Пишет Baikalteam, 20.09.2015 21:49

Собрались мы значит такие в Каравшин, на чемпионат России по альпинизму, я лично кое как, забив на всё и всех, выкроил себе месяц времени, для поездки. Стас и Игорь улетели 27 июня, я же стартанул на неделю позже. Как раз в вечер отлета ребят пришла инфа что по Каравшину прошел сель и смыло мосты – короткого пути через Ворух и Сариаз нет, есть только путь через Узгуруш. С ужасом вспомнилась прошлогодняя наша заброска, и как накрывало на перевалах без акклиматизации. Для себя решил: «Вертолет и только вертолет»! Время идет, ребята сообщают обстановку, отправляют мне список того, что нужно докупить, а сами уходят через Узгуруш в Каравшин.

Настало время вылета, друзья в Иркутске тепло проводили, за несколько часов до вылета выясняется, что мы одним боротом летим с Лешей Бобковым (он на Ленина – работать), так наши проводины плавно перемещаются в Харатс, в зоне посадки. Лечу я в горы, а значит влезть в разрешенные к бесплатному провозу 25 кг нереально, но очень хочется, а когда очень хочется то можно. Сдаю большой рюкзак в багаж, маленький же в салон. Маленький украдкой прячу с глаз девушки за стойкой, забираю документы и иду к таможне, уже пройдя в зону вылета меня догоняет та самая девушка со стойки регистрации.
- А вы куда это с такой большой ручной кладью, её нужно взвешать?
Я Прикидываюсь дурачком, говорю, что не знал, и спрашиваю: «А сколько можно»? 5 кг, говорят мне. Взвешиваем ручную кладь, 14,5 кг, девушка сияя говорит, что нужно заплатить за перевес 300 руб/кг. Я улыбаясь беру рюкзак открываю, доставая каску говорю: «Ну я начинаю одеваться»! Девушка, которая меня остановила в легком ступоре, две ее напарницы уже почти катаются от смеха. Посмотрели они на это все и сказали, что верят в мои возможности и отправили с миром.
Ош встретил нас душной влажной атмосферой, 7 утра плюс 30, то ли еще будет. Заселяюсь в гостиницу, отсыпаюсь и суматошно закупаю продукты, аптеку и все что забыл в Иркутске. На следующее утро меня забирает бус с Красноярами. У них две команды, одна в Ляйляк, другая в Каравшин. Потом Баткен и ожидание вертушки. Шестого, с утра мы с кучей вещей на вертолетной площадке, там же весы, на которых должны взвешивать наш багаж, стало интересно, встаю на них итого 89кг, или я на 5 кг потолстел или казачек подосланный. Итого у меня 140 кг груза.
Наш Карлсон!

Загружаемся и вперед, 20 минут полета и Ми 8 разгоняя облака пыли и коров Заира приземляется в Карасу. Стас и Игорь тут как тут, встречают, забираем вещи и в лагерь, меня начинает потихоньку накрывать, 3000 все таки высота. Потусовав пару тройку часов в лагере, убегаю наверх для акклиматизации, и заодно осмотреть первый наш объект ЮЗ стену пика Кыркчилта (1000 лет Крещения Руси) 4520м. С Этой стороны пройдено лишь два маршрута с левой и с правой части стены, центр же этой огромной стены еще не тронут. Посидел, порассматривал её в бинокль из-под Желтой стены, потом прогулялся до Серебряной, дошел еще дальше до разрушенного коша и вмурованного в бетон трактора 1930-х годов. С раскалывающейся головой уже по ночи вернулся домой.
Наутро стали собираться, сегодня по плану занести железо под стену и конкретно определится с линией прохождения. Седьмого с утра вспомнили, что Стасику стукнуло 30, поднимаем по кружке чая и в путь. Забросив груз, отходим к малому Асану и пару часов разглядываем стену в бинокль.

Смотрим на стену!

Правая часть стены мокра от тающего наверху на полках снега, по левой же течет лишь пара речек. Накидываем пару возможных логичных ниток, одна справа другая слева. Та что справа имеет много неясных мест и переходов по плитам, плюс мокро. Та что слева визуально просматривается снизу доверху, мокрые места лишь пересекает, правда имеет огромную протяженность. Поразмыслив останавливаемся на левом варианте, как наиболее понятном и логичном. Завтра старт, в лагере Валерий Викторович Балезин предсказывает непогоду через два дня, но мы решаем лезть, в Каравшине не разберешь будет или нет непогода.
Девятого раненько подбегаем налегке, одеваемся и вперед, сначала лезет Стасик, с первых же метров встречается железо со старыми, сгнившими петельками, значит кто-то уже пробовал и сдюльфернул. Через 60 метров натыкаемся на относительно свежий «спит», значит пробовали не раз. Становится интересно, нитка которую пробовали, но не смогли пролезть в разы интереснее.

