Школа Роупджампинга в Крыму

Пишет Nefedov Sergey, 03.06.2015 09:22

Школа Роупджампинга в Крыму (Ropejumping)
23-30 мая на известной среди альпинистов горе Малый Кильсе-Бурун прошла седьмая школа по спортивному техническому роупджампингу. Что это за термин такой, возможно спросите вы.

Лик усатого старца. Через карнизы по центру проходит интересный маршрут "Три карниза".

В широком общественном мнении уже устоялось убеждение, что "прыжки с веревкой" - это полулегальные прыжки с уродливых индустриальных останков былого величия советского союза, или в лучшем случае коммерческие прыжки с красивых скал.

В общественном мнении альпинистов и других горных людей положение роупждампинга получше, но все же не ушло не сильно дальше "забавы для подростков".

На самом деле следует различать разные направления, и для тех кто в теме, различия огромны.

1. Маленькие, простые объекты и потоковые коммерческие прыжки - "коммерческий роупджампинг". Даже если там до поры до времени не замешаны деньги и клиенты, этот устоявшийся в нашей среде термин подходит лучше всего.
2. Большие, сложные объекты и потоковые коммерческие прыжки - тот же "коммерческий роупджампинг" , но требующий более высокого уровня от организаторов.
3. Первопрыжки - "технический роупджампинг". Особенность в том, что найти правильное решение по способу навески прыжковой системы, чтобы получить максимум безопасности, глубины свободного падения и скорости перезарядки системы - реальная головоломка, требующая от людей не только вязать узлы и тянуть полиспасты. Прыгать с этого же места во второй и последующий разы во много раз проще, так как длины веревок и места их закрепления уже известны. Если прыгал кто-то другой, можно взять консультацию или увидеть ключевые решения по фото и видео материалам.
4. Первопрыжки, особенно со сложных и больших объектов - "спортивный технический роупджампинг".
Та же разминка для мозгов осложняется большими размерами поля деятельности, погодными и логистическими факторами. Даже просто перемещаться к объекту и по объекту может требовать хорошей физической формы. В отличие от альпинизма, где пройти маршрут во второй раз, в третий или в десятый раз все так же непросто как в первый (за исключением сильно окрюкованных линий), потому что все равно нужно лезть и никто за тебя этого не сделает, в роупджампинге предварительные знания о том, как в этом месте совершались прыжки и с какими характеристиками, сильно понижает сложность навески. По этой причине, один и тот же объект во время первопрыжков имеет спортивный характер, позже - "коммерческий". Уникальный формат школы - обязательный первопрыг новой скалы.
5. Прыжки с акцентом на правильное отделение от объекта, полет, акробатику - "спортивный роупджампинг".
6. Прыжки в особо отдаленных и труднодоступных местах имеет приставку "экспедиционный...".

Я так и не знаю, заметили ли представители outdoor индустрии, что роупджампинг вылился в полноценное, широкое направление веревочной активности, что им занимается сотня-другая команд и что масштабы закупаемого снаряжения составляют ощутимый процент от общих продаж железа и веревок. Или продавцы и менеджеры все так же думают, что эти люди - промальпы и альпинисты. Я к тому, что направление уже давно вылезло из андеграуда, как по уровню решаемых задач, так и по массовости.

Более того, в спортивном техническом роупджампинге есть свои классы по регистрации рекордных достижений:

- Скала (Земля) - прыжки с естественных объектов. Первый рекорд держал Ден Осман (1998), в 2010 году, в Норвегии на скале Кьераг его побила команда RAPT (Россия, СПб) и Rock&Rope (Украина) , а в 2014 году новую планку установили Rock&Rope (Украина) и Pyrenaline (Франция) на горе Монт Ребей в Испании.
- Воздух - прыжки с веревкой с летательных объектов. Рекорд принадлежит московской команде Let's fly, за прыжок с воздушного шара в 2012 году.
- Мост (трос, веревка) - прыжки с искусственно созданной переправы. Рекорд принадлежит командам DROPROPE (Дальний восток) и Фактор падения (Москва) за прыжок с моста Сидухе в Китае в 2015 году.

Но вернемся к нашим скромным прыжкам.
Это была уже седьмая школа по техническому и спортивному техническому роупджампингу, что я провел в Крыму.

Школа Роупджампинга в Крыму (Ropejumping)
После того, как определена точка отделения от объекта (экзит) и выбрана стратегия навески основных базовых веревок, начинается пронос репшнура. Позже с его помощью перетягиваются более тяжелые основные веревки, зачастую две сразу.

В мае море часто парит, нагреваясь на солнце, и появляются густые туманы.

Видимость то открывается, то исчезает. В первый день у меня даже были мысли перенести эту школу на другую не опрыганную скалу в горной части Крыма, где такого осложнения не бывает, но нам повезло и туман позволил действовать.

Школа Роупджампинга в Крыму (Ropejumping)
Как и в любых горах, во время командной деятельности проявляются характеры людей как они есть.

Красивый оптический эффект "брокенский призрак".

Опять затянуло

Школа Роупджампинга в Крыму (Ropejumping)
На заднем плане - гора Замок, место крепления западного конца базовых веревок.

В красном круге - экзит. На дальнем плане - гора Большой Кильсе Бурун, место крепления восточного конца базовых веревок.

Вид на экзит и на Замок с гребневого альпинисткого маршута на Малый Кильсе.

Подготовка к прыжку.

Непогода на подходе. В эти дни в Крыму прошли аномальные дожди, в некоторых местах за двое суток выпала двухмесячная норма осадков, 22 населенных пункта остались без света, была угроза затопления Качинской долины. До дождя мы успели сделать три прыжка, потом пришлось пересиживать двое суток. Отдыхали в Форосе, занимались теорией и посетили уютную баньку лесника.

