Безенги. Немного о Гидане или как Я стала альпинисткой

Пишет SashaT, 22.10.2015 15:09

После двухлетнего отсутствия в горах, в этом году я решила осуществить свою мечту - подняться на вершины более трех тысяч, а вернее туда, где может начаться горная болезнь. Я хотела испытать свой организм, мне было интересно как он сможет пережить акклиматизацию в горах, и раз я все-таки решилась поехать, значит я была уверена, что смогу. Для этого мне пришлось пойти в альпинизм... Своими силами я бы не смогла это осуществить, потому что у меня не было опыта ни работы с веревками, ни нахождения в высокогорье, поэтому вместе с подружкой Олей мы решили поехать в самый знаменитый и сложный альплагерь "Безенги". По интернету нашли инструктора, который как раз набирал группу новичков, попросились к нему, он с радостью принял нас в свою команду.

Более двух месяцев подготовки - чтения различных отчетов об альпинизме, о районе "Безенги", тренировок, рассказов и наставлений опытных друзей по клубу, 24-часового добирания и мы - в альплагере. Поселились в каркасные палатки и в ближайшие три дня у нас были акклиматизационные выходы, тренировки на скалах, на рельефе, учились вязать узлы, организовывать страховки, ходить в связках, посещение лекции по медицине, прохождение медосмотра.

Наша команда
Безенги. Немного о Гидане или как Я стала альпинисткой (Альпинизм)

И вот, на четвертый, день мы пошли в сторону Теплого угла. В тот день мы дошли до так называемого поворота (место под взлетом на хижину Укю). В планах у нас еще были ледовые занятия на леднике Мижирги. И следующий акклиматизационный выход мы осуществили именно туда. Кстати там, я впервые увидела как сходят лавины, шум стоял как будто там летит поток огромнейших камней. Страшно!!!
Безенги. Немного о Гидане или как Я стала альпинисткой (Альпинизм)Безенги. Немного о Гидане или как Я стала альпинисткой (Альпинизм)Безенги. Немного о Гидане или как Я стала альпинисткой (Альпинизм)Безенги. Немного о Гидане или как Я стала альпинисткой (Альпинизм)Безенги. Немного о Гидане или как Я стала альпинисткой (Альпинизм)
Безенги. Немного о Гидане или как Я стала альпинисткой (Альпинизм)
После ледовых зянятий я, Оля и Маша вернулись в альплагерь за заброской, если честно, мы обрадовались, так как к концу занятий стал накрапывать дождик, переросший в затяжной дождь, а в лагере тепло, хичины, душ...
Наутро мы распределили поровну нашу заброску и двинулись в путь. Тот день был очень трудный, мы сначала дошли до поворота, достаточно быстро, за час, потом был серьезный и очень крутой подъем на хижину Укю. До нас туда ребята занесли часть заброски. Мы уже тащили оставшуюся - у каждого порядка 20 кг. веса. Через минут 20 после начала подъема нас накрыло облако и начался дождь. Троп было много, туристические тропы пересекались с тропами горных туров, некоторые заблудились, в том числе и я сошла немного с тропы.
В тот день мы остались ночевать в хижине. Познакомились с военнослужащими из российской армии и их инструкторами, так что вечер был у нас веселый, а в малюсенькой хижине тогда заночевало около 20 человек.
Безенги. Немного о Гидане или как Я стала альпинисткой (Альпинизм)
Наконец-то на 6-й день мы добрались до Голубятни в Теплом углу, дабы реализовать основную цель сборов – взойти на вершины и в реальности применить все умения навыки, полученные во время тренировки. Прогноз погоды нас радовал, поэтому мы решили не терять времени и покорить три вершины Укю Малую, Гидан и Укю Большую за три дня!
На первую вершину Укю Малая (4306м), мы поднимались по маршруту 16 – сначала по кулуару, потом по скалам. Маршрут мне показался, а я тут была новичок, интересным. Особенно здорово было, когда мы шли по скалам. Я даже не подозревала, что сразу придется почти вертикально лезть вверх. Немного волновалась, шла медленно, это все из-за того, что я переживала за каждый шаг, чтобы не задеть какой-либо камень и чтобы он не полетел на тех, кто шел за мной.
На следующий день была запланирована вершина Гидан (4184) по маршруту 1б, Виктор, наш инструктор, сказал, что она будет еще интереснее.
И вот в 5.30 утра мы вышли на маршрут. Сначала мы шли по сыпухе, тот момент я поняла все прелести минусовой температуры во время вчерашнего восхождения по кулуару. Я обрадовалась, когда Виктор принял решение идти на Гидан по маршруту 2а, по кулуару на перемычку. Так как из всех маршрутов, которые были передо нами мне он показался на первый взгляд проще и нагляднее..
Безенги. Немного о Гидане или как Я стала альпинисткой (Альпинизм)
И вот мы стоим на перемычке между Гиданом и Укю Малая. Надели системы, разбились на связки и Виктор отправил нас, т.е. Олю, Машу и меня, идти первыми. Через 10 метров у меня стали появляться мысли: «Да ну нафиг этот альпинизм! Лучше быть туристом, который ходит по тропам и забирается на более доступные вершины и перевалы!» Естественно, все это выражалось не только в мысленной форме, но и в словесной. Я старалась сильно не ругаться и не возмущаться и мне это реально помогало))). Вместе с тем я удивлялась, как Виктор лазит по скалам и почти не страхуется. А ведь даже приходилось идти траверсом вдоль вертикальной стены по полочке шириной максимум 5 см!!! Перед каждой такой полочкой мне приходилось долго думать и решаться пройти. Утешало только то, что до меня здесь прошло много людей. И это выражалось в виде потертостей и потемнений на скалах.