Каравшин 2015! Или как выжить в "Вечерний экспресс"!
Стасик лезет первые веревки.

К слову спит оказался единственной свежей железкой на маршруте, а старые следы закончились на восьмой веревке. На ней же мы вылезли в более-менее удобную нишу, чуть прикрытую сверху нависанием, идеальное место для ночевки в гамаках. В нишу вылезли в 6, время и веревки еще есть, решаем обрабатывать. Первая веревка выводит на огурец к первой речке, которая пересекает нашу нитку, речку нужно пересечь - почувствовал себя водолазом. Скалы заглажены, ручей журчит, ширина речки метров десять, покупался вдоволь. Вылезли в общем три веревки от ночевки, на третей было интересное нависание с карнизом сложностью примерно 6С-7А, которое удалось вылезти лазанием, очень интересное место получилось, но более интересное родео на этих веревках для третьего. Если сказать, что перила косые, то это значит ничего не сказать, иногда почти горизонтальные. Закончив работу в первый день в 20:00 прошли в общем 11 веревок, и сдюльфернули на ночевку. Начался очередной виток веселой гамачной жизни, выспался я к слову хорошо, к другому слову, единственный раз, за все время ночевок в гамаках, за эту поездку!

Начало второго дня.

С утра продолжаю работать первым, пролажу сначала средней сложности веревку, а вот затем началось. Логика нитки повела нас вертикально вверх, а это веревка творческого лазания по нашлепкам и гудящим плитам, представляю, что вешу не 85 + 20 кг снаряги, а 20 кг, и лезу, а главное это работает, вылажу все на пределе своих возможностей, лазание 6С – 7А не ниже. Станция удобная, но пришлось сделать на шлямбурах, кстати, единственная на маршруте. Дальше плита, Стасик хочет вправо, там вроде дорога, но перед ней 20 метров долбежки, мне же чутье говорит, что налево, хотя туда, явно страшнее, но вроде можно лезть. Давлю по горизонтали влево, плита, лазание семерочное, метров через семь долажу до глухой щелочки, якорь, через пол метра другой, выдыхаю, пролажу еще метров пять, все на грани.

Сложный участок.

А дальше еще сложнее, два движения за моим пределом, впервые достаю пробойник, две дырки и мне снова есть за что зацепиться, эти две скайхучные дыры были единственными на маршруте. Еще 20 метров очень сложного лазания и вылажу с плиты на рельеф. Веревка средней сложности, а дальше снова вылазим на плиты предельной для нас сложности, лезу по границе недавно оторвавшейся плиты и тех что еще держатся.

Гудящие плиты.

Такова особенность стен Кыркчилты, они как слоеный гранитный пирог, отваливаются чешуйками, только эти чешуйки иногда размерами в десятки метров и весом тысячи тонн. Плиты гудят, периодически простукиваю их молотком, слушаю, как звучат, можно или нет грузить, лезу на интуиции, ребята подомной и главное ничего не ронять. Погода тем временем портится, стараюсь лезть быстро, делаю станцию под полуметровым карнизом, мысль одна до дождя успеть вырваться с крутых плит на пологие, только бы успеть. Грозовой фронт приближается, тороплю ребят, облако с дождем уже заволокло Пирамидальный и Карасу.

Карнизик

Карниз выбегаю лазанием, после него стена ложится до 60-65 градусов в среднем, дальше еще больше, долажу веревку, начинает капать, забываю одеть куртку и выбегаю еще одну веревку. Дождь разошелся, одеваю ГорТекс, в тапочках хлюпает, по стене побежали ручейки, становится холодно, но до большой полки еще как минимум 3-4 веревки. Подошел Стас, у нас два варианта либо вставать на ночевку здесь, на плите в опасном месте, либо лезть по воде. Я решил лезть, это все же лучше. Неподалеку начали бить молнии, секунда полторы задержки не больше, просыпается животный страх внутри, потихоньку мандражит. Мы со Стасом переглядываемся, оба понимаем, что писец, белый и пушистый, валить некуда, прятаться негде. Шутим: «Аллах с нами, погнали!».

Небольшое видео начала дождика.

Дождь разошелся, по стене течет поток, все мокрое, ноги мерзнут до боли, лазание опять на грани из-за воды, на ближайшей веревке, раз пять чуть не убрался, матерюсь.… В одном месте пришлось пересечь плотный поток воды, прям каньонинг блин, снимаю пару видосов. Сделал станцию, жду ребят, дождь на максимуме – проливной… Первый камень прилетел мне в бедро, второй пролетел мимо, кричу в вдогонку: «КАААААМЕЕЕЕНЬ». С полки на три веревки выше начало смывать камни. Чуть позже еще один прилетает мне в ногу, без перерыва цифрую то что наверху, страхуя ребят. Стасик тоже замерз, отмахивает руки, орет, матерится. Скоро стемнеет, бегу следующую и следующую веревки, уже полого, но сложно из-за дождя. Хочу вылезти в безопасное место до наступления темноты, ночью не видно летящих камней, страшно… Последнюю веревку на «Глобальную полку» вылажу уже потемну, с нее и смывало камни, дождь прекратился. Прошли чуть-чуть по полке, нашли безопасное место для ночевки, растянули два гамака навесом, спасшись от дождя и ветра на эту ночь, легкий ужин и спать. Завтра решаем стартовать после выхода солнца на стену в 11:00, чтобы тепло было.
Старт наутро в 12:00 отогрелись слегка, и полезли, 300 метров «Глобальной полки», хороший прогрев для начала. Находим первый логичный выход с полки на второй бастион, лезет Стас.

Стас лезет.

Игореша догоняет.

Следующую ночевку уже видим, это огромный огурец, прикрытый сверху нависанием до него 4 веревки.
По традиции на ночевку вылазим в 18:00, после неё еще три веревки обработки, из них две, поменявшись, пролажу я, упираюсь в очередную речку и дюльферяем на ночевку. Как окажется потом, лучше бы вылезли вечером. Утром раненько стартуем, я начинаю лезть и понимаю, что речка за ночь превратилась в ледяной каток, ноги в тапочках мерзнут адски, на станциях снимаю тапочки и растираю ноги, а уже потом организую перила и страховку для ребят. Вторая веревка заледенела очень сильно, пришлось сделать серию из 7-8 движений на ИТО, посуху можно было бы лезть. Еще две веревки и выходим на крышу, здесь ледовые речки, одеваю кошки и беру ледовые молотки. У нас есть целых два ледобура, поэтому можно смело молотить. Но бобик как раз здесь и сдох, четыре дня плотной работы дают о себе знать, последние 4-5 веревок лезем как варёные. И вот в 17:00 мы всей бандой фотаемся на вершине, пишем записку и отправляемся искать спуск.

Вскреблись таки.

Наша записка.

А спуск с 1000-летия, это отдельная история. Миша Дэви рекомендует спуститься по Иголкина к Асану, говорит всего 23 дюльфера. Я очень сильно сомневаюсь, по нему очень давно не спускались, боимся, что оставим всю снарягу на этих дюльферах, поэтому отказываемся, от такого заманчивого варианта. Остается два: либо Французское ребро 30+ Дюльферов, либо загадочные 10 дюльферов от Котина. Идем по гребню к Котина, сложность лазания все увеличивается, становится понятно, что 10 дюльферов это чья то больная фантазия. Там конечно есть пологие скалы, но по ним с баулом пешком нереально идти, а только в тапочках и лазанием, и в случае срыва лететь далеко и долго. Возвращаемся обратно, по дороге находим петлю на Французское ребро и спокойно идем ужинать на полку, спускаться будем утром.

Вечер на 4500.

В 7 часов кидаем первый дюльфер, в 17:00, я выщелкиваюсь из 30-го и, шатаясь, иду кушать дикий чеснок, у нас типа продукты кончились. Сдернули веревку, кипятим джет, завариваем приправы от Ролтона, это единственное съестное, что осталось. С чесночком ничего так получилось. А кони то сдохли, плетемся вниз, по траве и сыпухе, и вот незадача сбросы. Как оказалось, еще два дюльфера, один из которых, не заметив, пролазим пешком, второй пришлось дюльферять. Игореша спустившись первым пошел в кусты искать спуск и исчез, мы со Стасом спрыгнув, пошли по явному, нормальному спуску, а Игоря нет. Подниматься желания нет, кричим его, молчит, ну что ж спустимся и посмотрим где он, сил уже не остается делать что-либо еще. В итоге чуть спустившись, видим Игорешу с баулом на катушках, метров сто вверх метров сто вниз, а он там по ним рассекает, Шаурма блин доморощенный. Стасик делает предположение, что не спустится-уеб...тся, я же ставлю на то что все таки слезет. Минут десять аттракциона и Игореша таки слез, и наш тихо дохнущий паровоз поковылял в КараСу.

Вот такая красота получилась у на в итоге. "Китайский поход" 2260 протяженность, 1300 перепад, 6Б ор.

Баня. Про это чудо инженерной мысли стоит упомянуть отдельно, данное монументальное сооружение было возведено и использовалось под руководством дяди Вовы Герасимова, (начальник базового лагеря Каравшин). Сначала мы заготавливали дрова, почему то с другого берега, переправляя их через реку, то еще родео, в прямом смысле слова! Как оказалось, и на нашем берегу было много дров, и все последующие попытки дяди Вовы отправить нас на другой берег, к счастью были проигнорированы. Тент для бани оказался маловатым для такой каменки и в итоге если кто-то случайно касался спиной горячего тента или еще хуже, алюминиевой дуги, дергался вперед, тут же понимал, что впереди раскаленная каменка, и как змей извиваясь сползал вниз. Выглядело это все очень комично. А еще в первый раз мы плохо пролили камни перед началом и у нас получилась «угарная баня»!
До чемпионата несколько дней, разминка у нас получилась пацанская, чуть не замялись, яростно пытаемся прирастить ногти назад к пальцам, поглощаем еду и питье в невероятных количествах, благо всего хватает. 15-е число, нашу команду кое как допустили к соревам (подробнее могу рассказать про это за бутылочкой чая, ой рюмочкой, ну то есть бокалом… ааай ну вы меня поняли), я уже было собрался ехать Исык - Куль смотреть, но обошлось. Тянем 9-й жребий из 10-и, повезло так повезло. По моим расчетам из маршрутов 6А, в рейтинге играть для нас будут маршруты Кленова и Мороза оба на Слесова, Кленова конечно был в приоритете, т.к. рейтинг у него сильно завысили. Но команда из Новосибирска выбирает Кленова раньше, нам достается Мороз, ну что ж пободаемся. Погода, как почувствовала, что тусовка собралась, значит можно смело пакостить. Прогноз не очень, поэтому заявляемся не на первый день 17 июля, а на второй на 18-е. Вроде как лишний день отдыха. В лагере царит оживление, все команды как на барахолке, выложили снарягу, чего то там перебирают. Те же кто поленивее, или кому заняться нечем, снуют кучками от поляны к поляне обсуждая ту или иную хохаряжку, и так весь день, забавно очень. У нас девиз – не надо напрягаться, надо радоваться!)))
17-го неспешно уходим под Слесова, ребята там уже были, я же первый раз. По Аксу в июне прошел сель, разрушив все мосты, он же далее разрушил все мосты и часть троп по Каравшину. Как оказалось на леднике АкСу прорвало два озера, они то устроили всю эту катавасию. Переправляемся через АкСу в коше на лошади, кушаем, покупаем лепешки и в путь. Стас говорит, что под Слесова одна хорошая ночевка, под маршрутом Мороза, поэтому нам нужно туда забежать раньше Новосибирска, который идет параллельно. Стасик, в общем, занялся этой задачей, мы же с Игорешей шли под девизом «Не надо напрягаться, надо радоваться». Придя на стоянку, я, если честно немного удивился, она прямо под стеной в 7-8 метрах, мой внутренний голос тихо намекнул, что я дурак, если собрался здесь ночевать, и выдал еще кучу матершинных эпитетов, для описания этой ночевки. Успокаивало одно, все здесь ночевали и говорили, что не валит, даже в дождь. Так и быть ведусь на слухи. Сразу кстати приметил, что слева за канавой, есть плечико в принципе безопасное для ночевки. Среди ночи покапал дождик, в полудреме понимаю, что старт скорее всего перенесем. За ночь дождик капал несколько раз.
18 июля пять утра, высовываем голову из нашей импровизированной памирки, серо, мокро и все закрыто облаками, переставляю будильник на 6. В 6 та же картина, накрапывает дождь, нда сегодня ловить нечего.

Наша Памирка!

На 9-и часовой связи переносим старт на 19-е. Решаем не тусить под стеной, а идти в кош, купить лепешек, да и к тому же чабану нужно помочь построить мост, Новосиб присоединился к нам. В коше заказали