый лед ~45 градусов) как раз хватило, чтобы подняться на водораздельный отрог, выйдя тем самым на пройденный группой Ручьева в 2013г. путь с пер. Звездный. Участок подъема оказался несложным, встречающиеся бергшрунды (некоторые широкие) преодолевались по надежным ледовым мостам.

Водораздельный отрог Звездного. Налево - Карасу, откуда мы поднялись. Направо - Аксу, куда можно линять.
С этого места можно было продолжать подъем на перевал, а можно было по пути Ручьева по-простому свалить в долину Аксу. Погода была неустойчивая. Руководитель почувствовал предупреждение со стороны Горы, некий намек на то, что Пирамида не хочет, чтобы мы зашли на ее Плечо. Группа обсудила эти опасения, но в результате демократической процедуры преодолела вето начальника и приняла решение продолжать подъем, предварительно послав руководителя и двух участников на разведку - посмотреть, есть ли наверху подходящее место для ночевки (а если понадобится, то и пурговки).

Разведка показала, что наверху таки есть удобное и совершенно безопасное место среди больших разломов, причем подняться туда можно без перил, просто в связках. Правда, к тому моменту снова началась метель, упала видимость, но можно было двигаться по следам разведчиков. В 16:00 мы встали на ночевку (N39o33.80327', O70o14.88924', H4547). До 17:30, на сон грядущий, разведали дальнейший путь и предпровесили 1 веревку. Идти дальше в этот же день было нецелесообразно и даже рискованно в плохую погоду. В то же время было видно, что при благоприятных условиях мы и отсюда вполне можем за полдня достичь перемычки.

Таким образом, в этот день мы прошли 4 перильных веревки (200м перил) и набрали в сумме 300м высоты по GPS.

27.08: с утра погода была приемлемая. Это позже мы поняли, что Гора давала нам последний шанс отползти малой кровью. А пока на вопрос "куда пойдем: вверх или вниз" наиболее ретивые участники хором возопили: "Ввееерх!!!"

Верхние ледопадные поля ВПП: красная линия - участки с перильной страховкой, синяя - в связках; треугольник - место пургования под козырьком
Вышли с ночевки в 7:50. Поднялись на снежную балду по навешенной с вечера веревке. Дальше пара-тройка сотен метров траверса по пологим снежным полям. Вторая перильная веревка по льду к разлому, отделяющему нас от последней, верхней полки под седловиной. Но между нашим разломом и полкой оказался ледовый провал, проблематичный для прохождения. Мы сделали короткую разведку и нашли обходной путь справа. Частично мы распутали разломы по мостам, а в верхней части навесили третью перильную веревку под ледовым козырьком с сосульками.

Типичный эпизод подъема по льду
Мы неуклонно приближались к перемычке. Гора поняла: ЭТИХ упрямцев пустяками не напугаешь, чтобы ИХ остановить, нужен запердон особой, непреодолимой силы. И такой ЗАПЕРДОН пришел! Мало никому не показалось, даже местным чабанам в долине. Непогода накрыла весь район. Навсегда!

Запердон пришел, пора пурговать
Последняя веревка вверх. С козырька непрерывно идут ручейки лавинок.
Уже когда мы жумарили по третьей веревке под бергшрунд перед полкой, прямо на нас села туча. Снегопад, видимость где-то на полверевки. По инерции руководитель успел повесить еще четвертую веревку, вышел на верхнюю полку, но в тумане совершенно не было видно, что делать дальше. Было подозрение (которое потом подтвердилось), что эту веревку навесили в неверном направлении, гораздо левее, чем надо. Мы не стали подниматься по этой верхней веревке, а уселись всей группой под козырьком бергшрунда в надежде переждать это идиотское облако и продолжить. Время 12:30.

Сидим кукуем...
Балкон под козырьком, где мы уселись, был просто шикарный. Ручейки микролавинок за шиворот не сыпались, было достаточно тепло и комфортно. Так мы сидели час или полтора. Но туча даже и не думала уходить. Мы поставили прямо здесь, на балконе, палатку и запурговали (N39o33.67236', O70o14.72069', H4549).

Таким образом, в этот день мы провесили еще 4 перильных веревки (200м перил).