Мне казалось, что жандармы никогда не закончатся. Мы их обходили то справа, то слева, то прямо в лоб брали, но вершины все не было видно. Еще я переживала за страховку, ведь шла я за Машей, которая игнорировала мои просьбы натянуть веревку на сложном переходе, и я, не чувствуя уверенности, боялась рельефа. Небольшой зацеп или полочка не внушали мне доверия и перед каждым шагом я проверяла, нагружала, цеплялась за камень, выбирала удобную. Это было сложно, ведь я не просто преодолевала подъем на вершину, с каждым шагом я преодолевала себя и свой страх. Поэтому я шла медленно и осторожно, наверное, из-за этого инструктор по скалолазанию поставил мне удовлетворительную оценку. Хотя кого печалит какая-то оценка, когда внутри есть огонь и ощущение, что ты можешь все, пусть и с трудом. Выход из своей зоны комфорта - это то, о чем некоторые только мечтают. После нескольких моих высказываний по поводу страховки, Виктор принял решение поменять местами Риту и Машу. Теперь я шла в связке с Олей и Ритой и мы стали передвигаться быстрее и четче. Не знаю, как девчонкам, а мне понравилось быть с ними в связке. Так что Рите и Оле спасибо за страховку и простите, если я плохо вас страховала, так как по страховке и работе с веревкой я тоже получила удовлетворительную оценку. Вот такая я троечница))) Теперь у меня ближайшая цель повысить свой уровень и навыки!
Безенги. Немного о Гидане или как Я стала альпинисткой (Альпинизм)
Через часа 2 лазания по скалам мы дошли до цели. Приятно было расслабиться и перекусить. Спускались мы уже по другому маршруту - 1б. Хорошо, что мы по нему не поднимались, там была сыпуха похлеще, чем по маршруту 2а. Ноги забила вхлам. Вы, сидя на работе, мечтаете о море?! В тот момент я мечтала просто о «райском уголке» - о небольшом оазисе среди камней, чтобы снять ботинки и попить чистейшей родниковой водички.
В итоге вечером за очередной кружкой чая, мы подводили итоги, и я уже и не помнила о том, как мне было сложно и только натертые мозоли напоминали о прожитом дне и впечатлениях.
Третья вершина: Укю Большая (4334м) далась нам легче, мы уже представляли рельеф, я уже настраивалась что к вершине мы будем добираться по большому скальному участку, отработали спуск дюльфером, закрепляли полученные навыки на практике.

