О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе

Пишет Tom, 16.06.2015 15:00

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
Альпинисты, получившие разрешение выпускающего.

Все, что изложено ниже, есть производное от воздействия эндорфинов, выработанных гипофизом в связи с забавной покупкой на одесской барахолке. К альпинизму, и, тем паче к скалолазанию практически отношения не имеет. Тому, кто считает, что на РИСКе должны быть заметки только о суровых альпинистах и прекрасных горах, раскрывать пост не рекомендую, дабы не разочаровываться.


О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
Альпинисты, не получившие разрешение выпускающего.

Однажды, в прошлой жизни, я был сапожником.
В альплагере "Цей".
Отходил смену по путевке, а тут - бац, в Одессе холера.
ВУЗы не работают, в общагах резервации, в Одессе система ниппель - впускают, но не выпускают.

А я же не герой рассказа А.Грина "Синий каскад Теллури" , мне в больной город нет надобности, а задержаться в "Цее" и походить на горы - есть.

Остаться в лагере можно было только рабочим. За еду и за горы.
Меня оформили сапожником. Была такая вакансия. Кто-то, конечно, расписывался в ведомости за зарплату, а я набивал трикони и ходил на горы. Все по - честному.

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе

Триконями, кто помнит, называли ужасные на вид и вкус ботинки советского производства, в которых, не побоюсь этого признать, ходить на горы в "Безенги" было очень даже комфортно, что не скажешь о маршрутах в Фанах.
О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе

Триконями так же назывались и железки, которыми я оббивал ранты ботинок и, железки другой формы, засаживаемые в подошву.

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе

Железки имели по три зубчика, но, название происходило не поэтому, и не от "трех коней", а от названия швейцарской фирмы "Трикони" на которой придумали и выпускали этот девайс. Такие премудрости в ипостаси сапожника я не знал, но, при работе на лапе моя мало информативность не мешала вколачивать скобы в подошвы.

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе

И вот, в эту субботу, иду я по знаменитому Одесскому Староконному рынку, где всегда можно было купить ВСЁ, а сейчас даже ВСЁ-ВСЁ-ВСЁ.

Вдруг (слово, с которого обычно начинается самое интересное. В отличие от союза «НО», после которого девушка, долго с жаром рассказывавшая, какой ты замечательный, коротко объясняет, почему у нас ничего самого интересного и не получится) вижу на развале отриконенные ботинки. Причем не такие, как я подковывал, а те, что выпускала та самая Швейцария.

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
Ботинки почивали на грязной полосе газеты "Одесские мансы" между ржавой подковой першерона с надписью – «Подкова Буцефала, коня Саши Македонского» и куском булыжника с пояснением – «Обломок Челябинского метеорита».

Я вообще таких ботинок вживую никогда не видел. Ни в музеях альпинизма в Шамони, ни в Курмайоре, ни в Дарджилинге. Только на картинках в книгах под ред. Черепова, да в талмудах по истории альпинизма.

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе

К тому же они были - НОВЫЕ!.
И, размер, что характерно, мой!

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе

Начинаю вертеть в руках. Продавец говорит - "Ты их жиром смажешь, они помягчают, сноса не будет".
"Что это за обувка? - прикидываюсь я шлангом.
"Это буты горных егерей дивизии "Эдельвейс" – не моргнув вешает мне лапшу продавец.
"Ага, 1954 г. выпуска"- эрудирую я.
"Откуда информация?" - интересуется продавец.
"Дак на подошве начертано" - тыкаю ему в нос. Оп, цену уже маненько сбил.
"Откуда ты мой друг, да с такими ботинками?" - начинаю я по Карнеги, изученному еще в Школе инструкторов, влазить в душу продавца.
"Иштван я, из Венгрии, поторговать приехал" - на приличном русском отвечает полиглот.
"И где же ты в Венгрии, такие ботинки отыскал?
"На чердаке, у нас в Венгрии гор нет, вот и сохранились"

А ботинки, действительно, для 60-ти летних, выглядели изумительно.
О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе

А на триконях - все лейбочки пропечатаны.
О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
И гвозди, которые Семеновский именовал костыльковыми, а буржуи - клинкерными, один в один, как улыбка голливудской звезды.

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
Высоконаучное название соответствующих гвоздей.

Цена, озвученная Иштваном была не то, что слишком высока, просто на Староконном не торгующийся человек выглядит изгоем.
Через дорогу была кафешка, где на уличные столики выносили имбирно-мятный лимонад и кофе.

"Иштван - сказал я. В этой стране есть единственный человек, который хочет продать швейцарские трикони 1954 г. – это ты. И, единственный человек, который, возможно, их купит – это я. Я пойду вот туда пить кофе. Если цена за время моих посиделок за столиком упадет от твоих желаний до моих возможностей, дай мне сигнал, и я перейду дорогу, если нет – я прогуляюсь по другому тротуару».

