Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип

Пишет robinsya, 19.11.2015 19:31

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

Ирина Морозова скучать не любит и обеспечивает приключения всем, кто рискнет к ней присоединиться.
Это я говорю как человек, который там уже был. И, кто знает, может и не в последний раз:))
Этим летом Ира вместе со своей дочерью Ликой предприняли смелую вылазку в Норвегию - к стене Троллей. Вместе с велосипедами. Девизом своего путешествия они сделали фразу Waste Food – no good!
Итак, наш номинант - Норвежский бомж-велотрип


Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

О проекте на Риске:
Девчачий БОМЖ вело-трип к Стене Троллей
Путешествие бомжей по Норвегии или как выжить в женской автономке.
Норвежский вело бомж-трип. Спасибо, что зашли к нам.
Бомж-велотур по Норвегии. Чем дальше, тем прикольнее
Норвежский вело-бомжтрип. Злобные Тролли.
Норвежский велобомж-трип. Горы, горы, горы...
Куда податься бедному норвежцу.
Норвежский вело бомж-трип. Красивые ножки и норвежское сердце.
Вело-девушки и Лиллихамер. Норвегия и Олимпиада.
Норвежский велобомж-трип. Всем спасибо, все свободны!
Норвежский бомж-велотрип. Почти восьмитысячник или вело-Рай
Девчачий норвежский бомж-велотрип завершился


Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)


Информация о проекте

Даты путешествия: 20 июля – 10 августа
Протяженность: по генеральному курсу (по гуглу) – около 750 км
фактическое пройденное расстояние (приблизительно по данным спидометра и расчетов) – около 1000 км. Перепад высот маршрута (по данным Гугл) – около 8000 м.
Нитка маршрута: Oslo Gardermoen – Maura – Råholt – Hurdal – Minnesund – Gjøvik – Kastadtjernet – Redalen – Lillehammer – Jørstadmoen – Hunderfossen Familiepark – Øyer – Tretten – Sjøsætervatnet – Fåvang – Vinstra – Kvam – Otta – Lalm – Randen – Jotunheimvegen – Sanddalstjedn – Skåbu – Espedalen – Forset – Jørstadmoen – Redalen – Kastadtjernet – Gjøvik – Lena – Minnesund – Eidsvoll –Råholt – Hurdalssjøen – Oslo Gardermoen.
Прим. Постаралась максимально подробно с учетом озер (выделены курсивом), к которым заезжали, но конечно не удалось включить все маленькие поселки и фермы в холмах, через которые мы проехали, объезжая большие трассы или собирая материал для фильма в рамках акции Waste food – no good!




Норвежский бомж-велотрип. Вело-рай и вело-ад


Ирина Морозова

— Вы знаете, как выглядит вело-рай? А вело-ад?
— Вы думаете, я знаю? (пожимаю плечами)

Эти три недели у нас был Рай, или …? Иногда казалось — это он… А иногда—нет, не он.
Он?..Велосипед, дорога, холмы, горы, мокрый асфальт, сухой асфальт, ветер, снег, грунтовка, снова асфальт, снова ветер, холодно, мокро, тяжело, болят ноги, включается автопилот.
Или может быть —он?..Радуга, лес, озеро, ручей, искрящиеся на солнце брызги из-под колес, шуршание шин по гравию, милые старые велики с цветами, улыбки на лицах фермеров, брюност, гамалост, звонкий смех.

О, вы не знаете, что такое гамалост? Тогда вы не поймете, что такое норвежский хардкор.

Норвегия — это страна контрастов. Вот, только что светило солнце, как буквально за полчаса набежали темные тяжелые тучи и разверзлись хляби небесные. И ты усиленно крутишь педали, едешь с ними наперегонки. Хорошо, если ваши с тучей пути не лежат в одном направлении. Тогда есть шанс убежать и вскоре насладиться красивой радугой, а о недавнем аде будут напоминать только большие дрожащие капли воды, стекающие с гортекса. Но если уж она пристроилась у тебя на хвосте, то тут, как ни крути, остается только расслабиться и получать удовольствие.

Ведь ад— это перевернутый рай. Как в кривом зеркале. С одной стороны зашел — толстый и маленький, с другой — тонкий и длинный. А мир, отражающийся вокруг, такой, каким ты его видишь.Рай это или ад — все в твоей голове.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)
Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

Тому, чтобы не перевернуться и не закрутиться, способствует отсутствие в Норвегии такого, как у нас, хаоса. Там все упорядочено. На дороге ты не просто велосипедист, а велосипедист в системе — ты движешься по правилам, и машинки вокруг тебя движутся по правилам, и вы с ними движетесь по правилам, и вам комфортно двигаться, потому что никто не нарушает правила.

И даже Ад работает по расписанию — с 9.00 до 18.00.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)
Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)
Слева указатели: налево: в сортир и в парк, направо: в Ад (Helvete). Табличка справа: часы работы Ада

Вот и у нас каждый день с 9 до 18-ти, иногда, правда, до 19-ти или 20 часов были адские пляски на колесах. А вечером ад закрывался, и наступало время райского блаженства — сидя около палатки, можно было любоваться красотами и поедать клубнику с ананасами, или уплетать котлеты с сосисками, которые нам перепадали бесплатно. Заодно приносить пользу норвежскому обществу, спасая хрюшек и прочих зверюшек… и не только зверюшек… от адских мусорных контейнеров.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