С хижины Укю мы совершили крайнее восхождение на вершину Архимеда (4010) по маршруту 2Б. Этот маршрут мне понравился больше всего. Там было все по настоящему, а именно мы и перила делали и жумарили в реальных условиях, и к сожалению, попали под камнепад. Слава Богу мы успели оттуда вовремя уйти.
Итоги сборов:
1. Подтянула физическую форму
2. Научилась вязать узлы и ходить в связке не только по скалам и камням, но и по льду и снегу.
3. Испытала организм на прочность в условиях высокогорья и подготовила его к восхождению на Эльбрус
4. Уже дома обнаружила, что мне не хочется есть снигерсы (хотя я бы не сказала, что в лагере я их переела – я съела всего лишь 2,5 батончика за всю смену)
5. С отвращением смотрю на рекламу «Мивина» и «Роллтон»
6. Хочу опять в Безенги, но на другие вершины.
7. Узнала, что в альпинизме расстояния измеряются не километрами и часами, а верёвками)) и трудность восхождения оценивается категорией а не высотой.

Вспомнилась днёвка, после трех вершин….
Спала я немного больше чем обычно, проснулась в 7 утра, больше я не могла спать. Мы решили в этот день просто заняться своими делами – стирали, загорали, мылись, дежурили, читали, ели, пили чай, опять пили чай, набирали воду и снова пили чай, как в телевизор смотрели на горы, наблюдая, как соседнее отделение спускается с Гидана и два знакомых инстуктора – Игорь и Слава разрабатывают новый скальный маршрут. Чтобы немного озадачить себя, отвлекались на разговоры, а потом снова искали где инструктора… Жалко не было бинокля, ибо я их смогла рассмотреть только один раз.
Общие впечатления о Безенгах:
Прошел месяц после сборов, а меня еще не отпускает… Каждый день я вспоминаю моменты, на которые не обращала внимания в горах. Там совсем другой мир, другая атмосфера, люди другие. Было интересно наблюдать за альпинистами в кафе «Теплый угол». Как они, спустившись с гор, начинают делиться впечатлениями, как радуются очередной встрече друг с другом, спустя год, два, а то и более. Кто знает, может быть, спустя годы и меня так будут встречать мои новоиспеченные друзья в этом замечательном месте Кавказа.
Безенги. Немного о Гидане или как Я стала альпинисткой (Альпинизм)

"Да ну нафиг этот альпинизм!...
Поэтому я шла медленно и осторожно...
Выход из своей зоны комфорта...
Вы, сидя на работе, мечтаете о море?!
ели, пили чай, опять пили чай, набирали воду и снова пили чай...
Прошел месяц...а меня еще не отпускает…
как радуются очередной встрече...спустя годы
мои новоиспеченные друзья
" - Браво!!! В десятку! С пробуждением!!!

Ну, в зараз и в Безенги ! Когда-то давно в 1978, в а.л Баксан любознательная ЗН. спросила: а мы пойдем на Эльбрус ? - А че ? - А может потошнит...

Замечательный отчет!
Спасибо за искренность!
---------
А вот тема инструктора - увы осталась не раскрыта.
Нечего ему было не подумав,
не присмотревшись глубже,
ставить тройки (удовлетворительно)
А на самом деле там внутри - горел огонь!

------
Удачи и новых вершин!

спасибо!

"Я хотела испытать свой организм, мне было интересно как он сможет пережить акклиматизацию а горах... Для этого мне пришлось пойти в альпинизм." Немного напоминает "мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус".
Ну и позабавило про извинения за плохую страховку и инструктора который ходил почти без страховки.
Короче, спалила всех и себя заодно.
Смех сквозь слёзы, если только это не преднамеренный стёб, конечно :-)

В особо опасных местах инструктор страховался, а мне как новичку даже сыпуха казалась опасной, по которой иногда приходилось идти в связке

Вот блин у людей мечты! Подняться туда, где может начаться горная болезнь!

А потом приходят мечты спуститься туда, где она может закончиться :)

у меня не было таких мыслей)

Клёвая статья, я тоже вспоминаю свои первые впечатления после альп.лагеря, только я был в "Узунколе". Хотелось бы спросить, на каком сайте можно найти информацию о наборе в группы?

Посмотрите: http://www.bezengi.ru/ru/tours

Четверка

Был момент сотворенья –
Из земли вышел горный хребет!
Плит коры столкновенье –
И вершины увидели свет!

Тыщи лет остывали,
Надевали покров ледяной,
После люди назвали
Тот массив Безенгийской стеной…

Опустела ночевка.
Высоко среди снежных полей
Затерялась четверка
Уходящих к вершине людей.

Смотрят в тёмные линзы,
Как пришельцы из антимиров.
Им гора Моной Лизой
Показалась в косынке ветров!

Одиночество группы –
Это не в одиночку борьба.
Склоны, стенки, уступы –
Каждый взял свой рельеф на себя!

Первый – лёд, второй – скалы,
Третий – снег, а четвертому– микст!
Нет в команде печали –
Есть настрой и клыки прячет риск!

Без преувеличений
Их не мог удержать бы и черт!
Зато бог приключений
Пригласил в поднебесный шатер!

Грандиозные гребни,
Под карнизами путь не забыть!
В связке с другом окрепни,
Нам горняшкой дыханье не сбить!

Где-то с каменных кромок
Прямо в пропасть нога заскользит,
Или скальный обломок
Птицей смерти вблизи пролетит!

Четверых пик вмещает,
Здесь гранитные сабли сошлись.
Сердце стук учащает,
И в колене расшатан мениск.

Дома снимем штормовки,
И не знает никто и нигде,
Что мы были четверкой
Уходящих к вершине людей…

Безенги провожает
Белым парусом Гестолы всех,
Кто в сердца принимает
Этот лед, эти скалы и снег!

С Шхары, с Дыха без помпы
Люди сходят, пять тысяч – в былом.
И пик Пушкина помнит,
Как читали поэмы на нем!

Спасибо, порадовали. Давненько не читал такого забавного отчета новичка в горах. От одного названия "Безенги. Как я стала альпинисткой" сразу возникает интрига к прочтению:)

я не новичок в горах, в альпинизме новичок)

Прикольно. Тоже там начинала. Ностальгия, блин. Тоже больше всего понравилось на Архимеда 2б. А у вас отделение было, в основном, из девушек? Обычно так не набирают. Тем более новички. Рюкзак, кстати, должен быть не более трети собственного веса.

Да, у нас было 5 девушек, все были физически и некоторые технически очень хорошо подготовлены, поэтому, даже инструткор удивлялся, как мы все так быстро делаем, с Архимеда спустились к 15 часам, хотя инструктор думал, что раньше 18.00 не придем (к слову к 18.00 в альплагерь пришли) Вес рюкзаков был как надо, поэтому в Теплый угол в два захода несли вещи - получилась неплохая акклиматизация

Пост мне понравился. Но больше похоже на стёб :)

ну может и есть пару смешных моментов, но я хотела передать свои чувства

Ваши чувства похожи на стеб.

Не моё :-)

Посмотрел "Вертикаль" кино,
Фильм - конечно, того, - дерьмо
Но решил альпинистом стать
Кое-что покорять

Взял веревку, топор, рюкзак -
Горы - это ж не просто так,
За сараем крючья нашел,
И к вершине пошел

Но устал я на полпути,
Расхотелось наверх идти,
Я об валенок ногу стёр,
На снегу я развёл костёр,
Четвертинку спирта хлебнул
И спокойно уснул...

А когда я упал со скал,
Кто-то за нос меня таскал...
А когда я открыл глаза -
Оказалось - коза!

Я хотел ей рога сломать,
Но, как ни скрёбся, не мог я встать
Потому что был сильный мороз,
И я к скалам примёрз.

Рано утром мороз сошёл,
Я оттаял, козу нашёл,
И мы в связке с козой одной
Потащились домой

Мне живётся теперь легко:
Пью я козее молоко
В горы больше я не хожу:-
Телевизор гляжу...

По хорошему от души повеселился, тем более что Теплый угол знаю неплохо и маршруты те ходил некогда. Сильно повеселила фраза про "жумарили в реальных условиях" на 2Б Архимеда. Но каждому своё. Но вообще отчёт полон фраз, вызывающих хорошую ностальгию по новичковому прошлому. Безенги - отличный старт, жалко только что знакомство ограничилось Тёплым углом, под Стеной всё намного интереснее.

Надеюсь в следующий раз попаду в район Безенгийской стены)

добро пожаловать)

Девченги героинки! Виктор камикадзе (в хорошем смысле слова). Поздравляю с Удачей!

Приятно, что еще есть романтики, что девушку "долго не отпускало", что одним из главных для нее стала атмосфера, что она снова хочет в горы, в Безенги, что рассказик весь такой позитивно-лирический, без пафосов и страданий по поводу "а если друг оказался вдруг?".

Неприятно, что обучение с нуля до выхода на "двойку" прошло за реальных - без переходов - 3-4 дня. И то еще хорошо, что, видимо, в группе были люди с предварительным опытом туристских походов.
Фактически, это необученные люди на реально опасном рельефе.
12-дневная смена - да? - выполнения даже не значка, а 3 р-да - это профанация альпинизма.

да, смена 12-ти дневная, большая половина группы была технически подготовлена (скалолазание в Крыму, скалодромы) и все были в турпоходах(Карпаты зимние/летние, Крым, Кавказ, Хибины). Все были значкистами (Карпаты зимой)

да, смена 12-ти дневная, большая половина группы была технически подготовлена

ИМХО дело даже не в подготовке, а в общей адаптации организма - ему, родимому, нужна по-хорошему неделя на акклиматизацию. В данном случае всё бегом-бегом, типа Эльбруса за неделю. Я понимаю что инструктору пофигу - он в горах весь сезон, а чем меньше смена, тем больше смен... Я также понимаю что участникам тоже пофигу - надо непременно уложиться в заветные две недели отпуска, а остальное неважно. Но вот только Безенги - не Египет, а горы - не пирамиды...
Второе ИМХО -Карпаты и тем более Крым - это практически чистая пешка, толку от них в плане горного опыта немного.

Это - альпинизм 21го века, с его плюсами и минусами.

Ага!А потом с ужасом обнаруживаешь, что ушедший вперед "второразрядник" не умеет организовать станцию.Не, на "стенке" он 6а лезет свободно.А теперь стоит в 15-и метрах над тобой,без единой точки страховки, и трясется.

Отличный отчет!

Хороший отчет, веселый! От души благодарен!

В такой системе подготовки есть свои плюсы - через пару лет можно сходить на Шхару. А что, в "Безенги" теперь открыта предварительная запись к инструктору?

Инструктора из Запорожье набирали свои группы заранее

Раньше таких подготовленных участников "бройлерами" звали. 12 дней, конечно, маловато. Но это - на усмотрение тренера-инструктора. Очень хорошая получилась статья. Я бы советовала почитать, как пособие, всем начинающим инструкторам. А то многие забыли, как сами были в новичковой "шкуре".

Понятно, что такие "бройлерские" смены сейчас обычное дело и объем занятий сильно сокращают из-за желания уменьшить сроки и стоимость поездки. Но прикольно, что невыполнение программы подготовки ФАР положительно комментирует член правления и ответственный секретарь ФАР...ещё и как учебное пособие для инструкторов.
Только одни полноценные ледовые занятия для НП в Безенги с учетом расположения места занятий занимают минимум два дня...а зачем ехать в Безенги, если не заниматься льдом?

а зачем ехать в Безенги, если не заниматься льдом?

Чтобы получить вожделенную запись в книжку, конечно...

Одно не понял:гид был не от альплагеря Безенги?

Инструктор был из альпклуба "Мотор" Запорожье.

С инструктором Вам повезло. Год назад, там же наблюдал не лагерных "инструкторов". Встал по темноте. Льет дождь. Барометр растет. Рядом группа выходит на Архимеда. Сказал инструктору что есть смысл подождать, они поперлись, промокли, замерзли в конце концов вернулись. Я через час вышел на Гидан, в удовольствие прогулялся. След утро, встал в 9, рядом группа выходит, спросил куда- на Гидан, говорю, не поздно-ли, далеко туда топать, я вчера ходил. Инструкторша обрадовалась, спросила про маршрут, дал ей описание (у неё не было !?). Мы с семьёй на ледник прогулялись, часов в пять вижу, один чел возвращается с Гидана. Мысленно напрягся. Нет говорит, все в порядке, я просто устал и пошел назад а группа продолжает восхождение. Стемнело, на спуске фонарики, с интервалами метров по 200. Вышел тропу подсветить. Спускаются по 1-2 человека, никакие.
Так что Запорожцы просто идеал по нынешним временам!

Хороший рассказ

Сборы в Безенги с точки зрения инструктора альпклуба "Мотор". Читать подробней: http://alp.zp.ua/oeuvre/caucasus/184-zapiski-instruktora-shestoj-sezon-bezengi-2015

Бесподобно!
+100500 !

текст хороший. читать легко и приятно.

Прикольный рассказ, непосредственный такой)

Очень хороший пост. Особенно фотки.

Спасибо. Но что-то после этого поста, я перестала выставлять свои отчеты о походах в интернет

Вы слишком переживаете не о том)