Пургуем...
28.08: пургуем. Туча на месте, снег сыпет, с козырька непрерывно текут лавинки. К счастью, все сыплется мимо палатки, ледовый козырек над головой просто огромный. И - мертвый штиль. При абсолютном безветрии тучу ничто не сдует, сыпать будет, пока не высыплется все до последней снежинки. Казалось бы, все не так плохо: с потолка не каплет, работать, откапывать палатку не надо, жратва и бензин пока в наличии. Но бывалые участники не разделяют благодушного настроения. Хоть мы здесь и в полной безопасности, но мы сидим. И чем дольше мы сидим, тем меньше наши шансы благополучно отползти потом, когда запердон прекратится...

29.08: пургуем все в том же духе. Снегопад, лавинки с козырька. Мертвый штиль. Видимость 20м на цветные предметы, на черно-белые еще меньше. Мы почувствовали, что вверх, на перевал, уже не пойдем. Осталось мало еды, но это полбеды: осталась последняя бутылка бензина.

Обед не делаем: экономим. Вместо обеда руководитель пошел в запердон развлечься - снять с полки навешенную позавчера веревку. Вернулся злой. Снег на склоне выше колена, лавиноопасно...

Решили завтра при любых погодных условиях пробиваться вниз. Пурговать здесь больше нельзя, дальше будет только еще хуже.

Распогаживается...
Все гаже и гаже...
30.08: погода неустойчивая, долина закрыта облаками, но у нас, наверху, видимость есть. ПОКА есть, тучи снизу могут подняться в любой момент. Для очистки совести подняли риторический вопрос, куда пойдем теперь: вниз или вверх. На этот раз единственно верное решение принимается единогласно. В 7:30 кидаем первую веревку вниз по пути подъема. Тропим выше колена, еще недавно пройденного пути не узнать, все завалено, мостов не видно. Хорошо еще, что над нами по крайней мере нет больших лавиносборов...

Снега по развилку...
Прохождение на живца
Спуск после бурана; треугольник - место пургования под козырьком
Траверсировали назад до места предыдущей ночевки на водораздельном отроге строго по пути подъема, повесили те же 3 веревки и в тех же самых местах. Только в этот раз в снегу по развилку. Наклонное снежное поле пересекали "на живца": отправили вперед руководителя на надвязанной 80-метровой веревке.

Вниз по водоразделу Звездного; потом направо - в Аксу
Спуск с отрога Звездного на ледник по осыпи
Пройдя место прошлой ночевки, в связках сбежали вниз по отрогу Звездного до перемычки между цирками Карасу и Аксу. Спуск оттуда в Карасу крутой и очень камнеопасный. В Аксу - довольно крутой, но проходимый без страховки осыпной склон. Обойдя скальные сбросы в нижней части взлета слева по ходу, мы спустились до ледниковых морен.

Дойдя до ближайшего чистого ручейка в левом моренном кармане Аксу, с 12:00 до 14:30 обедали, переодевались и переобувались (N39o34.20815', O70o16.65295', H3776). Наверху, откуда мы только что отползли, опять все заволокло, а у нас, внизу, посыпала снежная крупа. К 16:00 мы сбежали до конца ледника и заночевали у живописного ручья, у первых елок (N39o35.54913', O70o17.60435', H3794). Дав нам ровно столько времени, чтобы отползти, погода опять испортилась.

31.08: выйдя с места ночевки под ледником в 8:00, к 12:30 мы вернулись на Каравшинскую поляну. Пирамидальная опупея не то чтобы закончилась - прекратилась. Аминь.

Характерные эпизоды прохождения северного склона Восточного плеча Пирамидального отражены в 7-минутном видеоролике.