Затем снова наступало утро, и следующий день начинался с нового вкручивания в серпантины подъемов, на которых через несколько километров сердце начинало биться где-то в районе горла. Затем — затяжные спуски, на которых оно падало куда-то в противоположном направлении. А градус с каждым разом все повышался, и это не тот градус, который в стеклянной таре, а тот, когда кажется, что асфальт перед тобой встает на дыбы.
Особенно райское или адское… где между ними разница?.. блаженство мы испытали на 50-километровом участке дороги Valdresflya, ведущей через горный перевал мимо Йотунхеймских снежных вершин. Она начиналась с шестикилометрового непрерывного подъема 8%, в который мы под конец вкручивали «короткими перебежками». Три раза пришлось останавливаться и отдыхать, повиснув, как тряпка, на руле велосипеда. Но и через 6 километров, когда эти 8% закончились,впереди еще были четыре десятка километров вверх-вниз, вверх-вниз. Только думаешь, что сейчас наконец покажется перевал, ан, нет, за очередным взлетом— бескрайнее поле, как в азиатских горах, и снова взлет.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

Дорога Valdresflya является гордостью норвежцев. Правда, гордятся они ей в основном из окна машины, останавливаясь периодически у разных достопримечательностей, чтобы пофоткаться, погордиться и полюбоваться на жилище ледяных йотунхеймских великанов, другими словами, ледяных троллей. Да, да, вы думали, что тролли только каменные бывают? Нет, в этом бомж-велотрипе мы узнали, что есть еще и ледяные тролли. И мы с ними всласть повеселились на чумовом спуске с перевала с крутыми поворотами, где встречный ветер дул в лицо иногда такими порывами, что они чуть ли не швыряли нас вместе с нашими великами на проезжающие мимо машины.Казалось, еще чуть-чуть, и вместо велосипеда под тобой окажется велопланер. Я не знаю, каким чудом удавалось удерживать своего железного коня под этими порывами ветра, видимо, все же ледяные весельчаки-великаны оказались благосклонны, но через десяток километров мы чудесным образом уволокли от них ноги, вернее, колеса, оставшись целыми и невредимыми. Только слегка поморозили пальцы, которым было сильно холодно даже в перчатках, благо мы благоразумно взяли их с собой.

Вырвавшись из холодных снежных лап троллей-весельчаков, решили спрятаться от них, свернувв соседнюю долину в Oppland. И оказалисьв каких-то прериях, через которые идет 45 км платной грейдерной дороги.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

Не знаю, к каким уж троллям мы в этих прериях попали, только людей и машин там почти не было. Да и кто ж, кроме таких, как мы, ценителей хардкора и суровой красоты захочет платить за то, чтобы проехать по «стиральной доске», среди голых пустошей, где гуляет такой ветер, что нам пришлось надеть на себя все что было, а палатку привязывать к лежащим на земле велосипедам, иначе ее срывало.Правда, за эту экзотику мы не платили — велосипедистам и мотоциклистам там проезд бесплатный.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

Таким вот оказалось Сердце Норвегии. Именно в этих местах черпали вдохновение норвежские художники и поэты. Тут родился Пер Гюнт. И из этих гор, холмов и долин пошли многие норвежские легенды и мифы.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)
Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)
Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)
Перед тем, как вкручивать в перевал, мы постарались избавиться от всех продуктов, поэтому питались духовной пищей и божественной рыбкой.

Думаете,скучно ехать так три недели? Отнюдь. Каждый день мы попадали в новый мир. Новые пейзажи, новые люди, новые места. Но главное, каждый день нас ждала неизвестность и приключение. Ведь мы никогда заранее не знали, что будем сегодня есть, т.е., что удастся раздобыть в магазине или очередном мусорном контейнере. И каждое утро, садясь на велосипед, задавались вопросом, где будем ночевать. У реки на каком-то рыбацком кемп-плейсе среди чешского табора каякеров? Или на ухоженном газончике гостеприимных норвежцев? А может, на очередной ферме по соседству с визжащими и благоухающими навозом хрюшками? Или на подстилке из мха прямо на муравейнике в густом дремучем лесу?Да, да, было один раз и такое. Дело близилось к вечеру, сил вкручивать в очередной подъем уже не осталось, и, найдя стекающий ручеек воды, из которого можно было кружкой начерпать воду, мы поставили палатку прямо у дороги в лесу на единственном сухом и ровном месте, которое оказалось прямо рядом с пнем-муравейником, а под тентом, который мы подстелили под палатку, шла широченная муравьиная дорога.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)
Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

А еще за поездку мы накачали красивые ножки. Вообще, эта жизнеутверждающая фраза стала коронной. Как только начиналось крутое затяжное вкручивание в гору, Лика с улыбкой твердила, как мантру: «Зато какие будут красивые ножки».

После возвращения из Норвегии многие друзья дразнили при встрече, говоря в шутку: «О, наши бомжи вернулись!». Другие улыбались: «Вау, что-то на бомжей вы не сильно похожи». Наверно, потому, что до самого конца поездки мы умудрились сохранить вполне здоровый цветущий и спортивный вид. И несмотря на то, что у нас получился всего один день отдыха на обратном пути в Лиллехамере, постирать одежду мы умудрялись в каждом ручье или озере.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

А досушивали ее — на руле велосипеда. Поначалу, как скромные девушки, сушили белье только на объездных лесных дорожках, но ливни и дожди смыли всю скромность, и мы стали пользоваться любым солнечным моментом.Особенно удачно сушить на спуске — за один затяжной спуск даже велошорты на руле высыхают полностью. Наверное, это была забавная картинка: едут по хайвею две девчонки с нагруженными багажниками, а на рогах руля болтаются веселенькие женские трусики. Не знаю, использовал ли до нас кто-то из велосипедистов руль в качестве сушилки. Может быть, пока не поздно,стоит запатентовать этот девайс? :)

А еще. Вам, наверно, интересна идея бомж-трипа, и почему именно «бомж»? Она появилась в прошлом году, когда в нашей стране случился очередной кризис. До него планировали отправиться в путешествие на велосипедах по Альпам, без всяких проектов, а просто в свое удовольствие. Но вдруг — кризис. В Альпы — дорого. Что делать? И вот тут-то и начала зреть идея бомж-тура.