Кофе был отменный, я не спешил. Иштван нервничал и, даже звонил кому-то по телефону.
Возможно, на Сотби или Кристи.
Когда я освежился и встал, Иштван напоминал Наполеона под Ватерлоо. Всей своей фигурой он показывал желание закончить сделку на моих условиях.

Мы завершили обмен моих гривен, по недоразумению называемых деньгами, на ботинки, которые, возможно, придадут стойкое равновесие моему организму в одесский гололед или украсят витрину не существующего Музея альпинизма Одессы.

P.S. Несколько картинок, найденных в Инете при написании рассказика, разные старые добрые трикони.

О взаимосвязи триконей с холерой в ОдессеО взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
Подбитые гвоздями сандалии римских легионеров.

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
Ботинки горных егерей. А трикони-то им Швейцария не поставляла.

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
Варианты оббивки ботинок.

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
Голландский вариант.

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
Изысканная подбивка ботинок Андреаса Хинтерштойссера. Мастер-класс заслуженного сапожника из Берхтесгадена.

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
Ботинки девушек из Шамони для походов в дансинг.

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
Ботинки ирландского розлива.

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
Вариации на тему...

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
Переходный период от триконей к вибраму.

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
Советские трикони для геологов и армии.

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
Советская альпклассика. С манжетой и, без оной.

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
С подковкой на носке и пятке.

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
Современные модели для гололеда.

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
Футуристическая модель.

О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
О взаимосвязи триконей с холерой в Одессе
Гвозди на развес и поштучно.

Все, что я хотел рассказать и показать за трикони, я исполнил.

P.P.S. Так как в Одессе я в холеру не был, можете попытаться осилить не мой рассказ о тех замечательных для Одессы днях.

Х О - ЛЕРА

О, благословенное, по рассказам всех одесситов, время!
События, о которых хочу поведать, произошли в августе 1970 года. А название ему - холера!

Да-да, эпидемия холеры, робко зародившись в Батуми, стилем баттерфляй переплыла Черное море и вышла на наш, ничего плохого не подозревающий город, и ничего не подозревающих одесситов. После того, как это разрешили(закрыть город) самые высокие инстанции, в городе на море - объявили эпидемию.

Как только известие о том, что город будет закрыт, просочилось в народные массы, начался невиданный со времен немецко-румынской оккупации свал народа с города. Поезда, больше напоминавшие в фас бочки, самолеты, забитые пассажирами и зайцами, такси строго по маршруту Одесса-Тирасполь за цену, превышающую стоимость проезда до Владивостока...

И вот Одессу закрыли. Конечно, уехать смогли далеко не все. Но всех иногородних надежно закрыли в санаториях и домах отдыха, названных единым словом - резервация.

Впервые в истории Одесса осталась в полном распоряжении одесситов. И те в полной мере этим воспользовались.

Цены на Привозе и Новом упали до неприличия. Поэтому прилично пообедать могли уже практически все.

Зато цены на сухое вино, рекомендованное Минздравом для повышения кислотности, резко возросли. Даже "Ркацители", прозванное за свои высокие вкусовые качества "Рыгацители", пользовалось большим спросом. Представляете: приходит муж с работы, а жена сама наливает ему стакан вина или, как говорят в Одессе: "Стакан вино".


Резко опустевший город, невиданная чистота, обилие продуктов, солнце, почти пустые пляжи...
Рай. Эдем. И это всё - Одесса. Ах, Одесса, моя ты красота...

Население города , сперва немного напуганное, воспряло на всю голову.

В ресторанах особой популярностью пользовалась песня на стихи Лени Заславского и музыку Булата Окуджавы.

.."Ваше благородие, госпожа холера,
Судя по фамилии, вы жена Насера.
Двадцать граммов хлорки
В арабский коньяк -
Не нужна касторка -
Пронесет и так!"...

Вот, на таком фоне происходили события, о которых и хочу вам поведать. В нашем дворе известие о холере приняли довольно спокойно.

- Погромы перенесли, революцию тоже, разруху, изобилие, войну, снова разруху, голод 63 года... Переживем и эту холеру! - говорил пенсионер Герцен. И он-таки был прав!

Конечно, какие-то меры санитарии были приняты. Мадам Берсон, например, постирала свой бюстгальтер, и маленькие дети, никогда не бывавшие на даче, наконец, получили возможность покататься на гамаке.

Пиво в будке напротив уже не продавали, зато продавали сухое вино, что радовало. Да и дядя Ваня свои труды по алкоголизации населения (термин Олега Губаря!) не прекратил.

В общем, наступило время, которое многие политически неграмотные жильцы стали именовать коммунизмом. Но...

Никак не обойтись без этого пресловутого "но", расколовшего наш двор на два непримиримых лагеря. Я бы даже назвал это войной алых и белых вин. Всем известно, что сухое вино повышает кислотность, а холера боится этой самой кислотности больше, чем тетя Аня тетю Марусю. Многие этой кислотностью просто пользовались, а многие, а среди них были даже отъявленные гастритчики, от нее получали удовольствие. И лишь одно вызывало горячие споры - какое вино пить: белое или красное?

Началось все довольно невинно. Сидели во дворе, разговаривали за жизнь. Приняв лекарственную дозу, конечно. Надо сказать, что, несмотря на жизненные блага, как с неба упавшие на жильцов дома, им было скучно. Разговоры шли в основном по кругу, поэтому слегка поднадоели...

- Красное вино - это кровь! - проявил осведомленность в алкомедицине Герцен. И эта фраза положила начало всему.
- Кровопийца! - с чувством произнесла тетя Аня, у которой с Герценом возникали постоянные разногласия по поводу уборки лестничной площадки.
- Все они кровопийцы! - встрял дядя Петя, обрадованный тем, что ему есть, что сказать.
И все! Те, кто лечился красным вином стали кровопийцами.

Любители красного вина срочно оторвались от коллектива, дабы разработать ответные меры. Термины предлагались и тут же отвергались.
- Белое вино - вовсе не вино! - ораторствовал Герцен.
- А что? - спросила тетя Маруся.
- Это пышерц! - провозгласил Герцен.
Так что направление поиска было задано. И посыпалось:
- Мочепийцы, мочелюбы...
Окончательный и всеми утвержденный вариант звучал так:
- Мочеглоты!
С тем и пошли в народ. И народ проникся. Но не весь. А примерно половина.

- Кровопийцы! - слышалось то и дело с одной стороны.
- Мочеглоты! - не оставались в долгу оппоненты.
Вопрос был настолько принципиален, что обсуждался сперва мирно, а потом и с применением теплых слов. Назревала война. Оба лагеря были очень сильны. Представляете: в лагерь белых вошли Межбижер, Камасутренко, Гениталенко с мадам, тетя Рива с дядей Петей и многие другие. Лагерь красных тоже был не лаком сыт: Накойхер, Емкипуренко, Феколина... К нему, в основном, потому, что за белых была Рива, примкнула и тетя Маруся.

Уже начались мелкие потасовки. Уже прозвучали оскорбления, но пока второй степени грязности... Уже банки с целебным напитком ставились в качестве гуманитарной помощи под двери оппонентов. Но кровь еще не пролилась.

Я не представляю, чем бы это закончилось, если бы умный Герцен не рассказал, что раньше, в старинные времена, сражались предводители армий. И победа оставалась за той армией, предводитель которой победил. Это обещало и выход, и зрелище. Осталось выбрать предводителя и вид дуэли.

Вид боя выбрали легко. "Белый" будет пить белое, а "красный", соответственно, красное. Кто перепьет противника, тот и победил.

После интриг и совещаний "белым" выбрали Камасутренко, а "красным" Накойхера.

Честно говоря, у Накойхера было мало шансов. Его здоровье изрядно подточил "Портвейн крымский", который он пользовал ежедневно без отрыва от производства. Так что, несмотря на габариты, Накойхер, честно говоря, не канал. Но... Видите: опять "но"! Руководителем команды "красных" стала тетя Маруся. А уж она-то сумела привлечь на свою сторону нужного человека.
Вино приобрели вскладчину. По 5 литров... За покупкой отряжали по представителю с каждой стороны. "Оружие" хранили у дяди Вани, чья квартира настолько пропахла алкоголем, что лишние запахи ничего уже испортить не могли. Посторонних в Ванину квартиру не допускали.

В один прекрасный вечер посреди двора был установлен стол, долженствующий служить ристалищем. Канистры с вином белым и красным стояли на столе. Рядом примостились стаканы. Нейтральный алкоголик Жора был назначен наливающим. У стола стояло по стулу. На них должны были сидеть противоборцы. Зрители, числом не менее сорока человек, разместились поодаль. Под аплодисменты и напутствия "спортсмены" вышли на старт. Жора налил по первой.
Накойхер выпил свой стакан легко.
- Как в песок! - сообщил он публике.
Камасутренко отпил полстакана, чему-то обрадовался и вторые полстакана пил уже с наслаждением.
Каждый из бойцов закусил конфетой-подушечкой и принял из рук Жоры по второму стакану. И все повторилось. Накойхер махнул свой стакан не глядя, а Камасутренко пил медленно, наслаждаясь.

Третий и четвертый стаканы не склонили чашу весов ни в чью сторону. Пятый показал некоторое преимущество Накойхера, ибо Камасутренко, ни с того, ни с сего, стал слегка пошатываться. Дело исправил шестой стакан, ибо Камасутренко от него почти остекленел. Седьмой стакан... Четырнадцатый... Накойхеру было плохо. А Камасутренко... О, ему уже было хорошо! Он лежал под столом без всяческих чувств.

- Победа! - возопили любители красного. Накойхера на руках, проделав круг почета по двору, отнесли на заслуженную койку. Мадам Накойхер раздавала автографы. Жора, прижав к груди остатки красного заныкался в свою берлогу. Побежденные "беляки" незаметно разошлись, захватив тело павшего Камасутренко.
- Маруся! - возник ниоткуда дядя Ваня, - с тебя должок!
- Знаю! - шикнула на него Маруся. - Завтра отдам!
- Сегодня! - потребовал дядя Ваня. - Все шесть рубчиков. Два литра самогона да по три рубля за литр...
- А белое вино ты вылил, да? Все два литра? - ядовито вопросила Маруся.
- Нет... - сознался дядя Ваня.
- Ну тогда вычти из долга рубль восемьдесят!
- Идет, - скрепя сердце согласился дядя Ваня. - Хотя... мне ж еще и за работу положено...
- Тоже мне работа: смешать белое вино с самогоном... Небось еще и схалтурил? А, кстати, где остатки "боеприпасов"? Куда "беленькое" со стола дел?

И дядя Ваня срочно свернул разговор, сообщив, что спешит, даже очень, выпить за Марусино здоровье.

А Межбижер наутро вывесил идеологически выдержанный плакат: "КРАСНЫЕ НЕПОБЕДИМЫ!"

Александр Бирштейн . Комсомольская правда в Одессе. февраль 2006

228


Комментарии:
4
Замечательно :)

2
Браво, Виталий!!! Прочёл с наслаждением.

Холера 70-го и нас немного коснулась. а от такого сувенира я бы тоже не отказался. Триконя - это альпинистский символ 70-х (позже не знаю, не ходил) Много с ними связано воспоминаний. Так например (в Баксане кажется) вернувшийся с восхождения отряд новичков рассказывал (а позже и проиллюстрировал) как одному участнику наступили отриконенным ботинком на губу(!!!!). А и правильно, нечего на восхождении губы раскатывать:))

3
Спасибо!!!
Первая часть-познавательно,вторая-для души!

1
Шедевр! Интересно, сколько таки они весят?

4
Самому стало интересно. Взвесил. Пара - 2.8 кг.

1
Мои (45 размер), когда имели все железки, были тяжелее.

1
Прикольно )

4
Первая часть потрясающая.
А вот «Х О – ЛЕРА» на мой, сугубо частный, взгляд заметно уступает.
Ну, если только после 5 литров белого.

А исчезли трикони на рубеже 70-х.
В 79-м ещё в широком обращении, а в 80-м пошёл «вибрам» широким фронтом.
Торпедо-79

Уллу-Тау-80
И даже, к третьей смене, вибрамы уже поизносить успели, как видно на снимке.

0
Неправда ваша! Никуда они в 80-м не исчезли! Еще в 90-х мы покупали новенькие "геологические триконя", сдирали с них собственно трикони и каблуки, клеили вибрамную подошву. И получались отличные ботинки для сложных "лыжных" походов. А до этого я, например, ходил в такие походы в ботинках, сделанных в 50-х для планировавшейся экспедиции на Эверест. Сосед подарил. Тоже классные были. Правда, однажды они висели и сохли на верхушке ЦК и упали на голову одному участнику. Чуть не убили его! Весили - ого-го!

4
«Неправда ваша! Никуда они в 80-м не исчезли!»
Так это я о лагерях (альпинистских).
А в «закромах Родины» возможно и сейчас хранятся - драгметаллов в них нет, и приличную дачу на реализации построишь. Ну, если только где на аукционе продать или на Привозе, поштучно.


2
Спасибо, Виталий! Порадовал приятным времяпровождением! :)))))

5
Шедеврально !
Огромное спасибо !
Сильно надеюсь, в Одессе таки будут и Музей альпинизма, и эти боты в нём, а мы таки сможем зайти в него и полюбоваться на них.
Ох уж эти мечты. А что ещё остаётся ...

1
Спасибо!
Венгр Иштван знал когда и куда ехать - это Судьба :)

Довелось в 1978, новичком в Ала-Арче походить в триконях
До сих пор могу представить их металлический скрежет по скальным плитам (бр-р-р-р)
А уже в феврале 1979 года, на зимних сборах новосибирского Буревестника в Дугобе,
меняли у кладовщика свои старые (любые) ботинки + 3 рубля "налога" на новые полуторки - советские вибрамы.

Кстати обратил внимание - основной рисунок размещения металлических "коней" на подошве - перекочевали на вибрамную - резиновую подошву.

0
Угу - 78, Алибек - трикони, 79, Алибек - уже вибрам. А далее - только вибрам....... Хотел в 79 на складе выкупить трикони, под зимний вариант на лыжах, да денег не хватило.......

7
Даже в 1987 году в а/лагере "Баксан", помнится, новичкам ещё во всю выдавали трикони.
Ниже поместил снимок (с трудом нашёл) холодной ночёвки на Марух-Кая. (1974 год) На мне очень бывалые трикони. Почти "лысые", но в пятёрке не подвели. А весили они 3,5кг. Июнь 1973 года. Западный Кавказ. 5 к.с. руководитель Борис Тмур... (фото предоставил В. Воропаев)

4
Не было в "Баксане" хорошего сапожника)

3
Виктор Иванович, а вы тогда уже рисовали что-то серьезное? Вид у вас на фото больно задорный для классика живописи))

4
Так, возле "кухни" нахожусь! Предвкушаю... :)))


0
Народ, а чем от гололеда в современных условиях спасаться? Начал всерьез задумываться об изготовлении триконей для близких. Базовые башмаки типа берцев на примете есть. Бывают такие условия прямо во дворе зимой, что кончается переломами конечностей. И вибрамы не всегда спасут. Кошки носить не заставишь. Притом пока не создали ТСЖ, бардака во дворе не было.

2
просто как пример от Petzl , но вроде есть и дешевле в районе 500р. Про долговечность ничего не скажу...

0
Более дешевые - более хреновые. За этот вариант спасибо, задумаюсь. Скорее всего над схемой доработки берцев.

2
Информация для поиска.
Пару лет назад зимой я медленно бежал кросс по гололёду. Вдруг сзади приближается цок-цок-цок, и меня на приличной скорости обогнал парень, бежавший в кроссовках по льду, как по асфальту. Я сообразил, что его обувь подкована металлическими шипами и спросил вдогонку, сам ли он подковался или купил что-то серийно производящееся. Он ответил, что второе, даже назвал фирму и название изделия, но я не запомнил, сконцентрировавшись на борьбе с гололёдом.

0
Так-то есть в магазах почти готовые для доработки кроссы, по-моему для бегунов как раз, да в них стариковскую ногу по ширине не всунешь... костяшки раздуло все такое.


2
Один из самых дешёвых вариантов:
http://tiu.ru/p52216369-ledohody-ledostupy-nakladki.html
Можно даже самостоятельно сматерить :)

0
Интересная идея. По уровню возможности сделать самому - пожалуй лучшая. Спасибо за отклик!


14
В 1976 в а\л Домбай встречали новых значкистов "новые трикони" в убранстве.
76. Альп. при встрече значкистов- Домбай

5
И трикони носил и "шекельтоны". Было время ...

4
Виталий, спасибо за рассказ! Если будете носить эти трикони зимой, то приколите на грудь знак (картинка ниже). Одесситы поймут :)
Очень любопытно на какой цене сошлись с Иштваном (хотя бы в личку).
знак

0
На грудь?! Что-то Вы путаете!
На заднюю часть нужно.

6
Не путайте человека с автомобилем! От шипованных колёс шипы летят назад, а человек, идущий в триконях по городу, может случайно наступить на ногу тому, кто находится у него на пути :)


10
Когда я был молодым, двухметровым голубоглазым блондином, у меня водилось чуть больше денег, чем в настоящее время.
И я коллекционировал не старые ботинки, а некие произведения искусства.
По вышеуказанным причинам, рядом всегда вилась стайка прекрасной половины человечества.
И я обратил внимание, что когда в присутствии представительниц этой стайки я делал очередное приобретение, в голове у девушек появлялась мысль.
Эта мысль была не о том, что своей покупкой я поддерживаю молодое художественное дарование, не о том, что я расширяю и делаю привлекательнее коллекцию, и, даже не о том, что я просто доставляю себе удовольствие.
Мысль была явно читаемая и однозначная - лучше бы он мне шубу купил).
И я перестал брать девушек на выставки, в мастерские художников и аукционы.
И цены своих приобретений решил не озвучивать. Уж больно мир расслоился, не все поймут...

0
Ваши женщины читают Риск)))


9
Ну, наконец-то хоть кто-то расшевелил тусовку на РИСКЕ! А то я уже стала чураться затянувшегося застоя... Товарищ ТОМ, большое вам спасибо!!! Может с этой поста снова покатит, как в прежние времена, как было до всех этих " новаторских реконструкций"?!

4
Виталий и так пол-Риска написал. Сколько можно?) самим надо допиливать, самим.

6
Случайно сегодня узнал и могу всех поздравить: на Риске сменилось руководство! Может быть всё-таки реанимация, а не морг?

3
К сожалению, в таких случаях чаще всего действует принцип: «Каждая последующая жена хуже предыдущей!»
Но надежда, как всегда, умирает последней.

0
Сменилось ФОРМАЛЬНОЕ руководство.

2
А я с ТИНДОЙ согласен! Она ведь имела в виду ни одного Виталия, а нас всех. Разбрелись по разным уголкам и затухаем...