После дождя веревки еще были сырые, и прыгать пришлось в "молоко", но это не помешало оперативно сделать еще пять прыжков и в тот же день демонтировать все снаряжение. Иначе не успели бы на самолеты.

Школа Роупджампинга в Крыму (Ropejumping)
Глубина экзита 110-140 метров, в зависимости от силы отделения. Из-за непогоды у нас выпало два рабочих дня, и мы не успели увеличить глубину для стабильно и сильно отталкивающихся прыгунов. Так как удар роликов по базе происходит почти посредине, то есть по 300> метров в каждую сторону, подхват очень-очень мягкий, по ощущениям глубина свободного - 80 м.

Получилась очень мягкая, лаконичная система с классическими элементами вроде "ассист поводка" и "ассист османа".

С Малого Кильсе возможно прыгать без трапа, как Роуп так и Бейс, рядом есть естественная плоская полка полметра на полметра. Около нее остался шлямбур для ориентира и для самостраховки. Но к полке нужно спуститься с вершины по веревке 45 метров.

Школа Роупджампинга в Крыму (Ropejumping)
По традиции, если ничего не сбивает планы, вроде разбившего о скалы тестового груза, я прыгаю крайним.

Виден простор для совершенствования техники исполнения самого прыжка.

Участники (слева направо): Рома Курнин (Москва), Алексей Кондрашов (СПб), Роман Шушарин (Курган), Сергей Нефёдов (Крым-СПб), Сергей Стоянов (Одесса), Владимир Добрый (Липецк), Николай Шапарин (Москва). Автор фото - БОРИС (парень с Урала).

Характеристики объекта:
Высота стены: 180 м
Высота экзита: 110-140 м
Глубина свободного падения: 60 м
Глубина общего падения: 110 м
Длина базы: 700 м
Количество прыжков: 8

Школа Роупджампинга в Крыму (Ropejumping)
Здесь мы натянули 700-метровую горизонтальную базу между соседними горами Замок и Большой Кильсе Бурун. Это самая длинная база, которую когда-либо делали на полуострове. В Норвегии наша база была около 800 метров, в Иордании - 900, в Турции и на Шаан-кае - всего 550. Еще для примера, когда в 2008 году мы опрыгивали соседний Форосский Кант и натянули 380-метровую базу, это был прорыв, самая длинная на тот момент база для роупджампинга когда-либо тянувшаяся в России, а может и в более широком географическом диапазоне.

Прошло много лет, и то, что раньше казалось большим и невероятным, теперь - предмет для получения опыта на школе.

Мое скромное мнение.
Я так понимаю все хотят выделиться в нашем хобби или профессии. Это похвально, это дает развитие. Но данное сигментирование на рекорды больше похоже на современный маркетинг. Где каждый производитель кричит о своих крутых показателях, невозможно большой производительности, нереальности цифр и букв.
В роупджампинге, где нет четкой проработки стандартов, видов, да и вообще не являющимся видом спорта, мы горазды ставить и закреплять любые рекорды, что нам заблагорассудится.

Изначально роупджампинг это контролируемый срыв на веревке. Родился на скалах и был расширен другими стационарными объектами, как когда-то это было в BASE.
Категория "Воздух" по идее это ответвление скайдайвинга, где фрифол прервали зависанием в небе на веревке. Разовое мероприятие, которое бить никто не будет. Лично я не вижу вообще в этом целесообразности, так как я охотник за ощущениями, а прерывать кайф полета и затрачивать на это такие усилия не вижу смысла. Многие считают так же.

Остается абсолютный показатель в свободном и общем падении с любых стационарных объектов. И именно АБСОЛЮТНЫЙ показатель и является рекордом. И не важно сколько сил занимает та или иная навеска. Важны цифры. От точки экзита до подхвата.
Дальше идут классификации по объектам искусственного и природного происхождения

ИСКУССТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Тут не нужно выделять МОСТ. Мосты, как и антенны, как и здания и плотины это сооружения искусственного происхождения. Они относительно стационарны (есть небольшой ход у тех же подвесных мостов). Из этой категории нужно исключить любые перетяжки каньонов троссами и любые специально провешаные для прыжка горизонтальные и комбинированные веревки.
И тут уже для подчеркивания вашего достижения, вы можете выбирать отдельные сигменты по:
- виду объекта (мост, здание, труба, антенна, шахта и пр)
- расположению (мир, часть света, страна и пр)
- типу навески (горизонталка, косая и пр)

ЕСТЕСТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Тут все понятно - это скалы, провалы, пещеры, каньоны. Тут уже для подчеркивания вашего достижения, вы можете выбирать отдельные сигменты по:
- виду объекта (скала, пещера, грот и пр)
- расположению (мир, часть света, страна и пр)
- типу навески (горизонталка, косая и пр)

Отдельно хочу сказать о комбинированных прыжках. О роуп-скайдайв уже было написано выше. Есть же в мировой практике еще прыжки роуп-BASE. Как быть с прыжками такого плана? Когда BASE прыжок прерывается зависанием в воздухе при помощи веревки.

Еще одна комбинация, это использования специальных костюмов для увеличения горизонтальной дистанции от точки экзита. Уже используется трексьют и вингсьют в роупджампинге. Более того, при использовании трексьюта был установлен абсолютный рекорд падения в 2014 году. Я вам гарантирую, что в будущем связка роуп-вингсьют будет использоваться на рекордных объектах. И что тогда мы будем делать с рекордами?
Сближение дисциплин идет, и думаю нам пора перенимать опыт

Спасибо за внимание

А вообще спасибо за попытку систематизации того что у нас уже есть.
Объект просто шикарен и ваша работа на нем заслуживает похвалы