Это сейчас бомжи — некие опустившиеся люди, тусующиеся в переходах и на вокзалах. Но когда-то бомжами были все странники, рыцари, менестрели, которые странствовали по свету, зарабатывая по пути себе на пропитание и ночуя прямо в чистом поле или под кронами деревьев.

Когда меня спрашивают, какой у нас опыт велопоходов, я честно отвечаю — никакого. До нынешнего норвежского велотура его не было, только радиальные однодневные выезды из дома, гостиницы или базы, без велобагажников, а с маленьким рюкзаком. Норвегия — это первое автономное трехнедельное велопутешествие.

Цель, на которую мы замахнулись— 1000 км в горы, конечно же, была слишком наглой для первого опыта.Но, как сказала Лена Лебедева после забега на Эльбрус: «Если заявляешься участвовать, то нужно попробовать самое тяжелое».

Ведь именно поставленная изначально высокая планка стимулирует добраться до максимально возможной высоты и открывает полностью то, на что ты способен.

А еще мы хотели показать, что незабываемые приключения доступны абсолютно любому человеку. Для того, чтобы их испытать, чтобы получить ФАН и драйв, не нужно иметь много денег, быть суперменом или профессиональным спортсменом. Главное — желание, воля, уверенность и психологический запас прочности.

Да, поначалу было страшно. Когда мы только выехали из аэропорта Осло, мне жутко хотелось вернуться обратно и сесть на ближайший самолет в Питер. Я постоянно прислушивалась к каждому звуку в велосипеде, думая, все ли там исправно, вдруг что-то сломается, когда впереди 1000 км. Но видя воодушевление на лице у Лики, заталкивала подальше свое беспокойство. И первые два дня постоянно спрашивала у нее: «Тебе нравится? Тебе нравится? Тебе нравится?» И: «Ничего что мы остались вдвоем?» И еще: «Ничего, что дождь моросит?» И:«Ничего что еды у нас нет?» Потому что первый опыт обращения в магазины оказался безуспешным. В пяти или шести магазинах подряд отказались отдать просроченную еду, и почти сутки мы жили только на кусочке сыра, хлеба и печенюшках, которые взяли с собой в самолет в качестве перекуса.

— Может, купим какой-нибудь недорогой еды? Или хотя бы хлеба и норвежского сыра? — спрашивала я Лику после очередного отказа менеджера магазина.
— Нет, тогда наш эксперимент провалится, — отвечала она.
И мы разворачивались, садились на велики и катили дальше.

Наконец, после обеда второго дня, удача улыбнулась. В одном из магазинчиков сети KIWI оказался какой-то молодежный staffи главный менеджер — парень слегка спортивно-хиппушного вида. Видимо, он почувствовал в нас близких по духу, и распорядился собрать пакет еды. В пакете оказались фрукты и шоколадка. И вечером второго дня нас ждал праздничный банкет на берегу красивого озера — ананас, клубника, виноград, киви, шоколад и остатки питерского сыра.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

В заключение, как в «Поле чудес», хочется передать привет Кате Матюшевской.
—Катюха, спасибо тебе. Ты была ключевым толчком. Очень жаль, что тебе не удалось поехать, но надеюсь, еще доведется испытать такие же удивительные приключения. Fight!

Ну и, конечно, благодарности нашим спонсорам: RedFox, Julbo, Inov-8, Deuter, O3 OZONE – которые одели, обули и снабдили велосумками и велорюкзаками.

И еще Лене и Хенрику Хенриксен из RedFoxNorge, которые помогали нам получать халявные продукты. И не только.Они каждый день были с нами морально и по телефону.

А также спасибки Дашке Репиной, которая со своей подругой всю ночь рисовала вручную наш замечательный уникальный баннер: Waste Food—no good, который, надеюсь, еще не раз нам послужит. Так как в планах теперь продолжить в следующем году нашу акцию в других местах, а возможно и странах. Кстати, не знаю, что там были за краски, но баннер пах так сладко и аппетитно! :)

И еще мы планируем сделать фильм «Бомж-трип, или Waste Food—no good»

Ну вот, вроде, и все :)
Спасибо, что были с нами. И спасибо тем, кто выдвинул наш проект на участие в Хрустальном пике. Если честно, то это приятная неожиданность, завершающая этот год, который оказался очень интересным и удачным, несмотря на все кризисы.:)






Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

На вопросы Риск.ру отвечает Ирина Морозова




— И все-таки, как родилась идея этого путешествия с идеей Waste Food – no good?

Идея акции родилась спонтанно в последний момент. Изначально наш девиз был:«100 евро в кармане, 10 кг за плечами». Мы планировали уложиться в 100 евро на человека, покупая в магазинах самую бюджетную еду. Я уже не раз была в Норвегии и знаю, что несмотря на то, что цены там на продукты дорогие, есть много возможностей питаться экономно. Например, норвежские сыры брюносты стоят в районе 50-80 НОК за килограмм (это на наши деньги около 500 руб). Или килограммовая пачка мюсли из овсянки с орехами, изюмом – 11 НОК. В отделе кулинарии можно купить рыбную или мясную котлету за 13-15 НОК. В общем, если экономить, то уложиться в 100 евро на три недели можно.
Но перед самой поездкой помимо запланированных затрат на подготовку, покупку новых цепей, седла, багажников и проч. девайсов, начали одно за другим случаться разные ЧП, которые вели к непредвиденным расходам.Например, у Лики украли планшет, на который мы загрузили купленные карты Скандинавии Навител. Перегрузить на другой – нельзя, только покупать код активации заново. Мы, конечно, написали в службу поддержки, но ответ пришел,уже когда катили по Норвегии.
Все это огорчало. И я со смехом писала Лене Хенриксен, что у нас будет «офигеть какой похудей трип», так как придется еще больше экономить на еде.

И вдруг Лена кинула ссылку на проект четырех норвежских парней, которые уже не первый год ездят по Норвегии, берут в магазинах просроченную еду и снимают про это фильм. В прошлом году они путешествовали почти в том же районе, где мы – от Осло до Бергена, в этом – в районе Тромсе и Лофотен. Лена предложила поддержать их акцию. О том, что в Норвегии очень много выбрасывается еды, и можно заходить в магазины и брать ее, она рассказала еще в марте. Но тогда я особо не рассчитывала на это. Думала, попробуем раз-другой спросить, вдруг удастся немного сэкономить.

А тут – акция. Это уже другой расклад.Во-первых, возможность сделать какое-то доброе и полезное для общества дело. Во-вторых, сильно сэкономить при этом. И в-третьих, появился спортивный интерес. Потом, в Норвегии, в те моменты, когда мы не могли достать еду,то могли,конечно, купить ее, так как у нас были с собой в запасе финансы на форс-мажор, такой, как, например,серьезная поломка велосипедов. Но это стало уже не интересно.Это как лезть в гору и при этом проехать часть пути на ратраке. Можно, конечно, многие так и делают. Но не спортивно :)
Точно так же с Лестницей Троллей. Чтобы успеть добраться до нее при нашем раскладе мы могли проехать часть пути – от Отта до Андалеса на поезде. Но это тоже было бы не спортивно.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

— В итоге в какой бюджет вам удалось уложиться?

За три недели в Норвегии мы потратили всего 50 евро на двоих. Из них:
- 140 крон (около 1000 руб) на 2 газовых баллона по 450 гр.;
- 200 крон – мобильная связь, так как мы постоянно созванивались и каждый вечер разговаривали с Леной и Хенриком;
- и 100 крон на еду в горах.

Вот тут был наш небольшой промах. Как я уже писала, перед тем, как вкручивать 50 км вверх в Йотунхеймские горы, особенно в тот первый крутой шестикилометровый подъем, мы не зашли в магазины и заранее подъели всю тяжелую еду – фрукты, котлеты, сосиски и пр., оставив пару баночек с местной рыбкой в томате, немного хлеба и сушеные грибы. Мы посмотрели по карте, и на ней после перевала были обозначены населенные пункты, поэтому думали, что найдем магазины. Оказалось, что это не городки, а то ли фермы, то ли какие-то туристические кемпинги. Норвежцы любят такие дикие пустынные уединенные места, куда можно уехать на уик-энд и созерцать звезды. Там не оказалось никаких супермаркетов, только пара продуктовых лавок.

Три дня мы не могли попасть в цивилизацию, пока не спустились в большую долину. Поэтому на третий день при первой же возможности решили купить хлеб, сливочное масло, джем и пачку мюсли. Это было разумное решение, так как впереди до ближайшего крупного супермаркета был почти целый день сплошного спуска вниз в долину по мокрому асфальту с периодическими взлетами вверх. И если не восстановить силы питательными углеводами, то возрастал риск на спуске на скорости 30 км в час свалиться с велосипеда под колеса машины. Мой организм привык работать в горах на пустой желудок и долгое время обходиться без подпитки, но Лика – нет. Перед этим она и так несколько раз падала, когда к концу дня слишком сильно накапливалась усталость.В любом деле важно определить степень разумности риска.Конечно, было бы интереснее вообще ни копейки на еду не потратить, но мы предпочли поступить разумно, так как авантюры, риска и фана у нас и так хватало с лихвой.

Ну а общий бюджет поездки получился по 234 евро на человека.
125 евро билет на самолет Питер-Осло-Питер. 84 евро провоз велосипеда туда-обратно. И 25 евро траты в Норвегии. Конечно, 42 евро – оплата провоза велосипеда в один конец – многовато. Но зато мы их сдавали, не разбирая и не упаковывая в чехлы. Просто надо было спустить шины и сдать, а дальше их заносили на борт вручную. В Пулково пришлось помучиться, проталкивая через сканер, а в Осло у нас их просто забрали и досмотрели вручную.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

— Сколько километров накатали по Норвегии?

Мы же чайники в велопутешествиях, поэтому велокомп у нас заработал только на 6-й день. Когда выехали из аэропорта, он не включился. Проверили – не нашли магнитик на спице, решили, что оторвался, когда проталкивали через сканер или при погрузке в самолет. Но у меня постоянно был какой-то странный звук, я все пыталась понять, что это, переживала за велик, даже хотели в сервис-центр заехать.На 6-й день в колесе начало сильно стучать. Остановились, стали смотреть. Оказалось, тот самый магнитик попал куда-то между спиц. А потом тоже я постоянно забывала включать комп утром. Вспоминала или через несколько километров или когда с помощью велокомпа хотела проконтролировать скорость спуска, чтобы не превышать 40 км/час. Так что в конце пути он показывал около 700 км. Но так как обратно треть пути ехали по тому же маршруту, что вначале, только без лишних заездов в магазины, то, замерив и сравнив, в итоге посчитали, что около 1000 км мы проехали.
По первоначальному плану, если бы мы доехали до Стены Троллей, то должно было получиться на 200-300 км больше. Но нам хотелось проехать 1000, так как это красивая цифра, и мы это сделали. Думаю, для первого опыта – это круто. Хотя теперь будет трудно, ведь дальше придется только увеличивать планку. :)

Но главное в Норвегии,как выяснилось, отнюдь не километраж по длине, а километраж по высоте. :)Это как раз то, что сильно усложнило нам путь.Когда я потом, уже дома, ради спортивного интереса прорисовала на Гугл-картах наш реальный маршрут по тем объездным дорогам в холмах и тем дорогам через перевалы, по которым мы ехали, то он показал наш набор высоты – 7848 м. Почти восьмитысячник. Я не представляла, что крутить педали в гору настолько тяжелее, чем идти или лезть на гору.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

— Что оказалось самым ярким впечатлением этого путешествия?

Было столько ярких впечатлений, что трудно выбрать одно самое яркое.

— Ваш трип в итоге можно назвать приключением? Что сделало его таким?

Конечно. Даже в моей жизни, наполненной приключениями, это было одно из самых больших приключений.

Неизвестность. Каждый день мы не знали, где будем ночевать, и что будем есть. Например, один раз пришлось залезть в болото вместе с великами и со всем грузом. Это было после того, как мы случайно выехали на хайвей, что кстати, тоже стало тем еще приключением. После Ёвикамы свернули на развязке на ту же трассу, по которой ехали, только она уже перешла из вполне спокойной трассы 33 в скоростную автомагистраль 4, а мы не разобрались в маркировке на карте и думали, что хайвей – это только Е6, который пойдет дальше. И когда мы поняли, что уже на хайвее, повернуть назад не было возможности, так как мимо на полной скорости неслись машины, и не было ни одного съезда, кармана, и тем более перехода на другую сторону. Пришлось сжать волю в кулак и ехать вместе с потоком машин больше 10 километров.Когда смогли съехать с хайвея, остановили штук пять машин,и все говорили, что другой дороги, кроме хайвея, нет. Наконец кто-то нам показал объездные дороги через холмы. У нас еще поджилки не перестали трястись после неожиданного перегона по хайвею, как пришлось педалировать в крутые взлеты.

Остановили проезжающего мимо велосипедиста, чтобы спросить,правильно ли мы едем, а то сил поворачивать обратно уже не было. Заодно спросили у него,не знает ли он красивого места для ночевки, чтобы рядом была вода. Он показал на карте маленькое озеро, сказав, что до него 4 км. Эти 4 километра вверх вкручивали уже из последних сил. Наконец увидели озеро. Поехали вокруг – съезда нет. Остановили машину, спросили, нам сказали вернуться 200 метров назад, и там будет съезд, который мы проскочили. Вернулись. Этот съезд оказался просто началом какой-то заросшей лесной дороги, через 50 метров переходящей в тропинку, ведущую в болото. Время 8 вечера, темнело. Мы после целого дня езды, половина которого – драйв по хайвею и вкручивание в горку. Силы на исходе.

Поэтому я, бросив велики перед болотом, стала искать место прямо в лесу, чтобы поставить палатку, решив, что воду как-нибудь нацедим в болоте или налегке доберемся сквозь камыши к озеру. Но в этот момент на наше счастье мимо по тропинке пробегала девушка. Остановили ее, спросили. Оказалось, надо пройти через все болото, чтобы попасть на дикий кемп-сайт у озера, место стоянки рыбаков. Так что нам пришлось чавкать с великами по болоту, мху, кочкам, через заросли морошки, перелезать через бревна, чтобы выбраться на маленькую полянку у озера – единственный сухой пятачок площадью 10 квадратных метров, среди зарослей камышей. Зато место оказалось сказочно красивым. И черники с морошкой там наелись. На обратном пути потом сознательно сюда завернули.

Вот такие приключения были каждый день. Что ни день, то какое-нибудь приключение. Пожалуй, если рассказывать, то на целую маленькую книжку рассказов наберется.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

— Что нужно учитывать при планировании подобного мероприятия?

Самое главное – нельзя заранее покупать обратные билеты, а делать это через интернет на обратном пути за день-два, когда можно с большой точностью рассчитать свое возвращение в аэропорт.
Обратные билеты на самолет очень сильно нас ограничили. Планируя по Гуглу маршрут, я рассчитывала, что будем проезжать по 70 км в день. В реальности из-за хайвеев, куда велосипедистам нельзя, мы ехали по более длинным объездным дорогам через большие холмы, и километраж сильно увеличился, плюс тяжелые подъемы вверх. Поэтому были только три дня, когда нам удалось проехать по 80 км, и один день – 100 км, в остальные дни проезжали 40 км или чуть больше сорока.

Выезжали мы иногда в 8 утра, иногда около 10-ти. После шести вечера начинали присматривать по сторонам место для ночевки. Если видели – сразу останавливались, а иногда удавалось встать уже после 8-ми вечера. Но мы не вставали на ночь где попало, а выбирали красивые и интересные места: озеро, болото, ферма. Днем час-два уходили на остановки, заезды в городки и магазины, выход в интернет, чтобы отправить почту.Это и было нашим отдыхом, поэтому мы и могли ехать непрерывно без дневок.

Первую неделю много времени занимал поиск нужных развязок, ведь мы так и не купили заново карты Навител, поэтому пользовались обычной бумажной картой Норвегии и бесплатным приложением Гугл-карт, в котором нет системы навигации, можно только посмотреть саму карту, сделав максимальное увеличение, чтобы рассмотреть дорожки, которых нет на бумажной карте. Интернет у нас был только в сетях магазинов KIWI, на планшете мы его не подключали – дорого. Поэтому определять через Гуглсвое местоположение тоже не могли. Так что у нас было самое настоящее велоориентирование. И поездка в старых добрых традициях путешественников – без всех этих современных навороченных штучек.

Я не знаю, что еще нужно учитывать. Самое главное, если хочешь получить от такого путешествие удовольствие, надо настроиться воспринимать любые неожиданности, как фан, как приключение, как возможность испытать себя, ну и все такое.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

— Подводные камни – проблемы организации и реализации, неизбежные траты, и на чем можно гарантированно сэкономить. Поделитесь?

Неизбежные траты – это газ, так как он не бывает просроченным и магазины его не выкидывают. :) Поэтому газ придется покупать, даже если еда досталась бесплатно. Хотя, наверно, на нем тоже можно сэкономить, если готовить на костре.

Гарантировано можно сэкономить на ночевках. В отличие от Альп, где палатку можно ставить только в платных кемпингах, что обойдется от 7 до 15 евро в сутки с человека, в Норвегии на одну ночь можно поставить палатку практически в любом месте, если рядом нет специальной таблички Nocamping. Такие таблички мы видели в некоторых карманах на дороге и еще в районе национального парка. Также можно постучать в любой дом или на ферму и попросить разрешения поставить палатку у них на газоне. Нам ни разу не отказали. В большинстве случаев разрешали не только поставить палатку, но и предлагали воспользоваться туалетом, душем, а иногда приглашали в гости на чай.

Что касается организации и реализации, то думаю, я не стала бы заниматься организацией такого трипа в качестве мероприятия для сборной компании незнакомых людей, как те женские клаймб-фесты, которые я провожу. Такой бомж-трип возможен в удовольствие исключительно в компании людей, которых хорошо знаешь, с которыми комфортно, и которые такие же безбашенные. Которые могут зайти в магазин и попросить просроченную еду или залезть в мусорный контейнер. Которые могут обходиться неделями без душа, купаясь в озере. Которые не будут падать духом или паниковать, если мы запремся в задницу, заблудимся, выедем на хайвей, залезем не в те холмы, или случится еще что-то непредвиденно-неожиданное. Короче, которые воспринимают абсолютно любое происшествие, как очередное приключение, а не как досадную неприятность.

Основная сложность реализации и организации в том, что для такой поездки, чтобы она прошла безопасно и в радость, нужно изучить местные правила и по возможности просчитать десятки вариантов развития событий и путей их решения. Именно эти различные схемки и ситуационные задачки в голове потом помогают в любых ситуациях находить решения прямо на ходу.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

— Почему для реализации своего проекта выбрали именно Норвегию?

Вначале в качестве бомж-тура я рассматривала вариант Болгария-Греция: из Софии проехать через горы Пирин – дальше в Грецию, подняться на велосипедах на Олимп и обратно. Это был хороший вариант, так как там жарко, можно не брать палатку, а ночевать, упав в любом месте прямо рядом с великами. Да и еда в Болгарии дешевая. Но билеты на поезд и на самолет оказались дорогими, больше 20 тыс руб. Всю зиму я мониторила перелеты в разные города: Софию, соседние страны – Скопье, Афины, Солоники. Затем рассматривала, как варианты: Италию и Францию и перелеты в Милан,Турин, Ниццу и так далее.

В какой-то момент мне написала Катя Матюшевская, и случайно зашла речь о том, что ей хотелось бы поехать в велопоход. Я ответила, что как раз сейчас именно о нем думаю. Она написала, что ей хотелось бы куда-то в скандинавские страны.Я машинально набрала билеты до Осло и увидела цифру 8 тыс. руб. Вот это и стало ключевым моментом. Мне тут же пришло в голову, что это удачный вариант, так как я хорошо знаю Норвегию и смогу найти варианты, как сэкономить внутри страны. Мы обсудили это с Ликой и с Катей и начали готовиться.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

— Норвегия не подкачала? Чем удивила вас эта страна?

В Норвегии я впервые оказалась зимой на Лофотенах и влюбилась с первого взгляда. Норвегия удивительна тем, что открывается только тогда, когда ты там оказался. Смотря на фотографии, кажется, что они серые, не видно той живописности, как например, на фотках французских или итальянских Альп. Но в самой Норвегии воспринимаешь всё по-другому. Потому что там есть некий иллюзорный фактор, когда ты не просто видишь все в плоскости изображения, и даже не просто объемную картинку, но кажется, что ты видишь воздух, и он как будто добавляет к трехмерному измерению еще десятки других измерений, а к обычным краскам и цветам еще целую гамму красок.

— Какие страны следующие на очереди?

Это как распробовать еду, которую до этого никогда в жизни не пробовал. Теперь хочется очень много. Даже не знаю, с чего начать. Думаю, чтобы проехать все, что хочется, надо уезжать не на три недели, а брать с собой компьютер и отправляться в путь на год, чтобы можно было ехать и работать по дороге. Возможно, когда-нибудь я на это решусь, учитывая, что технологии интернета и связи совершенствуются, и работать удаленно скоро можно будет из любой точки.

А пока в планах один из вариантов: снова Норвегия – от Осло вниз и вдоль южного побережья через фьорды, или Норвегия-Швеция – от Осло до Стокгольма, чтобы из Стокгольма вернуться в Питер на пароме.

А еще хочется попробовать такой же бомж-трип с акцией Waste Food – no good где-нибудь по Альпам. Во-первых, как как альпинисту, даже на велосипеде хочется залезть куда-нибудь в горы. Во-вторых, интересно узнать можно ли там,как в Норвегии, ночевать не в кемпингах, а спрашивая разрешения на частных землях. Однажды в 2000 году во время трекинга по Альпам мы заночевали так на перевале Бреннера, попросившись поставить палатку на какой-то ферме. Нам разрешили. Возможно, что и в Италии и Франции фермеры такие же отзывчивые, как в Норвегии. Ну и интересно, что в других странах происходит с просроченной едой. Во Франции, конечно, такая акция не актуальна, так как там официально принят закон, который запрещает магазинам выбрасывать еду, а обязует их устанавливать для такой еды специальные холодильники и отправлять ее в благотворительные организации.Так что скорее всего из европейских стран первой в списке была бы Италия.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

—Интуитивно кажется, что в таком режиме проще путешествовать маленькой компанией. Налета большой команды ни один магазин не переживет. В чем для вас с Ликой заключается прелесть путешествий маленькой и очень маленькой компанией?

Я думаю ты права. И дело не в еде. В центральной части Норвегии, как оказалось, не очень просто найти место для дикой ночевки. Можно, конечно, поставить палатку в любом кармане на шоссе, но ведь хочется, ночевать в живописном и красивом месте, и вода чтобы была. А почти все такие места – либо поля, либо чьи-то газоны.Одно дело, когда к тебе в дом стучатся два-три человека и просят разрешения поставить на газоне одну палатку, другое –когда вваливается толпа в 10 человек.Думаю, отношение хозяев тут же изменится. Это как с автостопом, тут тоже есть свои тонкости.

Насчет еды трудно сказать. Иногда нам вывозили целую тележку мяса, котлет, сосисок в таком количестве, которое мы бы не смогли съесть вдвоем за 3-4 дня, и она могла бы испортиться. Поэтому мы брали столько, сколько могли увезти и съесть, а остальное оставляли.Потом, когда нам сразу отдавали много продуктов, то мы могли 3-4 дня не заезжать больше никуда. И только когда продукты снова заканчивались, искать следующий городок с супермаркетами. А большой компанией можно каждый день заезжать по очереди в разные места.Например, те норвежские парни по чьим следам наша акция, путешествуют вчетвером.

Так что какой компанией путешествовать - зависит от личных предпочтений. Кто-то предпочитает шумные большие тусовки, кто-то автономные группы, а кто-то вообще соло-путешествия. Например, мы встретили в Норвегии целый табор хорватских каякеров, которые там бомжевали, как и мы.Они перемещались на машинах, спали прямо рядом с машинами в спальниках, и у них с собой были велики, каяки и целый табор детей.А потом мы встретили баска по пути, который ехал один в сторону Стены Троллей.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

Чем хорошо небольшой компанией из 3-4 человек? Наверное, легче физически. Можно друг другу помочь, когда надо вкатить велики с грузом куда-то в крутой овраг, в лес или по болоту. Нампри ходилось делать все вдвоем. На троих-четверых оптимальнее распределить общаковый груз – палатку, оргтехнику, ремнабор, инструмент, запасные велокамеры и т.д. Нам приходилось весь этот вес делить на двоих. Опять же вчетвером, если кому-то стало тяжело, можно его временно разгрузить.

Еще была пара моментов, когда ночью вдвоем было немного страшновато. Один раз на нашем полюбившемся озере в болоте. На обратном пути мы оказались там в ливень и в каком-то сюрреалистическом тумане. И всю ночь из болота раздавались странные звуки – то хруст и шаги, то какой-то глухой отдаленный рык. Чтобы не нервничать, я сказала, что медведей в Норвегии быть не должно, они в Швеции водятся, так что это скорее всего лось, а лось вряд ли полезет ночью в палатку. Но все равно было немного стремно.Были бы не вдвоем – от диких зверей это бы не спасло, но психологически комфортнее.

Ну а прелесть очень маленьких групп в большей мобильности. Чем меньше людей, тем меньше конфликта интересов, так как легче найти компромисс в желаниях и предпочтениях. То есть, больше личного пространства.

Мне нравятся очень маленькие группы. Даже в горах, дойдя до 2 разряда, я предпочитала ходить максимум в тройке-четверке, а чаще всего в двойке. Лика же настолько увлечена великом, что когда она едет, ей никто рядом не нужен. А по вечерам ее любимое занятие – почитать в тишине книжку.
И чем меньше компания, тем больше тишины и интимности, больше уединенности, больше возможности наслаждения окружающим миром, природой.

И больше шансов на интересные приключения.Но это мое сугубо личное мнение. :)


Фото из архива путешественниц

Оставайтесь с нами, следите за презентациями!
Хрустальный пик. СПИСОК НОМИНАНТОВ


Учредитель премии: Risk.ru

Генеральный спонсор премии: выставка "Открой свою Россию"
Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

Партнер номинации "Восхождение года": Bergans of Norway
Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

Партнер номинации "Outdoor-проект года":
компания Shelter и компания НПФ "БАСК"
Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"
Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

Партнеры:
Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

Информационные партнеры:
Men's Health, Birdy Magazine, Федерация скалолазания России, ROG
Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Норвежский бомж-велотрип (мы в общесте, восхождения, риск.ру, события, фар, ирина морозова, норвегия)

84


Комментарии:
0
Прекрасно! :)

11
Ира, а ты не подумывала расширить философию бомж-туров: давать понять окружающим, что ты нуждаешься не только в еде, но и в одежде, в обуви, в немного косметики и чуть-чуть деньгах, хотя бы на карманные расходы?

Прикинь: вы стартуете в одних трусах и топиках (и те малость дырявы - для стимулирования процесса и обеспечения прессы на старте) - сначала вас где-нибудь в Эстонии снабжают тем, что носили в молодости сердобольные старушки, потом - польские секонд-хэнды, а в Париже уже одевает Диор и Шанель )

Или бомж-тур на велосипеде; но весь то велосипед брать не надо - только руль и звонок. А по дороге вам будут дарить колеса, рамы, обвес и смазку.

Надо развиваться. Дауншифтинг, бомжевание популярны среди определенной части молодежи 20-40 лет. Ты могла бы возглавить это аутдоор-направление - назовем его бомжинг. Горный бомжинг вполне впишется в ФАР. И соревнования по ЕВСК можно проводить в новом классе: кто больше наберет еды, одежды снаряги - тот и Зэ чемпион.
А там, глядишь, и УИАА заинтересуется. Такие социальные проекты многих привлекают..

3
to SSh Зря наезжаете на землячку.Главное в проекте спортивная составляющая.Девчонки по жизни мало были связаны с велосипедом и выдали такой тур.Под Эль Капитаном местные скалолазы питались с мусорки и ели кошачий корм,но вошли в историю как прекрасные спортсмены.Отделяйте котлеты от мух.

3
Спортивной составляющей тут около нуля.
1000 км за 20 дней на велосипедах - это совершенно ни о чем, даже для людей без опыта.

2
Спортивной составляющей тут около нуля.
1000 км за 20 дней на велосипедах - это совершенно ни о чем, даже для людей без опыта.


Да ну? Вы, случаем не путаете велопоход по горной местности да ещё командой из двух девчонок с шоссейными велогонками? В велогонке - да, 50 км в день - это прогулка. А в велопоходе да с нагруженным великом да с перепадами высот метров по 300...700 50 км в день – стандартная дистанция.


4
вы, к сожалению, не разбираетесь, судя по комменту, в этом (велопоходы), не знаете реалий, поэтому пишете ерунду.

я не наезжаю - не играйтесь в словеса. я иронично высказываю мнение и отношение к социальному проекту. то, что Ира живет активной жизнью, путешествует - само собой, прекрасно. только таких - активных, путешествующих - очень много, по крайней мере в моем окружении. это - норма для определенного круга людей, а не сверхдостижения, которые надо преподносить, как нечно из ряда вон.

вы (обобщенно всем, кто это всё воспринимает, как норму) - здоровый, полноценный индивид. хотите питаться с мусорок - ради бога. это ваш выбор.
гордитесь этим, пропагандируете бомжевание под флагами страны и спонсоров, не стесняетесь - ради бога. это ваш выбор.
но тогда и не пыжтесь, если над вами будут смеяться или относиться соответственно люди с иными взглядами, воспитанием и т.д.

"Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству", короче :-/

1
Сергей, мое отношение к этому путешествию в рамках каких-то номинаций тоже не самое однозначное, однако, хотелось бы уточнить, почему вы решили и иронично подчеркиваете, что проект СОЦИАЛЬНЫЙ?
Тогда как он заявлен в рубрике Outdoor-проекты?


0
А попробуйте с сыном или дочерью повторить.

1
Это было мне, или кому? Пользуйтесь кнопкой "ответить", будет гораздо понятнее.

2
Я например тоже не понял в чем прикол данного проекта. Ну, обычный велопоход, ну на еде экономили.....

1
С замиранием сердца вспоминаю свой вело-трип по заполярной Норвегии! Читая отчёт, пережила мысленно ещё раз то счастье, которое испытала в моем вело приключении позапрошлым летом. Девочки - молодцы-умницы! :)

1
Насчёт спортивной составляющей по километражу - спорно, там сплошное вверх-вниз, хотя в нашем трипе получалось по 100-120 км в день, если не надо было ждать паромы на острова. В такие дни бывало и по 50 км-70 км. Это очень комфортное оасстояние для меня, так как 120 было уже пределом - онемевали пальцы на руках так, что ни рога на руле, ни хорошие грипсы,ни перчи не спасали, приходилось кусать чуть ли не до крови пальцы,чтобы хоть как-то их чувствовать :(

3
По симптомам похоже, что на руки слишком большая нагрузка идет. Ростовка рамы точно ваша? Может, вынос покороче поставить?

0
рама чуть больше, чем нужно, по хорошему надо вынос руля выше, но стараюсь работать спиной и прессом побольше, поэтому руль и не поднимаю... может и зря, конечно :)

0
"приходилось кусать чуть ли не до крови пальцы,чтобы хоть как-то их чувствовать"

Эээ... и зачем же такой мазохизм?

0
:) приходилось немного помучиться после 100 км во имя поставленной выстраданной цели - докатить вовремя из точки "Рэ" до точки "Бэ", так как время на путешествие было ограниченно :(

0
Спасибо! Каждый раз узнаю что-то новое, о жизни и порядках за пределами России.....

2
С удовольствием и легкой завистью наблюдала за передвижениями Иры и Лики по Норвегии. Мне очень понравился их велопоход. Вот просто взять и поехать. Это нужно иметь характер и силу воли. И по барабану, сколько там км в день накатано было. Девушки не сидели возле компа и не строчили комменты, в отличии от нас, а сели и поехали.
Молодцы! Умнички! Поздравляю с номинацией. Да и это не главное. Главное, что сделан шаг, после которого чувствуешь себя жителем планеты Земля.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru