Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии

Пишет robinsya, 18.11.2015 03:52

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)
Фото из архива экспедиции

Следующие наши номинанты отправились за приключениями не куда-нибудь, а в Монголию.
Игорь Сумкин, Светлана Чернышова, Кирилл Кирилов, Ирина Максимова и Ольга Шевнина - организаторы и участники каякерной экспедиции к рекам этой страны, назвав свое путешествие Большой алтайской экспедицией каякеров.


Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Об экспедиции на Риске:
Большая Алтайская Экспедиция по рекам Алтайских гор Монголии и России


В планах экспедиции было побывать на реках: Цагаан-гол, Хар Айрик, Гуртын-гол, Турган-гол,
Буянт-гол.
Затем в планах было побывать на реках российского Алтая: Куркуре, с её многометровыми водопадами; Чуе, Чулышмане, Чульче, Башкаусе, Кубадре.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)


Теперь почитаем о том, как все вышло в итоге, из первых уст!
Рассказывает Игорь Сумкин.

Уже второй год подряд я езжу в Западную Монголию и каждый раз возвращаюсь обновленный, с небывалым чувством уверенности в себе и в решении любых проблем в своей жизни. Степь, как будто просветляет. Сравнивая кочевой образ жизни с нашим оседлым, приходит понимание, что кочевники более свободные люди, чем мы. И в этом есть много правды. Быть свободным кочевником это прекрасно, но сложно. Монголы живут животноводством. Они разводят овец, коз, лошадей, сарлыков, коров. Стадо и степь дают им все необходимое для жизни, нужно только уметь пользоваться дарами природы. И каждая семья, как и тысячу лет назад, живет самостоятельно и независимо от государства.

Они, конечно, не брезгуют пользоваться благами цивилизации, в каждой юрте есть свет и телевизор, питающиеся от солнечной батареи, почти у всех детей имеются сотовые телефоны, и по УАЗику на семью или грузовику типа ЗИЛ. И если вдруг бензин сильно подорожает,кочевник садится на лошадь, благо, трава в степи не перестала расти. И в этом их бесконечная сила. И я, заряженный этой энергией, с улыбкой старика смотрю на проблемы людей в городах: телефоны в кредиты, новое платьице, модная прическа, билеты в кино и прочие мелочи жизни, ведь куда важнее семья, дом и здоровье близких людей.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Эта атмосфера Западной Монголии сопровождала меня на всем пути, но я приехал сюда, отнюдь не для утверждения в жизненных принципах, а для исследования рек и новых регионов для путешествий. И с этими целями я успешно справился. Как и предполагалось, в юго-восточных горах Алтая на территории Западной Монголии, есть масса интересных рек для сплава на каяках, а местами даже и для катамаранов.

Весной 2015 года, я собрал команду близких по духу мне людей, договорился со спонсорами и в июле отправился в Монголию. Этот проект получил название Большая Алтайская Экспедиция (#BigAltayExpedition хештег в соц.сетях). Напомню, в проекте на территории Монголии участвовало пять человек: три каякера (Игорь Сумкин, Светлана Чернышова, Кирилл Кирилов) и два фото-, видео- оператора (Ирина Максимова, Ольга Шевнина). За время путешествия мы проехали около 2000 км по дорогам западной Монголии, и о них мне хочется рассказать отдельно.

Асфальт лежит только в городах и на небольшом участке трассы соединяющей Россию и Китай. Остальные дороги представляют собой грунтовку, по которой можно двигаться со скоростью от 30 до 60 км/ч. По трассам между населенными пунктами, можно передвигаться на легковых автомобилях, но с невысокой скоростью. Самыми быстрыми машинами здесь являются УАЗики, которые перемещаются со скоростью 60 км/ч и выше. По некоторым дорогам можно проехать только на специальной технике, из-за необходимости пересекать броды или высохшие русла ручьев. И если вы соберетесь в Монголию на машине, то внимательно изучите дороги на предмет совместимости их с вашим автомобилем или лучше наймите автомобиль в ближайшем населенном пункте. Наша команда так и поступила, все снаряжение и лодки мы привезли в моем микроавтобусе, а в Ульгии мы сменили «коней» на машину, предоставленную нашим спонсором, компанией «Blue Wolf Travel», за что я выражаю им огромную благодарность. Немаловажным фактором является знание дорог, навигаторы здесь не особо работают, а указатели отсутствуют. А вместо двух или четырех полосных трасс в нашем привычном понимании, здесь от одной до 20-ти параллельных грунтовых дорог ведут в одном направлении, но некоторые могут ответвляться и уходить в объезд крупных препятствий или вообще в сторону. Поэтому нам дали еще и профессионального водителя.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Во всех реках паводок приходится на июнь.В первой половине месяца вода поднимается после таяния снега, во второй половине высокий уровень поддерживается за счет таяния ледников. После того как все снега и ледники растают, большинство ручьев пересыхает, и уровень воды в реках снижается до среднего или выше среднего, продолжая в течение июля питаться за счет собственных ледников, с августа вода падает до самой осени. Судя по июльской воде, идеальным временем для сплава можно смело назвать июнь.

Подавляющее большинство рек западной Монголии принадлежат бассейну реки Ховд и первым делом мы отправились на эту главную реку региона. В нижнем течении река уходит в 20-ти километровый каньон. Это качественный бигволиум кл. III-V: огромные бочки, валы и волны не оставили нас равнодушными, мы с радостью катались по этим порогам. Они напоминали нам родную Катунь, и мы не по разу заносили пороги и вновь и вновь катались в этом аквапарке. Этот участок я бы рекомендовал всем любителям бурной воды, но только в паводок.

После раскатки на нижнем Ховде, мы поехали на действительно сложную реку Цаган-гол («цаган» - монг. «белый»). Река молочного цвета, левый и самый большой приток Ховда. Вытекает из-под ледника Потанина в горном массиве Таван-Богда-Ула и через 3 км от истока входит в каньон длиной 10 км. На всем протяжении сплавного участка сохраняется большое падение, что обеспечивает сплавной фон кл. III. Началом первого порога является водопад, который теоретически можно пройти по малой воде, далее русло сильно засорено камнями, образуя высокие сливы, где 2/3 воды уходит в сифон. Очень опасное место и мы его обнесли по берегу. На данный момент порог остается не пройденным. В середине каньона река принимает правый приток, и расход воды увеличивается в 2 раза, сразу после впадения на повороте начинается второй сложный порог, который представляет из себя мощный прорыв с большими и глубокими сливами и мощными бочками. Цаган-гол имеет одну интересную особенность: уровень воды в реке колеблется в течение суток и разница может достигать 1 метра. Когда утром мы шли наверх каньона и просматривали его полностью, то к обеду вода существенно выросла, и мы не узнавали вообще ни одного порога. Это стоит учитывать, если хочется проплыть по малой воде, то нужно ночевать в начале каньона и рано утром плыть.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Кроме того на Таван-Богда-Ула очень красиво, прекрасные альпийские луга, совсем рядом пять заснеженных вершин. Здесь масса маршрутов для треккинга, в нашем лагере постоянно были толпы туристов из множества стран, там были и альпинисты, и горнолыжники, и просто отдыхающие. Это место однозначно стоит посетить. Мы провели день отдыха на высокогорном озере, рыбачили и любовались видами. Чтобы попасть в это место необходимо получить пропуск в пограничную зону, об этом нужно позаботиться заранее, т.к. оформление может занять целый день.

Далее мы направились на восток, в горный массив ледника Хархираа. Изначально, мы планировали сплав по реке Шивер-гол, левому притоку Ховда, но из-за невысокого уровня воды мы решили отказаться от прохождения, и обратили внимание на его приток - Харгайтын-гол.Он просматривается с берега и к нему есть дорога. Об этойреке, мы не знали ничего, кроме того что в нижнем течении за 2 км до впадения в Шивер-гол, есть каньон с отвесными стенками и пешеходный мост. Мы подъехали к концу сплавной секции и забросились пешком наверх. Мы шли в полную неизвестность и эта река нас не разочаровала. Харгайтын-гол образуется тремя ручьями, которые сливаясь в одном месте, дают ему начало. На среднем из них мы случайно обнаружили 3 водопада и отличную крикинговую секцию класс V. Два водопада нам удалось прыгнуть, остальные препятствия на реке Дунд-Хороомы оставили не пройденными из-за высокой сложности и необходимости обносить один водопад. Продолжив сплав по Харгайтын голу, мы разведали еще три каньона с порогами кл. III-IV и один учебный водопад высотой метров пять. Эта река оставила неизгладимые впечатления, и я вернусь сюда еще, чтобы поймать оптимальный уровень воды, тем более, что в этом регионе еще не пройден Шивер-гол с его верхним и нижним ущельем. В соседней долине мы обнаружили водопад высотой 12 м, но воды было слишком мало для того чтобы его прыгать. Если еще поискать, то вполне возможно обнаружить еще водопады в других долинах.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Кроме прочего мы посетили реки хребта Монгольский Алтай (юг Западной Монголии), а именно притоки реки Булган, которая протекает через границу в Китай более чем на 600 км и там называется Урунгу. Мы сплавились только по одной реке Гуртын-гол, это крутопадающий ручей с порогами кл. III-IV. Но из-за низкого уровня воды мы не смогли по достоинству оценить эту реку. Из окна машины мы видели много не сложных крикинговых секций, которым не хватало воды. Следующий визит сюда стоит повторить в июне, когда воды существенно больше. Главным минусом этого региона можно назвать удаленность, это 350-400 км не самых лучших дорог, которые практически невозможно преодолеть за один день. Очень долгая заброска должна компенсироваться сплавом, чего нельзя было сказать по нашему уровню воды. Но я уверен, что в июне, здесь ситуация обратная, все реки полны воды, мощны и представляют огромный интерес и потенциал для сплава.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Итогом экспедиции станет фильм о природе, людях и каякинге в Алтайских горах на территории Монголии и России. Так же я составлю описаниеновых рек (ривергайд) и буду постоянно его дополнять и обновлять. Вместе с презентацией фильма мы организуем фотовыставку в нескольких городах России. Мы хотим, чтобы как можно больше людей путешествовало и стараемся показывать, что это доступно.Каждый сам выбирает для себя способы ездить по миру, будь это спорт или туризм. Я и моя команда реализует свои путешествия через каякинг. Мы будем и дальше работать и пропагандировать активный отдых на природе.


Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

На вопросы Риск.ру отвечает руководитель экспедиции Игорь Сумкин:

- Как вы считаете, вы достигли того результата, который хотели получить?

Цели достигнуты. Мы нашли то, что искали - сплавные реки в горах Монгольского Алтая. Мы сняли отличный атмосферный фильм о каякинге, людях и природе в Алтайских горах.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

- Все ли из запланированного удалось?

Мы исследовали не все реки и не все районы, которые хотелось бы. В этом регионе есть над чем работать, в первую очередь над логистикой и временем путешествия.

- Какие впечатления оставили после себя реки?

В одном районе нам все время не хватало воды, мы приехали на пару недель позже, чем следовало. Потому реки нам показались сильно… костлявыми. В другом районе воды было достаточно и даже многовато. Реки нам показались живыми, нужно знать и понимать взаимосвязи погоды, времени года и уровня воды в реках и исходя из этого, уметь правильно выбрать реки.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

- Самые острый момент экспедиции припомните:))

У нас было много приключений, по пути в Монголию у нас отвалилось заднее колесо прямо на ходу. На наше счастье никого не оказалось на встречной полосе и мы не перевернулись. Все отделались легким испугом. Поставили колесо на место и поехали дальше. В первый день на реке, на финише сплавной секции, наш автомобиль заблудился, а нас чуть не съели заживо миллионы туч злых кровососущих насекомых, нам пришлось взломать дверь в одной из сараек и там укрыться на ночь, завернувшись в юрточный войлок.

А в последний сплавной день мы не успели доплыть до машины и наступила ночь, на реке еще предполагались пороги, и нам пришлось выходить пешком, но мы так и не смогли в темноте дойти до лагеря, остались ночевать в снаряге в горах, укрывшись лодками. Как потом мы шутили: первый и последний день стали днями приключений.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

- Чем ваше путешествие будет полезно вашим последователям в регионе? Расскажите, пожалуйста.

Мы показали, что путешествие на лодке в Монголии вполне реально, там есть вполне пригодные реки для сплава. Мы получили большое количество информации о регионе и готовы ей поделиться с другими каякерами.

- Для нас самое главное - информировать, поэтому спрошу где вы собрали информацию о реках, на которых вы побывали?

Всю полученную информацию на сегодняшний день, я собрал в одном месте – в «Реководителе по Западной Монголии». Это справочная информация не только о реках, но и других аспектах организации путешествия в Западную Монголию на лодках. Реководитель лежит на нашем сайте
Ссылка на «Реководитель по Западной Монголии»
Часть1
Часть 2

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

- Как организовать экспедицию к монгольским рекам? Дайте практические советы.

В первую очередь нужно понимать, что это не Мекка каякинга. Сюда не нужно ехать за бесконечными классическими порогами и каякингом нон-стоп. Это неспешный сплав, перемежающийся переездами по безлюдному кочевому миру. Безмятежность степи лейтмотивом проводит вас через все путешествие. Нужно заранее подумать о логистике и стараться избегать долгих переездов, т.к. дороги в Монголии не самые лучшие, 200 км можно ехать весь день.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

- Чем для вас оказалась примечательна эта экспедиция?

Это оказалась первая российская экспедиция в Западную Монголию, до этого с такими же целями там были англичане, латвийцы и американцы. Мы открыли путь для российских каякеров, теперь есть куда ехать с лодками по ту сторону границы чуйского тракта.

- Какие уроки вынесли вы из этого проекта?

Нужно более тщательно подготавливать снаряжение и быть готовым его использовать. Нельзя расслабляться. На реке может произойти все что угодно. Должна быть жестка иерархия в команде и дисциплина, с одновременным дружеским климатом. Каждый должен делать свое дело. Очень важный вопрос связи команды, берег-вода. Нужно четко договариваться с водителем о месте встречи. Мы пользовались рациями, и они нас во многом спасали.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

- Современный каякинг. Какой он? А что бы вы хотели изменить? Что из этого делаете? Какой вклад в развитие своего спорта делаете?

Каякинг это спорт и вид активности, развивающийся сегодня в России, появляется все больше каякеров или людей, которые хотят ими стать. Наша команда организует каяк-школы и каяк-лагеря в образовательных целях. Мы проводим тренировке на воде и организуем теоретические занятия на суше. Кроме того, мы стараемся найти компромиссы в производстве снаряжения для российского каякера. В ближайшем будущем мы запускаем собственное производство сухой одежды для каякинга.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

- Каким вы видите экспедиционный каякинг в будущем?

С развитием технологий снаряжения, а именно его компактности и легкости, у каякеров появляется все больше возможностей забираться все дальше и дальше. Сегодня основной трудностью в подготовке длительных автономных сплавов является объем и вес еды на время путешествия. Я надеюсь, что вертолетные заброски подешевеют, и тогда мы сможем исследовать огромные пространства Сибири, Якутии и Дальнего Востока. Там очень много рек, проходимых только при вертолетной заброске.

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

- Какие планы на будущий сезон обдумываете?:))

Успешно завершив экспедицию в Западной Монголии, мы сразу приняли решение о продолжении – «Большая Алтайская Экспедиция, часть 2. Китай». Я думаю, что реки китайского Алтая так же величественны и прекрасны. Несмотря на то, что на территории Алтайских гор расположились четыре страны, реки будут родными, а атмосфера путешествий будет совпадать, но в каждой стране со своим оттенком.

Улыбок и добра, увидимся на реке!

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Фото Ирины Максимовой


Оставайтесь с нами, следите за презентациями!
Хрустальный пик. СПИСОК НОМИНАНТОВ


Учредитель премии: Risk.ru

Генеральный спонсор премии: выставка "Открой свою Россию"
Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Партнер номинации "Восхождение года": Bergans of Norway
Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Партнер номинации "Outdoor-проект года":
компания Shelter и компания НПФ "БАСК"
Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"
Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Партнеры:
Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

Информационные партнеры:
Men's Health, Birdy Magazine, Федерация скалолазания России, Федерация спортивного туризма России, ROG
Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякеры в Монголии (Вода, мы в общесте, монголия, восхождения, риск.ру, события, большая алтайская экспедиция каякеров)

72


Комментарии:
0
Отдельное спасибо за фото Ирине Максимовой!

0
"В нижнем течении река уходит в 20-ти километровый каньон." Протяженность каньона там всего 9 км. Мы проходили его в 2006 году на катамаране и оценили как "тройку"

0
Спасибо за исправление, доверились другому источнику, сами не проверили. Да там действительно не больше 9 км, исправим где это будет возможно. Сложность этой секции сильно зависит от уровня воды. Так в июле он был максимальным сложность порогов колебалась от кл. III до кл. V (последний порог). Все препятствия локальны, с небольшими прогонами между ними. Кроме того мы были в августе на Нижнем Ховде, воды было существенно меньше, уровень упал примерно на метр. Препятствия стали значительно проще, некоторые пороги просто перестали существовать, превратившись в простые шиверы. Последний порог все равно отличался большим падением, хоть и не таким хищным расходом. Привожу статистические данные по уровню воды:
в мае - 50 м3/с, в июне - 190 м3/с, в июле - 200 м3/с, в августе - 120 м3/с, в сентябре - 55 м3/с.

с уважением команда Акваниндзя

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru