Казбек - 2015. Морозно.
«Казбек в ноябре» - от этого словосочетания даже в теплой комнате начинаешь передергивать плечами и судорожно застегиваться на все пуговицы. Как появилась у нас в клубе эта традиция, уже и не совсем понятно. Один раз съездили, второй, и вот уже в этом году и вопросов не было, было понятно, что опять Казбек и опять с Грузии. Да, холодно и день маленький. Да, ради одной ночи по пути надо нести палатку. Да, на метеостанции как в большом холодильнике внутри. НО, тепло друзей, красивая Гора и гостеприимная Грузия все компенсируют и зовут нас к себе каждый год.
В этом году в Starex Давида поместилось 9 восходителей – Мокроусова Татьяна (Москва), Рахимова Виктория (Саратов), Юров Алексей (Туапсе), Чернова Татьяна (Сочи) и, конечно, Краснодар – Дейкина Катя, Комаровский Давид, Лукьяненко Рома, Кудряшов Дима и Афанасьев Олег. Ночь в дороге пролетела быстро, во Владикавказе подобрали Вику и довольно быстро прошли границу. В том году 6 часов простояли на российской границе, поздно приехали в Степанцминду и пришлось заночевать. На этот раз все по графику – пообедали в Степанцминде, переоделись, зарегистрировались у спасателей и выдвинулись на внедорожниках к церкви Святой троицы над селением. Дальше знакомая тропа к перевалу Соберце и дальше. Снега от церкви не было, но земля мерзлая и воздух морозный. В темноте стали на ночевку. Хорошей традицией стало сопровождение нашей группы какой-нибудь местной собачкой. Рома попробовал температуру померить за бортом, но часы забастовали и остановились. Было примерно -20 градусов ночью.
На следующий день переход к метеостанции. На леднике свежий снег. В Bethlemi Hut все по-прежнему, только в столовой прибавилось флагов и буржуйка появилась.
2 ноября у нас был акклиматизационный выход. Как и планировали, дошли до выхода на ледник, где надо одевать кошки и связываться. Мороз, вроде бы, и не такой как в том году, но и тепла особого не было. Катя, по своей личной традиции прихватила пальцы рук. Вечером пробовали растопить буржуйку, не получилось. Пришли 3 венгра, стало веселее. Атмосфера становится интернациональной, надо бы их проверить на «Крым наш-не наш». В 2014 кроме нас были 2 парня из Зеленограда, в 2013 – команда из Молдавии. Дима взял на себя роль посредника между братьями по соцлагерю, и такое чувство, что его одного было много, поэтому мы уже не лезли. Старший венгр сидел весь вечер в каске на всякий случай.
3 ноября встали в 0.00, в 2.00 вышли. Вика накануне так и не решила, пойдет на гору или нет. И все-таки вышла, молодец. И переживала она больше из-за того, что станет причиной поворота вниз всей команды. Все бы такие ответственные были!
До одевания кошек и связывания дошли бодро и ровно. Дальше пошли тремя связками. В том году я улетел в трещину на 5 метров. Не хотелось в этом году повторить этот опыт. Обошлось, но время от времени некоторые из нас проваливались в трещину – большей частью по колено, Леша один раз по грудь ушел. Ледник почти полностью закрытый. И свежевыпавший снег добавил работы – весь день пришлось тропить. Видимости, к сожалению, практически не было. Мороз был не жуткий, но пуховки одеть были вынуждены. На 4500 стало понятно, что Алексею надо вниз. Весь путь его рвало, он держался и шел дальше, т.к. подготовка действительно хорошая, и пришлось уже мне принять силовое решение. Наверное, Леше надо чуть больше времени для акклиматизации, или произошел какой-то сбой в виде отравления. Давид вызвался сопроводить его вниз, Вику тоже отправил с ними, хотя она молодец и отлично держалась. Мы продолжали тропить и медленно в связках двигались дальше. Остановились там же, где и в том году. Примерно на 4770. Видимость плохая, времени до вершины еще 1,5 часа. Но тут выяснилось, что у Димы закончились силы. Ну, повздыхали и пошли вниз. В общем, при таком состоянии маршрута, думаю, это хороший результат и правильное решение. К метеостанции пришли в темноте.
А на метеостанции – Ташкент! Венгр, дай Бог ему здоровья и жену богатую, потратил один газовый баллон и затопил-таки буржуйку. Надо было быстро снять в своей комнате, которая представляет из себя маленький холодильник, все 150 одежек и быстро прибежать в столовую. А когда мы сварили глинтвейн, используя домашнее саперави, мир вообще стал прекрасным и разноцветным! Все спустились, все целые, завтра вниз! Венгры отказались от восхождения.
Мы решили изменить окончание экспедиции и не уезжать домой в день спуска. 4 ноября часть команды отправилась к часовне над метеостанцией. Мы ни разу туда не ходили. До восхождения не хотелось тратить силы, а после восхождения убегали вниз, чтоб успеть выехать пораньше. Та же история была и с Троицкой церковью. На этот раз было время и на часовню и на церковь. До часовни 40 минут круто вверх. Интересное сооружение. Позвонили в колокол. Зажгли свечу. Кстати, там близко можно рассмотреть начало маршрута 3б в лоб по снежно-ледовому склону. Что-то захотелось мне его пройти. Украинцы из Кривого Рога в 2011 году ходили его. Другой информации в нете не нашел.
Попрощались с метеостанцией, быстро сбежали вниз. Пошли в церковь. Нравятся мне древние здания. Красивые, добротные. Два монаха ответили на наши вопросы. Зажгли свечи. В Степанцминду приехали уже по темноте. После душа отправились в маленькое кафе при гостинице на центральной площади, где наш старый знакомый Рудик очень вкусно накормил нас. Утром было еще посещение дома Александра Казбеги и Wine House. К полудню выдвинулись домой. Завезли Вику на вокзал в МинВодах и к полуночи были в Краснодаре. Отличная получилась экспедиция.
Возможно с Казбеком мы увидимся в наступающем году не только в ноябре, но и раньше – в Южном Трипе или в отдельной экспедиции весной-летом.
в том году
Там даже на лыжах спускались
http://www.snowadventure.ru/news/6043/