6
Ай молодца! Одесса есть Одесса! Что первая часть, что вторая...Трикони вспоминаю без нежности, уж потопал...В 69г. на альпиниаде шёл в триконях, оба были правые, но это не имело значения,т.к. они были 44разм. а я ношу 41,5...В а/лагере говорили, что в триконях главное ногу поднять, а она уж сама встанет...

1
Чудный рассказ! Спасибо Вам огромное! Кстати, учитывая, что я из Челябинска, была свидетелем самого события и знаю, что самая большая часть "того самого МЕТЕОРИТА" все же находится здесь в музее - порадовал таки одесский булыжник))))

0
булыжник
***
У меня настоящий метеорит лежит, ну он же не челябинский)

-5
Вторая часть - жуть.. Жуткая безвкусица со жлобством.
Печалька.
Зачем смешали это с триконями...

1
Я же в Одессе не был в это замечательное время, что в сети нашел, то и показал)

4
Для vega.
Общественное мнение - штука очень специфическая. Уже и автор в чём-то с Вами согласился, а минусы всё равно лепят. Ну, нравятся им Камасутренко с Феколиной, и ничего не поделаешь.
Плюс за комент не ставил, уж больно Вы категоричны, хотя и сам сейчас рискую нарваться.

0
Правильные люди притягивают правильные вещи!
Виталий, поздравляю с приобретением:))

6
Здорово, что вспомнили о триконях, ведь на самом деле некоторые грели их и на своей груди, а уж в Одессе можно было бы и памятник им соорудить.
Трикони
Это фото из архива. 1969 год на одной из вершин Зап. Кавказа (район а/л Узункол) - "Значок", но еще и в 1974 году прошли Южную стену п.Энгельса (6510 м., 6к.тр.) в триконях (правда на сложных участках первый шел в Калошах-еще одной легенде альпинизма, поэтому пишу с заглавной буквы).

0
Поздравляю с уникальной покупкой! Видать продешевил Ишван товар. За 1954 год нужно было цену поднимать, как за раритет. Ни знал продавец специфику товара. Мог бы на интернет аукционе хорошую сумму выручить.

7
Ай спасибо за рассказ! И первый и второй. А то все чемпионаты да самостраховки: альпинизма с человеческим лицом хочется)

5
Трикони - основа зимней экипировки на Столбах. Шинель , штаны с начесом , шапка ушанка и ТРИКОНИ!!! Жуткий дефицит в доинтернетовское время , потом открылся доступ к армейским складам и появились "абалаковские " с прикручиваемой отриковкой . Но , старые альплагерные , были просто супер -чтоб не возится с набивкой шпильками, отриковка расверливалась и крепилась к подошве саморезами с местного оборонного завода , который выпускал и холодильники . А военные или геологические трикони имеют узкую колодку и много носков не надеть. лазить при минус 20 не комфортно - ноги мерзнут))))

Когда был в Красноярске местные скалолазы рассказывали такую байку о триконях - якобы попинали какого то беднягу хорошо ребята одетые в такие ботинки, а когда позже его нашли вполне миролюбиво настроенные столбисты, то он обратился к ним с мольбой - делайте что хотите, только не бейте меня ботинками с железными гусеницами

2
ага... Те, что только в подошву - абалаковские (на фото это те, что с подписью советская классика с манжетами) а те в которых железки скобками бились и сверху в рант, и снизу в подошву - те ВЦСПСовскими именовались. абалаковские и держались хуже, и ботинок не айс - (ни кожи ни рожи) особенно по части обморожений - по городскому тесноваты. Но и те и другие сильно не любили длительное использование без возможности сушки - из раскисшей кожи подошвы скобки вылетали только свист стоял. и забивать ремонтные в раскисшую кожу - то еще удовольствие, скобки как залазили так и вылазили со свистом.

3
Помню меняли красноярам пару триконей со склада САВО, на пару скальных туфель Рок Пиллар. Все были довольны.

3
А ещё остались такие пары?
Готов к аналогичному обмену для последующей сдачи триконей в музей туризма в Москве !

3
в гараже бережно валяются мыльницы приобретения 1982г. Нынче все кофлах, а эти бриксиа. Помню как переживал когда двойного вибрама (вожделенная мечта) моего размера у клиентов на обмен не случилось - трагедия. Сменял, помнится, у австрияка на 5 титановых ледобуров. дней пять привыкания к этим "валенкам" революционного красного цвета - и далее проблема была только найти вкладыши на замену. Даже когда "завальцевался" передний резиновый рант все равно приспособился - старался цепляться боком. Все равно больше фанател от льда чем от фанских скал.
С ностальгией рассмотрел на фото с рынка кованые кошки. На зимних сборах под Белухой в 1977г для "зеленых" новичков снаряжа не хватало, так цепнулся глазом за кошаки валявшиеся под крыльцом Аккемской ГМС - зимовавшие там спасатели сказали что случайно их нашли на "балконе" с Геблеровской стороны, заначка наверное альпиниад 37г. За сборы мы с теми кошаками "слюбились". жаль что рука не поднялась "подрезать"

3
Что-то похожее мне удалось купить в московской комиссионке в 1952 году, когда я впервые собрался в горы в компании студентов-физтехов..
П.Зарубин

3
Монументальные ботинки! Видел нечто подобное 46 лет тому назад у подножья Малого Когутая на пожилом дядьке то ли из Австрии, то ли из Италии. Раритет, да еще в идеальном состоянии!

5
В конце 80 армейские склады были ими завалены (отечественными).
Взводный - клоун, как то их стырил со склада. Гулял в них, искры рассекал, пока не попался на плацу при проходе полчка мимо кэпа... Короче прозвучала фраза прим. такого характера (немного с матом) - ...ты че лейтенант как горный орел тут цокаешь... быстро ногти состричь... Короче пришлось железячки скинуть :)

Аж сердце щемит. Кто ходил в триконях, тот не забудет их никогда. Поставил в них ногу, так поставил.
Tom СПАСИБО. Умеешь вспомнить о былом.
:)

А как снял, то как будто крылья на ногах появились )

7
Спасибо, Tom! Класс! И комментарии про женщин без триконей (мечтающих о шубах) понравились. ))) Ажно начал про своих, в триконях, вспоминать.... Рука подана - ноги в триконях Далекий 1967 год. Дугоба. Занятия в лагере.

7
А что? Идея неплохая - даёшь женщин в триконях!
Добавлю в цвете.
Там правда, на первом снимке не одни тётки - куда ж они без мужиков.
Но на втором - во всей красе.
Заодно, может кто себя признает.

1977. Шхельда.
Шхельда-77
1979. Торпедо.
Торпедо-79

2
"во всей красе"

Неее, во всей красе - эт когда молодые красивые девчонки в ШОРТАХ и в триконях. А если ещё и синячищами на ногах...


2
Интересно, что я уже в 1979 в той же Шхельде получил на складе вибрамы. А в 74 и 75 в Баксане ходил в триконях. Все ноги в мозолях были, вспоминать страшно.

6
TbYVF4bNaAs

4
Ну, это уже почти интим.

1
Hodil ya v trikonyah, s nulya po perviy razryad (80-82gg) na obledenivshih skalah samaya podhodyashhaya obuv'.

5
Читаю коменты и вспоминаю собственную идею написать пост о триконях (да ведь даже написал, но подумал: «кому оно надо»).
А теперь тот текст частями почти весь всплыл. И чтоб он совсем уж не сгинул (конкурировать с Томовскими раритетами и одесским колоритом, понятно, аж никак, но…)

«Историческая справка из Википедии с личными дополнениями и впечатлениями (в скобках).
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F0%E8%EA%EE%ED%E8.
Три́кони – стальные зубчатые набойки на подошвы горных ботинок, имевшие распространение в первой половине XX века. Название они получили от производившей их швейцарской фирмы Tricouni. (Две основные разновидности – для ранта и подметки.)
В СССР триконями также называли сами ботинки с набитыми на них металлическими набойками.
Достоинства триконей: обитые ими ботинки прекрасно держали практически на любом типе рельефа: на скалах, осыпях, некрутом фирне и льду, а также на мокрой траве. (От себя добавлю: хороша возможность обойтись без кошек во многих случаях, а также достаточно уверенное передвижение по мокрым и обледенелым скалам, хотя техника движения достаточно специфическая).
Недостатки триконей: существенное увеличение массы обитого ими ботинка, износ и необходимость замены стёртых или потерянных набоек. (В альплагерях набивкой триконей занимались сапожники, но для ускорения процесса иногда приходилось делать это и самостоятельно. Прочность самостоятельно набитых триконей сильно уступала заводским и главным недостатком становился уже не износ, а потеря.) Также в холодную погоду ноги восходителя, обутого в отриконенные ботинки, мёрзли сильнее. (Ну и естественно, если это недостаток, достаточно своеобразный звук при передвижении по скалам и бетону площадки перед учебной частью …)
Отриконенные ботинки широко использовались до появления горных ботинок с резиновой или полиуретановой подошвой с протектором типа «вибрам» (от названия фирмы Vibram), полностью вытеснившими трикони. (В Союзе массовый переход произошел в 79-81г.г. Ещё в 1979 в «Торпедо» выдавали участникам трикони, а в 1980 в «Уллу-Тау» уже вибрамы. В дальнейшем трикони (железки) использовались, в основном, в качестве своеобразных амулетов, которые носили подвесив на ниточке на шее).
Фактически, использование триконей было связано с целой эпохой в советском альпинизме.»


Повторы, кто читал все коменты поста, обнаруживаются без труда, но решил не редактировать.

1
Мне,лет восемь назад,по наследству передали пару триконей. Полностью сделанные из брезента,не разу не надеванные.Я продал одному реконструктору за сто гривень.Нигде таких больше не видел.

0
Хотелось бы фото увидеть, может, это шекльтоны?

2
Спасибо Виталик! 1964г. Верхний Цей. Овчаров, Рапопорт, Хромов исполняют
танец маленьких лебедей в пачках и триконях с волосатыми ногами.

2
Эта троица могла зажечь!)

2
Спасибо. Очень позновательно.
С 1995 по 97 пользовался триконями в Алма-Ате как и другие.
Замечательные боты но не для зимы. 3б Пионер -Маншук Мометовой -без всяких сомнений!
Причем еще после этого пару тройку лет трикони были в ходу у нас у молодых ;)

1
Ну 3Б на Пионер летом и кроссовках хороших можно...

2
О, как гармонично сплелись в вашем повествовании сюжеты о триконях, сапожниках и характерной для этой профессии склонности...! В 1972 г. в Домбае командир отряда, известный кинорежиссер Вадим Михайлов обратился к юношам из отряда новичков с просьбой помочь девушкам подковать трикони.
- Вы понимаете, - сказал он,- в штате нашего лагеря, конечно, есть сапожник, но он страдает некоторой особенностью, весьма характерной для его профессии... так что уж лучше вы сами!
А трикони до сих пор вспоминаются с теплым чувством. В Талгаре зимой 1979 г. у нас один бедняга эти ботинки, засохшие на складе, варил в кипятке , а потом надевал горячими, чтобы разогнуть. Мне тогда повезло - я привез геологические ботинки с точно такими триконями, как у вас на одной из фотографий, они заметно легче и удобнее - кант не выступал далеко за пределы ступни, и держали они на льду и мокрой скале даже лучше, чем вибрамы. А последний раз мне показали классические лагерные трикони в альплагере Варзоб в 1985 г. , но... они были совершенно новые и ярко-желтые!

0
В комментариях много тёплых воспоминаний о триконях, которые я немного не застал, поэтому есть вопрос. Конструкция триконей – для передвижения по пологому льду и другим видам горного рельефа разной крутизны. А если лёд крутой, то реально ли было надеть на них кошки?

0
Ну, это само-собой – десятизубые с мягким креплением.
А других в нашей реальности тогда и не было (по крайней мере, не видел). Вибрамы «из-за большого бугра» ещё изредка встречались, а вот кошки…

3
377-10
0_44ce4_f6f8e5a0_M
98308-670
nedosekova4

1
Что-то мне подсказывает, что воспоминания о десятизубых кошках будут менее тёплыми, хотя появление двух «лишних» зубьев тоже было революцией.

1
Кошки одевались запросто. Но, бывало, ступени рубать все равно приходилось.... В идеале - 7 движений, 3 - рубка, 3 - подсечка, 1 - чистка. Но у меня лучший результат - 8-9.......

0
Удивительная фотка последняя.
Трое едят - а трое сидят :)

Сам таким был новичком в 1977 году в Ала-Арче
Чтобы этим кошкам можно было доверить - перетягивали туго фитили (ремни)
Перетянешь ремни - удавливает до судорог ноги

2
«Трое едят - а трое сидят :)»

Так небось уже съели.
Судя по всему, перекус во время ледовых занятий.

А про фитили – 100%, и ноги при этом сильно мёрзли. Из-за этого и воспоминания о кошках не особо «тёплые».

1
Спасибо, Том. С удовольствием прочитал.

6
Давно не заходила на риск. А тут как ёкнуло. Есть такое, интуиция называется. Сразу же натыкаюсь на этот пост.

Как глоток свежего воздуха. Виталий, спасибо Вам! Вот так нужно писать!

Не знаю, удобно ли без разрешения автора, но я утаскиваю этот пост к себе на страничку в ФБ.

2
класс!!! где бы себе найти трикони...

0
Зайдите на сайт avito.ru и наверняка найдёте. А если железки будут стёрты, то у меня пара новых комплектов ещё осталась.

1
Восхитительно! :0) Спасибо! :0)

0
Случайно наткнулся, вот продаются аналогичные - http://kiev.ko.olx.ua/obyavlenie/botinki-dlya-alpinizma-IDcMZuj.html#3fbb2c28a2, только черного цвета.
Поторгуйтесь, а вдруг...

0
Tom, а существуют ли титановые кошки? Кто-то помню на риске искал титановые кошки. Почему-то.

2
Маргарита, не хитрите, ведь Вы таки да едете в Жмеринку)
http://www.risk.ru/blog/11616

1
:) Ну Томчик, ну в Жмеринку без кошек никак нельзя.

1
Замечательный рассказ! Браво!
Давненько я не была на Риске...

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru