Пара слов об онсайтах

Пишет Оксана Наумчук, 10.11.2015 16:42

Люблю полистать интереснейший eveningsends.com, и частенько мне на глаза попадаются статьи в духе «полезные советы» («tips», что называется). Одна из них - статья под манящим названием Onsight Climbing Tips for Sport Climbers с советами для лазания онсайтов. Думаю, многие могут сказать, что таких советов, если поискать, полно на просторах интернета. Однако цель даже не столько в том, чтобы получить из них какую-то новую информацию, хотя, конечно же, на это статья первым делом и рассчитана, сколько вдохновить и заставить подумать о своем стиле лазания. Итак, несколько советов, парочка из них от Этана Прингла и Алекса Хоннольда, которые, будем надеяться, помогут вам улучшить свое лазание.

Пара слов об онсайтах (Скалолазание, скалолазание, советы)
Берта Мартин в Родеяр. Фото: Keith Ladzinski

Советы для онсайта

Andrew Bisharat / eveningsends.com/

Онсайт – это, по сути, квинтэссенция свободного лазания, чистейшая форма выражения, которая может быть в спортивном скалолазании.

Успешное прохождение маршрута с первой попытки без какой-либо дополнительной информации или подсказок, как мы знаем, и есть онсайт. В большинстве случаев, онсайт получается на трассах легкой для вас категории. Онсайт предельных, или почти предельных, категорий – сложнейшая задача в скалолазании. Очень много вещей может пойти не так: не правильно "прочитал трассу", не увидел нужные зацепки, замешкался, разнервничался и, в итоге, сорвался.

Онсайт очень естественен. Когда он происходит, ты понимаешь, что иначе не могло произойти. Это кульминация всех тренировок, всех трасс, которые ты залез, всех знаний, которые ты получил, всех тех движений, которые ты можешь сделать.

Онсайт – это совершенство. Это сочетание твоих сил и скалолазного опыта, составляющих, которые в итоге выливаются в прохождение в самой лучшей их возможных вариаций.

Онсайт приходит только с опытом и хорошей физической формой, иного короткого пути нет. И хотя ни что не заменит годы упорных тренировок, несколько советов, однако, могут быть весьма полезны для улучшения навыков онсайта.

«Чтение» трассы

Расшифровка трассы от начала до конца требует хороших знаний о местности и отличную память. Это похоже на предвидение ходов в шахматах. Нужно предвидеть каждое возможное движение и понять, какое из них сработает лучше.

Визуализация последовательности движений, с учетом всех зацепок под руки и мизерков под ноги, стоя при этом на земле – и есть чтение трассы.

Присмотрись к замагнеженным участкам. По характеру отметин можно определить направление хвата. Попытайся определить зацепки под правые/левые руки и их последовательность. Если последовательность не совсем очевидна, то поищи рядом какие-то подсказки, которые ты упустил. Возможно, там нужно сдвоиться или идти в крест. Есть места, где совсем ничего не видно? Наверняка там есть зацепка, которую с земли не видно пока не дойдешь до этого места. Так что запомни это место, поставь галочку в уме, чтобы, когда ты дойдешь до него, ты не растерялся.

Очень важно еще до пролаза определиться с местами отдыха. Видны какие-то очевидные ручки? Они, как правило, сильно замагнежены, так как скалолазы стряхтваются на них и магнезят руки (чем больше магнезии – тем больше ручка). Если ты знаешь, что в районе пятого шлямбура есть место отдыха, то у тебя будет больше мотивации сделать то самое сложное движение у пятой оттяжки, после которого будет отдых.

Хороший «онсайт-клаймер» обладает с одной стороны опытом, а с другой стороны - спонтанностью и изобретательностью, которые позволяют ему менять его первоначальный план и влиться в ритм трассы.

Места отдыха

Места отдыха разбивают трассу на своего рода «мини-трассы» - участки между ручками/карманами. Представь эти места как некие «checkpoint»-ы, которые нужно достичь, один на каждый участок. Сосредоточься на прохождении этих участков от одного места отдыха до другого.

Если место отдыха ну очень уж хорошее (например, полка, на которую можно сесть), то нельзя не воспользоваться этим и не восстановиться на 100% перед продолжением. Во время отдыха постарайся просмотреть трассу дальше и выудить из этого как больше информации.

Иногда места отдыха оказываются не настолько хороши, как ожидаешь. Бывает зацепка, которая показалась ручкой, в итоге оказывается более пассивной: можно стряхнуться, но недостаточно, чтобы восстановиться. Знание того, сколько ты сможешь отдохнуть в той или иной ситуации, сильно влияет на состояние твоего тела и возможность восстановиться.

По словам Этана Прингла, слишком длинный отдых в таких местах является типичной ошибкой.
«Я думаю, формула отдыха на трассе может быть следующей: не отдыхать дольше, чем то время, которое занял пролаз до этого места. У меня ушло много времени, чтобы это осознать. Помню, я мог вечно стоять на одном месте и трясти руками, потому что сил было немеренно. Но когда после этого нужно было делать какое-нибудь длинное движение, то на него сил уже не хватало».

Другими словами, если у тебя заняло 60 секунд, чтобы долезть до первого места отдыха, не стоить отдыхать дольше, чем минуту.

Влиться в ритм

Эффективность движений – один из самых важных показателей в спортивном скалолазании. Не растрачивать энергию на поиск зацепки под руки или ноги, без которых можно вполне обойтись – вот что такое эффективность.

Это и точность последовательности движений, в какой-то степени. Важно влиться в ритм трассы, как будто ты плывешь вверх по скале.

Возможность «читать» трассу за долю секунды и лезть без особо приложения усилий приходит только с опытом. Так что не упускай возможности приобрести его посещая скальные районы, в которых еще не бывал, и лазая на разных типах скал.

Повысить эффективность движений можно и на скалодроме. Все зацепки помечены, и, как правило, там одна, очевидная последовательность движений. Побольше лазай по несложным трассам, чтобы собрать зацепки в определенную последовательность, войти в нужный ритм и прислушиваться к нему. Лазать эффективно, не значит лазать быстрее. Это значит лазать не мешкая и попадая в такт.

Будь решительней

По словам Этана Прингла, решительность - одно из ключевых качеств для лазания онсайтов.
«Уметь «прочитать трассу» конечно, ценное умение. Но импровизировать прямо во время прохождения – возможно даже еще более ценное. Чем больше опыта, чем лучше ты владеешь своим телом, тем естественнее и легче будут даваться онсайты. Ты не будешь тратить время понапрасну растерянно стоя и не зная куда поставить ноги. Знать когда остановиться, как долго отдыхать, когда поднажать, как не растеряться и как просто решиться сделать какое-то движение – все это ключ к успеху. Просто прими решение, и двигайся дальше.

Много онсайтов не случились из-за нерешительности и сомнений во время прохождения сложной последовательности движений или из-за забитых рук. Успешные скалолазы это те, кто соображает быстрее. Как выйти из этого непонятного положения? Сгенерируй план за полсекудны и выполняй его. Будь решительней и действуй.

Будь терпелив

Быть решительным не значит торопиться и рваться вперед. Также как и быть спонтанным, важно быть терпеливым во время пролаза.

Одна из наиболее распространенных ошибок в скалолазании – это стремление как можно быстрее долезть до топа. Скалолазание причиняет достаточно дискомфорта. Возможно, он появляется из-за страха лезть с нижней страховкой или боязни сорваться, поэтому тут вступает естественный инстинкт долезть до топа как можно скорее и избавиться от этого неприятного чувства.

Скалолазание, особенно лазание онсайт, основано на умении терпеть этот дискомфорт и оставаться спокойным, чтобы сконцентрироваться на трассе. Не торопись. Делай следующее движение когда наступит подходящий момент, когда почувствуешь, что пора. Убедись, что ноги хорошо стоят, не кидай их в надежде просто дотянуться до следующей зацепки.

Определи проблему и будь достаточно терпелив, чтобы решить ее. Например, если тебе кажется, что следующая зацепка слишком далеко, поищи зацепку под ногу повыше. Может ты не заметил какие-то зацепки под руки? Слишком близко вщелкнутая оттяжка, которая не дает сделать движение? Опять же, не делай поспешных движений.

Думай о том моменте, который происходит сейчас. Сосредоточься только на одном движении за раз: сделай одно движение, но четко. Это совет не только для онсайта, но и для редпоинта тоже.

Просто делай

Алекс Хоннольд утверждает, что самый сложный онсайт случается тогда, когда ты просто пробуешь. «Быстро действовать – уже половина победы. И вместо того, чтобы тратить силы и энергию на переживания и раздумья – сможешь ли ты пролезть, или не сможешь – просто делай, тем или иным образом. У меня были онсайты на довольно сложных трассах, когда я делал динамические движения и даже прыгал вслепую, просто веря в то, что там должна быть зацепка. То есть, я приходил в тупик и понимал, что зацепка может быть только там, где я ее не вижу. И затем, я просто делал это. Конечно же, бывало так, что я срывался таким образом, но это ведь жизнь!»