Yosemite. О чём мало пишут в книгах

Пишет Павел Буров, 21.10.2015 07:58

За пять лет поездок в Yosemite и общения с калифорнийскими скалолазами накоплен опыт мелких (пардон за нерусское слово) лайфхаков. Видя некий интерес аудитории Risk.ru к району, подготовил список.

Далее идёт слабоструктурированный поток сознания. Многое наверняка забыл, спрашивайте в комментариях.

ВАЖНО. Прочитайте всё про poison oak и poison ivy перед поездкой в США.

Скалолазное

1. Жёлтый Totem Cam, https://www.totemcams.com/totem/ Не спрашивайте зачем и почему. Просто возьмите на El Cap жёлтый Totem Cam.

Yosemite. О чём мало пишут в книгах (Скалолазание)

2. В Yosemite отлично идут оффсетные кэмы. Metolius Offset Master Cam, Metolius Offset TCU, Hybrid Alien, Totem Basic HY. Особенно самые маленькие.

3. Общий совет про маленькие кэмы — берите смесь из разных моделей и брендов. Что-то да встанет.

4. «Золотой стандарт» закладок в Yosemite — DMM Alloy Offset Nut. Самый большой голубой оставьте дома — тяжёлый (вычитывая перед отправкой: в мужском роде, потому что nut). С #8 blue по #10 grey имеет смысл взять по два. Маленькие закладки: DMM Brass Offset или Black Diamond Offset Micro Stopper. Лично я ношу Wild Country Superlight Rocks (которые с одинарным кабелем) и Wild Country Superlight Offset Rocks (которые с двойным кабелем). Потому что лёгкие.

5. Главное правило выбора защиты: то, что умеете ставить.

6. В Yosemite много болтов без hangers (без ушей). Т.е., очень много hangerless bolts. Читайте описание маршрута. Если нужны hangers, рекомендую Moses Rivet Hangers, http://www.mosesclimbing.com/?page_id=13 Их продают в Yosemite Mountain Shop в Curry Village.

7. Рекомендую освоить кэм хуки, http://www.mosesclimbing.com/?page_id=9 Нужно два Moses Cam Hook Narrow, их лучше привязать к лесенкам. Большинство C1 и C2 Yosemite верёвок leap frog'аются на кэм хуках натурально бегом. Если возможности достать кэм хуки и потренироваться хотя бы одни выходные перед выездом нет, то данный пункт вычёркивайте полностью.

8. Раннеры/слинги. Их надо много, прямых маршрутов в Yosemite почти нет.

9. Верёвки. Зависит от маршрута, личных предпочтений и т.д. и т.п. Один совет: убедитесь, что не везёте резинки от трусов, по которым тяжело жумарить.

10. Познакомьтесь с местными, попросите их на месте купить верёвки и недостающее снаряжение. Просите загодя, чтобы можно было пошерстить по скидкам и распродажам остатков. Иногда удаётся купить отличную снарягу со скидками до 60%. Лайфхак: самые дешёвые карабины с распродаж сикс- или файв- паков оттяжек. Места для налаживания знакомств: supertopo.com и mountainproject.com.

11. Внимательно изучите описание не только маршрута, но и подходов. Часто можно не нести воду на маршрут, потому что недалеко от старта есть ручей/родник.

12. Не лазьте Midnight Lightning днём. Моветон.

13. Ещё больший моветон — обсуждать рейтинги маршрутов. Пример хорошей фразы: «Маршрут бла-бла мне пошёл сложней трым-пырым». Пример неудачной фразы (моветон, пара таких фраз, и местные относятся к вам как к пустобрёху и идиоту): «Маршруты бла-бла и трым-пырым оба 5.11c, но я бы бла-бла больше 11b не дал, а трым-пырым — честная 12a», — это называется bragging on ratings, этим занимаются только конченые люди. Не делайте так.

14. Бинтуйте руки в палатке или машине. Опыт показывает, что после подхода никто уже ничего не бинтует. Лучше бинтовать по коже, чем по кровавому мясу.

Yosemite. В долине

1. Душ в Curry Village. Формально платный, но открыт круглосуточно. После примерно шести платить некому. Подходите к семи со своими мылом и полотенцем и мойтесь бесплатно. Если душа требует чистого тела осередь дня, в Yosemite Village есть плавательный бассейн. За умеренную плату и помоетесь, и в бассейне отмокнете.

2. Рядом с душем в Curry Village пивная. Местное пиво Mammoth Brewery не советую, поганое (обычное американское «повар прячет косорукость под соусом, а пивовар — под двойной дозой хмелевой горечи»). Разве только Brown более-менее хорош. ЕМНИП, там наливают «стандартный» американский светлый эль Sierra Nevada. Не лучшее пиво, однако хорошее.

3. Жратва в Yosemite дорогая и плохая. Готовьте сами.

4. Сотовая связь есть в Yosemite Village (хорошая) и в Camp IV (так себе). Иногда по ночам в Pines можно послать/принять SMS. На больше не расчитывайте. Нужна связь? Лезете на El Cap, выше пятой верёвки её сколько угодно.

5. В Awahnee Hotel на втором этаже по утрам дают бесплатный кофе. На скалолазов смотрят волком, но не гонят. Лайфхак: там же можно налить чай. Ещё лайфхак: принесите свою кружку.

6. В Mountain Shop в Curry Village есть всё, что нужно для восхождения по любому маршруту в Yosemite. Дорого.

7. В Curry Village и Yosemite Village супермаркеты. Дорого. Нескоропортящиеся продукты везите извне.

8. А алкоголь везти не надо, ценник на бухло лишь немногим выше. Пиво рекомендую баночное — проще утилизировать мусор.

9. Бензина в Yosemite, грубо говоря, нет. Подкачать колёса можно в гараже напротив супермаркета в Yosemite Village.

10. В Camp IV следите за вещами. Вокруг много пьяных и под более сильными веществами. Они просто ничерта не соображают.

11. Дрова покупайте на обочине дороги. Не берите дубовые, они не горят. У американцев не принято жечь мусор в костре, их это шокирует до кататонического ступора. Лайфхак: если на костре не готовите, возьмите по одному Duraflame полешку на вечер для растопки.

12. Если кэмпсайт оборудован грилем, наберите мяса и пожарьте на углях. Угли, к слову, можно взять здоровым пакетом в супермаркете, чтоб не ждать.

13. Жратву в bear box. Никаких исключений. Мусор из-под жратвы уносить в мусорный бак. Никаких исключений. Медведей много, они наглые.

14. Чистая машина — необходимость в Yosemite. Приехали на машине, сразу разгрузите её, жратву в bear box, в салоне чисто. Даже бумажка может спровоцировать медведя на вскрытие машины. Не говоря уж о «съедобных» запахах (не ешьте в машине по пути в Yosemite, не пейте кофе). Если машину разорит медведь, будете платить очень много денег.

15. Не превышайте скорость в парке.

16. Рейнджеры знают все способы нелегально переночевать в парке. Если вас не поймали, это не потому что вы ловкие, а потому что сегодня простили. Каждую ночь не прощают. Стоит дорого.

Yosemite. Окрестности

1. В Oakdale вас интересуют три места. Супермаркет (их два, любой). Ресторан El Jardin (отличная мексиканская кухня). Кофейня Starbucks рядом с El Jardin (за банком Chase). В старбаксе на обочине 120-й не останавливайтесь, правильный старбакс в стороне от дороги.

2. Вообще, это главный лайфхак в американских городках. На обочине большой дороги бизнесы для проезжих. Хорошие бизнесы в одном квартале от магистрали.

3. В Oakhurst правильную мексиканскую жратву дают в El Cid.

4. Не превышайте совсем нагло. Штрафы в США большие.

5. Дрова покупайте на обочине у фермеров. В супермаркетах дрова не берите, дрова из супермаркета не горят.

6. У фермеров же покупайте фрукты и ягоду. В Oakdale на Farm Stand не останавливайтесь, там всё дорого и невкусно.

7. Если душа просит пьяной драки, их есть в Iron Door Saloon в Groveland.

8. Не надо искать в Groveland хороший ресторан.

9. Old Priest Grade Road — отличный способ срезать минут 15–20 по 120-й. Если не умеете водить машину, это же отличный способ убиться и убить пассажиров.

10. Наверху Old Priest Grade Road жрательная семьи Анкеров. Почти наверняка еду принесёт родной брат Конрада. Альпинизм у Анкеров получается лучше, чем кухарство.

11. Если выехать из парка по 41-й через Wawona, то через метров 200 будет сворот на восток на Mt Raymond Road. По ней вверх до сетчатого забора, на юг на грунтовку, можно стоять на любой поляне. Удобств никаких. Ничего жечь нельзя. «Ничего» включает примусы и горелки. Будьте готовы к соседству с пьяными в дупель селянами.

12. Не превышайте скорость в маленьких американских городах.

Общение

В Yosemite вы встретите много людей со всего мира. Говорите, что думаете. И думайте, что говорите. Стоит начать при иностранцах ругать свою страну (то, в чём соотечественники были замечены неоднократно), и вы конченый человек. Не забывайте, за рубежом вы всегда и везде представляете свою страну. Это важно.

Не стесняйтесь плохого произношения, грамматики и иже с ними. Пока вы ведёте себя как человек, к вам и отношение человеческое. Если вас совсем не понимают, ловите американского ребёнка из большого города. В штатах много эмигрантов, дети прекрасно понимают любой самый broken English. На крайний случай носите в кармане блокнотик с отрывными страницами и огрызок карандаша.

Ну блин просто какой то поток мыслей непонятных. Зачем желтый тотем кам?

Он идеально подходит к Yosemite pin scars. Грубо говоря, два narrow cam hooks + yellow totem cam = 90% Yosemite C1/C2 рельефа.

врядли мне кажется это поможет

а почему тогда всего один?

блестяще !

про сотовую связь - надо всё-таки уточнять оператора. T-Mobile у меня не ловил практически нигде (месяц назад).
А про душ действительно - я честно искал кому отдать кровные, не нашёл )

Ай, пардон. В черновике было AT&T, из чистовика исчезло.

AT&T. Про других операторов особо не в курсе.

Вместо душа всегда можно в реку занырнуть. Под El Cap Bridge отличный пляжик. Заходить в воду надо аккуратно - из дна торчит здоровый острый камень, не один человек об него уже покалечился.

мы стояли в Upper Pines, далековато до пляжика. Учту для следующего визита.

Спортивные короткие маршруты в Yosemite. Потоком сознания, что хорошо помню.

Что-то есть у водопада на 140-й (Pat and Jack Pinnacle, 5.7 до 5.10+). 60 метров верёвки, ЕМНИП, маловато. Лучше 70м.

Три хороших маршрута (5.8, 5.10 и 5.11+) на обочине 120-й у тоннелей (Five and Dime Cliff). 5.11d там халявная, 5.11 движений всего два или три, лезется в ботинках. Потом можно рассказывать "Да я 5.11+ в йо-семитах в ботинках мочу!" 60м верёвки более чем. Опасайтесь poison oak.

Чуть восточней Cookie Cliff забавная нависающая короткая Knobby Wall. Up to 5.13b. Приносите крэш-пад. Если кто не видел bolt grid, то это оно (стена, зашитая болтами почти по координатной сетке). Здесь и 40м верёвки более чем.

Собственно Cookie Cliff, два прекрасных маршрута Cookie Monster 5.12a sport (или 5.12c trad) + Cookie Cutter 5.13b. Можно слинковать в один очень длинный питч, будет что-то вроде 5.13c, не так и часто это вылазят. 80м верёвка на Cookie Cliff зело полезна. Но и с 70м можно управиться ловко.

На Chappel Wall кроме широко известного в узких кругах Drive By Shooting 5.12- есть адский мультипитч The Great Escape 5.11, пять верёвок (5.8 free solo, 11a, 11c, 11a, 11c).

На Lower Cathedral что-то набили, но я там ни разу не был.

И самое главное место - Elephant Rock. 5.12 и сложней. Много муравьёв, кусают больно. 70м верёвка.

Сама идея ехать в Yosemite лазить спорт странная, но иногда уже туда приехал, а тут как ударит в голову известная жижа. И мчишь лазить спорт.

Спорт на Church Bowl - фишка этого места - подход 1 минута от машины, 3 минуты от супермаркета в Yosemite Village
Pole Position 10a - немного стремно если 10а - ваш предел
Bitches' Terror 11a - под маршрут надо подлезть по веревке 5.8 трад, заодно и размяться. Но маршрут хорош.
Energizer 11b - местная классика.

Вообще Church Bowl - хорошее место на первый день. 4х5.8, 4(5?)х10a, 10d, 11a, 11b

Ещё напротив Awahnee Hotel чуть левее Serenity Crack отличный 5.11c с болтами (нижний или два нижних без ушей, приносить свои) Demimonde, http://mountainproject.com/v/demimonde/108943003

И да, Church Bowl - отличное место "обломать рога" пластиковым 5.12 скалолазам. Там есть пара 5.7 и 5.8, которые "пластиковые" скалолазы просто не лезут. Потому что ключ без единой зацепы, http://www.mountainproject.com/v/uncle-fanny/105874700

Давно не видел чтобы все так по делу, кратко и одновременно подробно. Образец! Вы программист?

Был математик. Потом геофизик. Потом колориметрист. Сейчас да, программист. Надеюсь соскочить :)

Показать комментарий

насчет херни как-то бездоказательно.

практически все чушь. похоже Данный Павел максимум сходил за пять лет пару бигалов а может и ничего не ходил. хочу видеть список С1 и С2 которые все идутся на двух камхуках.

Если человек лазает 8а, почему бы и нет.

Ну вообще то ШЕДЕВРАЛЬНО !!!
(а насчет ,,херни,, - игнорировать ;) )

Кстати, 9а. Слышали , наверное, Вован с Боряном за какое время Шан-каю пролезли весной. Так их если сюда запустить, и кэм хуки не понадобятся. А вы потом скажете, что это херня. Просто это другое измерение, Карл

Если кто до этого места дочитал.

YNP - одно из немногих мест, где не запрещено употреблять спиртное публично. Вместе с тем никто не мешает рейнджерам задержать распивающего туриста за public intoxication (читай: тюрьма, очень дорого).

эээ...а в чём разница?

Разница в том, что в CA полицейский *обязан* произвести арест обывателя, пьющего пиво на публике. А в YNP рейнджер может арестовать, а может (и почти наверняка не будет) и не арестовать.

В Калифорнии(и в YNP) запрещено употребление спиртного(пива) публично. Еслин очень хочется, заверните бутылку(банку)в бумажный пакет. Этим вы никого не обманете, но обыскивать (без ордера) нельзя.
Рейнджеры не могут арестовывать, (только штрафуют). В случае надобности вызывают полицию.