На склонах Восточного плеча Пирамидального упражнялась группа секции горного туризма НГУ в составе:
Антон Журавлев
Лена Мандракова (г.Томск)
Жора Сальников (руководитель)

Вывод
Несмотря на нашу неудачу, вызванную крайне неблагоприятной погодой (пурговать пришлось больше, чем идти), мы считаем, что ВПП - перевал хороший, надежный, вполне проходимый в типичных погодных условиях. Соответствует нормальной, трудовой категории 3Б, без "звезды". При правильном прохождении безопасен на всем протяжении. Требует массового применения и скальной, и ледовой техники, но лазание не экстремальное, специфических приемов не требуется. Сильная, техничная, хорошо акклиматизированная группа, скорее всего, с предпровесом может пройти этот перевал на подъем за 2 дня, если в первый день успеет преодолеть весь контрфорс и ледовый склон, и выйти на отрог Звездного. Если нет - вполне безопасно идти и 3 дня, подходящие места для ночевок имеются. Даешь полный первопроход! Перевалов 3Б должно быть много, хороших и разных!

Эпилог
На самом деле это хорошо, что мы в этот раз не прошли перевал. Если бы нам таки удалось его пройти, мы наверняка назвали бы его "Запердонным" (в противовес "Звездному", учитывая сложившиеся погодные условия). Но такое неблагозвучное название не подходит для красивого, перспективного перевала. Так что уж пусть лучше он пока остается просто ВПП - Восточное Плечо Пирамидального...

Не знаю, Жора... На мой взгляд - это, скорее, один перевал, но перевал типа "штаны". Как раз седловина и одна сторона - общие, других сторон - две и они ведут в разные долины. Фактически перевалов - два, а формально - один. Пример - Оройсу Восточный в Куйлю. При этом штанины могут быть совершенно разной сложности. Тогда можно считать, что одна штанина (более простая) пройдена Ручьевым. Вторую вы почти прошли. И хочется надеяться, что ее скоро пройдут. Может, вы и пройдете? Еще недопройденных 3Б в районе для комплекта подкинуть? Сходу - Рух и Урям без траверса. Рух, правда, стремный. А вот Урям можно чисто пройти. По-моему, это как раз ваш стиль - весьма сложный скальный перевал. Есть и еще кое-что в закромах Родины.:-)

Вадим, мое дело предложить. И еще порекламировать: чем черт не шутит, может, кто и соблазнится...
Твое дело в классификатор включать. Под названием, которое сочтешь нужным, если вообще. Я тут не настаиваю.
Логика зависит от того, что есть такое "перевал". Если перевал - это седловина между вершинами, то одно. Если перевал - это путь из долины в долину, то другое.
Толик, ПФП - это разные перевалы или варианты одного перевала? Где граница понятий?

Э-э-э, а еще твое дело - отчет написать! :-) Тогда я постараюсь свое сделать.

Да, обидно. Основное-то прошли и до седловины-то осталось совсем чуть-чуть и все почти наискосок (:

Да, Жора... Что-то мне это напоминает... 3Б хорошая... По первой фотке прикинул, где там можно лезть - полностью совпало с линией, нарисованной дальше по тексту. С названием... В чем-то солидарен с Вадимом - вариант Звездного с лед. Аксу - 3А, с лед. Карасу - 3Б. Ну и ваш вариант - 3Б с лед. Карасу на лед. Аксу. Почему нет?

По приколу - ну почему не полезли после обеда? Ночевали бы на теплых скалах, а не на холодном леднике, а вопрос с водой, судя по тексту, был решен автоматически...

Формально - перевал пройден. Южная сторона - Ручьевым, северная - вами. Я тут уже не вижу какого-то подвоха. Мы тоже в Китае перевал Божья коровка прошли - 3А-3Б. В 2002-м - в связке с пер. Плато - 3А (т.е. фактически радиально с севера). А спуск прошли в 2004-м, когда спустились на седловину Божьей коровки с траверса Кашкара и прошли южную сторону - на спуск. То есть перевал пройден насквозь с севера на юг, но сев.сторона - в 2002-м, южная - в 2004-м. Разница лишь в том, что там обеими половинками руководил я.

А как с топливом было? На Кашкаре мы жили на 200 гр. в день - это одна готовка+вода, натопленная во фляге подмышкой. У вас как? На Гармо, например, нас больше спасало отсутствие ограничений по топливу - случайно в заброску на траверс попало топливо со следующей части - и в итоге очень пригодилось... Сейчас, поди, такое и представить трудно - бензин, запаянный в консервные банки 0,5-0,8 л...

В общем, классный перевал. А что в итоге получилось? В смысле похода?

Точно, Толик, где надо его лезть, и что вообще можно там лезть - мы с тобой одинаково угадали! Опыт не пропьешь... (себя не похвалишь, весь день как оплеванный)
Почему не ломились вверх по непогоде - вопрос концептуальный. Честно говоря, если б знал заранее, что так будет, может, где-то и ломанулись бы. Ну, трудно было поверить, что погода на Матче может быть хуже, чем на Алтае летом! Нигде раньше столько не пурговали. Главное, и после спуска ведь не наладилась погода, до самого кишлака плохая была. Прям Туркестанский Алтай какой-то...
О топливе и жратве. Мы пошли на это кольцо, имея 3 запасных дня. Мы их израсходовали, и еще добавили 3 дня из следующей части (которых нам потом не хватило). Мы думали, что берем бензина и жратвы с большим запасом, но вскоре жратву пришлось половинить, а бензин экономить. Для экономии бензина стали делать все варки внутри палатки, а иногда еще и отказываться от обеда или завтрака, на выбор участников, смотря в какое время дня они больше спать хотят.
Поход не получился. Вообще никак. Туркестан заколдованный район какой-то. Что в прошлом году (когда ходил участником), что в этом. Группа в течение всего срока упорно пытается идти по маршруту, но каждый раз, как только подбирается вплотную к очередному определяющему перевалу, происходит какой-нибудь косяк различного сорта, из-за которого приходится поворачивать. И так по 3 раза за поход.
А перевал - да, перспективный...

Нам тоже там не везло. Из трех запланированых 3Б - уцелела одна. И у Петьки лавиноопасность была ого-го. И Илья попал с непогодой... Солнечный Памиро-Алай, б...:-)

С точки зрения информации для следующих групп - перевал, несомненно, можно считать пройденным. То есть для его следующего прохождения уже не нужен опыт как для первопрохода 3Б. А вот для пресловутой графы "первопрохождение" классификатора этого формально недостаточно. Кстати, Жора, если ты пишешь отчет - это можно считать первопрохождением перевала с Карасу на Аксу + разведкой варианта прохождения Звездного с Карасу.

Да ладно тебе, Вадим... Жоре просто надо в следующем году его пролезть. Во-первых, конфетка вкусная, даже приятно еще раз хотя бы надкусить, а по возможности - съесть. Во-вторых, что-то меня гложет сомнение в большом количестве желающих... Как на те недохоженные, о которых ты пишешь.

Это точно.

Ничего не имею против, если хороший человек откусит. Можно сказать, на блюдечке с голубой каемочкой выкладываем на всеобщее обозрение!

...если она нужна еще, такая перемычка с Карасу на Аксу...

А почему нет? Все идеи насчет того, что перевал должен быть "логичным" - очень расплывчаты местами.

Вот панорама.
peremycka-pan
Практически везде сильно камнеопасно. Особенно страшно правее нашего ребра, но также и левее его много камнепадов. На главный хребет только по нашему ребру идти можно.

С перемычки тоже летает. Особенно там, где лед под скалами, но и под скальный бастион лучше не соваться.

А вот в крайней левой части перемычки куда более благоприятно. Массированных камнепадов мы в этой части склона не видели.

Когда у нас полдня было свободно, я специально ходил под эту перемычку смотреть. Сыпуха там не подарок, но вроде можно, начав по травянистому склону, как-то с постепенным набором высоты подниматься. А дальше просматривается некая полка. ХБЗ что там, может и сыпуха на скалах оказаться, по любому скалы сильно разрушенные, но поскольку полка косая, сыпать из-под ног должно в сторону, а не на людей. Если повезет, большая часть может идтись ногами. Перил должно быть немного, и нетрудно вешать. Может быть, даже на 2Б сгодится. Вот фотка крупным планом.
peremycka

Да, на своих, вроде не сбросишь. Единственный вопрос, не полетит ли сверху (слева по ходу). А если полетит - задержит ли левая часть полки. Можно, конечно, еще правее уйти в первой половине скал, там, похоже, безопаснее. Но, насколько там сложнее - неясно. И под всем маршрутом лежит много свежего, похоже.
Не знаю, разве только в июле, на спуск и ночью?:-) Так что твой вариант безопаснее.

Дык я и говорю, крепкую каску надо...